Решение Тюменского областного суда от 13 апреля 2022 г. N 3а-18/2022
"О признании недействующими пункта 24 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2017 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утв. распоряжением Правительства Тюменской области от 19.12.2016 N 1486-рп, пункта 24 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утв. распоряжением Правительства Тюменской области от 08.11.2017 N 1342-рп, пункта 22 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утв. распоряжением Правительства Тюменской области от 03.12.2018 N 1500-рп, пункта 22 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утв. распоряжением Правительства Тюменской области от 27.11.2019 N 1573-рп, пунктов 1103, 1104, 1105 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утв. распоряжением Департамента имущественных отношений Тюменской области от 26.11.2020 N 856/08-1"
Апелляционным определением Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 17 августа 2022 г. N 66а-701/2022 настоящее решение оставлено без изменения
Тюменский областной суд в составе:
председательствующего судьи Осипов А.В.
при секретаре Красюк А.В.,
с участием прокурора Козыревой М.В.,
представителя административного истца Алыева И.М.о. - Тишкина А.В., представителя административных ответчиков Правительства Тюменской области, Департамента имущественных отношений Тюменской области Ковалевой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Алыева И.М.о. о признании не действующим в части распоряжение Правительства Тюменской области от 19 декабря 2016 года N 1486-рп, распоряжение Правительства Тюменской области от 08 ноября 2017 года N 1342-рп, распоряжение Правительства Тюменской области от 03 декабря 2018 года N 1500-рп, распоряжение Правительства Тюменской области от 27 ноября 2019 года N 1573-рп и распоряжение Департамента имущественных отношений Тюменской области от 26 ноября 2020 года N 856/08-1, установил:
Алыев И.М.о. обратился в Тюменский областной суд с административным исковым заявлением, с учетом уточнений, о признании недействующими со дня принятия:
- пункта 24 Перечня к распоряжению Правительства Тюменской области от 19 декабря 2016 года N 1486-рп; пункта 24 Перечня к распоряжению Правительства Тюменской области от 08 ноября 2017 года N 1342-рп; пункта 22 Перечня к распоряжению Правительства Тюменской области от 03 декабря 2018 года N 1500-рп; пункта 22 Перечня к распоряжению Правительства Тюменской области от 27 ноября 2019 года N 1573-рп в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером <.......>, расположенного по адресу: г. <.......>.
- пунктов 1103, 1104, 1105 Перечня к распоряжению Департамента имущественных отношений Тюменской области от 26 ноября 2020 года N 856/08-1 в отношении объектов недвижимости: нежилого помещения с кадастровым номером <.......>, расположенного по адресу: <.......>; нежилого помещения с кадастровым номером <.......>, расположенного по адресу: <.......>; нежилого помещения с кадастровым номером <.......>, расположенного по адресу: <.......>.
Распоряжением Правительства Тюменской области от 19 декабря 2016 года N 1486-рп утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2017 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Распоряжением Правительства Тюменской области от 08 ноября 2017 года N 1342-рп утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Распоряжением Правительства Тюменской области от 03 декабря 2018 года N 1500-рп утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2019 года.
Распоряжением Правительства Тюменской области от 27 ноября 2019 года N 1573-рп утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Распоряжением Департамента имущественных отношений Тюменской области от 26 ноября 2020 года N 856/08-1 утвержден перечень зданий (строений, сооружений) и помещений в них, в отношении которых в 2021 года налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Объект недвижимости с кадастровым номером <.......>, расположенный по адресу<.......>, включен в пункт 24 Перечня к распоряжению от 19 декабря 2016 года N 1486-рп, пункт 24 Перечня к распоряжению от 08 ноября 2017 года N 1342-рп, пункт 22 Перечня к распоряжению от 03 декабря 2018 года N 1500-рп, пункт 22 Перечня к распоряжению от 27 ноября 2019 года N 1573-рп.
Объект недвижимости с кадастровым номером <.......>, расположенный по адресу: <.......> включен в пункт 1105 Перечня к распоряжению от 26 ноября 2020 года N 856/08-1.
Объект недвижимости с кадастровым номером <.......>, расположенный по адресу: <.......> включен в пункт 1103 Перечня к распоряжению от 26 ноября 2020 года N 856/08-1.
Объект недвижимости с кадастровым номером <.......>, расположенный по адресу: <.......> включен в пункт 1104 Перечня к распоряжению от 26 ноября 2020 года N 856/08-1.
В обоснование заявленных требований административный истец указывает, что является собственником нежилых помещений с кадастровыми номерами <.......>, <.......>, <.......>, которые согласно сведениям, содержащимся в ЕГРН были расположены в здании с кадастровым номером <.......>.
Нежилые помещения с кадастровыми номерами <.......>, <.......>, <.......> располагались на обособленном земельном участке с кадастровым номером <.......>, принадлежащем административному истцу.
В связи с наличием реестровой ошибки в сведениях ЕГРН Алыев И.М.о. обратился в Калининский районный суд г. Тюмени
Решением Калининского районного суда г. Тюмени от 29 июня 2021 года нежилые помещения с кадастровыми номерами <.......>, <.......>, <.......> признаны структурно-обособленным (самостоятельным) нежилым зданием, общей площадью 4 038,2 кв. м и выделены из нежилого здания с кадастровым номером <.......>.
На основании решения Калининского районного суда г. Тюмени от 29 июня 2021 года Алыевым И.М.о. зарегистрировано право собственности на нежилое здание с кадастровым номером <.......>, общей площадью 4 038, 2 кв. м, расположенное по адресу: <.......>.
Отмечает, что в настоящее время здание расположено на земельном участке с кадастровым номером <.......>, разрешенное использование которого не предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, общественного питания и бытового обслуживания. Указанный земельный участок имеет вид разрешенного использования - хранение автотранспорта, склады.
Обращает внимание на то, что площадь структурно обособленного нежилого здания с кадастровым номером <.......> не превышает 5 000 кв. м, объект введен в эксплуатацию до 01 января 2013 года. Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что нежилые помещения с кадастровыми номерами <.......>, <.......>, <.......>, которые располагались в здании с кадастровым номером <.......> в связи с наличием реестровой ошибки в сведениях ЕГРН, не обладают признаками налогообложения, предусмотренными ст. 1.1 Закона Тюменской области от 27 ноября 2013 года N 172 и ст. 378.2 Налогового кодекса РФ.
Административный истец полагает, что включение указанных нежилых помещений в Перечни нарушает его права, так как в соответствии с пунктом 3 статьи 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации такое включение исключает для административного истца, применяющего упрощенную систему налогообложения, освобождение от уплаты налога на имущество физических лиц и возлагает обязанность по уплате налога на имущество.
В судебном заседании представитель административного истца Алыева И.М.о. - Тишкин А.В. заявленные требования поддержал, полагал, что оснований для включения объектов в перечни не имелось. Отмечал, что фактическое использование здания не проверялось.
Представитель административных ответчиков Правительства Тюменской области, Департамента имущественных отношений Тюменской области Ковалева Н.А. возражала против исковых требований. Суду пояснила, что объект является торговым центром. Спорные объекты были поставлены на государственный кадастровый учет как единое здание, решение о выделе объекта вступило в законную силу только в сентябре 2021 года. Фактическое использования здания не проверялось, поскольку его назначение как торговое следует их его технического паспорта. Полагала, что права административного истца не нарушены.
Прокурор Козырева М.В. полагает административные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению. Считает, что оснований, предусмотренных ст. 378.2 Налогового кодекса РФ для отнесения объекта к административно-деловым и торговым центрам не имелось. Наличие в технической документации указания на "учрежденческое" не свидетельствует о принадлежности к объектам деловой, административной или коммерческой деятельности и не может служить основанием для отнесения здания к категории административно-делового центра.
В судебное заседание административный истец, представители заинтересованных лиц ИФНС России по г. Тюмени N 1, Межрайонной ИФНС России N 6 по Тюменской области, ООО "Агротехавто", заинтересованные лица Бурджуева Т.В., Нюняев С.С. не явились, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, представили суду письменные отзыв, в котором просят рассмотреть дело в их отсутствии.
На основании ст. 150, ч. 5 ст. 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено судом в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав представителей административного истца, административных ответчиков, заключение прокурора, исследовав материалы дела, суд полагает административные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно Конституции Российской Федерации (статьи 72,76) установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения принимаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Решение вопросов установления, изменения, отмены региональных налогов и сборов отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации (подпункт 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации").
В соответствии со статьей 14 и пунктом 1 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с указанным Кодексом законами субъектов Российской Федерации и обязателен к уплате на территории субъекта Российской Федерации с момента введения в действие.
Согласно пункту 7 статьи 378.2 НК РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации должен не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определить на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость, и направить указанный перечень в электронной форме в налоговый орган, а также разместить его на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
На основании статьи 1.1. Закона Тюменской области от 27 ноября 2003 года N 172 "О налоге на имущество организаций" налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 5000 квадратных метров и помещений, введенных в эксплуатацию до 01 января 2013 года, включенных в перечень объектов недвижимого имущества, формирование и размещение которого осуществляется в соответствии со статьей 378.2 НК РФ.
Пунктом 1.1 Распоряжения Правительства Тюменской области от 28 июня 2010 года N 885-рп (ред. от 05 ноября 2020 года) "О принятии исполнительными органами власти Тюменской области нормативных правовых актов" Департамент имущественных отношений Тюменской области наделен полномочиями по утверждению перечня зданий (строений, сооружений) и помещений в них, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Правительством Тюменской области 19 декабря 2016 года принято распоряжение N 1486-рп "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2017 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (далее - распоряжение N 1486-рп), приложение к данному распоряжению является Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2017 году налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее - Перечень 1); 08 ноября 2017 года принято распоряжение N 1342-рп "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (далее - Распоряжение N 1342-рп), приложение к данному распоряжению является Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее - Перечень 2); 03 декабря 2018 года принято распоряжение N 1500-рп "Об утверждении Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как кадастровая стоимость" (далее - Распоряжение N 1500-рп), приложением к данному распоряжению является Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее - Перечень 3), 27 ноября 2019 года распоряжение N 1573-рп (далее - Распоряжение N 1573-рп) "Об утверждении Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как кадастровая стоимость" (далее - Перечень 4) и 26 ноября 2020 года Департаментом имущественных отношений Тюменской области принято распоряжение N 856/08-1 (далее - Распоряжение N 856/08-1) "Об утверждении перечня зданий (строений, сооружений) и помещений в них, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как кадастровая стоимость" (далее - Перечень 5).
Оспариваемые административным истцом распоряжения Правительства Тюменской области от 08 ноября 2017 года N 1342-рп, от 03 декабря 2018 года N 1500-рп, от 27 ноября 2019 года N 1573-рп опубликованы на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 13.11.2017 г., 05.12.2018 г. и 29.11.2019 г. соответственно. Распоряжение Департамента имущественных отношений Тюменской области от 26 ноября 2020 года N 856/08-1 и распоряжение Правительства Тюменской области от 19 декабря 2016 года N 1486-рп опубликованы на официальном портале органов государственной власти Тюменской области (admtyumen.ru) 20.12.2016 и 02.12.2020 соответственно (т.3 л.д. 179, 183, 185, 188, 190).
Указанные средства массовой информации являются источником официального опубликования областных правовых актов (пункт 2.1. статьи 32 Закона Тюменской области от 07.03.2003 г. N 121). Кроме того, тексты Распоряжений размещены в информационно-справочных системах "Гарант" и "КонсультантПлюс".
Таким образом, оспариваемые Распоряжение N 1486-рп, Распоряжение N 1342-рп, Распоряжение N 1500-рп, Распоряжение N 1573-рп и Распоряжение N 856/08-1 приняты полномочными органами с соблюдением процедуры принятия и опубликования, что не оспаривается административным истцом.
Распоряжение N 1486-рп, Распоряжение N 1342-рп, Распоряжения N 1500-рп, Распоряжение N 1573-рп, Распоряжение N 856/08-1 подлежат судебной проверке судом общей юрисдикции в порядке, установленном главой 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Из материалов дела усматривается, что включенные в пункты 1103, 1104, 1105 Перечня к распоряжению от 26 ноября 2020 года N 856/08-1 объекты недвижимости с кадастровыми номерами <.......>, <.......>, <.......> являются нежилыми помещениями, принадлежащими на праве собственности административному истцу (т.1 л.д. 156 - 178), то есть включение указанных объектов недвижимости в Перечни затрагивает права и обязанности административного истца, связанные с уплатой налога на имущество.
В свою очередь нежилые помещения с кадастровыми номерами <.......>, <.......>, <.......>, до 2021 года по данным Единого государственного реестра недвижимости расположены в здании с кадастровым номером <.......> (т.1 л.д. 155).
Решением Калининского районного суда г. Тюмени от 29 июня 2021 года признано структурно обособленным (самостоятельным) нежилым зданием помещения с кадастровыми номерами <.......>, <.......>, <.......> общей площадью 4 038,2 кв. м. Выделены из нежилого здания с кадастровым номером <.......> общей площадью 11 057,4 кв. м., расположенного по адресу: <.......> нежилое здание, в составе которого находятся нежилые помещения с кадастровыми номерами <.......>, <.......>, <.......> общей площадью 4 038, 2 кв. м. Решение вступило в законную силу 06 августа 2021 года. (т.2 л.д. 19-25).
В Перечень 1 пунктом 24, в Перечень 2 пунктом 24, в Перечень 3 пунктом 22, в Перечень 4 пунктом 22 включен объект недвижимости: нежилое здание, с кадастровым номером <.......>, расположенное по адресу: <.......>. Также в Перечень 5 пунктом 1103 включено нежилое помещение с кадастровым номером <.......>, пунктом 1104 включено нежилое помещение с кадастровым номером <.......>, пунктом 1105 включено нежилое помещение с кадастровым номером <.......>.
Как следует из выписки ЕГРН, объект недвижимости нежилое здание, наименование: административное, торговое, производственное количество этажей 3 с кадастровым номером <.......>, расположенное по адресу: <.......>, площадью 11057,4 кв. м (т.1 л.д. 155).
Согласно выписок из ЕГРН объект недвижимости нежилое помещение, с кадастровым номером <.......>, наименование: нежилое помещение, площадью 161,9 кв. м., расположено по адресу: <.......>, принадлежит на праве собственности Алыеву И.М.о. с 07.06.2019 (т.1 л.д. 156-161); нежилое помещение, с кадастровым номером <.......>, наименование: складское, площадью 2956,9 кв. м., расположено по адресу: <.......>, принадлежит на праве собственности Алыеву И.М.о. с 15.11.2017 (т.1 л.д. 162 - 168); нежилое помещение, с кадастровым номером <.......>, наименование: нежилые помещения, площадью 919, 4 кв. м., расположено по адресу: <.......>, принадлежит на праве собственности Алыеву И.М.о. с 14.11.2017 (т.1 л.д. 169 - 178).
Решением Калининского районного суда г. Тюмени 29 июня 2021 года установлено, что нежилые помещения с кадастровыми номерами <.......>, <.......>, <.......> расположены на земельном участке с кадастровым номером <.......>. Данные обстоятельства не подлежат доказыванию в соответствии с ч. 2 ст. 64 КАС РФ.
Для указанного земельного участка установлен вид разрешенного использования: под размещение цеха по производству кондитерских изделий, что отражено в выписке из ЕГРН (т.1 л.д.179 - 182).
Площадь здания с кадастровым номером <.......> - 11057,4 кв. м, что превышает 5000 кв. м, объект введен в эксплуатацию до 01 января 2013 года. Эти данные позволяют рассматривать вопрос включения здания в Перечень 1, Перечень 2, Перечень 3, Перечень 4, Перечень 5 (в части помещений данного здания) в рамках статьи 1.1. Закона Тюменской области от 27 ноября 2003 года N 172 "О налоге на имущество организаций".
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них.
Согласно положениям пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения.
При этом:
- здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений.
Анализ данных положений закона позволяет сделать вывод о том, что для включения в Перечень достаточно одного из перечисленных условий.
Из пояснений представителя Правительства Тюменской области, Департамента имущественных отношений Тюменской области следует, что спорное нежилое здание включено в оспариваемые пункты Перечней зданий, строений и сооружений, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на основании статьи 1.1. Закона Тюменской области от 27 ноября 2003 года N 172 "О налоге на имущество организаций" и статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, исходя из сведений технического паспорта здания, в соответствии с которым здание фактически является административно - деловым центром (т.2 л.д. 192 - 196).
Из содержащихся в технической документации на спорное здание (технический паспорт, составленный Тюменским филиалом ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" по состоянию на 07 сентября 2000 года) сведений следует, что оно включает в себя помещения с назначением: "кабинет", "склад", "торговый зал", "вспомогательные помещения", "основное помещение", "заготовочный цех", "моечная", "мойка", "цех", "торговое", "подсобное помещение", "кательная", "электрощитовая", "сварочный цех", "санузел", "душевая", "гардероб", "парикмахерская", "магазин", "торговый зал", "раздевалка", "умывальник", "коридор". Использование помещение как "торговое" составляет менее 20% от общей площади здания (2,7%) (т.3 л.д.77 -94).
Отражение на экспликации к поэтажному плану здания помещений с наименованием "кабинет" не свидетельствует об использовании данных помещений в целях размещения офисов, поскольку термин "кабинет" не тождествен термину "офис". Выполненная в техническом паспорте запись в графе использование помещения "учрежденческое" не позволяет установить идентичность понятий этих наименований, и охарактеризовать их использование, как офисные.
Таким образом, технический паспорт на нежилое здание однозначно не свидетельствует о размещении в нем офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, объектов торговли, объектов общественного питания и объектов бытового обслуживания, которые бы явились основанием для признания спорного здания предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, то есть административно-деловым или торговым центром (комплексом).
Вместе с тем на момент включения здания с кадастровым номером <.......> в оспариваемые Перечни его фактическое использование не устанавливалось.
Изложенное свидетельствует о том, что принадлежащий административному истцу объект недвижимости не отвечает критериям, предусмотренным подпунктом 2 пункта 3 и подпунктом 2 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, о назначении помещений для использования или их фактическом использовании для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, что не позволяет отнести его к административно-деловому или торговому центру по данному основанию.
Исходя из приведенных обстоятельств, суд считает, что нежилое здание с кадастровым номером <.......> не отвечает признакам, содержащимся в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, соответственно, оно не подлежало включению в перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017, 2018, 2019, 2020 и 2021 годы.
Поскольку оспариваемые положения содержат противоречия названному выше федеральному законодательству, имеющему большую юридическую силу, они признаются судом недействующими.
По общему правилу, обязанность доказывать соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, возлагается на орган, принявший оспариваемый нормативный правовой акт (часть 9 статьи 213 КАС РФ).
Между тем каких-либо доказательств, достоверно подтверждающих правомерность включения в перечни принадлежащего административному истцу нежилого помещения, административным ответчиком не представлено.
Доводы административных ответчиков о размещении в здании большого количества организаций, согласно сведений с сайта https://2gis.ru/tyumen, не могут служить доказательством фактического использования здания как офисного делового, административного либо коммерческого назначения, поскольку осмотр здания при принятии оспариваемых нормативных правовых актов не производился.
Суд не находит оснований для прекращения производства по делу в части оспаривания пункта 24 Перечня к распоряжению Правительства Тюменской области от 19 декабря 2016 года N 1486-рп, действовавшего с 01 января 2017 года по 31 декабря 2017 года; пункта 24 Перечня к распоряжению Правительства Тюменской области от 08 ноября 2017 года N 1342-рп, действовавшего с 01 января 2018 года по 31 декабря 2018 года; пункта 22 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база в 2019 году определялась как их кадастровая стоимость, утвержденного Распоряжением N 1500-рп от 03 декабря 2018 года действовавшего с 01 января 2019 года по 31 декабря 2019 года; оспаривания пункта 22 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база в 2020 году определялась как их кадастровая стоимость, утвержденного Распоряжением N 1573-рп от 27 ноября 2019 года действовавшего с 01 января 2020 года по 31 декабря 2020 года.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 214 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд вправе прекратить производство по административному делу об оспаривании нормативного правового акта в случае, если оспариваемый нормативный правовой акт утратил силу, отменен или изменен и перестал затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца.
В пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" указывается, что если при рассмотрении дела об оспаривании нормативного правового акта или акта, обладающего нормативными свойствами, суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца, заявителя, имея в виду то, что производство по делу подлежит прекращению, если в ходе его рассмотрения будет установлено, что оспариваемый акт утратил силу, отменен или изменен и перестал затрагивать права, свободы и законные интересы указанного лица, в частности, если суд установит, что нормативный правовой акт не применялся к административному истцу, заявителю, отсутствуют нарушение или угроза нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца, заявителя.
Вместе с тем, в случаях, когда оспариваемый нормативный правовой акт до принятия судом решения в установленном порядке отменен, а также когда действие его прекратилось, производство по делу не может быть прекращено, если в период действия такого акта были нарушены права и законные интересы административного истца, заявителя, публичные интересы или права и (или) законные интересы граждан, организаций, иных лиц (часть 2 статьи 194, пункт 1 части 8, часть 11 статьи 213, пункт 1 части 2 статьи 214 КАС РФ, часть 5 статьи 3 АПК РФ).
В материалах дела имеются сведения об обращении Межрайонной ИФНС России N 6 по Тюменской области к Алыеву И.М.о. с требованиями о взыскании задолженности по налогу на имущество за 2017 - 2020 годы (т.3 л.д. 66-67, 68-69, 70 -71, 145 - 147, 148 - 149, 150, 151 - 153, 154 - 156, 157 - 159).
Таким образом, к административному истцу предъявлены требования об уплате налога на имущество за 2017, 2018, 2019, 2020 годы исходя из кадастровой стоимости здания, что не опровергается административным ответчиком. Следовательно, пунктом 24 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база в 2017 году определялась как их кадастровая стоимость, утвержденного распоряжением Правительства Тюменской области от 19 декабря 2016 года N 1486-рп, пунктом 24 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база в 2018 году определялась как их кадастровая стоимость, утвержденного распоряжением Правительства Тюменской области от 08 ноября 2017 года N 1342-рп, пунктом 22 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база в 2019 году определялась как их кадастровая стоимость, утвержденного распоряжением N 1500-рп от 03 декабря 2018 года, пунктом 22 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база в 2020 году определялась как их кадастровая стоимость, утвержденного распоряжением N 1573-рп от 27 ноября 2019 года затрагиваются права, свободы и законные интересы административного истца.
С учетом изложенного, учитывая, что нежилые помещения с кадастровыми номерами <.......>, <.......>, <.......>, принадлежащие административному истцу, до 2021 года были включены в нежилое здание с кадастровым номером 72:23:0427001:1310, требования административного истца о признании недействующими пункта 24 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2017 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного распоряжением Правительства Тюменской области N 1486-рп от 19 декабря 2016 года; пункт 24 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного распоряжением Правительства Тюменской области N 1342-рп от 08 ноября 2017 года; пункт 22 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного распоряжением Правительства Тюменской области N 1500-рп от 03 декабря 2018 года; пункт 22 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного распоряжением Правительства Тюменской области от 27 ноября 2019 года N 1573-рп; пункты 1103, 1104, 1105 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного распоряжением Департамента имущественных отношений Тюменской области от 26 ноября 2020 года N 856/08-1 подлежат удовлетворению, поскольку нормативные правовые акта в данной части не соответствует положениям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, являются не обоснованными в отношении административного истца и непосредственно нарушают его права.
Разрешая вопрос о времени, с которого оспариваемые положения подлежат признанию недействующими, суд учитывает положения части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и разъяснения, изложенные в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов в актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", суд может признать не действующим полностью или в части со дня, когда он вошел в противоречие с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу, если соответствующая дата предшествует дню отмены оспоренного акта или дню прекращения его действия и если отсутствуют основания для признания такого акта не действующим с иной даты (пункт 1 части 2, пункт 1 части 4 статьи 215 КАС РФ). Оспариваемые нормативные правовые акты вошли в противоречие с действующим законодательством со дня их принятия, 19.12.2016, 08.11.2017, 03.12.2018, 27.11.2019, 26.11.2020, с указанных дат и подлежат признанию недействующими.
В силу пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании - газете "Тюменская область сегодня", обязанность по опубликованию сообщения суд возлагает на Правительство Тюменской области.
Руководствуясь ст. 208-217 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
административное исковое заявление Алыева И.М.о. о признании недействующими в части нормативных правовых актов удовлетворить.
Признать не действующим с 19 декабря 2016 года пункт 24 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2017 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного распоряжением Правительства Тюменской области N 1486-рп от 19.12.2016 г. в отношении объекта недвижимости: здание, с кадастровым номером <.......>, расположенного по адресу: <.......>.
Признать не действующим с 08 ноября 2017 года пункт 24 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного распоряжением Правительства Тюменской области N 1342-рп от 08.11.2017 г. в отношении объекта недвижимости: здание, с кадастровым номером <.......>, расположенного по адресу: <.......>.
Признать не действующим с 03 декабря 2018 года пункт 22 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного распоряжением Правительства Тюменской области N 1500-рп от 03.12.2018 г. в отношении объекта недвижимости: здание, с кадастровым номером <.......>, расположенного по адресу: <.......>.
Признать не действующим с 27 ноября 2019 года пункт 22 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного распоряжением Правительства Тюменской области от 27.11.2019 г. N 1573-рп в отношении объекта недвижимости: здание, с кадастровым номером <.......>, расположенного по адресу: <.......>.
Признать не действующим с 26 ноября 2020 года пункты 1103, 1104, 1105 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного распоряжением Департамента имущественных отношений Тюменской области от 26.11.2020 г. N 856/08-1 в отношении объектов недвижимости: нежилое помещение с кадастровым номером <.......>, расположенное по адресу: <.......>, нежилое помещение с кадастровым номером <.......>, расположенное по адресу: <.......>, нежилое помещение с кадастровым номером <.......>, расположенное по адресу: г<.......>.
Возложить на Правительство Тюменской области обязанность в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу опубликовать сообщение о принятии решения суда в официальном печатном издании - газете "Тюменская область сегодня".
На решение может быть подана апелляционная жалоба, прокурором принесено апелляционное представление в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме во Второй апелляционный суд общей юрисдикции через Тюменский областной суд.
Решение в окончательной форме изготовлено 27 апреля 2022 года.
Судья Тюменского областного суда |
А.В. Осипов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Тюменского областного суда от 13 апреля 2022 г. N 3а-18/2022 "О признании недействующими пункта 24 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2017 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утв. распоряжением Правительства Тюменской области от 19.12.2016 N 1486-рп, пункта 24 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утв. распоряжением Правительства Тюменской области от 08.11.2017 N 1342-рп, пункта 22 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утв. распоряжением Правительства Тюменской области от 03.12.2018 N 1500-рп, пункта 22 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утв. распоряжением Правительства Тюменской области от 27.11.2019 N 1573-рп, пунктов 1103, 1104, 1105 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утв. распоряжением Департамента имущественных отношений Тюменской области от 26.11.2020 N 856/08-1"
Текст решения опубликован на официальном сайте Тюменского областного суда (www.oblsud-tum.sudrf.ru)
Апелляционным определением Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 17 августа 2022 г. N 66а-701/2022 настоящее решение оставлено без изменения