Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
УТВЕРЖДЕНА
распоряжением
Правительства
Ленинградской области
от 13 мая 2022 года N 298-р
(приложение)
Долгосрочная программа
содействия занятости молодежи Ленинградской области на период до 2030 года
1. Общие положения
Молодежь представляет собой социально-демографическую группу от 14 до 35 лет, выделяемую на основе возрастных особенностей, социального положения и характеризующуюся специфическими интересами и ценностями.
Содействие занятости молодежи в Российской Федерации реализуется на основе:
системы доступной профессиональной ориентации, гарантированного общего и профессионального образования и профессиональной подготовки, направленных на приобретение востребованных навыков;
создания достойных рабочих мест для молодежи и временных рабочих мест для приобретения практического опыта;
реализации комплекса мер по содействию трудоустройству молодежи, развитию молодежного предпринимательства и самозанятости;
совершенствования государственной политики в сфере труда, защищающей права молодых людей;
совершенствования мотивации работодателей по трудоустройству молодежи.
Долгосрочная программа содействия занятости молодежи Ленинградской области на период до 2030 года (далее - Программа) разработана во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2021 года N 3581-р.
2. Положение молодежи на рынке труда Ленинградской области
Численность постоянного населения молодежи за 2017 - 2020 годы увеличилась в следующих возрастных группах:
15-19 лет - на 14,6 процента (с 73,3 тыс. человек до 84 тыс. человек);
30 - 34 года - на 7,8 процента (с 164,7 тыс. человек до 177,5 тыс. человек).
В возрастных группах 20 - 29 лет, 15-29 лет и 15-34 лет численность постоянного населения сократилась, наименьшее значение зафиксировано по возрастной группе 20 - 29 лет (232,8 тыс. человек в 2017 году, 206,6 тыс. человек в 2020 году).
Численность постоянного населения в возрасте 15 - 34 лет в 2017 году составляла 470,8 тыс. человек, из них: 65 процентов (306,1 тыс. человек) в возрасте 15 - 29 лет, 35 процентов (164,7 тыс. человек) в возрасте 30-34 года.
Численность постоянного населения в возрасте 15 - 34 лет в 2020 году составляла 468,1 тыс. человек, из них: 62 процента (290,6 тыс. человек) в возрасте 15 - 29 лет, 38 процентов (177,5 тыс. человек) в возрасте 30 - 34 года.
Таким образом, численность постоянного населения в возрасте 30 - 34 года увеличилась на 7,8 процента, или на 12,8 тыс. человек.
Численность занятого населения за 2017 - 2020 годы увеличилась в возрастной группе 30 - 34 года на 8 процентов (с 137 тыс. человек до 148 тыс. человек).
В возрастных группах 15 - 19 лет, 20 - 29 лет, 15-29 лет и 15-34 года численность занятого населения сократилась, наименьшее значение зафиксировано по возрастной группе 15 - 29 лет (57,7 тыс. человек в 2017 году, 51,2 тыс. человек в 2020 году).
В 2017 - 2020 годах доля занятого населения в общей численности постоянного населения снизилась в возрастных группах:
15-34 года с 66,6 процента до 63,5 процента;
15-29 лет с 57,7 процента до 51,2 процента;
15-19 лет с 4,5 процента до 2,1 процента;
20 - 29 лет с 74,4 процента до 71,2 процента.
Доля занятого населения выросла только в возрастной группе 30-34 года: с 83,2 процента до 83,7 процента.
Численность занятого населения в возрасте 15-34 лет в 2017 году составляла 313,6 тыс. человек, из них 56 процентов (176,6 тыс. человек) в возрасте 15-29 лет, 44 процента (137,0 тыс. человек) в возрасте 30 - 34 года.
Численность занятого населения в возрасте 15-34 лет в 2020 году составляла 297,3 тыс. человек, при этом численность занятого населения в возрастных группах 15-29 лет и 30 - 34 года была равной: 148,8 тыс. человек и 148,5 тыс. человек соответственно.
Таким образом, численность постоянного занятого населения в возрасте 30 - 34 года увеличилась на 6 процентов, или на 11,5 тыс. человек.
В 2017 - 2020 годах уровень занятости молодежи в возрасте 15 - 19 лет снизился с 4,6 процента до 1,7 процента, а в группе 20 - 29 лет незначительно увеличился - с 70,4 процента до 71,5 процента (на 1,1 процента), что выше среднеобластного значения занятости постоянного населения в 1,1 раза (65,7 процента в 2020 году).
Низкие показатели уровня занятости молодежи в возрасте 15-19 лет объясняются прежде всего высоким уровнем вовлеченности молодежи этого возраста в обучение по программам общего, среднего профессионального и высшего образования (школьники и студенты очной формы обучения относятся к лицам, не входящим в состав рабочей силы).
Значительную часть рабочей силы в молодежном сегменте составляют лица в возрасте 20 - 29 лет.
В 2017 - 2020 годах численность безработных в возрасте 15-19 лет (в общей численности безработных) сократилась в 4,8 раза (с 5,3 процента в 2017 году до 1,1 процента в 2020 году), а в возрастной группе 20 - 29 лет - в 1,5 раза (с 35,1 процента в 2017 году до 23,6 процента в 2020 году).
Наиболее высокие показатели уровня безработицы среди молодежи 15-19 лет зафиксированы в 2017 году (42 процента) и в 2019 году (31,4 процента). Наименьшее значение показателя в 2020 году - 24,9 процента.
При анализе возрастной структуры молодежи, обратившейся в органы службы занятости, установлено, что значительную часть рабочей силы в молодежном сегменте составляют лица в возрасте 20 - 29 лет.
Анализ отраслевой структуры занятости молодежи, обратившейся в органы службы занятости по последнему месту работы, сложившейся за 2017 - 2020 годы, показывает, что молодежь в возрасте 20 - 29 лет преобладает в таких видах экономической деятельности, как:
деятельность гостиниц и предприятий общественного питания (26,1 процента от общего числа граждан, уволенных из данной отрасли);
деятельность в области информации и связи (24,2 процента от общего числа уволенных);
деятельность финансовая и страховая (23,4 процента);
торговля оптовая и розничная, ремонт автотранспортных средств и мотоциклов (22,8 процента).
Наименее востребованными для молодежи в возрастной группе 20 - 29 лет в 2017 - 2020 годах являются такие сферы деятельности, как:
образование (3,6 процента от общего числа граждан, уволенных в данной сфере);
водоснабжение, водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений (10,3 процента от общего числа уволенных);
обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха (10,4 процента).
В 2020 году наиболее пострадавшими отраслями в результате распространения новой коронавирусной инфекции оказались:
торговля - общая численность граждан, обратившихся в службу занятости и уволенных с предприятий данной сферы, - 9,5 тыс. человек, из них 2,4 тыс. человек (25,1 процента) - молодежь в возрасте 20 - 29 лет;
обрабатывающие производства - общая численность граждан, обратившихся в службу занятости, уволенных от работодателей данной отрасли, - 7,0 тыс. человек, из них 1,4 тыс. человек (19,4 процента) - молодежь в возрасте 20 - 29 лет;
деятельность гостиниц и предприятий общественного питания - общая численность граждан, обратившихся в службу занятости, уволенных от работодателей данной отрасли, - 2,0 тыс. человек, из них 0,5 тыс. человек (27,4 процента) - молодежь в возрасте 20 - 29 лет.
К основным проблемам трудоустройства молодежи можно отнести:
ограниченное количество возможностей для совмещения молодыми людьми обучения и работы;
отсутствие баланса между спросом и предложением в молодежном сегменте рынка труда;
несоответствие количества резюме молодых соискателей и количества вакансий для первого рабочего места;
наличие среди молодежи категории незанятых лиц, не имеющих профессионального образования или подготовки;
низкая конкурентоспособность молодежи в сегменте квалифицированного труда;
отсутствие опыта работы у части молодежи при выходе на рынок труда;
неудовлетворенность качеством рабочей силы молодежи со стороны работодателей;
несформированность профессиональных ориентаций для построения профессиональной и трудовой карьеры.
Изменения на рынке труда, вызванные распространением новой коронавирусной инфекции, осложняют положение молодых людей на рынке труда, так как молодежь чаще, чем люди более старшего возраста, находится в условиях временной и неполной занятости, а значит, чаще сталкивается с высоким риском потери работы и заработка.
Решение проблем в сфере занятости молодежи в период распространения новой коронавирусной инфекции возможно через формирование новой молодежной повестки и выделение приоритетных направлений поддержки молодежи, в том числе в сфере получения качественного доступного образования и первого трудоустройства после завершения обучения, поддержки занятости социально уязвимых групп среди молодежи и содействия трудовой мобильности молодежи.
3. Основные цели и задачи Программы
Целью Программы является создание условий для реализации профессионального, трудового и предпринимательского потенциала молодежи в условиях трансформационных процессов на рынке труда.
Основными задачами Программы являются:
1) формирование карьерных стратегий молодежи в соответствии с личностно-профессиональными способностями и потребностью рынка труда. Мероприятия в рамках задачи нацелены на развитие профессиональной ориентационной работы с молодежью в целях ознакомления с профессиями и предприятиями, а также на обеспечение межведомственной координации органами службы занятости профориентационных мероприятий в Ленинградской области;
2) обеспечение соответствия получаемого образования профессионально-квалификационным требованиям работодателей. В рамках решения задачи предусматривается совершенствование системы формирования и распределения контрольных цифр приема в образовательные организации в целях их приближения к потребностям рынка труда, создание условий для освоения учащимися профессиональных образовательных организаций предпринимательских компетенций и организации практического обучения с использованием базы индивидуальных предпринимателей;
3) создание условий для профессионального развития молодых людей через совмещение получения образования и трудовой (предпринимательской) деятельности. В рамках решения задачи запланированы мероприятия, направленные на развитие и поддержку предпринимательской инициативы молодежи;
4) создание дополнительных механизмов снижения рисков незанятости молодежи. В рамках решения задачи предполагается реализовывать мероприятия по профессиональному обучению различных категорий молодежи, субсидированию трудоустройства, в том числе лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья. Также предусматриваются мероприятия по совершенствованию деятельности центров карьеры (содействия трудоустройству выпускников) образовательных организаций.
Кроме того, запланированы комплексный подход по карьерному консультированию молодежи, а также обеспечение адресного сопровождения отдельных категорий молодежи в целях трудоустройства (занятости).
В приоритетном порядке мероприятия Программы будут направлены на содействие занятости обучающихся и выпускников, чьи направления подготовки (специальности) будут находиться в зоне рисков, связанных с незанятостью.
4. Этапы реализации Программы
Программа разработана на период до 2030 года.
Первый этап реализации Программы запланирован на 2022 - 2024 годы, в рамках первого этапа предусматривается:
реализация мероприятий, направленных на развитие предпринимательской инициативы молодежи;
совершенствование порядка формирования и распределения контрольных цифр приема по образовательным программам среднего профессионального образования и высшего образования и другие мероприятия.
Второй этап реализации Программы запланирован на 2025 - 2030 годы.
Мероприятия второго этапа предполагается реализовывать с учетом анализа и оценки эффективности реализации мероприятий первого этапа.
5. Управление реализацией Программы
Уполномоченным органом исполнительной власти Ленинградской области, ответственным за реализацию мероприятий Программы, является комитет по труду и занятости населения Ленинградской области (далее - комитет).
В реализации Программы участвуют органы исполнительной власти Ленинградской области, государственное казенное учреждение "Центр занятости населения Ленинградской области" (далее - ГКУ ЦЗН ЛО), образовательные организации, работодатели.
Контроль за выполнением мероприятий Программы осуществляется комитетом.
Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области, комитет по молодежной политике Ленинградской области, Комитет экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области и комитет по развитию малого, среднего бизнеса и потребительского рынка Ленинградской области в срок до 1 февраля года, следующего за отчетным, представляют в комитет информацию о реализации мероприятий Программы по итогам года.
Комитет осуществляет мониторинг и контроль за ходом выполнения Программы; организацию выполнения мероприятий Программы; подготовку предложений по корректировке Программы и механизма ее реализации; контроль за эффективным и целевым использованием средств, выделяемых на реализацию Программы, с целью своевременного выполнения в полном объеме мероприятий Программы; запрашивает сведения, необходимые для мониторинга, оценки эффективности и подготовки отчетности о реализации Программы.
Отчеты о реализации мероприятий и достижении значений показателей представляются в установленные сроки в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации в соответствии с Планом мероприятий по реализации в субъектах Российской Федерации Долгосрочной программы содействия занятости молодежи на период до 2030 года, утвержденной Правительством Российской Федерации от 14 декабря 2021 года N 3581-р.
План мероприятий по реализации Долгосрочной программы содействия занятости молодежи Ленинградской области до 2030 года приведен в приложении к Программе.
6. Ожидаемые результаты реализации Программы
Реализация Программы позволит достичь следующих результатов:
повышение вовлеченности молодежи в занятость;
снижение уровня безработицы среди молодежи;
повышение уровня трудоустройства выпускников образовательных организаций;
снижение рисков незанятости молодежи из социально уязвимых групп населения.
Показатели
реализации Долгосрочной программы содействия занятости молодежи Ленинградской области на период до 2030 года
Год |
Уровень безработицы молодежи в возрасте от 15 до 29 лет, проц. |
Уровень безработицы молодежи в возрасте от 15 до 24 лет, проц. |
Доля несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет, прошедших профессиональные пробы, в том числе в рамках временного трудоустройства, от общей численности несовершеннолетних граждан данного возраста, проц. |
2022 |
8,5 |
12,0 |
12,5 |
2023 |
8,0 |
11,5 |
14,0 |
2024 |
7,5 |
11,0 |
15,0 |
2025 |
7,5 |
11,0 |
15,0 |
2026 |
7,5 |
11,0 |
15,0 |
2027 |
7,5 |
11,0 |
15,0 |
2028 |
7,5 |
11,0 |
15,0 |
2029 |
7,5 |
11,0 |
15,0 |
2030 |
7,5 |
11,0 |
15,0 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.