Постановление Правительства Архангельской области от 22 августа 2022 г. N 622-пп
"Об утверждении Положения о порядке осуществления государственного надзора за реализацией органами местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области полномочий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"
В соответствии с подпунктом "с" пункта 1 статьи 11 и пунктом 6 статьи 27 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", пунктом 15 статьи 5.1 областного закона от 20 сентября 2005 года N 85-5-ОЗ "О компетенции органов государственной власти Архангельской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области и организаций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, гражданской обороны, обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" Правительство Архангельской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о порядке осуществления государственного надзора за реализацией органами местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области полномочий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Исполняющий обязанности |
В.М. Иконников |
УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Архангельской области
от 22 августа 2022 г. N 622-пп
Положение
о порядке осуществления государственного надзора за реализацией органами местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области полномочий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
I. Общие положения
1. Настоящее Положение, разработанное в соответствии со статьей 27 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", устанавливает порядок осуществления государственного надзора за реализацией органами местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области (далее - органы местного самоуправления) полномочий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - государственный надзор).
2. Предметом государственного надзора является реализация органами местного самоуправления полномочий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, установленных Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и принимаемыми в соответствии с ним другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, областными законами и иными нормативными правовыми актами Архангельской области, муниципальными правовыми актами.
3. Государственный надзор осуществляется агентством государственной противопожарной службы и гражданской защиты Архангельской области (далее - агентство).
4. От имени агентства государственный надзор вправе осуществлять следующие должностные лица (далее - инспекторы):
1) руководитель агентства;
2) заместитель руководителя агентства;
3) начальник отдела регионального государственного надзора агентства;
4) заместитель начальника отдела регионального государственного надзора агентства;
5) ведущие консультанты отдела регионального государственного надзора агентства;
6) главные специалисты-эксперты отдела регионального государственного надзора агентства.
5. При осуществлении государственного надзора агентство взаимодействует с федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти Архангельской области, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами.
Для оценки эффективности реализуемых органами местного самоуправления полномочий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера агентство при осуществлении государственного надзора вправе привлекать экспертов и экспертные организации.
6. В целях систематизации документов, отражающих осуществление государственного надзора, в агентстве формируются контрольно-наблюдательные дела по органам местного самоуправления.
Контрольно-наблюдательные дела формируются по каждому муниципальному образованию Архангельской области и содержат документы, связанные с осуществлением государственного надзора в отношении органов местного самоуправления соответствующего муниципального образования Архангельской области, в том числе копии распоряжений агентства о проведении проверок, акты проверок с приложениями, предписания об устранении выявленных нарушений, отчеты органов местного самоуправления об исполнении предписаний об устранении выявленных нарушений.
Контрольно-наблюдательные дела формируются и ведутся с соблюдением хронологического порядка.
II. Формы и общие условия осуществления государственного надзора
7. Государственный надзор осуществляется в форме документарных и выездных проверок.
Документарными являются проверки, проводимые по месту нахождения агентства, на основании документов, имеющихся в его распоряжении, и иных документов, представленных по его запросу.
Выездными являются проверки, проводимые по месту нахождения и (или) по месту осуществления деятельности проверяемого органа местного самоуправления, а также по месту нахождения подведомственных ему муниципальных учреждений, обеспечивающих реализацию полномочий органов местного самоуправления в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - подведомственные муниципальные учреждения), по месту используемых проверяемым органом местного самоуправления и подведомственными муниципальными учреждениями территорий, зданий, сооружений и помещений.
8. Документарные и выездные проверки могут быть плановыми и внеплановыми.
9. Плановой является проверка, включенная в ежегодный план проведения проверок (далее - план проверок), сформированный и согласованный с прокуратурой Архангельской области. При этом плановая проверка одного и того же органа местного самоуправления проводится не чаще одного раза в два года.
Проект плана проверок разрабатывается агентством и направляется для согласования в прокуратуру Архангельской области. Порядок согласования проекта плана проверок с прокуратурой Архангельской области и содержание плана проверок определяются статьей 77 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Сформированный и согласованный прокуратурой Архангельской области план проверок подлежит размещению на официальном сайте Правительства Архангельской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не позднее 1 ноября года, предшествующего году проведения проверок.
10. Для проведения плановой проверки агентство издает соответствующее распоряжение, копия которого направляется проверяемому органу местного самоуправления не позднее чем за три рабочих дня до начала проведения проверки.
11. Внеплановой является проверка, не включенная в план проверок.
Внеплановые проверки деятельности органов местного самоуправления проводятся агентством на основании решения руководителя агентства по согласованию с прокуратурой Архангельской области, принимаемого на основании обращений граждан, юридических лиц и информации от государственных органов о фактах нарушений законодательства Российской Федерации, влекущих возникновение чрезвычайных ситуаций, угрозу жизни и здоровью граждан, а также массовые нарушения прав граждан.
Внеплановые проверки деятельности органов местного самоуправления могут также проводиться в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования Генерального прокурора Российской Федерации, прокурора субъекта Российской Федерации о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, а также в целях контроля за исполнением ранее выданных предписаний об устранении выявленных нарушений. Указанные проверки проводятся без согласования с органами прокуратуры.
В случае если основанием для проведения внеплановой проверки является контроль за исполнением ранее выданного предписания об устранении выявленных нарушений, предметом такой проверки может являться только исполнение выданного предписания.
12. Для проведения внеплановой проверки агентство издает соответствующее распоряжение.
Распоряжение о проведении внеплановой проверки издается в течение семи рабочих дней со дня возникновения основания проведения внеплановой проверки, если иной срок не установлен поручением Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, требованием прокурора.
Копия распоряжения о проведении внеплановой проверки направляется проверяемому органу местного самоуправления не позднее чем за три рабочих дня до начала проведения проверки, если иное не следует из поручения Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, требования прокурора.
13. В распоряжении о проведении проверки указываются:
1) наименование агентства, дата и номер распоряжения;
2) вид проверки (плановая или внеплановая);
3) форма проверки (документарная или выездная);
4) наименование органа местного самоуправления, в отношении которого проводится проверка;
5) фамилии, имена, отчества (при наличии) и должности инспекторов, проводящих проверку;
6) цели (предмет) проведения проверки;
7) основания проведения проверки;
8) срок (дата начала и дата завершения) проведения проверки;
9) перечень документов, представление которых органом местного самоуправления необходимо для достижения целей проведения проверки.
14. В зависимости от объема проверочных мероприятий инспекторы, которым поручено проведение проверки, могут быть объединены в комиссию по проведению проверки с определением председателя комиссии.
Председатель комиссии по проведению проверки организует работу комиссии и проведение проверки, составление акта проверки, осуществляет текущий контроль за работой членов комиссии.
Члены комиссии по проведению проверки участвуют в ней лично.
15. При проведении проверки на основании распоряжения агентства:
изменяется форма проверки с документарной на выездную - если в условиях документарной проверки не представляется возможным оценить соответствие деятельности проверяемого органа местного самоуправления требованиям законодательства в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
продлевается срок проведения проверки - если в ходе проведения проверки выявилась необходимость истребования дополнительных документов и иной информации, просрочки их представления проверяемым органом местного самоуправления или осуществления дополнительных проверочных мероприятий;
заменяются инспекторы - если инспекторы, проводящие проверку, не могут продолжить ее проведение по уважительным причинам.
16. Инспекторы, проводящие проверку, должны быть независимы от проверяемого органа местного самоуправления, в том числе:
не должны иметь родства (свойства) с лицами, замещающими муниципальные должности, и муниципальными служащими проверяемого органа местного самоуправления, осуществляющими и обеспечивающими полномочия органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
не замещали в период, за который осуществляется проверка, должности в проверяемом органе местного самоуправления.
Инспекторы должны принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов при проведении проверок.
17. Срок проведения проверки не должен превышать 20 рабочих дней. Этот срок продлевается в соответствии с пунктом 15 настоящего Положения не более чем на 20 рабочих дней.
Если проверка проводится на основании обращений граждан или юридических лиц и срок проведения проверки превышает срок рассмотрения обращения, предусмотренный статьей 12 Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", инспектор, проводящий проверку (председатель комиссии по проверке), направляет заявителю уведомление о продлении срока рассмотрения обращения в порядке и сроки, предусмотренные указанным Федеральным законом.
18. Информация о плановых и внеплановых проверках деятельности органов местного самоуправления, об их результатах и о принятых мерах по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений подлежит внесению в единый реестр проверок в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
III. Порядок проведения и оформления результатов проверок
19. Проверки проводятся в соответствии с распоряжениями агентства о проведении проверок.
20. В ходе проведения проверки инспекторы, проводящие проверку, в зависимости от предмета и формы проведения проверки:
истребуют от проверяемого органа местного самоуправления заверенные им копии необходимых для проведения проверки документов;
знакомятся с подлинниками необходимых для проведения проверки документов, находящихся в распоряжении проверяемого органа местного самоуправления (при проведении выездной проверки);
беспрепятственно входят на территории и в помещения проверяемых органов местного самоуправления и подведомственных им муниципальных учреждений (при предъявлении служебных удостоверений и копии распоряжения агентства о проведении проверки);
проводят осмотр территорий, служебных и производственных помещений проверяемых органов местного самоуправления, а также подведомственных им муниципальных учреждений;
используют фото-, видео-, аудиотехнику для фиксации выявленных нарушений;
истребуют устные и письменные объяснения лиц, замещающих муниципальные должности, и муниципальных служащих проверяемых органов местного самоуправления;
проводят анализ деятельности проверяемого органа местного самоуправления в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
21. В целях проведения проверки инспектором направляются запросы в проверяемый орган местного самоуправления о предоставлении необходимых документов и информации. В запросе указывается срок предоставления документов и информации, который составляет не менее 10 рабочих дней. В случаях установления фактов нарушений законодательства Российской Федерации, влекущих возникновение чрезвычайных ситуаций, угрозу жизни и здоровью граждан, а также массовые нарушения прав граждан, срок предоставления документов и информации может быть сокращен.
Орган местного самоуправления вправе не предоставлять информацию по запросу инспектора, если эта информация ранее была предоставлена либо официально опубликована в средствах массовой информации или размещена на официальном сайте органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". При этом орган местного самоуправления в ответе на запрос сообщает источник официального опубликования или размещения соответствующей информации.
22. Главы муниципальных образований Архангельской области обязаны присутствовать или обеспечить присутствие уполномоченных представителей при проведении выездной проверки, а также исполнять законные требования инспекторов, проводящих проверку.
Лица, замещающие муниципальные должности, и муниципальные служащие проверяемого органа местного самоуправления обязаны оказывать содействие инспекторам, проводящим проверку.
23. Глава муниципального образования Архангельской области или уполномоченный им представитель проверяемого органа местного самоуправления имеет право:
получать копию распоряжения агентства о проведении проверки;
давать объяснения по всем вопросам, относящимся к предмету проверки;
знакомиться с актом проверки и представлять в отношении него свои пояснения и возражения.
24. Если проведение проверки оказалось невозможным в связи с отсутствием уполномоченного представителя проверяемого органа местного самоуправления либо в связи с его иными действиями (бездействием), повлекшими невозможность проведения проверки, инспектор составляет акт о невозможности проведения проверки с указанием причин невозможности ее проведения.
На основании акта о невозможности проведения проверки агентство издает распоряжение о переносе срока проведения проверки, в котором указывается иной срок (дата начала и дата завершения) проведения проверки, либо распоряжение об отмене проведения проверки в случае утраты необходимости ее проведения.
25. По результатам проверки не позднее пяти рабочих дней после окончания срока ее проведения оформляется акт проверки в двух экземплярах, в котором указываются:
наименование ("акт проверки"), место и дата составления акта проверки;
сведения о проверенном органе местного самоуправления (наименование, место нахождения, фамилия, имя и отчество (при наличии) главы муниципального образования Архангельской области);
реквизиты распоряжения агентства о проведении проверки;
фамилии, имена, отчества (при наличии) и должности инспекторов, проводивших проверку;
даты начала и окончания проведения проверки;
предмет проверки и проведенные проверочные мероприятия;
имевшие место случаи воспрепятствования осуществлению инспекторами, проводящими проверку, своих должностных полномочий;
выявленные нарушения с указанием нормативных правовых актов или иных документов, требования которых были нарушены, и предложения по их устранению. Если в ходе проверки нарушений не выявлено, в акте проверки делается запись "Нарушений не выявлено".
Акт проверки подписывается инспектором (председателем комиссии по проведению проверки), проводившим(ей) проверку.
К акту проверки прилагаются заверенные проверяемым органом местного самоуправления копии истребованных документов, письменные объяснения и иные материалы.
26. Один экземпляр акта проверки остается в деле агентства, второй направляется проверяемому органу местного самоуправления или вручается его уполномоченному представителю в течение трех рабочих дней со дня составления для представления пояснений и возражений.
Заверенная копия акта проверки в течение трех рабочих дней со дня составления направляется в орган прокуратуры, который принимал решение о согласовании проведения проверки или который направлял требование о проведении проверки.
Сообщение о проведенной проверке в течение трех рабочих дней со дня составления акта проверки, но не позднее срока рассмотрения обращения, предусмотренного Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", направляется гражданам или юридическим лицам, обращения которых послужили основанием для проведения проверки.
27. Пояснения и возражения проверяемого органа местного самоуправления по акту проверки представляются в агентство в течение 10 рабочих дней со дня получения акта проверки и подлежат приобщению к акту проверки.
IV. Порядок рассмотрения актов проверок
28. Акт проверки подлежит рассмотрению руководителем агентства или по его поручению одним из его заместителей в течение 20 календарных дней со дня составления акта проверки.
29. По результатам рассмотрения акта проверки в случае установления нарушений законодательства в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера должностное лицо, рассмотревшее акт проверки, в срок, указанный в пункте 28 настоящего Положения:
1) принимает меры по привлечению лиц, допустивших нарушение законодательства в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, к административной ответственности, если в выявленном нарушении усматривается состав административного правонарушения;
2) выдает органу местного самоуправления предписание об устранении выявленных нарушений законодательства в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - предписание) с указанием сроков их устранения и осуществляет контроль за исполнением предписания.
30. В предписании указываются:
наименование ("предписание об устранении выявленных нарушений"), дата и место составления предписания;
сведения о проверенном органе местного самоуправления, которому выдано предписание (наименование, место нахождения, фамилия, имя и отчество (при наличии) главы муниципального образования Архангельской области);
реквизиты акта проверки, на основании которого выдано предписание;
фамилия, имя, отчество (при наличии) и должность должностного лица, выдавшего предписание;
содержание предписываемых обязанностей по устранению выявленных нарушений с указанием сроков их исполнения;
срок представления отчета об исполнении предписания.
Предписание подписывается должностным лицом, рассмотревшим акт проверки.
31. При выдаче предписаний и установлении сроков их исполнения должна учитываться необходимость соблюдения органами местного самоуправления требований и процедур, установленных законодательством Российской Федерации.
32. Агентство осуществляет контроль за исполнением предписаний органами местного самоуправления.
Поступивший в агентство отчет органа местного самоуправления об исполнении предписания рассматривается должностным лицом, подписавшим предписание, в течение пяти рабочих дней со дня получения отчета.
Если отчет об исполнении предписания своевременно не поступил в агентство, а равно если он не подтверждает исполнение указанных в предписании требований, должностное лицо агентства направляет в органы прокуратуры информацию об этом для принятия мер прокурором.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Архангельской области от 22 августа 2022 г. N 622-пп "Об утверждении Положения о порядке осуществления государственного надзора за реализацией органами местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области полномочий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"
Вступает в силу с 25 августа 2022 г.
Текст постановления опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 25 августа 2022 г. N 2900202208250002
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Архангельской области от 29 июля 2024 г. N 581-пп
Изменения вступают в силу с 2 августа 2024 г.