Приложение N 2
к приказу Федерального казначейства
от 11 июля 2022 г. N 16н
Обязательные для выполнения требования
к критически важным объектам территориальных органов Федерального казначейства и федерального казенного учреждения "Центр по обеспечению деятельности Казначейства России" регионального уровня значимости в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
1. Обязательные для выполнения требования к критически важным объектам территориальных органов Федерального казначейства (далее - ТОФК) и федерального казенного учреждения "Центр по обеспечению деятельности Казначейства России" (далее - ФКУ "ЦОКР") регионального уровня значимости (далее - критически важные объекты регионального уровня значимости) в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - требования) устанавливают комплекс мер по предупреждению возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, по снижению размеров ущерба и потерь от чрезвычайных ситуаций, по ликвидации чрезвычайных ситуаций, по обеспечению устойчивости функционирования ТОФК, ФКУ "ЦОКР" и жизнедеятельности федеральных государственных гражданских служащих и работников ТОФК, ФКУ "ЦОКР" (далее - сотрудники) в чрезвычайных ситуациях, а также определяют порядок проведения оценки готовности ТОФК, ФКУ "ЦОКР" к предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и достаточность мер, выполняемых по обеспечению устойчивости функционирования критически важных объектов регионального уровня значимости и жизнедеятельности сотрудников.
2. Требования предназначены для применения ТОФК, ФКУ "ЦОКР" в отношении критически важных объектов регионального уровня значимости, критерии отнесения к которым определены в соответствии с приказом Федерального казначейства от 1 февраля 2021 г. N 9н "Об утверждении критериев отнесения объектов Федерального казначейства, территориальных органов Федерального казначейства и федерального казенного учреждения "Центр по обеспечению деятельности Казначейства России" к критически важным объектам" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26 мая 2021 г., регистрационный N 63630).
3. Меры, направленные на выполнение мероприятий по предупреждению возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, включают:
планирование мероприятий по предупреждению возникновения и развития чрезвычайных ситуаций на критически важных объектах регионального уровня значимости и их учет в планах основных мероприятий по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности на очередной год в ТОФК, ФКУ "ЦОКР";
идентификацию, анализ и оценку возможных чрезвычайных ситуаций в районах расположения критически важных объектов регионального уровня значимости;
организацию инструктажей сотрудников по действиям в чрезвычайных ситуациях в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2020 г. N 1485 "Об утверждении Положения о подготовке граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 39, ст. 6062) (далее - Постановление). Постановление действует до 31 декабря 2026 г. включительно (пункт 2 Постановления);
создание и организация функционирования комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности ТОФК, ФКУ "ЦОКР";
обеспечение создания, подготовки и поддержания в готовности к выполнению поставленных задач нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне в случаях, предусмотренных законодательством в области гражданской обороны;
организацию взаимодействия с территориальными органами, подразделениями аварийно-спасательных формирований постоянной готовности МЧС России по вопросам профилактики и предупреждения чрезвычайных ситуаций;
проведение инженерно-технических мероприятий, направленных на минимизацию последствий чрезвычайных ситуаций на критически важных объектах;
создание комиссий по повышению устойчивости функционирования ТОФК и ФКУ "ЦОКР".
4. Меры, направленные на выполнение мероприятий по снижению размеров ущерба и потерь от чрезвычайных ситуаций, включают:
создание и восполнение резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июля 2020 г. N 1119 "Об утверждении Правил создания, использования и восполнения резервов материальных ресурсов федеральных органов исполнительной власти для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 31, ст. 5195);
создание и восполнение резервов финансовых ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
оповещение сотрудников критически важных объектов регионального уровня значимости и иных граждан (посетителей), находящихся на их территории, об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций;
заблаговременное накопление, поддержание в готовности к применению средств индивидуальной и коллективной защиты сотрудников критически важных объектов регионального уровня значимости в соответствии с нормами законодательства в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
проведение тренировок с отработкой действий в ситуациях, связанных с угрозой возникновения (возникновением) чрезвычайной ситуации, сотрудников, находящихся на критически важных объектах регионального уровня значимости, в том числе по безопасной и своевременной их эвакуации с критически важных объектов регионального уровня значимости в соответствии с Инструкцией по подготовке и проведению учений и тренировок по гражданской обороне, защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, утвержденной приказом МЧС России от 29 июля 2020 г. N 565 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 августа 2020 г., регистрационный N 59580);
поддержание систем жизнеобеспечения (включая резервные и аварийные системы) техническими службами ФКУ "ЦОКР" во взаимодействии с коммунальными службами по месту расположения критически важных объектов регионального уровня значимости в состоянии необходимом для исполнения полномочий ТОФК, ФКУ "ЦОКР" в условиях возникновения чрезвычайных ситуаций;
информирование сотрудников и иных граждан (посетителей), находящихся на критически важных объектах регионального уровня значимости, о порядке действий при возникновении чрезвычайных ситуаций;
создание и поддержание в постоянной готовности объектовой системы оповещения о чрезвычайных ситуациях;
планирование и проведение эвакуационных мероприятий;
накопление и поддержание в готовности к использованию резервных источников энергоснабжения;
создание и содержание в постоянной готовности системы оповещения и связи в чрезвычайных ситуациях;
подготовку защитных сооружений гражданской обороны, закрепленных на соответствующем вещном праве за ТОФК и ФКУ "ЦОКР" и расположенных в районе расположения критически важных объектов регионального уровня значимости, попадающих в зоны возможных опасностей, для защиты сотрудников от поражающих факторов, возникающих в ходе развития чрезвычайных ситуаций.
5. Меры, направленные на выполнение мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций, включают:
анализ и оценку обстановки, выработку предложений комиссией ТОФК, ФКУ "ЦОКР" по повышению устойчивости функционирования, направленных на ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций;
организацию взаимодействия с территориальными органами МЧС России, спасательными и коммунальными службами по проведению аварийно-спасательных работ;
оказание первой помощи сотрудникам и иным гражданам (посетителям), находящимся на критически важных объектах регионального уровня значимости, пострадавшим от чрезвычайной ситуации, нештатными формированиями по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне, созданными в ФК, ТОФК и ФКУ "ЦОКР" в соответствии с Федеральным законом от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 7, ст. 799; 2022, N 27, ст. 4599), и организацию доставки пострадавших от чрезвычайной ситуации в лечебные учреждения;
рассредоточение сотрудников в безопасные зоны (на резервные объекты) с применением технологий дистанционной работы в случае нарушения или прекращения функционирования критически важных объектов регионального уровня значимости.
6. Меры, направленные на выполнение мероприятий по обеспечению устойчивости функционирования ТОФК, ФКУ "ЦОКР" и жизнедеятельности сотрудников в чрезвычайных ситуациях, включают:
мониторинг обстановки, сбор и обмен информацией о чрезвычайных ситуациях, поступающей от соответствующих организаций и учреждений единой государственной системы предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
использование систем оповещения и связи в чрезвычайных ситуациях;
обеспечение взаимодействия между Федеральным казначейством, ТОФК и ФКУ "ЦОКР" по осуществлению возможного маневра ресурсами между ними;
организацию работы комиссий по повышению устойчивости функционирования ТОФК и ФКУ "ЦОКР" в условиях возникновения чрезвычайных ситуаций;
использование резервных источников энергоснабжения;
использование запасов материальных средств, необходимых для поддержания функционирования ТОФК и ФКУ "ЦОКР";
использование защитных сооружений гражданской обороны, закрепленных на соответствующем вещном праве за ТОФК и ФКУ "ЦОКР" и расположенных в районе расположения критически важных объектов регионального уровня значимости, попадающих в зоны возможных опасностей, для защиты сотрудников от поражающих факторов, возникающих в ходе развития чрезвычайных ситуаций.
7. Проведение оценки готовности ТОФК, ФКУ "ЦОКР" к предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - оценка готовности ТОФК, ФКУ "ЦОКР") и определение достаточности мер, выполняемых по обеспечению устойчивости функционирования критически важных объектов регионального уровня значимости и жизнедеятельности сотрудников, осуществляется в соответствии с приказом руководителя ТОФК, директора ФКУ "ЦОКР" комиссией по повышению устойчивости функционирования ТОФК, ФКУ "ЦОКР" в сроки, определенные планом работы комиссии по повышению устойчивости функционирования ТОФК, ФКУ "ЦОКР" на очередной год.
8. Оценка готовности ТОФК, ФКУ "ЦОКР" включает в себя:
анализ полноты выполнения мероприятий, направленных на снижение размеров ущерба и потерь от чрезвычайных ситуаций;
анализ возможного воздействия на критически важный объект регионального уровня значимости чрезвычайных ситуаций, возникших на соседних критически важных объектах, потенциально опасных объектах, инженерных сетях и транспортных коммуникациях;
проверку наличия и работоспособности технических систем предупреждения и локализации чрезвычайных ситуаций на критически важном объекте регионального уровня значимости;
оценку наличия, мест размещения и готовности к применению по предназначению резервных источников электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, систем связи, обеспечивающих функционирование критически важного объекта регионального уровня значимости при чрезвычайной ситуации;
анализ наличия и состояния систем оповещения о чрезвычайных ситуациях, систем контроля за безопасностью, включая системы по предотвращению постороннего вмешательства в деятельность критически важного объекта регионального уровня значимости (по системам физической защиты и охраны объекта);
оценку выполнения решений по обеспечению беспрепятственной эвакуации сотрудников с территории критически важного объекта регионального уровня значимости, ввода и передвижения на объекте сил и средств, привлекаемых к проведению аварийно-спасательных работ;
проверку наличия резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации возможной чрезвычайной ситуации.
9. Проведение оценки готовности ТОФК, ФКУ "ЦОКР" осуществляется не реже одного раза в пять лет.
10. На основании сведений, полученных в результате оценки готовности ТОФК, ФКУ "ЦОКР", комиссией по повышению устойчивости функционирования ТОФК, ФКУ "ЦОКР" формируются выводы о достаточности мер, выполняемых по обеспечению устойчивости функционирования критически важного объекта регионального уровня значимости и жизнедеятельности сотрудников.
Выводы должны содержать итоговое решение "готов" или "не готов" с учетом следующих возможных значений:
"готов" - при выполнении требований, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
"не готов" - при выявлении одного или нескольких нарушений требований, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
11. В случае возникновения разногласий между членами комиссии по повышению устойчивости функционирования ТОФК, ФКУ "ЦОКР" в ходе проведения оценки готовности ТОФК, ФКУ "ЦОКР" решение принимается в форме голосования простым большинством голосов. В случае равенства голосов решение принимается председателем комиссии по повышению устойчивости функционирования ТОФК и ФКУ "ЦОКР".
12. Оценка готовности критически важного объекта регионального уровня значимости оформляется в виде акта оценки готовности ТОФК, ФКУ "ЦОКР" к предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и определению достаточности мер, выполняемых по обеспечению устойчивости функционирования критически важного объекта регионального уровня значимости и жизнедеятельности сотрудников ТОФК, ФКУ "ЦОКР" (далее - акт) (рекомендуемый образец приведен в приложении к требованиям).
Акт составляется в одном экземпляре, подписывается всеми членами комиссии по повышению устойчивости функционирования ТОФК, ФКУ "ЦОКР". Члены комиссии по повышению устойчивости функционирования ТОФК, ФКУ "ЦОКР", не согласные с принятым решением, подписывают акт, при этом их особое мнение приобщается к акту.
Акт хранится в ТОФК, ФКУ "ЦОКР" по месту нахождения критически важного объекта регионального уровня значимости.