Решение Приморского краевого суда от 6 июня 2022 г. по делу N 3а-222/2022
Приморский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Пилипенко Е.В.
при секретаре Бондаренко С.В.
с участием прокурора Шиш Н.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "АСК" к министерству имущественных и земельных отношений Приморского края, заинтересованные лица - министерство экономического развития Приморского края, администрация города Владивостока, Краевое государственное казенное учреждение "Управление землями и имуществом на территории Приморского края" об оспаривании нормативных правовых актов,
установил:
распоряжением департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 25 декабря 2018 года N 281-ри утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год.
Распоряжением департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 25 декабря 2019 года N 1022-ри утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год.
Данные распоряжения размещены на официальном сайте Правительства Приморского края в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (http://www.primorsky.ru) и в настоящее время являются действующими.
Общество с ограниченной ответственностью "АСК" (далее - ООО "АСК") обратилось в Приморский краевой суд с административным исковым заявлением, указав, что является собственником объектов недвижимости: здание административное - цех, площадью ... кв. м, кадастровый номер N, этажей 2, назначение: нежилое здание, сведения о разрешенном использовании отсутствуют, расположенное по адресу: <адрес>; здание - конторы, площадью ... кв. м, кадастровый номер N, этажей 2, назначение: нежилое, сведения о разрешенном использовании отсутствуют, расположенное по адресу: <адрес>.
Данные объекты недвижимости включены в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, под пунктом N, в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, под пунктами N, N.
Административный истец с включением принадлежащих ему на праве собственности зданий в указанные Перечни объектов недвижимого имущества не согласен, поскольку в соответствии с документами технического учета здания с кадастровыми номерами N, N не предусматривают размещение офисов, сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
Считает, что указанные объекты недвижимости не обладают признаками объектов налогообложения, в отношении которых налоговая база должна определяться равной их кадастровой стоимости, имеют наименования здание административное - цех, здание - конторы, данные о видах разрешенного использования в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют, в нарушение положений постановления Администрации Приморского края от 8 апреля 2015 года N 105-па "О регулировании отдельных вопросов, связанных с особенностями определения налоговой базы по налогу на имущество организаций" при включении принадлежащих административному истцу объектов недвижимости в оспариваемые Перечни мероприятия по определению вида фактического использования объектов недвижимости уполномоченным органом не проводились.
Включение указанных объектов недвижимости в Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, влечет увеличение налога на имущество организаций в размере, исчисляемом из их кадастровой стоимости.
С учетом уточнений просит признать недействующими пункт N распоряжения департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 25 декабря 2018 года N 281-ри со дня его принятия; пункты N, N распоряжения департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 25 декабря 2019 года N 1022-ри.
В соответствии с положениями Закона Приморского края от 1 июля 2019 года N 522-КЗ "О внесении изменений в Устав Приморского края", постановлением Губернатора Приморского края от 6 августа 2019 года N 52-пг "Об утверждении структуры органов исполнительной власти Приморского края", постановлением администрации Приморского края от 20 августа 2019 года N 547-па "О формировании органов исполнительной власти Приморского края" администрация Приморского края переименована в Правительство Приморского края, департамент земельных и имущественных отношений Приморского края - в министерство имущественных и земельных отношений Приморского края, департамент экономики и развития предпринимательства - в министерство экономического развития Приморского края.
До рассмотрения дела по существу судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Краевое государственное казенное учреждение "Управление землями и имуществом на территории Приморского края"
В судебное заседание представители министерства имущественных и земельных отношений Приморского края, министерства экономического развития Приморского края, администрации города Владивостока, Краевого государственного казенного учреждения "Управление землями и имуществом на территории Приморского края" не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены судом надлежащим образом, в связи с чем, руководствуясь статьей 150, частью 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Министерством имущественных и земельных отношений Приморского края в письменном отзыве на административный иск указано, что объекты, расположенные по адресу: <адрес> включены в Перечень на 2020 год на основании информации, предоставленной департаментом экономики и развития предпринимательства Приморского края. В соответствии с постановлением N 105-па объекты включены на основании информации, представленной уполномоченными органами исполнительной власти Приморского края. Собственник объектов не обращался в министерство с заявлением о проведении мероприятия по определению вида их фактического использования. При отсутствии указанных заявлений у министерства отсутствовали основания подвергать сомнению соответствие объектов критериям объекта налогообложения исходя из кадастровой стоимости, и инициировать проведение на объектах мероприятия по определению вида их фактического использования.
Порядком определения вида фактического использования зданий не предусмотрена обязанность уполномоченного органа определять вид фактического использования здания и помещений для целей налогообложения путем осмотра объектов недвижимости. На момент формирования и утверждения Перечней министерство не располагало предложениями о проведении обследования объектов.
Администрация города Владивостока представила письменный отзыв, в котором просит в удовлетворении административного иска отказать.
В судебном заседании представитель административного истца Каурова Т.В. на удовлетворении заявленных уточненных исковых требований настаивала по доводам и основаниям, изложенным в административном иске.
Выслушав участника судебного заседания, заключение прокурора Шиш Н.С., полагавшей, что имеются основания для признания оспариваемых административным истцом пунктов Перечней недействующими со дня принятия соответствующих распоряжений, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных административных исковых требований по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применён этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В соответствии с пунктами 1, 3 части 8 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет в числе иных обстоятельств (соответственно), нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
При этом на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт, возлагается обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пункте 3 части 8 настоящей статьи, а обстоятельства, установленные пунктом 1 части 8 статьи 213 КАС РФ, обязан доказать административный истец.
Из материалов административного дела следует, что ООО "АСК" является собственником объектов недвижимости: здание административное - цех, площадью ... кв. м, кадастровый номер N, этажей 2, назначение: нежилое здание, сведения о разрешенном использовании отсутствуют, расположенное по адресу: <адрес>; здание - конторы, площадью ... кв. м, кадастровый номер N, этажей 2, назначение: нежилое, сведения о разрешенном использовании отсутствуют, расположенное по адресу: <адрес>.
Распоряжением департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 25 декабря 2018 года N 281-ри утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год. Объект с кадастровым номером N включен в Перечень под пунктом N.
Распоряжением департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 25 декабря 2019 года N 1022-ри утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год. Объект с кадастровым номером N включен в Перечень под пунктом N, объект с кадастровым номером N - под пунктом N.
Данные распоряжения размещены на официальном сайте Правительства Приморского края в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (http://www.primorsky.ru) и в настоящее время являются действующими.
При исследовании документов, представленных в материалы дела, суд приходит к выводу, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты в пределах полномочий департамента земельных и имущественных отношений Приморского края с соблюдением требований к их форме, порядку принятия и к введению их в действие.
Обязанность доказывать соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, возлагается на орган, принявший оспариваемый нормативный правовой акт (часть 9 статьи 213 КАС РФ).
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14, 372 Налогового кодекса Российской Федерации).
Из содержания подпунктов 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что налоговая база налога на имущество организаций определяется с учетом особенностей, установленных данной статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Согласно пункту 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки); фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Торговым центром (комплексом) в силу пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (пункт 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).
Статьей 1(1) Закона Приморского края от 28 ноября 2003 года N 82-КЗ "О налоге на имущество организаций" к недвижимому имуществу, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость имуществ, отнесены: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещений в них (кроме помещений, находящихся в хозяйственном ведении или оперативном управлении государственных (муниципальных) учреждений и предприятий); нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и торговых объектов либо которые фактически используются для размещения офисов и торговых объектов; жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.
По смыслу приведенных положений законов в Перечень подлежит включению такое здание, которое отвечает одному из установленных критериев.
Между тем принадлежащие административному истцу здания ни одному из перечисленных выше условий не соответствует.
В судебном заседании из письменного отзыва на административное исковое заявление административного ответчика установлено, что объекты, расположенные по адресу: <адрес>, включены в Перечни на основании информации, предоставленной уполномоченными органами исполнительной власти Приморского края.
Из материалов административного дела следует, что принадлежащие ООО "АСК" объекты недвижимости имеют наименования "здание административное - цех" и "здание - конторы". Данные о виде разрешенного использования помещений в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют, что подтверждается имеющимися в материалах дела выписками из Единого государственного реестра недвижимости.
Вышеуказанные здания располагаются на земельном участке с кадастровым номером N общей площадью ... кв. м, имеющем вид разрешенного использования "для дальнейшей эксплуатации производственных зданий".
Согласно техническому паспорту, составленному ФГУП "Ростехинвентаризация" по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, объект недвижимости с кадастровым номером N, расположенный по адресу: <адрес>, является цехом.
Согласно техническому паспорту по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ здание с кадастровым номером N, расположенное по адресу: <адрес>, является конторой.
В экспликациях к поэтажным планам не имеется сведений о помещениях, предусматривающих размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Кроме того, согласно представленному административным истцом и заинтересованным лицом акту обследования от ДД.ММ.ГГГГ спорные объекты недвижимого имущества фактически не используются, размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры в указанных объектах также не зафиксировано.
Согласно указанной технической документации в составе принадлежащих административному истцу объектов недвижимости отсутствуют помещения, наименование или назначение которых позволило бы признать все здание административно-деловым центром или торговым центром в соответствии с пунктами 3, 4, 4.1 статьи 378.2 НК РФ, поскольку само здание не имеет в своем составе помещений с наименованием "офис", "централизованные приемные помещения", "комнаты для проведения встреч", "офисное оборудование", а также помещений с наименованием (назначением) "торговое" или иным, предусматривающим размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Каких-либо допустимых доказательств того, что указанные нежилые помещения имеют коммерческие офисы, торговые объекты, объекты общественного питания и (или) бытового обслуживания, суду не представлено.
При таких обстоятельствах, до принятия оспариваемых Перечней объектов на 2019 год и на 2020 год департамент земельных и имущественных отношений Приморского края должен был выяснить фактическое использование объектов недвижимости.
Пунктом 9 статьи 378.2 НК РФ установлено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 данной статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения утвержден постановлением Администрации Приморского края от 8 апреля 2015 года N 105-па (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 1.2 Порядка мероприятия по определению вида фактического использования объектов нежилого фонда осуществляются работниками краевой организации, уполномоченной на проведение мероприятий по определению вида фактического использования, подведомственной департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края. Результаты данных мероприятий рассматриваются Комиссией по рассмотрению вопросов, касающихся определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения.
Согласно пункту 1.4 Порядка, непосредственно решение об определении вида фактического использования объектов нежилого фонда принимается департаментом земельных и имущественных отношений Приморского края на основании рекомендации указанной выше Комиссии.
Между тем, как было установлено в ходе судебного разбирательства, соответствующих мероприятий по определению вида фактического использования спорных объектов недвижимости уполномоченной краевой организацией не проводилось, решений об определении вида фактического использования административным ответчиком до принятия оспариваемого пункта нормативного правового акта не принималось.
Ссылка административного ответчика на отсутствие обязанности уполномоченного органа определять вид фактического использования здания и помещений для целей налогообложения путем осмотра объекта недвижимости ошибочна, основана на неверном толковании норм права, в том числе, положений постановления Администрации Приморского края от 8 апреля 2015 года N 105-па.
Подобный подход к определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения прямо противоречит положениям, предусмотренным пунктом 9 статьи 378.2 НК РФ и Порядку, утверждённому постановлением Администрации Приморского края от 08 апреля 2015 года N 105-па.
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что пункт N Перечня объектов на 2019 год и пункты N, N Перечня объектов на 2020 год подлежат признанию недействующими со дня принятия вышеуказанных распоряжений (пункт 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50).
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175, 178, 179, 180, 215 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "АСК" к министерству имущественных и земельных отношений Приморского края об оспаривании нормативных правовых актов - удовлетворить.
Пункт N Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, утвержденного распоряжением департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 25 декабря 2018 года N 281-ри, признать недействующим со дня принятия указанного распоряжения.
Пункты N, N Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденного распоряжением департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 25 декабря 2019 года N 1022-ри, признать недействующими со дня принятия указанного распоряжения.
Сообщение о принятии настоящего решения в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу подлежит размещению в газете "Приморская газета: официальное издание органов государственной власти Приморского края" и на официальном сайте Правительства Приморского края в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
На решение могут быть поданы апелляционные жалобы, апелляционное представление в Судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции через Приморский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья |
Е.В. Пилипенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Приморского краевого суда от 6 июня 2022 г. по делу N 3а-222/2022
Текст решения опубликован не был