Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к приказу Департамента
образования и науки
города Москвы
от 22.04.2022 г. N 324
Стандарт
городского проекта "кадетский класс в московской школе"
Цель проекта "Кадетский класс в московской школе" - подготовка несовершеннолетних граждан к военной и иной государственной службе, формирование у обучающихся предпрофессиональных умений, необходимых для учебы и жизни.
Задачи проекта "Кадетский класс в московской школе":
- реализация практико-ориентированного обучения на основе предпрофессиональных учебных курсов, партнерства с вузами и работодателями;
- создание гибкой, практико-ориентированной модели предпрофессионального образования для качественной подготовки обучающихся к освоению будущей профессии;
- обеспечение интеллектуального, культурного, нравственного и физического развития кадет.
Обоснование модели реализации проекта "Кадетский класс в московской школе"
Современное экономическое и политическое развитие России в условиях формирования многополярного мира определяет рост значимости сферы государственной службы, востребованность государственных служащих высокой профессиональной квалификации, воспитанных на идеалах служения Отечеству.
Реализация проекта "Кадетский класс в московской школе" призвана дать новый импульс образовательной системе подготовки государственных служащих. Это система подготовки юношей и девушек к военной и иной государственной службе, наполненная современным содержанием.
Концепция развития кадетского образования, реализуемая в городе Москве, основана на системном подходе к данному виду образования. В системе кадетского образования города Москвы функционируют кадетские корпуса и кадетские классы в общеобразовательных организациях.
Кадетское образование реализуется в гармоничном сочетании обучения и воспитания. Обучение осуществляется на основе интеграции общеобразовательных дисциплин и дополнительных общеобразовательных программ; воспитание базируется на общечеловеческих ценностях, духовно-нравственном наследии отечественной истории, культуры и искусства, гражданских и военно-патриотических традициях.
Отличительные особенности кадетского образования:
- реализация культурологического содержания образования в рамках образовательных программ, направленных на формирование практических компетенций по основам подготовки к государственной гражданской и военной службе;
- приоритетность нравственного воспитания, создание образовательной среды, формирующей у кадет положительную мотивацию к приобретению знаний, навыков и умений, необходимых государственному служащему, а также таких черт характера, как инициативность, самостоятельность, готовность к высокопрофессиональному служению Отечеству;
- особый уклад кадетского образования, определяемый в соответствии с общевоинскими уставами Вооруженных Сил Российской Федерации и уставами иных силовых ведомств, с учетом возрастных особенностей и возрастной психологии воспитанников;
- сочетание элементов воинской (кадетской) дисциплины и института самоуправления кадет;
- постоянное педагогическое сопровождение кадет, осуществляемое воспитателем, оказание им профессиональной поддержки и помощи.
Описание модели реализации проекта "Кадетский класс в московской школе"
Проект "Кадетский класс в московской школе" (далее - Проект) реализуется на уровне основного общего образования (7-9 классы) и среднего общего образования (10-11 классы) в образовательных организациях, подведомственных Департаменту образования и науки города Москвы, в сотрудничестве с организациями высшего образования, Военным комиссариатом города Москвы, органами государственной власти, государственной службы, российского казачества, общественными организациями ветеранов соответствующего органа государственной власти/министерства/ведомства.
Процесс обучения и воспитания организуется в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего и среднего общего образования по общеобразовательным программам и дополнительным общеобразовательным программам, в 10-11 классах - в соответствии с направлениями предпрофессиональной подготовки.
По решению руководства образовательной организации возможно открытие 5-6 предкадетских или юнармейских классов ("Кадетская вертикаль").
Схема взаимодействия и функционал организаций в проекте "Кадетский класс в московской школе"
Координатором Проекта выступает Департамент образования и науки города Москвы.
Департамент образования и науки города Москвы:
- создает Комиссию по реализации Проекта;
- разрабатывает и утверждает нормативные акты в рамках реализации Проекта;
- назначает оператора Проекта;
- утверждает критерии отбора образовательных организаций для участия в Проекте;
- формирует и утверждает список образовательных организаций - участников Проекта из числа образовательных организаций, подавших заявки на участие и отвечающих всем критериям отбора (формы заявок - в приложениях 1 и 2 к настоящему Стандарту Проекта);
- утверждает целевые индикаторы реализации Проекта;
- утверждает Методику оценки эффективности реализации проекта (приложение 3 к настоящему Стандарту Проекта);
- осуществляет контроль за деятельностью образовательных организаций - участников Проекта;
- исключает образовательные организации из перечня участников Проекта в случае недостижения целевых индикаторов Проекта.
Комиссия Департамента образования и науки города Москвы по реализации Проекта:
- осуществляет оперативный контроль за реализацией программ предпрофессиональной подготовки;
- анализирует информацию, полученную от оператора, о реализации Проекта в образовательных организациях;
- утверждает перечень образовательных организаций высшего образования, участвующих в Проекте, на основе информации о соответствии критериям, представленной оператором.
Оператором Проекта является Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования города Москвы "Московский центр "Патриот.Спорт" (ГБОУ ДПО МЦПС).
Оператор Проекта:
- обеспечивает организационное, информационное и методическое сопровождение реализации Проекта;
- заключает соглашения с образовательными организациями высшего образования, с профильными ведомствами/министерствами, ветеранскими организациями, Военным комиссариатом города Москвы, а также научными и исследовательскими организациями;
- обеспечивает эффективное взаимодействие участников Проекта по всем направлениям сотрудничества;
- осуществляет сбор заявок для участия в Проекте от образовательных организаций на следующий учебный год в период с 1 апреля по 1 июня текущего учебного года;
- проводит мониторинг соответствия критериям отбора образовательных организаций, подавших заявки для участия в Проекте;
- обеспечивает разработку единых требований к материально-технической базе реализации Проекта, к форме одежды для кадет и ношению нагрудных знаков и наград;
- формирует Перечень учебных, наглядных пособий и тренажеров для подготовки к демонстрационному экзамену по военной подготовке;
- разрабатывает единую Программу по основам военной подготовки для 7-9-х классов;
- проводит мониторинг достижения целевых индикаторов реализации Проекта в образовательных организациях - участниках Проекта на основе Методики оценки эффективности реализации Проекта;
- направляет в Комиссию Департамента образования и науки города Москвы по реализации Проекта результаты мониторинга не позднее 20 августа текущего учебного года;
- обеспечивает эффективное взаимодействие образовательных организаций с профильными министерствами, ведомствами, организациями высшего профессионального образования;
- обеспечивает разработку и реализацию программ демонстрационного экзамена по военной подготовке и Московского конкурса межпредметных навыков и знаний "Интеллектуальный мегаполис. Потенциал";
- обеспечивает участие потенциальных работодателей в проведении Московского конкурса межпредметных навыков и знаний "Интеллектуальный мегаполис. Потенциал";
- обеспечивает разработку и реализацию модулей программ повышения квалификации для воспитателей, учителей и педагогов дополнительного образования, реализующих кадетское образование, по вопросам предпрофессиональной подготовки кадет, воспитательной деятельности и другим актуальным вопросам реализации Проекта совместно с Государственным автономным образовательным учреждением дополнительного профессионального образования города Москвы "Корпоративный университет московского образования";
- обеспечивают формирование циклограммы мероприятий федерального и городского уровня для каждой параллели кадетских классов на учебный год;
- обеспечивает учет достижений каждого обучающегося в "Портфолио московского школьника";
- участвует в разработке требований к воспитателям и реализации процедуры их аттестации;
- проводит анализ поступления выпускников кадетских классов в высшие учебные заведения.
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования города Москвы "Московский центр качества образования" (ГАОУ ДПО МЦКО):
- направляет оператору информацию о результатах участия образовательных организации в мероприятиях в соответствии с целевыми индикаторами реализации Проекта и Методики оценки эффективности реализации Проекта в срок до 1 августа текущего учебного года;
- разрабатывает при участии вузов-партнеров диагностические материалы (в том числе спецификации, демонстрационные и тренировочные задания) для оценки знаний и умений обучающихся по профильным предметам;
- проводит совместно с вузами-партнерами Проекта независимую диагностику предпрофессиональных умений выпускников в рамках Московского конкурса межпредметных навыков и знаний "Интеллектуальный мегаполис. Потенциал";
- взаимодействует с оператором по всем вопросам организационного и информационного сопровождения мероприятий в рамках Проекта;
- проводит независимые диагностики для учащихся Проектов по профильным предметам.
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования города Москвы "Центр педагогического мастерства" (ГАОУ ДПО ЦПМ):
- организует и проводит Московскую олимпиаду по комплексной безопасности;
- направляет оператору информацию о результатах участия образовательных организаций в мероприятиях в соответствии с целевыми индикаторами реализации Проекта и Методики оценки эффективности реализации Проекта в срок до 1 июля текущего учебного года.
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования города Москвы "Московский детско-юношеский центр экологии, краеведения и туризма" (ГБОУ ДО МДЮЦ ЭКТ):
- направляет оператору информацию о результатах участия образовательных организаций в мероприятиях в соответствии с целевыми индикаторами реализации Проекта и Методики оценки эффективности реализации Проекта в срок до 1 июля текущего учебного года.
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного образования города Москвы "Корпоративный университет московского образования" (ГАОУ ДПО "Корпоративный университет"):
- обеспечивает разработку и реализацию программ повышения квалификации для работников образовательных организаций в рамках Проекта;
- участвует в разработке требований к воспитателям и реализации процедуры их аттестации.
Государственное автономное учреждение "Центр цифровизации образования" обеспечивает техническую поддержку реализации Проекта, в том числе:
- раздела "Кадетские классы" на портале profil.mos.ru в информационно-телекоммуникационной сети Интернет;
- раздела "Показатели проекта" на типовых сайтах образовательных организаций в информационно-телекоммуникационной сети Интернет;
- ведение ежегодной формы сбора ЕКИС "Кадетский класс в московской школе";
- предоставление информации, содержащейся в перечисленных информационных ресурсах, оператору.
Консультационная и методическая поддержка проекта "Кадетский класс в московской школе"
Консультационную и методическую поддержку Проекта осуществляют ГБОУ ДПО МЦПС и школы-консультанты по реализации Проекта. Школы-консультанты определяются из числа школ-участниц Проекта в соответствии с определенными требованиями.
Функции школ-консультантов:
- принимают участие в разработке методических и учебных материалов совместно с оператором Проекта;
- проводят мероприятия, направленные на повышение образовательных результатов обучающихся в рамках реализации проекта (в 7-9-х классах) и предпрофессиональной подготовки (в 10-11-х классах), а также профессиональное развитие педагогов образовательных организаций - участников Проекта;
- предоставляют площадки для проведения городских мероприятий в рамках Проекта;
- участвуют в организационных и информационных мероприятиях, проводимых оператором Проекта, а также в медийных событиях для популяризации Проекта;
- предоставляют оператору информацию, необходимую для реализации Проекта и анализа его результатов.
Критерии отбора образовательных организаций для получения статуса школы-консультанта:
- обучающиеся кадетских классов школы ежегодно становятся победителями или призерами регионального или заключительного этапов Всероссийской, Московской олимпиад школьников;
- обучающиеся школы ежегодно становятся победителями или призерами предпрофессиональных конференций и конкурсов;
- школа регулярно проводит открытые городские мероприятия и транслирует опыт эффективных практик в рамках Проекта (не менее 2-3 мероприятий в учебном году);
- кадетские классы школы являются победителями или призерами конкурса "Лучший кадетский класс".
Участники проекта "Кадетский класс в московской школе"
1. Кадетские классы в общеобразовательных организациях, которые открываются в рамках реализации:
- образовательного проекта "Кадетский класс в московской школе": в параллели 7-х классов в образовательных организациях, подведомственных Департаменту образования и науки города Москвы (на уровне основного общего образования для 7, 8 и 9-х классов);
- проекта предпрофессионального образования "Кадетский класс в московской школе": в параллели 10-х классов в образовательных организациях, подведомственных Департаменту образования и науки города Москвы (на уровне среднего общего образования для 10-11-х классов);
- проекта предкадетских или юнармейских классов (5-6-х классов) - по решению руководства образовательной организации.
Образовательные организации - участники Проекта
Образовательные организации, открывающие кадетские классы:
- анализируют потребность обучающихся в получении предпрофессионального образования в области государственной гражданской и военной службы, в том числе службы российского казачества;
- взаимодействуют с образовательными организациями высшего образования в рамках соглашений, заключенных оператором Проекта;
- взаимодействуют с профильным ведомством/министерством, ветеранской организацией соответствующего ведомства/министерства, Военным комиссариатом города Москвы, а также научными и исследовательскими организациями в рамках соглашений, заключенных оператором Проекта;
- проводят набор обучающихся в классы в рамках Проекта в соответствии с правилами приема, утвержденными Департаментом образования и науки города Москвы;
- создают в рамках Проекта один и более кадетский класс на уровне параллели 7-х классов с численностью не менее 25 человек; один и более предпрофессиональный кадетский класс на уровне параллели 10-х классов с численностью не менее 22 человек;
- используют 2/3 объема внеурочной деятельности обучающихся в соответствии с содержанием Проекта (в 7-9-х классах), с выбранным направлением предпрофессиональной подготовки (в 10-11-х классах);
- обеспечивают условия для получения обучающимися кадетских классов дополнительного образования, в том числе с учетом направления предпрофессиональной подготовки;
- обеспечивают обучающихся кадетских классов парадной и повседневной формой одежды;
- обеспечивают участие обучающихся кадетских классов в мероприятиях Проекта в соответствии с циклограммой мероприятий для каждой параллели кадетских классов;
- обеспечивают достижение целевых индикаторов Проекта;
- обеспечивают своевременное информирование общественности о ходе реализации Проекта в образовательной организации на официальном сайте образовательной организации;
- обеспечивают разработку локальных нормативных актов в рамках Проекта в соответствии с примерными типовыми формами, размещенными на сайте оператора Проекта.
Организации высшего образования, участвующие в Проекте:
- взаимодействуют с образовательными организациями в соответствии с соглашениями, заключенными в рамках предпрофессионального образования с оператором Проекта или с образовательными организациями;
- участвуют в разработке образовательных программ для обучающихся и программ повышения квалификации для работников образовательных организаций в рамках Проекта;
- организуют профориентационную деятельность обучающихся по современным направлениям развития науки и технологий, военной и иной государственной службы;
- участвуют в разработке материалов независимых диагностик достижений обучающихся, конкурса предпрофессиональных умений, Московского конкурса межпредметных навыков и знаний "Интеллектуальный мегаполис. Потенциал" и их проведении;
- сопровождают проектную и исследовательскую деятельность обучающихся в рамках Проекта;
- вносят в перечень индивидуальных достижений, учитываемых при поступлении на программы бакалавриата и специалитета, результаты участия школьников в мероприятиях проектов предпрофессионального образования: открытых городских научно-практических конференциях, Московском конкурсе межпредметных навыков и знаний "Интеллектуальный мегаполис. Потенциал"/предпрофессиональной олимпиаде;
- совместно с ГАОУ ДПО "Корпоративный университет" участвуют в повышении квалификации учителей истории, ОБЖ, математики, физики, химии, биологии, географии, информатики, обществознания, литературы, физической культуры, воспитателей и педагогов дополнительного образования, работающих в кадетских классах;
- организуют и проводят практические занятия в собственных лабораториях, симуляционных центрах и на площадках школ;
- совместно с ГАОУ ДПО МЦКО проводят практическую часть Московского конкурса межпредметных навыков и знаний "Интеллектуальный мегаполис. Потенциал" для выпускников;
- участвуют в проведении научно-практических конференций для обучающихся и педагогических работников в рамках Проекта;
- осуществляют экспертизу проектных и исследовательских работ обучающихся, проводят мероприятия, направленные на представление результатов научно-исследовательской деятельности обучающихся.
Военный комиссариат города Москвы, профильное ведомство/Министерство и ветеранская организация соответствующего ведомства/Министерства:
- взаимодействуют с образовательными организациями в соответствии с соглашениями, заключенными с образовательными организациями или с оператором Проекта;
- участвуют в реализации мероприятий профориентационной направленности для обучающихся;
- участвуют в проведении демонстрационного экзамена по военной подготовке;
- участвуют в организации практических занятий, элективных курсов, в проведении научно-практических конференций для обучающихся и педагогических работников в рамках Проекта;
- участвуют в анализе поступления выпускников кадетских классов в высшие учебные заведения.
Критерии отбора участников проекта "Кадетский класс в московской школе", открывающих кадетские классы
Критериями отбора государственных образовательных организаций, подведомственных Департаменту образования и науки города Москвы, для участия в Проекте являются:
- наличие не менее 25 обучающихся, желающих обучаться в кадетском классе на уровне параллели 7-х классов, и не менее 22 обучающихся, желающих обучаться в предпрофессиональном классе на уровне параллели 10-х классов;
- участие в независимых диагностиках, проводимых ГАОУ ДПО МЦКО, по профильным учебным предметам: истории, русскому языку, математике, географии;
- реализация мероприятий профориентационной направленности с обучающимися на всех уровнях образования совместно с организациями, отвечающими направлениям деятельности Проекта;
- участие обучающихся в конкурсах, чемпионатах, соревнованиях, олимпиадах и конференциях регионального, всероссийского и международного уровней;
- участие образовательной организации в добровольческом и волонтерском движении;
- участие образовательной организации во Всероссийском детско-юношеском военно-патриотическом общественном движении "Юнармия";
- наличие необходимой материально-технической базы в соответствии с рекомендациями оператора Проекта.
Условия отбора обучающихся в кадетские классы
Обучающиеся зачисляются в кадетские классы с учетом состояния физического развития и здоровья (наличие основной физкультурной группы здоровья, но не ниже первой и второй медицинской группы здоровья) и следующих образовательных достижений:
для 7-х классов:
- результативное участие в независимых диагностиках шестиклассников школы по математической и читательской грамотности (преодолевших базовый уровень), проводимых ГАОУ ДПО МЦКО, а также балл промежуточной аттестации по истории и/или географии не ниже "хорошо";
- выполнение нормативов по физической культуре в соответствии с возрастом;
для 10-х классов:
- результаты государственной итоговой аттестации (ОГЭ);
- наличие знака ГТО в соответствии с возрастной категорией либо спортивного разряда;
- наличие удостоверения члена Всероссийского детско-юношеского военно-патриотического общественного движения "Юнармия";
- наличие книжки волонтера;
- индивидуальные результаты образовательной деятельности обучающихся: дипломы призера или победителя олимпиад по общеобразовательным дисциплинам, конкурсов профессионального мастерства.
Критерии отбора вузов для участия в проекте "Кадетский класс в московской школе":
- наличие технологической инфраструктуры для организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся (не менее 1 лаборатории/военного учебного центра, оборудованных современной техникой, лабораторными приборами, автоматизированными рабочими местами со специализированным программным обеспечением, симуляторами/программно-аппаратными комплексами);
- проведение мероприятий на протяжении последних трех лет (не менее двух событий в год) в области профессионального самоопределения школьников по актуальным направлениям профессий, связанных с государственной гражданской и военной службой, в том числе службой российского казачества;
- наличие соглашений или договоров о сотрудничестве с оператором Проекта либо с образовательными организациями (не менее трех образовательных организаций).
Критерии отбора научных организаций для участия в проекте "Кадетский класс в московской школе":
- проведение научно-практических мероприятий для обучающихся и педагогов в рамках предпрофессиональной подготовки кадет;
- наличие технологической инфраструктуры для организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся (не менее 1 лаборатории/военного учебного центра, оборудованных современной техникой, лабораторными приборами, автоматизированными рабочими местами со специализированным программным обеспечением, симуляторами/программно-аппаратными комплексами);
- наличие соглашений или договоров о сотрудничестве с оператором Проекта либо с образовательными организациями (не менее двух).
Реализация проекта "Кадетский класс в московской школе"
Этапы реализации проекта в образовательной организации, открывающей кадетские классы:
N |
Перечень организационных мероприятий |
Ответственный |
Срок (период) реализации |
1. |
Проведение анализа потребности обучающихся и их родителей/законных представителей в обучении в кадетских классах |
Образовательная организация |
Сентябрь - ноябрь |
2. |
Принятие решения на педагогическом совете об участии в Проекте |
Образовательная организация |
Декабрь |
3. |
Согласование решения об участии в Проекте с Управляющим советом школы |
Образовательная организация |
Декабрь |
4. |
Формирование пакета документов для подачи заявки о вступлении в Проект (соглашения с партнерами Проекта, пояснительная записка, заявка установленного образца) |
Образовательная организация |
Январь - апрель |
5. |
Подача пакета документов оператору Проекта |
Образовательная организация |
До 1 июня |
6. |
Утверждение списка образовательных организаций - участников проекта "Кадетский класс в московской школе" |
Департамент образования и науки города Москвы |
До 31.08. |
7. |
Определение куратора Проекта в образовательной организации, воспитателей кадетских классов |
Образовательная организация |
До 1 сентября |
8. |
Формирование плана дополнительного образования и внеурочной деятельности на учебный год с учетом направлений предпрофессиональной подготовки и профориентации |
Образовательная организация |
До 1 сентября |
9. |
Формирование списка обучающихся кадетского класса по результатам образовательных и индивидуальных достижений и утверждение приказом образовательной организации |
Образовательная организация |
До 1 сентября |
10. |
Утверждение локальных нормативных актов, регламентирующих организацию учебно-воспитательного процесса в рамках Проекта |
Образовательная организация |
До 1 сентября |
11. |
Формирование списка образовательных организаций на финансирование |
Департамент образования и науки города Москвы |
Ежегодно до 1 сентября |
12. |
Доведение финансирования до образовательных организаций |
Центр финансового обеспечения Департамента образования и науки города Москвы |
До 1 сентября |
13. |
Организация обучения в соответствии с методическими рекомендациями и на основе программ, разработанных оператором и партнерами Проекта |
Образовательная организация |
В течение года |
14. |
Организация участия обучающихся в мероприятиях, входящих в циклограмму для каждой параллели кадетских классов (7-11) |
Образовательная организация |
В течение года |
15. |
Организация участия обучающихся в мероприятиях, обеспечивающих достижение целевых индикаторов Проекта в соответствии с нормативной базой Департамента образования и науки города Москвы и Методикой оценки эффективности участия в Проекте |
Образовательная организация |
В течение года |
16. |
Подведение итогов реализации Проекта в учебном году |
Образовательная организация |
До 30 августа |
17. |
Переход обучающихся на следующую параллель |
Образовательная организация |
|
Особенности образовательной программы проекта "Кадетский класс в московской школе"
Особенностью образовательной программы кадетских классов является интеграция общеобразовательных предметов, курсов внеурочной деятельности и дополнительного образования, реализуемых как на базе школы, так и на базе образовательных, научных, общественных организаций, с которыми сотрудничает школа в рамках реализации Проекта.
В рамках Проекта обеспечивается предпрофессиональная подготовка в соответствии с направленностью.
Организация занятий в кадетских классах
Занятия в кадетских классах проводятся в кабинетах школы и на площадках вузов, научных организаций, в воинских частях, на территории организаций, совместно с которыми школа реализует Проект, в целях полноценного воплощения содержания программ как в области обучения, так и в части воспитания.
К особенностям проведения занятий относятся:
- единый образовательный маршрут обучающихся за счет интеграции основного и дополнительного образования;
- учебно-практические занятия в лабораториях, тире, на площадке для строевой подготовки и др.;
- лекционные занятия в больших группах;
- уроки от работников научных организаций;
- профессиональные практики в организациях - партнерах проекта;
- групповая и индивидуальная исследовательская работа, практикумы в лабораторных комплексах школ, вузов и научных организаций - партнеров;
- использование для проведения учебных занятий городской инфраструктуры: технопарков, музейных экспозиций, воинских частей и соединений, парков и др.;
- посещение мастер-классов и лекций ученых, занятия с педагогами других школ (школ - консультантов Проекта);
- ведение прикладных исследований под руководством педагогов школ и работников организаций высшего образования и научных организаций.
Содержание образования в кадетских классах
Учебные планы кадетских классов ориентированы на решение задач проекта "Кадетский класс в московской школе" для 7-11-х классов:
1) в учебном плане 7-11-х классов образовательного проекта "Кадетский класс в московской школе" в части, формируемой участниками образовательных отношений, выделяются часы для обязательного расширенного изучения учебных предметов "История России" и "Основы безопасности жизнедеятельности", а также дополнительно по выбору образовательной организации из перечня предметов: "Математика", "Физика", "Химия", "География", "Биология", "Информатика", "Обществознание" и "Литература".
Кроме того, в образовательной организации к изучению могут быть предложены специально разработанные учебные курсы, направленные на расширенное изучение аспектов содержания перечисленных предметов.
В число элективных и факультативных курсов включается не менее 2 обязательных практико-ориентированных курсов научной направленности в соответствии с направлением предпрофессиональной подготовки кадетского класса;
2) в целях обеспечения качественной предпрофессиональной подготовки обучающихся кадетских классов образовательные программы школ предусматривают изучение курсов в соответствии с целями и задачами Проекта и выбранного направления предпрофессиональной подготовки. Образовательной организацией с учетом имеющихся кадровых и материально-технических ресурсов в учебный план либо в систему внеурочной деятельности и дополнительного образования включаются курсы:
- основы военной подготовки (для кадет 7-9-х классов);
- основы государственного и муниципального управления;
- теоретические и фундаментальные исследования;
- теория вероятности и математической статистики;
- современные информационные технологии в науке;
- современное естествознание;
- экомониторинг;
- экология и здоровье человека;
- защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- деятельность в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;
- основы государственной службы российского казачества;
- основы государственной безопасности и внешней политики;
- основы внутренней безопасности государства;
- современное вооружение и техника Вооруженных Сил Российской Федерации;
- экономика и устойчивое развитие;
- биотехнология;
- основы искусственного интеллекта и машинного обучения;
- оптические системы;
- история вооружений;
- история наград;
- основы военной науки;
- основы кибербезопасности;
- основы этикета;
- дипломатический этикет;
- основы конфликтологии;
- робототехника;
- биохимический практикум;
- управление БПЛА;
- основы навигационной науки;
- основы картографии;
- основы криптографии;
- первая помощь;
- шаг в профессию;
- и другие курсы.
Обязательными при этом являются:
- дополнительная общеразвивающая программа "Основы военной подготовки" (для кадет 7-9-х классов);
- дополнительные общеразвивающие программы предпрофессиональной подготовки по выбранным направлениям (не менее 2 для кадет 10-11 классов).
Перечень курсов может быть дополнен образовательной организацией с учетом направленности обучения, состава партнеров.
Важной составляющей внеурочной деятельности являются занятия обучающихся физической культурой и спортом, организуемые в соответствии с ресурсами и возможностями школы.
Направления взаимодействия школ и вузов - партнеров проекта "Кадетский класс в московской школе":
- мероприятия профориентационной направленности на основе заключенных соглашений/договоров о сотрудничестве в реализации проекта "Кадетский класс в московской школе" (проводятся в школе);
- участие в днях открытых дверей, проекте "Субботы московского школьника", олимпиадах, исследовательских работах и других мероприятиях, проводимых на базе вуза;
- кружки в рамках реализации программ дополнительного образования, которые ведутся профессорско-преподавательским составом вузов-партнеров;
- культурно-просветительские мероприятия в соответствии с грантами Правительства Москвы на развитие проекта "Кадетский класс в московской школе";
- комплекс мероприятий по подготовке и проведению практической части конкурса межпредметных навыков и знаний "Интеллектуальный мегаполис. Потенциал".
Образовательная инфраструктура проекта "Кадетский класс в московской школе"
Организация образовательной деятельности осуществляется в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного и среднего общего образования.
Для организации учебных занятий, внеурочной деятельности и дополнительного образования в Проекте используются:
- электронные образовательные материалы, размещенные в Библиотеке Московской электронной школы (далее - МЭШ);
- ресурсы учебно-материальной базы (лабораторий и центров) вузов, научных организаций - партнеров, на базе которых обучающимся образовательных организаций - участников Проекта предоставляется возможность выполнения проектов и исследований;
- ресурсы ГБОУ ДПО МЦПС, Учебно-методического центра военно-патриотического воспитания молодежи "Авангард", воинских частей, соединений и др.
Целевые индикаторы реализации проекта "Кадетский класс в московской школе":
- наличие обучающихся, получивших свидетельство о профессиональной подготовке в рамках проекта "Профессиональное обучение без границ";
- наличие обучающихся, сдавших нормы Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" на бронзовый, серебряный и золотой знаки отличия, получивших спортивные разряды;
- участие обучающихся в Торжественном марше 7 ноября, парадах кадетского движения Москвы;
- наличие обучающихся - победителей и призеров муниципального, регионального и заключительного этапов Всероссийской олимпиады школьников, заключительного этапа Московской олимпиады школьников, международных предметных олимпиад; Московской предпрофессиональной олимпиады; конкурса межпредметных навыков и знаний "Интеллектуальный мегаполис. Потенциал"; метапредметной олимпиады "Не прервется связь поколений"; творческих конкурсов федерального и городского уровня; конкурсов проектных и учебно-исследовательских работ, проводимых учреждениями и организациями, участвующими в Проекте; открытой городской научно-практической конференции "Наука для жизни";
- организация участия кадет в военно-полевых сборах;
- участие образовательной организации в добровольческом и волонтерском движении;
- наличие обучающихся - членов Всероссийского детско-юношеского военно-патриотического общественного движения "Юнармия".
Кадровый состав педагогов проекта "Кадетский класс в московской школе"
Педагогическая команда образовательной организации, участвующая в реализации Проекта в части, касающейся учебных предметов, изучаемых на профильном уровне, а также специальных курсов, отражающих специфику Проекта предпрофессионального образования, должна быть заявлена на сайте образовательной организации с указанием ФИО и должности.
За соблюдение распорядка дня, активное участие кадет в реализации программ дополнительного образования и внеурочной деятельности несет ответственность воспитатель, закрепленный за каждым классом. По решению руководителя образовательной организации на воспитателя кадетского класса могут быть возложены обязанности классного руководителя.
Требования к уровню образования и квалификации педагогов и воспитателей:
- воспитатель (включая старшего). Требования к квалификации: высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" без предъявления требований к стажу работы;
- учитель. Требования к квалификации: высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы;
- педагог дополнительного образования (включая старшего). Требования к квалификации: высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю кружка, секции, студии, клубного и иного детского объединения без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению "Образование и педагогика" без предъявления требований к стажу работы;
- педагог-организатор. Требования к квалификации: высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" или в области, соответствующей профилю работы, без предъявления требований к стажу работы;
- тьютор. Требования к квалификации: высшее профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" и стаж педагогической работы не менее 2 лет.
Требования к учителям математики, физики, химии, биологии, информатики, истории, обществознания, литературы, географии, ОБЖ, работающим в кадетских классах:
- высокий или экспертный уровень диагностики в формате ЕГЭ по преподаваемому предмету (математика, физика, химия, биология, информатика, история, обществознание, литература, география); высокий или экспертный уровень независимой диагностики по предмету "физическая культура" - для учителей физической культуры; учитель должен проходить диагностику не реже 1 раза в 5 лет; результаты диагностики ("высокий" или "экспертный" уровень) и даты пройденной диагностики размещаются на сайте школы;
- наличие опыта реализации специализированных учебных курсов, соответствующих Проекту;
- обучение по программам повышения квалификации (не реже 1 раза в 3 года) по направлениям, обозначенным в Методике оценки эффективности участия в Проекте; объем программы не менее 16 часов;
- участие в тренингах, методических семинарах, мастер-классах, конференциях (не менее 4 раз в год) из перечня мероприятий на официальном сайте Проекта в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Требования к воспитателям кадетских классов:
- прохождение аттестации на должность воспитателя кадетского класса и получение сертификата;
- обучение по программам повышения квалификации (не реже 1 раза в 3 года) по направлениям, обозначенным в Методике оценки эффективности участия в Проекте; объем программы не менее 16 часов;
- участие в тренингах, методических семинарах, мастер-классах, конференциях (не менее 4 раз в год) из перечня мероприятий на официальном сайте Проекта в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Портрет выпускника проекта "Кадетский класс в московской школе"
Кадет-выпускник:
- поступил в военные вузы Минобороны России и вузы МВД, ФСБ, ФСО, МЧС России и другие в соответствии с направлением предпрофессиональной подготовки;
- имеет статус победителя и/или призера Московского конкурса межпредметных навыков и знаний "Интеллектуальный мегаполис. Потенциал";
- прошел 5-дневные учебные сборы с оценкой не ниже "хорошо";
- выполнил нормативы ГТО соответствующей ступени в своей возрастной группе на золотой знак;
- является участником Всероссийского детско-юношеского военно-патриотического общественного движения "Юнармия" и волонтерского движения города Москвы;
- не имеет правонарушений.
Финансирование проекта "Кадетский класс в московской школе"
Финансирование Проекта осуществляется Департаментом образования и науки города Москвы в рамках субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания образовательных организаций в рамках государственной работы "Организационное и информационное сопровождение деятельности организаций и их работников", которая включается в государственные задания образовательных организаций, имеющих кадетские классы:
- не менее 25 обучающихся на уровне параллели 7-х классов;
- не менее 22 обучающихся на уровне параллели 10-х классов.
Мероприятия вузов и научных организаций проводятся за счет грантов Правительства Москвы.
Информационное сопровождение проекта "Кадетский класс в московской школе"
Информационные материалы для организации проекта размещены на сайтах: http://profil.mos.ru, https://patriotsport.moscow в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Логотип проекта "Кадетский класс в московской школе"
Логотип проекта "Кадетский класс в московской школе"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.