Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 1 августа 2022 г. N 03-07-08/73914
Вопрос: ООО (далее - Общество), являющееся сертифицированной организацией по техническому обслуживанию гражданских пассажирских воздушных судов, сообщает следующее.
В адрес Общества поступило письмо таможни от 11.04.2022 года N 19-29/10577 о соблюдении условий применения льгот, в соответствии с которым реализация авиационных двигателей, запасных частей и комплектующих изделий, ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации с применением нулевой ставки НДС на основании подпункта 22 статьи 150 Налогового кодекса Российской Федерации, является нарушением условий применения вышеуказанного нормоположения.
Согласно подпункту 22 статьи 150 Налогового кодекса Российской Федерации условием применения нулевой ставки НДС при ввозе указанной группы товаров является представление в таможенный орган документа, выданного Министерством промышленности и торговли Российской Федерации и подтверждающего целевое назначение ввозимого товара. Иных условий применения нулевой ставки НДС, ограничивающих пользование и (или) распоряжение такими авиационными двигателями, запасными частями и комплектующими изделиями, законодательно не установлено. Следовательно, включать данные товары в категорию условно выпущенных товаров в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 126 Таможенного кодекса ЕАЭС не представляется возможным. Аналогичная позиция отражена в информационно-разъяснительном письме Министерства финансов Российской Федерации от 19.08.2021 года N 03-07-08/66866.
Агрессивная санкционная политика западных стран безусловно негативно отразилась на состоянии российской авиационной отрасли. Критически важным, в данной ситуации, является поддержание технического состояния гражданских пассажирских воздушных судов, эксплуатируемых российскими перевозчиками, в том числе, путем поиска новых поставщиков авиационных запчастей, построения новых логистических путей доставки. По совокупности факторов новые реалии прежде всего выражаются в увеличении затрат российских эксплуатантов, а также организаций по техническому обслуживанию на импорт авиационных запчастей и комплектующих изделий. В сложившейся ситуации приоритетным направлением внутренней государственной политики является поддержка наиболее пострадавших отраслей, в том числе, авиационной отрасли.
Ввиду вышеуказанной информации, просим дать разъяснение является ли нарушением условий применения нулевой ставки НДС в отношении ввозимых авиационных двигателей, запасных частей и комплектующих изделий, последующая реализация на территории Российской Федерации таких товаров эксплуатантам гражданских пассажирских воздушных судов или организациям по техническому обслуживанию гражданских пассажирских воздушных судов? Также, во избежании двоякого толкования соответствующих нормоположений, просим сформировать официальную, единую для всех таможенных органов Российской Федерации, позицию по данному вопросу.
Ответ: В связи с письмом по вопросу, связанному с возможностью реализации товаров, ввезенных в Российскую Федерацию с применением освобождения от уплаты налога на добавленную стоимость (далее - НДС), предусмотренного подпунктом 22 статьи 150 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), Департамент налоговой политики совместно с Департаментом таможенной политики и регулирования алкогольного рынка сообщает следующее.
Согласно подпункту 22 статьи 150 Кодекса не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) НДС ввоз на территорию Российской Федерации авиационных двигателей, запасных частей и комплектующих изделий, предназначенных для строительства, ремонта и (или) модернизации на территории Российской Федерации гражданских воздушных судов (далее - льгота по НДС), при условии представления в таможенный орган документа, подтверждающего целевое назначение ввозимого товара, выданного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере промышленного и оборонно-промышленного комплексов, по форме и в порядке, которые установлены указанным федеральным органом исполнительной власти.
Исходя из положений указанного подпункта, целью ввоза указанных товаров является строительство, ремонт и (или) модернизации на территории Российской Федерации гражданских воздушных судов.
Условием предоставления льготы по НДС при их помещении под таможенную процедуру является наличие документа, подтверждающего целевое назначение товаров, выданного Минпромторгом России.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 126 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - Таможенный кодекс) установлено, что условно выпущенными считаются товары, помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, в отношении которых применены льготы по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, сопряженные с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению этими товарами.
Подпунктом 22 статьи 150 Кодекса каких-либо ограничений по пользованию и (или) распоряжению товарами не установлено, в связи с чем, такие товары условно выпущенными не являются и могут быть реализованы (проданы) любым лицам.
В случае ввоза в Российскую Федерацию авиационных двигателей, запасных частей и оборудования с предоставлением льготы как по уплате НДС, так и по ввозной таможенной пошлине (пункт 7.1.15 Решения Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 N 130 "О едином таможенно-тарифном регулировании Евразийского экономического союза" (далее - Решение) такие товары в силу пункта 12 Порядка применения освобождения от уплаты таможенных пошлин при ввозе отдельных категорий товаров на единую таможенную территорию Таможенного союза, утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 15 июля 2011 г. N 728 (далее - Порядок), устанавливающего, что товары допускается использовать исключительно для ремонта и (или) технического обслуживания гражданских пассажирских и (или) гражданских грузовых самолетов и (или) авиационных двигателей к ним, а также, что реализация (продажа) указанных авиационных двигателей, запасных частей и оборудования допускается только лицам, одним из видов деятельности которых является эксплуатация, и (или) ремонт, и (или) техническое обслуживание гражданских пассажирских и (или) гражданских грузовых самолетов и (или) авиационных двигателей к ним либо деятельность, связанная с обеспечением этих лиц такими авиационными двигателями, запасными частями и оборудованием, считаются условно выпущенными, сопряженными с ограничениями по пользованию (или) распоряжению ими.
В данном случае товары могут быть реализованы (проданы) лицам, отличным от приведенных в пункте 12 Порядка, только в случае уплаты суммы ввозной таможенной пошлины, от которой они были освобождены при помещении под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, либо после приобретения такими товарами статуса товаров Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС).
Согласно пунктам 6 и 7 статьи 126 Таможенного кодекса условно выпущенные товары имеют статус иностранных товаров и находятся под таможенным контролем до приобретения такими товарами статуса товаров ЕАЭС. Условно выпущенные товары приобретают статус товаров ЕАЭС после прекращения обязанности по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, если иное не установлено законодательством государств - членов ЕАЭС.
В соответствии с пунктом 4 статьи 136 Таможенного кодекса обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления с применением льгот по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, сопряженных с ограничениями, прекращается по истечении 5 лет со дня выпуска товаров или иного установленного срока действия ограничений по пользованию и (или) распоряжению товарами.
Обращаем внимание, что реализация товара, помещенного под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления с предоставлением льгот по уплате ввозной таможенной пошлины и НДС, лицам, указанным в пункте 12 Порядка, может быть осуществлена в период нахождения товара под таможенным контролем (5 лет), но ответственность за соблюдение целей и условий предоставления таких льгот, а также ограничений по пользованию и (или) распоряжению такими товарами в связи с применением таких льгот в течение 5 лет со дня их выпуска, несет декларант.
Врио Директора Департамента |
В.А. Прокаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Минфин выпустил разъяснения о возможности реализации авиадвигателей, запасных частей и комплектующих изделий, предназначенных для строительства, ремонта и (или) модернизации в России гражданских воздушных судов, ввезенных с применением освобождения от НДС.
Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 1 августа 2022 г. N 03-07-08/73914
Опубликование:
-