Постановление Администрации городского округа Самара от 3 августа 2022 г. N 580
"Об утверждении муниципальной программы городского округа Самара "Развитие сферы культуры городского округа Самара" на 2023-2027 годы"
В соответствии с постановлением Администрации городского округа Самара от 12.10.2015 N 1126 "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ городского округа Самара" в целях развития сферы культуры городского округа Самара постановляю:
1. Утвердить прилагаемую муниципальную программу городского округа Самара "Развитие сферы культуры городского округа Самара" на 2023-2027 годы.
2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2023 года и подлежит официальному опубликованию.
3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя главы городского округа Самара Харитонова М.Н.
Глава городского округа |
Е.В. Лапушкина |
Утверждена
постановлением Администрации
городского округа Самара
от 03.08.2022 N 580
Муниципальная программа
городского округа Самара "Развитие сферы культуры городского округа Самара" на 2023-2027 годы (далее - Программа)
Паспорт Программы
Наименование Программы |
- |
муниципальная программа городского округа Самара "Развитие сферы культуры городского округа Самара" на 2023-2027 годы |
Дата принятия решения о разработке Программы |
- |
поручение первого заместителя главы городского округа Самара от 31 марта 2022 г. |
Ответственный исполнитель Программы |
- |
Департамент культуры и молодежной политики Администрации городского округа Самара (далее - ДКМП) |
Цель Программы |
- |
развитие сферы культуры городского округа Самара |
Задачи Программы |
- |
создание условий для организации досуга и обеспечения жителей городского округа Самара услугами учреждений в сфере культуры (в том числе библиотек, музеев, муниципальных образовательных организаций в сфере культуры); сохранение объектов культурного наследия, принадлежащих на праве оперативного управления учреждениям в сфере культуры и МБУ "ЦТХО"; обеспечение реализации творческого потенциала граждан и популяризации культурного досуга населения на территории городского округа Самара; формирование культурного имиджа городского округа Самара и осуществление сотрудничества в сфере культуры; развитие кадрового потенциала в сфере культуры; организация технического и хозяйственного обслуживания деятельности учреждений в сфере культуры |
Показатели (индикаторы) Программы |
- |
количество новых экземпляров книжной продукции, поступивших в библиотечные фонды муниципальных библиотек; количество периодических изданий, на которые муниципальными библиотеками оформлена подписка; количество электронных баз данных, к которым обеспечен доступ муниципальным библиотекам; количество вновь созданных и (или) модернизированных экспозиций в муниципальных музеях; количество технически оснащенных муниципальных музеев; количество вновь созданных и (или) модернизированных театральных постановок в рамках поддержки творческой деятельности и технического оснащения муниципальных детских и кукольных театров; количество приобретенных и (или) изготовленных основных средств учреждениями в сфере культуры (оборудования, компьютерного оборудования, оргтехники, мебели, музыкальных инструментов, сценических костюмов, декораций и прочих основных средств (за исключением недвижимого имущества)); количество муниципальных бюджетных учреждений дополнительного образования в сфере культуры, оснащенных музыкальными инструментами, оборудованием и учебными материалами; количество муниципальных музеев, обеспеченных комплексной автоматизированной информационной музейной системой "КАМИС"; количество объектов (помещений) учреждений в сфере культуры, в отношении которых разработаны дизайн-проект, конструкторская документация на изготовление мебели, арт-объектов, панно и иных объектов, осуществлен авторский надзор за реализацией дизайн-проекта; количество помещений, на внутренних поверхностях которых осуществлены роспись и (или) декорирование, и (или) количество зданий, на внешних поверхностях которых осуществлены роспись и (или) декорирование; количество объектов, принадлежащих на праве оперативного управления учреждениям в сфере культуры, в отношении которых полностью или частично разработана проектная документация, на которых полностью или частично проведены работы по капитальному и (или) текущему ремонту, противоаварийные мероприятия, строительный контроль; количество заключений по факту обследования и (или) оценки технического состояния здания (отдельных элементов здания) учреждений в сфере культуры, проведенных экспертиз проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий; количество объектов (зданий) учреждений в сфере культуры, технологически присоединенных к электрическим сетям, системе водоснабжения, системе теплоснабжения; количество посещений муниципальных библиотек; количество посещений муниципальных театров; количество посещений муниципальных концертных организаций; количество посещений муниципальных культурно-досуговых учреждений; количество посещений муниципальных музеев; количество детей, получающих в муниципальных бюджетных учреждениях дополнительного образования в сфере культуры услуги по дополнительному образованию; количество проведенных противопожарных мероприятий в учреждениях в сфере культуры; количество введенных в эксплуатацию объектов в сфере культуры; количество объектов культурного наследия, принадлежащих на праве оперативного управления учреждениям в сфере культуры и МБУ "ЦТХО", по которым проведены работы по сохранению объектов культурного наследия; количество участников культурных мероприятий и творческих мероприятий, направленных на развитие культурной деятельности на территории городского округа Самара; количество одаренных детей и талантливой молодежи, получивших стипендии городского округа Самара в области культуры и искусства; количество лиц, получивших гранты в форме субсидий в целях возмещения затрат в связи с выполнением работ, оказанием услуг по реализации на территории городского округа Самара проектов в области культуры; количество лиц, получивших субсидии в целях финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с выполнением работ, оказанием услуг в области культуры на территории городского округа Самара; количество проведенных мероприятий, либо мероприятий, в которых принято участие, способствующих развитию системы межмуниципального, межрегионального и всероссийского сотрудничества в сфере культуры; количество созданных и размещенных в средствах массовой информации материалов, программ, сюжетов, а также разработанных и изданных публицистических и презентационных материалов, освещающих деятельность ДКМП и учреждений в сфере культуры городского округа Самара; количество новых мемориальных сооружений и скульптурных композиций, установленных на территории городского округа Самара; количество мемориальных сооружений и скульптурных композиций, расположенных на территории городского округа Самара, по которым полностью или частично разработана проектная документация, на которых полностью или частично проведены работы по капитальному и (или) текущему ремонту, противоаварийные мероприятия, строительный контроль; количество заключений по факту обследования и (или) оценки технического состояния мемориальных сооружений и скульптурных композиций, расположенных на территории городского округа Самара, проведенных экспертиз проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий; количество организованных и проведенных мероприятий, способствующих увековечению памяти выдающихся личностей и знаменательных событий для городского округа Самара; количество работников учреждений в сфере культуры городского округа Самара, получивших (получающих) дополнительное профессиональное образование посредством реализации программ профессиональной переподготовки; количество организованных и проведенных конкурсов профессионального мастерства, семинаров, конференций, выставок, направленных на развитие кадрового потенциала работников учреждений в сфере культуры; количество учреждений в сфере культуры, в которых оказываются услуги по техническому и хозяйственному обслуживанию МБУ "ЦТХО"; количество приобретенных и (или) изготовленных основных средств (оборудования, компьютерного оборудования, оргтехники, мебели, музыкальных инструментов, сценических костюмов, декораций и прочих основных средств (за исключением недвижимого имущества)) МБУ "ЦТХО"; количество проведенных мероприятий, направленных на разработку проектной документации, выполнение работ по капитальному и (или) текущему ремонту, строительного контроля, противоаварийных мероприятий на объектах, принадлежащих на праве оперативного управления МБУ "ЦТХО"; количество заключений по факту обследования и (или) оценки технического состояния объектов (отдельных элементов объекта), принадлежащих на праве оперативного управления МБУ "ЦТХО", проведенных экспертиз проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий; количество проведенных противопожарных мероприятий в МБУ "ЦТХО" |
Подпрограммы с указанием целей и сроков реализации |
- |
Программа не содержит подпрограмм |
Этапы и сроки реализации Программы |
- |
реализация Программы рассчитана на период с 2023 по 2027 годы. Начало реализации Программы - 1 января 2023 г. Окончание реализации Программы - 31 декабря 2027 г. Реализация Программы не предусматривает выделение этапов, поскольку программные мероприятия рассчитаны на реализацию в течение всего периода действия Программы |
Объемы бюджетных ассигнований Программы |
- |
Общий объем финансирования Программы составляет 7 597 715,5 тыс. руб., в том числе по годам реализации: в 2023 году - 1 590 071,2 тыс. руб.; в 2024 году - 1 801 491,8 тыс. руб.; в 2025 году - 1 347 434,7 тыс. руб.; в 2026 году - 1 401 332,2 тыс. руб.; в 2027 году - 1 457 385,6 тыс. руб. Из них за счет средств бюджета городского округа Самара - 7 229 589,4 тыс. руб., в том числе по годам реализации: в 2023 году - 1 320 286,0 тыс. руб.; в 2024 году - 1 703 150,9 тыс. руб.; в 2025 году - 1 347 434,7 тыс. руб.; в 2026 году - 1 401 332,2 тыс. руб.; в 2027 году - 1 457 385,6 тыс. руб. Из них за счет средств бюджета Самарской области - 175 668,1 тыс. руб., в том числе по годам реализации: в 2023 году - 142 710,2 тыс. руб.; в 2024 году - 32 957,9 тыс. руб. Из них за счет средств федерального бюджета - 192 458,0 тыс. руб., в том числе по годам реализации: в 2023 году - 127 075,0 тыс. руб.; в 2024 году - 65 383,0 тыс. руб. Финансирование Программы в 2023-2027 годах за счет средств вышестоящих бюджетов осуществляется в объеме их фактического поступления в течение финансового года. Указанное положение не является основанием возникновения расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет средств вышестоящих бюджетов. Расходные обязательства Российской Федерации и Самарской области по финансированию мероприятий, направленных на решение обозначенной в Программе проблемы, возникают по основаниям, установленным действующим бюджетным законодательством |
Ожидаемые результаты реализации Программы |
- |
создание условий для повышения качества оказания муниципальных услуг в учреждениях в сфере культуры; создание условий для повышения качества оказания муниципальных услуг по библиотечному обслуживанию населения; создание условий для повышения качества оказания муниципальных музейных услуг; создание условий для повышения качества оказания муниципальных услуг в сфере театральной деятельности; создание условий для повышения качества оказания муниципальных услуг в сфере концертной деятельности; создание условий для повышения качества оказания муниципальных услуг по организации культурного досуга населения; создание условий для повышения качества оказания муниципальных услуг по организации предоставления дополнительного образования в сфере культуры; обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объектов культурного наследия, принадлежащих на праве оперативного управления учреждениям в сфере культуры и МБУ "ЦТХО"; привлечение жителей к участию в культурной жизни городского округа Самара; поддержка одарённых детей и талантливой молодежи городского округа Самара в сфере культуры; создание условий для реализации творческих инициатив в сфере культуры на территории городского округа Самара; развитие системы межмуниципального, межрегионального и всероссийского сотрудничества в сфере культуры; повышение информированности населения о деятельности ДКМП и учреждений в сфере культуры городского округа Самара; формирование культурного имиджа городского округа Самара; повышение профессионального уровня работников учреждений в сфере культуры; создание условий для организации технического и хозяйственного обеспечения деятельности учреждений в сфере культуры |
I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа
В настоящее время сфера культуры возведена в ранг национальных приоритетов и признана важнейшим фактором повышения качества жизни и гармонизации общественных отношений, значимым ресурсом динамичного социально-экономического развития и гарантом сохранения единого культурного пространства.
Согласно Стратегии социально-экономического развития Самарской области на период до 2030 года, утвержденной постановлением Правительства Самарской области от 12.07.2017 N 441, в долгосрочной перспективе предполагается создание условий для обеспечения максимальной доступности культурных благ для населения.
Одним из стратегических направлений Стратегии комплексного развития городского округа Самара на период до 2025 года, утвержденной решением Думы городского округа Самара от 26.09.2013 N 358, определено культурное развитие.
В связи с этим развитие сферы культуры городского округа Самара является эффективным инструментом и основой повышения качества жизни населения, реализации творческого потенциала граждан, формирования положительного культурного имиджа города.
Городской округ Самара - культурная столица Среднего Поволжья, имеет устоявшиеся театральные, музыкальные и художественные традиции, обладает значительным историко-культурным и духовным потенциалом, обеспечивающим планомерное достижение поставленных целей в развитии сферы культуры.
Культурный потенциал городского округа Самара представлен следующими муниципальными учреждениями:
26 образовательных организаций в сфере культуры (16 детских музыкальных школ, 8 детских школ искусств, 2 детские художественные школы);
64 общедоступные библиотеки, из которых 2 централизованные библиотечные системы (МБУК г.о. Самара "СМИБС" и МБУК г.о. Самара "ЦСДБ") и МБУК "СПБ";
5 музеев (МБУК г.о. Самара "СЛМ им. М. Горького", МБУК "Музей истории города Самары им. М.Д. Челышова", МБУК г.о. Самара "МДКГ", МБУК г.о. Самара "МВЦ "Самара Космическая", МАУ г.о. Самара "Музей Э.А. Рязанова");
6 учреждений культурно-досугового типа (МАУ г.о. Самара "Дворец творчества", МБУК "ДК "Заря", МБУК "ДК "Чайка", МБУК г.о. Самара "ДК пос. Зубчаниновка", МБУК г.о. Самара "ДК "Победа", МБУК г.о. Самара "ДК "Волжанин");
6 театров (МБУК г.о. Самара "Театр "Самарская площадь", МБУК г.о. Самара "Театр драмы "Камерная сцена", МБУК г.о. Самара "Театр "Лукоморье", МБУК "ДМТ "Задумка", МБУК "Театр "Витражи", МБУК г.о. Самара "ТДМ "Мастерская");
1 концертная организация (МБУ г.о. Самара "Духовой оркестр");
МАУ г.о. Самара "Агентство социально-значимых культурных и спортивных мероприятий";
МБУ г.о. Самара "ЦТХО", осуществляющее организацию методического, информационного сопровождения, техническое и хозяйственное обслуживание деятельности муниципальных учреждений в сфере культуры.
Анализ сложившейся ситуации в сфере культуры в современных условиях свидетельствует о причине возникновения проблем, требующих решения в рамках реализации полномочий органов местного самоуправления. С одной стороны, органы муниципальной власти предоставляют каждому человеку свободу выбора, возможность культурного творчества и самовыражения, обеспечивают право на участие в культурной жизни и пользование услугами учреждений в сфере культуры, с другой стороны, способствуют укреплению духовно-нравственных и патриотических принципов в общественном сознании.
В этой связи возникает необходимость четкого формулирования органами управления культурой задач с учетом ценностно ориентированного подхода, и, при существующих бюджетных и ресурсных возможностях, повышения эффективности и адресности инвестиций в человеческий капитал, культуру и культурную инфраструктуру, что позволит обеспечить качество и дальнейшую социальную востребованность услуг в сфере культуры.
В течение последних лет на территории городского округа Самара реализуются такие крупномасштабные социально значимые проекты в сфере культуры, как всероссийский фестиваль духовых оркестров "На сопках Маньчжурии", межрегиональный фестиваль "Волга театральная", конкурсы и фестивали художественного образования. Традиционными становятся мероприятия в рамках осуществления культурного сотрудничества. Деятельность учреждений культуры городского округа Самара получает высокую оценку на престижных мероприятиях межрегионального и всероссийского уровней.
Департамент культуры и молодежной политики Администрации городского округа Самара в рамках своих полномочий занимается разработкой и внедрением различных форм поддержки деятельности городских культурных центров, творческих союзов, общественных объединений, других некоммерческих организаций, а также организаций любых организационно-правовых форм, участвующих в решении вопросов в сфере культуры.
С учетом высокой социальной значимости проводимых мероприятий, а также принимая во внимание объемы затрат, требуемые на их реализацию, становится очевидной потребность в поддержке культурных инициатив за счет бюджета городского округа Самара и в дальнейшем.
Несмотря на качественную профессиональную работу учреждений в сфере культуры, основной проблемой, сдерживающей её развитие, продолжает оставаться несоответствие материально-технического состояния и оснащенности учреждений отрасли современным требованиям. Проблема, возникшая ввиду недостаточного финансирования, в течение последних лет решается посредством привлечения средств из различных источников, в том числе за счет проведения на территории городского округа Самара мероприятий региональной составляющей федерального проекта "Культурная среда" национального проекта "Культура".
Исходя из национальной цели развития, сформулированной как "возможности для самореализации и развития талантов", и основываясь на соблюдении принципов преемственности, городской округ Самара участвует в реализации мероприятий по обеспечению качественно нового уровня развития инфраструктуры отрасли в части оснащения и укрепления материально-технической базы учреждений в сфере культуры.
В Программе указанные мероприятия реализуются в рамках решения задачи "Создание условий для организации досуга и обеспечения жителей городского округа Самара услугами учреждений в сфере культуры (в том числе библиотек, музеев, муниципальных образовательных организаций в сфере культуры)", что в целом способствует комплексному развитию учреждений в сфере культуры.
Так, в рамках реализации региональной составляющей федерального проекта "Культурная среда" проведена модернизация на основе модельного стандарта 4 муниципальных общедоступных библиотек, выполнен капитальный ремонт Дома культуры "Октябрь" в пос. Мехзавод, приобретен передвижной многофункциональный культурный центр - автоклуб для обеспечения концертной деятельности на территории города вне стационарной сцены, ряд детских музыкальных школ и школ искусств оснащены музыкальными инструментами, современным оборудованием и учебными материалами.
Однако в связи с ограниченными возможностями городского бюджета не менее 60% зданий (помещений) учреждений в сфере культуры в городском округе Самара остаются в неудовлетворительном состоянии и требуют проведения текущего или капитального ремонта. Состояние материально-технической базы учреждений также нуждается в обновлении и модернизации.
Насущной проблемой в сфере библиотечного обслуживания населения является сохранение объемов библиотечных фондов, а также их комплектование.
В соответствии с рекомендациями ИФЛА/ЮНЕСКО международный стандарт по комплектованию библиотечных фондов должен составлять не менее 250 экземпляров новых книг на одну тысячу жителей. Вместе с тем в силу ограниченного финансирования достигнуть рекомендованного норматива ежегодного поступления в фонды муниципальных библиотек в последние годы не удается, и фактическое значение составляет всего 20 экземпляров.
Не менее значимой является проблема в музейной деятельности, связанная с отсутствием дополнительных выставочных площадей и современных фондохранилищ, оснащенных системами обеспечения безопасности музейных предметов, низким уровнем пополнения музейных фондов, недостаточностью финансирования. Это влияет на создание современных экспозиций, препятствует культурному обмену и созданию уровневых музейных проектов, приему особо ценных экспонатов от сторонних учреждений культуры на ответственное хранение в рамках выставочной деятельности, значительно снижает возможность для доступа населения к культурным ценностям и достижения задачи по увеличению посещаемости музеев.
Сдерживающим фактором развития системы художественного образования детей при высокой востребованности предпрофессионального образования в сфере культуры и искусства на территории городского округа Самара остается низкий уровень обеспеченности населения соответствующими муниципальными учреждениями - 55% от нормативной потребности, в том числе их отсутствие в крупных микрорайонах Крутые ключи, Солнечный, новом жилом квартале Волгарь.
Решение задач, поставленных перед сферой культуры, также невозможно без развития кадрового потенциала, наличия высокопрофессиональных творческих и управленческих кадров.
В настоящее время современное общество предъявляет новые требования к компетенции работников сферы культуры, отмечая необходимость в обладании навыками в области менеджмента, маркетинга, информационных технологий. Обеспечить высокий уровень подготовки таких кадров возможно за счет системы повышения квалификации работников сферы культуры.
Также не перестает быть актуальной проблема старения кадров и отток молодых специалистов в другие секторы экономики. В настоящее время в муниципальных учреждениях сферы культуры занято более 2,4 тысяч работников. Средний возраст сотрудников приближается к 48 годам, при этом 30% из них - работники пенсионного возраста, а доля всех работников старше 50 лет составляет почти 41%.
Исходя из общей характеристики текущего состояния сферы культуры и основных проблем развития отрасли следует, что создать необходимые условия для развития сферы культуры городского округа Самара в целом возможно программно-целевым методом, позволяющим обеспечить эффективное использование бюджетных средств в соответствии с приоритетами социально-экономического развития городского округа Самара.
Программа будет способствовать созданию единого культурного пространства и обеспечению максимальной доступности культурных благ для раскрытия творческого потенциала каждого гражданина.
II. Цели и задачи, этапы и сроки реализации Программы, конечные результаты ее реализации, характеризующие целевое состояние (изменение состояния) в сфере реализации Программы
Целью Программы является развитие сферы культуры городского округа Самара.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнение комплекса задач:
создание условий для организации досуга и обеспечения жителей городского округа Самара услугами учреждений в сфере культуры (в том числе библиотек, музеев, муниципальных образовательных организаций в сфере культуры);
сохранение объектов культурного наследия, принадлежащих на праве оперативного управления учреждениям в сфере культуры и МБУ "ЦТХО";
обеспечение реализации творческого потенциала граждан и популяризации культурного досуга населения на территории городского округа Самара;
формирование культурного имиджа городского округа Самара и осуществление сотрудничества в сфере культуры;
развитие кадрового потенциала в сфере культуры;
организация технического и хозяйственного обслуживания деятельности учреждений в сфере культуры.
Реализация Программы рассчитана на период с 2023 по 2027 годы.
Начало реализации Программы - 1 января 2023 г.
Окончание реализации Программы - 31 декабря 2027 г.
Реализация Программы не предусматривает выделение этапов, поскольку программные мероприятия рассчитаны на реализацию в течение всего периода действия Программы.
По итогам реализации Программы планируется достигнуть следующих результатов:
создание условий для повышения качества оказания муниципальных услуг в учреждениях в сфере культуры;
создание условий для повышения качества оказания муниципальных услуг по библиотечному обслуживанию населения;
создание условий для повышения качества оказания муниципальных музейных услуг;
создание условий для повышения качества оказания муниципальных услуг в сфере театральной деятельности;
создание условий для повышения качества оказания муниципальных услуг в сфере концертной деятельности;
создание условий для повышения качества оказания муниципальных услуг по организации культурного досуга населения;
создание условий для повышения качества оказания муниципальных услуг по организации предоставления дополнительного образования в сфере культуры;
обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объектов культурного наследия, принадлежащих на праве оперативного управления учреждениям в сфере культуры и МБУ "ЦТХО";
привлечение жителей к участию в культурной жизни городского округа Самара;
поддержка одарённых детей и талантливой молодежи городского округа Самара в сфере культуры;
создание условий для реализации творческих инициатив в сфере культуры на территории городского округа Самара;
развитие системы межмуниципального, межрегионального и всероссийского сотрудничества в сфере культуры;
повышение информированности населения о деятельности ДКМП и учреждений в сфере культуры городского округа Самара;
формирование культурного имиджа городского округа Самара;
повышение профессионального уровня работников учреждений в сфере
культуры;
создание условий для организации технического и хозяйственного обеспечения деятельности учреждений в сфере культуры.
III. Перечень показателей (индикаторов) Программы с расшифровкой плановых значений по годам ее реализации и за весь период ее реализации
Перечень показателей (индикаторов), характеризующих ежегодный ход и итоги реализации Программы, приведен в следующей в таблице:
N п/п |
Наименование цели, задачи, показателя (индикатора) |
Ед. изм. |
Срок реализации |
Отчет 2021 г. |
Прогнозируемые значения показателя (индикатора) |
|||||
2023 |
2024 |
2025 |
2026 |
2027 |
Итого за период реализации |
|||||
Цель. Развитие сферы культуры городского округа Самара | ||||||||||
Задача 1. Создание условий для организации досуга и обеспечения жителей городского округа Самара услугами учреждений в сфере культуры (в том числе библиотек, музеев, муниципальных образовательных организаций в сфере культуры) | ||||||||||
1. |
Количество новых экземпляров книжной продукции, поступивших в библиотечные фонды муниципальных библиотек |
Единиц |
2023-2027 |
- |
24 861 |
24 861 |
14 500 |
14 500 |
14 500 |
93 222 |
2. |
Количество периодических изданий, на которые муниципальными библиотеками оформлена подписка |
Единиц |
2023-2027 |
- |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
500 |
3. |
Количество электронных баз данных, к которым обеспечен доступ муниципальным библиотекам |
Единиц |
2023-2027 |
- |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
4. |
Количество вновь созданных и (или) модернизированных экспозиций в муниципальных музеях |
Единиц |
2025-2027 |
1 |
- |
- |
1 |
1 |
1 |
3 |
5. |
Количество технически оснащенных муниципальных музеев |
Единиц |
2023 |
- |
2 |
- |
- |
- |
- |
2 |
6. |
Количество вновь созданных и (или) модернизированных театральных постановок в рамках поддержки творческой деятельности и технического оснащения муниципальных детских и кукольных театров |
Единиц |
2023-2024 |
5 |
4 |
4 |
- |
- |
- |
8 |
7. |
Количество приобретенных и (или) изготовленных основных средств учреждениями в сфере культуры (оборудования, компьютерного оборудования, оргтехники, мебели, музыкальных инструментов, сценических костюмов, декораций и прочих основных средств (за исключением недвижимого имущества)) |
Единиц |
2023-2027 |
- |
80 |
78 |
78 |
78 |
78 |
392 |
8. |
Количество муниципальных бюджетных учреждений дополнительного образования в сфере культуры, оснащенных музыкальными инструментами, оборудованием и учебными материалами |
Единиц |
2024 |
- |
- |
4 |
- |
- |
- |
4 |
9. |
Количество муниципальных музеев, обеспеченных комплексной автоматизированной информационной музейной системой "КАМИС" |
Единиц |
2025-2027 |
- |
- |
- |
5 |
5 |
5 |
5 |
10. |
Количество объектов (помещений) учреждений в сфере культуры, в отношении которых разработаны дизайн-проект, конструкторская документация на изготовление мебели, арт-объектов, панно и иных объектов, осуществлен авторский надзор за реализацией дизайн-проекта |
Единиц |
2025-2027 |
- |
- |
- |
1 |
1 |
1 |
3 |
11. |
Количество помещений, на внутренних поверхностях которых осуществлены роспись и (или) декорирование, и (или) количество зданий, на внешних поверхностях которых осуществлены роспись и (или) декорирование |
Единиц |
2025-2027 |
- |
- |
- |
1 |
1 |
1 |
3 |
12. |
Количество объектов, принадлежащих на праве оперативного управления учреждениям в сфере культуры, в отношении которых полностью или частично разработана проектная документация, на которых полностью или частично проведены работы по капитальному и (или) текущему ремонту, противоаварийные мероприятия, строительный контроль |
Единиц |
2023-2027 |
9 |
3 |
4 |
4 |
4 |
4 |
19 |
13. |
Количество заключений по факту обследования и (или) оценки технического состояния здания (отдельных элементов здания) учреждений в сфере культуры, проведенных экспертиз проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий |
Единиц |
2023-2027 |
3 |
0 |
2 |
2 |
2 |
2 |
8 |
14. |
Количество объектов (зданий) учреждений в сфере культуры, технологически присоединенных к электрическим сетям, системе водоснабжения, системе теплоснабжения |
Единиц |
2025-2027 |
1 |
- |
- |
1 |
1 |
1 |
3 |
15. |
Количество посещений муниципальных библиотек |
Тыс. единиц |
2023-2027 |
- |
2303,7 |
2495,7 |
2595,5 |
2699,3 |
2807,3 |
12901,5 |
16. |
Количество посещений муниципальных театров |
Тыс. единиц |
2023-2027 |
- |
193,6 |
202,5 |
206,5 |
210,7 |
214,9 |
1028,2 |
17. |
Количество посещений муниципальных концертных организаций |
Тыс. единиц |
2023-2027 |
- |
69,2 |
80,7 |
82,3 |
84,0 |
85,6 |
401,8 |
18. |
Количество посещений муниципальных культурно-досуговых учреждений |
Тыс. единиц |
2023-2027 |
- |
631,6 |
736,9 |
766,4 |
797,0 |
828,9 |
3760,8 |
19. |
Количество посещений муниципальных музеев |
Тыс. единиц |
2023-2027 |
366,3 |
343,5 |
384,9 |
400,3 |
416,3 |
433,0 |
1978,0 |
20. |
Количество детей, получающих в муниципальных бюджетных учреждениях дополнительного образования в сфере культуры услуги по дополнительному образованию |
Единиц |
2023-2027 |
9285 |
9 300 |
9 310 |
9 320 |
9 330 |
9 340 |
9340 |
21. |
Количество проведенных противопожарных мероприятий в учреждениях в сфере культуры |
Единиц |
2023-2027 |
- |
20 |
30 |
30 |
30 |
30 |
140 |
22. |
Количество введенных в эксплуатацию объектов в сфере культуры |
Единиц |
2023-2024 |
- |
3 |
1 |
- |
- |
- |
4 |
Задача 2. Сохранение объектов культурного наследия, принадлежащих на праве оперативного управления учреждениям в сфере культуры и МБУ "ЦТХО" | ||||||||||
23. |
Количество объектов культурного наследия, принадлежащих на праве оперативного управления учреждениям в сфере культуры и МБУ "ЦТХО", по которым проведены работы по сохранению объектов культурного наследия |
Единиц |
2023-2027 |
3 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
6 |
Задача 3. Обеспечение реализации творческого потенциала граждан и популяризации культурного досуга населения на территории городского округа Самара | ||||||||||
24. |
Количество участников культурных мероприятий и творческих мероприятий, направленных на развитие культурной деятельности на территории городского округа Самара |
Человек |
2023-2027 |
229 532 |
37 779 |
95 188 |
96 467 |
100 662 |
100 538 |
430 634 |
25. |
Количество одаренных детей и талантливой молодежи, получивших стипендии городского округа Самара в области культуры и искусства |
Человек |
2023-2027 |
25 |
25 |
25 |
25 |
25 |
25 |
125 |
26. |
Количество лиц, получивших гранты в форме субсидий в целях возмещения затрат в связи с выполнением работ, оказанием услуг по реализации на территории городского округа Самара проектов в области культуры |
Единиц |
2023-2027 |
5 |
6 |
6 |
6 |
6 |
6 |
30 |
27. |
Количество лиц, получивших субсидии в целях финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с выполнением работ, оказанием услуг в области культуры на территории городского округа Самара |
Единиц |
2023-2027 |
2 |
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
9 |
Задача 4. Формирование культурного имиджа городского округа Самара и осуществление сотрудничества в сфере культуры | ||||||||||
28. |
Количество проведенных мероприятий либо мероприятий, в которых принято участие, способствующих развитию системы межмуниципального, межрегионального и всероссийского сотрудничества в сфере культуры |
Единиц |
2025-2027 |
1 |
- |
- |
1 |
1 |
1 |
3 |
29. |
Количество созданных и размещенных в средствах массовой информации материалов, программ, сюжетов, а также разработанных и изданных публицистических и презентационных материалов, освещающих деятельность ДКМП и учреждений в сфере культуры городского округа Самара |
Единиц |
2025-2027 |
- |
- |
- |
2 |
2 |
2 |
6 |
30. |
Количество новых мемориальных сооружений и скульптурных композиций, установленных на территории городского округа Самара |
Единиц |
2027 |
- |
- |
- |
- |
- |
1 |
1 |
31. |
Количество мемориальных сооружений и скульптурных композиций, расположенных на территории городского округа Самара, по которым полностью или частично разработана проектная документация, на которых полностью или частично проведены работы по капитальному и (или) текущему ремонту, противоаварийные мероприятия, строительный контроль |
Единиц |
2023-2027 |
5 |
3 |
5 |
5 |
5 |
5 |
23 |
32. |
Количество заключений по факту обследования и (или) оценки технического состояния мемориальных сооружений и скульптурных композиций, расположенных на территории городского округа Самара, проведенных экспертиз проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий |
Единиц |
2023-2027 |
- |
4 |
2 |
2 |
2 |
2 |
12 |
33. |
Количество организованных и проведенных мероприятий, способствующих увековечению памяти выдающихся личностей и знаменательных событий для городского округа Самара |
Единиц |
2025-2027 |
- |
- |
- |
1 |
1 |
1 |
3 |
Задача 5. Развитие кадрового потенциала в сфере культуры | ||||||||||
34. |
Количество работников учреждений в сфере культуры городского округа Самара, получивших (получающих) дополнительное профессиональное образование посредством реализации программ профессиональной переподготовки |
Человек |
2025-2027 |
1 |
- |
- |
1 |
1 |
1 |
3 |
35. |
Количество организованных и проведенных конкурсов профессионального мастерства, семинаров, конференций, выставок, направленных на развитие кадрового потенциала работников учреждений в сфере культуры |
Единиц |
2025-2027 |
- |
- |
- |
1 |
1 |
1 |
3 |
Задача 6. Организация технического и хозяйственного обслуживания деятельности учреждений в сфере культуры | ||||||||||
36. |
Количество учреждений в сфере культуры, в которых оказываются услуги по техническому и хозяйственному обслуживанию МБУ "ЦТХО" |
Единиц |
2023-2027 |
19 |
19 |
19 |
19 |
19 |
19 |
19 |
37. |
Количество приобретенных и (или) изготовленных основных средств (оборудования, компьютерного оборудования, оргтехники, мебели, музыкальных инструментов, сценических костюмов, декораций и прочих основных средств (за исключением недвижимого имущества)) МБУ "ЦТХО" |
Единиц |
2025-2027 |
- |
- |
- |
5 |
12 |
15 |
32 |
38. |
Количество проведенных мероприятий, направленных на разработку проектной документации, выполнение работ по капитальному и (или) текущему ремонту, строительного контроля, противоаварийных мероприятий на объектах, принадлежащих на праве оперативного управления МБУ "ЦТХО" |
Единиц |
2027 |
- |
- |
- |
- |
- |
2 |
2 |
39. |
Количество заключений по факту обследования и (или) оценки технического состояния объектов (отдельных элементов объекта), принадлежащих на праве оперативного управления МБУ "ЦТХО", проведенных экспертиз проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий |
Единиц |
2027 |
- |
- |
- |
- |
- |
1 |
1 |
40. |
Количество проведенных противопожарных мероприятий в МБУ "ЦТХО" |
Единиц |
2025-2027 |
- |
- |
- |
1 |
1 |
1 |
3 |
IV. Перечень мероприятий Программы
Перечень мероприятий, которые будут способствовать достижению цели Программы и решению поставленных задач, с указанием финансирования и сроков их реализации представлен в приложении N 1 к настоящей Программе.
V. Обоснование ресурсного обеспечения Программы
Реализация Программы осуществляется в пределах общего объема бюджетных ассигнований, предусмотренных решением Думы городского округа Самара о бюджете городского округа Самара на соответствующий финансовый год и на плановый период соответствующим главным распорядителям бюджетных средств, в порядке, установленном бюджетным законодательством и муниципальными правовыми актами.
Общий объем финансирования Программы составляет 7 597 715,5 тыс. руб., в том числе по годам реализации:
в 2023 году - 1 590 071,2 тыс. руб.;
в 2024 году - 1 801 491,8 тыс. руб.;
в 2025 году - 1 347 434,7 тыс. руб.;
в 2026 году - 1 401 332,2 тыс. руб.;
в 2027 году - 1 457 385,6 тыс. руб.
Из них за счет средств бюджета городского округа Самара - 7 229 589,4 тыс. руб., в том числе по годам реализации:
в 2023 году - 1 320 286,0 тыс. руб.;
в 2024 году - 1 703 150,9 тыс. руб.;
в 2025 году - 1 347 434,7 тыс. руб.;
в 2026 году - 1 401 332,2 тыс. руб.;
в 2027 году - 1 457 385,6 тыс. руб.
Из них за счет средств бюджета Самарской области - 175 668,1 тыс. руб., в том числе по годам реализации:
в 2023 году - 142 710,2 тыс. руб.;
в 2024 году - 32 957,9 тыс. руб.
Из них за счет средств федерального бюджета - 192 458,0 тыс. руб., в том числе по годам реализации:
в 2023 году - 127 075,0 тыс. руб.;
в 2024 году - 65 383,0 тыс. руб.
Финансирование Программы в 2023-2027 годах за счет средств вышестоящих бюджетов предлагается осуществлять в объеме их фактического поступления в течение финансового года.
Расходные обязательства Российской Федерации и Самарской области по финансированию мероприятий, направленных на решение обозначенной в Программе проблемы, возникают по основаниям, установленным действующим бюджетным законодательством.
Формы бюджетных ассигнований определены в соответствии со статьей 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации:
оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), включая ассигнования на закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд;
предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам.
При расчете финансовых затрат на реализацию программных мероприятий использовался метод планирования затрат на основании расходов за 2021 год по аналогичным мероприятиям, а также с применением индекса-дефлятора.
Все расчеты финансового обеспечения мероприятий проведены в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами, в том числе регулирующими порядок предоставления муниципальных услуг.
Ресурсное обеспечение Программы приведено в приложении N 1 к настоящей Программе.
VI. Описание мер муниципального регулирования в соответствующей сфере, направленных на достижение целей Программы
Основные мероприятия муниципального регулирования направлены на достижение цели и решение задач Программы и включают в себя следующие муниципальные правовые акты городского округа Самара:
решение Думы городского округа Самара от 26.09.2013 N 358 "Об утверждении Стратегии комплексного развития городского округа Самара на период до 2025 года";
постановление Администрации городского округа Самара от 04.06.2021 N 370 "Об утверждении Порядка предоставления на конкурсной основе за счет средств бюджета городского округа Самара грантов в форме субсидий юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг в целях возмещения затрат в связи с выполнением работ, оказанием услуг по реализации на территории городского округа Самара проектов в области культуры и (или) молодежной политики и признании утратившими силу отдельных муниципальных правовых актов городского округа Самара";
постановление Администрации городского округа Самара от 16.04.2012 N 314 "О стипендии городского округа Самара одаренным детям и талантливой молодежи городского округа Самара";
постановление Администрации городского округа Самара от 03.08.2021 N 546 "Об утверждении Порядка предоставления за счет средств бюджета городского округа Самара субсидий юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг в целях финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с выполнением работ, оказанием услуг в области культуры на территории городского округа Самара и признании утратившими силу отдельных муниципальных правовых актов городского округа Самара";
постановление Администрации городского округа Самара от 27.12.2010 N 1826 "Об утверждении Положения о порядке формирования муниципального задания в отношении муниципальных учреждений городского округа Самара и финансового обеспечения выполнения муниципального задания";
постановление Администрации городского округа Самара от 28.01.2011 N 62 "Об утверждении Порядка определения объема и условий предоставления субсидий муниципальным бюджетным и муниципальным автономным учреждениям городского округа Самара из бюджета городского округа Самара Самарской области на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими в соответствии с муниципальным заданием муниципальных услуг (выполнением работ), а также на иные цели";
постановление Администрации городского округа Самара от 22.12.2015 N 1494 "Об осуществлении бюджетных инвестиций в форме капитальных вложений в объекты капитального строительства муниципальной собственности городского округа Самара или приобретение объектов недвижимого имущества в муниципальную собственность городского округа Самара".
В соответствии с положениями Порядка разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ городского округа Самара, утвержденного постановлением Администрации городского округа Самара от 12.10.2015 N 1126 (далее - Порядок), в сроки, установленные Порядком, в рамках реализации Программы будет проводиться постоянный мониторинг и при необходимости корректировка данных, а также принятие постановлений Администрации городского округа Самара о внесении изменений в Программу.
В рамках реализации программных мероприятий ответственным исполнителем Программы будет проводиться мониторинг законодательства и совершенствование мер муниципального регулирования в сфере реализации Программы.
VII. Механизм реализации Программы
Ответственный исполнитель Программы - Департамент культуры и молодежной политики Администрации городского округа Самара (далее - ДКМП).
Исполнители мероприятий Программы:
Департамент градостроительства городского округа Самара (далее - ДГС);
муниципальные бюджетные учреждения культуры городского округа Самара, муниципальное бюджетное учреждение городского округа Самара "Духовой оркестр" (далее - МБУК);
муниципальные автономные учреждения городского округа Самара в сфере культуры, за исключением муниципального автономного учреждения городского округа Самара "Агентство по проведению социально-значимых культурных мероприятий, развитию физической культуры и массового спорта городского округа Самара" (далее - МАУ);
муниципальные бюджетные учреждения дополнительного образования городского округа Самара в сфере культуры (далее - МБУ ДО);
муниципальное автономное учреждение городского округа Самара "Агентство по проведению социально-значимых культурных мероприятий, развитию физической культуры и массового спорта городского округа Самара" (далее - МАУ "Агентство социально-значимых культурных и спортивных мероприятий");
муниципальное бюджетное учреждение городского округа Самара "Центр технического и хозяйственного обслуживания" (далее - МБУ "ЦТХО").
Ответственный исполнитель Программы обеспечивает ее реализацию посредством применения оптимальных методов управления процессом реализации Программы, исходя из ее содержания.
Организация управления процессом реализации Программы осуществляется ответственным исполнителем Программы, в том числе:
организация реализации программных мероприятий;
сбор информации о ходе выполнения программных мероприятий;
корректировка программных мероприятий и сроков их реализации в ходе реализации Программы.
Ответственный исполнитель Программы несет ответственность за организацию и исполнение программных мероприятий, рациональное и целевое использование бюджетных средств. Взаимодействие исполнителей
мероприятий Программы осуществляется на основаниях, предусмотренных
муниципальными правовыми актами городского округа Самара.
VIII. Методика комплексной оценки эффективности реализации Программы
Методика комплексной оценки эффективности реализации Программы приведена в приложении N 2 к настоящей Программе.
Первый заместитель |
М.Н. Харитонов |
Приложение N 1
к муниципальной программе
городского округа Самара
"Развитие сферы культуры
городского округа Самара"
на 2023-2027 годы
Перечень
мероприятий муниципальной программы городского округа Самара "Развитие сферы культуры городского округа Самара" на 2023-2027 годы
1 за исключением расходов, предусмотренных пунктами 1.1, 1.3, 1.4, 1.5, 1.7 таблицы
Приложение N 2
к муниципальной программе
городского округа Самара
"Развитие сферы культуры
городского округа Самара"
на 2023-2027 годы
Методика
комплексной оценки эффективности реализации муниципальной программы городского округа Самара "Развитие сферы культуры городского округа Самара" на 2023-2027 годы за отчетный год и за период с начала реализации
Комплексная оценка эффективности реализации муниципальной программы городского округа Самара "Развитие сферы культуры городского округа Самара" на 2023-2027 годы (далее - Программа) осуществляется ежегодно в течение всего срока ее реализации и по окончании ее реализации и включает в себя оценку степени выполнения мероприятий Программы и оценку эффективности реализации Программы.
1. Оценка степени выполнения мероприятий Программы
Степень выполнения мероприятий Программы за отчетный год рассчитывается как отношение количества мероприятий, выполненных в отчетном году в установленные сроки, к общему количеству мероприятий, предусмотренных к выполнению в отчетном году.
Степень выполнения мероприятий Программы по окончании ее реализации рассчитывается как отношение количества мероприятий, выполненных за весь период реализации Программы, к общему количеству мероприятий, предусмотренных к выполнению за весь период ее реализации.
2. Оценка эффективности реализации Программы
Эффективность реализации Программы рассчитывается путем соотнесения степени достижения показателей (индикаторов) Программы к уровню ее финансирования (расходов). При расчете данных показателей учитываются поступления средств из вышестоящих бюджетов и внебюджетных источников на выполнение мероприятий Программы.
Показатель эффективности реализации Программы () за отчетный год рассчитывается по формуле:
где:
- количество показателей (индикаторов) Программы;
- плановое значение n-го показателя (индикатора);
- значение n-го показателя (индикатора) на конец отчетного года;
- плановая сумма средств на финансирование Программы, предусмотренная на реализацию программных мероприятий в отчетном году;
- сумма фактически произведенных расходов на реализацию мероприятий Программы на конец отчетного года.
Для расчета показателя эффективности реализации Программы используются показатели (индикаторы), достижение значений которых предусмотрено в отчетном году.
Оценка эффективности реализации Программы за весь период реализации рассчитывается как среднее арифметическое показателей эффективности реализации Программы за все отчетные годы.
Критерии комплексной оценки эффективности реализации Программы установлены постановлением Администрации городского округа Самара от 12.10.2015 N 1126 "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ городского округа Самара".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Текст или статус документа будет изменен. - Постановление от 27 декабря 2024 г. N 1372
Текст или статус документа будет изменен. - Постановление от 27 декабря 2024 г. N 1373
Постановление Администрации городского округа Самара от 3 августа 2022 г. N 580 "Об утверждении муниципальной программы городского округа Самара "Развитие сферы культуры городского округа Самара" на 2023-2027 годы"
Вступает в силу с 1 января 2023 г.
Текст постановления опубликован в газете "Самарская газета" от 4 августа 2022 г. N 170
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Администрации городского округа Самара от 20 декабря 2024 г. N 1271
Изменения вступают в силу с 24 декабря 2024 г.
Постановление Администрации городского округа Самара от 6 ноября 2024 г. N 1057
Изменения вступают в силу с 7 ноября 2024 г.
Постановление Администрации городского округа Самара от 6 ноября 2024 г. N 1056
Изменения вступают в силу с 7 ноября 2024 г.
Постановление Администрации городского округа Самара от 9 октября 2024 г. N 957
Изменения вступают в силу с 12 октября 2024 г.
Постановление Администрации городского округа Самара от 27 августа 2024 г. N 786
Изменения вступают в силу с 29 августа 2024 г.
Постановление Администрации городского округа Самара от 27 августа 2024 г. N 782
Изменения вступают в силу с 29 августа 2024 г.
Постановление Администрации городского округа Самара от 16 июля 2024 г. N 599
Изменения вступают в силу с 18 июля 2024 г.
Постановление Администрации городского округа Самара от 27 июня 2024 г. N 524
Изменения вступают в силу с 29 июня 2024 г.
Постановление Администрации городского округа Самара от 27 мая 2024 г. N 417
Изменения вступают в силу с 28 мая 2024 г.
Постановление Администрации городского округа Самара от 27 марта 2024 г. N 230
Изменения вступают в силу с 28 марта 2024 г.
Постановление Администрации городского округа Самара от 14 марта 2024 г. N 186
Изменения вступают в силу с 16 марта 2024 г.
Постановление Администрации городского округа Самара от 27 декабря 2023 г. N 1436
Изменения вступают в силу с 28 декабря 2023 г.
Постановление Администрации городского округа Самара от 25 декабря 2023 г. N 1408
Изменения вступают в силу с 28 декабря 2023 г.
Постановление Администрации городского округа Самара от 11 декабря 2023 г. N 1334
Изменения вступают в силу с 14 декабря 2023 г.
Постановление Администрации городского округа Самара от 22 сентября 2023 г. N 1001
Изменения вступают в силу с 26 сентября 2023 г.
Постановление Администрации городского округа Самара от 14 августа 2023 г. N 819
Изменения вступают в силу с 15 августа 2023 г.
Постановление Администрации городского округа Самара от 14 августа 2023 г. N 818
Изменения вступают в силу с 15 августа 2023 г.
Постановление Администрации городского округа Самара от 19 июля 2023 г. N 710
Изменения вступают в силу с 20 июля 2023 г.
Постановление Администрации городского округа Самара от 11 июля 2023 г. N 683
Изменения вступают в силу с 13 июля 2023 г.
Постановление Администрации городского округа Самара от 27 апреля 2023 г. N 393
Изменения вступают в силу с 29 апреля 2023 г.
Постановление Администрации городского округа Самара от 7 апреля 2023 г. N 280
Изменения вступают в силу с 8 апреля 2023 г.
Постановление Администрации городского округа Самара от 27 февраля 2023 г. N 150
Изменения вступают в силу с 4 марта 2023 г.
Постановление Администрации городского округа Самара от 27 февраля 2023 г. N 149
Изменения вступают в силу с 4 марта 2023 г.