I. Термины и определения
1. Прогнозирование чрезвычайных ситуаций - опережающее отражение вероятности возникновения и развития чрезвычайных ситуаций (далее - ЧС) на основе анализа возможных причин её возникновения, её источника в прошлом и настоящем (ГОСТ Р 22.1.02-95 "Мониторинг и прогнозирование. Термины и определения"). При подготовке прогнозов рассматриваются все возможные источники возникновения ЧС, характерные для региона.
2. Мониторинг ЧС - система наблюдений и контроля, проводимых регулярно, по определенной программе для оценки состояния окружающей среды, анализа происходящих в ней процессов и своевременного выявления тенденций ее изменения (ГОСТ Р 22.1.02-95 "Мониторинг и прогнозирование. Термины и определения").
3. Моделирование - исследование объектов познания на их моделях; построение и изучение моделей реально существующих систем (объектов, процессов или явлений) с целью получения объяснений этих систем, а также для предсказания их поведения и характеристик (ГОСТ Р 57721- 2017).
4. Моделирование развития ЧС - исследование процессов развития ЧС на их моделях, построение и изучение моделей развития ЧС с целью получения объяснений прогноза развития и характеристик ЧС.
5. Модель ЧС - абстрактное представление ЧС в какой-либо форме (математической, физической, графической, дескриптивной и др.), предназначенное для исследования определенных аспектов этой ЧС и позволяющее получить ответы на изучаемые вопросы.
6. Оправдываемость прогноза ЧС - степень соответствия прогнозируемых характеристик ЧС фактически наблюдавшимся.
7. База данных - совокупность взаимосвязанных данных, организованных в соответствии со схемой базы данных таким образом, чтобы с ними мог работать пользователь (ГОСТ 34.321-96 Информационные технологии, система стандартов по базам данных, эталонная модель управления данными).
8. База (банк) данных о ЧС - информационно-справочная система, содержащая накопленную и поддерживаемую постоянно в актуальном и в рабочем состоянии совокупность сведений о произошедших, возможных или происходящих ЧС.
II. Общие положения
1. Настоящие Методические рекомендации разработаны в целях организации деятельности подразделений мониторинга и прогнозирования ЧС (далее - ПМП) территориальных органов МЧС России (далее - ТО МЧС России).
2. ПМП ТО МЧС России являются основой сил и средств функциональной подсистемы мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС (далее - РСЧС).
3. ПМП ТО МЧС России предназначены для выполнения следующих основных задач:
3.1. обеспечение реализации функций, возложенных на ТО МЧС России:
а) участие в работе по обеспечению функционирования и совершенствованию системы мониторинга и прогнозирования ЧС, в том числе учреждений сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны и защиты населения;
б) осуществление выдачи заключений о готовности организации, эксплуатирующей гидротехнические сооружения, к локализации и ликвидации ЧС и защите населения и территорий в случае аварии гидротехнического сооружения;
в) осуществление сбора, обобщения, анализа и представления в МЧС России сведений по функционированию учреждений сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны и защиты населения;
г) согласование предложений и сведений о границах зон затопления, подтопления, подготовленных уполномоченными органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации и внесение их в базу (банк) данных о ЧС;
д) осуществление в пределах своих полномочий контроля деятельности, направленной на предупреждение и ликвидацию ЧС в связи с разливами нефти и нефтепродуктов на континентальном шельфе, внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации;
3.2. осуществление на межрегиональном и региональном уровнях взаимодействия с подразделениями (организациями, учреждениями) территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организациями, осуществляющими деятельность в сфере мониторинга состояния окружающей среды, контроля в области промышленной безопасности (далее, соответственно - взаимодействие, органы мониторинга и прогнозирования);
3.3. прогнозирование ЧС, моделирование их развития, а также подготовка предложений по проведению превентивных мероприятий в целях предупреждения, локализации, ликвидации и смягчения последствий ЧС.
4. Порядок взаимодействия может определяться:
нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации в области защиты населения и территорий от ЧС;
соглашениями и регламентами, заключаемыми между ТО МЧС России и соответствующими органами управления;
решениями комиссий по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности субъектов Российской Федерации.
5. ПМП комплектуются сотрудниками ФПС ГПС МЧС России и гражданским персоналом.
Штатная численность ПМП ТО МЧС России устанавливается распорядительными документами МЧС России.
6. Рекомендованная численность ПМП составляет:
6.1. отделения прогнозирования ЧС (далее - отделения прогнозирования):
а) не менее пяти специалистов - в составе структурного подразделения ТО МЧС России, дислоцированного в субъекте Российской Федерации, в котором расположен центр соответствующего федерального округа (далее - ТО МЧС России, осуществляющее координацию деятельности), ответственного за решение задач в области гражданской обороны и защиты населения от ЧС;
б) не менее трех специалистов - в составе структурного подразделения ТО МЧС России, ответственного за решение задач в области гражданской обороны и защиты населения от ЧС;
6.2. отделы мониторинга, прогнозирования, моделирования и организации проведения превентивных мероприятий (далее - отделы мониторинга):
а) не менее семи специалистов - в составе центров управления в кризисных ситуациях (далее - ЦУКС) ТО МЧС России, осуществляющего координацию деятельности;
б) не менее пяти специалистов - в составе ЦУКС ТО МЧС России.
7. ПМП ТО МЧС России необходимо комплектовать специалистами, имеющими образование или прошедшими переподготовку в области защиты населения и территорий от ЧС, охраны окружающей среды, промышленной безопасности и метеорологии, а также соответствующими иным, установленным законодательством Российской Федерации, квалификационным требованиям.
Подготовка специалистов ПМП ТО МЧС России осуществляется в системе дополнительного профессионального образования на базе учебных заведений МЧС России (при комплектовании учебных групп в установленном порядке), а также других организаций, осуществляющих образовательную деятельность по имеющей государственную аккредитацию соответствующей программе.
При этом впервые назначаемые или назначаемые на вышестоящие должности сотрудники обязаны пройти соответствующую переподготовку.
8. В своей деятельности ПМП руководствуются нормативными правовыми актами Российской Федерации в области защиты населения и территорий от ЧС, приказами и распоряжениями МЧС России, определяющими порядок осуществления мониторинга и прогнозирования ЧС в системе МЧС России, положениями о ПМП ТО МЧС России, методическими рекомендациями, должностными и служебными инструкциями.
III. Подготовка, структура и содержание прогнозов
1. Подготовка и представление прогнозов ЧС осуществляется в целях обеспечения планирования и заблаговременной организации превентивных мероприятий в повседневной деятельности, при угрозе возникновения ЧС и направлены на минимизацию риска гибели людей и снижения ущерба от ЧС.
2. ПМП ТО МЧС России разрабатывают следующие виды прогнозов ЧС:
долгосрочные (ежегодные и сезонные);
среднесрочные (ежемесячные);
краткосрочные (декадные);
оперативные (на сутки);
экстренные предупреждения (на период менее 24 часов).
3. Прогнозы ЧС разрабатываются в соответствии с требованиями приказов и методических рекомендаций МЧС России.
4. Прогноз ЧС формируется на основе:
информации от подразделений (организаций, учреждений) территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организаций, осуществляющих деятельность в сфере мониторинга состояния окружающей среды, контроля в области промышленной безопасности;
информации подразделений МЧС России (Главное управление "Национальный центр управления в кризисных ситуациях", пятый научно-исследовательский центр Всероссийского научно-исследовательского института по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России (Федеральный центр науки и высоких технологий));
данных (моделей) международных метеорологических агентств посредством открытых информационных систем и ресурсов;
информационных систем и ресурсов федеральных органов исполнительной власти, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, а также иных открытых Интернет-ресурсов и систем;
паспортов территорий и объектов, расположенных на данной территории; базы (банка) данных о ЧС.
5. Прогноз ЧС включает в себя:
сведения о мониторинге прогнозируемых или происходящих явлениях (процессах), повышающих риск возникновения ЧС - источниках ЧС;
информацию о территориях, попадающих в зону прогнозируемой ЧС, в том числе о количестве проживающего населения, социально значимых, критически важных и потенциально опасных объектов;
расчет последствий (модель) негативного воздействия явлений и процессов природного, техногенного и биолого-социального характера на жизнедеятельность населения и функционирование объектов экономики;
расчет материальных и человеческих потерь;
рекомендации по организации и проведению превентивных мероприятий, оповещению должностных лиц и информированию населения.
6. Порядок и сроки доведения прогнозов ЧС до органов повседневного управления РСЧС осуществляется ПМП ТО МЧС России в сроки, установленные нормативными правовыми актами и методическими рекомендациями МЧС России.
При этом необходимо учитывать приоритетность доведения оперативного ежедневного прогноза и экстренного предупреждения.
Срок предоставления долгосрочного прогноза (сезонного) устанавливается в соответствии с климатогеографическими особенностями субъекта Российской Федерации.
Доведение прогноза ЧС осуществляется по всем доступным средствам связи и передачи информации, в том числе посредством автоматизированной информационно-управляющей системы (АИУС РСЧС).
7. Долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные прогнозы ЧС на территории субъекта Российской Федерации утверждаются руководителем ТО МЧС России и доводятся до руководителей высших органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в порядке, установленном в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Оперативный (ежесуточный) прогноз ЧС подписывается старшим оперативным дежурным ЦУКС ТО МЧС России и доводится до органов повседневного управления (далее - ОПУ) РСЧС в сроки, позволяющие выполнить соответствующими органами управления рекомендованные мероприятия по снижению рисков возникновения ЧС.
Экстренное предупреждение о высокой степени вероятности возникновения ЧС подписывается старшим оперативным дежурным ЦУКС ТО МЧС России с немедленным докладом начальнику ТО МЧС России и немедленным доведением до ОПУ РСЧС.
8. Расчет последствий (модель) ЧС осуществляется с использованием расчетных программ, представляющих собой как программные продукты, предназначенные для оперативных расчетов и установленных на автоматизированных рабочих местах программ, так и на основе утвержденных методик МЧС России, организаций федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих деятельность в области прогнозирования ЧС, а также международных метеорологических агентств.
При прогнозировании характерных для субъекта Российской Федерации прогнозируемых ЧС могут использоваться заблаговременно сформированные данные плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС субъекта Российской Федерации, паспортов безопасности субъекта Российской Федерации и потенциально опасных объектов, паспортов территорий и объектов (далее - планирующие документы) или других баз данных, ведение которых осуществляется в ЦУКС ТО МЧС России.
Расчет последствий (модель) ЧС специалистами ПМП ТО МЧС России проводится при угрозе возникновения или возникновении ЧС.
Расчет последствий (модель) ЧС осуществляется по максимальным значениям показателей, ожидаемым в соответствии с прогнозом.
Расчеты последствий (модель) ЧС включают в себя:
подготовку данных о складывающейся или прогнозируемой обстановке, в соответствии с требованиями расчетной программы или по имеющимся сведениям плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС субъекта Российской Федерации, паспортов территорий и объектов или других баз данных, ведение которых осуществляется в ЦУКС ТО МЧС России;
проведение расчетов с использованием расчетных программ в порядке, установленном инструкциями по использованию данных программ и методик;
подготовка графических материалов путем наложения результатов расчетов на карту, схему или космоснимок, с выделением зон и сооружений, попадающих под воздействие источника ЧС, нанесением информации о возможных материальных и человеческих потерях;
подготовка текстового документа, раскрывающего результаты расчетов последствий ЧС.
9. Корректировка результатов расчетов осуществляется незамедлительно при поступлении новых данных о произошедшей ЧС или уточненного прогноза.
10. После ликвидации ЧС производится верификация расчетов с данными, полученными из зоны ЧС, в том числе с использованием средств объективного контроля, беспилотных авиационных систем, данных дистанционного зондирования Земли и других ресурсов и систем, позволяющих дать оценку масштабов последствий ЧС.
Результаты верификации расчетов закладываются в базу (банк) ЧС, передаются в вышестоящие органы и специалистам, ответственным за эксплуатацию расчетных программ для внесения изменений в архив программных продуктов с целью увеличения достоверности результатов расчетов.
IV. Основные функции ПМП ТО МЧС России
1. Отделение прогнозирования:
а) обеспечивает реализацию функций, возложенных на ТО МЧС России в порядке, определяемом ТО МЧС России и указанных в подпункте 3.1. пункта 3 раздела II настоящих методических рекомендаций;
б) осуществляет работу, направленную на организацию взаимодействия, в том числе подготовку проектов нормативных правовых актов, решений комиссий по предупреждению и ликвидации ЧС субъекта Российской Федерации, соглашений и регламентов в данной сфере;
в) участвуют в работе по формированию, наполнению и корректировке планирующих документов (в части прогнозирования рисков возникновения ЧС) и баз (банков) данных о ЧС;
г) осуществляет подготовку долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных прогнозов, а также рекомендаций по организации и проведению превентивных мероприятий, их доведение до ОПУ РСЧС, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, контроль и анализ выполнения указанных рекомендаций;
д) осуществляет методическое руководство и контроль за деятельностью системы мониторинга и прогнозирования на территории субъекта Российской Федерации;
е) участвует в работе по развитию информационных ресурсов и систем, разработке и внедрению программного обеспечения в области мониторинга и прогнозирования ЧС;
ж) осуществляет методическое руководство работой отделов мониторинга.
2. Отдел мониторинга:
а) осуществляет работу в составе оперативных дежурных смен ЦУКС ТО МЧС России;
б) осуществляют взаимодействие с дежурными службами органов мониторинга и прогнозирования по обмену информацией о прогнозируемых рисках возникновения ЧС и параметрах окружающей среды, функционирования потенциально опасных объектов и объектов жизнеобеспечения;
в) осуществляет сбор, обработку и анализ информации об источниках ЧС и показателях риска возникновения ЧС;
г) осуществляет круглосуточный мониторинг доступных информационных ресурсов и систем на предмет выявления угроз возникновения ЧС;
д) осуществляет подготовку оперативных прогнозов (экстренных предупреждений), а также рекомендаций по организации и проведению превентивных мероприятий, их доведение до ОПУ РСЧС, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также контроль за выполнением указанных рекомендаций;
е) осуществляет постоянный контроль за изменением параметров обстановки при угрозе или возникновении ЧС и уточнение рекомендованных превентивных мероприятий;
ж) разрабатывает в оперативном режиме модели развития ЧС и доводит их до ОПУ РСЧС, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления;
з) проводит анализ и корректировку в оперативном режиме баз (банков) данных о ЧС, паспортов территорий и паспортов безопасности;
и) формируют отчет об оправдываемости прогноза и анализ прохождения прогнозной информации.
3. Перечень основных функций, изложенных в настоящем разделе, не является исчерпывающим, и может быть уточнен решением ТО МЧС России с учетом особенностей субъекта Российской Федерации и распределения задач и функций между структурными подразделениями ТО МЧС России и ЦУКС ТО МЧС России.
При этом необходимо обеспечивать выполнение задач и функций, возложенных на функциональную подсистему мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования ЧС РСЧС, определенных приказом МЧС России от 4 марта 2011 г. N 94 (зарегистрирован в Минюсте России 5 апреля 2011 г. N 20424), а также требования руководящих и методических документов, регламентирующих функционирование сета наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны и защиты населения.
V. Функционирование ПМП ТО МЧС России
Функционирование ПМП ТО МЧС России осуществляется в режимах повседневной деятельности, повышенной готовности, ЧС.
1. В режиме повседневной деятельности:
осуществляется постоянный мониторинг обстановки, прогнозирование возможных ЧС, их последствий;
осуществляется сбор, обработка и анализ прогнозной информации;
проводится оценка рисков возникновения ЧС;
проводится доведение прогнозов ЧС до органов повседневного управления РСЧС, в том числе посредством автоматизированной информационно-управляющей системы (АИУС РСЧС);
осуществляется анализ эффективности взаимодействия;
осуществляется работа по уточнению планирующих документов и баз (банков) данных о ЧС;
осуществляется подготовка предложений по совершенствованию научно-методической, технологической и материально-технической базы мониторинга и прогнозирования ЧС;
организуется подготовка и повышение квалификации специалистов в области мониторинга и прогнозирования ЧС.
2. В режиме повышенной готовности:
осуществляется постоянный мониторинг обстановки, прогнозирование возможных ЧС, их последствий, а также подготовка рекомендаций по проведению превентивных мероприятий;
проводится доведение прогнозов ЧС до органов повседневного управления РСЧС, в том числе посредством автоматизированной информационно-управляющей системы (АИУС РСЧС);
осуществляется разработка моделей возможного развитая обстановки и их доведение до ОПУ РСЧС, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления;
проводится уточнение порядка взаимодействия.
3. В режиме ЧС (возникновения ЧС):
осуществляется в реальном времени сбор и анализ оперативной информации о ЧС, корректировка моделей развития обстановки и контроль выполнении органами местного самоуправления мероприятий по смягчению и ликвидации последствий ЧС;
проводится доведение прогнозов ЧС до органов повседневного управления РСЧС, в том числе посредством автоматизированной информационно-управляющей системы (АНУС РСЧС);
разрабатываются предложения по принятию оперативных мер, направленных на смягчение последствий ЧС;
осуществляется корректировка баз (банков) данных о ЧС с учетом текущих параметров обстановки.
Заместитель Министра |
П.Ф. Барышев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Методические рекомендации по организации деятельности подразделений мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций территориальных органов МЧС России (утв. МЧС России 25 декабря 2020 г. N 2-4-71-35-11)
Опубликование:
-