Решение Курганского областного суда от 17 февраля 2020 г. по делу N 3а-36/2020
Курганский областной суд в составе:
председательствующего судьи Пшеничникова Д.В.
при секретаре С.
с участием прокурора областной прокуратуры Федоровской Н.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 17 февраля 2020 г. в г. Кургане Курганской области административное дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Курганпарк" к Правительству Курганской области об оспаривании нормативного правового акта в части,
установил:
постановлением Правительства Курганской области от 30 декабря 2016 г. N 450 утвержден Порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Курганской области, а также за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов (далее также Порядок).
Абзацем 4 подпункта 2 пункта 2 Порядка устанавливалось, что годовой размер арендной платы за земельные участки определяется на основании кадастровой стоимости земельного участка и рассчитывается в размере 0,5% от кадастровой стоимости в отношении земельного участка в составе рекреационных зон, в том числе занятого лесами, скверами, парками, садами, прудами, озерами, водохранилищами, используемого для отдыха граждан и туризма.
Постановлением Правительства Курганской области от 1 октября 2019 г. N 348 "О внесении изменений в Постановление Правительства Курганской области от 30 декабря 2016 г. N 450 "Об утверждении Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Курганской области, а также за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов" (далее также постановление Правительства Курганской области N 348) из указанного Порядка исключен абзац 4 подпункта 2 пункта 2, при этом Порядок дополнен подпунктом 8.1, которым в отношении земельного участка в составе зон рекреационного назначения, в том числе занятого лесами, скверами, парками, садами, прудами, озерами, водохранилищами, используемого для отдыха граждан и туризма, определение годового размера арендной платы установлено в размере 13% от кадастровой стоимости.
Постановление Правительства Курганской области от 1 октября 2019 г. N 348 опубликовано 2 октября 2019 г. на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) и согласно пункту 2 постановления вступает в силу с 13 октября 2019 г.
Общество с ограниченной ответственностью "Курганпарк" (далее также ООО "Курганпарк", Общество), являясь арендатором земельного участка площадью <...> кв. м с кадастровым номером N, расположенного по адресу: <адрес> обратилось в суд с административным иском к Правительству Курганской области о признании недействующим постановления N 348 в части дополнения пункта 2 Порядка подпунктом 8.1, устанавливающего иной (более высокий) коэффициент для расчета аренды за земельные участки в составе рекреационных зон, в том числе занятых лесами, скверами, парками, садами, прудами, озерами, водохранилищами, используемых для отдыха граждан и туризма.
Заявленные административные исковые требования Общество обосновывало тем, что оспариваемый нормативный правовой акт не соответствует статье 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации и Основным принципам определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 582, поскольку кратное увеличение расчетного коэффициента (почти в 30 раз) не учитывает доходность земельных участков рекреационного назначения, а утвержденный постановлением Правительства Курганской области новый коэффициент для расчета аренды, по мнению заявителя, в нарушение Основных принципов не является экономически обоснованным.
Увеличение расчетного коэффициента с 0,5% до 13% от кадастровой стоимости привело к увеличению уплачиваемой Обществом годовой арендной платы, что, по мнению заявителя, безусловно, нарушает права и интересы Общества, как арендатора земельного участка.
В судебном заседании представитель административного истца Д.Г., действующий на основании доверенности, на требованиях административного иска настаивал по доводам, в нем изложенным. Полагал порочным принятый Правительством Курганской области в качестве экономического обоснования оспариваемого постановления отчет об оценке ИП Т.Л. по мотиву некорректности использованных в нем для сравнения аналогов, схожести отчета с аналогичным отчетом, составленным оценщиком для целей определения арендной платы муниципальных земель, неиспользования оценщиком иных (помимо сравнительного) подходов в оценке, нарушения оценщиком условий государственного контракта при оказании услуг по оценке; заявил ходатайство о назначении и проведении по административному делу судебной экспертизы для проверки обоснованности указанного отчета ИП Т.Л. и определения обоснованного коэффициента для расчета арендной платы в отношении указанной категории земельных участков.
Представитель административного ответчика - Правительства Курганской области М.С., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения требований административного иска, не усматривая противоречий принятого Правительством Курганской области постановления в оспариваемой части нормам федерального законодательства, имеющим большую юридическую силу; поддержала доводы возражений, изложенных в письменном отзыве на административный иск, а также возражала против удовлетворения заявленного представителем административного истца ходатайства о проведении судебной экспертизы.
Представитель заинтересованного лица - администрации г. Кургана И.С., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения административного иска по доводам, приводимым в письменном отзыве, в целом поддержав по делу позицию, занятую представителем административного ответчика.
Заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, показания свидетеля Т.Л., заключение прокурора Федоровской Н.М., полагавшей необходимым оставить административный иск без удовлетворения, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с Уставом Курганской области Правительство Курганской области является коллегиальным, постоянно действующим высшим органом исполнительной власти Курганской области, правомочным решать все вопросы государственного управления, которые в соответствии с федеральным и областным законодательством входят в его компетенцию (статьи 97.1, 107, 115 Устава Курганской области).
Согласно части 1 статьи 9 Закона Курганской области от 8 октября 2004 г. N 444 "О нормативных правовых актах Курганской области" Правительство Курганской области по вопросам, входящим в его компетенцию, принимает нормативные правовые акты в форме постановлений.
Подпунктом 2 пункта 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, если иное не установлено настоящим Кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
В силу абз. 2 статьи 2 Закона Курганской области от 28 декабря 2011 г. N 98 "Об управлении и распоряжении землями и земельными участками на территории Курганской области" в сфере управления и распоряжения землями и земельными участками полномочиями по установлению порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Курганской области, а также за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов, наделено Правительство Курганской области, как высший орган исполнительной власти Курганской области.
Таким образом судом установлено, что оспариваемый ООО "Курганпарк" нормативный правовой акт принят компетентным органом исполнительной власти - Правительством Курганской области в надлежащей форме постановления (т. 1 л.д. 95 - 96); в соответствии со статьей 157 Устава области оспариваемое постановление опубликовано 2 октября 2019 г. на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) в сети Интернет (т. 1 л.д. 86 - 87).
При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу, что требования законодательства, устанавливающие полномочия органа на принятие оспариваемого правового акта, обязательность соблюдения требований к его правовой форме и введению в действие Правительством Курганской области при принятии оспариваемого постановления от 1 октября 2019 г. N 348 были соблюдены.
Суд также не усматривает противоречий оспариваемого акта имеющим большую юридическую силу нормам федерального законодательства.
Как установлено судом и подтверждается письменными материалами дела, ООО "Курганпарк" на основании договора аренды от 22 декабря 2003 г. N-з, заключенного между ООО "Курган-парк" и Департаментом государственного имущества и промышленной политики Курганской области (в ред. доп. соглашения от 3 сентября 2007 г.), и договора N от 9 декабря 2011 г. (в ред. доп. соглашения от 11 января 2012 г.) передачи ООО "Курган-парк" прав и обязанностей арендатора по договору аренды земельного участка от 22 декабря 2003 г. N-з, в настоящее время является арендатором земельного участка с площадью <...> кв. м с кадастровым номером N, расположенного по адресу: <адрес> (т. 1 л.д. 55 - 69).
Арендодателем указанного земельного участка на основании договора от 14 сентября 2015 г. передачи прав и обязанностей арендодателя по договору аренды земельного участка от 22 декабря 2003 г. N-з, является администрация г. Кургана (т. 1 л.д. 207, 217 - 220).
Земельный участок с кадастровым номером N относится к землям неразграниченной государственной собственности, изначально предоставлен арендатору (до уступки права - ООО "Курган-парк") без проведения торгов в порядке предварительного согласования выбора земельного участка для строительства и эксплуатации спортивно-развлекательного комплекса (первоначально - для размещения спортивного комплекса), расположен в лесопарковой зоне г. Кургана и граничит с водоемом "Г", являющимся местом массового отдыха; до настоящего времени строительство спортивного объекта на указанном участке не начато (т. 1 л.д. 51 - 54, т. 2 л.д. 23 - 25).
7 ноября 2019 г. арендодателем в адрес ООО "Курганпарк" направлено уведомление (т. 1 л.д. 15 - 17) об увеличении размера арендной платы с 13 октября 2019 г. в связи с принятием Правительством Курганской области постановления от 1 октября 2019 г. N 348 "О внесении изменений в Постановление Правительства Курганской области от 30 декабря 2016 г. N 450 "Об утверждении Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Курганской области, а также за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов", что послужило поводом к обращению ООО "Курганпарк" с настоящим административным иском в суд.
Фактически предметом оспаривания ООО "Курганпарк" является подпункт 8.1 пункта 2 Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Курганской области, а также за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов, утвержденного постановлением Правительства Курганской области от 30 декабря 2016 г. N 450, в редакции Постановления Правительства Курганской области от 1 октября 2019 г. N 348.
В соответствии с частью 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее также ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно пункту 3 части 3 статьи 39.7 ЗК РФ, если иное не установлено настоящим Кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности устанавливается органом местного самоуправления.
При этом, в силу части 1 статьи 39.7 ЗК РФ размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
Такие принципы утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее также Основные принципы).
В числе других постановление Правительства Российской Федерации к основным относит принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке.
Действующее федеральное законодательство не содержит императивных положений, определяющих предметное содержание и форму закрепления информации, содержащей экономический анализ и подтверждение обоснованности производных расчета арендной платы (их изменения), тем самым оставляя за субъектами правотворческой деятельности право самостоятельного выбора форм и способов такого анализа.
Правительство Курганской области в целях реализации своих полномочий в вопросе установления порядка определения размера арендной платы за земельные участки государственной и неразграниченной государственной собственности воспользовалось услугами профессионального оценщика, обеспечив заключение 1 апреля 2019 г. Департаментом имущественных и земельных отношений Курганской области, выступавшего разработчиком проекта нормативного правового акта, государственного контракта с ИП Т.Л. на оказание услуг по проведению исследований, расчетов и экономического обоснования производной составляющей (процентной величины) расчета арендной платы (т. 1 л.д. 80 - 85).
9 августа 2019 г. указанный отчет оценщиком Т.Л. был подготовлен (л.д. 127 - 195) и в соответствии с условиями государственного контракта передан заказчику - Департаменту имущественных и земельных отношений Курганской области, после чего итоговый результат оценки обоснованного процента, применяемого в расчетах арендной платы за земельные участки рекреационного назначения земель государственной и неразграниченной государственной собственности 1 октября 2019 г. положен в основу принятого Правительством Курганской области постановления N 348.
Таким образом, суд приходит к выводу, что при принятии оспариваемого постановления N 348 Правительством Курганской области закрепленный в законе принцип экономической обоснованности был в полной мере соблюден, увеличение составляющей расчета арендной платы не являлось произвольным.
При этом, судом отмечается, что содержание отчета ИП Т.Л., положенного в основу оспариваемого постановления N 348, свидетельствует о проведенном оценщиком тщательном многофакторном анализе рынка земельных участков рекреационного назначения, расположенных как на территории г. Кургана и Курганской области, так и в соседних областных центрах Уральского федерального округа - Тюмени, Екатеринбурге, Челябинске, а также других субъектах Российской Федерации.
Оценщиком проведен глубокий сопоставительный анализ рынка земли, перспективы его развития, учтены ежегодное возрастание спроса на земли рекреационного назначения, а также сложившаяся порочная ситуация извлечения арендаторами сверх прибылей от сдачи в субаренду земель указанной категории при сохраняющихся крайне незначительных поступлениях арендной платы в бюджет.
При определении итоговой величины процентной ставки для целей расчета арендной платы (13%) оценщиком использован сравнительный подход; невозможность и отказ в связи с этим от использования доходного и затратного подходов в оценке подробно мотивирован в приводимом исследовании (т. 1 л.д. 155 оборот - 156 оборот).
В соответствии с ч. 1 ст. 77 КАС РФ суд назначает экспертизу в случае возникновения в ходе рассмотрения административного дела вопросов, требующих специальных знаний.
Судом отказано в удовлетворении заявленного представителем ООО "Курганпарк" ходатайства о назначении по делу судебной экспертизы по проверке обоснованности выводов отчета, подготовленного ИП Т.Л., поскольку, по мнению суда, основания к удовлетворению заявленного ходатайства отсутствуют.
В судебном заседании судом в качестве свидетеля по административному делу допрошена Т.Л., составившая отчет об оценке, подвергнутый критике представителем стороны административного истца.
Как следует из пояснений Т.Л., установленный ею в ходе проведенного исследования показатель (размер) ставки арендной платы в отношении земельных участков в составе зон рекреационного назначения для земель государственной и неразграниченной государственной собственности Курганской области - 13% экономически обоснован применительно к рынку Курганской области и сопоставим с аналогичными показателями, установленными в других субъектах УрФО и в целом по Российской Федерации. Фактически, данный показатель отражает доходность использования объектов аренды, выражает экономически обоснованную составляющую арендной платы за указанные виды земельных участков, применение которой в расчетах удовлетворяет ожидания участников рынка, готовых нести расходы по аренде на таких условиях с учетом размера получаемой от аренды рекреационных земель прибыли.
Вопреки доводам возражений представителя ООО "Курганпарк", суд, с учетом показаний допрошенного свидетеля, соглашается с правильностью выбора оценщиком Т.Л. аналогов для сравнения, учитывая специфичность, вид разрешенного использования и немногочисленность оцениваемых земельных участков; параллельное выполнение ИП Т.Л. аналогичного исследования для целей определения размера арендной платы за рекреационные земли муниципальной собственности (положено в основу решения Курганской городской Думы от 11 июня 2019 г. N 128, также оспоренного ООО "Курганпарк" в судебном порядке), а равно нарушение ИП Т.Л. предусмотренного государственным контрактом срока его выполнения, самостоятельного правового значения не имеет, поскольку эти обстоятельства никак не влияют на выводы и заключения оценщика, приводимые в отчете от 9 августа 2019 г.
В целом, содержание исследовательской части отчета свидетельствует о том, что заказанное органом исполнительной власти и проведенное оценщиком Т.Л. исследование очевидно не являлось формальным, выполненным лишь для вида; основной целью исследования выступало установление обоснованной с точки зрения экономики ставки арендной платы для всех земельных участков определенной категории, а не ограничение экономических свобод конкретного участника рассматриваемых правоотношений.
Увеличение для ООО "Курганпарк" с 13 октября 2019 г. размера арендной платы в результате принятого Правительством Курганской области постановления является очевидным и, безусловно, отразится на доходности предприятия, фактически (как следует из содержания отчета и показаний оценщика в судебном заседании) извлекающего прибыть от использования арендованного имущества.
Однако, данное обстоятельство не свидетельствует ни о противоречии оспариваемого акта законодательству, имеющему большую юридическую силу, ни о нарушении публично-правовым образованием прав и имущественных интересов заявителя постановлением, вынесенным в установленном законом порядке компетентным органом государственной власти субъекта. Само по себе значительное кратное изменение в сторону увеличения оспариваемого показателя может не состоять в прямой причинной связи с улучшением экономической ситуации в стране либо регионе, как представляет себе представитель стороны административного истца, но, при соблюдении установленных законодательством условий (Основных принципов), может выступать закономерным следствием исправления ошибки, допущенной ранее при установлении уполномоченным органом оспариваемой процентной величины в явно заниженном размере.
С учетом изложенного противоречий оспариваемого постановления Правительства Курганской области N 348 акту, имеющему большую юридическую силу, судом не установлено, основания к удовлетворению административного иска ООО "Курганпарк" у суда отсутствуют.
Согласно положениям ст. 46 Закона Курганской области от 8 октября 2004 г. N 444 "О нормативных правовых актах Курганской области" официальным опубликованием нормативного правового акта Курганской области является его публикация в Курганской областной общественно-политической газете "Новый мир" (в основном номере и (или) в приложении к нему) либо размещение на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.parvo.gov.ru).
В соответствии с требованиями пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации об обязательном опубликовании решения суда или сообщения о его принятии, суд определяет опубликовать сообщение о принятом решении в официальном печатном издании - приложении "Документы" к Курганской областной общественно-политической газете "Новый мир" в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу.
В связи с отказом в удовлетворении административного иска понесенные ООО "Курганпарк" судебные расходы в виде уплаченной при обращении в суд государственной пошлины в сумме 4500 руб. на основании положений статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации возмещению не подлежат (пункт 43 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 г. N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами").
Руководствуясь статьями 175 - 179, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении административного иска ООО "Курганпарк" к Правительству Курганской области о признании недействующим пункта 8.1 Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Курганской области, а также за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов, утвержденного постановлением Правительства Курганской области от 30 декабря 2016 г. N 450 (в редакции постановления Правительства Курганской области от 1 октября 2019 г. N 348) - отказать.
Сообщение о принятом судом решении подлежит опубликованию в приложении "Документы" к Курганской областной общественно-политической газете "Новый мир" в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Курганский областной суд.
Судья |
Д.В. Пшеничников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Курганского областного суда от 17 февраля 2020 г. по делу N 3а-36/2020
Текст решения опубликован не был