Распоряжение Правительства Ставропольского края
от 23 августа 2022 г. N 607-рп
"Об утверждении основных направлений долговой политики Ставропольского края на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов"
1. В соответствии с Законом Ставропольского края "О бюджетном процессе в Ставропольском крае" утвердить прилагаемые основные направления долговой политики Ставропольского края на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов (далее - основные направления долговой политики).
См. Распоряжение Правительства Ставропольского края от 31 августа 2022 г. N 655-рп "Об утверждении основных направлений бюджетной и налоговой политики Ставропольского края на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов"
2. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края с целью проведения единой долговой политики на территории Ставропольского края при формировании местных бюджетов на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов учитывать основные направления долговой политики.
3. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя председателя Правительства Ставропольского края - министра финансов Ставропольского края Калинченко Л.А.
4. Настоящее распоряжение вступает в силу со дня его подписания.
Губернатор Ставропольского края |
В.В. Владимиров |
УТВЕРЖДЕНЫ
распоряжением Правительства
Ставропольского края
от 23 августа 2022 г. N 607-рп
Основные направления
долговой политики Ставропольского края на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов
I. Общие положения
Основные направления долговой политики Ставропольского края на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов (далее - долговая политика) разработаны в соответствии со статьей 107 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Программой консолидации бюджетных средств в целях оздоровления государственных финансов Ставропольского края на 2018 - 2024 годы, утвержденной распоряжением Правительства Ставропольского края от 28 сентября 2018 г. N 402-рп, и государственной программой Ставропольского края "Управление финансами", утвержденной постановлением Правительства Ставропольского края от 26 декабря 2018 г. N 598-п.
Долговая политика направлена на обеспечение сбалансированности и долговой устойчивости бюджета Ставропольского края (далее - краевой бюджет) путем сохранения объема государственного долга Ставропольского края (далее - государственный долг) на безопасном уровне и минимизации стоимости обслуживания государственного долга.
II. Реализация долговой политики по итогам 2019 - 2021 годов и анализ текущего состояния государственного долга
Государственный долг в 2019 - 2021 годах сократился на 4 053,3 млн. рублей и составил на 01 января 2022 года 28 897,6 млн. рублей или 33,6 процента к общему объему доходов краевого бюджета без учета безвозмездных поступлений за 2021 год.
Объем и структура государственного долга в 2019 - 2022 годах приведены в таблице 1.
Таблица 1
Объем и структура государственного долга в 2019 - 2022 годах
N |
Наименование показателя |
2019 год |
2020 год |
2021 год |
2022 год |
||||
сумма (млн. рублей) |
удельный вес в объеме государственного долга (процентов) |
сумма (млн. рублей) |
удельный вес в объеме государственного долга (процентов) |
сумма (млн. рублей) |
удельный вес в объеме государственного долга (процентов) |
сумма (млн. рублей) |
удельный вес в объеме государственного долга (процентов) |
||
1. |
Кредиты кредитных организаций |
11000,0 |
35,0 |
4343,0 |
11,9 |
0,0 |
- |
683,0 |
1,6 |
2. |
Государственные облигации Ставропольского края |
5300,0 |
16,9 |
10600,0 |
29,1 |
9400,0 |
32,5 |
8200,0 |
19,3 |
3. |
Кредиты из федерального бюджета |
15114,4 |
48,1 |
20814,4 |
57,0 |
19078,0 |
66,0 |
20324,1 |
47,7 |
4. |
Государственные гарантии Ставропольского края |
0,0 |
- |
730,0 |
2,0 |
419,6 |
1,5 |
13351,5 |
31,4 |
|
Всего |
31414,4 |
100,0 |
36487,4 |
100,0 |
28897,6 |
100,0 |
42558,6 |
100,0 |
В 2019 - 2021 годах министерством финансов Ставропольского края в целях финансирования дефицита краевого бюджета и погашения долговых обязательств Ставропольского края (далее - долговые обязательства) использовались только среднесрочные и долгосрочные заимствования (кредиты от кредитных организаций, кредиты, предоставленные из федерального бюджета и государственные облигации Ставропольского края). Ввиду отсутствия в 2020 и 2021 годах возможности рефинансирования действующих среднесрочных кредитов кредитных организаций аналогичными кредитами, в 2020 году в целях их замещения были выпущены государственные облигации Ставропольского края в объеме 7 000,0 млн. рублей со сроком обращения до 2027 года, что позволило исключить риски рефинансирования долговых обязательств в плановом периоде и обеспечить равномерную долговую нагрузку на краевой бюджет в течение длительного времени.
В 2021 году Министерством финансов Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июня 2021 г. N 1029 "Об утверждении Правил проведения в 2021 году реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам" (далее - постановление Правительства Российской Федерации N 1029) проведена реструктуризация обязательств Ставропольского края по бюджетному кредиту, предоставленному из федерального бюджета в декабре 2020 года на срок до 01 июля 2021 года для погашения бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счете краевого бюджета, с 2021 года по 2029 год в объеме 5 000,0 млн. рублей под 0,1 процента годовых. После проведения реструктуризации обязательств Ставропольского края по вышеуказанному бюджетному кредиту осуществление новых заимствований в кредитных организациях не потребовалось.
По итогам 2021 года Ставропольским краем все условия реструктуризации обязательств Ставропольского края перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам, установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 13 декабря 2017 г. N 1531 "О проведении в 2017 году реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам" (далее - постановление Правительства Российской Федерации N 1531), выполнены.
В условиях необходимости финансового обеспечения строительства ряда объектов инфраструктуры с целью развития городской инфраструктуры в городе Ставрополе Ставропольский край планирует в рамках реализации постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. N 2459 "Об утверждении Правил финансирования строительства (реконструкции) объектов инфраструктуры с использованием облигаций специализированных обществ проектного финансирования и о внесении изменения в Положение о Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации" (далее - постановление Правительства Российской Федерации N 2459) предоставить в 2022 году государственные гарантии Ставропольского края в обеспечение целевых займов, привлекаемых юридическими лицами, зарегистрированными на территории Ставропольского края, на указанные цели в общей сумме 12 956,9 млн. рублей на срок до 2037 года.
После реализации вышеуказанных мероприятий размер государственного долга по итогам 2022 года не превысит 50,0 процента к общему объему доходов краевого бюджета без учета безвозмездных поступлений за 2022 год.
В соответствии со статьей 107 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлены показатели отнесения субъектов Российской Федерации к группам заемщиков по уровням долговой устойчивости (с высоким уровнем долговой устойчивости, средним уровнем долговой устойчивости или низким уровнем долговой устойчивости). Оценка значений показателей долговой устойчивости субъектов Российской Федерации проводится в соответствии с Правилами проведения оценки долговой устойчивости субъектов Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 4 марта 2020 г. N 227.
В 2021 году Министерством финансов Российской Федерации Ставропольский край отнесен к числу заемщиков со средним уровнем долговой устойчивости.
Показатели уровней долговой устойчивости и значения показателей долговой устойчивости Ставропольского края по состоянию на 01 августа 2022 года представлены в таблице 2.
Таблица 2
Показатели уровней долговой устойчивости и значения показателей долговой устойчивости Ставропольского края по состоянию на 01 августа 2022 года
(процентов) | |||||
N |
Наименование показателя долговой устойчивости |
Значение показателя долговой устойчивости |
Значение показателя долговой устойчивости Ставропольского края по состоянию на 01 августа 2022 года |
||
для группы заемщиков с высоким уровнем долговой устойчивости |
для группы заемщиков со средним уровнем долговой устойчивости |
для группы заемщиков с низким уровнем долговой устойчивости |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. |
Объем государственного долга к общему объему доходов краевого бюджета без учета безвозмездных поступлений |
не более 50 |
более 50 - менее 85 |
более 85 |
42,3 |
2. |
Доля расходов на обслуживание государственного долга в общем объеме расходов краевого бюджета, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации |
не более 5 |
более 5 - менее 8 |
более 8 |
0,6 |
3. |
Годовая сумма платежей по погашению и обслуживанию государственного долга, возникшего по состоянию на 01 января очередного финансового года, без учета платежей, направляемых на досрочное погашение долговых обязательств со сроками погашения после 01 января года, следующего за очередным финансовым годом, к общему объему налоговых и неналоговых доходов краевого бюджета и дотаций из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации |
не более 13 |
более 13 - менее 18 |
более 18 |
7,0 |
4. |
Доля краткосрочных долговых обязательств в общем объеме государственного долга |
- |
- |
- |
0,0 |
Особое внимание в 2019 - 2022 годах уделено минимизации расходов краевого бюджета на обслуживание государственного долга. Для этого проведены следующие мероприятия:
привлечены краткосрочные бюджетные кредиты из федерального бюджета на пополнение остатков средств на счете краевого бюджета под 0,1 процента годовых и временно свободные средства государственных бюджетных учреждений Ставропольского края и государственных автономных учреждений Ставропольского края;
в 2019 и 2020 годах проведены аукционы в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в целях рефинансирования действующих кредитов кредитных организаций по процентным ставкам на уровне не более чем уровень ключевой ставки, установленный Центральным банком Российской Федерации, увеличенный на 1 процент годовых, действующий в соответствующем периоде;
в 2021 и 2022 годах ввиду отсутствия в составе государственного долга кредитов кредитных организаций аукционы не проводились.
В 2022 году в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2022 г. N 815 "Об утверждении Правил предоставления, использования и возврата субъектами Российской Федерации бюджетных кредитов, полученных из федерального бюджета для погашения долговых обязательств субъекта Российской Федерации (муниципального образования) в виде обязательств по государственным (муниципальным) ценным бумагам субъекта Российской Федерации (муниципального образования) и кредитам, полученным субъектом Российской Федерации (муниципальным образованием) от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций, на 2022 год" (далее - постановление Правительства Российской Федерации N 815) Ставропольскому краю из федерального бюджета предоставлен долгосрочный бюджетный кредит в объеме 2182,6 млн. рублей со сроком погашения в 2028 году под 0,1 процента годовых, средства которого будут направлены на погашение облигаций Ставропольского края со сроками погашения в 2022 году в объеме 1 200,0 млн. рублей и долговых обязательств муниципальных образований Ставропольского края по кредитам, полученным от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций, со сроками погашения в 2022 году в объеме 982,6 млн. рублей (далее - рыночные заимствования).
Проведенные в 2019 - 2022 годах мероприятия позволили высвободить и направить на финансирование социально значимых расходов средства краевого бюджета в сумме 1 553,3 млн. рублей.
Уровень рейтинга кредитоспособности, присвоенный Ставропольскому краю в 2018 году по национальной рейтинговой шкале на уровне ruA по итогам 2018 года, в 2022 году вновь подтвержден.
III. Основные факторы, определяющие характер и направления долговой политики
Основными факторами, определяющими характер и направления долговой политики, являются:
изменения, вносимые в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах и Бюджетный кодекс Российской Федерации;
рост расходных обязательств Ставропольского края вследствие принятия решений о реализации задач, определенных Указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" и от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";
необходимость ежегодной индексации заработной платы работников бюджетной сферы и мер социальной поддержки отдельным категориям граждан;
выполнение условий реструктуризации обязательств Ставропольского края перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам, установленных постановлением Правительства Российской Федерации N 1531 и постановлением Правительства Российской Федерации N 1029;
привлечение Ставропольским краем в 2023 - 2025 годах из федерального бюджета бюджетных кредитов на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов в городе Ставрополе и городе Невинномысске в общей сумме 9 028,6 млн. рублей под 3,0 процента годовых на срок до 2038 - 2040 годов в рамках реализации постановления Правительства Российской Федерации от 14 июля 2021 г. N 1190 "Об утверждении Правил предоставления, использования и возврата субъектами Российской Федерации бюджетных кредитов, полученных из федерального бюджета на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов";
предоставление в 2022 году государственных гарантий Ставропольского края в обеспечение целевых займов, привлекаемых юридическими лицами, зарегистрированными на территории Ставропольского края, на финансирование строительства ряда объектов инфраструктуры, осуществляемого для развития городской инфраструктуры в городе Ставрополе, в общей сумме 12 956,9 млн. рублей на срок до 2037 года в рамках реализации постановления Правительства Российской Федерации N 2459.
IV. Цели и задачи долговой политики
Целями долговой политики являются:
сохранение объема государственного долга на безопасном уровне;
диверсификация структуры государственного долга;
минимизация расходов краевого бюджета по обслуживанию государственного долга.
Задачами долговой политики являются:
обеспечение размера дефицита краевого бюджета в 2023 - 2025 годах на уровне не более 10,0 процента от суммы доходов краевого бюджета без учета объема безвозмездных поступлений в соответствующем году (значение может быть превышено на сумму изменения остатков средств краевого бюджета, которые в рамках разработки проекта изменений в закон Ставропольского края о краевом бюджете на текущий финансовый год и плановый период согласованы с Министерством финансов Российской Федерации и не были учтены в первоначальной редакции закона Ставропольского края о краевом бюджете на текущий финансовый год и плановый период, а также на сумму поступлений от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации);
обеспечение доли объема государственного долга в объеме доходов краевого бюджета без учета безвозмездных поступлений на уровне не более 50,0 процента по состоянию на 01 января 2026 года с учетом возможности превышения данного показателя в соответствии с абзацами двенадцатым, тринадцатым и тридцать седьмым - сорок первым пункта 10 Правил проведения в 2017 году реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 1531;
обеспечение доли объема долговых обязательств по государственным ценным бумагам Ставропольского края и кредитам, полученным Ставропольским краем от кредитных организаций, в объеме доходов краевого бюджета без учета безвозмездных поступлений на уровне не более 37,0 процента по состоянию на 01 января 2026 года с учетом возможности превышения данного показателя в соответствии с абзацами двенадцатым, тринадцатым и тридцать седьмым - сорок первым пункта 10 Правил проведения в 2017 году реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 1531.
Достижение целей и решение задач долговой политики осуществляются путем выполнения комплекса мероприятий, сгруппированных по следующим основным направлениям долговой политики:
1. Сохранение объема государственного долга на безопасном уровне за счет:
проведения мероприятий, направленных на рост доходной части и оптимизацию расходной части краевого бюджета;
осуществления мониторинга использования бюджетных ассигнований получателями средств краевого бюджета в целях своевременного принятия решения о сокращении невостребованных бюджетных ассигнований и уменьшения объема заимствований при исполнении краевого бюджета;
направления остатков средств на едином счете краевого бюджета (без учета безвозмездных поступлений, имеющих целевое значение и подлежащих возврату в доход федерального бюджета), образовавшихся на начало текущего финансового года, и дополнительных доходов, поступивших сверх утвержденных годовых назначений, при исполнении краевого бюджета на сокращение дефицита краевого бюджета в целях снижения объема государственного долга.
2. Диверсификация структуры государственного долга за счет:
использования различных инструментов заимствований в виде размещений государственных ценных бумаг и привлечений кредитов кредитных организаций и бюджетных кредитов из федерального бюджета;
комбинирования среднесрочных и долгосрочных заимствований;
применения краткосрочных заимствований только в пределах финансового года.
3. Минимизация расходов краевого бюджета по обслуживанию государственного долга за счет:
привлечения из федерального бюджета бюджетных кредитов на пополнение остатков средств краевого бюджета в целях сокращения сроков использования кредитов, полученных от кредитных организаций;
привлечения временно свободных средств государственных бюджетных учреждений Ставропольского края и государственных автономных учреждений Ставропольского края в целях сокращения сроков использования кредитов, полученных от кредитных организаций;
рефинансирования долговых обязательств в целях снижения процентных ставок за пользование заемными средствами;
равномерного распределения в течение 2023 - 2025 годов платежей, связанных с погашением и обслуживанием государственного долга;
перечисления муниципальным образованиям Ставропольского края целевых межбюджетных трансфертов в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств по расходам получателей средств местного бюджета, источником финансового обеспечения которых являются целевые межбюджетные трансферты.
V. Инструменты реализации долговой политики
Инструментами реализации долговой политики являются:
кредиты кредитных организаций;
бюджетные кредиты, получаемые от бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
государственные гарантии Ставропольского края;
государственные облигации Ставропольского края.
VI. Основные риски, связанные с реализацией долговой политики
Основными рисками, связанными с реализацией долговой политики, являются:
риск рефинансирования долговых обязательств;
риск роста процентных ставок.
Риск рефинансирования долговых обязательств означает невозможность осуществления на приемлемых условиях новых заимствований для погашения имеющихся долговых обязательств.
Снижение риска рефинансирования долговых обязательств обеспечивается:
проведением реструктуризации обязательств Ставропольского края по бюджетным кредитам, предоставленным из федерального бюджета в 2015 - 2017 годах и 2020 году, с 2017 года по 2029 год в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации N 1531 и постановлением Правительства Российской Федерации N 1029 (проведение реструктуризации бюджетных кредитов из федерального бюджета позволит сократить годовые объемы погашений долговых обязательств и исключить необходимость их рефинансирования);
предоставлением Ставропольскому краю в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации N 815 из федерального бюджета долгосрочного бюджетного кредита в объеме 2182,6 млн. рублей на срок до 2028 года под 0,1 процента годовых для погашения долговых обязательств по рыночным заимствованиям (предоставление бюджетного кредита из федерального бюджета позволит сократить объемы рыночных заимствований и стоимость их обслуживания);
использованием инструментов долгосрочных заимствований в форме выпуска государственных облигаций Ставропольского края на срок до 7 лет включительно в целях переноса сроков и объемов погашения долговых обязательств;
отказом от привлечения краткосрочных кредитов кредитных организаций на финансирование дефицита краевого бюджета и погашение долговых обязательств.
Риск роста процентных ставок на рынке заимствований влечет возникновение дополнительных расходов краевого бюджета, связанных с обслуживанием государственного долга. Снижение данного риска возможно за счет маневрирования различными инструментами заимствований, сроками их использования или за счет перераспределения средств краевого бюджета в пользу расходов по обслуживанию государственного долга за счет иных расходных обязательств в пределах расходов, утвержденных законом Ставропольского края о краевом бюджете на текущий финансовый год и плановый период.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Правительства Ставропольского края от 23 августа 2022 г. N 607-рп "Об утверждении основных направлений долговой политики Ставропольского края на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов"
Вступает в силу с 23 августа 2022 г.
Текст распоряжения опубликован на официальном информационном интернет-портале органов государственной власти Ставропольского края (www.stavregion.ru) 25 августа 2022 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Распоряжение Правительства Ставропольского края от 8 ноября 2022 г. N 850-рп
Изменения вступают в силу с 8 ноября 2022 г.