Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Указу Губернатора Омской области
от 8 августа 2022 года N 125
Инвестиционная декларация
Омской области
I. Общие положения
1.1. Инвестиционная декларация Омской области (далее - Инвестиционная декларация) разработана в целях создания условий для опережающего инвестиционного развития Омской области и достижения национальных целей развития Российской Федерации, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года".
1.2. Инвестиционная декларация является основой формирования в Омской области единой системы поддержки инвестиционных проектов, реализации приоритетных направлений взаимодействия органов исполнительной власти Омской области и иных участников инвестиционной деятельности с субъектами предпринимательской и инвестиционной деятельности.
1.3. Правовое регулирование отношений, связанных с инвестиционной деятельностью на территории Омской области, осуществляется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, Уставом (Основным Законом) Омской области, законами Омской области, иными нормативными правовыми актами Омской области.
II. Общее описание целей инвестиционного развития Омской области
2.1. Главной целью инвестиционного развития Омской области является обеспечение реального роста инвестиций в основной капитал в качестве вклада в достижение национальной цели развития - роста инвестиций в основной капитал на 70% до 2030 года по сравнению с 2020 годом.
2.2. Основными приоритетами инвестиционного развития Омской области до 2030 года являются:
- формирование благоприятного инвестиционного климата, в том числе посредством совершенствования законодательства, регулирующего инвестиционную деятельность, и снижения административных барьеров;
- создание инструментов привлечения инвестиций, настраиваемых под каждого инвестора, благодаря внедрению новых инструментов поддержки инвестиционной деятельности, а также повышению эффективности действующих мер поддержки;
- развитие системы инфраструктурных площадок для реализации инвестиционных проектов, организация работы, направленной на создание территорий с особыми условиями ведения предпринимательской и инвестиционной деятельности;
- выравнивание инвестиционных условий в муниципальных образованиях Омской области с различным уровнем развития;
- оказание содействия инициируемым проектам в соответствии со стратегическими направлениями регионального развития в приоритетных отраслях экономики;
- создание условий для привлечения внутренних и увеличения притока внешних инвестиционных ресурсов в экономику Омской области;
- развитие наукоемких отраслей и стимулирование освоения новых видов конкурентоспособных товаров, работ и услуг, в том числе направленных на развитие импортозамещения;
- снятие инфраструктурных ограничений и повышение доступности и качества транспортной, энергетической и информационно-телекоммуникационной инфраструктуры;
- реализация целей устойчивого развития, в том числе путем внедрения элементов зеленой экономики.
III. Ключевые характеристики Омской области
3.1. Общая информация об Омской области.
Омская область - субъект Российской Федерации, расположенный на юго-западе Сибири, входит в состав Сибирского федерального округа и Западно-Сибирского экономического района. Граничит с Казахстаном на юге, с Тюменской областью на западе и севере, Новосибирской и Томской областями на востоке. Территория - 141 140 кв. км, что составляет 0,82% площади Российской Федерации. Административный центр - город Омск.
Омская область представляет собой индустриально-аграрный регион Российской Федерации. Отраслями специализации экономики являются нефтепереработка, химическая промышленность, машиностроение, агропромышленный комплекс.
Омская область исторически является важным логистическим, промышленным и сельскохозяйственным центром Российской Федерации в ее Сибирско-Дальневосточной части.
Сочетание устойчивой социально-экономической политики, выгодного транспортно-логистического расположения, богатого природно-ресурсного, производственного, научно-технического и интеллектуального потенциала выдвигает Омскую область в ряд наиболее инвестиционно привлекательных регионов Западной Сибири.
Омская область расположена на пересечении транспортных коридоров
"Европа - Китай" и "Север - Центральная Азия", что создает благоприятные условия для инвестиционной деятельности и открывает новые возможности для реализации транзитного потенциала и развития сферы логистики региона.
Омская область имеет хорошо развитую сеть транспортных коммуникаций. По 55-й параллели северной широты по территории области проходит Транссибирская железнодорожная магистраль, соединяющая западные и восточные районы страны. Также по территории региона проходят автомобильные дороги, связывающие северные территории Российской Федерации с областями Республики Казахстан и странами Средней Азии.
Транспортную сеть Омской области составляют 751 км железнодорожных путей общего пользования, 1 474 км внутренних водных судоходных путей.
Протяженность автомобильных дорог Омской области составляет 24,13 тыс. км, в том числе дорог с твердым покрытием - 14,23 тыс. км (из них федерального значения - 730 км; регионального и межмуниципального значения - 7,4 тыс. км; местного значения - 6,1 тыс. км).
Перевозка грузов и пассажиров по водным магистралям осуществляется по судоходным рекам Иртыш (1 132 км), Омь (295 км), Ишим (214 км), Тара (238 км), Уй (315 км). Основными предприятиями, осуществляющими перевозки грузов и пассажиров, являются акционерное общество "Омский речной порт" и публичное акционерное общество "Иртышское пароходство".
Прием пассажирских и транспортных воздушных судов обеспечивает аэропорт города Омска "Омск Центральный", имеющий статус международного. Одним из стратегических направлений наращивания и эффективного использования транспортного потенциала Омской области является создание транспортно-логистического центра на базе нового аэропорта "Омск - Федоровка".
Также в целях развития региональной транспортной инфраструктуры Омской области и оптимизации логистических путей планируется реализация таких крупных инвестиционных проектов, как строительство автомобильной дороги "Северный обход г. Омска", реконструкция автомобильной дороги "г. Омск - Нижняя Омка - граница Новосибирской области, участок км 8 - км 32 в Омском и Кормиловском муниципальных районах Омской области", строительство автомобильной дороги "Тобольск - Тара - Томск", реконструкция транспортной развязки "Станция Входная".
Кроме того, на сегодняшний день Омская область обладает существенным запасом земельных ресурсов. На территории региона представлено значительное количество свободных земельных участков, потенциально возможных к использованию для реализации на них инвестиционных проектов в различных отраслях экономики. В целях удобства проведения анализа и процесса подбора необходимой территории для реализации проекта указанные участки размещены на интерактивной инвестиционной карте, размещенной на Инвестиционном интернет-портале Омской области.
3.2. Система поддержки инвестиционной деятельности в Омской области.
В настоящее время в Омской области действует комплекс мер стимулирования инвестиционной деятельности, предусматривающий как общие меры для инвесторов, в числе которых осуществляется предоставление земельных участков в аренду без торгов, инвестиционного налогового кредита, так и инструменты, направленные на поддержку инвесторов в отдельных отраслях, в частности, субсидии и налоговые преференции.
В целях повышения инвестиционного потенциала Омской области Правительством Омской области регулярно осуществляется мониторинг современных тенденций развития экономики Российской Федерации. На основе данного мониторинга органы исполнительной власти Омской области своевременно совершенствуют действующие меры поддержки бизнеса, а также внедряют новые инструменты, направленные в том числе на снижение административных барьеров, препятствующих реализации инвестиционных проектов.
Также к числу приоритетных направлений работы органов исполнительной власти Омской области относится работа по формированию территорий с особыми условиями ведения предпринимательской и инвестиционной деятельности.
Здесь одним из значимых мероприятий является обеспечение деятельности особой экономической зоны промышленно-производственного типа "Авангард" (далее - ОЭЗ), созданной в 2020 году, в том числе путем оказания содействия привлечению новых резидентов, размещению на ее территории новых производств, развитию инфраструктуры.
ОЭЗ общей площадью порядка 500 га расположена на территории города Омска в непосредственной близости от Красноярского тракта в Северной промышленной зоне. Специализация ОЭЗ - нефтехимическая, химическая, строительная промышленность, а также логистика. Особый статус территории ОЭЗ предоставляет всем резидентам налоговые льготы, в том числе региональные, а также таможенные преференции, которые гарантированы на государственном уровне.
Кроме прямых мер в Омской области также создана и работает инфраструктура поддержки инвесторов: акционерное общество "Агентство развития и инвестиций Омской области" (далее - Агентство), Омский региональный фонд поддержки и развития малого предпринимательства, бюджетное учреждение Омской области "Омский региональный бизнес-инкубатор", Микрокредитная компания Омский региональный фонд микрофинансирования субъектов малого и среднего предпринимательства и иные. Данные организации предоставляют компаниям широкий спектр услуг: от консультаций и обучающих мероприятий до предоставления в аренду помещений, предоставления кредитной поддержки и сопровождения инвестиционных проектов по принципу одного окна.
3.3. Приоритетные направления инвестиционного развития Омской области.
В качестве приоритетных направлений по стимулированию инвестиционной деятельности выделены следующие основные меры и инструменты проводимой инвестиционной политики Омской области:
1) запуск нового инвестиционного цикла:
- поддержка крупных инвестиционных проектов, в том числе с использованием механизмов соглашений о защите и поощрении капиталовложений;
- применение федеральных инструментов поддержки инвестиционной деятельности, в том числе механизмов специальных инвестиционных контрактов и инфраструктурного меню, инструментов поддержки новых инвестиционных проектов и иное;
- внедрение регионального инвестиционного стандарта по обеспечению привлекательного инвестиционного климата в регионах, основанного на лучших практиках развития бизнеса и взаимодействия бизнеса и власти;
- оказание содействия реализации на территории Омской области инвестиционных проектов, в том числе на принципах государственно-частного партнерства, концессионных соглашений;
- совершенствование системы контрольно-надзорной деятельности;
2) создание и развитие инфраструктурных площадок для реализации инвестиционных проектов:
- создание индустриальных парков, в том числе, за счет вовлечения в инвестиционный процесс неиспользуемых промышленных площадок крупных предприятий;
- создание технопарков для промышленного освоения создаваемых инноваций с необходимой инженерной, складской, промышленной и инновационной инфраструктурой, запуск производственных линий, обеспечение продвижения выпускаемой продукции на внешние рынки;
- организация работы и реализация мероприятий по привлечению резидентов на территорию ОЭЗ;
3) ориентация инвестиционной политики на внешнюю среду и новые рынки как ресурс развития экономики Омской области за счет использования следующих инструментов:
- стимулирование привлечения иностранных инвестиций в инвестиционные проекты на территории Омской области путем проведения презентаций инвестиционного потенциала региона, организации иных мероприятий по продвижению инвестиционного имиджа Омской области, направления предложений целевым иностранным инвесторам, в том числе в целях создания высококонкурентных инновационных экспортно ориентированных производств;
- разработка и продвижение инвестиционных предложений в инвестиционно привлекательных нишах Омской области, в том числе в целях развития транзитного потенциала Омской области (развитие транспортной инфраструктуры, создание логистических центров, терминалов, складов регионального и межрегионального уровня и иных объектов капитального строительства и линейных объектов для оптимизации логистических потоков);
4) развитие институциональной инфраструктуры поддержки инвестиционной деятельности в Омской области, в том числе за счет:
- сопровождения проектов в режиме одного окна, предоставления консультационной, организационной, юридической, финансовой, консалтинговой и иной системной поддержки на основе индивидуального подхода и максимальной заинтересованности в решении вопросов реализации инвестиционных проектов на всех стадиях от бизнес-идеи до реализации;
- совершенствования системы государственного и муниципального управления в сферах, затрагивающих предпринимательскую и инвестиционную деятельность, в том числе создание оптимальной системы оперативного взаимодействия инвесторов, органов власти и Агентства, оптимизации сроков и количества процедур по получению инвесторами документации, необходимой для реализации инвестиционных проектов;
- формирования благоприятной информационной среды для развития инвестиционной привлекательности посредством оптимизации деятельности информационных порталов, повышения уровня. и содержательной наполняемости информационного обмена по актуальным вопросам инвестиционной деятельности, расширения информационной осведомленности бизнеса о предлагаемых инструментах поддержки инвестиционной деятельности;
5) укрепление финансового состояния инвесторов и предпринимателей Омской области и расширение их доступа к финансовым ресурсам путем:
- расширения использования инструментов поддержки инвестиционной деятельности, предлагаемых федеральными институтами развития, а также развития сотрудничества с иными институтами развития и институциональными инвесторами, формирования правовой базы для применения таких инструментов;
- совершенствования использования механизмов прямого финансирования из средств регионального бюджета, привлечения средств федерального бюджета, методов и форм налоговой, а также нефинансовой политики, в том числе в рамках создания условий развития стратегически приоритетных для Омской области отраслей.
3.4. Традиционные и инновационные отрасли экономики в Омской области.
Омская область входит в число наиболее индустриально развитых регионов Российской Федерации, на долю которых приходится более 60% выпускаемой в стране промышленной продукции обрабатывающих производств.
Обрабатывающие промышленные производства оказывают определяющее влияние на социально-экономическое развитие региона. Омская область является лидером в Сибирском федеральном округе и превышает среднероссийский уровень по доле обрабатывающих производств в основных показателях социально-экономического развития.
Обрабатывающие производства формируют в Омской области около 50% оборота организаций, 33,2% валового регионального продукта, 30% налоговых поступлений в консолидированный бюджет региона, более 70% инвестиций в основной капитал, 16% среднесписочной численность работающих, более 22% численности высокопроизводительных рабочих мест.
К базовым отраслям обрабатывающей промышленности Омской области относится производство нефтепродуктов, химических, резиновых и пластмассовых изделий, пищевых продуктов, машиностроения, основу которого составляют предприятия оборонно-промышленного комплекса.
В долгосрочной перспективе планируется дальнейшее развитие промышленного блока благодаря системной поддержке ключевых отраслей экономики, в том числе лесопромышленного кластера. Будет обеспечена пролонгация действующих мер государственной поддержки промышленной деятельности, а также реализация новых направлений развития промышленного производства.
Перспективы роста промышленного производства также связаны с реализацией проектов по созданию крупных эффективных производств, обновлением основных производственных фондов и внедрением современных технологических процессов, диверсификацией предприятий оборонно-промышленного комплекса, а также развитием приоритетных промышленных кластеров и промышленных парков.
Приоритетными направлениями развития промышленного производства до 2030 года станут химическая и нефтехимическая отрасли, а также машиностроение. Будет продолжена реализация мероприятий, направленных на развитие сотрудничества омских промышленных организаций с крупными федеральными и корпоративными заказчиками, содействие устойчивому развитию организаций оборонно-промышленного комплекса, организации выпуска на данных предприятиях высокотехнологичной и импортозамещающей продукции, в том числе по стандартам Индустрии 4.0.
Как перспективное направление развития промышленной отрасли рассматривается усиление внутрирегиональной межотраслевой кооперации и расширение использования научно-технического и производственного потенциала машиностроительных предприятий в интересах предприятий нефтехимического комплекса.
Омская область является также высокоразвитым сельскохозяйственным регионом, обладающим одним из наиболее масштабных на востоке страны агропромышленных комплексов.
Сельское хозяйство Омской области производит 8% валового регионального продукта, обеспечивает занятость более 10% трудоспособного населения Омской области.
Площадь сельскохозяйственных угодий составляет 6,4 млн. га, или 45% территории Омской области, площадь пашни - 4 млн. га, что способствует производству различных видов сельскохозяйственной продукции: от выращивания зерновых культур в южной лесостепной зоне до льна-долгунца в северной. Агропромышленный комплекс полностью обеспечивает внутренние потребности в зерне, молоке и молочной продукции, в мясе и мясопродуктах. По итогам 2021 года производство зерна составило 2,9 млн. тонн, молока - 608,2 тыс. тонн, мяса - 189,6 тыс. тонн.
На сегодняшний день в сельскохозяйственном производстве региона занято более 300 сельскохозяйственных организаций, 2,1 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств и 267,5 тыс. личных подсобных хозяйств. Переработку сельскохозяйственной продукции осуществляет более 440 предприятий.
Ведущей отраслью сельскохозяйственного производства является растениеводство (производство зерновых, зернобобовых и масличных культур, картофеля и овощей, льна-долгунца), доля которого в общем объеме производства продукции сельского хозяйства в 2020 году составила 56,8%. В отрасли животноводства (молочное и мясное скотоводство, свиноводство, птицеводство) производится 43,2% валовой продукции.
По производству сельскохозяйственной продукции на душу населения Омская область входит в тройку лидеров по Сибирскому федеральному округу. В расчете на душу населения в Омской области произведено сельскохозяйственной продукции на сумму 52,8 тыс. рублей, что выше в 1,3 раза среднего показателя по регионам Сибирского федерального округа (39,4 тыс. рублей) ив 1,2 раза по Российской Федерации в целом (44,2 тыс. рублей).
Объем производства сельскохозяйственной продукции в 2021 году составил 118,7 млрд. рублей и в сравнении с 2020 годом (в сопоставимых ценах) увеличился на 2,2% (в 2020 году к уровню 2019 года - на 0,2%). В соответствии с долгосрочным прогнозом, в 2030 году объем производства сельскохозяйственной продукции ожидается на уровне 207,2 млрд. рублей.
В отраслях пищевой и перерабатывающей промышленности сохраняется положительная динамика производства. Предприятиями пищевой и перерабатывающей промышленности в 2021 году отгружено продукции на 106,8 млрд. рублей (112,4% к уровню 2020 года, в том числе: пищевых продуктов - на 89,3 млрд. рублей (114,0% к уровню 2020 года), напитков - на, 17,5 млрд. рублей (105,0% к уровню 2020 года)), что составляет 11,8% от общего объема отгрузки промышленной продукции Омской области.
Кроме того, Правительство Омской области продолжает работу по развитию инновационных отраслей экономики региона, а также отраслей, не являющихся градообразующими.
В перспективе до 2030 года в целях стимулирования дальнейшего роста экономики региона, а также ее диверсификации Правительством Омской области планируется осуществление мероприятий, направленных на развитие высокотехнологичных и инновационных производств, производств с высокой добавленной стоимостью, ориентированных на глубокую переработку сырья, производств, работающих на принципах бережливого производства и на основе зеленых технологий.
IV. Инвестиционные обязательства Омской области
4.1. Омская область гарантирует стабильность прав и защиту интересов субъектов предпринимательской и (или) инвестиционной деятельности, в том числе:
- неухудшение условий реализации инвестиционных проектов;
- защиту прав и законных интересов субъектов инвестиционной деятельности на территории Омской области на базе постоянно действующего коллегиального органа - Инвестиционного комитета Омской области, созданного в соответствии с Методическими рекомендациями по созданию инвестиционного комитета субъекта Российской Федерации, утвержденными приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30 сентября 2021 года N 591, рассмотрение разногласий, возникающих при реализации инвестиционных проектов;
- соблюдение алгоритмов действий инвестора и сроков по присоединению к инфраструктуре в рамках Свода инвестиционных правил Омской области, разработанного в соответствии с Методическими рекомендациями по внедрению Свода инвестиционных правил субъекта Российской Федерации, утвержденными приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30 сентября 2021 года N 591;
- общедоступность информации о мерах государственной поддержки инвестиционной деятельности на территории Омской области, за исключением информации, составляющей государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, для инвесторов;
- неукоснительное соблюдение условий предоставления мер государственной поддержки инвесторам в Омской области в соответствии с законодательством Омской области;
- обеспечение конкурентного распределения ресурсов для целей реализации инвестиционных проектов на территории Омской области;
- реализация мероприятий, направленных на повышение уровня реальных денежных доходов населения Омской области.
4.2. Правительство Омской области и органы исполнительной власти Омской области поддерживают развитие системы оказания государственной поддержки при реализации инвестиционных проектов и принимают меры по предоставлению льгот и преференций субъектам инвестиционной деятельности в соответствии с законодательством Омской области.
V. Инвестиционная команда Омской области
(далее - Инвестиционная команда)
5.1. Условия формирования Инвестиционной команды. Инвестиционная команда создана в целях формирования благоприятных условий для ведения инвестиционной деятельности, защиты прав и законных интересов субъектов инвестиционной деятельности.
5.2. Члены Инвестиционной команды и распределение между ними ответственности:
1) Губернатор Омской области, Председатель Правительства Омской области, который обеспечивает определение основных направлений деятельности Правительства Омской области и органов исполнительной власти Омской области в сфере обеспечения реализации инвестиционной политики;
2) первый заместитель Председателя Правительства Омской области, курирующий вопросы формирования и реализации инвестиционной политики, который обеспечивает:
- определение стратегических приоритетов инвестиционного развития;
- формирование условий для развития инвестиционной деятельности в Омской области;
- координацию деятельности органов исполнительной власти Омской области при реализации инвестиционных проектов;
3) Министр экономики Омской области, который обеспечивает:
- разработку принципов, методов и форм реализации государственной политики Омской области в сфере инвестиционной деятельности;
- формирование благоприятного инвестиционного климата, направленного на развитие инвестиционной деятельности в Омской области;
- организацию государственной поддержки инвестиционной деятельности на территории Омской области;
- взаимодействие с бизнес-сообществом;
4) Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Омской области, который обеспечивает защиту прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности на территории Омской области;
5) генеральный директор Агентства, который обеспечивает:
- содействие формированию положительного имиджа Омской области в целях улучшения ее инвестиционного климата;
- повышение конкурентоспособности Омской области за счет привлечения в регион российских и иностранных инвестиций, содействие реализации инвестиционных проектов на территории Омской области;
- реализацию сопровождения инвестиционных проектов по принципу одного окна;
6) председатель Омского регионального отделения Общероссийской общественной организации "Деловая Россия", который обеспечивает:
- содействие созданию благоприятных условий для осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности на основе укрепления взаимодействия между отечественными производителями и органами государственной власти и местного самоуправления;
- содействие развитию деловых связей, в том числе с предпринимателями других государств, организацию поездок российских предпринимателей за рубеж, прием зарубежных делегаций в Российской Федерации для обмена опытом предпринимательской деятельности;
7) председатель Омского регионального отделения Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "ОПОРА РОССИИ", который обеспечивает:
- формирование благоприятных политических, экономических, правовых и иных условий развития предпринимательской деятельности в Омской области;
- соблюдение прав и законных интересов малого и среднего предпринимательства;
- развитие международного сотрудничества и организацию деловых контактов предприятий малого и среднего бизнеса с предпринимателями зарубежных стран;
8) председатель Совета Омской ассоциации промышленников и предпринимателей, который обеспечивает:
- содействие развитию предпринимательства, кооперации и специализации производства в условиях формирования рыночной экономики;
- содействие объединению потенциала промышленных предприятий, научно-исследовательских и конструкторских организаций Омской области;
9) президент Союза "Омская торгово-промышленная палата", который обеспечивает:
- содействие привлечению инвестиций в экономику Омской области;
- организацию торгово-экономических миссий в целях установления и развития внешнеэкономических связей.
5.3. Вопросы достижения целей Инвестиционной декларации, в том числе связанные с организацией работы Инвестиционной команды, рассматриваются на заседаниях Совета по инвестиционной деятельности и развитию конкуренции при Губернаторе Омской области.
<< Назад |
||
Содержание Указ Губернатора Омской области от 8 августа 2022 г. N 125 "Об утверждении Инвестиционной декларации Омской области и признании... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.