Распоряжение Правительства Республики Саха (Якутия) от 2 августа 2022 г. N 665-р
"О Долгосрочной программе содействия занятости молодежи в Республике Саха (Якутия) на период до 2030 года"
Во исполнение пункта 5 распоряжения Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2021 г. N 3581-р "Об утверждении Долгосрочной программы содействия занятости молодежи на период до 2030 года":
1. Утвердить прилагаемую Долгосрочную программу содействия занятости молодежи в Республике Саха (Якутия) на период до 2030 года (далее - программа).
2. Определить координатором и ответственным за подготовку анализа реализации программы Государственный комитет Республики Саха (Якутия) по занятости населения.
3. Ответственным исполнителям ежеквартально, до 10 числа месяца, следующего за отчетным, представлять в адрес Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по занятости населения информацию о ходе реализации плана мероприятий программы.
4. Контроль исполнения настоящего распоряжения возложить на первого заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Бычкова К.Е.
Председатель Правительства |
А. Тарасенко |
УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Правительства
Республики Саха (Якутия)
от 2 августа 2022 г. N 665-р
Долгосрочная программа
содействия занятости молодежи в Республике Саха (Якутия) на период до 2030 года
1. Общие положения
Молодежь представляет собой социально-демографическую группу от 14 до 35 лет, выделяемую на основе возрастных особенностей, социального положения и характеризующуюся специфическими интересами и ценностями.
Содействие занятости молодежи в Республике Саха (Якутия) реализуется на основе:
системы доступной профессиональной ориентации, гарантированного общего и профессионального образования и профессиональной подготовки, направленных на приобретение востребованных навыков;
создания достойных рабочих мест для молодежи и временных рабочих мест для приобретения практического опыта;
реализации комплекса мер по содействию трудоустройству молодежи, развитию молодежного предпринимательства и самозанятости;
совершенствования государственной политики в сфере труда, защищающей права молодых людей;
совершенствования мотивации работодателей по трудоустройству молодежи.
Долгосрочная программа содействия занятости молодежи в Республике Саха (Якутия) на период до 2030 года (далее - программа) разработана во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2021 г. N 3581-р "Долгосрочная программа содействия занятости молодежи на период до 2030 года".
2. Положение молодежи на рынке труда Республики Саха (Якутия)
По статистическим данным численность рабочей силы в возрасте 15-34 лет, начиная с 2014 года, уменьшилась на 9,6 тыс. человек и составила по итогам 2020 года 189 тыс. человек. Значительную часть рабочей силы в молодежном сегменте составляют лица в возрасте 25-34 лет (около 30 процентов).
Численность безработной молодежи ежегодно отмечается на уровне 20 тыс. человек и составляет более половины численности безработного населения республики. Уровень безработицы среди молодежи в возрасте 15-34 лет составляет около и более 10 процентов.
Годы |
Численность рабочей силы 15-34 лет |
Численность безработных 15-34 лет |
Уровень безработицы молодежи |
Уровень общей безработицы по РС (Я) |
2014 |
198,6 |
20,8 |
10,5 |
7,4 |
2015 |
198,0 |
18,9 |
9,6 |
7,3 |
2016 |
195,2 |
19,9 |
10,2 |
7,2 |
2017 |
192,9 |
20,4 |
10,6 |
7,1 |
2018 |
195,4 |
19,0 |
9,7 |
6,9 |
2019 |
189,0 |
17,6 |
9,3 |
6,9 |
2020 |
189,0 |
20,4 |
10,8 |
7,4 |
Наибольший уровень безработицы среди молодежи наблюдается в возрасте 15-19 лет (в 2020 году - 34,2 процента) и 20-24 лет (16,3 процента), что выше уровня безработицы в возрасте 25-29 лет (8,5 процента) и 30-34 лет (9,1 процента) в четыре и три раза соответственно.
Уровень занятости молодежи традиционно высок в возрасте 25-29 лет и 30-34 лет и составляет свыше 80 процентов от численности населения соответствующей возрастной группы. В возрастной категории 20-24 лет уровень занятости сохраняется в пределах 50 процентов, в возрасте 15-19 лет - менее 5 процентов.
На начало текущего года численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, составила 8043 человек, из них молодежь - 3459 человек или 43 процента (в возрасте 16-19 лет - 136 человек, 20-29 лет - 1750 человек, 30-34 лет - 1573 человек).
В целях повышения уровня занятости молодых граждан, в том числе выпускников профессиональных образовательных организаций и организаций высшего образования, сегодня в республике принят ряд мер, касающихся организации работы по содействию трудоустройству молодых граждан, адаптации на рынке труда.
Молодёжной биржей труда "Импульс" реализуется ведомственный проект "Старт к успеху" для молодежи, впервые ищущих работу, при этом не имеющих квалификацию, задачами которого являются организация проактивного режима работы (организация профориентации выпускников школ по заявкам от общеобразовательных учреждений, организация онлайн-вебинаров, информирование населения (не состоящих на учете) по технологиям самостоятельного поиска работы, по востребованным профессиям и прогнозу на рынке труда на различных электронных платформах), снижение доли безработных граждан из числа молодежи в возрасте от 16 до 30 лет, впервые ищущих работу, при этом не имеющих квалификации, организация профессионального обучения незанятых и безработных граждан, не имеющих квалификацию, информирование населения и работодателей о негативных последствиях неформальной занятости, создание положительного имиджа службы занятости.
Одним из приоритетных проектов является проект "Занятость на селе", направленный на снижение уровня безработицы в сельской местности путем индивидуального, адресного подхода, ведения персонифицированного учета незанятых граждан и консолидации мероприятий государственных программ в сфере занятости населения, сельского хозяйства, развития предпринимательства.
Эффективным механизмом обеспечения трудовой занятости населения республики, в том числе молодых граждан, является республиканский приоритетный проект "Местные кадры - в промышленность".
Основная цель проекта заключается в трудоустройстве местных жителей в предприятия промышленности, строительной отрасли, транспорта и дорожного хозяйства, энергетики.
В республике проводится целенаправленная работа по привлечению и закреплению молодых специалистов в сельской местности, предоставляются меры, мотивирующие молодых специалистов к трудоустройству в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера:
программа "Земский учитель". С января 2020 года Республика Саха (Якутия) принимает участие в программе "Земский учитель". Главная цель программы - обеспечение сельским школьникам равного доступа к качественному образованию. Указом Главы Республики Саха (Якутия) от 27 января 2020 г. N 986 утвержден порядок предоставления единовременных компенсационных выплат учителям, прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тысяч человек;
проект "Учитель Арктики". В целях поддержки и закрепления педагогов в общеобразовательных организациях Арктической зоны Республики Саха (Якутия) утвержден паспорт проекта "Учитель Арктики" от 20 апреля 2020 года. Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 2 декабря 2020 г. N 386 "О предоставлении адресной помощи молодым специалистам образовательных организаций арктических улусов Республики Саха (Якутия)" утвержден порядок предоставления адресной помощи молодым специалистам в виде единовременного подъемного пособия и компенсации проездных расходов;
программа "Земский доктор/фельдшер". С целью привлечения медицинских кадров в медицинские организации, расположенные в Республике Саха (Якутия), используется механизм предоставления мер социальной поддержки специалистам. Врачам и среднему медицинскому персоналу предоставляются единовременные компенсационные выплаты за счет средств федерального и регионального бюджетов в рамках реализации программы "Земский доктор/фельдшер", служебное жилье;
программа "Молодой оленевод". В целях создания условий для сбалансированного развития северного домашнего оленеводства путем повышения уровня кадровой обеспеченности в Арктической зоне Республики Саха (Якутия) в 2020 году запущена программа "Молодой оленевод" в рамках региональной госпрограммы "Развитие Арктической зоны Республики Саха (Якутия) и коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия) на 2020 - 2024 годы". Социальные выплаты предоставляются молодым оленеводам младше 35 лет на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства на территории муниципального района, в котором занимается оленеводством получатель социальной выплаты;
в соответствии с Указом Главы Республики Саха (Якутия) от 3 мая 2017 г. N 1869 "Об установлении ежемесячных денежных выплат молодым специалистам, работающим в сельскохозяйственных организациях, сельскохозяйственных потребительских кооперативах и крестьянских (фермерских) хозяйствах Республики Саха (Якутия)" в рамках государственной программы Республики Саха (Якутия) "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Республики Саха (Якутия) на 2012 - 2020 годы" установлены денежные выплаты молодым специалистам, работающим в сельскохозяйственных организациях, сельскохозяйственных потребительских кооперативах и крестьянских (фермерских) хозяйствах Республики Саха (Якутия) и заключившим трудовой договор с работодателем на срок не менее 3 лет.
Ежегодно на рынок труда выходят порядка 9 тысяч молодых специалистов.
Выпуск профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования республики 2021 года составил 8 985 человек, в том числе специалисты с высшим образованием - 3 024 человек, специалисты среднего звена (в том числе квалифицированные рабочие и служащие) - 5 961 человек (2020 г. - 9 574 человек).
В год выпуска трудоустроены 4 564 чел., что составляет 50,8 процента от выпуска, и 94 процента от вышедших на рынок труда (4 857 чел.), в том числе трудоустроены по специальности 3 826 чел., или 83,8 процента от трудоустроенных (рис.1.).
По сравнению с 2020 годом показатель трудоустройства выпускников от вышедших на рынок труда увеличился на 1 процент (в 2020 году трудоустроено 4953 человек или 93 процента от вышедших на рынок труда (5 323 человек).
Рис. 1. Распределение выпускников по видам занятости
В общем объёме преобладают выпускники со специальностями, относящимися к укрупненным группам:
"Инженерное дело, технологии и технические науки" - 43,1 процента от выпуска (3 794 человек);
"Науки об обществе" - 16,3 процента (1 438 человек) (рис.2.).
Распределение трудоустроенных выпускников по отраслям экономики и социальной сферы показывает, что наибольший процент выпускников - 17,6 процента (803 человека) трудоустроились в сфере образования.
В республике реализуется порядок межведомственного взаимодействия по содействию трудоустройству выпускников образовательных организаций, утвержденный постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 19 мая 2022 г. N 295. Данным постановлением повышен статус комиссий по содействию трудоустройству выпускников образовательных организаций до уровня глав муниципальных образований.
К основным проблемам трудоустройства молодежи можно отнести:
ограниченное количество возможностей для совмещения молодыми людьми обучения и работы, что обусловливает сравнительно невысокий уровень молодежной занятости в возрастной группе 20-24 лет;
относительно высокий уровень вовлеченности молодежи в отношении неформальной занятости;
несоответствие баланса между спросом и предложением в молодежном сегменте рынка труда республики;
несоответствие количества резюме молодых соискателей и количества вакансий для первого рабочего места на портале "Работа в России";
наличие среди молодежи категории незанятых лиц, не имеющих профессионального образования или подготовки;
низкая активность молодежи при трудоустройстве, недостаточная мотивация к трудоустройству;
низкая конкурентоспособность молодежи в сегменте квалифицированного труда;
частичное отсутствие производственной практики;
отсутствие опыта работы у части молодежи при выходе на рынок труда;
высокие профессионально-квалификационные требования работодателей к молодым специалистам (5-7 разряды);
несформированность профессиональных ориентаций для построения профессиональной и трудовой карьеры.
Решение проблем в сфере занятости молодежи возможно через формирование новой молодежной повестки и выделение приоритетных направлений поддержки молодежи, в том числе в сфере получения качественного доступного образования и первого трудоустройства после завершения обучения, поддержки занятости социально уязвимых групп среди молодежи и содействия трудовой мобильности молодежи.
3. Основная цель и задачи программы
Целью программы является создание условий для реализации профессионального, трудового и предпринимательского потенциала молодежи в условиях трансформационных процессов на рынке труда республики.
Основными задачами программы являются:
формирование карьерных стратегий молодежи в соответствии с личностно-профессиональными способностями и потребностью рынка труда республики. Мероприятия в рамках этой задачи нацелены, в первую очередь, на развитие профессиональной ориентационной работы с обучающимися общеобразовательных организаций, профессиональных образовательных организаций республики, направленных на развитие навыков и компетенций по личному самоопределению, планированию профессиональной деятельности и профессионального развития;
обеспечение соответствия получаемого образования молодыми людьми профессионально-квалификационным требованиям работодателей. В рамках этой задачи, в первую очередь, предусматривается формирование и распределение контрольных цифр приема в образовательные организации с целью их приближения к потребностям рынка труда республики, системы организации и прохождения производственной практики за счет цифровизации процессов ее прохождения между работодателем, студентом и образовательной организацией на портале "Работа в России". Кроме того, предусматривается создание условий для приобретения в рамках освоения образовательных программ среднего профессионального образования предпринимательских компетенций, а также знаний и умений, необходимых для ведения предпринимательской деятельности, осуществления деятельности в форме самозанятости;
создание дополнительных механизмов снижения рисков незанятости молодежи. В рамках решения этой задачи предполагается реализовывать мероприятия по профессиональному обучению различных категорий молодежи, субсидированию трудоустройства, в том числе лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья; мероприятия по повышению конкурентоспособности молодых граждан на рынке труда республики; реализация ведомственных проектов. Кроме того, предусматриваются мероприятия по совершенствованию деятельности центров карьеры (содействия трудоустройству выпускников) образовательных организаций.
На основе проведенного в 2021 году анализа установлено, что в структуре безработных граждан, зарегистрированных в службе занятости, наблюдается рост молодых граждан в возрасте 21-35 лет, а также увеличение доли граждан, не имеющих профессионального образования. В структуре безработных граждан категория граждан, впервые ищущих работу, при этом не имеющих квалификации, занимает наибольший удельный вес по причине отсутствия квалификации и опыта работы. В целях снижения безработицы среди молодежи от 16 до 30 лет, не имеющих квалификации и ранее не работавших, необходимо масштабировать реализацию ведомственного проекта "Старт к успеху".
В приоритетном порядке мероприятия программы будут направлены на содействие занятости обучающихся и выпускников, чьи направления подготовки (специальности) будут находиться в зоне рисков, связанных с незанятостью.
4. Этапы реализации программы
Программа разработана на период до 2030 года.
Первый этап реализации программы запланирован на 2022 - 2024 годы, в рамках которого предусматриваются:
развитие отдельных подсистем портала "Работа в России" в целях совершенствования профессиональной ориентационной работы с молодежью путем формирования публичных и аналитических сведений о состоянии рынка труда и прогнозах его развития;
подготовка предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации в целях расширения возможности для занятости молодежи;
реализация мероприятий, направленных на развитие предпринимательской инициативы молодежи;
повышение конкурентоспособности молодых граждан на рынке труда республики.
Второй этап реализации программы запланирован на 2025 - 2030 годы.
Мероприятия второго этапа предполагается реализовать с учетом анализа и оценки эффективности реализации мероприятий первого этапа.
5. Управление реализацией программы
Контроль за ходом реализации программы и общая координация реализации программы осуществляются Государственным комитетом Республики Саха (Якутия) по занятости населения с участием исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия), участвующих в реализации мероприятий программы.
План мероприятий по реализации программы приведен в приложении N 1.
Целевые показатели реализации программы приведены в приложении N 2.
6. Ожидаемые результаты
Реализация программы позволит достичь следующих результатов:
повышение вовлеченности молодежи в занятость;
снижение уровня безработицы среди молодежи республики;
повышение уровня трудоустройства выпускников образовательных организаций;
снижение рисков незанятости молодежи из социально уязвимых групп населения.
Приложение N 1
к Долгосрочной программе
содействия занятости
молодежи в Республике Саха (Якутия)
на период до 2030 года
План мероприятий
по реализации Долгосрочной программы содействия занятости молодежи в Республике Саха (Якутия) на период до 2030 года
N |
Наименование мероприятия |
Вид документа |
Ожидаемый результат |
Сроки реализации |
Ответственные исполнители |
|
Задача 1. Формирование карьерных стратегий молодежи в соответствии с личностно-профессиональными наклонностями и потребностью рынка труда |
||||
|
Обеспечение межведомственной координации мероприятий по профессиональной ориентации молодежи в целях выбора профессии и построения карьеры |
||||
1.1. |
Создание межведомственного координационного органа (рабочая группа, совет, комиссия и т.п.) для обеспечения межведомственного взаимодействия по профессиональной ориентации молодежи в целях выбора профессии и построения карьеры |
Ведомственный акт |
Утвержден состав и задачи межведомственного координационного органа (рабочая группа, совет, комиссия и т.п.); обеспечено межведомственное взаимодействие по профессиональной ориентации молодежи в целях выбора профессии и построения карьеры; сформирована региональная политика в области профориентационной работы по профессиональному самоопределению обучающихся; выработан единый подход к организации профориентационной работы |
1 сентября 2022 года |
Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия), Государственный комитет Республики Саха (Якутия) по занятости населения |
1.2. |
Организация профориентационной работы для безработных и незанятых граждан в возрасте 14-35 лет, обратившихся в органы службы занятости, направленной на повышение мотивации к выбору наиболее перспективных и востребованных профессий |
Доклад в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации |
Охват не менее 24 тысяч человек, обратившихся в органы службы занятости населения, к 2024 году, не менее 72 тысяч человек - к 2030 году профориентационными мероприятиями |
Ежегодно |
Государственный комитет Республики Саха (Якутия) по занятости населения |
1.3. |
Организация профориентационной работы для обучающихся общеобразовательных организаций, профессиональных образовательных организаций, направленных на развитие навыков и компетенций по личному самоопределению, планированию профессиональной деятельности и профессионального развития |
Доклад в Государственный комитет Республики Саха (Якутия) по занятости населения |
Охват не менее 24 тысяч обучающихся общеобразовательных школ, 12 тысяч - обучающихся профессиональных образовательных организаций к 2024 году, не менее 70 тысяч - обучающихся общеобразовательных школ, 36 тысяч - обучающихся профессиональных образовательных организаций к 2030 году |
15 декабря 2022 года, далее - ежегодно |
Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия), Министерство культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия), Министерство труда и социального развития Республики Саха (Якутия), Министерство по физической культуре и спорту Республики Саха (Якутия) |
1.4. |
Реализация плана мероприятий (дорожной карты) по развитию системы профориентационной работы и поддержке молодежи на рынке труда Республики Саха (Якутия) |
Доклад в Государственный комитет Республики Саха (Якутия) по занятости населения |
100% охват общеобразовательных организаций |
Ежегодно |
Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия), Государственный комитет Республики Саха (Якутия) по занятости населения |
1.5. |
Организация консультирования выпускников профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования по вопросам обучения технологиям поиска работы и планирования профессиональной карьеры |
Доклад в Государственный комитет Республики Саха (Якутия) по занятости населения |
Охват социально-адаптационными мероприятиями 100% выпускников профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования к 2030 году |
Ежегодно |
Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия), Министерство по делам молодежи и социальным коммуникациям Республики Саха (Якутия), Государственный комитет Республики Саха (Якутия) по занятости населения |
1.6. |
Гайд востребованных и перспективных профессий Республики Саха (Якутия) |
Ведомственный акт |
Доля обучающихся 9-11 классов общеобразовательных организаций Республики Саха (Якутия), информированных о проекте: в 2022 году - 20%, в 2023 году - 40%, в 2025 году - 60%, в 2025 году - 80%, в 2026 году - 100% |
Ежегодно |
Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия), автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования "Центр опережающей профессиональной подготовки Республики Саха (Якутия) (по согласованию), Государственный комитет Республики Саха (Якутия) по занятости населения, отраслевые министерства и ведомства Республики Саха (Якутия) |
|
Содействие в обеспечении занятости несовершеннолетних, не обучающихся и не работающих, в отношении которых органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних проводится индивидуальная профилактическая работа |
||||
1.7. |
Организация работы среди не обучающихся и не работающих несовершеннолетних, в отношении которых органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних проводится индивидуальная профилактическая работа |
Отчет в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации |
Охват трудоустройством не менее 200 несовершеннолетних граждан, состоящих на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав, подразделениях по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Республики Саха (Якутия) |
15 марта 2023 года, далее - ежегодно |
Государственный комитет Республики Саха (Якутия) по занятости населения |
1.8. |
Организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время |
- |
Охват временным трудоустройством не менее 4,5 тысяч несовершеннолетних граждан ежегодно |
Ежегодно |
Государственный комитет Республики Саха (Якутия) по занятости населения |
1.9. |
Организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан, возвращающихся из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, воспитательных колоний (ВК), условно осужденных в возрасте от 16 до 18 лет |
Доклад в Государственный комитет Республики Саха (Якутия) по занятости населения |
Снижение численности несовершеннолетних, совершивших преступления не менее чем на 25% ежегодно |
Ежегодно |
Республиканская (межведомственная) комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Республики Саха (Якутия) (по согласованию) |
1.10 |
Подготовка предложений по совершенствованию норм трудового и пенсионного законодательства в части условий привлечения к трудовой деятельности несовершеннолетних граждан, в том числе, получающих пенсию по потере кормильца, детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья |
Письмо в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации |
Направлены предложения в адрес Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации |
30 июля 2022 года |
Государственный комитет Республики Саха (Якутия) по занятости населения, Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия), Министерство труда и социального развития Республики Саха (Якутия) |
|
Задача 2. Обеспечение соответствия получаемого образования профессионально-квалификационным требованиям работодателей |
||||
|
Формирование и распределение контрольных цифр приема по профессиям, специальностям среднего профессионального образования за счет средств субъектов Российской Федерации |
||||
2.1. |
Формирование проекта контрольных цифр приема перспективным потребностям регионального рынка труда |
Правовые акты |
Обеспечение соответствия структуры и объема подготовки кадров по профессиям, специальностям среднего профессионального образования потребностям рынка труда, в том числе кадровым потребностям инвестиционных проектов |
Ежегодно |
Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия) |
2.2. |
Согласование проекта контрольных цифр приема согласно потребности регионального рынка труда |
Письмо в Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия) |
Ежегодно |
Государственный комитет Республики Саха (Якутия) по занятости населения |
|
|
Совершенствование механизмов прохождения и организации производственной практики |
||||
2.3. |
Организация в профессиональных образовательных организациях введения отчетности в электронном виде процедур организации и прохождения производственной практики (фиксация рабочих мест для производственной практики, заключение соглашений на прохождение производственной практики, документы, связанные с прохождением производственной практики, отчетность) в подсистеме единой цифровой платформы в сфере занятости и трудовых отношений "Работа в России" |
Доклад в Государственный комитет Республики Саха (Якутия) по занятости населения |
Организация 100% производственных практик в государственных образовательных организациях к 2024 году с использованием единой России цифровой платформы в сфере занятости и трудовых отношений "Работа в России" |
Начиная с 15 декабря 2023 года, далее - ежегодно |
Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия), Министерство культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия), Министерство труда и социального развития Республики Саха (Якутия), Министерство по физической культуре и спорту Республики Саха (Якутия) |
2.4. |
Развитие практики внутрипроизводственного обучения студентов |
Доклад в Государственный комитет Республики Саха (Якутия) по занятости населения |
Охват внутрипроизводственным обучением 100% студентов ежегодно |
15 декабря 2023 года, далее - ежегодно |
Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия) |
|
Задача 3. Создание дополнительных механизмов снижения рисков незанятости молодежи |
||||
|
Организация работы по занятости инвалидов молодого возраста |
||||
3.1. |
Субсидирование трудоустройства отдельных категорий молодежи, включая лиц с инвалидностью и лиц с ограниченными возможностями здоровья |
Доклад в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации |
Трудоустройство не менее 1465 молодых граждан в 2022 году |
31 декабря 2022 года, далее - ежегодно |
Государственный комитет Республики Саха (Якутия) по занятости населения |
3.2. |
Организация работы по содействию трудоустройству инвалидов молодого возраста, состоящих на учете в органах службы занятости |
Доклад в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации |
Трудоустройство не менее 100 молодых граждан с инвалидностью ежегодно |
15 января 2023 года, далее - ежегодно |
Государственный комитет Республики Саха (Якутия) по занятости населения |
3.3. |
Организация мероприятий по содействию занятости инвалидов молодого возраста (профессиональная ориентация, трудоустройство, профессиональная подготовка, стажировка, "поиск работы") |
Доклад в Государственный комитет Республики Саха (Якутия) по занятости населения |
100% охват инвалидов молодого возраста, обучающихся по программам среднего профессионального и высшего образования в мероприятиях |
15 июля 2022 года, далее - ежегодно |
Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия), образовательные организации высшего образования, находящиеся на территории Республики Саха (Якутия) |
3.4. |
Организация работы по содействию трудоустройству инвалидов молодого возраста, завершивших обучение по программам среднего профессионального и высшего образования |
Доклад в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации |
Трудоустройство не менее 45% молодых граждан с инвалидностью от выпуска |
30 декабря 2022 года, далее - ежегодно |
Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия), Государственный комитет Республики Саха (Якутия) по занятости населения, Министерство труда и социального развития Республики Саха (Якутия), образовательные организации высшего образования, находящиеся на территории Республики Саха (Якутия) |
|
Организация работы центров карьеры (центров содействия трудоустройству выпускников) |
||||
3.5. |
Создание центров карьеры (центров содействия трудоустройству выпускников) в профессиональных образовательных организациях и организациях высшего образования, расположенных на территории Республики Саха (Якутия) |
Доклад в Государственный комитет Республики Саха (Якутия) по занятости населения |
Создано не менее 40 центров карьеры (центров содействия трудоустройству выпускников) |
30 июля 2022 года |
Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия), образовательные организации высшего образования, находящиеся на территории Республики Саха (Якутия), Государственный комитет Республики Саха (Якутия) по занятости населения |
3.6. |
Разработка плана работы центров карьеры (центров содействия трудоустройству выпускников) организаций высшего образования и профессиональных образовательных организаций с социальными партнерами в целях информирования обучающихся об основах социально-трудового законодательства |
Доклад в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации |
Стопроцентный охват по информированию обучающихся об основах социально-трудового законодательства |
30 июля 2022 года, далее - ежегодно |
Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия), образовательные организации высшего образования, находящиеся на территории Республики Саха (Якутия), Федерация профсоюзов Республики Саха (Якутия) (по согласованию), Торгово-промышленная палата Республики Саха (Якутия) (по согласованию), Государственный комитет Республики Саха (Якутия) по занятости населения |
3.7. |
Организация работы по трудоустройству выпускников |
Доклад в Государственный комитет Республики Саха (Якутия) по занятости населения |
Трудоустройство не менее 95% выпускников от вышедших на рынок труда |
30 декабря 2022 года, далее - ежегодно |
Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия), образовательные организации высшего образования, находящиеся на территории Республики Саха (Якутия), Государственный комитет Республики Саха (Якутия) по занятости населения |
3.8. |
Информирование выпускников и обучающихся в профессиональных образовательных организациях об имеющихся вакансиях на рынке труда, в том числе высвобождающихся в связи с оттоком иностранных граждан |
Доклад в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации |
Стопроцентный охват выпускников |
30 июля 2022 года, далее - ежеквартально |
Государственный комитет Республики Саха (Якутия) по занятости населения, Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия) |
|
Повышение конкурентоспособности молодых граждан на рынке труда |
||||
3.9. |
Профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование безработных граждан в возрасте 16-29 лет |
Доклад в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации |
Охват не менее 50% молодых граждан профессиональным обучением от общей численности направленных на обучение |
1 февраля 2023 года, далее - ежегодно |
Государственный комитет Республики Саха (Якутия) по занятости населения |
3.10. |
Организация профессионального обучения и дополнительного профессионального образования молодых граждан в возрасте до 35 лет в рамках федерального проекта "Содействие занятости" национального проекта "Демография", в том числе женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет |
Доклад в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации |
Охват не менее 40% молодых граждан профессиональным обучением от общей численности направленных на обучение |
15 декабря 2022 года |
Государственный комитет Республики Саха (Якутия) по занятости населения, автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования "Центр опережающей профессиональной подготовки Республики Саха (Якутия) (по согласованию), Министерство предпринимательства, торговли и туризма Республики Саха (Якутия) |
Доклад в Государственный комитет Республики Саха (Якутия) по занятости населения |
Информирование молодежи об организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования |
1 декабря 2022 года, далее - ежегодно |
Министерство по делам молодежи и социальным коммуникациям Республики Саха (Якутия) |
||
3.11. |
Организация профессионального обучения и дополнительного профессионального образования женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет, в рамках федерального проекта "Содействие занятости" национального проекта "Демография" |
Доклад в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации |
Охват не менее 25% женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет, профессиональным обучением от общей численности женщин, направленных на обучение |
1 февраля 2023 года, далее - ежегодно |
Государственный комитет Республики Саха (Якутия) по занятости населения, автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования "Центр опережающей профессиональной подготовки Республики Саха (Якутия) (по согласованию) |
|
Организация работы по предпринимательской деятельности |
||||
3.12. |
Профессиональное обучение безработных и незанятых граждан по основам предпринимательской деятельности |
Доклад в Правительство Российской Федерации |
Охват не менее 20% молодых граждан от общей численности направленных на обучение основам предпринимательской деятельности |
15 января 2023 года, далее - ежегодно |
Государственный комитет Республики Саха (Якутия) по занятости населения |
3.13. |
Организация работы по созданию условий для приобретения в рамках освоения образовательных программ среднего профессионального образования предпринимательских компетенций, а также знаний и умений, необходимых для ведения предпринимательской деятельности, осуществления деятельности в форме самозанятости |
Доклад в Государственный комитет Республики Саха (Якутия) по занятости населения |
Охват не менее 5% выпускников, завершивших обучение по программам среднего профессионального образования, из числа осуществляющих профессиональную деятельность по окончании обучения в качестве индивидуального предпринимателя |
15 декабря 2022 года, далее - ежегодно |
Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия), Министерство предпринимательства, торговли и туризма Республики Саха (Якутия) |
3.14. |
Апробация комплексного подхода по карьерному сопровождению выпускников подведомственных профессиональных образовательных организаций, включая развитие предпринимательских инициатив |
Отчет в Государственный комитет Республики Саха (Якутия) по занятости населения |
Охват не менее 3% выпускников, получивших услуги по карьерному сопровождению |
15 января 2023 года, далее - ежегодно |
Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия), Министерство предпринимательства, торговли и туризма Республики Саха (Якутия), Государственный комитет Республики Саха (Якутия) по занятости населения |
|
Организация работы по трудоустройству молодежи |
||||
3.15. |
Проведение специализированных мероприятий, направленных на трудоустройство молодежи (ярмарки, молодежный форум и т.п.) |
Доклад в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации |
Охват молодежи в возрасте 16-35 лет в количестве не менее 10 тысяч человек |
Ежегодно |
Государственный комитет Республики Саха (Якутия) по занятости населения |
3.16. |
Обеспечение адресного сопровождения в целях трудоустройства (занятости) отдельных категорий молодежи органами службы занятости в рамках жизненных ситуаций |
Доклад в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации с предоставлением лучших практик |
Сокращение к 2030 году в 2 раза доли лиц в возрасте до 30 лет, состоящих на регистрационном учете в органах службы занятости в качестве безработных |
15 декабря 2022 года, далее - ежегодно |
Государственный комитет Республики Саха (Якутия) по занятости населения |
3.17. |
Расширение практики привлечения студенческих отрядов к организации занятости студентов образовательных организаций высшего образования и школьников в составе трудовых отрядов подростков в периоды каникул в различные отрасли экономики, в том числе строительство, отдых и оздоровление детей и молодежи, медицина, транспорт, сельское хозяйство, туризм |
Отчет в Министерство науки и высшего образования Российской Федерации |
Трудоустройство не менее 2500 бойцов ежегодно |
15 декабря 2022 года, далее - ежегодно |
Министерство по делам молодежи и социальным коммуникациям Республики Саха (Якутия), Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия), Якутское региональное отделение Молодежной общероссийской общественной организации "Российские Студенческие Отряды" (по согласованию), Министерство строительства Республики Саха (Якутия), Министерство здравоохранения Республики Саха (Якутия), Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Саха (Якутия), Министерство сельского хозяйства Республики Саха (Якутия), Министерство предпринимательства, торговли и туризма Республики Саха (Якутия), образовательные организации высшего образования, находящиеся на территории Республики Саха (Якутия) |
3.18. |
Организация работы студенческих отрядов |
Доклад в Государственный комитет Республики Саха (Якутия) по занятости населения |
Охват трудоустройством не менее 7 тысяч бойцов к 2024 году |
Ежегодно |
Министерство по делам молодежи и социальным коммуникациям Республики Саха (Якутия) |
3.19. |
Реализация мероприятий по развитию волонтерской деятельности |
Отчет в Федеральное агентство по делам молодёжи |
Реализация мероприятий с целью вовлечения в добровольческую деятельность и обеспечения временной занятостью граждан в возрасте от 14 до 35 лет |
30 ноября 2022 года, далее - ежегодно |
Министерство по делам молодежи и социальным коммуникациям Республики Саха (Якутия) |
3.20. |
Участие в проекте автономной некоммерческой организации "Агентство развития профессионального мастерства "Ворлдскиллс Россия" "Страна мастеров" (персональное сопровождение молодежи для реализации предпринимательских навыков, включая оформление в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход) (при включении в проект) |
Отчет в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации |
Численность занятых из числа граждан, получивших услугу по комплексному подходу по карьерному сопровождению, включая развитие предпринимательских инициатив, не менее 75% |
30 декабря 2022 года, далее - ежегодно |
Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия) |
3.21. |
Организация работы комиссий по содействию трудоустройству выпускников организаций среднего профессионального и высшего образования, расположенных на территории Республики Саха (Якутия) |
Доклад в Правительство Республики Саха (Якутия) |
Трудоустроено не менее 4,5 тысяч выпускников профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования |
Ежегодно |
Государственный комитет Республики Саха (Якутия) по занятости населения |
3.22. |
Реализация государственными унитарными предприятиями и государственными учреждениями Республики Саха (Якутия), хозяйственными обществами Закона Республики Саха (Якутия) от 26 апреля 2018 г. 1994-З N 1547-V "О привлечении молодых специалистов на государственные унитарные предприятия и в государственные учреждения Республики Саха (Якутия), хозяйственные общества" |
Доклад в Государственный комитет Республики Саха (Якутия) по занятости населения |
Трудоустроено не менее 600 молодых специалистов |
Ежеквартально |
Отраслевые министерства и ведомства Республики Саха (Якутия) |
3.23. |
Организация в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования введения данных по мониторингу трудоустройства выпускников в подсистеме единой цифровой платформы в сфере занятости и трудовых отношений "Работа в России" |
Доклад в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации |
Обеспечено 100% ведение данных по мониторингу трудоустройства выпускников в подсистеме единой цифровой платформы в сфере занятости и трудовых отношений "Работа в России" |
Начиная с 2023 года, далее - ежегодно |
Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия), Министерство культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия), Министерство труда и социального развития Республики Саха (Якутия), Министерство по физической культуре и спорту Республики Саха (Якутия), образовательные организации высшего образования, находящиеся на территории Республики Саха (Якутия), Государственный комитет Республики Саха (Якутия) по занятости населения |
3.24. |
Реализация ведомственного проекта "Старт к успеху" |
Ведомственный акт |
Снижение численности уровня безработицы среди молодых граждан без образования на 50% |
30 декабря 2022 года |
Государственный комитет Республики Саха (Якутия) по занятости населения |
3.25. |
Реализация проекта "Передвижной учебно-производственный комбинат" (ПУСК) |
Ведомственный акт |
Обучение рабочим профессиям 100 безработных и/или незанятых молодых людей, а также проведение профориентационной работы со школьниками с охватом не менее 300 человек |
30 декабря 2022 года |
Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования "Центр опережающей профессиональной подготовки Республики Саха (Якутия) (по согласованию), Министерство по делам молодежи и социальным коммуникациям Республики Саха (Якутия), Молодежное Правительство Республики Саха (Якутия), Государственный комитет Республики Саха (Якутия) по занятости населения, муниципальный район "Горный улус" Республики Саха (Якутия) (по согласованию), муниципальный район "Усть-Алданский улус (район)" Республики Саха (Якутия) (по согласованию), муниципальный район "Амгинский улус (район)" Республики Саха (Якутия) (по согласованию) |
3.26. |
Участие в федеральной программе в целях повышения трудовой мобильности молодежи из других регионов Российской Федерации в районы Республики Саха (Якутия), в том числе в арктические районы |
Доклад в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации |
Привлечение молодых специалистов в трудодефицитные районы |
20 января 2023 года, далее - ежегодно |
Государственный комитет Республики Саха (Якутия) по занятости населения |
3.27. |
Подготовка предложений по пилотному введению системы обязательного распределения в трудодефицитные субъекты Российской Федерации на квотированные рабочие места выпускников образовательных организаций высшего образования по медицинским и педагогическим профессиям (специальностям) |
Направление письма в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации |
Расширение возможности мобильности выпускников, сокращение дисбаланса на рынке труда, устранение дефицита кадров в отрасли здравоохранения и образования |
15 декабря 2022 года |
Министерство здравоохранения Республики Саха (Якутия), Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия) |
3.28. |
Стажировка молодых специалистов |
Доклад в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации |
Охват не менее 500 молодых граждан, не имеющих стажа работы, прошедших стажировку |
20 января 2023 года, далее - ежегодно |
Государственный комитет Республики Саха (Якутия) по занятости населения |
3.29. |
Участие в рамках приоритетного проекта Республики Саха (Якутия) "Местные кадры - в промышленность" |
Доклад в Правительство Российской Федерации |
Охват не менее 3 тысяч молодых граждан, проживающих на территории Республики Саха (Якутия), трудоустройством |
20 января 2023 года, далее - ежегодно |
Государственный комитет Республики Саха (Якутия) по занятости населения |
3.30. |
Проведение республиканской онлайн-ярмарки для молодых граждан "Траектория карьеры" |
Доклад в Правительство Республики Саха (Якутия) |
Охват молодежи в возрасте 16-35 лет в количестве не менее 5 тысяч человек |
Ежегодно |
Государственный комитет Республики Саха (Якутия) по занятости населения |
3.31. |
Проведение республиканского молодежного форума "Профессионалы Якутии" |
Доклад в Правительство Республики Саха (Якутия) |
Охват молодежи в возрасте 16-35 лет в количестве не менее 5 тысяч человек |
20 декабря 2022 года, далее - ежегодно |
Государственный комитет Республики Саха (Якутия) по занятости населения |
3.32. |
Проведение мероприятий по внедрению элементов национальной системы квалификаций, способствующих конкурентоспособности выпускников на рынке труда |
Доклад в Правительство Республики Саха (Якутия) |
Не менее 140 выпускников, завершающих освоение образовательных программ среднего профессионального образования, прошли промежуточную и государственную итоговую аттестацию с использованием независимой оценки квалификаций в 2022 году, в 2023 году - 155 выпускников, в 2024 году - 175 выпускников |
Ежегодно |
Государственный комитет Республики Саха (Якутия) по занятости населения, Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия) |
3.33. |
Внедрение лучших практик трудоустройства молодежи и организация их тиражирования |
Доклад в Правительство Республики Саха (Якутия) |
Лучшие практики трудоустройства молодежи размещены на сайтах Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по занятости населения, Министерства образования и науки Республики Саха (Якутия), автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования "Центр опережающей профессиональной подготовки Республики Саха (Якутия) |
15 декабря 2022 года, далее - ежегодно |
Государственный комитет Республики Саха (Якутия) по занятости населения, Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия), автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования "Центр опережающей профессиональной подготовки Республики Саха (Якутия) (по согласованию) |
3.34. |
Проведение социологического опроса в целях определения основных проблем молодежи на рынке труда |
Доклад в Правительство Республики Саха (Якутия) |
Проведен социологический опрос среди незанятой молодежи с охватом не менее 10 тысяч человек |
15 декабря 2022 года, далее - ежегодно |
Государственный комитет Республики Саха (Якутия) по занятости населения, Министерство по делам молодежи и социальным коммуникациям Республики Саха (Якутия) |
Приложение N 2
к Долгосрочной программе
содействия занятости
молодежи в Республике Саха (Якутия)
на период до 2030 года
Целевые показатели
реализации Долгосрочной программы содействия занятости молодежи в Республике Саха (Якутия) на период до 2030 года на 2022 - 2030 годы
N |
Наименование показателя |
Единица измерения |
Значение показателя |
|||||
2020 год факт |
2022 год |
2023 год |
2024 год |
2027 год |
2030 год |
|||
1 |
Уровень безработицы молодежи в возрасте от 15 до 29 лет |
% |
12,0 |
11,5 |
11,0 |
10,5 |
8,5 |
6,0 |
2 |
Уровень безработицы молодежи в возрасте от 15 до 24 лет |
% |
18,0 |
16,0 |
14,0 |
12,0 |
10,5 |
9,0 |
3 |
Уровень безработицы молодежи в возрасте от 30 до 35 лет |
% |
9,1 |
8,6 |
8,1 |
7,6 |
7,1 |
6,6 |
4 |
Доля несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет, прошедших профессиональные пробы, в том числе в рамках временного трудоустройства, от общей численности несовершеннолетних граждан такого возраста |
% |
4,3 |
10,0 |
12,5 |
15,0 |
23,0 |
35,0 |
5 |
Численность участников мероприятий по субсидированию трудоустройства отдельных категорий молодежи |
человек |
- |
1465 |
- |
- |
- |
- |
6 |
Численность трудоустроенных молодых граждан в возрасте от 16 до 30 лет, впервые ищущих работу, при этом не имеющих квалификации |
человек |
- |
300 |
- |
- |
- |
- |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Программа принята с целью создания условий для реализации профессионального, трудового и предпринимательского потенциала молодежи в условиях трансформационных процессов на рынке труда республики.
Определено, что в приоритетном порядке мероприятия программы будут направлены на содействие занятости обучающихся и выпускников, чьи направления подготовки (специальности) будут находиться в зоне рисков, связанных с незанятостью.
Мероприятия программы будут реализованы до 2030 года в два этапа:
первый этап реализации программы запланирован на 2022 - 2024 годы, в рамках которого предусматриваются: развитие отдельных подсистем портала "Работа в России" в целях совершенствования профессиональной ориентационной работы с молодежью путем формирования публичных и аналитических сведений о состоянии рынка труда и прогнозах его развития; подготовка предложений по совершенствованию законодательства в целях расширения возможности для занятости молодежи; реализация мероприятий, направленных на развитие предпринимательской инициативы молодежи; повышение конкурентоспособности молодых граждан на рынке труда республики;
второй этап реализации программы - 2025 - 2030 годы: мероприятия второго этапа предполагается реализовать с учетом анализа и оценки эффективности реализации мероприятий первого этапа.
Распоряжение Правительства Республики Саха (Якутия) от 2 августа 2022 г. N 665-р "О Долгосрочной программе содействия занятости молодежи в Республике Саха (Якутия) на период до 2030 года"
Текст распоряжения опубликован не был
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Распоряжение Правительства Республики Саха (Якутия) от 23 июля 2024 г. N 785-р
Распоряжение Правительства Республики Саха (Якутия) от 23 марта 2023 г. N 219-р