Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
УТВЕРЖДЕНО
постановлением
администрации
Афанасьевского района
от 26.07.2022 N 243
Методические указания
по разработке и корректировке муниципальных программ
Методические указания по разработке и корректировке муниципальных программ (далее - Методические указания) определяют требования к структуре и содержанию разделов муниципальной программы, а также к внесению изменений в муниципальную программу.
1. Требования к структуре муниципальной программы.
1.1. Муниципальная программа включает: паспорт муниципальной программы, паспорт подпрограммы (при наличии), текстовую часть, приложения.
Текстовая часть муниципальной программы содержит следующие разделы:
"Общая характеристика сферы реализации муниципальной программы, в том числе формулировки основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития";
"Приоритеты муниципальной политики в сфере реализации муниципальной программы, цели, задачи, целевые показатели эффективности реализации муниципальной программы, сроки реализации муниципальной программы";
"Обобщенная характеристика отдельных мероприятий, проектов муниципальной программы";
"Ресурсное обеспечение муниципальной программы";
"Анализ рисков реализации муниципальной программы и описание мер управления рисками".
К текстовой части муниципальной программы разрабатываются приложения:
"Сведения о целевых показателях эффективности реализации муниципальной программы";
"Методика расчета значений целевых показателей эффективности реализации муниципальной программы";
"Сведения об отдельном мероприятии "Налоговые расходы" муниципальной программы" (при необходимости);
"Ресурсное обеспечение муниципальной программы".
1.2. Деление муниципальной программы на подпрограммы осуществляется исходя из масштабности и сложности решаемых в рамках муниципальной программы задач.
Требования к содержанию паспорта и текстовой части подпрограммы аналогичны требованиям к содержанию паспорта и текстовой части муниципальной программы.
2. Требования к заполнению паспорта муниципальной программы.
2.1. Паспорт муниципальной программы разрабатывается по форме согласно приложению N 1.
2.2. Ответственный исполнитель муниципальной программы определяется на основании утвержденного администрацией Афанасьевского муниципального округа перечня муниципальных программ Афанасьевского муниципального округа Кировской области.
2.3. Соисполнители муниципальной программы, а также необходимость наличия подпрограмм муниципальной программы определяются на стадии разработки муниципальной программы, а также при ее корректировке.
2.4. Цели, задачи, целевые показатели эффективности реализации муниципальной программы, а также сроки реализации муниципальной программы указываются в соответствии с требованиями настоящих Методических указаний.
2.5. Ресурсное обеспечение муниципальной программы включает в себя общий объем финансового обеспечения реализации муниципальной программы в целом за весь период ее реализации, а также по источникам финансирования. Сведения об объеме налоговых расходов в рамках реализации муниципальной программы отражаются справочно и в общий объем финансового обеспечения муниципальной программы не включаются.
3. Требования к содержанию разделов муниципальной программы.
3.1. Требования к разделу "Общая характеристика сферы реализации муниципальной программы, в том числе формулировки основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития".
В данном разделе предусматривается описание (анализ) состояния сферы реализации муниципальной программы на момент ее разработки, включая выявление основных проблем, прогноз развития сферы реализации муниципальной программы.
Анализ состояния сферы реализации муниципальной программы должен включать качественную и количественную характеристики итогов ее развития за период, предшествовавший году разработки муниципальной программы (от 2 до 5 лет), в том числе итоги реализации предшествующих муниципальных программ и проектов, выявление потенциала развития анализируемой сферы и основных проблем, требующих решения в рамках разрабатываемой муниципальной программы, сопоставление существующего состояния анализируемой сферы с состоянием аналогичной сферы в иных муниципальных образованиях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Приволжского федерального округа (при возможности такого сопоставления).
Прогноз развития сферы реализации муниципальной программы должен определять тенденции (направления) ее развития в целях решения основных проблем, отраженных в данном разделе муниципальной программы. Рекомендуемый объем текста - не более пяти страниц.
3.2. Требования к разделу "Приоритеты муниципальной политики в сфере реализации муниципальной программы, цели, задачи, целевые показатели эффективности реализации муниципальной программы, сроки реализации муниципальной программы".
3.2.1. При разработке данного раздела учитываются приоритеты государственной политики в сфере реализации муниципальной программы, которые определяются исходя из положений федеральных законов, законов Кировской области, отраслевых документов стратегического планирования Российской Федерации, стратегии социально-экономического развития Кировской области, стратегии социально-экономического развития муниципального образования Афанасьевский муниципальный округ Кировской области, других документов стратегического планирования района, решений Думы Афанасьевского муниципального округа, нормативно правовых актов администрации Афанасьевского муниципального округа.
В разделе должна быть отражена информация о документах стратегического планирования, федеральных законах и законах Кировской области, иных правовых актах Российской Федерации, области и округа, определяющих долгосрочные приоритеты развития сферы реализации муниципальной программы.
3.2.2. В разделе указываются цели и задачи муниципальной программы.
Каждая цель муниципальной программы должна обладать следующими свойствами:
специфичность (соответствие сфере реализации муниципальной программы);
конкретность (формулировка цели должна быть четкой, не допускающей произвольного или неоднозначного толкования);
измеримость (достижение цели можно проверить путем количественной оценки с использованием целевых показателей;
достижимость (цель должна быть достижима за период реализации муниципальной программы);
объективность (цель должна соответствовать ожидаемым конечным результатам реализации муниципальной программы).
Формулировка цели муниципальной программы должна быть краткой и ясной, без описания путей, средств или методов достижения цели, не должна содержать специальных терминов, указаний на иные цели, задачи или результаты, которые являются следствием ее достижения.
Цель подпрограммы должна соответствовать одной из задач муниципальной программы, при этом не допускается дублирование формулировок. Сфера реализации подпрограммы не должна дублироваться с другими подпрограммами.
Цель проекта, реализуемого в рамках одной муниципальной программы, должна соответствовать цели муниципальной программы. Мероприятия проекта, реализуемого в рамках нескольких муниципальных программ, должны соответствовать целям соответствующих муниципальных программ.
При формировании целей, задач, отдельных мероприятий, проектов муниципальной программы и подпрограммы учитываются объемы соответствующих источников финансирования, включая бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, внебюджетные источники, а также меры государственного регулирования в сфере реализации муниципальной программы.
3.2.3. Достижение цели муниципальной программы обеспечивается за счет решения задач муниципальной программы. Достижение цели подпрограммы обеспечивается за счет решения задач подпрограммы.
Для достижения одной цели должно быть сформулировано не менее одной задачи. Количество задач должно быть достаточным для достижения соответствующей цели и охватывать все сферы реализации муниципальной программы.
Наименование задачи не может дублировать наименование цели.
Решение задач муниципальной программы должно обеспечиваться результатами реализации совокупности взаимосвязанных мероприятий или осуществления государственных и муниципальных функций в рамках достижения цели муниципальной программы. На решение одной задачи муниципальной программы (подпрограммы) должно быть направлено не менее одного отдельного мероприятия, проекта. При этом одно отдельное мероприятие не может быть направлено на решение нескольких задач муниципальной программы (подпрограммы).
Подпрограмма может быть направлена на решение только одной задачи муниципальной программы, при этом задача муниципальной программы должна соответствовать цели подпрограммы.
3.2.4. В разделе должны быть указаны целевые показатели эффективности реализации муниципальной программы.
Кроме того, данный раздел должен содержать ссылки на приложения к муниципальной программе:
"Сведения о целевых показателях эффективности реализации муниципальной программы";
"Методика расчета значений целевых показателей эффективности реализации муниципальной программы".
Форма сведений о целевых показателях эффективности реализации муниципальной программы, включая сведения о целевых показателях эффективности реализации отдельных мероприятий муниципальной программы, отдельных мероприятий подпрограмм и проектов, заполняется в соответствии с приложением N 2. Форма методики расчета значений целевых показателей эффективности реализации муниципальной программы, включая сведения о целевых показателях эффективности реализации отдельных мероприятий муниципальной программы, отдельных мероприятий подпрограмм и проектов, заполняется в соответствии с приложением N 3.
3.2.5. Целевые показатели эффективности реализации муниципальной программы, подпрограмм, отдельных мероприятий муниципальных программ, отдельных мероприятий подпрограмм и проектов (далее - целевые показатели) должны соответствовать следующим требованиям:
характеризовать специфику развития сферы реализации муниципальной программы;
иметь запланированные по годам количественные значения и (или) качественные характеристики;
формироваться с учетом параметров прогноза социально-экономического развития Афанасьевского муниципального округа на среднесрочный и долгосрочный периоды;
определяться на основе данных государственного статистического наблюдения либо ведомственной отчетности органов власти, предприятий, организаций;
характеризовать ход реализации муниципальной программы в целом, достижение целей и решение задач муниципальной программы;
иметь желаемую тенденцию изменений значений показателей, отражающую достижение соответствующей цели (решение задачи, достижение результата реализации отдельного мероприятия, проекта);
формироваться с учетом показателей, зафиксированных в документах стратегического планирования, планах мероприятий, стратегиях, концепциях и иных программных документах, комплексах мер по развитию отдельных сфер и решению социально-экономических задач Афанасьевского муниципального округа (в случае соответствия их целям и задачам муниципальной программы);
формироваться с учетом объемов соответствующих источников финансирования, а также иных инструментов государственной политики, влияющих на достижение результатов муниципальной программы.
Наименования целевых показателей муниципальной программы, подпрограммы, отдельных мероприятий муниципальной программы или подпрограммы, проектов не могут дублироваться в рамках одной или нескольких муниципальных программ.
Количество целевых показателей формируется исходя из принципов их необходимости и достаточности для достижения целей и решения задач муниципальной программы, подпрограммы, для отражения результатов реализации отдельного мероприятия муниципальной программы, подпрограммы, проекта.
Количество целевых показателей эффективности реализации муниципальной программы рекомендуется определять не более 10, но не менее количества задач муниципальной программы, если иное не предусмотрено методическими рекомендациями (требованиями) Правительства Российской Федерации, федеральных министерств и ведомств.
В качестве наименования целевого показателя используется формулировка, отражающая основную суть наблюдаемого явления и однозначное понимание существа измеряемой характеристики. Формулировка целевого показателя не должна содержать в себе действие или ожидаемую тенденцию изменения его значения.
Выбор целевого показателя следует осуществлять исходя из необходимости непрерывного накопления данных и обеспечения их сопоставимости за отдельные периоды с учетом возможности получения его фактических значений к моменту формирования годового отчета о ходе реализации муниципальной программы.
При определении значения целевого показателя на основании данных официальной статистики указывается ссылка на соответствующую форму отчетности официального статистического учета. Если целевой показатель является расчетным, то приводится методика расчета его значений. При отражении в муниципальной программе значений целевых показателей нарастающим итогом в методике расчета значений целевых показателей указывается соответствующая ссылка.
Единица измерения целевого показателя определяется согласно Общероссийскому классификатору единиц измерения и должна соответствовать наименованию целевого показателя. При наличии официальных методических рекомендаций и (или) требований Правительства Российской Федерации, федеральных министерств и ведомств по формулировке единицы измерения целевого показателя в методике расчета целевых показателей указывается ссылка на данные методические рекомендации и (или) требования.
В ходе реализации муниципальной программы недопустима корректировка наименования целевого показателя, которая может повлиять на его смысловое значение или изменить методику его расчета.
Значения целевых показателей должны соответствовать значениям соответствующих показателей, предусмотренных в нормативных правовых актах округа, не относящихся к документам стратегического планирования района. При внесении изменений в значения целевых показателей в проекте постановления администрации округа о внесении изменений в муниципальную программу указываются сведения о нормативных правовых актах округа, правовых актах ответственного исполнителя и соисполнителей муниципальной программы, подлежащих изменению в связи с внесением изменений в муниципальную программу (при необходимости). Также в проекте постановления администрации округа о внесении изменений в муниципальную программу отражается обоснование изменения целевых показателей эффективности реализации муниципальной программы.
При формировании целевых показателей эффективности реализации муниципальной программы (подпрограммы), характеризующих достижение целей и решение задач, их значения должны быть запланированы на период действия соответствующих целей и задач. Не допускается исключение целевых показателей и их замена на другие в ходе достижения целей и решения задач муниципальной программы (подпрограммы). Для целевых показателей эффективности реализации муниципальной программы (подпрограммы) рекомендуется устанавливать относительные показатели.
При формировании целевых показателей эффективности реализации отдельного мероприятия муниципальной программы и (или) подпрограммы, проекта их значения должны быть согласованы (взаимоувязаны) с объемами финансирования, сроками реализации отдельного мероприятия, проекта и отражать результат реализации соответствующего отдельного мероприятия, проекта.
В перечень целевых показателей эффективности реализации отдельного мероприятия муниципальной программы и (или) подпрограммы, предусматривающего налоговые расходы, необходимо включать показатели, достижение значений которых обеспечивают определенные в качестве мер государственной поддержки налоговые расходы (при наличии) в соответствии с целями и задачами муниципальной программы (подпрограммы) либо на значение которых оказывает непосредственное влияние налоговый расход.
При включении в муниципальную программу отдельного мероприятия, предусматривающего только расходы на содержание органов местного самоуправления, целевой показатель по отражению результата его реализации не приводится.
При формировании целевых показателей эффективности реализации отдельного мероприятия, предусматривающего осуществление муниципального контроля и надзора в соответствующей сфере реализации муниципальной программы, устанавливается минимум один показатель результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности, на достижение которого направлена контрольно-надзорная деятельность органа местного самоуправления, осуществляющего контрольно-надзорную деятельность. Положения пункта 3.2.5 настоящих Методических указаний не применяются в отношении видов муниципального контроля (надзора), на которые не распространяются положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
3.2.6. В разделе указывается срок реализации муниципальной программы.
Срок реализации подпрограммы, сформированной в составе муниципальной программы, не может быть более срока, который определен для реализации муниципальной программы.
3.3. Требования к разделу "Обобщенная характеристика отдельных мероприятий, проектов муниципальной программы".
Приводится описание отдельных мероприятий, проектов с указанием задач муниципальной программы, на решение которых они направлены.
При включении в муниципальную программу подпрограмм в разделе указывается их перечень. При этом в соответствующем разделе подпрограммы описание отдельных мероприятий, проектов приводится с указанием задач подпрограммы, на решение которых они направлены.
Подпрограмма муниципальной программы должна включать в себя не менее двух отдельных мероприятий и (или) проектов.
Реализация проекта может быть предусмотрена в рамках как одной, так и нескольких муниципальных программ. Проект отражается в составе муниципальной программы (подпрограммы), к сфере реализации которой он относится. Требования к проекту аналогичны требованиям к отдельному мероприятию.
Расходы на содержание органов местного самоуправления, являющихся ответственными исполнителями (соисполнителями), включаются в ресурсное обеспечение соответствующей муниципальной программы в виде отдельного мероприятия.
В качестве отдельного мероприятия муниципальной программы и (или) подпрограммы предусматривается отражение налоговых расходов исходя из их соответствия целям муниципальной программы (подпрограммы) и их влияния на результаты реализации муниципальной программы (подпрограммы). Сведения об отдельном мероприятии "Налоговые расходы" муниципальной программы представляются финансовым управлением - куратором налоговых расходов по форме согласно приложению N 4.
Отдельное мероприятие должно включать в себя не менее двух мероприятий, имеющих общую целевую направленность (за исключением отдельного мероприятия, предусматривающего расходы на содержание органов местного самоуправления, являющихся ответственными исполнителями (соисполнителями), и отдельного мероприятия, отражающего налоговые расходы).
Мероприятия, предусматривающие осуществление муниципального контроля и надзора, включаются в состав отдельного мероприятия муниципальной программы и (или) подпрограммы.
В отдельное мероприятие рекомендуется объединять мероприятия, включающие:
конкретные выплаты отдельным категориям граждан,
расходы на осуществление капитальных вложений в объекты строительства, реконструкции, технического перевооружения объектов капитального строительства, на приобретение объектов недвижимого имущества, объектов капитального строительства исходя из целевого назначения этих объектов,
расходы, имеющие одну целевую направленность.
Наименования отдельного мероприятия и мероприятий в рамках его реализации должны отражать суть планируемых действий или содержать цель осуществления капитальных вложений в объекты строительства, реконструкции, технического перевооружения объектов капитального строительства, приобретения объектов недвижимого имущества, на которые направлено воздействие.
Наименование отдельного мероприятия должно быть кратким и ясным, не должно дублировать наименования целей и задач муниципальной программы (подпрограммы).
Наименование отдельного мероприятия не должно содержать указаний:
на наименования нормативных правовых актов Российской Федерации и Кировской области, поручения Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и Губернатора Кировской области, нормативных правовых актов администрации округа;
на конкретные организации, предприятия, учреждения, территории (административно-территориальные единицы), объекты и их отличительные (специфические) характеристики.
Для обеспечения комплексного подхода к реализации мероприятий муниципальной программы за счет различных источников финансирования мероприятия должны быть направлены в том числе на привлечение средств федерального и областного бюджета и внебюджетных источников.
Количество отдельных мероприятий должно быть необходимым и достаточным для достижения целей и решения задач муниципальной программы с учетом предусмотренных мер государственного регулирования в сфере реализации муниципальной программы.
Не допускаются идентичные (в том числе по содержанию) наименования отдельных мероприятий, мероприятий как внутри одной, так и нескольких муниципальных программ.
Предусматривается отражение информации о предоставлении межбюджетных трансфертов из областного бюджета бюджетам бюджетной системы Российской Федерации.
Предусматривается отражение информации о предоставлении межбюджетных трансфертов за счет средств федерального бюджета, областного бюджета, местного бюджета и иных источников.
Если в муниципальной программе предусмотрено предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий муниципальным учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, в данном разделе отражается информация о цели предоставления, категории(ях) получателя(ей) субсидий, а также информация об утверждении порядков предоставления субсидий.
Если в муниципальной программе предусмотрено предоставление субсидий иным некоммерческим организациям, не являющимся муниципальными учреждениями, то в данном разделе отражается информация о цели предоставления, категории(ях) получателя(ей) и (или) получателях субсидии.
Детализация отдельных мероприятий в виде перечня мероприятий отражается в плане реализации муниципальной программы.
При составлении плана реализации муниципальной программы (далее - план реализации) необходимо учитывать взаимозависимость и последовательность выполнения мероприятий.
Помимо отдельных мероприятий, проектов и их мероприятий, требующих финансирования, в план реализации включаются также отдельные мероприятия, проекты (мероприятия), не требующие финансирования либо финансируемые за счет бюджетных ассигнований на содержание ответственного исполнителя и соисполнителей муниципальной программы. При реализации отдельного мероприятия муниципальной программы, подпрограммы, проекта, предусматривающих строительство, реконструкцию, техническое перевооружение объекта капитального строительства и (или) приобретение объекта недвижимого имущества за счет различных источников финансирования, в плане реализации детализируются мероприятия с указанием объекта капитального строительства и (или) приобретаемого объекта недвижимого имущества, сроков его реализации и источников финансирования независимо от стоимости объекта. При реализации отдельного мероприятия муниципальной программы, подпрограммы, проекта, предусматривающих предоставление местным бюджетам из областного бюджета субсидий, иных межбюджетных трансфертов на софинансирование строительства (реконструкции, модернизации, капитального и текущего ремонта) объектов капитального строительства (линейных объектов) либо на софинансирование приобретения объектов недвижимого имущества, в план реализации включается адресное (пообъектное) распределение субсидий, иных межбюджетных трансфертов по объектам капитального строительства (реконструкции, модернизации, капитального и текущего ремонта), линейным объектам, объектам недвижимого имущества.
В случае включения в план реализации отдельного мероприятия проекта, мероприятия, предусматривающих строительство, реконструкцию или техническое перевооружение объекта капитального строительства муниципальной собственности района, по такому объекту включаются мероприятия по выполнению работ (услуг) с указанием сроков их выполнения: получение правоустанавливающих документов на земельный участок, подготовка технического задания для разработки проектной документации, разработка проектной документации, получение положительного заключения экспертизы проектной документации и положительного результата проверки достоверности определения сметной стоимости объекта капитального строительства, корректировка проектных документов, строительство (реконструкция или техническое перевооружение) объекта.
3.4. Требования к разделу "Ресурсное обеспечение муниципальной программы".
Указываются сведения о финансовых ресурсах, необходимых для реализации муниципальной программы: средствах федерального бюджета, средствах областного бюджета, средствах местных бюджетов, средствах внебюджетных источников (в том числе средствах государственных внебюджетных фондов, территориальных государственных внебюджетных фондов, средствах иных внебюджетных источников), а также направления финансирования мероприятий муниципальной программы (капитальные вложения, прочие расходы) по годам реализации муниципальной программы.
Также в указанном разделе приводится описание механизмов привлечения средств федерального бюджета, областного бюджета, бюджетов поселений района, внебюджетных источников.
В описании механизма привлечения средств федерального бюджета и областного бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации отражаются нормативные правовые акты, государственные программы Российской Федерации, федеральные целевые программы, федеральная адресная инвестиционная программа, соглашения о намерениях, договоры либо другие документы, которые определяют объемы, направления и условия использования указанных средств в рамках реализации соответствующей муниципальной программы.
В случае привлечения средств государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, территориальных государственных внебюджетных фондов, общественных, научных и иных организаций в данном разделе отражаются сведения о соглашениях о намерениях либо других документах, которые определяют объемы расходов на реализацию муниципальной программы.
Финансовая оценка объема налоговых расходов (при наличии) указывается по годам реализации муниципальной программы в виде отдельного мероприятия в ресурсном обеспечении муниципальной программы.
Кроме того, данный раздел должен содержать ссылку на приложение "Ресурсное обеспечение муниципальной программы", заполнение которого осуществляется по форме согласно приложению N 5.
3.5. Требования к разделу "Анализ рисков реализации муниципальной программы и описание мер управления рисками".
Данный раздел предусматривает качественную и (или) количественную оценки факторов риска (вероятных явлений, событий, процессов, не зависящих от ответственного исполнителя и соисполнителей муниципальной программы, негативно влияющих на сроки и результаты реализации муниципальной программы), предложения по мерам управления рисками реализации муниципальной программы. К мерам управления рисками реализации муниципальной программы могут относиться мероприятия, направленные на своевременное обнаружение рисков, определение степени их влияния на недостижение результатов реализации муниципальной программы, а также на минимизацию негативного влияния рисков, включая меры правового регулирования.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.