Федеральная налоговая служба, рассмотрев обращение учредителя ООО, сообщает следующее.
К поступившему обращению не приложены доверенности на представление учредителю интересов ООО и иных указанных в обращении налогоплательщиков, выданные в установленном законом порядке, что исключает возможность его рассмотрения в порядке, определенном главой 19 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Вместе с тем, в части установленных Кодексом оснований для проведения в отношении налогоплательщиков мероприятий налогового контроля необходимо отметить, что согласно пункту 1 статьи 31 Кодекса, налоговые органы вправе требовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах от налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов.
Обязанность налогоплательщика представлять в налоговые органы и их должностным лицам документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов, закреплена за налогоплательщиком подпунктом 6 пункта 1 статьи 23 Кодекса.
По информации Управления ФНС России, в отношении указанных в обращении налогоплательщиков территориальными налоговыми органами проводятся предусмотренные Кодексом мероприятия налогового контроля, включающие в себя в том числе истребование документов (информации) в порядке, определенном статьей 93.1 Кодекса.
Само по себе проведение таких мероприятий не является налоговой проверкой, не подразумевает применения к налогоплательщикам мер ответственности и ограничительных мер, предусмотренных действующим законодательством, а также не создает препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Вопросы, касающиеся обоснованности проведения сотрудниками правоохранительных органов соответствующих мероприятий в отношении указанных в обращении налогоплательщиков, к компетенции ФНС России не относятся.
В дополнение, в части вопросов, касающихся применения субъектами предпринимательской деятельности специальных режимов налогообложения, сообщается следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в установленном законом порядке.
Наличие взаимозависимости у разных субъектов предпринимательской деятельности не может оцениваться налоговым органом в качестве самостоятельного признака совершения налогового правонарушения, поскольку в силу принципа свободы экономической деятельности налогоплательщик осуществляет ее самостоятельно на свой риск и вправе самостоятельно и единолично оценивать ее эффективность и целесообразность.
С точки зрения законодательства о налогах и сборах, осуществление взаимозависимыми налогоплательщиками различных видов финансово-хозяйственной деятельности, сопряженное с применением специальных режимов налогообложения, не относится к рискам совершения налогового правонарушений, определенных приказом ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@, в связи с чем не рассматривается в качестве самостоятельного основания для проведения выездной налоговой проверки.
Вместе с тем, применение взаимозависимыми налогоплательщиками схем организации бизнес-процессов, подразумевающих комплексное участие в определенной сфере деятельности, а также получение общего финансового результата, несет риск возможного применения схем оптимизации организационной структуры, предполагающий разделение на формально самостоятельных участников, применяющих специальные режимы налогообложения ("дробление бизнеса").
Объективные ограничения на применение специальных налоговых режимов в виде определенных условий осуществления налогоплательщиком финансово-хозяйственной деятельности определены главой 26.2 Кодекса. Указанные ограничения сформированы виде порядка и условий начала и прекращения применения упрощенной системы налогообложения и поименованы в статье 346.13 Кодекса, что позволяет налогоплательщику самостоятельно оценить возможные риски и перспективы применения упрощенной системы налогообложения.
Направляйте обращения с помощью сервисов "Обратиться в ФНС России" и "Личный кабинет". Это ускорит получение ответа.
Действительный государственный советник |
Д.С. Сатин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Ведение взаимозависимыми налогоплательщиками различных видов финансово-хозяйственной деятельности, сопряжённое с применением спецрежимов налогообложения, не относится к рискам совершения налоговых правонарушений, в связи с чем не рассматривается в качестве самостоятельного основания для проведения выездной налоговой проверки.
Применение взаимозависимыми налогоплательщиками схем организации бизнес-процессов, подразумевающих комплексное участие в определённой сфере деятельности, а также получение общего финансового результата, несёт риск возможного применения схем оптимизации организационной структуры, предполагающий разделение на формально самостоятельных участников, применяющих спецрежимы налогообложения ("дробление бизнеса").
Объективные ограничения на применение налоговых спецрежимов в виде определённых условий ведения налогоплательщиком финансово-хозяйственной деятельности сформированы в виде порядка и условий начала и прекращения применения УСН, что позволяет налогоплательщику самостоятельно оценить возможные риски и перспективы применения УСН.
Письмо Федеральной налоговой службы от 16 августа 2022 г. N СД-19-2/188@ "О рассмотрении обращения"
Опубликование:
приложение к газете "Учет. Налоги. Право" - "Официальные документы", 6-12 сентября 2022 г. N 33
журнал "Нормативные акты для бухгалтера", 12 сентября 2022 г. N 18