Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 22 мая 2002 г. N КА-А41/3180-02
Инспекция МНС России по городу Климовску Московской области обратилась в Арбитражный суд Московской области с иском к Климовскому Отделу вневедомственной охраны при Подольском Управлении внутренних дел о взыскании с Отдела вневедомственной охраны налоговых санкций в размере 22635,4 рублей за совершение предусмотренного пунктом 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации налогового правонарушения, взысканных по решению Инспекции от 08.06.2001 N 92.
Одновременно Отделом вневедомственной охраны заявлен встречный иск к Инспекции МНС России по городу Климовску о признании недействительным указанного решения налогового органа.
Решением от 20.02.2002, оставленным без изменения постановлением от 08.04.2002 апелляционной инстанции, Арбитражный суд Московской области удовлетворил встречные исковые требования Климовского Отдела вневедомственной охраны при Подольском Управлении внутренних дел, признав недействительным решение Инспекции от 08.06.2001 N 92, поскольку в силу особенностей правового положения Отдела вневедомственной охраны его деятельность по охране имущества собственников не относится к предпринимательской, и, средства, полученные им от основной деятельности, не являются доходом от предпринимательской деятельности, в связи с чем отсутствует объект налогообложения для исчисления налога на добавленную стоимость. В удовлетворении иска Инспекции к Отделу вневедомственной охраны суд отказал.
Законность и обоснованность судебных актов проверяется в порядке ст. 171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с кассационной жалобой Инспекции МНС России по городу Климовску, в которой Инспекция ссылается на то, что подпункт 4 пункта 2 ст. 146 НК РФ не должен применяться при определении объекта налогообложения по НДС для Отдела вневедомственной охраны.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой и апелляционной инстанции, спорная сумма налога на добавленную стоимость за февраль 2001 года начислена налоговым органом на средства, полученные Отделом вневедомственной охраны от осуществления им основного вида деятельности - охраны имущества собственников на основе договоров.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 12.02.1993 N 209 "О милиции общественной безопасности" подразделения вневедомственной охраны при органах внутренних дел относятся к подразделениям милиции общественной безопасности (местной милиции), которые содержатся за счет средств, получаемых за охрану объектов по договорам.
Согласно ст. 9 Закона Российской Федерации от 18.04.1991 N 1026-1 "О милиции" подразделения милиции вневедомственной охраны при органах внутренних дел относятся к милиции общественной безопасности, и порядок их создания, реорганизации, ликвидации определяется Министерством внутренних дел РФ.
Статьей 35 названного Закона РФ N 1026-1 определено, что финансирование милиции осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, средств, поступающих от организаций на основе заключенных в установленном порядке договоров, и иных поступлений в соответствии с действующим законодательством. Подразделения милиции вневедомственной охраны финансируются за счет поступающих на основе договоров средств.
В соответствии с Положением о вневедомственной охране при органах внутренних дел, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.08.1992 N 589, одной из задач вневедомственной охраны является охрана имущества собственников на основе договоров. Пунктами 10 и 11 названного Положения установлено, что вневедомственная охрана осуществляет свою деятельность на принципах самоокупаемости, самофинансирования и содержится за счет специальных (внебюджетных) средств, поступающих по договорам от собственников охраняемого имущества.
Объектом налогообложения по НДС в соответствии с пунктом 1 ст. 146 НК РФ признается реализация товаров (работ, услуг). Вместе с тем, действующей в период спорных правоотношений подпункт 4 пункта 2 этой же статьи определяет, что в целях главы 21 НК РФ, регулирующей вопросы по налогу на добавленную стоимость, под реализацией товаров (работ, услуг) не признается выполнение работ (оказание услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них функций в случае, если обязательность выполнения указанных работ (оказания услуг) установлена законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов РФ, актами органов местного самоуправления.
Таким образом, суд первой и апелляционной инстанций пришел к обоснованному выводу о том, что деятельность вневедомственной охраны по охране объектов на основании заключенных с собственниками договоров нельзя признать предпринимательской, а средства, поступающие подразделениям виеведомственной охраны за охрану объектов, неправомерно признаны Инспекцией объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость.
Утверждение Инспекции, основанное на ссылках на Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг, о том, что подобные услуги должны являться исключительным полномочием данных государственных органов в этой сфере деятельности, не основано на буквальном тексте подпункта 4 п. 2 ст. 146 НК РФ.
При таких обстоятельствах оснований к отмене судебных актов не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст. 171, 173-175, 177 АПК РФ, суд постановил:
решение от 20.02.2002 и постановление 08.04.2002 апелляционной инстанции по делу N А41-К2-17292/01 Арбитражного суда Московской области оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции МНС России по г. Климовск Московской области - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 22 мая 2002 г. N КА-А41/3180-02
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании