Решение Санкт-Петербургского городского суда от 11 мая 2022 г. по делу N 3а-120/2022
Санкт-Петербургский городской суд в составе:
председательствующего судьи Витушкиной Е.А.
при секретаре Яцкевич Т.В, с участием прокурора Андреева М.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ООО "Буше" о признании недействующим пункта 1990 приложения к Приказу Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 24 декабря 2021 N 141-п "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год", установил:
24 декабря 2021 года Комитетом по контролю за имуществом Санкт-Петербурга (далее - Комитет) издан приказ N 141-П, которым определен перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год (далее - Перечень, Приложение к приказу), официально опубликованный на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга www.gov.spb.ru 28 декабря 2021 года.
В пункт 1990 Перечня в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость, включено здание с кадастровым номером N.., расположенное по адресу: Санкт-Петербург, "адрес" (далее - Здание, Объект), принадлежащее на праве собственности обществу с ограниченной ответственностью "Буше" (далее - Общество).
ООО "Буше" обратилось в суд с административным иском о признании недействующим пункта 1990 приложения к Приказу Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 24 декабря 2021 N 141-п "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год".
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что Здание, принадлежащее Обществу на праве собственности, включено в названный пункт Перечня, однако не обладает признаками объекта налогообложения, установленными статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку более 97% площади Здания используется для размещения предприятия по производству пищевой продукции, имеющееся в Здании кафе занимает 2,27 процентов (90 кв.м.) от общей площади Объекта, о чем административному ответчику известно с 2018 года. После получения от административного ответчика информации о внесении Здания в проект Перечня на основании вида разрешенного использования земельного участка, на котором расположено Здание, Обществом приняты меры для внесения соответствующих изменений в Единый государственный реестр недвижимости; на момент принятия Перечня основным видом разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N... (далее - Земельный участок), на котором расположено Здание, являлся - "пищевая промышленность", вспомогательный вид разрешенного использования - "общественное питание", о чем административный ответчик уведомлен 22 декабря 2021 года.
Представитель административного истца в судебном заседании поддержал заявленные требования, указывая также, что Управлением Росреестра по Санкт-Петербургу ошибочно не были на момент принятия Перечня отражены сведения об избранном собственником виде разрешенного использования Земельного участка "общественное питание" как вспомогательном, что было исправлено Управлением Росреестра по Санкт-Петербургу в 2022 году; вместе с тем, по мнению представителя административного истца, в случае установления в отношении земельного участка нескольких видов разрешенного использования, включение такого земельного участка в Перечень невозможно без установления его фактического использования, что Комитетом сделано не было; включением Объекта в Перечень нарушаются имущественные права юридического лица на уплату налога на имущество юридических лиц в установленном законом размере.
Представитель административного ответчика Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга в судебном заседании поддержал позицию, изложенную в письменных возражениях, указывая на то, что включение Объекта в Перечень произведено в установленном порядке на основании представленных на момент формирования Перечня сведений Росреестра о расположении Здания на земельном участке с видом разрешенного использования "для размещения объектов общественного питания", что являлось достаточным условием для признания Здания объектом, отвечающим требованиям подпункта 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового Кодекса РФ. В ходе судебного разбирательства представитель административного ответчика подтвердила факт информирования Комитета административным истцом на момент утверждения Перечня об изменении вида разрешенного использования; указала, что по представленным при этом данным из Росреестра вид использования Земельного участка "общественное питание" не был указан в качестве вспомогательного.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего административный иск обоснованным, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований по следующим основаниям.
Статьями 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.2 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14, 372 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 3 статьи 12 и пункту 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации субъекту Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных данной статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них.
Законом Санкт-Петербурга от 26 ноября 2003 года N 684-96 "О налоге на имущество организаций" на территории Санкт-Петербурга введен налог на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества, в соответствии со статьей 1-1 которого налоговая база как кадастровая стоимость имущества определяется в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и с учетом особенностей, установленных в пункте 2 данной статьи, в отношении, в том числе таких видов недвижимого имущества как административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1).
При этом в силу пункта 2 статьи 1-1 названного Закона Санкт-Петербурга налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества в 2019-2022 годах определяется в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов), указанных в подпункте 1 пункта 1 настоящей статьи, и нежилых помещений, указанных в подпункте 2 пункта 1 настоящей статьи, при условии, что площадь указанных объектов составляет свыше 1000 кв. м. (в ред. Закона Санкт-Петербурга от 25.11.2021 N 562-121).
Согласно подпункту 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость и направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, а также размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Осуществление указанных полномочий возложено на Комитет по контролю за имуществом Санкт-Петербурга в соответствии с пунктом 3.7 Положения о Комитете по контролю за имуществом, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 23 марта 2016 года N 207.
Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, утвержден оспариваемым приказом Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 24 декабря 2021 N 141-п, который размещен на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга в сети "Интернет" 28 декабря 2021 года, т.е. до начала соответствующего налогового периода (л.д.124-126, 134-148). Таким образом, оспариваемый акт принят уполномоченным лицом и опубликован в установленном порядке.
В силу положений пункта 4 статьи 378.2 НК РФ торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение) при условии если:
- оно расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания (подпункт 1);
- назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания, и (или) бытового обслуживания (абзац второй подпункта 2);
- фактически используется для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания не менее 20 процентов общей площади здания (абзац третий подпункта 2).
По смыслу приведенных предписаний в Перечень как торговый центр (комплекс) подлежит включению такое здание, которое отвечает одному из критериев, установленных названными выше правовыми нормами.
Согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости административному истцу с "дата" принадлежит на праве собственности нежилое здание с наименованием "комбинат школьного питания" общей площадью 3968,7 кв.м. с кадастровым номером N... (л.д.92-93), которое расположено на принадлежащем административному истцу земельном участке с кадастровым номером N... (л.д.94-102); Здание на основании дополнительного соглашения к договору аренды нежилых помещений N 1 от 30.10.2008 года на срок до 30 сентября 2024 года занимает ООО "Буше" (ОГРН 1037843009930, ИНН 7825423480), основным видом деятельности которого согласно сведений Единого государственного реестра юридических лиц является "производство хлеба и мучных кондитерских изделий, торгов и пирожных недлительного хранения" (л.д.60-68).
Включение Объекта в проект Перечня, а в дальнейшем в Перечень осуществлено на основании предоставленных административному ответчику 22 апреля 2021 года Управлением Росреестра по Санкт-Петербургу сведений о виде разрешенного использования Земельного участка - "для размещения объектов общественного питания" (л.д.160-161)
По сообщению Управления Росреестра по Санкт-Петербургу на запрос суда 21 августа 2015 года в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) в отношении Земельного участка внесены сведения о виде разрешенного использования "для размещения объектов общественного питания" на основании данных из государственного кадастра недвижимости, внесенных филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Санкт-Петербургу 05 февраля 2013 года в порядке верификации сведений; 08 декабря 2021 года в ЕГРН внесены сведения о виде разрешенного использования "Пищевая промышленность, Общественное питание (вспомогательный)" на основании Декларации о смене вида разрешенного использования земельного участка от 09 ноября 2021 года, поступившей 02 декабря 2021 года от ООО "Буше".
22 декабря 2021 года Комитетом получено заявление ООО "Буше" о внесении изменений в ЕГРН относительно вида разрешенного использования Земельного участка, при этом согласно представленной выписке из ЕГРН по состоянию на 08 декабря 2021 года видом разрешенного использования Земельного участка указаны: "Пищевая промышленность, Общественное питание" (л.д.83-87).
Внесенные в ЕГРН на основании Декларации о смене вида разрешенного использования земельного участка от 09 ноября 2021 года сведения о виде разрешенного использования Земельного участка откорректированы Управлением Росреестра по Санкт-Петербургу после обращения ООО "Буше" от 22 декабря 2021 года (л.д.91)
Таким образом, на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположено Здание, предусматривающий размещение объекта общественного питания, являлся вспомогательным.
Деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель устанавливается исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства, является одним из основных принципов земельного законодательства. Собственники и иные владельцы земельных участков обязаны использовать их в соответствии с целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием (статьи 1, 7, 42 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 3 части 1 статьи 37 Градостроительного Кодекса Российской Федерации вспомогательные виды разрешенного использования земельного участка допустимы только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляются совместно с ними. В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 1 указанного Кодекса выбирать вспомогательные виды без выбора основного запрещено.
Из указанных положений следует, что вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков позволяют использовать лишь часть площадей соответствующих объектов недвижимости под деятельность, не предусмотренную основным видом разрешенного использования, указанным в ЕГРН, что предопределяет необходимость в целях правомерности включения соответствующего объекта в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, преодоления неопределенности фактического предназначения и использования расположенного на таком земельном участке объекта недвижимости путем проведения уполномоченным органом проверки его вида фактического использования.
Согласно Ведомости помещений и их площадей, составленной Филиалом ГУП "ГУИОН" ПИБ Приморского района 27 июля 2010 года, части помещений в Здании имеют наименования: "тамбур", "кабинет", "коридор", "умывальная", "совмещенный санузел", "кладовая", "теплоцентр", "водомерный узел", "душевая", "лифт пассажирский", "цех", "моечная", "серверная", "касса", "техническое помещение", "лаборатория", "лестница", "электрощитовая", "раздевалка", "туалет", "подсобное помещение", "венткамера", "проходная" (л.д.15-20), что само по себе не позволяет отнести Здание к торговому или административно-деловому центру.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что сведений о разрешенном использовании помещений в Здании, их назначении и на именовании в Едином государственном реестре недвижимости не имеется (л.д.93 об.), то Здание может быть включено в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, при установлении фактического использования более 20 процентов его общей площади для целей, указанных в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
В силу положений части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания соблюдения процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта и его соответствия правовым актам, имеющим большую юридическую силу, возлагается на орган, принявший оспариваемый нормативный правовой акт.
Вместе с тем, относимых и допустимых доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие вышеназванного объекта недвижимости условиям, установленным Налоговым кодексом Российской Федерации и необходимым для включения его в Перечень на 2022 год, вопреки требованиям части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административным ответчиком не представлено.
Включение же Объекта в Перечень на основании только одного формального признака - наличии записи в Едином государственном реестре недвижимости об одном из разрешенных видов использования Земельного участка под объекты общественного питания, который, как установлено судом, является вспомогательным по отношению к основному виду разрешенного использования земельного участка - "пищевая промышленность", при рассматриваемых обстоятельствах, в отсутствие иного правового обоснования, нельзя признать правомерным при том, что включение Здания в Перечень нарушает права административного истца на справедливое и соразмерное исчисление налога на имущество организаций.
Установив фактические обстоятельства дела, суд приходит к выводу о наличии оснований для признания недействующим пункта 1990 приложения к Приказу Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербургу от 24 декабря 2021 N 141-п "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год", как противоречащего положениям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, нормативный правовой акт может быть признан недействующим, в том числе со дня его принятия. Поскольку признание отдельных положений оспариваемого нормативного правового акта с момента вступления в силу решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, предусмотренных статьей 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд полагает необходимым признать нормативный правовой акт недействующим в части со дня принятия.
Руководствуясь статьями 175, 177, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Общества с ограниченной ответственностью "Буше" об оспаривании нормативного правового акта в части - удовлетворить.
Признать недействующим со дня принятия пункт 1990 приложения к Приказу Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 24 декабря 2021 N 141-п "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год", Обязать Комитет по контролю за имуществом Санкт-Петербурга опубликовать на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга http://www.gov.spb.ru сообщение о принятом судом решении в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу.
Решение может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Санкт-Петербургский городской суд.
Судья Санкт-Петербургского |
Е.А. Витушкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Санкт-Петербургского городского суда от 11 мая 2022 г. по делу N 3а-120/2022
Текст решения опубликован не был