Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 9 августа 2022 г. N 03-07-07/77102
Вопрос: В соответствии с пп. 36 п. 2 ст. 149 НК РФ операции по реализации услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, оказываемых региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО), освобождаются от обложения НДС.
П. 3 ст. 2 Федерального закона N 211-ФЗ установлено, что вышеуказанное освобождение от НДС применяется в отношении операций по реализации услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, оказываемых региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, по предельным единым тарифам, вводимым в действие с 1 января 2020 года.
Таким образом, операции по реализации услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляемые региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, освобождаются от обложения НДС при установлении органом регулирования тарифов введенного с 1 января 2020 года предельного единого тарифа на услуги регионального оператора без учета НДС. При этом региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами, который с 1 января 2020 года применяет освобождение от обложения НДС в отношении услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, обязан применять такое освобождение в течение пяти последовательных календарных лет начиная с 2020 года вне зависимости от последующего установления органом регулирования тарифов предельного единого тарифа на услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами с учетом НДС в течение указанного периода.
Согласно п. 5 ст. 24.6 Федерального Закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ одно из оснований, по которым юридическое лицо может быть лишено статуса регионального оператора:
Задолженность регионального оператора по оплате услуг оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами превышает двенадцатую часть необходимой валовой выручки регионального оператора, определенной органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное регулирование тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Прошу пояснить, обусловлено ли применение освобождения от обложения НДС реализации услуг по обращению с ТКО отсутствием превышения задолженности регионального оператора по оплате услуг оператора по обращению с ТКО двенадцатой части необходимой валовой выручки регионального оператора, либо отсутствием других оснований из п. 5 ст. 24.6 Федерального Закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ.
Ответ: В связи с письмом о применении налога на добавленную стоимость при реализации услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - услуги по обращению с ТКО) Департамент налоговой политики сообщает.
В соответствии с подпунктом 36 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) операции по реализации услуг по обращению с ТКО, оказываемые региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - региональный оператор), освобождаются от налогообложения налогом на добавленную стоимость.
В целях применения данного освобождения к услугам по обращению с ТКО относятся услуги, в отношении которых органом регулирования тарифов утвержден предельный единый тариф на услуги регионального оператора по обращению с ТКО без учета налога на добавленную стоимость.
Также подпунктом 36 пункта 2 статьи 149 Кодекса установлено, что положения данного подпункта подлежат применению налогоплательщиком в течение пяти последовательных календарных лет начиная с года, в котором введен в действие предельный единый тариф на услуги регионального оператора по обращению с ТКО без учета налога, вне зависимости от последующего установления органом регулирования тарифов предельного единого тарифа на услуги регионального оператора по обращению с ТКО с учетом налога в течение указанного периода.
Согласно части 3 статьи 2 Федерального закона от 26 июля 2019 г. N 211-ФЗ "О внесении изменений в главы 21 и 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость, предусмотренное подпунктом 36 пункта 2 статьи 149 Кодекса, применяется в отношении операций по реализации услуг по обращению с ТКО, оказываемых региональными операторами по предельным единым тарифам, вводимым в действие с 1 января 2020 года.
Таким образом, если органом регулирования тарифов вводимый в действие с 1 января 2020 года предельный единый тариф на услуги регионального оператора по обращению с ТКО утвержден без учета НДС, то региональный оператор, оказывающий с 1 января 2020 года услуги по обращению с ТКО по таким предельным единым тарифам, вправе в течение пяти последовательных календарных лет начиная с 2020 года применять освобождение от НДС, предусмотренное вышеуказанным подпунктом 36 пункта 2 статьи 149 Кодекса.
Что касается услуг по обращению с ТКО, оказываемых налогоплательщиками, утратившими статус региональных операторов, то освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость, предусмотренное вышепоименованным подпунктом 36 пунктом 2 статьи 146 Кодекса, указанными налогоплательщиками не применяется. В связи с этим услуги по обращению с ТКО, оказываемые такими налогоплательщиками, подлежат налогообложению НДС в общеустановленном порядке.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "подпунктом 36 пунктом 2 статьи 149 Кодекса"
Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
В.А. Прокаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Если органом регулирования тарифов вводимый в действие с 1 января 2020 г. предельный единый тариф на услуги регионального оператора по обращению с ТКО утвержден без учета НДС, то региональный оператор, оказывающий с указанной даты услуги по обращению с ТКО по таким предельным единым тарифам, вправе в течение пяти последовательных календарных лет начиная с 2020 г. применять освобождение от НДС.
Освобождение не применяется плательщиками, которые утратили статус регионального оператора.
Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 9 августа 2022 г. N 03-07-07/77102
Опубликование:
-