В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.12.2021 N 3894-р:
1. Утвердить прилагаемую Программу развития детско-юношеского спорта в Московской области до 2030 года (далее - Программа).
2. Министерству физической культуры и спорта Московской области, Министерству образования Московской области обеспечить реализацию Программы в пределах средств бюджетных ассигнований, предусмотренных законом Московской области о бюджете Московской области на соответствующий финансовый год и на плановый период.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Московской области руководствоваться Программой.
4. Министерству информационных и социальных коммуникаций Московской области обеспечить официальное опубликование настоящего распоряжения путем размещения (опубликования) на Интернет-портале Правительства Московской области.
5. Настоящее распоряжение вступает в силу со дня его подписания.
6. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на Вице-губернатора Московской области Каклюгину И.А.
Первый Вице-губернатор |
И.Н. Габдрахманов |
Утверждена
распоряжением Правительства
Московской области
от 13.07.2022 N 666-РП
Программа
развития детско-юношеского спорта в Московской области до 2030 года
1. Введение
Программа развития детско-юношеского спорта в Московской области до 2030 года (далее - Программа) разработана в соответствии с:
Федеральным законом от 04.12.2007 N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации";
Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
Концепцией развития детско-юношеского спорта в Российской Федерации до 2030 года и планом мероприятий по ее реализации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.12.2021 N 3894-р (далее - Концепция);
пунктом 11 Перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Совета по развитию физической культуры и спорта при Президенте Российской Федерации от 07.10.2021 N Пр-1919;
приказом Министерства спорта Российской Федерации от 22.12.2021, N 1023 "Об утверждении плана мероприятий по реализации на всех уровнях публичной власти Федерального закона от 30 апреля 2021 г. N 127-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" и Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации";
Законом Московской области N 226/2008-ОЗ "О физической культуре и спорте в Московской области";
Законом Московской области N 94/2013-ОЗ "Об образовании";
постановлением Правительства Московской области от 25.10.2016 N 786/39 "Об утверждении государственной программы Московской области "Спорт Подмосковья" (далее - государственная программа Московской области "Спорт Подмосковья");
постановлением Правительства Московской области от 15.10.2019 N 734/36 "Об утверждении государственной программы Московской области "Образование Подмосковья" на 2020 - 2026 годы и признании утратившим силу постановления Правительства Московской области от 25.10.2016 N 784/39 "Об утверждении государственной программы Московской области "Образование Подмосковья" на 2017 - 2025 годы" (далее - государственная программа Московской области "Образование Подмосковья");
распоряжением Министерства физической культуры и спорта Московской области от 16.12.2021 N 23-259/1-Р и распоряжением Министерства образования Московской области от 16.12.2021 N Р-784 "Об утверждении межотраслевой программы развития школьного спорта Московской области до 2024 года" (далее - Межотраслевая программа развития школьного спорта в Московской области до 2024 года).
2. Состояние системы детско-юношеского спорта в Московской области
С 2020 года в Московской области прием в образовательные организации, реализующие дополнительные общеобразовательные программы, в том числе физкультурно-спортивной направленности, а также организации, реализующие программы спортивной подготовки, осуществляется через Единую информационную систему, содержащую сведения о возможностях дополнительного образования на территории Московской области (ЕИСДОП).
Всего в государственных и муниципальных учреждениях Московской области в 2021-2022 учебном году реализовывалось 6 116 программ физкультурно-спортивной направленности, из них: 5 084 программы дополнительного образования в организациях ведомственной принадлежности органов управления в сфере образования, 1 032 программы спортивной подготовки в организациях ведомственной принадлежности органов управления в сфере физической культуры и спорта.
Дошкольные образовательные организации
Общее количество дошкольных образовательных организаций в Московской области составляет 1 542.
Всего в организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования, обучаются 299 679 детей.
Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы физкультурно-спортивной направленности реализуются в 1 165 дошкольных образовательных организациях Московской области.
Общеобразовательные организации
Общее количество общеобразовательных организаций в Московской области составляет 1236. Общее количество обучающихся - 986 581.
Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы физкультурно-спортивной направленности реализуются в 1208 общеобразовательных организациях Московской области.
В рамках реализации дисциплины "Физическая культура" в общеобразовательных организациях Московской области реализуются модули по проектам: "Самбо в школу", "Шахматы в школу", "Футбол в школу".
Организации, осуществляющие спортивную подготовку
На территории Московской области на 1 января 2022 года функционируют 185 организаций, осуществляющих спортивную подготовку, в том числе:
5 училищ олимпийского резерва;
10 государственных спортивных школ олимпийского резерва;
1 федеральная спортивная школа;
101 муниципальная спортивная школа;
50 муниципальных спортивных школ олимпийского резерва;
5 муниципальных спортивных клубов;
6 муниципальных структурных подразделений спортивной подготовки в спортивных комплексах;
1 муниципальный физкультурно-спортивный центр;
1 автономная некоммерческая организация;
5 детско-юношеских спортивных школ.
Численность спортсменов в данных организациях в возрасте до 18 лет составляет 104 812 человек, с которыми работают 2 960 тренеров.
Развиваются 99 видов спорта, из которых наиболее популярные по числу занимающихся: футбол - 18 664, плавание - 9 000, баскетбол - 7 032, дзюдо - 6 346, хоккей - 5 996, легкая атлетика - 4 989, волейбол - 4 620, лыжные гонки - 4 496, спортивная борьба - 4 458, художественная гимнастика - 4 450.
По количеству кандидатов в спортивные сборные команды России и по количеству завоеванных медалей Московская область стабильно входит в тройку лучших среди субъектов Российской Федерации.
Региональные спортивные федерации
Современная роль региональных спортивных федераций в подготовке спортивного резерва отражена в программах развития видов спорта.
В Московской области на сегодняшний день аккредитовано 129 Московских областных спортивных федераций по 137 видам спорта.
Развитие системы школьных спортивных клубов и школьных спортивных лиг
С 2014 года в Московской области согласно приказу министра образования Московской области от 20.08.2014 N 3739 "О создании школьных спортивных клубов в муниципальных общеобразовательных организациях в Московской области" была начата централизованная полномасштабная работа по созданию школьных спортивных клубов. Для обеспечения создания школьных спортивных клубов в муниципалитеты были направлены нормативные документы, проводились обучающие семинары и совещания. Результатом проведённой работы стало создание в подавляющем большинстве школ Московской области школьных спортивных клубов. На сентябрь 2021 года Московская область являлась регионом, в котором создано наибольшее количество школьных спортивных клубов (далее - ШСК) среди субъектов Российской Федерации (данные семинара-совещания ФГБУ "ФЦОМОФВ" 30.09.2021) - 1 093 школьных спортивных клуба. Все клубы включены в Единый реестр школьных спортивных клубов, что составляет на 2021 год 88,4% от общего количества общеобразовательных организаций (Показатель "Доля общеобразовательных организаций, имеющих школьный спортивный клуб" согласно приложению 1 к Межотраслевой программе развития школьного спорта до 2024 года на 2021 год плановое значение составляет 15%).
С 2014 года для команд школьных спортивных клубов проводятся региональные комплексные соревнования. Соревнования проводятся в течение всего учебного года с сентября по май в три этапа: муниципальный, зональный и финальный (исключение составил только период пандемии COVID-19). Виды спорта, которые включались в комплексные соревнования школьных спортивных клубов: баскетбол, волейбол, мини-футбол, гандбол, флорбол, лёгкая атлетика, шахматы, шашки, плавание, настольный теннис, бадминтон, лыжные гонки, спортивное ориентирование, тэг-регби. Проведение соревнований способствовало увеличению команд в ШСК как по наиболее популярным видам спорта среди школьников (например, баскетбол, волейбол), так и по новым видам спорта (например, флорбол, тэг-регби).
С 2013 года в Московской области с целью пропаганды деятельности школьных спортивных клубов и популяризации видов спорта среди школьников проводится Фестиваль школьных спортивных клубов по игровым видам спорта (далее - Фестиваль). Фестиваль проводится с обязательным участием обучающихся общеобразовательных организаций по программе "Зритель". Уникальность Фестиваля в том, что детям и подросткам демонстрируются матчевые встречи сразу по нескольким видам спорта. За годы проведения Фестиваля тысячи школьников Московской области увидели соревнования по волейболу, гандболу, баскетболу, мини-футболу, флорболу, тэг-регби.
Школьные спортивные клубы осуществляют свою деятельность в рамках внеурочной деятельности и кружков дополнительного образования. Оплата труда учителей осуществляется из средств, предусмотренных образовательными учреждениями на эти цели и стимулирующего фонда заработной платы, в том числе из внебюджетных средств.
С целью приобщения обучающихся к активному образу жизни через современные виды спорта и развитие в школьных спортивных клубах фитнес-дисциплин в Московской области с 2014 года проводится фитнес-фестиваль "Фитнес-Академия" (далее - фитнес-фестиваль) для команд школьных спортивных клубов. Мероприятия фитнес-фестиваля проводятся на муниципальном и региональном уровнях. Его особенностью является демонстрация выступлений лучших команд на региональном уровне сразу по нескольким направлениям фитнеса. В период пандемии COVID-19 фитнес-фестиваль проводился в онлайн-формате.
С 2015 года с целью пропаганды Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (далее - ВФСК ГТО) для команд школьных спортивных клубов проводятся региональные соревнования "ГТО - командный зачёт". Соревнования повышают интерес детей и подростков к участию в выполнении нормативов ВФСК ГТО, так как знакомят школьников с элементами комплекса в интересной для них соревновательной форме.
Основой национальной системы физкультурно-спортивного воспитания подрастающего поколения, направленной на совершенствование физической подготовки обучающихся, их массовое привлечение к занятиям физической культурой и спортом, а также формирование у детей и подростков здорового образа жизни, являются ежегодные Всероссийские спортивные соревнования (игры) школьников "Президентские состязания" и "Президентские спортивные игры". Проводятся школьные, муниципальные и региональные этапы, команды участвуют на Всероссийском этапе и показывают достойные результаты.
Результаты команд Московской области на Всероссийских этапах:
2012 год - "Президентские спортивные игры" - 3 место в командном первенстве среди девушек по лёгкой атлетике (Команда Муниципального образовательного учреждения Ново-Харитоновская средняя общеобразовательная школа N 10 Раменского г.о.);
2016 год - "Президентские состязания" - 1 место в эстафетном беге с рекордом России в "Президентских состязаниях" (Команда Муниципального образовательного учреждения Дмитровская средняя общеобразовательная школа N 10 Дмитровского г.о.);
2016 год - "Президентские спортивные игры" - 2 место в плавании, 3 место по шашкам среди юношей (команда Муниципального автономного общеобразовательного учреждения "Щёлковская гимназия N 6" Щёлковского г.о.);
2017 год - "Президентские спортивные игры" - 2 место в соревнованиях по тэг-регби среди юношей (команда Государственного автономного общеобразовательного учреждения Московской области "Химкинский лицей" г.о. Химки);
2019 год - "Президентские спортивные игры" - 1 место в соревнованиях по мини-лапте среди юношей (команда Муниципального общеобразовательного учреждения Раменская средняя общеобразовательная школа N 5 Раменского г.о.);
2019 год - "Президентские состязания" - 1 место в эстафете, 2 место в общекомандном зачёте, 3 место в теоретическом конкурсе (команда Муниципального общеобразовательного учреждения Ново-Харитоновская средняя общеобразовательная школа N 10 с углубленным изучением отдельных предметов Раменского г.о.).
Впервые в 2018 году проводились Всероссийские спортивные игры школьных спортивных клубов, и Московская область была одним из первых 13 субъектов Российской Федерации, которые приняли в них участие. Команда Муниципального общеобразовательного учреждения "Глебовская средняя общеобразовательная школа" г.о. Истра стала призёром (2 место) в легкоатлетической эстафете. В 2019 году во всероссийском этапе принимали участие уже 47 регионов России. Московскую область представил школьный спортивный клуб государственного автономного общеобразовательного учреждения Московской области "Химкинский лицей" г.о. Химки. Московская область достойно представила свой регион: в эстафете по плаванию команда заняла 3 место, в конкурсной программе "Спортивные батлы" - 2 место. Всего же в Московской области в играх приняли участие 1964 обучающихся. В 2020 году соревнования частично были отменены, а часть проводилась в онлайн-формате в связи с эпидемиологической ситуацией. Тем не менее на школьном этапе в Московской области приняли участие 14 164 обучающихся.
В 2021 году количество участников Всероссийских спортивных игр школьных спортивных клубов резко выросло - на школьном этапе участвовало уже 124 043 обучающихся.
Ежегодно Московская область принимает участие во Всероссийском смотре-конкурсе на лучшую постановку физкультурной работы и развитие массового спорта среди школьных спортивных клубов и неоднократно добивалась высоких результатов на всероссийском уровне.
2017 год:
1. Лауреат Конкурса в номинации "Лучший городской школьный спортивный клуб" - школьный спортивный клуб "Перспектива" Муниципального общеобразовательного учреждения Средняя общеобразовательная школа "Перспектива" городского округа Власиха.
2. Лауреат Конкурса в номинации "Лучший школьный спортивный клуб, развивающий самбо" - школьный спортивный клуб "Перспектива" Муниципального образовательного учреждения "Куриловская гимназия" городского округа Серпухов.
2018 год:
Лауреат Конкурса в номинации "Лучший сельский школьный спортивный клуб" - школьный спортивный клуб "Каскад" Муниципального общеобразовательного учреждения Квашёнковская средняя общеобразовательная школа городского округа Талдом.
2019 год:
Призёр в номинации "Лучший школьный спортивный клуб, развивающий национальные виды спорта" - школьный спортивный клуб "Спартанец" Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Опалиховская средняя общеобразовательная школа городского округа Красногорск.
Работа по развитию системы школьных спортивных клубов будет продолжена, проводится подготовка к созданию школьных спортивных лиг.
В 2022 году будет разработан План мероприятий по созданию школьных спортивных лиг Московской области, включающий в себя определение структурного подразделения, уполномоченного заниматься деятельностью школьных спортивных лиг, финансирование для организации соревнований, привлечение партнёров для осуществления деятельности лиг, определение системы стимулирования для участия в соревнованиях лиг.
В 2023 году планируется создание и проведение соревнований в Московской области школьной спортивной лиги по стритболу.
Ретроспективный анализ результатов выступлений юных спортсменов Московской области на всероссийских соревнованиях и соревнованиях субъекта по видам спорта
Спортсменами Московской области на всероссийских и мировых соревнованиях за 6 лет завоевано 13 393 медали:
2016 - 1 660 (в том числе 16 медалей на XXXI Олимпийских Играх в г. Рио-де-Жанейро, Бразилия);
2017 - 1 907 (в том числе 25 медалей на XXIII Сурдлимпийских Играх в г. Самсуне, Турция);
2018 - 2 043 (в том числе 4 медали на XXIII зимних Олимпийских играх и 4 медали на XII Паралимпийских зимних играх в г. Пхенчхане, Республика Корея; 9 медалей на летних юношеских Олимпийских играх в г. Буэнос-Айресе, Аргентина);
2019 - 2 903 (в том числе 5 медалей на XIX зимних Сурдлимпийских играх в г. Сондрио, Италия);
2020 - 2 013 (введенные ограничения уменьшили количество стартов в 2 раза, однако в сравнении с 2019 годом в среднем количество призеров на 1 соревнование увеличилось на 2 медали);
2021 - 2 867 (в том числе 21 медаль на XXXII летних Олимпийских играх и 10 медалей на XVI летних Паралимпийских играх в г. Токио, Япония).
По количеству кандидатов в спортивные сборные команды России и количеству завоеванных медалей Московская область стабильно входит в тройку лучших среди субъектов Российской Федерации.
Московская область является постоянным лауреатом и победителем национальных премий в области спорта с 2014 года. Три областные спортивные школы олимпийского резерва (бокс, водные виды спорта, летние виды спорта) признавались лучшими спортивными школами.
С 2016 года количество базовых видов спорта, развиваемых в Московской области, увеличилось с 36 до 47.
Всего в Московской области с 2016 года открыто 89 отделений по видам спорта. В 7 государственных учреждениях открыто 21 отделение по 19 видам спорта.
Проведена работа по повышению квалификации тренерского состава организаций спортивной подготовки. Количество тренеров с высшим профильным профессиональным образованием увеличилось на 30% и составило более 2 800 человек, 4,7% составил прирост тренеров, имеющих высшую квалификационную категорию.
С 2017 года проводится оценка качества деятельности руководителей муниципальных учреждений спортивной подготовки Московской области по 13 показателям.
С 2016 года появилось 33 новых вида спорта, по которым были аккредитованы федерации:
2016 - 4 (альпинизм, рукопашный бой, скалолазание, флорбол);
2017 - 6 (серфинг, воднолыжный спорт, компьютерный спорт, рафтинг, спорт ЛИН, спорт сверхлегкой авиации);
2018 - 6 (дартс; перетягивание каната; тхэквондо ИТФ, петанк, боулинг, скейтбординг);
2019 - 6 (страйкбол, роллер спорт, кудо, сквош, воздушно-силовая атлетика, спортивное метание ножа);
2020 - 6 (гонки с препятствиями, тхэквондо ГТФ, тхэквондо МФТ, гиревой спорт, кинологический спорт, планерный спорт);
2021 - 5 (падел, пилонный спорт, сават, авиационные гонки, киокушин).
С 2018 года в целях организации эффективной антидопинговой деятельности в Московской области ежегодно формируется план-график проведения более 450 антидопинговых мероприятий, включающий конференции, круглые столы, лекции, родительские собрания, семинары и форумы, образовательные марафоны. За четыре года в мероприятиях приняли участие более 38 000 спортсменов, 3 400 тренеров и 395 медицинских работников. Также с 2018 года 13 630 спортсменов, тренеров, медицинских работников и профильных специалистов в Подмосковье прошли обучение и тестирование по образовательному антидопинговому дистанционному курсу с получением соответствующего сертификата.
3. Характеристика проблемы
Роль и место детско-юношеского спорта в региональных и муниципальных программах развития физической культуры и спорта, образования
Детско-юношеский спорт направлен на физическое воспитание и физическую подготовку воспитанников, обучающихся и студентов в образовательных организациях, их подготовку к участию и непосредственно участие в физкультурных мероприятиях и спортивных мероприятиях, в том числе в официальных физкультурных мероприятиях и спортивных мероприятиях. Развитие школьного спорта в Московской области осуществляется в соответствии с государственной программой Московской области "Спорт Подмосковья" и государственной программой Московской области "Образование Подмосковья", а также в рамках муниципальных программ в сфере физической культуры и спорта.
Участие в национальных и федеральных проектах в области физической культуры и спорта, образования
Организация и проведение официальных физкультурных мероприятий на территории Московской области среди обучающихся общеобразовательных организаций, направленных на достижение целей федеральных проектов "Спорт - норма жизни", "Детский спорт", "Успех каждого ребенка".
В рамках деятельности по реализации Федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование" по физкультурно-спортивной направленности проводятся следующие мероприятия:
внесение программ физкультурно-спортивной направленности в Единую информационную систему, содержащую сведения о возможностях дополнительного образования на территории Московской области (ЕИСДОП);
перевод части дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ физкультурно-спортивной направленности на персонифицированное финансирование дополнительного образования;
создание в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, условий для занятий физической культурой и спортом (ремонт и оснащение спортивных залов);
проведение семинаров и мастер-классов для педагогических работников по физкультурно-спортивной направленности.
В рамках федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование" в Московской области за счет субсидии 2020 года было оборудовано 84 новых инфраструктурных места для реализации дополнительных общеобразовательных программ физкультурно-спортивной направленности, по 10 программам из которых обучаются 504 обучающихся.
Проект "Самбо в школу" реализуется с 2015 года при официальной поддержке Министерства просвещения Российской Федерации, Министерства спорта Российской Федерации, ОФСОО "Всероссийская федерация самбо".
В Московской области проводятся открытые соревнования по виду спорта "самбо". По итогам этих соревнований победители выезжают на Всероссийские соревнования. Так, самбисты уже много лет подряд принимают участие во Всероссийской Гимназиаде среди обучающихся общеобразовательных организаций.
На сегодняшний день проект "Самбо в школу" действует во многих городских округах Московской области:
на уроках физической культуры (3-й час, элементы самбо в программе ФК);
на мероприятиях, проводимых во внеурочное время;
на секциях дополнительного образования по самбо;
через деятельность школьных спортивных клубов.
С 2018 года в Московской области реализуется федеральный проект "Регби в школу" при официальной поддержке Министерства просвещения Российской Федерации, Министерства спорта Российской Федерации, ОФСОО "Всероссийская федерация регби".
С 2017 года Московская область включилась в деятельность по сопровождению федерального проекта "Шахматы в школу". Проект реализуется в целях популяризации шахмат среди обучающихся образовательных организаций, развития у них математических способностей, пространственного мышления, навыков стратегического планирования и выдержки.
В рамках национального проекта "Образование" в Московской области создано 242 центра образования цифрового и гуманитарного профилей - "Точка роста", в которых реализуются программы дополнительного образования и внеурочной деятельности по шахматам. Для совершенствования спортивного мастерства перспективных шахматистов - школьников Московской области - организуются мастер-классы с опытными гроссмейстерами. Цель этих мероприятий - помочь юным шахматистам повысить свою квалификацию в игре, раскрыть рациональные методы шахматной, психологической и физической подготовки.
В рамках реализации проекта "Шахматы в школу" - более 10 000 обучающихся, посещающих занятия по шахматам.
Реализация региональной межотраслевой программы развития школьного спорта
В целях повышения эффективности развития школьного спорта Министерством образования Московской области совместно с Министерством физической культуры и спорта Московской области разработана межотраслевая программа развития школьного спорта в Московской области до 2024 года. Программа имеет три подпрограммы:
"Спортивная инфраструктура общеобразовательных организаций в Московской области", "Кадровое и научно-методическое обеспечение школьного спорта в Московской области", "Физкультурно-спортивная работа в Московской области". Цель программы - создание в Московской области условий, обеспечивающих обучающихся возможностью систематически заниматься физической культурой и спортом.
Реализация проектов, направленных на обучение детей плаванию, в том числе в образовательных организациях
В целях развития и популяризации плавания на территории Московской области создана и аккредитована общественная организация "Региональная общественная организация "Федерация плавания Московской области", которая в том числе проводит различные официальные спортивные соревнования и физкультурные мероприятия по плаванию среди различных возрастных групп: Чемпионат Московской области, Первенство Московской области. Данные мероприятия проводятся в рамках реализации государственной программы Московской области "Спорт Подмосковья".
Спортивная инфраструктура
В Московской области на 1 января 2022 года располагается 11973 спортивных сооружения, из них:
2 473 спортивных зала;
6 790 плоскостных спортивных сооружений;
342 плавательных бассейна.
В 2020 году в рамках государственной программы Московской области "Спорт Подмосковья" выполнены следующие мероприятия:
1. Устройство плоскостных спортивных сооружений - 8 объектов:
футбольных полей - 1 объект (г.о. Коломна);
многофункциональных хоккейных площадок - 4 объекта (г.о. Коломенский - 2 объекта, г.о. Можайский, г.о. Ступино);
универсальных спортивных площадок - 1 объект (г.о. Лосино-Петровский);
площадок для воркаута - 2 объекта (г.о. Зарайск, г.о. Коломна).
2. Капитальный ремонт объектов физической культуры и спорта, находящихся в собственности муниципальных образований Московской области, - 1 объект (Физкультурно-оздоровительный комплекс "Большерогачевское" в Дмитровском г.о.).
3. В рамках федерального проекта "Спорт - норма жизни" созданы 3 малые спортивные площадки в Пушкинском г.о., г.о. Люберцы, Одинцовском г.о., на которых возможно проводить тестирование населения в соответствии со Всероссийским физкультурно-спортивным комплексом "Готов к труду и обороне" (ГТО).
4. В рамках концепции наследия чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года завершены мероприятия по адаптации тренировочной площадки стадиона "Металлург" в г.о. Солнечногорск с сертификацией (проведены работы по укреплению травяного покрытия поля и поставке комплекта оборудования для устройства беговых легкоатлетических дорожек (4 шт.) и комплекта оборудования для легкой атлетики).
5. Материально-техническое обеспечение объектов физической культуры и спорта, находящихся в собственности муниципальных образований Московской области, - 1 объект (приобретено оборудование для Муниципального бюджетного учреждения "Конькобежный центр "Коломна" г.о. Коломна).
В 2020 году в рамках государственной программы Московской области "Строительство объектов социальной инфраструктуры", утвержденной постановлением Правительства Московской области от 16.10.2018 N 753/37 "Об утверждении государственной программы Московской области "Строительство объектов социальной инфраструктуры" (далее - государственная программа Московской области "Строительство объектов социальной инфраструктуры"), введены в эксплуатацию:
1. Физкультурно-оздоровительные комплексы - 3 объекта (Физкультурно-оздоровительный комплекс с универсальным спортивным залом в г.о. Молодежный, Физкультурно-оздоровительный комплекс с бассейном в г.о. Серпухов, Многофункциональный спортивно-оздоровительный комплекс с крытым ледовым катком и бассейном в г.о. Химки).
2. Стадионы - 2 объекта (стадион "Знамя труда" в Орехово-Зуевском г.о., стадион "Химик" в г.о. Чехов).
За счет внебюджетных средств введены в эксплуатацию и открыты 5 физкультурно-оздоровительных комплексов (г.о. Воскресенск, г.о. Долгопрудный, г.о. Истра, Ленинский г.о., г.о. Люберцы), а также крытый футбольный манеж в г.о. Электросталь.
В 2021 году в рамках государственной программы Московской области "Спорт Подмосковья" выполнено:
устройство плоскостных спортивных сооружений 2 объектов (футбольное поле в г.о. Люберцы, скейт-парк в г.о. Котельники);
капитальный ремонт 2 объектов физической культуры и спорта (стадион "Заря" в г.о. Краснознаменск, система внешнего электроснабжения Конькобежного центра "Коломна" в г.о. Коломна);
завершение в рамках концепции наследия чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года мероприятий по замене натурального газона на искусственное покрытие и оснащению системой подогрева поля, а также поставке и устройству комплекта оборудования для легкой атлетики и комплекта оборудования для 4 беговых легкоатлетических дорожек на тренировочной площадке стадиона спортивного комплекса "Гучково" в г.о. Истра.
В 2021 году в рамках государственной программы Московской области "Строительство объектов социальной инфраструктуры":
введен в эксплуатацию физкультурно-оздоровительный комплекс с плавательным бассейном в г. Дрезне Орехово-Зуевского г.о.;
продолжилось строительство объекта "Стадион для игры в регби" на территории г.о. Щёлково (реализуется второй этап строительства, ввод в эксплуатацию запланирован на 2023 год).
За счет внебюджетных средств введены в эксплуатацию 8 объектов физической культуры и спорта (спортивно-тренажерные залы и специализированная детско-юношеская спортивная школа в г.о. Мытищи, ледовая арена в г.о. Люберцы, физкультурно-оздоровительный комплекс с катком в г.о. Красногорск, ледовая арена "Пехорка" в г.о. Балашиха, зал художественной гимнастики в Раменском г.о., физкультурно-оздоровительный комплекс с залом в г.о. Жуковский, лыжный комплекс в Сергиево-Посадском г.о.).
Кадровое обеспечение
Организацию работы в сфере физической культуры и спорта Подмосковья осуществляют на 1 января 2022 года 20 886 штатных работников.
В ведомстве Министерства образования Московской области программы физкультурно-спортивной направленности реализуют 573 педагога, из них 495 тренеров-преподавателей, 78 педагогов дополнительного образования.
7 тренеров-преподавателей имеют звание "Заслуженный тренер России".
В общеобразовательных организациях Московской области физическую культуру преподают 840 учителей.
Цифровизация
В настоящее время отсутствует единый методический информационный ресурс в области физической культуры и спорта, спортивной медицины, а также единая автоматизированная информационная система, обеспечивающая сбор, анализ и распространение для использования в Московской области передового опыта и практик развития физической культуры и спорта.
Финансовое обеспечение
Финансовое обеспечение реализации Программы развития детско-юношеского спорта в Московской области предусматривается за счет средств регионального бюджета, бюджетов муниципальных образований, а также внебюджетных источников финансирования (в том числе в рамках государственно-частного партнерства), а также за счет участия Московской области в государственных программах федерального уровня.
Совершенствование материально-технической базы спортивных школ в соответствии с нормативами и нормами их обеспеченности
Строительство и реконструкция спортивных объектов осуществляется в рамках государственной программы Московской области "Строительство объектов социальной инфраструктуры".
Детско-юношеский спорт является одним из ключевых элементов системы физической культуры и спорта в Московской области, обеспечивающих вовлечение детей в систематические занятия спортом, их физическое развитие, воспитание и подготовку, формирование и укрепление их здоровья, патриотическое воспитание и формирование их гражданской идентичности.
Вместе с тем в системе детско-юношеского спорта Московской области сохраняются следующие вопросы, требующие решения:
отсутствие единого физкультурно-спортивного образовательного пространства с унифицированным правовым регулированием независимо от организационно-правовой формы и ведомственной подчиненности организаций, обособленность спортивной подготовки от дополнительного образования, общего и профессионального образования;
недостаточная эффективность межведомственного и межуровневого взаимодействия по вопросам развития детско-юношеского спорта;
несоответствие статистических сведений о численности детей, систематически занимающихся физической культурой и спортом, фактическим показателям, а также отсутствие объективных сведений об участии детей в физкультурных и спортивных мероприятиях, в том числе вследствие отсутствия единой региональной цифровой системы учета такой численности;
несоответствие личностных интересов детей, их физического развития, физической подготовленности, особенностей здоровья и доступных возможностей для занятий спортом, удовлетворяющих их запросам на двигательную активность и соответствующих жизненным циклам современного человека;
недостаточный уровень обеспеченности участников детско-юношеского спорта научно обоснованными программами;
несовершенство системы спортивных соревнований среди детей, в том числе среди детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, включая недостаточное количество таких соревнований на муниципальном уровне;
неравномерная территориальная, инфраструктурная, финансовая доступность занятий спортом для различных категорий детей (в особенности для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации);
недостаточное использование потенциала негосударственного сектора, государственно-частного партнерства для развития детско-юношеского спорта;
отсутствие эффективной системы поиска, индивидуального отбора и комплексного сопровождения спортивно-одаренных детей, в том числе в отношении детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями;
отсутствие научно-методического, медицинского (включая восстановление) и медико-биологического обеспечения на региональном и муниципальном уровнях в системе детско-юношеского спорта;
недостаточный уровень поддержки экспериментальной и инновационной деятельности как в системе подготовки спортивного резерва, так и в системе дошкольного и школьного спорта;
отсутствие статистики по частным организациям и индивидуальным предпринимателям, реализующим тренировочные услуги для детей, что ведет к отсутствию всякого контроля за этой частью деятельности в сфере физической культуры и спорта.
4. Цели и задачи Программы
Целями развития детско-юношеского спорта в Московской области являются:
обеспечение прав детей на физическое развитие и физическое воспитание, формирование и укрепление их здоровья, личностное самоопределение и самореализацию посредством создания подрастающему поколению доступных условий для занятий спортом;
расширение возможностей для удовлетворения интересов детей и их семей в сфере детско-юношеского спорта, создание у них мотивации к ведению здорового образа жизни и обеспечение вовлечения в систематические занятия спортом не менее 90 процентов детей;
создание надежного фундамента для повышения эффективности подготовки спортивного резерва.
Целевые показатели реализации Программы приведены в приложении 1 к настоящей Программе.
Для достижения целей развития детско-юношеского спорта необходимо решить следующие задачи:
создание единого физкультурно-спортивного образовательного пространства для раскрытия потенциала детей;
создание условий для обеспечения личностных интересов детей с учетом уровня их физического развития, физической подготовленности, особенностей здоровья и доступных возможностей для занятий спортом, удовлетворяющих запросам детей на двигательную активность, соответствующих жизненным циклам современного человека;
совершенствование статистических и иных видов отчетно-учетных показателей детско-юношеского спорта;
разработка и внедрение цифровых технологий в практику детско-юношеского спорта;
повышение вариативности, качества и доступности занятий спортом для каждого, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, особенно в системе образования;
обеспечение условий для доступа детей к современным знаниям и технологиям в сфере детско-юношеского спорта, а также к современной спортивной инфраструктуре;
развитие инфраструктуры детско-юношеского спорта за счет государственной поддержки и обеспечения инвестиционной привлекательности;
формирование эффективной межведомственной системы управления развитием детско-юношеского спорта, а также создание условий для участия семьи и общественности в таком управлении;
создание условий для полноценного кадрового обеспечения системы детско-юношеского спорта;
совершенствование системы спортивных соревнований в системе детско-юношеского спорта, в том числе среди детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья;
создание условий для духовно-нравственного и патриотического воспитания юных спортсменов, их гражданской идентичности;
создание межотраслевой кластерной системы научно-методического, медико-биологического и медицинского обеспечения спорта с развитием экспериментальной и инновационной деятельности;
формирование условий нулевой толерантности к нарушению антидопинговых правил;
создание системы контроля частных организаций и индивидуальных предпринимателей, реализующих тренировочные услуги для детей.
5. Сроки и этапы реализации Программы
Реализация Программы будет осуществляться в 2 этапа:
I этап - 2022 - 2024 годы;
II этап - 2025 - 2030 годы.
На I этапе реализации Программы планируется обеспечить:
реализацию положений Федерального закона от 30.04.2021 N 127-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" и Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" и создание в Московской области единого физкультурно-спортивного образовательного пространства, объединяющего всех детей, занимающихся спортом на базе различных организаций, независимо от их ведомственной подчиненности и организационно-правовой формы;
внедрение единой цифровой информационной системы учета детей, систематически занимающихся спортом, включающей данные медицинского наблюдения за такими детьми, их сквозную идентификацию, а также мониторинг деятельности организаций, осуществляющих развитие детско-юношеского спорта.
На II этапе реализации Программы планируется продолжить плановую работу по ее реализации.
Начиная с 2022 года Министерство физической культуры и спорта Московской области и Министерство образования Московской области совместно с иными заинтересованными исполнительными органами государственной власти Московской области и организациями будут проводить постоянный мониторинг реализации Программы и оценки ее эффективности, степени достижения ожидаемых результатов (с представлением сводного ежегодного отчета в Министерство спорта Российской Федерации и Министерство просвещения Российской Федерации).
Министерство физической культуры и спорта Московской области координирует мероприятия по развитию детско-юношеского спорта в спортивных школах, находящихся в ведомственной подчиненности органов исполнительной власти в области физической культуры и спорта, физкультурно-спортивных и иных организациях, не являющихся образовательными, по месту жительства,
работы и отдыха граждан, в том числе по отбору спортивно одаренных детей и их спортивной ориентации, подготовке спортивного резерва в целом.
Министерство образования Московской области координирует мероприятия по развитию детско-юношеского спорта в дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях (в том числе по реализации такими организациями дополнительных общеобразовательных программ в области физической культуры и спорта, а также по развитию школьного спорта, включая организацию массовых спортивных соревнований школьными спортивными клубами и лигами), организациях дополнительного образования, находящихся в ведомственной подчиненности органов исполнительной власти в сфере образования, включая спортивные школы.
6. Механизмы реализации Программы
Обеспечение подготовки кадров с высшим образованием в области физической культуры и спорта, введение должностей "тренер-преподаватель" в штат всех организаций, реализующих дополнительные образовательные программы спортивной подготовки, в том числе повышение профессионального уровня тренеров-преподавателей, социальной роли и статуса, а также совершенствование мер поддержки;
обеспечение проведения ежегодно, начиная с 2022 года, регионального этапа Всероссийского конкурса педагогического мастерства работников физкультурно-спортивного профиля; Открытого заочного Всероссийского смотра-конкурса на лучшую постановку физкультурной работы и развитие массового спорта среди школьных спортивных клубов, Открытого публичного Всероссийского конкурса среди организаций дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности по итогам работы за учебный год, регионального этапа Всероссийского конкурса профессионального мастерства работников сферы дополнительного образования детей "Сердце отдаю детям" (номинация "физкультурно-спортивная");
обеспечение системного использования передового опыта реализации общероссийскими и региональными спортивными федерациями, профессиональными спортивными клубами программ и проектов по развитию детско-юношеского спорта;
привлечение малого и среднего бизнеса к управлению объектами спорта и оказанию физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг населению;
формирование системы медицинского сопровождения участников детско-юношеского спорта, включая создание и ведение единой базы данных медицинского наблюдения за детьми, систематически занимающимися физической культурой и спортом, обеспечение спортивных школ профильными врачами, использование современного медицинского оборудования в целях осуществления контроля за состоянием здоровья и динамики адаптации организма к нагрузкам, оценки его функционального состояния, расширения возможности проведения восстановительных реабилитационных мероприятий (в том числе после спортивных травм), акцентирование особого внимания на детях с ограниченными возможностями здоровья и детях-инвалидах;
обеспечение необходимых условий для создания спортивных клубов по месту жительства, а также для осуществления деятельности этих клубов, стимулирование членства детей в них, организация системы соревнований между такими клубами;
создание условий для вовлечения в систематические занятия спортом детей, находящихся в сложной жизненной ситуации, в том числе состоящих на профилактическом учете в подразделениях по делам несовершеннолетних;
расширение информационного пространства детско-юношеского спорта, в том числе посредством обмена информацией и опытом с системами подготовки спортивного резерва и спорта высших достижений;
расширение спектра и объема трансляций на обязательных общедоступных телеканалах и в информационно-телекоммуникационной сети Интернет физкультурных и спортивных мероприятий среди детей, в том числе детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья;
использование сетевых коммуникаций в реальной и виртуальной среде для взаимодействия детей в соответствии с их интересами и проблемами, возникающими в ходе занятий спортом;
создание условий для социальной интеграции, адаптации, выявления и дальнейшего спортивного совершенствования спортивно одаренных детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе состоящих на профилактическом учете в подразделениях по делам несовершеннолетних;
формирование механизмов привлечения талантливых молодых специалистов в систему детско-юношеского спорта (в том числе в сельской местности) и создание условий для их профессионального развития;
привлечение известных российских спортсменов и спортивных специалистов для широкого вовлечения детей в систематические занятия спортом, формирования у них культуры здорового образа жизни, а также для патриотического воспитания детей;
создание школьных спортивных лиг по виду (видам) спорта, объединяющих школьные спортивные клубы, повышению эффективности деятельности таких клубов и уровня их финансового обеспечения;
разработка и внедрение специальных программ повышения квалификации и переподготовки кадров для актива школьных спортивных лиг и клубов;
совершенствование материально-технической базы спортивных школ в соответствии с нормативами и нормами их обеспеченности;
совершенствование системы поощрения лиц, выполнивших нормы испытаний (тестов) на знаки отличия Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО);
синхронизация разработки и реализации программ и учебных планов занятий физической культурой и спортом для различных групп населения с нормами испытаний (тестов) на знаки отличия Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО);
развитие дворового спорта путем организации открытых спортивных площадок, доступных населению, адаптации общественных пространств, рекреационных и парковых зон к занятиям физической культурой и спортом;
совершенствование системы официальных спортивных соревнований Московской области;
разработка и утверждение организациями, реализующими дополнительные образовательные программы спортивной подготовки, соответствующих
образовательных программ с учетом примерных дополнительных образовательных программ спортивной подготовки;
развитие системы поиска, отбора и комплексного сопровождения спортивно одаренных детей, включая их спортивную ориентацию, с учетом положительного опыта Образовательного Фонда "Талант и успех" при участии Московских областных центров выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, а также муниципальных организаций спортивной подготовки;
разработка и утверждение механизмов отбора спортивно одаренных детей в процессе выполнения нормативов испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО) для обучения по дополнительным образовательным программам спортивной подготовки;
формирование системы комплексного сопровождения подготовки спортивного резерва, включающей диагностические методики и научный анализ оценки показателей здоровья, физического развития, функциональной, технической, психической, тактической подготовленности, в том числе методики восстановления и повышения резервного потенциала спортсмена, способствующие сохранению здоровья и повышению эффективности тренировочного процесса;
развитие системы реабилитационных мероприятий, направленных на восстановление здоровья и функциональной подготовленности лиц, обучающихся по дополнительным образовательным программам спортивной подготовки;
внедрение информационных программ, основанных на положениях всемирного антидопингового кодекса, в организациях, реализующих дополнительные образовательные программы спортивной подготовки, в целях формирования у лиц, обучающихся по таким программам, тренеров-преподавателей и специалистов в области физической культуры и спорта нулевой терпимости к достижению спортивного результата с использованием запрещенных в спорте средств и (или) методов (допинга);
модернизация системы подготовки спортивного резерва и разработка единых подходов к ее научно-методическому обеспечению с учетом тенденций развития мирового спорта, новых возможностей науки и цифровых технологий;
участие в международных физкультурных и спортивных мероприятиях (включая административные мероприятия).
7. Обоснование ресурсного обеспечения
Для достижения целей и задач Программы потребуются кадровые, материально-технические, научно-методические, информационные, финансовые ресурсы.
Кадровые ресурсы
Развитие детско-юношеского спорта в Московской области потребует привлечения молодых специалистов в том числе за счет повышения привлекательности и престижа работы в сфере физической культуры и спорта. Достижение в Московской области Целевого показателя "Увеличение доли детей, систематически занимающихся физической культурой и спортом" возможно только в условиях роста количества тренеров и иных специалистов.
Это, в свою очередь, потребует:
расширения возможностей для подготовки, переподготовки и повышения квалификации тренерско-преподавательских, медицинских и управленческих кадров, работающих в организациях, осуществляющих деятельность в области детско-юношеского спорта;
формирования механизмов привлечения талантливых молодых специалистов в систему детско-юношеского спорта (в том числе в сельской местности) и создания условий для их профессионального развития.
Для решения задач кадрового обеспечения детско-юношеского спорта прежде всего необходимо создание непрерывного цикла повышения квалификации педагогических работников (интерактивные и онлайн-курсы, практикумы-семинары, конкурсы педагогического мастерства, организация стажерских площадок), включая разработку дополнительных профессиональных программ физкультурно-спортивной направленности для педагогических работников образовательных организаций.
Материально-технические ресурсы
В целях развития спортивной инфраструктуры в общеобразовательных организациях в Московской области:
в 2014 году отремонтировано 7 спортивных залов, перепрофилирована аудитория под спортивный зал для занятий физической культурой и спортом, оснащены спортивным инвентарём и оборудованием 57 спортивных залов, открыто 15 школьных спортивных клубов, произведено
обустройство и строительно-монтажные работы по установке специализированного оборудования для открытого плоскостного спортивного сооружения в 1 общеобразовательной организации. Всего приняли участие в мероприятиях 56 общеобразовательных организаций в 22 муниципальных образованиях и 2 государственных общеобразовательных организациях (21837 обучающихся, из них с ограниченными возможностями здоровья - 600 человек);
в 2017 году оснащены спортивным оборудованием и инвентарем 19 общеобразовательных организаций (2 государственные и 17 муниципальных);
в 2018 году оснащены спортивным оборудованием и инвентарем 6 муниципальных общеобразовательных организаций;
в 2019 году отремонтированы спортивные залы в 6 муниципальных общеобразовательных организациях;
в 2020 году отремонтированы спортивные залы в 6 муниципальных общеобразовательных организациях.
В 2022 - 2023 гг. в 2 муниципальных общеобразовательных организациях за счет средств субсидии из федерального бюджета планируется отремонтировать спортивные залы: Муниципального общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа "Перспектива" (Можайский г.о.), Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Биокомбинатовская средняя общеобразовательная школа (г.о. Лосино-Петровский).
Научно-методические ресурсы
Развитие научно-методических ресурсов обеспечения развития детско-юношеского спорта в Московской области должно предусматривать:
проведение научно-исследовательских работ в интересах развития детско-юношеского спорта и его медицинского обеспечения, профилактику травм и заболеваний;
разработку и внедрение в систему общего образования дополнительных общеразвивающих программ в области физической культуры и спорта, направленных на физическое воспитание личности, выявление одаренных детей, получение ими начальных знаний о физической культуре и спорте;
масштабирование передового мирового и отечественного опыта развития детско-юношеского спорта для системного использования в Московской области;
разработку и реализацию межведомственных инновационных и экспериментальных программ в сфере детско-юношеского спорта, направленных на создание условий для осуществления ориентации на вид спорта с учетом возможностей детей, вовлеченных в систематические занятия спортом, и отбора спортивно одаренных детей в целях подготовки спортивного резерва и спортсменов высокого класса, для развития спортивной медицины и научно-методического обеспечения.
Информационные ресурсы
Достижение целей и задач настоящей Программы потребует расширения информационного пространства детско-юношеского спорта Московской области, в том числе:
посредством обмена информацией и опытом с системами подготовки спортивного резерва и спорта высших достижений;
расширения спектра и объема трансляций на Московских областных телеканалах и в информационно-телекоммуникационной сети Интернет физкультурных и спортивных мероприятий среди детей, в том числе детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, проходящих на муниципальном, региональном, всероссийском и международном уровнях;
использования сетевых коммуникаций в реальной и виртуальной среде для взаимодействия детей в соответствии с их интересами и проблемами, возникающими в ходе занятий спортом.
Финансовые ресурсы
Финансирование мероприятий по реализации Программы развития детско-юношеского спорта в Московской области осуществляется за счет средств регионального бюджета в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных Министерству физической культуры и спорта Московской области, Министерству образования Московской области и заинтересованным
исполнительным органам государственной власти Московской области в законе о бюджете Московской области на соответствующий финансовый год и плановый период, а также за счет средств муниципальных образований и внебюджетных источников (в том числе в рамках государственно-частного партнерства).
8. Организация управления программой
Управление программой имеет межведомственный характер при участии Министерства физической культуры и спорта Московской области, Министерства образования Московской области.
Координатор программы - Министерство физической культуры и спорта Московской области.
9. Перечень программных мероприятий и индикаторов оценки результатов их реализации
Целевые показатели реализации Программы развития детско-юношеского спорта в Московской области до 2030 года согласно приложению 1 к настоящей Программе и План мероприятий по реализации Программы развития детско-юношеского спорта в Московской области до 2030 года согласно приложению 2 к настоящей Программе составлены в соответствии с Концепцией и с учетом региональной специфики развития детско-юношеского спорта.
Разработка, внедрение и системная реализация программы обеспечит тесное взаимодействие на региональном и муниципальном уровнях всех участников программы с органами образования и науки, физической культуры и спорта, строительства, спортивными федерациями, а также с коммерческими и некоммерческими участниками программы негосударственного сектора.
Реализация мероприятий Программы позволит повысить эффективность использования спортивной инфраструктуры общеобразовательных организаций в Московской области, расширить компетенции педагогического состава, оснастить общеобразовательные организации в Московской области методическим обеспечением, совершенствовать урок "Физическая культура" и внеурочную деятельность, создать современную систему организации и проведения массовых физкультурно-спортивных мероприятий в целях повышения уровня физической подготовленности детей школьного возраста.
Приложение 1
к Программе развития
детско-юношеского спорта
в Московской области до 2030 года
Целевые показатели
реализации Программы развития детско-юношеского спорта в Московской области до 2030 года
Наименование показателя |
Единица измерения |
Значение показателя |
|||
2022 год |
2023 год |
2024 год |
2030 год |
||
1. Доля детей, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в возрасте 3 - 17 лет |
процент |
93 |
93,5 |
94 |
96 |
2. Доля общеобразовательных организаций, имеющих школьный спортивный клуб |
процент |
90 |
93 |
100 |
100 |
3. Доля детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, занимающихся физической культурой и спортом, от общего количества детей, занимающихся физической культурой и спортом, инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, не имеющих противопоказаний для занятий физической культурой и спортом, в возрасте 6 - 17 лет |
процент |
25 |
28 |
32 |
32,6 |
4. Ежегодное поэтапное увеличение по сравнению с 2020 годом доли детей, обучающихся по дополнительным общеобразовательным программам в области физической культуры и спорта, в возрасте 5 - 18 лет |
процент |
2 |
3 |
5 |
12 |
Приложение 2
к Программе развития
детско-юношеского спорта
в Московской области до 2030 года
План
мероприятий по реализации Программы развития детско-юношеского спорта в Московской области до 2030 года
N |
Наименование мероприятия |
Результат (вид документа) |
Срок исполнения |
Ответственные исполнители |
I. Перечень мероприятий по реализации Федерального закона от 30.04.2021 N 127-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" и Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 127-ФЗ) | ||||
1 |
Приведение нормативных правовых актов, стратегических и программных документов Московской области в соответствие с Федеральным законом N 127-ФЗ |
Нормативные правовые акты Московской области |
IV квартал 2022 года |
Министерство физической культуры и спорта Московской области, Министерство образования Московской области |
2 |
Приведение уставов организаций, осуществляющих спортивную подготовку, в соответствие с требованиями Федерального закона N 127-ФЗ |
- |
С I по III квартал 2023 года |
Министерство физической культуры и спорта Московской области, организации, осуществляющие спортивную подготовку |
3 |
Получение лицензии на осуществление образовательной деятельности |
- |
III квартал 2023 года |
Организации, осуществляющие спортивную подготовку |
II. Нормативно-правовое регулирование в сфере детско-юношеского спорта в Московской области | ||||
4 |
Внесение изменений в региональные нормативные правовые акты, определяющие правовое регулирование детско-юношеского спорта в части приведения в соответствие с законодательством Российской Федерации в сфере образования и физической культуры, и спорта |
Нормативные правовые акты Московской области |
IV квартал 2022 года |
Министерство физической культуры и спорта Московской области, Министерство образования Московской области |
III. Совершенствование управления, координации деятельности и методического обеспечения детско-юношеского спорта | ||||
5 |
Разработка и реализация комплекса мероприятий, направленных на расширение и внедрение отдельных модулей видов спорта для их включения в программу учебного предмета "Физическая культура" |
План мероприятий, Информационный отчет |
III квартал 2022 года |
Министерство образования Московской области, Министерство физической культуры и спорта Московской области, региональные спортивные федерации |
6 |
Разработка плана мероприятий по созданию школьных спортивных лиг в Московской области |
План мероприятий по созданию IHCJI |
IV квартал 2022 года |
Министерство образования Московской области, Министерство физической культуры и спорта Московской области, региональные спортивные федерации |
IV. Формирование и развитие сети организаций, обеспечивающих развитие детско-юношеского спорта | ||||
7 |
Внедрение современных методик проведения занятий физической культуры и спорта в дошкольных образовательных организациях, общеобразовательных организациях и организациях дополнительного образования |
Методические рекомендации |
III квартал 2024 года |
Министерство образования Московской области, Министерство физической культуры и спорта Московской области |
V. Цифровая трансформация детско-юношеского спорта | ||||
8 |
Обеспечение участия специалистов сферы детско-юношеского спорта в мероприятиях по повышению уровня цифровых компетенций |
Отчет о результатах участия в обучающих мероприятиях |
2023 год, далее - ежегодно |
Министерство физической культуры и спорта Московской области, Министерство образования Московской области, органы местного самоуправления |
VI. Развитие кадрового потенциала организаций, обеспечивающих развитие детско-юношеского спорта | ||||
9 |
Разработка и утверждение регионального плана мероприятий по переподготовке и повышению квалификации тренерско-преподавательских, медицинских и управленческих кадров, работающих в организациях, осуществляющих деятельность в области детско-юношеского спорта |
Мониторинг мероприятий |
IV квартал 2022 года, далее - ежегодно |
Центральные исполнительные органы государственной власти Московской области |
10 |
Проведение регионального этапа Всероссийского конкурса профессионального мастерства среди педагогических работников, осуществляющих обучение детей по дополнительным общеобразовательным программам в области физической культуры и спорта |
Отчёт о проведении, заявка на участие во Всероссийском этапе победителей регионального этапа |
III квартал 2022 года, далее - ежегодно |
Министерство образования Московской области |
VII. Совершенствование системы физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий | ||||
11 |
Организация и проведение региональных этапов Всероссийских спортивных соревнований (игр) школьников: "Президентских состязаний" и "Президентских спортивных игр", регионального этапа Всероссийских игр школьных спортивных клубов - предусмотрев проведение соревнований по круговой системе на уровне образовательной организации и муниципальном уровне |
Мониторинг проведения школьных, муниципальных, региональных этапов соревнований |
Ежегодно |
Министерство образования Московской области, Министерство физической культуры и спорта Московской области, органы местного самоуправления |
12 |
Создание школьной спортивной лиги по стритболу, проведение соревнований ШСЛ |
Отчёт о проведении |
2023 год, далее - ежегодно |
Министерство физической культуры и спорта Московской области, Министерство образования Московской области |
VIII. Развитие инфраструктуры и материально-технического обеспечения организаций, осуществляющих деятельность в области детско-юношеского спорта | ||||
13 |
Создание в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, условий для занятий физической культурой и спортом |
Информационные отчеты |
Начиная с 2022 года, далее - ежегодно |
Министерство образования Московской области |
IX. Совершенствование системы отбора спортивно одаренных детей и их спортивной ориентации для занятий видом (видами) спорта, в том числе адаптивными | ||||
14 |
Совершенствование системы отбора спортивно-одаренных детей для обучения по дополнительным образовательным программам спортивной подготовки, в том числе в отношении детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья посредством проведения отборочных мероприятий по видам спорта, а также в рамках процесса выполнения нормативов испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО)". |
Положение о мероприятии |
Ежегодно |
Министерство физической культуры и спорта Московской области Министерство образования Московской области |
X. Совершенствование системы научно-методического, медико-биологического, медицинского и антидопингового обеспечения детско-юношеского спорта | ||||
15 |
Распространение информационно-образовательных материалов по антидопинговой тематике в организациях, реализующих дополнительные образовательные программы спортивной подготовки |
Информационные материалы |
Начиная с 2022 года, далее - ежегодно |
Министерство физической культуры и спорта Московской области, Министерство образования Московской области |
XI. Создание условий для патриотического воспитания детей, занимающихся в организациях, обеспечивающих |
развитие детско-юношеского спорта |
|||
16 |
Реализация мероприятий по гражданско-патриотическому воспитанию в сфере физической культуры и спорта, направленному на формирование нравственных идеалов, уважения, честной спортивной игры и других ценностей Олимпийского, Паралимпийского и Сурдлимпийского движения среди обучающихся |
Информационный отчет |
Начиная с 2022 года, далее - ежегодно |
Министерство физической культуры и спорта Московской области, Министерство образования Московской области |
XII. Создание условий для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов | ||||
17 |
Включение в календарный план физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий Московской области, муниципальных образований физкультурных мероприятий и соревнований для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов |
Календарный план физкультурных мероприятий и спортивных мероприятии Московской области |
III квартал 2023 года |
Министерство физической культуры и спорта Московской области, Министерство образования Московской области, органы местного самоуправления |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Правительства Московской области от 13 июля 2022 г. N 666-РП "Об утверждении Программы развития детско-юношеского спорта в Московской области до 2030 года"
Вступает в силу с 13 июля 2022 г.
Текст распоряжения опубликован на Интернет-портале Правительства Московской области (http://mosreg.ru) 18 августа 2022 г.