Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 17 августа 2022 г. N 03-03-07/80494
Департамент налоговой политики в связи с обращением рассмотрел предложения по внесению изменений в главу 25 "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Кодекс) и сообщает следующее.
Предлагается внести изменения в пункт 1 статьи 264 Кодекса, предусматривающие возможность учета при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций расходов в виде арендных (лизинговых) платежей за арендуемое (принятое в лизинг) имущество - железнодорожный подвижной состав и контейнеры, находящиеся или находившиеся на территории Украины и иных недружественных государств, а также Донецкой и Луганской народных республик в период проведения специальной военной операции.
В этой связи сообщается, что сам факт нахождения имущества на территории того или иного государства не влияет на порядок учета расходов для целей налогообложения прибыли организаций.
Что касается учета расходов, связанных с имуществом, находящимся на временном простое, то согласно пункту 1 статьи 252 Кодекса расходами для целей исчисления налога на прибыль организаций признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, произведенные налогоплательщиком для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Следовательно, арендные (лизинговые) платежи за арендуемое (принятое в лизинг) имущество, находящееся на временном простое, могут учитываться для целей налогообложения прибыли организаций при выполнении условий, установленных пунктом 1 статьи 252 Кодекса.
Кроме того предлагается также внести изменения в пункт 1 статьи 265 Кодекса, а также дополнить главу 25 Кодекса статьей 267.5 Кодекса. Согласно указанным изменениям налогоплательщикам в целях исчисления налоговой базы по налогу на прибыль организаций представляется право создавать резервы возможных потерь имущества и включение сумм созданных резервов в состав внереализационных расходов налогоплательщиков, чьи железнодорожные подвижные составы, контейнеры в период проведения специальной военной операции находятся (находились) на территории Украины и иных недружественных государств, а также Донецкой и Луганской народных республик.
Учитывая, что есть возможность сохранения имущества налогоплательщиков, чьи железнодорожные подвижные составы, контейнеры в период проведения специальной военной операции находятся (находились) на указанных территориях, предложение о создании резервов на возможные потери соответствующего имущества является некорректным.
Также предлагается продлить период действия пониженных налоговых ставок по налогу на прибыль организаций, подлежащему зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, установленные законами субъектов Российской Федерации, до 01.01.2028, путем внесения соответствующих изменений в абзац пятый пункта 1 статьи 284 Кодекса.
В этой связи сообщается, что налоговая ставка налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации может быть понижена в отношении отдельных категорий налогоплательщиков, прямо указанных в главе 25 Кодекса (абзац четвертый пункта 1 статьи 284 Кодекса).
При этом на основании положений абзаца пятого пункта 1 статьи 284 Кодекса (в редакции Федерального закона от 28.06.2022 N 211-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации") пониженные налоговые ставки по налогу на прибыль организаций, подлежащему зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, установленные законами субъектов Российской Федерации для иных категорий налогоплательщиков, принятыми до дня вступления в силу Федерального закона от 03.08.2018 N 302-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации", подлежат применению налогоплательщиками до даты окончания срока их действия, но не позднее 01.01.2024.
Считаем, что предоставленный вышеуказанной нормой Кодекса переходный период до 01.01.2024 позволяет налогоплательщику в среднесрочном периоде оценить налоговые риски и не противоречит основным направлениям налоговой политики Российской Федерации по обеспечению стабильности и предсказуемости системы налогообложения в Российской Федерации.
Учитывая изложенное, указанные предложения по внесению изменений в главу 25 Кодекса, не поддерживаются.
Заместитель директора Департамента |
В.А. Прокаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Минфин не поддерживает предложение об учете при налогообложении прибыли расходов в виде арендных (лизинговых) платежей за арендуемые (принятые в лизинг) ж/д подвижной состав и контейнеры, находящиеся или находившиеся на территориях Украины и иных недружественных государств, а также ДНР и ЛНР в период проведения спецоперации. Факт нахождения имущества на территории того или иного государства не влияет на порядок учета расходов. Что касается платежей за имущество, находящееся на временном простое, то они могут учитываться при выполнении установленных НК РФ условий.
Также Минфин считает некорректным предложение предоставить право создавать резервы возможных потерь имущества и включать суммы созданных резервов в состав внереализационных расходов налогоплательщиков, чьи ж/д подвижные составы, контейнеры в период проведения спецоперации находятся (находились) на территории Украины и иных недружественных государств, а также ДНР и ЛНР. Дело в том, что есть возможность сохранения имущества.
Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 17 августа 2022 г. N 03-03-07/80494
Опубликование:
-