Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел II. Общая характеристика сферы реализации региональной программы
1. Текущее состояние социально-экономического развития Омской области, основные показатели и анализ социальной ситуации.
Ситуация на рынке труда Омской области складывается под влиянием демографических и миграционных процессов, тенденций развития экономики и социальной сферы.
По данным Федеральной службы государственной статистики, численность населения трудоспособного возраста Омской области стабильно сокращается.
Значительное негативное воздействие на изменение численности трудовых ресурсов Омской области оказывает миграционный отток населения - за три года миграционная убыль населения составила около 33,4 тыс. человек (в 2020 году - 10,4 тыс. человек).
Основными мотивами выбытия населения за пределы Омской области являются поиск работы, соответствующей специальности и квалификации, поиск более высокооплачиваемой работы, улучшение социально-экономических условий, а также получение профессионального образования и медицинской помощи.
Уменьшение численности трудовых ресурсов в Омской области, согласно сведениям Пенсионного фонда Российской Федерации, сопровождается ежегодным увеличением с 2019 по 2021 год численности инвалидов трудоспособного возраста. Суммарная численность инвалидов трудоспособного возраста за три последних года увеличилась на 10,7 тыс. человек. Их доля в общей численности трудоспособного населения Омской области выросла с 3,9% в 2019 году до 5% в 2021 году.
В декабре 2021 года на территории региона проживало 51,9 тыс. инвалидов трудоспособного возраста (в 2019 году 41,2 тыс. человек). Почти половина инвалидов трудоспособного возраста (49,7%) проживают в областном центре - городе Омске.
В указанный период были заняты в экономике региона 11,3 тыс. инвалидов трудоспособного возраста (в 2019 году - 9,3 тыс. человек, в 2020 году - 10,4 тыс. человек). Преобладающее число инвалидов работали в сферах образования (10%), здравоохранения (9,4%), государственного управления (6,6%), деятельности по операциям с недвижимым имуществом (5,9%), растениеводства и животноводства (4,5%).
Наибольшее количество работающих инвалидов в 2021 году приходилось на возрастную группу людей от 45 до 59 лет (для мужчин), от 45 до 54 лет (для женщин) - 5 тыс. человек, наименьшее - на группу лиц в возрасте от 18 до 34 лет (1,9 тыс. человек).
В Сибирском федеральном округе (далее - СФО) по доле работающих инвалидов трудоспособного возраста Омская область занимает 5-е место, в Российской Федерации - 63-е место, поднявшись с 67-го места в 2019 году (по Российской Федерации - 25,5%, по СФО - 23%).
По экспертным оценкам, прямое влияние на повышение уровня занятости данного контингента на территории Омской области оказывает ряд экономических и социально-психологических факторов, среди которых:
- отставание Омской области от других регионов страны по показателям доступности инфраструктуры, в том числе в приоритетных сферах жизнедеятельности (здравоохранение, образование, социальная защита населения, занятость населения);
- снижение числа работодателей, осуществляющих свою деятельность на территории Омской области, сопровождаемое значительным уменьшением количества рабочих мест, и при этом отсутствие на территории Омской области специализированных организаций, преимущественно использующих труд инвалидов;
- отсутствие на территории Омской области поставщиков услуг, оказывающих инвалидам регулярную помощь в сопровождении при содействии занятости (в частности, при передвижении от дома до места работы);
- недостаточность ресурсов общественных объединений и социально ориентированных некоммерческих организаций (человеческих, материальных, финансовых), готовых заниматься вопросами сопровождения занятости инвалидов.
Основные направления профессиональной реабилитации инвалидов обеспечиваются на основании индивидуальных программ реабилитации или абилитации (далее - ИПРА) инвалидов, детей-инвалидов, разрабатываемых федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы.
Межведомственное взаимодействие государственной службы занятости населения Омской области (далее - органы службы занятости) с органами медико-социальной экспертизы обеспечивается в рамках соглашения об информационном взаимодействии и сотрудничестве при оказании инвалидам государственных услуг в области содействия занятости населения и сфере медико-социальной экспертизы граждан. На его основе осуществляется обмен сведениями из ИПРА инвалидов, детей-инвалидов и иной информацией, необходимой для оказания инвалидам содействия в трудоустройстве, включая сведения о нуждаемости в сопровождении при содействии занятости инвалидов.
Для реализации ИПРА инвалидов распоряжением Министерства труда от 9 апреля 2020 года N 225-р утвержден Порядок организации работы по реализации центрами занятости мероприятий по профессиональной реабилитации или абилитации, возложенных ИПРА инвалида, ИПРА ребенка-инвалида на Министерство труда. Реализация данного Порядка предусматривает адресное информирование каждого незанятого гражданина о возможности и порядке получения новой профессии (специальности) по направлению органа службы занятости, проведение анкетирования в целях составления и ведения паспорта потребности инвалида в предоставлении мер содействия занятости и разработку для указанных граждан индивидуальных планов мероприятий.
Анализ ИПРА инвалидов за 2021 год показал, что в мероприятиях по профессиональной реабилитации нуждаются 9,5 тыс. инвалидов.
Вместе с тем реальную потребность из числа граждан, имеющих заключение о нуждаемости в профессиональной реабилитации, отмечают около 20% граждан.
После получения информации и консультаций центров занятости о возможностях трудоустройства на областном рынке труда рост числа ищущих работу граждан в 2021 году не наблюдался (в 2021 году - 1,7 тыс. человек, в 2020 году - 1,8 тыс. человек, в 2019 году - 2.3 тыс. человек).
В качестве основных вызовов, преодоление которых необходимо для эффективной реализации региональной программы, выделяются:
- низкая трудовая направленность инвалидов по мотивам, связанным с изменением состояния здоровья, потерей социальных гарантий в системе пенсионного обеспечения (лишение федеральной социальной доплаты к пенсии по инвалидности), неудовлетворенностью предложениями работодателей по уровню заработной платы и условиям труда;
- снижение мотивации к официальной занятости (широкое распространение неформальной занятости);
- слабая ориентация молодежи, имеющей инвалидность, на получение профессионального образования для последующего трудоустройства.
С 2019 года в рамках мониторинга текущей и перспективной потребности работодателей, осуществляющих деятельность на территории Омской области, в специалистах и рабочих Министерство труда с участием отраслевых органов исполнительной власти Омской области проводит оценку перспективы трудоустройства инвалидов.
По данным мониторинга за 2021 год, потребность работодателей, готовых рассматривать в качестве источника замещения рабочих мест людей с инвалидностью, составила на среднесрочный период (5 лет - с 2021 по 2025 год) 3,6 тыс. человек, что, в сравнении с результатами мониторинга за 2019 год, больше на 1,9 тыс. человек. Из них по видам экономической деятельности:
- образование - 0,9 тыс. человек, или 26,2%;
- здравоохранение и социальные услуги - 0,6 тыс. человек, или 16%;
- транспортировка и хранение - 0,4 тыс. человек, или 11,1%;
- сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство - 0,4 тыс. человек, или 9.4%;
- водоснабжение, водоотведение, организация сбора и утилизация отходов, деятельность по ликвидации загрязнений - 0,3 тыс. человек, или 9.4%;
- обрабатывающие производства - 0,2 тыс. человек, или 5,5%.
Наибольшее число рабочих мест, которое может быть предоставлено для трудоустройства инвалидов, отмечено на территориях Кормиловского (225 единиц), Омского (177 единиц), Таврического (198 единиц) муниципальных районов Омской области и города Омска (2095 единиц).
Вместе с тем спрос на рабочую силу инвалидов на территории Омской области связан с необходимостью соблюдения работодателями установленного объема квоты для приема на работу инвалидов.
На территории Омской области квота для приема на работу инвалидов устанавливается работодателям, осуществляющим деятельность на территории Омской области (без учета работников филиалов и представительств работодателей, расположенных в других субъектах Российской Федерации), филиалам и представительствам работодателей, расположенным на территории Омской области, численность работников которых составляет 50 и более человек (без учета работников, условия труда на рабочих местах которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам специальной оценки условий труда), в соответствии с Законом Омской области "О квотировании рабочих мест в Омской области" в размере 2% среднесписочной численности работников.
По видам экономической деятельности организаций, которым устанавливается квота, основная нагрузка по приему на работу инвалидов лежит на таких отраслях социальной сферы, как образование и здравоохранение (45,7% от общего количества организаций, принимающих на работу данную категорию граждан). На ведущие отрасли экономики (обрабатывающее производство, оптовая и розничная торговля, сельское хозяйство, профессиональная научная и техническая деятельность, транспортировка и хранение) приходится более четверти (26,2%) организаций, которым устанавливается квота для приема на работу инвалидов.
Почти 55% работодателей, принимающих на работу инвалидов, сосредоточено на территории города Омска, 3,1% - на территории Омского муниципального района Омской области. Наличие таких работодателей на территории других муниципальных районов Омской области значительно дифференцировано: минимальное значение показателя составляет 2 единицы (Нижнеомский муниципальный район Омской области), максимальное - 22 единицы (Тарский муниципальный район Омской области).
В 2021 году на фоне усиления Министерством труда превентивных мер контроля за приемом на работу инвалидов рынок рабочих мест для данной категории граждан по сравнению с 2020 годом характеризовался ростом числа организаций, заявляющих о потребности в таких работниках (в 2021 году сведения о вакансиях в счет квоты размещали 256 работодателей, в 2020 году - 211 работодателей).
Вместе с тем проблема рационального и эффективного распределения трудового потенциала инвалидов ввиду слабого нормативного регулирования вопросов приема на работу инвалидов в счет установленной квоты, относящихся к предметам федерального ведения, в 2021 году по-прежнему не была решена.
На начало 2022 года в областном банке вакансий работодателями размещались сведения о 0,6 тыс. вакансий для трудоустройства инвалидов, требующих не только специального образования, высокой квалификации, но и опыта работы в определенной сфере.
Среди массовых профессий, предлагаемых работодателями гражданам с инвалидностью, преобладали такие профессии, как врачи (гастроэнтеролог, невролог, отоларинголог, пульмонолог, терапевт, уролог, физиотерапевт), инженеры, педагоги, учителя, программисты и иные специалисты 1Т-сферы, ведущие аналитики, агрономы, специалисты по продажам.
В целях координации действий работодателей по вопросам квотирования рабочих мест в 2021 году в сфере содействия занятости населения начата работа по заключению с работодателями, длительно не выполняющими квоту, договоров о резервировании рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов. На договорной основе предусмотрено проведение органами службы занятости факторного анализа причин невыполнения работодателями квоты, а также оценки подготовки кадров из числа людей с инвалидностью на территории региона, направленной на формирование для работодателя перспективных (до 3 лет) предложений по их трудоустройству, в том числе в форме стажировки.
Для проведения оценки трудовых ресурсов из числа инвалидов предусмотрено использование данных о количестве обучающихся, имеющих инвалидность, по образовательным программам высшего образования и среднего профессионального образования, формируемых Министерством образования в разрезе учебных заведений, специальностей и учебных курсов.
Для организации данной работы в сфере занятости населения приняты постановление Правительства Омской области от 24 марта 2021 года N 101-п "О внесении изменений в постановление Правительства Омской области от 12 октября 2016 года N 300-п", предусматривающее внесение изменений в Порядок проведения специальных мероприятий, способствующих повышению конкурентоспособности инвалидов на рынке труда Омской области, указанных в части первой статьи 20 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Омской области от 12 октября 2016 года N 300-п, и приказ Министерства труда от 13 июля 2021 года N 106-п "Об утверждении формы договора о резервировании рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов", а также проведена модернизации отраслевого сайта органов службы занятости (https://omskzan.ru), в рамках которой в эксплуатацию введен раздел "Содействие занятости и сопровождение людей с инвалидностью", включающий сервисы для взаимодействия между выпускниками образовательных организаций и центрами занятости по организации места работы или стажировки.
В 2021 году количество выпускников, имеющих инвалидность, прошедших обучение по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, составило 99 человек, из них по итогам мониторинга, проводимого опросным методом, на 1 февраля 2022 года:
- 58,6% трудоустроены (58 человек);
- 26,3% продолжили обучение (26 человек);
- 3% находятся в отпуске по уходу за ребенком (3 человека);
- 12% не определились (12 человек).
По данным Министерства образования, основная часть выпускников, являющихся инвалидами молодого возраста, получают профессии (специальности), входящие в перечень перспективных и востребованных на рынке труда Омской области направлений, в том числе:
- педагогического профиля (преподавание в начальных классах, педагогика дополнительного образования, профессиональное обучение (в отдельных отраслях), коррекционная педагогика в начальном образовании, педагогическое образование с двумя профилями подготовки, психолого-педагогическое образование, адаптивная физическая культура);
- медицинского профиля (педиатрия, стоматология, лечебное дело, лабораторная диагностика);
- инженерно-технического профиля и сферы информационно-коммуникационных технологий (нефтегазовое дело, информационные системы и технологии, прикладная информатика).
2. Механизм взаимодействия органов исполнительной власти Омской области, организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, органов службы занятости, социально ориентированных некоммерческих организаций при реализации мероприятий, направленных на сопровождение инвалидов молодого возраста при трудоустройстве.
В сфере реализации региональной программы межведомственное взаимодействие между ответственным исполнителем, соисполнителем и участниками региональной программы осуществляется в соответствии с регламентом межведомственного взаимодействия по организации профориентационной работы с инвалидами молодого возраста и лицами с ограниченными возможностями здоровья по содействию их трудоустройству, утвержденным постановлением Правительства Омской области от 26 октября 2016 года N 310-п.
Межведомственное взаимодействие осуществляется в том числе в следующих формах:
1) создание совещательных органов, комиссий, рабочих групп по тематическим направлениям;
2) межведомственное информационное взаимодействие;
3) проведение информационно-просветительской работы.
Органы местного самоуправления Омской области, муниципальные образовательные организации, профессиональные образовательные организации (не относящиеся к областным образовательным организациям), образовательные организации высшего образования добровольно участвуют в межведомственном взаимодействии в рамках указанного регламента.
Создание условий, обеспечивающих непрерывную профориентационную работу с инвалидами молодого возраста на всех уровнях образования, поддерживается соглашениями, заключенными органами службы занятости с Омским колледжем профтехнологий (33 соглашения) и образовательными организациями высшего образования (15 соглашений).
В развитие данного направления в рамках региональной программы предусматривается принятие дополнительных мер по организации взаимодействия органов службы занятости с РУМЦ СПО и РУМЦ ВО.
Опыт взаимодействия с социально ориентированными некоммерческими организациями накоплен в рамках социально значимых проектов ("Территория твоих возможностей", "Профориентационная лаборатория", "Пробы профессионального развития через ремесло", "Школа молодого специалиста", "Факультатив по трудоустройству") по вопросам проведения психолого-профориентационного сопровождения процесса обучения и вовлечения в эту работу родителей, проведения занятий по формированию навыков самопрезентации и построения карьерного плана, организации экскурсий и проведения профессиональных проб у работодателей, развития форм альтернативной занятости через ремесло.
Социальными партнерами центров занятости по решению задач профессионального развития инвалидов молодого возраста являются Ассоциация ремесленников и предприятий сервиса "Ремесленная Палата Омской области", БУОО "Омский региональный бизнес-инкубатор", Омский региональный фонд поддержки и развития малого предпринимательства, БУОО "Центр профессиональной ориентации и психологической поддержки населения", БУОО "Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями", казенное учреждение Омской области "Региональный информационно-аналитический центр системы образования", Омская областная организация Общероссийской общественной организации инвалидов "Всероссийского ордена Трудового Красного Знамени общество слепых", Омское региональное отделение Общероссийской общественной организации инвалидов "Всероссийское общество глухих" и др.
3. Планируемое количество выпускников профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования в Омской области, являющихся инвалидами молодого возраста, в текущем году и далее по годам на трехлетний период.
Планируемое количество выпускников профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования в Омской области, являющихся инвалидами молодого возраста |
Год выпуска |
Итого |
||
2022 |
2023 |
2024 |
||
По программам среднего профессионального образования |
108 |
131 |
164 |
403 |
По программам высшего образования |
34 |
52 |
60 |
146 |
По программам профессионального обучения |
283 |
364 |
428 |
1075 |
4. Приоритеты и цели Омской области в сфере занятости инвалидов, в том числе характеристика сферы реализации региональной программы, участие органов местного самоуправления Омской области в реализации мероприятий региональной программы.
На фоне недостатка трудовых ресурсов и роста инвалидизации населения привлечение инвалидов на рынок труда на протяжении ряда лет входит в число приоритетных направлений государственной политики содействия занятости населения в Омской области.
Основной целью государственной политики содействия занятости населения в Омской области является реализация специальных мероприятий, направленных на повышение конкурентоспособности инвалидов на рынке труда Омской области, в число которых входят:
- стимулирование создания предприятиями, учреждениями, организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов;
- создание инвалидам условий труда в соответствии с ИПРА инвалидов;
- создание условий для предпринимательской деятельности инвалидов;
- организация обучения инвалидов новым профессиям.
Нормативное правовое регулирование реализации специальных мероприятий осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Омской области от 12 октября 2016 года N 300-п "Об утверждении Порядка проведения специальных мероприятий для предоставления инвалидам гарантий трудовой занятости на территории Омской области".
Вместе с тем в соответствии с приказом Министерства труда от 28 февраля 2020 года N 28-п "Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги "Организация сопровождения при содействии занятости инвалидов" в сфере занятости населения формируется практика сопровождаемого трудоустройства инвалидов.
Органы местного самоуправления Омской области участвуют в организации и финансировании мероприятий по сопровождению при содействии занятости инвалидов. Регулирование такого участия в данном направлении осуществляется в соответствии с государственной программой Омской области "Регулирование отношений в сфере труда и занятости населения Омской области", постановлением Правительства Омской области от 19 февраля 2020 года N 39-п "Об утверждении Правил предоставления и методики распределения иных межбюджетных трансфертов из бюджета Омской области местным бюджетам на реализацию мероприятий в области содействия занятости населения".
К мероприятиям по сопровождению при содействии занятости инвалидов, реализуемым с участием органов местного самоуправления Омской области, отнесены:
- оборудование (оснащение) рабочих мест для работы инвалидов в соответствии с их ИПРА;
- проведение специальной оценки условий труда на рабочих местах инвалидов после их оборудования (оснащения);
- обустройство территории, служебных помещений работодателей для беспрепятственного передвижения инвалидов, включая оборудование пандусов, подъемников;
- предоставление наставников инвалидам I или II группы в процессе их адаптации на рабочих местах.
На основании заключенных соглашений о сотрудничестве в сфере реализации мероприятий по содействию занятости населения взаимодействие между органами местного самоуправления Омской области и органами службы занятости осуществляется на территории города Омска и каждого муниципального района Омской области (всего действуют 33 соглашения).
5. Прогноз и планируемые показатели в Омской области в сфере занятости инвалидов по итогам реализации региональной программы.
В результате реализации мероприятий региональной программы ожидается повышение к 2024 году доли работающих инвалидов трудоспособного возраста как минимум на 1,2 процентного пункта. Добиться улучшения ситуации занятости инвалидов трудоспособного возраста планируется за счет увеличения доли работающих инвалидов молодого возраста.
Положительная динамика данного показателя по годам реализации региональной программы может составить в 2022 году 22%, в 2023 году - 23%, в 2024 году - 23,9%.
С учетом достижения ожидаемого результата в рейтинге субъектов Российской Федерации по доле работающих инвалидов трудоспособного возраста Омская область улучшит свои позиции и поднимется выше на 3 - 5 ступеней.
6. Обоснование набора программ, подпрограмм, ведомственных целевых программ в сфере занятости населения, в том числе инвалидов, принятых в Омской области.
Настоящая региональная программа является комплексным документом и включает мероприятия, предусмотренные государственной программой Омской области "Регулирование отношений в сфере труда и занятости населения Омской области", государственной программой Омской области "Доступная среда", государственной программой Омской области "Развитие системы образования Омской области", государственной программой Омской области "Социальная поддержка населения".
В рамках указанных государственных программ Омской области решаются вопросы:
- стимулирования работодателей к найму людей с инвалидностью на работу и стажировку, сопровождения при содействии их занятости и улучшению условий их труда (в том числе в бюджетной сфере);
- организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования, а также развития предпринимательской активности инвалидов;
- формирования системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, оборудования и адаптации объектов и услуг в сферах социального обслуживания, занятости, здравоохранения, образования, культуры и спорта;
- предоставления государственной социальной помощи при поиске работы, организации самозанятости на основании социального контракта;
- организации проведения конкурса профессионального мастерства "Абилимпикс" в Омской области, а также участия Омской области в Национальном чемпионате по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья "Абилимпикс";
- привлечения социально ориентированных некоммерческих организаций к сопровождению при содействии занятости инвалидов на основе разработки и реализации социально значимых проектов.
Мероприятия, предусмотренные региональной программой, финансирование которых осуществляется в рамках указанных государственных программ Омской области, соответствуют полномочиям органов исполнительной власти Омской области, предусмотренным федеральным и областным законодательством (в частности, Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации", Законом Омской области "Об отдельных вопросах осуществления полномочий в области содействия занятости населения и о внесении изменений в статью 5 Закона Омской области "О квотировании рабочих мест в Омской области").
7. Дополнительные меры государственного регулирования в сфере реализации региональной программы не предусмотрены.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.