Решение Самарского областного суда от 3 июня 2022 г. N 3а-1099/2022
Самарский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-1099/2022 по административному исковому заявлению Ч.И.В. о признании недействующим нормативного правового акта в части, установил:
Ч.И.В. обратилась в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просила признать недействующим с момента принятия пункт 6 Приложения к Решению Думы г.о. Сызрань N 35 от 24.04.2019 года.
В обоснование требований административный истец указала, что она является собственником нежилого помещения с кадастровым номером N. 14 января 2022 года комитет имущественных отношений Администрации г.о. Сызрань направил ей требование об оплате за использование земельного участка с кадастровым номером N площадью 21,8 кв. м, расположенного по адресу: <адрес> При расчете задолженности за период с 01.01.2019 по 24.04.2019 применялся коэффициент 0,0179, а за период с 24.04.2019 по 31.12.2019 - коэффициент 0,1889, установленный решением Думы N 35 от 24.04.2019 года. Полагает, что применяемый коэффициент (0,1889) не имеет экономического обоснования; при принятии оспариваемого нормативного правового акта не проводились анализ и оценка экономических факторов, влияющих на доходность земельного участка, а также расчеты в целях экономического обоснования установленной величины коэффициента функционального использования. Изменение коэффициента произведено исходя из экономической целесообразности, направленной на получение дополнительного дохода в бюджет муниципального образования, без учета принципов, установленных Постановлением Правительством Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582. Все это повлияло на деятельность малого и среднего предпринимательства.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Ч.Е.Е. поддержала заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении.
В судебное заседание представитель административного ответчика г.о. Сызрань и представитель привлеченных судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц Администрации г.о. Сызрань и комитета имущественных отношений Администрации г.о. Сызрань не явились.
В предыдущем судебном заседании представитель административного ответчика г.о. Сызрань Д.П.В. и представитель заинтересованных лиц Администрации г.о. Сызрань и комитета имущественных отношений Администрации г.о. Сызрань К.И.В. заявленные требования не признали, указали, что оспариваемое решение принято с соблюдением процедуры его принятия; установленным Решением Думы коэффициент для расчета арендной платы за земельные участки под объектами торговли в размере 0,1889 является экономически обоснованным и не нарушает права и законные интересы административного истца; при установлении указанного коэффициента были проанализированы заключенные договоры аренды земельных участков, в которых применялся коэффициент 0,1889, при этом земельные участки, на которые не заключались договоры аренды, в расчет не принимались.
Относительно заявленных требований Дума г.о. Сызрань представила письменные возражения.
Выслушав мнения сторон, исследовав материалы дела, заключение прокурора, полагавшего, что заявленные требования подлежат частичному удовлетворению, суд приходит к следующему.
В силу пунктов 1, 3 статьи 39.7, пунктов 1, 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.
Порядок определения размера арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливается соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. При этом размер арендной платы определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации (статья 39.7 ЗК РФ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582 утверждены Основные принципы определения арендной платы земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и Правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, в частности: принцип экономической обоснованности, который предполагает установление арендной платы в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и вида его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляемым деятельность на таком земельном участке.
С учетом единства экономического пространства правовой системы Российской Федерации постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582 в части установления основных принципов определения арендной платы является общеобязательным при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда в силу закона размер платы подлежит установлению соответствующими компетентными органами.
В силу положений пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона Российской Федерации от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, - федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Решением Думы городского округа Сызрань от 24 апреля 2019 года N 35 внесены изменения в Решение Думы городского округа Сызрань от 27.04.2016 N 37 "О коэффициентах вида использования земельного участка, применяемого при расчете размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории городского округа Сызрань Самарской области и предоставляемых для целей, не связанных со строительством".
Пунктом 6 Приложения к Решению Думы N 35 от 24.04.2019 года установлен коэффициент вида использования земельных участков под объектами торговли - 0,1889.
Решение Думы г.о. Сызрань от 24 апреля 2019 года N 35 официально опубликовано в издании Вестник местного самоуправления N 16 (410) от 24 апреля 2019 года.
Из материалов дела следует, что Ч.И.В. является собственником нежилого помещения с кадастровым номером N
14 января 2022 года комитет имущественных отношений Администрации г.о. Сызрань направил Ч.И.В. требование произвести оплату за земельный участок с кадастровым номером N с видом разрешенного использования "под объектами торговли", на котором расположено нежилым помещение, принадлежащее Ч.И.В.
Договор аренды земельного участка с кадастровым номером N с собственниками помещений, в том числе с Ч.И.В. не заключался.
При расчете платы за земельный участок в период с 24.04.2019 по 31.12.2019 годы применялся коэффициент вида разрешенного использования в размере 0,1889, установленный оспариваемым нормативным правовым актом.
В соответствии с ч. 4 ст. 7 Федерального закона Российской Федерации "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации, а также Уставу муниципального образования.
Проверяя доводы административного истца о противоречии решения Думы городского округа Сызрань от 24 апреля 2019 года N 35 в оспариваемой им части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд находит, что данные доводы нашли свое подтверждение в ходе судебного заседания.
Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 11 мая 2004 года N 209-О выражена правовая позиция в отношении земельного налога, имеющего схожую правовую природу с арендной платой в силу положений статьи 65 Земельного кодекса РФ, где указано, что плата за землю определяется не произвольно, а на основе анализа и оценки экономических, природных и иных факторов, влияющих в том числе на уровень доходности земельного участка. Судебные органы, не вмешиваясь в сферу нормотворческих полномочий, должны выявлять, проводились ли при принятии нормативного правового акта анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков (осуществлялось ли экономическое обоснование дифференциации ставки платы за землю на основе многофакторного анализа оценочных характеристик земельных участков).
Критериями при определении доходности земельного участка являются категория земель и их разрешенное использование. Кроме того, при принятии нормативного правового акта об установлении арендной платы за землю, помимо оценки категории земель и разрешенного использования земельных участков, должны проводиться анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень доходности.
Ставки арендной платы, коэффициенты и их значения должны устанавливаться в целях определения экономически обоснованной платы за аренду земельных участков, соответствующей определенному уровню коммерческой привлекательности, потребительскому спросу на землю, развитию инфраструктуры, и призваны обеспечить максимальное поступление в бюджет арендных платежей при одновременном соблюдении экономически справедливого баланса интересов арендодателя и арендаторов земельных участков.
Таким образом, при принятии нормативного правового акта помимо оценки местоположения и градостроительной ценности тех или иных участков земли должны проводиться анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень их доходности.
Оспариваемый проект нормативного правового акта был разработан Администрацией г.о. Сызрань в связи с поступлением предписания Федеральной антимонопольной службы о нарушении антимонопольного законодательства (пункта 8 части 1 статьи 15 Закона "О защите конкуренции") в части установления различных числовых значений коэффициентов вида использования земельного участка в зависимости от вида объекта торговли (стационарный или нестационарный объект).
Проект Решения Думы г.о. Сызрани о внесении изменений в Решение Думы г.о. Сызрань N 37 от 27.04.2016 года был согласован и внесен на рассмотрение Думы г.о. Сызрани постановлением Администрации г.о. Сызрани N 767 от 01.04.2019 года.
К проекту постановления Администрации г.о. Сызрань "О согласовании внесения изменения в Решение Думы г.о. Сызрань от 27.04.2016 N 37 приложено Финансово-экономическое обоснование, выполненное комитетом имущественных отношений Администрации г.о. Сызрань 30 января 2019 года N 97-50/965, которое содержит анализ начисления арендной платы с учетом применения новых коэффициентов в отношении заключенных договоров аренды..
Вместе с тем, при разработке данного финансово-экономического обоснования не принимались во внимание земельные участки, не переданные в аренду.
Указанное финансово-экономическое обоснование не содержит какие-либо расчеты в целях обоснованности введения размера коэффициента арендной платы земельных участков под объектами торговли в зависимости от вида целевого использования земельных участков с учетом факторов, влияющих на его доходность.
В документах, на которые ссылается административный ответчик, а именно: в положительном заключении Контрольно-счетной палаты городского округа Сызрани, юридическом заключении Правового управления Администрации и юридического отдела Думы г.о. Сызрань, заключении финансового управления Администрации, заключении Управления экономического развития и инвестицией Администрации, пояснительной записке комитета имущественных отношений Администрации г.о. Сызрань, не содержится экономического обоснования установленного оспариваемым нормативным актом коэффициента.
Вопреки доводам административного ответчика, предупреждение Федеральной антимонопольной службы России от 11 января 2019 года, а также рассмотрение проекта оспариваемого нормативного правового акта на заседании Комитета по бюджету и Комитета по предпринимательству, промышленной политике, строительству и землеустройству Думы г.о. Сызрань, не подтверждают наличие экономического обоснования и анализа факторов при принятии Решения Думы г.о. Сызрани N 35 от 24.04.2019 года.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что установление коэффициента от вида целевого использования земельного участка в отсутствие экономического анализа и оценки факторов, влияющих на уровень его доходности, не отвечает принципу экономической обоснованности и нарушает права административного истца на обоснованное установление коэффициента вида использования земельного участка при расчете арендной платы.
Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, а также учитывая, что на земельном участке располагается принадлежащее административному истцу нежилое помещение, подлежит удовлетворению требование административного истца о признании недействующим пункта 6 Приложения к Решению Думы г.о. Сызрань от 24 апреля 2019 года N 35 в части установления для земельных участков под объектами торговли Кв 0,1889.
В силу части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Согласно разъяснениям постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 г. N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и, на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
Оспариваемый нормативный правовой акт применялся длительное время, в соответствии с его положениями были реализованы права иных субъектов предпринимательской деятельности, организаций, физических лиц.
Данные обстоятельства согласно разъяснениям, содержащимся в абз. 3 п. 38 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 г. N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", являются основанием для признания оспариваемого положения нормативного правового акта недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 208-215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
Требования Ч.И.В. удовлетворить частично.
Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу пункт 6 Приложения к Решению Думы городского округа Сызрань от 24 апреля 2019 года N 35 "О внесении изменений в Решение думы городского округа Сызрань от 27.04.2016 N 37 "О коэффициентах вида использования земельного участка, применяемого при расчете размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории городского округа Сызрань Самарской области и предоставляемых для целей, не связанных со строительством", в части установления для земельных участков под объектами торговли Кв 0,1889.
Решение может быть обжаловано в четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 7 июня 2022 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Самарского областного суда от 3 июня 2022 г. N 3а-1099/2022
Текст решения предоставлен Самарским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании