Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 9 августа 2022 г. N 03-07-08/77142
Вопрос: С 8 апреля 2022 года таможенные службы стран Европейского союза, граничащие с Российской Федерацией и Республикой Беларусь, ссылаясь на пятый санкционный пакет, прекратили допуск на территорию ЕС автотранспорта, зарегистрированного в указанных странах. В связи с этим, просим дать разъяснения по следующему вопросу:
Предприятие реализует свою продукцию на экспорт, в страны Евросоюза, с привлечением российских транспортных компаний. 8 апреля 2022 г. Евросоюз закрыл границы для российского автотранспорта. В это время в пути находились автомобили с грузом, которым пришлось вернуться на наше предприятие на территорию РФ. Транспортные организации выставили предприятию Акты выполненных работ "за возврат машин с границы Беларусь - Польша из-за санкций при организации международной перевозки автомобильным транспортом".
С какой ставкой транспортные организации должны выставить нашему предприятию акты выполненных работ по возврату машин в связи с закрытием границ: 20% или 0% в случаях, если 8 апреля 2022 года:
A) автомобиль с грузом находился на границе Беларусь - Польша (есть отметка о выезде с таможни Республики Беларусь, но нет отметки о въезде на таможню Польши);
Б) автомобиль с грузом находился на территории Республики Беларусь (отметки при пересечении границы РФ - Беларусь не ставятся, соответственно, отсутствуют);
B) автомобиль с грузом находился на территории РФ.
Также просим разъяснить, какими документами в данной ситуации следует подтвердить транспортные расходы в целях налога на прибыль, поскольку стоимость транспортными организациями определена исходя из расчета за каждый пройденный километр.
При отсутствии отметок в сопроводительных документах у Предприятия отсутствует возможность точно установить, до какого города на территории РФ или Республики Беларусь доехал автомобиль с грузом.
Ответ: В связи с письмом по вопросу применения налога на добавленную стоимость и налога на прибыль организаций в ситуации и при условиях, изложенных в письме, Департамент налоговой политики сообщает, что в соответствии с Регламентом Министерства финансов Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 14 сентября 2018 г. N 194н, обращения организаций по оценке конкретных хозяйственных ситуаций в Минфине России не рассматриваются и консультационные услуги не оказываются.
Одновременно сообщаем, что согласно подпункту 2.1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогообложение производится по ставке налога на добавленную стоимость 0 процентов при реализации услуг по международной перевозке товаров. При этом в целях налога на добавленную стоимость под международными перевозками понимаются перевозки, в том числе автомобильным транспортом, при которых пункт отправления или пункт назначения товаров расположен за пределами территории Российской Федерации. Указанная ставка налога на добавленную стоимость применяется при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных пунктом 3.1 статьи 165 Кодекса.
Услуги по перевозке товаров, на являющейся международной, облагаются налогом на добавленную стоимость по ставке в размере 20 процентов на основании пункта 3 статьи 164 Кодекса.
Что касается налога на прибыль организаций, то согласно пункту 1 статьи 252 Кодекса под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Следовательно, документы, свидетельствующие о фактически осуществленных затратах при организации международной перевозки автомобильным транспортом, должны быть оформлены в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При этом следует отметить, что Кодекс устанавливает конкретный перечень документов, которые подтверждают произведенные расходы, тем самым не ограничивает налогоплательщика в вопросе подтверждения правомерности учета соответствующих расходов.
Таким образом, затраты на перевозки груза транспортной компанией для целей налогообложения прибыли организации могут быть обоснованы любыми документами, подтверждающими факт и назначение произведенных расходов.
Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
В.А. Прокаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Услуги по перевозке товаров внутри России облагаются НДС по ставке 20%.
В целях налога на прибыль затраты на перевозки груза транспортной компанией могут быть обоснованы любыми документами, подтверждающими факт и назначение расходов.
Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 9 августа 2022 г. N 03-07-08/77142
Опубликование:
-