Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
распоряжению
Правительства
Рязанской области
от 29.08.2022 N 446-р
Долгосрочная программа
содействия занятости молодежи в Рязанской области на период до 2030 года (далее - Программа)
I. Общие положения
Молодежь представляет одну из основных социально-демографических групп общества от 14 до 35 лет, выделяемых на основе возрастных особенностей, социального положения и характеризующих специфическими интересами и ценностями.
В условиях сокращения численности населения, в том числе трудоспособного возраста, и возрастающей социальной нагрузки на молодежь особенно важно решение проблем, стоящих перед государством, в числе которых - проблема занятости.
II. Положение молодежи на рынке труда
Численность постоянного населения Рязанской области на 1 января 2022 года составила 1 085 152 чел., из них молодые люди в возрасте 14 - 35 лет - 273 390 чел. (25%).
По данным проводимых в 2020 году обследований численность занятых молодых людей в 2020 году в Рязанской области составила 158 677 чел. (32%).
Среди молодых людей в возрасте до 35 лет 58% занято трудовой деятельностью.
Уровень занятости молодежи в возрасте 15 - 29 лет характеризуется в последние годы тенденцией к снижению. В 2017 - 2020 годах уровень занятости молодежи в возрасте 15 - 29 лет снизился с 35,7% до 31,6%.
При этом наиболее высокая численность занятого населения отмечается в возрастных группах 30 - 34 года и 25 - 29 лет. Низкие показатели уровня занятости молодежи в возрасте 15 - 24 лет объясняются прежде всего, высоким уровнем вовлеченности молодежи этого возраста в обучение по программам общего, среднего профессионального и высшего образования (школьники и студенты очной формы обучения относятся к лицам, не входящим в состав рабочей силы). При этом значительную часть занятых в молодежном сегменте составляют лица в возрасте 25 - 34 лет.
Для молодежи характерен более высокий уровень профессионального образования, чем у граждан более старших возрастов. Так, 37% из числа занятых молодых людей имеет высшее образование, 45% - среднее профессиональное образование.
В 2020 году преобладающая часть занятой молодежи трудилась по найму. По секторам экономики структура рабочих мест характеризуется более высокой долей занятых в неформальном секторе лиц в возрасте от 15 до 19 лет (31,9%). В основном это работающие у индивидуальных предпринимателей, в крестьянских (фермерских) хозяйствах, а также в домашнем хозяйстве по производству продукции для реализации.
Наибольшее количество занятой молодежи в 2020 году - это специалисты высшего и среднего уровней квалификации.
Анализ отраслевой структуры занятости населения, сложившейся за 2017 - 2020 годы, показывает, что молодежь в возрасте 15 - 29 лет преимущественно занята в таких видах экономической деятельности, как "обрабатывающие производства", "строительство", "торговля оптовая и розничная, ремонт автотранспортных средств и мотоциклов", "государственное управление и обеспечение военной безопасности, социальное обеспечение".
Безработица среди молодежи имеет свои специфические черты - по продолжительности она короче, чем у представителей старших возрастов, однако выше по частоте.
Наиболее высокий уровень безработицы в 2020 году был характерен для молодежной группы 15 - 19 лет (18,1%), самый низкий - в группе 25 - 29 лет - 5,6%. Распространение новой коронавирусной инфекции повлияло на уровень безработицы и возрастных группах 25 - 29 лет (рост с 5,1% в 2017 году до 6,9% в 2020 году), 30 - 34 года (рост с 2,6% в 2017 году до 5,6% в 2020 году).
В течение первого полугодия 2022 года в органы службы занятости населения Рязанской области в целях поиска подходящей работы обратилось 4,4 тыс. чел. в возрасте от 14 до 35 лет (45% от общего числа обратившихся - 9,8 тыс. чел.), из них мужчин - 2,6 тыс. чел. (59%), женщин - 2,2 тыс. чел. (41%).
В составе граждан, обратившихся в органы службы занятости населения Рязанской области в целях поиска подходящей работы, доля впервые ищущих работу составляет 14,7%, доля граждан, стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более года) перерыва - 8,8%, доля инвалидов - 4,3%, доля выпускников образовательных организаций - 0,2%.
Нашли работу 2,2 тыс. молодых людей (44,9% от общего числа трудоустроенных - 4,9 тыс. чел.).
На 01.07.2022 года на учете в органах службы занятости состояло более 5 тыс. граждан, из них каждый третий (2,4 тыс. чел.) в возрасте от 14 до 35 лет.
Общая численность безработной молодежи превышала численность зарегистрированных в службе занятости лиц в 10 раз (безработных старше 29 лет - в 3,2 раза).
Такое расхождение в объеме общей и зарегистрированной безработицы объясняется тем, что значительная часть безработной молодежи предпочитает вести поиск работы самостоятельно, не вставая на учет в службу занятости. Существует множество объективных причин, связанных с молодежной безработицей. Отсутствие опыта, несоответствие уровня профессиональной подготовки, различия между полученной специальностью и потребностями рынка труда. Молодые люди более притязательны к будущей работе и традиционно ориентированы на высокий заработок с перспективами карьерного роста.
В настоящее время проблемы трудоустройства молодежи, ее адаптация и подготовка к профессиональной трудовой деятельности относятся к важнейшим задачам государства. В связи с чем, на региональном уровне необходима реализация комплексного подхода при обеспечении занятости молодежи.
III. Основные цели и задачи Программы
Цель Программы - создание условий для реализации профессионального, трудового и предпринимательского потенциала молодежи.
Программой также определены следующие задачи:
- формирование карьерных стратегий молодежи в соответствии с личностно-профессиональными наклонностями и потребностью рынка труда;
- обеспечение соответствия получаемого образования профессионально-квалификационным требованиям работодателей и предпринимательской деятельности;
- создание условий для профессионального развития молодых людей посредством совмещения получения образования и трудовой (предпринимательской) деятельности;
- создание дополнительных механизмов снижения рисков незанятости молодежи.
IV. Этапы реализации Программы
Программа разработана на период до 2030 года.
Первый этап реализации Программы запланирован на 2022 - 2024 годы.
Второй этап реализации Программы запланирован на 2025 - 2030 годы.
Мероприятия второго этапа предполагается реализовать с учетом анализа и оценки эффективности реализации мероприятий первого этапа.
V. Управление реализацией Программы
Контроль за ходом реализации Программы и общая координация реализации Программы в Рязанской области осуществляется министерством труда и социальной защиты населения Рязанской области с участием центральных исполнительных органов государственной власти Рязанской области, участвующих в реализации мероприятий Программы.
План мероприятий по реализации Программы приведен в приложении к Долгосрочной программе содействия занятости молодежи в Рязанской области на период до 2030 года.
VI. Ожидаемые результаты
Реализация Программы позволит достичь следующих результатов:
- снижение уровня безработицы среди молодежи;
- повышение уровня трудоустройства выпускников образовательных организаций;
- снижение рисков незанятости молодежи из социально уязвимых групп населения.
Целевые показатели реализации Программы утверждаются Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.