Федеральная налоговая служба рассмотрела обращение по вопросу налогообложения водным налогом забранной воды при ее использовании для рыболовства и сообщает следующее.
Согласно информации, изложенной в обращении, АО имеет лицензию с целевым назначением и видами работ: геологическое изучение и добыча пресных подземных вод для хозяйственно-питьевого и производственного водоснабжения. Основным видом деятельности данной организации является рыбоводство пресноводное индустриальное.
По мнению АО объем воды, забранной из водного объекта, в соответствии с подпунктом 5 пункта 2 статьи 333.9 главы 25.2 "Водный налог" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налогового кодекса) не признается объектом налогообложения данным налогом.
ФНС России отмечает, что в соответствии с пунктом 1 статьи 333.8 Налогового кодекса налогоплательщиками водного налога признаются организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, осуществляющие пользование водными объектами, подлежащее лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Учитывая, что пользование недрами с целью добычи подземных вод для питьевого, хозяйственно-бытового и технологического водоснабжения осуществляется на основании лицензии, выдаваемой в порядке и на условиях, предусмотренных Законом Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах", АО признается плательщиком водного налога.
Статьей 333.9 Налогового кодекса определены объекты налогообложения водным налогом, а также установлен закрытый перечень видов водопользования, не являющихся объектом налогообложения.
Так в силу пункта 1 статьи 333.9 Налогового кодекса объектом налогообложения водным налогом признается, в частности, забор воды из водных объектов.
На основании подпункта 5 пункта 2 статьи 333.9 Налогового кодекса не признается объектом налогообложения водным налогом забор воды из водных объектов и использование акватории водных объектов для рыбоводства и воспроизводства водных биологических ресурсов.
Вместе с тем определение понятия рыбоводства и воспроизводства водных биологических ресурсов в целях налогообложения водным налогом Налоговым кодексом не установлено.
Согласно пункта 1 статьи 11 Налогового кодекса, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом, институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Налоговом кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства.
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 02.07.2013 N 148-ФЗ "Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об аквакультуре) аквакультура (рыбоводство) представляет собой деятельность, связанная с разведением и (или) содержанием, выращиванием объектов аквакультуры.
Объекты аквакультуры представляют собой водные организмы, разведение и (или) содержание, выращивание которых осуществляются в искусственно созданной среде обитания (пункт 2 статьи 2 Закона об аквакультуре).
Согласно с пунктом 6 статьи 2 Закона об аквакультуре рыбоводная инфраструктура - имущественные комплексы, в том числе установки, здания, строения, сооружения, земельные участки, оборудование, искусственные острова, которые необходимы для осуществления аквакультуры (рыбоводства).
Из положений статьи 333.12 Налогового кодекса следует, что квалифицирующим признаком применения конкретной налоговой ставки для исчисления водного налога при заборе воды из водного объекта является целевое использование забранной воды.
В этой связи, по мнению ФНС России, при фактическом использовании организацией забранной воды в рамках ведения деятельности, связанной с разведением и (или) содержанием, выращиванием объектов аквакультуры, объем воды, использованный на указанные цели, не подлежит налогообложению водным налогом независимо от целевого назначения забора воды, указанного в лицензии на право пользования недрами.
Дополнительно отмечаем, что при осуществлении на основании одного разрешительного документа забора воды для использования в нескольких целях следует вести раздельный учет забранной из водного объекта воды.
В случае отсутствия ведения раздельного учета забранной из водного объекта воды по целям ее дальнейшего использования весь объем забранной из водного объекта воды подлежит налогообложению по ставкам и в порядке, установленным статьей 333.12 Налогового кодекса.
Данная позиция согласована с Минфином России письмо от 11.08.2022 N 03-06-05-02/77962.
Действительный государственный советник |
Д.С. Сатин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
По вопросу обложения водным налогом забранной воды при ее использовании для рыболовства ФНС пояснила следующее.
Организации, имеющие лицензию на добычу пресных подземных вод для хозяйственно-питьевого и производственного водоснабжения, являются плательщиками водного налога. Однако квалифицирующим признаком для исчисления водного налога является целевое использование забранной воды.
При фактическом использовании забранной воды для разведения, содержания или выращивания объектов аквакультуры объем воды, использованной на эти цели, не облагается водным налогом независимо от целевого назначения забора воды, указанного в лицензии на право пользования недрами. При этом, если забор воды производится на основании одного разрешительного документа для использования в нескольких целях, следует вести раздельный учет забранной воды. При отсутствии раздельного учета забранной воды по целям ее дальнейшего использования весь объем забранной воды подлежит налогообложению.
Письмо Федеральной налоговой службы от 22 августа 2022 г. N СД-4-3/10965@ "По вопросу уплаты водного налога"
Опубликование:
-