Распоряжение Губернатора Иркутской области от 16 августа 2022 г. N 244-р
"О Концепции развития системы комплексного межведомственного сопровождения лиц с ментальной инвалидностью и психофизическими нарушениями в Иркутской области на 2022 - 2025 годы, плане мероприятий по реализации концепции развития системы комплексного межведомственного сопровождения лиц с ментальной инвалидностью и психофизическими нарушениями в Иркутской области на 2022 - 2025 годы"
Во исполнение пункта 2 протокола совещания от 28 сентября 2021 года N 06-478/21 по вопросу "О развитии системы сопровождения лиц с ментальной инвалидностью и психофизическими нарушениями в Иркутской области", утвержденного Губернатором Иркутской области, руководствуясь статьей 59 Устава Иркутской области:
1. Утвердить Концепцию развития системы комплексного межведомственного сопровождения лиц с ментальной инвалидностью и психофизическими нарушениями в Иркутской области на 2022 - 2025 годы (прилагается).
2. Утвердить План мероприятий по реализации Концепции развития системы комплексного межведомственного сопровождения лиц с ментальной инвалидностью и психофизическими нарушениями в Иркутской области на 2022 - 2025 годы (далее - План мероприятий) (прилагается).
3. Руководителям исполнительных органов государственной власти Иркутской области, ответственным за реализацию Плана мероприятий, обеспечить исполнение соответствующих мероприятий в установленные Планом мероприятий сроки.
4. Настоящее распоряжение подлежит официальному опубликованию в сетевом издании "Официальный интернет-портал правовой информации Иркутской области" (ogirk.ru).
|
И.И. Кобзев |
Утверждена
распоряжением Губернатора
Иркутской области
от 16 августа 2022 г. N 244-р
Концепция
развития системы комплексного межведомственного сопровождения лиц с ментальной инвалидностью и психофизическими нарушениями в иркутской области на 2022 - 2025 годы
Глава 1. Общие положения
Концепция развития системы комплексного межведомственного сопровождения лиц с ментальной инвалидностью и психофизическими нарушениями в Иркутской области на 2022 - 2025 годы (далее - Концепция) направлена на решение комплекса проблем абилитации, социализации и включения в жизнь общества данной категории граждан, проживающих в Иркутской области.
Настоящая Концепция определяет цели, задачи, основные принципы и направления развития системы комплексного межведомственного сопровождения лиц с ментальной инвалидностью и другими психофизическими нарушениями в современной системе комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов. Концепцией определяются основные подходы к технологиям сопровождения инвалидов при получении ими различных услуг и организации их жизнеустройства.
В настоящей Концепции используются следующие термины:
инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм и дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Установление статуса "инвалид" осуществляется учреждениями медико-социальной экспертизы;
умственная отсталость - врожденная или приобретенная в период развития задержка либо неполное развитие психики, проявляющаяся нарушением интеллекта, вызванная патологией головного мозга и ведущая к социальной дезадаптации;
"ментальная" инвалидность - инвалидность, обусловленная заболеваниями, последствиями травм или дефектами со стойкими преимущественными или сопутствующими расстройствами психических функций, приводящими к ограничению жизнедеятельности и вызывающими необходимость социальной защиты;
ментальные нарушения - психические (интеллектуальные) расстройства, которые ограничивают способность человека обслуживать себя, обучаться, заниматься трудовой деятельностью, устанавливать социальные контакты и взаимодействие, осложняют процесс интеграции в общество. Ментальные нарушения возникают вследствие патологий центральной нервной системы, расстройств аутистического спектра, генетических, неврологических и других психофизических нарушений;
психофизическое нарушение - это общее наименование разнообразных трудностей развития детей любого возраста, которое постепенно вытесняет употреблявшийся ранее термин "аномалии развития у детей". К нарушениям в психофизическом развитии относятся различные трудности, связанные со слухом, зрением, речью, опорно-двигательным аппаратом, задержкой психического развития, эмоциональными, интеллектуальными проблемами и т.п.;
расстройства аутистического спектра (РАС) - это нарушения развития, которые характеризуются дефицитом социального взаимодействия, дисфункцией сенсорных систем, а также склонностью к стереотипным действиям;
тяжелые множественные нарушения развития (далее - ТМНР) - комплексный синдром, частью которого является нарушение интеллектуального развития в сочетании с нарушениями зрения, слуха, физического развития и трудностями в воспитании;
реабилитация - система полного или частичного восстановления способностей к бытовой, общественной, профессиональной или иной деятельности;
абилитация - система и процесс формирования отсутствующих способностей к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности;
доступная среда - обеспечение равного доступа лиц с ментальными нарушениями к объектам инфраструктуры, услугам и информации, включая объекты образования, культуры, спорта, сопровождаемого проживания, сопровождаемой социальной дневной занятости;
психолого-педагогическая реабилитация и абилитация - комплекс психолого-педагогических мероприятий, направленных на восстановление, коррекцию и (или) компенсацию нарушенных двигательных, сенсорных, познавательных, в том числе речевых, и эмоционально-волевых процессов или их сочетаний, поведения; обеспечение специальных психолого-педагогических условий всестороннего развития личности с учетом ее актуальных и потенциальных возможностей и особых образовательных потребностей;
дети группы риска - дети (как правило в возрасте от 0 до 3 лет) с риском развития стойких нарушений функций организма и ограничений жизнедеятельности; дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей (не инвалиды); дети из семей, находящихся в социально опасном положении (не инвалиды);
ранняя помощь - комплекс медицинских, социальных и психолого-педагогических услуг, оказываемых на межведомственной основе детям с ментальными нарушениями и их семьям, направленных на раннее выявление детей с ментальными нарушениями, содействие их оптимальному развитию, формированию физического и психического здоровья, включению в среду сверстников и интеграции в общество, а также на сопровождение и поддержку их семей и повышение компетентности родителей (законных представителей);
служба ранней помощи - организации (структурные подразделения, службы, кабинеты) различной ведомственной принадлежности, негосударственные организации, предоставляющие услуги детям в возрасте до 3 лет, в том числе с ментальными нарушениями, и их семьям, предполагающие индивидуальную диагностику развития ребенка, проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми и консультаций родителей специалистами службы ранней помощи и сопровождения семей;
инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;
группа комбинированной направленности - форма организации дошкольного образования, при которой организовано совместное образование нормотипичных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с основными общеобразовательными программами - образовательными программами дошкольного образования, в том числе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
группа компенсирующей направленности - форма организации дошкольного образования только для детей с ограниченными возможностями здоровья, при которой осуществляется коррекция недостатков в физическом и (или) психическом развитии с учетом особенностей психофизического развития и возможностей воспитанников;
сопровождение - данное понятие рассматривается в двух контекстах. В первом контексте сопровождение рассматривается как принцип, на основе которого строится работа системы комплексного межведомственного сопровождения лиц с ментальными нарушениями. Реализация принципа происходит в процессе деятельности, осуществляемой исполнительными органами государственной власти Иркутской области и органами местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области, юридическими лицами, благотворителями и добровольцами, по организации системы сопровождения и предоставлению услуг лицам с ментальными нарушениями (их семьям) с целью максимального включения в активную жизнь общества и максимально возможную нормализацию их жизнедеятельности.
Во втором контексте сопровождение рассматривается как технология, используемая в ранней помощи при сопровождении семьи, в сопровождаемом проживании, сопровождаемой социальной дневной занятости. Под сопровождением инвалидов (как технологией) понимается комплекс услуг и мероприятий, направленных на нормализацию жизни инвалидов, оказание индивидуальной помощи лицам с инвалидностью для поддержки их жизни в местах обычного проживания лиц или по месту их выбора (в местном сообществе), включение в жизнь местного сообщества, а также недопущение их социальной изоляции или сегрегации;
служба сопровождения - организации (структурные подразделения, службы, кабинеты) различной ведомственной принадлежности, негосударственные организации, предоставляющие услуги лицам с ментальными нарушениями (детям и/или взрослым) и их семьям, направленные на социальную интеграцию и нормализацию их жизни;
комплексное сопровождение - содействие на межведомственной основе при получении лицами с ментальными нарушениями социально значимых услуг (медицинских, социальных, образовательных, услуг в сфере занятости, культуры, физической культуры и спорта), а также комплекс мероприятий для родителей (законных представителей) лиц с ментальными нарушениями, направленных на социальную интеграцию в общество и нормализацию жизни в семье;
социальное сопровождение - оказание содействия в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам;
сопровождаемое проживание - форма жизнеустройства людей с ментальными нарушениями, направленная на реализацию их права жить в обычных местах проживания, предусматривающая создание условий для проживания малыми группами и индивидуально, персональную помощь, необходимую для поддержки активной жизни и реализации основных жизненных потребностей (организация быта, досуга, общения и социальных связей) в местном сообществе;
сопровождаемая социальная дневная занятость - эта форма занятости предпочтительна для лиц с тяжелой формой ментальных нарушений, которые не могут участвовать в производственном процессе в силу тяжести интеллектуальных и/или иных психофизических нарушений (опорно-двигательных, сенсорных функций, психических заболеваний и др.). Сопровождаемая социальная дневная занятость предполагает участие (активное и пассивное) человека с инвалидностью в социокультурной деятельности, социальном общении и взаимодействии, выполнении предметно-практических действий, включая доступные операции трудовой и бытовой деятельности и т.д.;
сопровождаемая трудовая деятельность - предоставление мер поддержки, необходимых и достаточных для обеспечения устойчивости трудоустройства и осуществления человеком с ментальными нарушениями трудовой деятельности в соответствии с требованиями работодателя и законодательства Российской Федерации;
сопровождаемая трудовая деятельность в "защищенных" условиях - специализированные мастерские или иные организации, где лица с инвалидностью участвуют в трудовой деятельности как на условиях трудового договора, так и на условиях осуществления добровольной трудовой деятельности. Их созидательная деятельность носит как реабилитационный, так и производственный характер.
При организации работы по оказанию помощи лицам с ментальными нарушениями применяются следующие нормативные правовые акты:
Конвенция ООН о правах ребенка, ратифицирована постановлением Верховного Совета СССР от 13 июня 1990 года N 1559-1 (далее - Конвенция ООН о правах ребенка);
Конвенция ООН о правах инвалидов от 13 декабря 2006 года, ратифицирована Федеральным законом от 3 мая 2012 года N 46-ФЗ "О ратификации Конвенции о правах инвалидов" (далее - Конвенция ООН о правах инвалидов);
Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации";
Закон Российской Федерации от 2 июля 1992 года N 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании";
Федеральный закон от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации";
Федеральный закон от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации";
Федеральный закон от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации";
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации";
Федеральный закон от 1 декабря 2014 года N 419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов";
постановление Правительства Российской Федерации от 24 мая 2014 года N 481 "О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей";
распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 августа 2016 года N 1839-р "Об утверждении Концепции развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года" (далее - Концепция развития ранней помощи);
приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 года N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (далее - федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования);
приказ Минтруда России от 24 ноября 2014 года N 940н "Об утверждении Правил организации деятельности организаций социального обслуживания, их структурных подразделений" (далее - Правила организации деятельности организаций социального обслуживания);
приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 года N 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" (далее - федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья);
приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 года N 1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)" (далее - федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью);
приказ Минздрава России от 10 августа 2017 года N 514н "О Порядке проведения профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних" (далее - Порядок проведения профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних);
приказ Минтруда России от 14 декабря 2017 года N 847 "Об утверждении методических рекомендаций по организации различных технологий сопровождаемого проживания инвалидов, в том числе такой технологии, как сопровождаемое совместное проживание малых групп инвалидов в отдельных жилых помещениях";
Методические рекомендации по обеспечению услуг ранней помощи детям и их семьям в рамках пилотного проекта по формированию системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, утвержденные Минтрудом России от 25 декабря 2018 года (далее - методические рекомендации Минтруда России по ранней помощи);
приказ Минпросвещения России от 31 июля 2020 года N 373 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования";
приказ Минпросвещения России от 22 марта 2021 года N 115 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования";
Закон Иркутской области от 29 мая 2009 года N 27-оз "Об отдельных вопросах квотирования рабочих мест для инвалидов в Иркутской области";
Закон Иркутской области от 10 июля 2014 года N 91-ОЗ "Об отдельных вопросах образования в Иркутской области";
Закон Иркутской области от 1 декабря 2014 года N 144-ОЗ "Об отдельных вопросах социального обслуживания граждан в Иркутской области";
Закон Иркутской области от 16 июля 2020 года N 69-ОЗ "О порядке и условиях предоставления в Иркутской области жилых помещений в домах системы социального обслуживания граждан и пользования такими жилыми помещениями";
постановление Правительства Иркутской области от 15 декабря 2014 года N 650-пп "О межведомственном взаимодействии исполнительных органов государственной власти Иркутской области в связи с реализацией полномочий в сфере социального обслуживания граждан в Иркутской области";
распоряжение Правительства Иркутской области от 13 октября 2017 года N 542-рп "Об утверждении государственной региональной программы Иркутской области "Сопровождение инвалидов молодого возраста при получении ими профессионального образования и содействие в последующем трудоустройстве в Иркутской области" на 2019 - 2024 годы";
распоряжение заместителя Председателя Правительства Иркутской области от 16 февраля 2021 года N 8-рзп "О Концепции формирования и развития системы ранней помощи детям, имеющим ограничения жизнедеятельности, и детям группы риска в Иркутской области на период до 2022 года, Плане мероприятий ("дорожной карте") по формированию и реализации системы ранней помощи в Иркутской области" (далее - Концепция формирования и развития системы ранней помощи детям, имеющим ограничения жизнедеятельности, и детям группы риска в Иркутской области на период до 2022 года);
приказ министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области от 11 декабря 2014 года N 193-мпр "Об утверждении Порядка предоставления социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания";
приказ министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области от 11 декабря 2014 года N 196-мпр "Об утверждении Порядка предоставления социальных услуг в полустационарной форме социального обслуживания";
приказ министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области от 11 декабря 2014 года N 195-мпр "Об утверждении Порядка предоставления социальных услуг в форме социального обслуживания на дому";
приказ министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области от 30 декабря 2014 года N 211-мпр "Об организации работы по признанию граждан нуждающимися в социальном обслуживании".
Глава 2. Характеристика системы комплексного межведомственного сопровождения лиц с ментальной инвалидностью и психофизическими нарушениями в Иркутской области на 2022 - 2025 годы
Необходимость создания системы комплексного сопровождения лиц с ментальными нарушениями и другими психофизическими нарушениями обусловлена положениями Всеобщей декларации прав человека, Конвенции ООН о правах ребенка, Конвенции ООН о правах инвалидов и направлена на обеспечение прав лиц данной категории на полноценное участие в общественной жизни, получение качественного образования, квалифицированной медицинской помощи, на охрану здоровья, абилитацию, реабилитацию, социализацию, социальную защиту, профессиональную подготовку, доступную среду и полноценную жизнь в обществе.
Статьей 19 Конвенции ООН о правах инвалидов признается равное право всех инвалидов жить в обычных местах проживания, выбирать наравне с другими людьми свое место жительства, иметь равный доступ к услугам, в том числе вспомогательным, оказываемым на дому и по месту жительства, включая персональную помощь для поддержки самостоятельного образа жизни в местном сообществе.
Одной из актуальных проблем на сегодняшний день является включение лиц с ментальной инвалидностью и другими психофизическими нарушениями (далее - лица с ментальными нарушениями) в жизнь общества, формирование условий для их развития, взаимодействия с другими людьми и окружающим миром.
В настоящее время система поддержки и сопровождения инвалидов, детей-инвалидов и их семей недостаточно развита, что приводит к ограничениям в возможности выбора жизнеустройства и реализации своих прав лицами с ментальными нарушениями.
Актуальность проблем, возникающих в ходе жизнеустройства лиц с ментальными нарушениями, находится на очень высоком уровне. Данные граждане будут нуждаться в помощи окружающих для организации своей жизнедеятельности. В помощи нуждается и семья, в которой проживает инвалид.
Лица с ментальными нарушениями выделяются среди других инвалидов тем, что в большей или меньшей степени нуждаются в специальных условиях, уходе и посторонней ассистирующей помощи для достижения максимально возможной независимости в решении жизненных задач, связанных с образованием, бытовой, социально-коммуникативной, трудовой, социально-культурной и досуговой деятельностью. Имеющиеся нарушения развития часто приводят к невозможности самостоятельной жизни в обществе. В связи с этим своевременное комплексное сопровождение лиц с ментальными нарушениями способствует максимально возможным достижениям в их развитии, в успешной социализации и включению их в активную жизнь общества.
Особенности развития лиц с ментальными нарушениями ограничивают или делают невозможной их самостоятельную жизнь в обществе без предоставления им своевременного квалифицированного сопровождения и комплексной поддержки, необходимой для успешной социализации и включения данной категории граждан в активную жизнь общества.
Создание условий для включения лиц с ментальными нарушениями в систему комплексного сопровождения позволит сформировать жизненные компетенции, профессиональные умения и навыки у данной категории граждан и вовлечь их в доступную социальную и трудовую деятельность.
Необходимость постоянного ухода и присмотра за лицами с ментальными нарушениями значительно снижает возможность занятости их родителей (законных представителей). Возможность получения детьми различных услуг в условиях системы межведомственного комплексного сопровождения лиц с ментальными нарушениями с самого раннего возраста позволит родителям заниматься трудовой деятельностью, отдыхать, а также самим пользоваться психологической, психолого-педагогической поддержкой специалистов.
Согласно статистическим данным, на конец 2021 года по Иркутской области:
численность детей с установленным диагнозом умственная отсталость, состоящих на диспансерном учете, составляет 7 970 человек, из них: выявлены впервые в году 969 человек, получили впервые инвалидность 245 человек, инвалидов по умственной отсталости до 17 лет (включительно) - 3 482 человека; состоит на учете у психиатра - инвалидов с расстройствами аутистического спектра (далее - РАС) - 123 пациента до 17 лет, из них 40 человек (дети до 14 лет), от 14 до 17 лет - выявлено не было, получили впервые инвалидность 22 человека, всего инвалидов по РАС - 121 человек. Всего детей-инвалидов с ментальными нарушениями - 3 987 человек, или 69 человек на 10 тыс. детского населения;
численность взрослых лиц с установленным диагнозом умственная отсталость, состоящих на учете у психиатра, - 9 619 человек (диспансерный учет), 6 025 (консультативный учет), установлен впервые диагноз "умственная отсталость" - 97 человек, из них инвалидов взрослых по умственной отсталости - 9 020 человек, из них установлен диагноз умственная отсталость впервые - 86 человек. Взрослых лиц с ментальными нарушениями по умственной отсталости - 87 человек на 10 тыс. населения, с впервые установленным диагнозом умственная отсталость - 0,54 человека на 10 тыс. взрослого населения, получивших впервые инвалидность по умственной отсталости старше 17 лет, - 4,2 человека на 10 тыс. взрослого населения.
Диагнозы, вызывающие ментальные нарушения, часто устанавливаются детям в возрасте от 3 до 9 лет.
Система оказания помощи лицам с ментальными нарушениями и их семьям в Иркутской области включает учреждения и организации системы здравоохранения, образования, социального обслуживания, социально ориентированные некоммерческие организации (далее - СОНКО), коммерческие организации.
В Иркутской области амбулаторная медицинская помощь детям с ментальными нарушениями оказывается участковыми врачами-педиатрами, неврологами, психиатрами, ведущими прием в детских поликлиниках и детских поликлинических отделениях.
В детских поликлиниках проводится медицинский осмотр несовершеннолетних, достигших возраста двух лет, скрининг на выявление группы риска возникновения или наличия нарушений психического развития у детей. Заключение по итогам проведенного анкетирования и рекомендаций по направлению ребенка к врачу-психиатру, медицинскому психологу делает врач-педиатр, ответственный за проведение профилактического медицинского осмотра.
Стационарная помощь детям с ментальными нарушениями оказывается в областном государственном казенном учреждении здравоохранения "Иркутская областная клиническая психиатрическая больница N 1".
Включение детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в систему образования начинается с раннего возраста путем создания на базе дошкольных образовательных организаций служб ранней помощи, количество которых в 2021 году составило 20 единиц.
В целях создания системы родительского просвещения и семейного воспитания в регионе действуют 198 консультационных центров (пунктов), расположенных на базе общеобразовательных организаций в 40 муниципальных образованиях.
Кроме того, в регионе созданы и функционируют два региональных консультационных центра по оказанию методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи (включая службу ранней коррекционной помощи) родителям (законным представителям) детей, а также гражданам, желающим принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей.
По данным психолого-медико-педагогических комиссий (далее - ПМПК) в 2021 году обследованы 138 детей дошкольного возраста с ментальными нарушениями.
В системе образования Иркутской области дети с ментальными нарушениями получают услуги в 301 муниципальной общеобразовательной организации и 31 государственной общеобразовательной организации.
Обучение детей с умеренными и тяжелыми формами ментальных нарушений организовано для 1 541 ребенка в условиях специальных (коррекционных) образовательных организаций, для 2 158 детей - в условиях муниципальных общеобразовательных организаций.
24 человека с ментальными нарушениями, в том числе проживающие в психоневрологических интернатах, обучаются в профессиональных образовательных организациях Иркутской области.
Обучение и психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в общеобразовательных организациях осуществляют 183 учителя-дефектолога, 346 учителей-логопедов, 747 педагогов-психологов, 588 социальных педагогов, 106 тьюторов и 8 ассистентов (помощников).
Психолого-педагогическая и консультативная помощь семьям с детьми с ментальными нарушениями осуществляется в консультационных центрах, созданных на базе 18 государственных (специальных) коррекционных общеобразовательных организаций Иркутской области.
С целью определения для обучающихся в Иркутской области образовательного маршрута организована работа ПМПК: 1 центральной, 37 территориальных ПМПК.
Система социального обслуживания лиц с ментальными нарушениями на 1 января 2022 года состоит из 85 государственных организаций Иркутской области, в том числе 7 домов-интернатов для престарелых и инвалидов, 1 геронтологического центра, 7 психоневрологических интернатов, 4 детских домов-интернатов для умственно отсталых детей, 2 реабилитационных центров для детей и подростков с ограниченными возможностями, 1 реабилитационного центра для инвалидов старше 18 лет, 28 комплексных центров социального обслуживания населения, 6 управлений социальной защиты и социального обслуживания населения, 7 социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних, 6 центров социальной помощи семье и детям, 15 центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей, 1 реабилитационного техникума для инвалидов.
В реестр поставщиков социальных услуг Иркутской области включены некоммерческие организации, оказывающие социальные услуги по социальному обслуживанию на дому лицам с ментальными нарушениями:
Иркутская областная общественная организация инвалидов детства "Надежда";
Ассоциация поставщиков социальных услуг Иркутской области.
Указанными организациями лицам с ментальными нарушениями предоставляются социальные услуги во всех формах социального обслуживания: в стационарной, полустационарной формах, в форме социального обслуживания на дому.
Наряду с традиционными формами социального обслуживания в систему работы с семьями, воспитывающими детей-инвалидов, внедряются дистанционные формы работы. В отдаленных населенных пунктах Иркутской области работают мобильные социальные службы, междисциплинарные бригады, деятельность которых направлена на оказание квалифицированной помощи семьям на дому специалистами разных областей, - врачами, психологами, юристами, специалистами по социальной работе.
В организациях социального обслуживания созданы клубы для семей с детьми с ограниченными возможностями, где родители имеют возможность поделиться опытом в вопросах воспитания и ухода за ребенком. Всего в Иркутской области работает 36 клубов, в которые входят 1 648 семей.
Организациями социального обслуживания реализуются проекты по дневной занятости инвалидов с ментальными нарушениями, в рамках которых предоставляются психологические услуги, проводятся занятия, направленные на развитие творческих способностей и коммуникации, действуют декоративно-прикладные кружки, осуществляется обучение компьютерной грамотности, проводятся занятия по лечебной физкультуре, обеспечивается дневная занятость молодых инвалидов в трудовых мастерских.
Кроме этого, реализуются проекты сопровождаемого проживания граждан с ментальными нарушениями на базе 6 стационарных организаций социального обслуживания. В рамках реализации Закона Иркутской области от 16 июля 2020 года N 69-ОЗ "О порядке и условиях предоставления в Иркутской области жилых помещений в домах системы социального обслуживания граждан и пользования такими жилыми помещениями" реализуются проекты сопровождаемого проживания в специально приобретенных жилых помещениях. В 8 квартирах в г. Иркутске и г. Ангарске проживают 10 инвалидов с ментальными нарушениями в возрасте от 18 до 40 лет.
Всего в реализации вышеуказанных проектов за 2018 - 2021 годы приняли участие 264 человека, из них:
92 человека вышли в самостоятельную жизнь;
158 человек продолжают участвовать в проектах;
70 человек прошли обучение в образовательных организациях;
44 человека обучаются (получают общее или профессиональное образование, проходят профессиональное обучение);
79 человек трудоустроены.
Одной из важнейших составляющих технологии сопровождаемого проживания является организация дневной занятости инвалидов с ментальными нарушениями.
Работают реабилитационные мастерские для инвалидов с ментальными нарушениями:
на базе комплексного центра в г. Иркутске (работа по дереву, декоративно прикладное творчество, индивидуальные и групповые консультации психолога, социального педагога);
на базе областного государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения социального обслуживания "Иркутский реабилитационный техникум" (далее - ОГБПОУСО "Иркутский реабилитационный техникум") (ткачество, гончарное дело, социально-психологические, социально-педагогические услуги).
В целях создания условий для развития системы своевременного выявления и оказания помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, детям-инвалидам и семьям, их воспитывающим, реализуется Концепция формирования и развития системы ранней помощи детям, имеющим ограничения жизнедеятельности, и детям группы риска в Иркутской области на период до 2022 года.
В настоящее время службы ранней помощи действуют на базе 21 организации социального обслуживания.
Ресурсным центром по внедрению и развитию системы ранней помощи на территории Иркутской области является областное государственное бюджетное учреждение социального обслуживания "Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями" г. Иркутска.
Летний лагерь отдыха "Мандархан", являющийся структурным подразделением ОГБПОУСО "Иркутский реабилитационный техникум", организует и проводит специализированные реабилитационные сезоны для семей, воспитывающих детей-инвалидов с серьезными заболеваниями: с синдромом Дауна, аутизмом, умственной отсталостью, детским церебральным параличом. Специализированные реабилитационные сезоны проводятся с целью осуществления комплексной реабилитации детей-инвалидов и членов их семей через организацию их отдыха, оздоровления, творческого развития и обучения.
Социальную реабилитацию граждан старше 18 лет, имеющих ментальные нарушения, осуществляет областное государственное автономное учреждение социального обслуживания "Реабилитационный центр "Шелеховский". Программа 15-дневного курса реабилитации предполагает тренинги, психологические игры, творческие уроки, занятия по адаптивной физической культуре и спорту.
Согласно данным статистического наблюдения по форме N 3-АФК "Сведения об адаптивной физической культуре" за 2021 год, численность инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья с интеллектуальными нарушениями, систематически занимающихся адаптивной физической культурой и спортом, составляет 5 409 человек (в 2020 году - 4 721 человек) или 33,10% (в 2020 году - 33,7%) от общей численности инвалидов, занимающихся адаптивной физической культурой и спортом в Иркутской области.
В организациях в сфере физической культуры и спорта занимается 625 человек, в сфере образования - 1 539 человек, в сфере труда и социальной защиты - 1 611 человек, в СОНКО - 277 человек.
В двух государственных организациях Иркутской области, подведомственных министерству спорта Иркутской области, открыты группы спортивной подготовки для лиц с ментальными нарушениями. В областном государственном казенном учреждении "Спортивная школа олимпийского резерва "Тамир" им. Тыхреновой И.И." адаптивным конным спортом занимаются 22 человека, в областном государственном бюджетном учреждении "Спортивная школа олимпийского резерва "Сибскана" горнолыжным спортом - 21 человек.
Для развития адаптивной физической культуры и спорта среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и для лиц с ментальными нарушениями, в Иркутской области планомерно осуществляется ряд мер и мероприятий. Также реализуется ведомственная целевая программа "Развитие адаптивного спорта" на 2019 - 2024 годы государственной программы Иркутской области "Развитие физической культуры и спорта" на 2019 - 2024 годы, утвержденной постановлением Правительства Иркутской области от 14 ноября 2018 года N 830-пп (далее - ведомственная программа).
В рамках ведомственной программы реализуются мероприятия:
"Организация проведения физкультурных и спортивных мероприятий с участием инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, а также обеспечение участия в межрегиональных, всероссийских и международных соревнованиях". В соответствии с календарным планом физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий Иркутской области министерством спорта Иркутской области для данной категории организуются и проводятся областные физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия: региональные этапы Всероссийской спартакиады специальной олимпиады по лыжным гонкам и бегу на снегоступах, пауэрлифтингу, бочче, юнифайд-футболу, легкой атлетике, горнолыжному спорту, боулингу, настольному теннису, баскетболу, открытый чемпионат и первенство Иркутской области по адаптивному конному спорту, фестиваль семейного спорта для семей, воспитывающих детей с нарушением интеллекта, спартакиада "И невозможное возможно...", спартакиада, посвященная декаде инвалидов, благотворительный забег "Спорт во благо" в пользу Иркутской областной общественной организации родителей детей с ограниченными возможностями "Радуга" (далее - ИОООРДОВ "Радуга") на программы раннего развития детей с синдромом Дауна.
Спортсмены с нарушением интеллекта командируются на международные и всероссийские соревнования: Всемирные летние специальные олимпийские игры, Всероссийская спартакиада специальной Олимпиады по зимним видам спорта, Всероссийская спартакиада специальной олимпиады по лыжным гонкам и бегу на снегоступах, боулингу, Всероссийский турнир специальной олимпиады по юнифайд-мини-футболу "Играй с нами" и др.
"Поддержка региональной системы по организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы с инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья в муниципальных образованиях Иркутской области".
С 2011 года на территории Иркутской области осуществляется работа региональной системы по организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в муниципальных образованиях Иркутской области (далее - региональная система). Ежегодно 42 специалиста осуществляют деятельность в муниципальных образованиях Иркутской области. Из них 11 специалистов работают с лицами с ментальными нарушениями.
В 2021 году в 11 муниципальных образованиях Иркутской области (города Киренск, Ангарск, Иркутск, Бодайбо, Шелеховский, Тайшетский, Казачинско-Ленский, Балаганский, Иркутский, Жигаловский, Мамско-Чуйский районы) осуществлялась физкультурно-оздоровительная работа с инвалидами с нарушением интеллекта, систематически физической культурой и спортом в группах занимался 91 человек, из них 51 ребенок.
"Приобретение спортивной экипировки, инвентаря и оборудования для спортсменов-инвалидов".
Для спортсменов с интеллектуальными нарушениями областными государственными учреждениями Иркутской области, подведомственными министерству спорта Иркутской области, ежегодно приобретается спортивная экипировка, инвентарь и оборудование. В рамках подпрограммы "Развитие спортивной инфраструктуры и материально-технической базы в Иркутской области" на 2019 - 2024 годы государственной программы Иркутской области "Развитие физической культуры и спорта" на 2019 - 2024 годы выделяется субсидия из областного бюджета местным бюджетам в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных образований Иркутской области на приобретение спортивного оборудования и инвентаря для оснащения муниципальных организаций, осуществляющих деятельность в сфере физической культуры и спорта. Субсидии предоставляются на приобретение спортивного оборудования и инвентаря, в том числе по направлению "Адаптивная физическая культура и адаптивный спорт". В 2021 году муниципальными образованиями Иркутской области приобретен инвентарь для занятий адаптивной физической культурой и спортом на сумму более 1 900,00 тыс. руб.
С 2019 года в рамках подпрограммы "Формирование и совершенствование системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, в Иркутской области" на 2020 - 2024 годы государственной программы Иркутской области "Социальная поддержка населения" на 2019 - 2024 годы в рамках полномочий министерства спорта Иркутской области реализуется мероприятие "Приобретение реабилитационного оборудования для занятий физической культурой и спортом инвалидов, в том числе детей-инвалидов".
Оборудование приобретается для государственных учреждений Иркутской области, подведомственных министерству спорта Иркутской области, осуществляющих деятельность по адаптивной физической культуре и спорту. В 2019 - 2021 годах приобретено спортивное оборудование для спортсменов с ментальными нарушениями государственных учреждений Иркутской области (областное государственное казенное учреждение "Спортивная школа олимпийского резерва" "Рекорд", областное государственное казенное учреждение "Спортивная школа олимпийского резерва "Тамир" им. Тыхреновой И.И.").
С 2016 года министерство спорта Иркутской области предоставляет дополнительное материальное обеспечение отдельным категориям лиц, имеющих выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией в области физической культуры и спорта. Ежемесячную выплату получают три спортсмена с интеллектуальными нарушениями - победители специальной олимпиады 2011 и 2013 годов.
Кроме этого, спортсменам-инвалидам Иркутской области и их тренерам ежегодно выплачиваются единовременные поощрения и выплаты ежемесячного денежного содержания.
По результатам участия спортсменов-инвалидов в официальных спортивных соревнованиях по направлениям адаптивного спорта в номинации "Сильные духом" ежегодно награждаются лучшие спортсмены и тренеры Иркутской области, в том числе и спортсмены с ментальными нарушениями.
Психолого-педагогическая и консультативная помощь семьям с детьми с ментальными нарушениями оказывается ИОООРДОВ "Радуга", Иркутским региональным отделением межрегиональной общественной организации в поддержку людей с ментальной инвалидностью и психофизическими нарушениями "Равные возможности" и другими некоммерческими организациями.
Автономная некоммерческая организация помощи инвалидам "Семейная усадьба" обеспечивает сопровождаемое проживание и сопровождаемую социальную дневную занятость 11 граждан с ментальными нарушениями в деревне, 10 граждан в городе.
Иркутская городская общественная организация инвалидов "Прибайкальский Исток" обеспечивает сопровождаемое проживание и сопровождаемую социальную дневную занятость 9 граждан с ментальными нарушениями.
Иркутская областная общественная организация родителей детей с ограниченными возможностями здоровья "Радуга" совместно с Иркутским региональным отделением межрегиональной общественной организации в поддержку людей с ментальной инвалидностью и психофизическими нарушениями "Равные возможности" в рамках проекта "Мастерские "Другое дело" обеспечивает подготовку к социальной занятости 20 граждан с ментальными нарушениями и социальную дневную занятость 15 граждан с ментальными нарушениями.
Автономная некоммерческая организация адаптационно-педагогический центр "Студия О" обеспечивает социальную дневную занятость 40 лиц с ментальными нарушениями.
В распоряжении организаций имеются жилые помещения для проживания или дневной социальной занятости лиц с ментальными нарушениями, предоставляются услуги по их сопровождению в условиях обычного социального окружения. Сопровождение граждан с ментальными нарушениями направлено на социальную адаптацию и максимально возможное включение в жизнь общества с учетом индивидуальных возможностей и потребностей в сопровождении лиц с ментальными нарушениями.
Иркутская областная общественная организация инвалидов детства "Надежда" (далее - ИОООИД "Надежда"), помимо социального обслуживания граждан на дому, также занимается обеспечением трудовой, психологической, педагогической, культурной и других видов помощи в социальной реабилитации лиц с ментальными нарушениями. Созданы и работают 6 учебно-производственных мастерских: ткацкая мастерская, мастерская по валянию, деревообрабатывающая, швейно-рукодельная, полиграфическая, свечная мастерские.
ИОООИД "Надежда" осуществляет свою деятельность с совершеннолетними гражданами. Здесь осваиваются общеобразовательные предметы, занимаются физкультурой, ставятся спектакли, проводятся совместные мероприятия, реализующие различные социальные программы в поддержку подопечных и семей, предоставляется психологическая помощь родителям и опекунам.
Глава 3. Основные принципы, цель, задачи и приоритетные направления реализации концепции
Основными принципами реализации настоящей Концепции являются:
приоритет общечеловеческих ценностей, защита прав и уважение человеческого достоинства;
личностная и семейная ориентированность;
принцип сопровождения, направленный на достижение нормализации жизни и максимальной социальной инклюзии;
ранее начало, непрерывность, последовательность и преемственность комплексного межведомственного сопровождения;
обучение, поддерживающее активность лиц с ментальными нарушениями на протяжении всей их жизни;
сопровождение на основе партнерства, междисциплинарной, командной работы;
общедоступность услуг и их ориентация на нормализацию жизни человека в условиях естественной социальной среды;
максимальная приближенность (доступность) услуг к лицам с ментальными нарушениями и месту их проживания;
индивидуальный характер набора услуг с учетом индивидуальной программы реабилитации и абилитации инвалида, индивидуальной программы предоставления социальных услуг и других индивидуальных программ;
предоставление услуг лицам с ментальными нарушениями командой специалистов, обладающих достаточными компетенциями;
индивидуальный подход при выборе методов и форм предоставления услуг, оказания помощи в необходимом и достаточном объеме и обеспечение самостоятельности.
Целью реализации Концепции является создание и развитие системы комплексного непрерывного сопровождения лиц с ментальными нарушениями, проживающих на территории Иркутской области, направленной на их максимальное развитие, снижение выраженности ограничений жизнедеятельности, укрепление психического и физического здоровья, повышение доступности образования и занятости, социальную адаптацию, личностную самореализацию и включение в жизнь общества.
Основными задачами реализации Концепции являются:
создание условий для развития системы комплексного сопровождения лиц с ментальными нарушениями с учетом региональных особенностей на основе непрерывного межведомственного взаимодействия всех участников, реализующих цель и задачи настоящей Концепции;
создание условий для развития деятельности организаций различной ведомственной принадлежности и форм собственности по организации системы комплексного сопровождения лиц с ментальными нарушениями, а также семей, в которых воспитываются дети с ментальными нарушениями;
создание доступной среды для лиц с ментальными нарушениями;
развитие механизмов поддержки семей, воспитывающих граждан с ментальными нарушениями;
создание условий для формирования в обществе уважительного отношения к лицам с ментальными нарушениями.
Приоритетными направлениями реализации Концепции являются:
повышение квалификации и обучение специалистов организаций различной ведомственной принадлежности и форм собственности, участвующих в комплексном сопровождении лиц с ментальными нарушениями, эффективным технологиям и методикам работы с данной категорией граждан, а также сопровождение семей, в которых проживают лица с ментальными нарушениями, основанным на принципах сопровождения;
создание механизмов своевременного выявления и ранней диагностики детей с ментальными нарушениями;
обеспечение доступной медицинской помощи, включая медицинскую реабилитацию, лицам с ментальными нарушениями по месту жительства;
обеспечение санаторно-курортного лечения лиц с ментальными нарушениями и инклюзивного летнего отдыха детей с ментальными нарушениями;
обеспечение своевременной ранней помощи, абилитации и реабилитации детей с ментальными нарушениями по месту жительства;
обеспечение доступности общего, в том числе дошкольного образования, дополнительного образования, а также профессионального обучения для лиц с ментальными нарушениями по месту жительства;
создание дифференцированных условий и подходов комплексного сопровождения лиц с ментальными нарушениями с учетом степени тяжести их нарушений и потребности в помощи в необходимом и достаточном объеме;
обучение родителей (законных представителей) детей и взрослых с ментальными нарушениями эффективным технологиям и методикам помощи лицам с ментальными нарушениями;
организация информационной, правовой, психологической, материальной, социальной поддержки семей, воспитывающих граждан с ментальными нарушениями;
организация и развитие сопровождаемого проживания лиц с ментальными нарушениями;
организация и развитие сопровождаемой социальной дневной занятости и сопровождаемой трудовой деятельности лиц с ментальными нарушениями с учетом их возможностей и функциональности;
проведение информационной кампании и социокультурных мероприятий, направленных на формирование уважительного отношения местных сообществ к людям с инвалидностью, в том числе лицам с ментальными нарушениями.
Глава 4. Целевые группы
К целевой группе по оказанию услуг системы комплексного сопровождения относятся:
дети раннего возраста (от 2 до 3 лет), определенные к "группе риска" по наличию нарушений развития по результатам общего скрининга в соответствии с Концепцией развития ранней помощи и методическими рекомендациями Минтруда России по ранней помощи;
дети дошкольного возраста (от 3 до 7 лет) с ментальными нарушениями;
дети школьного возраста (от 7 до 18 лет) с ментальными нарушениями;
лица с ментальными нарушениями от 18 лет;
семьи, воспитывающие граждан с ментальными нарушениями.
Глава 5. Участники системы комплексного сопровождения лиц с ментальными нарушениями в Иркутской области
В систему комплексного сопровождения и механизм межведомственной координации в рамках реализации настоящей Концепции включены:
Законодательное Собрание Иркутской области, исполнительные органы государственной власти Иркутской области, органы местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области;
областная и территориальные психолого-медико-педагогические комиссии;
Федеральное казенное учреждение "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Иркутской области" (по согласованию);
медицинские, социальные, образовательные, спортивные и культурные организации различной ведомственной принадлежности и форм собственности;
СОНКО, родительские объединения.
Глава 6. Система комплексного межведомственного сопровождения лиц с ментальными нарушениями в Иркутской области
Система комплексного межведомственного сопровождения лиц с ментальными нарушениями в Иркутской области представлена в настоящей Концепции как структура, включает следующие компоненты:
помощь на раннем этапе жизни;
образование (общее образование и профессиональное обучение);
сопровождаемое проживание (учебное и постоянное);
сопровождаемая социальная дневная занятость и сопровождаемая трудовая деятельность;
сопровождение семей с детьми-инвалидами и взрослыми людьми с ментальными нарушениями;
подготовка и сопровождение специалистов;
социальное обслуживание лиц с ментальными нарушениями;
оказание доступной медицинской помощи лицам с ментальными нарушениями;
социокультурный компонент.
1. Помощь на раннем этапе жизни
Помощь на раннем этапе жизни включает выявление детей с рисками возникновения ментальных нарушений.
Выявление детей с рисками возникновения ментальных нарушений происходит специалистами в области медицины, психологии и педагогики, работающими в организациях здравоохранения, образования и социального обслуживания Иркутской области.
Специалисты, работающие в организациях здравоохранения (врачи-педиатры, неонатологи, неврологи, психиатры), проводят наблюдения, скрининг, медицинские обследования в целях выявления патологии развития плода в перинатальный период, рисков возникновения патологии во время родов и в постнатальный период. С целью ранней диагностики и оказания ранней помощи детям дошкольного возраста с ментальными нарушениями и их семьям необходимо обеспечить медицинские организации медицинскими психологами, логопедами.
Специалисты, работающие в организациях образования и социального обслуживания, оказывающие раннюю помощь детям и их семьям (психологи, педагоги (учителя-дефектологи, учителя-логопеды), социальные педагоги, медицинские специалисты и др.), по обращению родителей (законных представителей) на основании данных первичного обследования ребенка определяют риски появления ментальных нарушений.
В случае выявления рисков возникновения ментальных нарушений специалисты (врачи, психологи, педагоги) направляют родителей в службу ранней помощи.
Ранняя помощь детям направлена на профилактику инвалидизации, содействие физическому и психическому развитию детей, их вовлеченности в естественные жизненные ситуации, формирование позитивного взаимодействия и отношений детей и родителей, детей и других непосредственно ухаживающих за ребенком лиц, в семье, включение детей в среду сверстников и их интеграцию в общество, а также на повышение компетентности родителей и других непосредственно ухаживающих за ребенком лиц.
Оказание ранней помощи осуществляется на принципах межведомственности и командной работы специалистов, то есть врач, педагог, психолог, родитель совместно наблюдают за ребенком в ходе первичного обследования, обсуждают выявленное, формулируют выводы и задачи работы с ребенком и его семьей, разрабатывают индивидуальную программу сопровождения ребенка и его семьи и периодически проводят обсуждение ее реализации.
Службы ранней помощи действуют на базе медицинских, образовательных организаций, организаций социального обслуживания, СОНКО.
В результате предоставления услуг ранней помощи сокращаются риски социального сиротства ребенка с ментальными нарушениями и риск возникновения ментальных нарушений, укрепляются внутрисемейные отношения, обеспечивается профилактика инвалидизации ребенка, создаются предпосылки для его дальнейшего развития и социализации.
2. Образование
Образование лиц с ментальными нарушениями включает в себя следующие компоненты:
общее образование лиц с ментальными нарушениями;
профессиональное обучение лиц с ментальными нарушениями.
Дошкольное образование лиц с ментальными нарушениями организуется в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Дошкольное образование лиц с ментальными нарушениями организуется в группах компенсирующей и комбинированной направленности в образовательных организациях по выбору родителей (законных представителей), в которых в соответствии с заключением ПМПК создаются специальные условия образования, отвечающие особым образовательным потребностям обучающихся с ментальной инвалидностью.
Группы компенсирующей и комбинированной направленности, в которых организуется обучение детей дошкольного возраста с ментальными нарушениями, создаются на базе образовательных организаций, профильных СОНКО (при наличии лицензии на осуществление образовательной деятельности).
В результате создания условий дошкольного образования для детей с ментальными нарушениями сокращаются риски социального сиротства детей дошкольного возраста, нормализуется жизнь семей, воспитывающих детей с ментальными нарушениями, укрепляются внутрисемейные отношения, обеспечивается дальнейшее развитие и социализация обучающихся с ментальными нарушениями.
Общее образование лиц с ментальными нарушениями организуется в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Реализация адаптированной основной общеобразовательной программы происходит в классах, сформированных из обучающихся, осваивающих одинаковый вариант, в том числе в общеобразовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы.
Предусмотренные федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья коррекционно-развивающие занятия и занятия внеурочной деятельностью для детей с ментальными нарушениями являются не только формой обучения, но и условием, которое обеспечивает успешное освоение содержания учебных предметов, определенных образовательной программой, при создании специальных условий (психолого-педагогических, материально-технических, организационных) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Общее образование лиц с ментальными нарушениями старше 18 лет, проживающих в психоневрологических интернатах Иркутской области и не имеющих основного общего образования, осуществляется с учетом их особых образовательных потребностей и желания.
Профессиональное обучение граждан с ментальными нарушениями осуществляется в профессиональных образовательных организациях Иркутской области по адаптированным программам профессионального обучения.
Механизмы реализации образовательного компонента:
обеспечение для детей с ментальными нарушениями услуг ранней помощи;
получение дошкольного образования в группах компенсирующей или комбинированной направленности в дошкольных образовательных организациях, реализующих дошкольного образования;
обеспечение для детей и взрослых с ментальными нарушениями получения общего образования в классах на базе общеобразовательных организаций, реализующих общеобразовательные программы, в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам;
разработка и реализация программ профессионального обучения для лиц с ментальными нарушениями;
разработка и реализация программ дополнительного образования детей и взрослых с ментальными нарушениями, включая программы по обучению самостоятельному проживанию, дополнительной предпрофессиональной программы и профессиональной ориентации обучающихся с ментальными нарушениями;
проведение подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации специалистов организаций различной ведомственной принадлежности и форм собственности, включенных в систему оказания комплексной помощи лицам с ментальными нарушениями;
проведение мероприятий, направленных на повышение родительских компетенций в сфере оказания помощи лицам с ментальными нарушениями в условиях домашнего воспитания.
3. Сопровождаемое проживание
Одним из компонентов системы сопровождения лиц с ментальными нарушениями является сопровождаемое проживание.
Сопровождаемому проживанию предшествует, во-первых, подготовка к самостоятельной жизни детей-инвалидов в ходе обучения и абилитации в образовательной организации или в организации социального обслуживания. На этом этапе у детей и подростков с ментальными нарушениями происходит формирование отдельных навыков самостоятельной деятельности в предметно-практической, бытовой, социально-коммуникативной и досуговой деятельности. Этот этап реализуется в ходе отдельных уроков, занятий в школе, реабилитационном центре, в других организациях в соответствии с программами указанных организаций.
Во-вторых, сопровождаемому проживанию предшествует курс учебно-тренировочного проживания в условиях учебной квартиры для взрослых. В ходе учебно-тренировочного проживания у лиц с ментальными нарушениями формируются навыки самостоятельного проживания (бытовые, социально-коммуникативные, досуговые) в специально созданных условиях. Под специально созданными условиями понимается учебно-тренировочная квартира, в которой лица с ментальными нарушениями проживают и обучаются. Учебно-тренировочные квартиры могут создаваться в обычных жилых домах, а также в условиях организаций, в том числе организаций социального обслуживания, образовательных организаций, СОНКО и других. Содержание учебно-тренировочного сопровождаемого проживания отражено в программах дополнительного образования или в программах реабилитации и абилитации, разрабатываемых образовательными организациями и/или организациями социального обслуживания либо СОНКО.
Сопровождаемое проживание организуется в форме индивидуального и малогруппового проживания лиц с ментальными нарушениями в квартирах или отдельных домах, переданных в аренду, или предоставленных в пользование, или находящихся в собственности проживающих. Дома, квартиры расположены в населенных пунктах - в местах обычного проживания лиц с обычной инфраструктурой, включающей магазины, остановки автобусов и другое.
Сопровождение проживания лиц с ментальными нарушениями обеспечивают поставщики социальных услуг (организации социального обслуживания, СОНКО) в форме социального обслуживания на дому. Персонал, обеспечивающий сопровождение, должен пройти соответствующую подготовку и периодически повышать свою квалификацию.
У лиц с ментальными нарушениями, проживающих в условиях сопровождаемого проживания, должна быть организована дневная занятость (трудовая или социальная) вне дома и социокультурная и/или спортивно-досуговая деятельность в свободное время и в выходные дни, что позволит обеспечить нормализацию жизни лиц с ментальными нарушениями.
4. Сопровождаемая социальная дневная занятость и сопровождаемая трудовая деятельность
Одним из компонентов системы сопровождения является сопровождаемая социальная дневная занятость лиц с ментальными нарушениями, которая предусматривается как на свободном рынке труда, так и в защищенных условиях (в специализированных мастерских и центрах дневного социального сопровождения).
С учетом возможностей и психофизических особенностей лиц с ментальными нарушениями занятость обеспечивается в форме сопровождаемой социальной дневной занятости и сопровождаемой трудовой деятельности.
В случае трудоустройства лиц с ментальными нарушениями на свободном рынке труда обеспечиваются сопровождение их трудовой деятельности с целью оказания помощи в подборе, адаптации и освоении трудовых обязанностей, разъяснении положений трудового договора, регулярное консультирование и необходимое сопровождение данной категории граждан в ходе выполнения ими трудовых обязанностей с выездом сопровождающего на их рабочие места, а также консультирование работодателей и сотрудников организаций, в которых работают инвалиды, по вопросам взаимодействия с работниками с ментальными нарушениями и решению возможных проблем в их трудовой деятельности.
Организация сопровождаемой социальной дневной занятости и сопровождаемой трудовой деятельности лиц с ментальными нарушениями в защищенных условиях (в специализированных мастерских и центрах дневного социального сопровождения) рассматривается как форма социально-трудовой реабилитации/абилитации. Вместе с тем по социальным показаниям возможно трудоустройство в условиях специализированных мастерских.
Сопровождаемая социальная дневная занятость и сопровождаемая трудовая деятельность лиц с ментальными нарушениями организуется на базе организаций социального обслуживания или СОНКО в форме полустационарного социального обслуживания.
Трудовой компонент включает в себя создание условий (материально-технических, кадровых, предоставление преференций, льгот и другое) лицам с ментальной инвалидностью для профессиональной трудовой занятости (частичной или полной) с учетом их готовности к трудовой деятельности на свободном рынке труда и рекомендаций их индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалида.
Механизм реализации трудового компонента включает в себя:
организацию взаимодействия с работодателями по вопросам создания рабочих мест для лиц с ментальными нарушениями с учетом степени функциональности, а также организацию сотрудничества со специализированными мастерскими для лиц с ментальными нарушениями в целях стимулирования производственной деятельности и создания рабочих мест в мастерских за счет заказов предприятий и организаций, не выполняющих квоту о создании рабочих мест для инвалидов;
организацию сопровождаемой трудовой деятельности лиц с ментальными нарушениями в "защищенных мастерских" в условиях организаций социального обслуживания, предоставляющих услуги в полустационарной форме или СОНКО как основы социально-трудовой реабилитации, предусматривающей возможность трудоустройства лиц с ментальными нарушениями.
Задачами развития сопровождаемой трудовой деятельности являются:
проведение анализа эффективности социализации лиц с ментальными нарушениями, проживающих в стационарных организациях социального обслуживания, с оценкой возможности их трудоустройства или трудовой занятости в "защищенных мастерских";
внесение изменений в нормативные правовые акты Иркутской области в сфере занятости населения для разрешения вопроса трудоустройства лиц с ментальной инвалидностью (при необходимости).
5. Сопровождение семей с детьми-инвалидами и взрослыми людьми с ментальными нарушениями
Семьи, воспитывающие детей-инвалидов, вследствие необходимости решения многих проблем, связанных со здоровьем и развитием особого ребенка, оказываются в трудной жизненной ситуации и нуждаются в поддержке и сопровождении для нормализации своей жизни.
Сопровождение семей включает информационную поддержку, консультирование по правовым, психологическим, педагогическим, медицинским вопросам, содействие в предоставлении помощи, не относящейся к социальным услугам (социальное сопровождение).
6. Подготовка и сопровождение специалистов
Одним из компонентов системы сопровождения является подготовка и сопровождение специалистов. Данный компонент включает в себя следующее:
подготовка кадров в Педагогическом институте федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Иркутский государственный университет", федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования Минздрава России "Иркутский государственный медицинский университет" по специальностям в области социальной работы, педагогики, дефектологии, медицины для работы в системе комплексного межведомственного сопровождения лиц с ментальными и психофизическими нарушениями;
проведение семинаров, стажировок, курсов повышения квалификации работников системы комплексного межведомственного сопровождения лиц с ментальными и психофизическими нарушениями;
организация наставничества в государственных учреждениях Иркутской области, работающих в системе комплексного межведомственного сопровождения лиц с ментальной инвалидностью и другими психическими нарушениями;
проведение мероприятий для профилактики профессионального выгорания работников системы комплексного межведомственного сопровождения лиц с ментальными и психофизическими нарушениями.
7. Социальное обслуживание лиц с ментальными нарушениями
Социальное обслуживание лиц с ментальными и психофизическими нарушениями включает в себя:
обеспечение лиц с ментальными нарушениями социальными услугами по абилитации и реабилитации: предоставление комплекса социальных услуг (социально-психологические, социально-бытовые, социально-медицинские, социально-педагогические, социально-трудовые, социально-правовые услуги и услуги с целью повышения коммуникативного потенциала лиц с ментальными нарушениями);
организацию социального сопровождения членов семей, воспитывающих детей группы риска и детей с ментальными нарушениями;
содействие в участии лиц с ментальными нарушениями (с учетом их психофизических и интеллектуальных особенностей и возможностей), семей с детьми и взрослыми с ментальными нарушениями в социокультурных, творческих, спортивных мероприятиях и программах;
подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов организаций социального обслуживания по направлениям социального обслуживания при сопровождении лиц с ментальными нарушениями;
развитие стационарозамещающих технологий предоставления социальных услуг и социального сопровождения лиц с ментальными нарушениями;
развитие условий для сопровождаемой социальной дневной занятости и сопровождаемой трудовой деятельности лиц с ментальными нарушениями в соответствии с их психофизическими и интеллектуальными возможностями.
Механизм реализации социального компонента включает в себя:
предоставление лицам с ментальными нарушениями абилитационных и реабилитационных услуг на базе организаций различных форм собственности, являющихся поставщиками социальных услуг;
внедрение стандартов оказания услуг абилитационной, реабилитационной помощи детям с ментальными нарушениями, их родителям (законным представителям);
создание и/или развитие на базе организаций различных форм собственности, являющихся поставщиками социальных услуг, структур, обеспечивающих сопровождение детей и взрослых с ментальными нарушениями, семей с детьми группы риска и семей, воспитывающих детей с ментальными нарушениями;
организацию и развитие сопровождаемого проживания в организациях различной формы собственности, являющихся поставщиками социальных услуг;
организацию и развитие сопровождаемой социальной дневной занятости и сопровождаемой трудовой деятельности лиц с ментальными нарушениями в "защищенных" условиях, в том числе путем создания структур дневного пребывания с сопровождением на базе организаций различных форм собственности, являющихся поставщиками социальных услуг;
проведение переобучения специалистов организаций различных форм собственности, являющихся поставщиками социальных услуг, включенных в систему оказания комплексной помощи лицам с ментальными нарушениями.
8. Оказание доступной медицинской помощи лицам с ментальными нарушениями
Медицинская помощь лицам с ментальными и психофизическими нарушениями включает в себя:
выявление у детей раннего возраста рисков ментальных нарушений (органического поражения центральной нервной системы, генетических нарушений, ментальной инвалидности и др.);
оказание медицинской помощи, привлечение различных служб для оказания медицинской реабилитации.
Механизм реализации медицинского компонента включает в себя:
медицинский осмотр несовершеннолетних, достигших возраста двух лет, в соответствии с Порядком проведения профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних, скрининг на выявление группы риска возникновения или наличия нарушений психического развития у детей. Заключение по итогам проведенного анкетирования и рекомендацию по направлению ребенка к врачу-психиатру, медицинскому психологу делает врач-педиатр, ответственный за проведение профилактического медицинского осмотра;
организацию взаимодействия медицинских организаций и служб ранней помощи различной ведомственной принадлежности и форм собственности в Иркутской области;
диагностическую, консультативно-лечебную помощь детям из группы риска по психическому заболеванию (по результатам скрининга), динамическое и диспансерное наблюдение детей из данной группы с установленным диагнозом, оформление медицинской документации для признания инвалидности (переосвидетельствования) осуществляется детскими врачами-психиатрами в условиях специализированной медицинской организации (стационара).
9. Социокультурный компонент
Социокультурный компонент включает в себя:
вовлечение лиц с ментальными нарушениями в культурную и спортивную жизнь местного сообщества;
формирование благоприятных условий для инклюзивных процессов в местном сообществе, уважительного отношения к людям с ментальными нарушениями и их семьям.
Механизм реализации социокультурного компонента включает в себя:
организацию сотрудничества организаций культуры, спорта и организаций различной ведомственной принадлежности и форм собственности, обеспечивающих сопровождение лиц с ментальными нарушениями;
организацию и проведение фестивалей, соревнований и других мероприятий творческой и спортивной направленности с лицами с ментальными нарушениями.
Глава 7. Ожидаемые результаты реализации концепции
В результате реализации настоящей Концепции планируется:
создание межведомственной системы взаимодействия между организациями по вопросам комплексного сопровождения лиц с ментальными нарушениями;
повышение мотивации родителей (законных представителей) ко включению детей группы риска и с ментальными нарушениями в процесс комплексного сопровождения на раннем этапе;
создание системы раннего выявления и диагностики детей с ментальными и психофизическими нарушениями, обеспечение их услугами ранней помощи на междисциплинарной основе;
обеспечение равного доступа лиц с ментальными нарушениями к абилитационным и реабилитационным услугам;
обеспечение доступности общего, в том числе дошкольного, а также дополнительного образования для лиц с ментальными нарушениями с учетом их запросов, возможностей и особых образовательных потребностей;
развитие системы стационарозамещающих технологий проживания и занятости в различных формах лиц с ментальными нарушениями старше 18 лет во всех районах Иркутской области.
Утвержден
распоряжением Губернатора
Иркутской области
от 16 августа 2022 г. N 244-р
План мероприятий
по реализации концепции развития системы комплексного межведомственного сопровождения лиц с ментальной инвалидностью и психофизическими нарушениями в Иркутской области на 2022 - 2025 годы
N п/п |
Наименование мероприятия |
Срок реализации |
Ответственные исполнители |
1. |
Обеспечение межведомственного взаимодействия исполнительных органов государственной власти Иркутской области при организации комплексного сопровождения граждан с ментальной инвалидностью и психофизическими нарушениями |
||
1.1. |
Организация межведомственного взаимодействия исполнительных органов государственной власти Иркутской области, организаций различной ведомственной принадлежности при организации комплексного сопровождения граждан с ментальной инвалидностью и психофизическими нарушениями (далее - ментальные нарушения) |
2022 - 2025 годы |
Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, министерство здравоохранения Иркутской области, министерство образования Иркутской области, министерство труда и занятости Иркутской области, министерство культуры и архивов Иркутской области, министерство спорта Иркутской области |
2. |
Мероприятия по организации обучения, повышения квалификации специалистов, оказывающих помощь гражданам с ментальными нарушениями |
||
2.1. |
Организация обучения и повышения квалификации специалистов организаций различной ведомственной принадлежности и форм собственности, участвующих в комплексном сопровождении граждан с ментальными нарушениями, эффективным технологиям и методикам работы, основанным на принципах сопровождения |
2022 - 2025 годы |
Министерство образования Иркутской области, министерство здравоохранения Иркутской области, министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, министерство труда и занятости Иркутской области, министерство спорта Иркутской области |
3. |
Мероприятия по оказанию медицинской помощи лицам с ментальными нарушениями |
||
3.1. |
Выявление у детей раннего возраста рисков ментальных нарушений |
2022 - 2025 годы |
Министерство здравоохранения Иркутской области |
3.2. |
Обеспечение работы служб ранней помощи на базе организаций здравоохранения |
2022 - 2025 годы |
Министерство здравоохранения Иркутской области |
3.3. |
Оказание диагностической, консультативно-лечебной помощи детям из группы риска по психическому заболеванию (по результатам скрининга), динамическое и диспансерное наблюдение детей из данной группы с установленным диагнозом, оформление медицинской документации для установления инвалидности (переосвидетельствования) |
2022 - 2025 годы |
Министерство здравоохранения Иркутской области |
3.4. |
Организация оказания доступной медицинской помощи, включая медицинскую реабилитацию, гражданам с ментальными нарушениями по месту их жительства |
2022 - 2025 годы |
Министерство здравоохранения Иркутской области |
3.5. |
Взаимодействие медицинских организаций и служб ранней помощи различной ведомственной принадлежности и форм собственности в Иркутской области |
2022 - 2025 годы |
Министерство здравоохранения Иркутской области, министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, министерство образования Иркутской области, некоммерческие организации (по согласованию) |
4. |
Мероприятия по получению образования лицами с ментальными нарушениями |
||
4.1. |
Организация получения детьми с ментальными нарушениями дошкольного образования в группах компенсирующей или комбинированной направленности в дошкольных образовательных организациях, в образовательных организациях, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы дошкольного образования |
2022 - 2025 годы |
Министерство образования Иркутской области, органы местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области (по согласованию) |
4.2. |
Обеспечение получения детьми и взрослыми с ментальными нарушениями общего образования в классах на базе общеобразовательных организаций, реализующих общеобразовательные программы, в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам |
2022 - 2025 годы |
Министерство образования Иркутской области |
4.3. |
Разработка и реализация программ профессионального обучения для граждан с ментальными нарушениями |
2022 - 2025 годы |
Министерство образования Иркутской области |
4.4. |
Разработка и реализация дополнительных образовательных программ для детей и взрослых с ментальными нарушениями, включая программы по обучению самостоятельному проживанию, программ предпрофессиональной подготовки и профессиональной ориентации обучающихся с ментальными нарушениями |
2022 - 2025 годы |
Министерство образования Иркутской области |
4.5. |
Проведение мероприятий, направленных на повышение родительских компетенций в сфере оказания помощи гражданам с ментальными нарушениями в условиях домашнего воспитания |
2022 - 2025 годы |
Министерство образования Иркутской области |
4.6. |
Обеспечение работы служб ранней помощи на базе дошкольных образовательных организаций |
2022 - 2025 годы |
Министерство образования Иркутской области |
5. |
Мероприятия по предоставлению социальных услуг гражданам с ментальными нарушениями |
||
5.1. |
Обеспечение работы служб ранней помощи на базе организаций социального обслуживания |
2022 - 2025 годы |
Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области |
5.2. |
Выявление совместно с медицинскими организациями семей с детьми с ментальными нарушениями, граждан с ментальными нарушениями, нуждающихся в предоставлении социальных услуг на дому |
2022 - 2025 годы |
Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, министерство здравоохранения Иркутской области |
5.3. |
Предоставление социальных услуг на дому семьям, воспитывающим детей с ментальными нарушениями, гражданам с ментальными нарушениями |
2022 - 2025 годы |
Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области |
5.4. |
Развитие и совершенствование деятельности отделений дневного пребывания, пятидневного пребывания для детей с ментальными нарушениями при детских домах-интернатах для умственно отсталых детей, иных организаций социального обслуживания |
2022 - 2025 годы |
Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области |
5.5. |
Организация дневной занятости граждан с ментальными нарушениями, проживающих в семьях, на базе организаций социального обслуживания Иркутской области |
2022 - 2025 годы |
Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области |
5.6. |
Организация дневной занятости граждан с ментальными нарушениями, проживающих в стационарных организациях социального обслуживания Иркутской области (организация работы кружков, клубов по интересам, спортивных секций, творческих объединений, мастерских, игровых комнат, обучающих, культурно-досуговых мероприятий, выездных мероприятий - экскурсий, соревнований, конкурсов) |
2022 - 2025 годы |
Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области |
5.7. |
Организация учебного (тренировочного) сопровождаемого проживания граждан с ментальными нарушениями в организациях социального обслуживания |
2022 - 2025 годы |
Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области |
5.8. |
Организация сопровождаемого проживания граждан с ментальными нарушениями вне организаций социального обслуживания, в том числе в жилых помещениях в домах системы социального обслуживания в соответствии с Законом Иркутской области от 16 июля 2020 года N 69-ОЗ "О порядке и условиях предоставления в Иркутской области жилых помещений в домах системы социального обслуживания граждан и пользования такими жилыми помещениями" |
2022 - 2025 годы |
Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области |
5.9. |
Организация специализированных реабилитационных сезонов для семей, воспитывающих детей-инвалидов с ментальными нарушениями, в летнем лагере отдыха "Мандархан" |
2022 - 2025 годы |
Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области |
5.10. |
Организация социальной реабилитации граждан старше 18 лет, имеющих ментальные нарушения, в областном государственном автономном учреждении социального обслуживания "Реабилитационный центр "Шелеховский" |
2022 - 2025 годы |
Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области |
6. |
Организация занятости граждан с ментальными нарушениями |
||
6.1. |
Предоставление государственной услуги по организации сопровождения при содействии занятости инвалидов (по рекомендациям федерального бюро медико-социальной экспертизы о нуждаемости инвалида в сопровождении) |
2022 - 2025 годы |
Министерство труда и занятости Иркутской области, Центры занятости населения городов и районов Иркутской области |
6.2. |
Реализация мероприятий по профессиональной реабилитации или абилитации граждан с инвалидностью при наличии соответствующих рекомендаций индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида |
2022 - 2025 годы |
Министерство труда и занятости Иркутской области, Центры занятости населения городов и районов Иркутской области |
7. |
Организация и проведение мероприятий для граждан с ментальными нарушениями |
||
7.1. |
Организация проведения физкультурных и спортивных мероприятий с участием граждан с ментальными нарушениями, а также обеспечение их участия в межрегиональных, всероссийских и международных соревнованиях |
2022 - 2025 годы |
Министерство спорта Иркутской области |
7.2. |
Поддержка региональной системы по организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы с инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья в муниципальных образованиях Иркутской области |
2022 - 2025 годы |
Министерство спорта Иркутской области, органы местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области, региональные общественные организации инвалидов (по согласованию) |
7.3 |
Реализация программ спортивной подготовки граждан с ментальными нарушениями |
2022 - 2025 годы |
Министерство спорта Иркутской области |
7.4. |
Приобретение спортивной экипировки, инвентаря и оборудования для спортсменов с ментальными нарушениями (государственные учреждения Иркутской области, подведомственные министерству спорта Иркутской области) |
2022 - 2025 годы |
Министерство спорта Иркутской области |
7.5. |
Разработка и реализация адаптированных спортивных программ для граждан с ментальными нарушениями |
2022 - 2025 годы |
Иркутская региональная физкультурно-спортивная общественная организация "Федерация спорта лиц с интеллектуальными нарушениями" (по согласованию) |
7.6. |
Организация и проведение "Инклюзивного бала" для детей с ментальными нарушениями |
декабрь, май (ежегодно) |
Министерство культуры и архивов Иркутской области |
7.7. |
Организация и проведение адаптивной обзорной экскурсии для детей с ментальными нарушениями |
В течение года, по записи |
Министерство культуры и архивов Иркутской области |
7.8. |
Организация и проведение ежегодного мероприятия "Солнечный круг" |
1 июня (ежегодно) |
Министерство культуры и архивов Иркутской области |
7.9. |
Организация и проведение областной выставки-ярмарки технического и народного творчества инвалидов "И невозможное возможно..." |
декабрь 2022 года, декабрь 2024 года |
Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Губернатора Иркутской области от 16 августа 2022 г. N 244-р "О Концепции развития системы комплексного межведомственного сопровождения лиц с ментальной инвалидностью и психофизическими нарушениями в Иркутской области на 2022 - 2025 годы, плане мероприятий по реализации концепции развития системы комплексного межведомственного сопровождения лиц с ментальной инвалидностью и психофизическими нарушениями в Иркутской области на 2022 - 2025 годы"
Вступает в силу с 16 августа 2022 г.
Текст распоряжения опубликован в сетевом издании "Официальный интернет-портал правовой информации Иркутской области" (ogirk.ru) 17 августа 2022 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Распоряжение Губернатора Иркутской области от 9 августа 2024 г. N 264-р
Изменения вступают в силу с 1 января 2025 г.
Распоряжение Губернатора Иркутской области от 14 ноября 2023 г. N 361-р
Изменения вступают в силу с 14 ноября 2023 г.