Приложение
к приказу Министерства строительства
и жилищно-коммунального хозяйства РФ
от 7 июля 2022 г. N 557/пр
Изменения, которые вносятся в Методику определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Российской Федерации, утвержденную приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 4 августа 2020 г. N 421/пр
1. В пункте 3 слова "специализированной некоммерческой организации, которая осуществляет деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах" заменить словами "регионального оператора".
2. В пункте 4:
а) слова "на работы по сохранению объектов культурного наследия," исключить;
б) после слов "(далее - Положение N 87)," дополнить словами "сметой на работы по сохранению объектов культурного наследия, разрабатываемой в составе проектной документации по сохранению объектов культурного наследия, в соответствии с документами в области стандартизации, устанавливающими основные требования к такой проектной документации, разрабатываемыми в соответствии с Федеральным законом от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 27, ст. 3953; 2021, N 1, ст. 62),".
3. Пункт 5 изложить в следующей редакции:
"5. В сметной стоимости строительства учитываются затраты, подлежащие определению на этапе архитектурно-строительного проектирования, подготовки сметы на снос объекта капитального строительства, в том числе стоимость строительных работ, стоимость ремонтно-строительных работ (при выполнении работ по капитальному ремонту), стоимость ремонтно-реставрационных работ (при выполнении работ по сохранению объектов культурного наследия), работ по монтажу и капитальному ремонту оборудования (далее - строительно-монтажные работы, СМР), стоимость оборудования, стоимость прочих затрат, в том числе пусконаладочных работ.".
4. Пункт 6 изложить в следующей редакции:
"Стоимость строительно-монтажных работ и пусконаладочных работ включает прямые затраты, накладные расходы и сметную прибыль, а также для строительно-монтажных работ иные виды затрат, относимые в сметной документации на их стоимость.
Прямые затраты учитывают сметную стоимость материалов, изделий, конструкций (далее - материальные ресурсы), средства на оплату труда рабочих, стоимость эксплуатации машин и механизмов, оплату труда рабочих, управляющих машинами (далее - машинисты), а также стоимость перевозки, погрузки и разгрузки в случаях, установленных пунктом 62 Методики.
Накладные расходы и сметная прибыль определяются в соответствии со сметными нормативами, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов, формируемый в соответствии с Порядком формирования и ведения федерального реестра сметных нормативов, утвержденным приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 24 октября 2017 г. N 1470/пр (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 мая 2018 г., регистрационный N 51079) (далее - ФРСН).".
5. В пункте 8:
а) в подпункте "г" слова "единичные расценки." заменить словами "единичные расценки;";
б) дополнить подпунктом "д" в следующей редакции:
"д) сметные цены на эксплуатацию машин и механизмов и на материальные ресурсы и оборудование, применяемые в строительстве в базисном уровне цен, сложившемся на определенную дату (далее - базисный уровень цен).".
6. В пункте 9 слова ", сложившемся на определенную дату (далее - базисный уровень цен)" заменить словами "цен".
7. В пункте 10:
а) в подпункте "а" после слов "сметных цен строительных ресурсов" дополнить словами "в текущем уровне цен";
б) подпункт "б" изложить в следующей редакции:
"б) базисно-индексным методом - с применением к сметной стоимости, определенной с использованием единичных расценок, в том числе их отдельных составляющих, сведения о которых включены в ФРСН, разработанных в базисном уровне цен, соответствующих индексов изменения сметной стоимости.
До даты перехода на ресурсно-индексный метод определения сметной стоимости строительства в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2016 г. N 1452 "О мониторинге цен строительных ресурсов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 1, ст. 184; 2022, N 16, ст. 2705) (далее - Постановление N 1452) в случае выполнения расчета базисно-индексным методом при отсутствии в ФЕР, ФЕРр, ФЕРм, ФЕРмр и ФЕРп единичных расценок на отдельные виды работ допускается калькулирование их стоимости с использованием сметных норм, сведения о которых включены в ФРСН, разработанных для применения ресурсно-индексным и ресурсным методами, с одновременным применением информации о сметных ценах на материальные ресурсы и оборудование, машины и механизмы в базисном уровне цен, включенных в ФССЦ и ФСЭМ по состоянию на 1 января 2000 г. в следующем порядке:
- оплата труда рабочих и машинистов, пусконаладочного персонала в текущем уровне цен определяется на основании информации о сметных ценах на затраты труда рабочих и машинистов, размещенной в ФГИС ЦС, с учетом коэффициента инфляции на дату составления сметной документации, определяемого поквартально путем извлечения корня четвертой степени из величины годового показателя инфляции на соответствующий год, согласно данным прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, опубликованным Министерством экономического развития Российской Федерации, по строке "Индекс потребительских цен в среднем за год" (базовый вариант) на текущий год;
- при отсутствии в ФСЭМ сметных цен на эксплуатацию машин и механизмов их цены в базисном уровне цен по состоянию на 1 января 2000 г. определяются с использованием сметных цен на эксплуатацию машин и механизмов в уровне цен по состоянию на 1 января 2022 г. с приведением в текущий уровень цен индексом прогнозных индексов-дефляторов и инфляции по строке "Продукция машиностроения (26, 27, 28, 29, 30, 33)", публикуемых Министерством экономического развития Российской Федерации в составе прогноза индексов дефляторов и индексов цен производителей по видам экономической деятельности (по полному кругу предприятий без НДС, косвенных налогов, торгово-транспортной наценки);
- при отсутствии в ФССЦ сметных цен материальных ресурсов и оборудования их цены в текущем уровне цен определяются в соответствии с пунктом 13 Методики;
- приведение текущих цен на оплату труда рабочих и машинистов, эксплуатацию машин и механизмов, материальные ресурсы и оборудование в базисный уровень цен по состоянию на 1 января 2000 г. осуществляется обратным счетом путем деления их текущих цен на индекс изменения сметной стоимости в соответствии с пунктами 11 и 45 Методики;
- приведенная цена эксплуатации машин и механизмов в базисном уровне цен по состоянию на 1 января 2000 г. определяется с добавлением стоимости оплаты труда машинистов, приведенной в базисный уровень цен по состоянию на 1 января 2000 г.;
- учет в сметной документации стоимости отдельных видов затрат, определенной указанным способом, выполняется в соответствии с пунктом 38 Методики.
Особенности определения сметной стоимости работ по сохранению объектов культурного наследия на этапе архитектурно-строительного проектирования приведены в разделе XII Методики. Положения раздела XII Методики применяются до включения в ФРСН сведений о соответствующих сметных нормативах на работы по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;";
в) в подпункте "в" слова "к составляющим единичных расценок" заменить словами "к группам однородных строительных ресурсов и отдельных видов прочих работ и затрат";
г) абзац пятый признать утратившим силу.
8. В пункте 11:
а) абзац первый изложить в следующей редакции:
"При определении сметной стоимости строительства ресурсно-индексным методом, в случае отсутствия сметных цен строительных ресурсов в текущем уровне цен в ФГИС ЦС, применяются индексы, указанные в подпунктах "г" - "ж" настоящего пункта Методики. Сметная стоимость строительства базисно-индексным или ресурсно-индексным методами определяется с применением индексов изменения сметной стоимости, сведения о которых последними включены в ФРСН, в том числе:";
б) в подпункте "а" слова "материалов, изделий и конструкций" заменить словами "материальных ресурсов";
в) подпункт "г" изложить в следующей редакции:
"г) индексы к сметной стоимости отдельных материальных ресурсов, оборудования, эксплуатации машин и механизмов или к стоимости однородных групп таких строительных ресурсов (далее - индексы к отдельным строительным ресурсам, индексы к группам строительных ресурсов).
Номенклатура однородных групп строительных ресурсов определяется в составе сводной номенклатуры ресурсов-представителей и перечней специализированных ресурсов, формируемых в соответствии с Постановлением N 1452.
Номенклатура строительных ресурсов, входящих в однородные группы строительных ресурсов, определяется в составе ФССЦ, ФСЭМ;";
г) дополнить абзацем следующего содержания:
"При определении сметной стоимости строительства базисно-индексным методом пересчет стоимости отдельных строительных ресурсов, величин накладных расходов и сметной прибыли из базисного в текущий уровень цен с применением индексов к СМР, используемых при пересчете сметной стоимости строительства в целом по объекту, а также индексов к элементам прямых затрат, рассчитываемых для применения к сметной стоимости эксплуатации машин и механизмов и к сметной стоимости материалов, не допускается.".
9. Пункт 12 после слов "принятой в проектной и" дополнить словом "(или)".
10. В пункте 13:
а) после слов "о сметных ценах в" дополнить словами "базисном или";
б) слова "материалы, изделия, конструкции (далее - материальные ресурсы)" заменить словами "материальные ресурсы".
11. В пункте 14:
а) в абзаце первом слова "сеть "Интернет" заменить словами "сеть "Интернет")";
б) подпункт "а" изложить в следующей редакции:
"а) материальных ресурсов и оборудования: копиями или оригиналами (при наличии) прейскурантов, коммерческих предложений, технико-коммерческих предложений (далее - ТКП), расчетно-калькуляционных цен (далее - РКЦ), цен офсетных контрактов, а также информацией, принятой по данным, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", используемой при проведении конъюнктурного анализа;";
в) в подпункте "б":
после слов "в форме публичной оферты" дополнить словами ", коммерческих предложений";
в абзаце третьем слово "ближайших" исключить.
12. Пункты 15 и 16 изложить в следующей редакции:
"15. В документах, обосновывающих стоимость в текущем уровне цен соответствующих материальных ресурсов, оборудования и отдельных видов работ и услуг, предоставляемых производителями (поставщиками) или формируемых на основании данных из открытых и (или) официальных источников, указанных в пункте 14 Методики, должна содержаться следующая информация: наименование производителя (поставщика), его идентификационный номер налогоплательщика (далее - ИНН), контактные данные, сайт в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (при наличии), об исполнителе (исполнителях) (при наличии) такого обосновывающего документа с указанием фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц, а также о дате составления документа, дате и (или) сроках действия ценовых предложений, об учете (или не учете) в ценах отдельных затрат (в частности, на перевозку, шефмонтаж, шефналадку) и налога на добавленную стоимость (далее - НДС).
16. Данные, указанные в пункте 15 Методики, отсутствующие в документах, обосновывающих стоимость в текущем уровне цен соответствующих материальных ресурсов, оборудования, отдельных видов работ и услуг, могут быть дополнены и подписаны уполномоченным лицом заказчика при оформлении обоснований результатов конъюнктурного анализа.".
13. В пункте 18:
а) в подпункте "б" после слов "заготовительно-складские расходы" дополнить словами "(при наличии таких расходов)";
б) в подпункте "в" слова "данные среднемесячной заработной платы" заменить словами "данные о среднемесячной заработной плате".
14. В абзаце втором пункта 21 слова "(при наличии" заменить словами "(при наличии)".
15. В пункте 22 слова "на основании ТКП или РКЦ" исключить.
16. Пункт 23 изложить в следующей редакции:
"23. Материальным ресурсам и оборудованию, отпускная цена которых в текущем уровне цен определена в соответствии с положениями пунктов 13 - 21 Методики, присваивается код, состоящий из буквенного обозначения "ТЦ" и пяти групп цифр: первая группа цифр соответствует коду группы Классификатора строительных ресурсов (далее - КСР), состоящей из четырех групп цифр, к которой относится строительный ресурс, вторая - коду субъекта Российской Федерации, на территории которого находится производитель (поставщик), третья группа цифр содержит данные об ИНН производителя (поставщика), четвертая соответствует уровню ценовых показателей (в формате ДД.ММ.ГГГГ) в соответствии с обосновывающими отпускную цену документами, пятая группа цифр содержит указание на учет в отпускной цене затрат на перевозку строительного ресурса (01 - с учетом затрат на перевозку, 02 - без учета затрат на перевозку).".
17. Пункт 24 Методики изложить в следующей редакции:
"24. Вместо кода группы допускается указывать код раздела (части, книги) с указанием нулей в недостающих группах цифр, например, 64.4.00.00. Для материальных ресурсов и оборудования, не подлежащих включению в КСР, вместо кода группы указывается следующая комбинация цифр: 101 - для технологического оборудования, 102 - для материальных ресурсов индивидуального изготовления, 103 - для инженерного оборудования индивидуального изготовления, 104 - для производственного и хозяйственного инвентаря, в том числе мебели, 105 - для лабораторного оборудования, 106 - для транспортных средств, 107 - для инструмента, используемого в целях осуществления технологических процессов.".
18. В пункте 27 слова "и являются ее неотъемлемыми частями" исключить.
19. В пункте 28:
слова "Выполнение расчетов и оформление сметной документации производится" заменить словами "Оформление сметных расчетов, пояснительной записки и ведомостей объемов работ выполняется";
слова "ст. 4229" заменить словами "ст. 4229)".
20. Пункт 35 слово "количества" заменить словами "объемов работ".
21. В пункте 37 слово "сметные" заменить словом "сметных".
22. Пункт 38 дополнить абзацем следующего содержания:
"Калькулирование отдельных видов работ, отсутствующих в ФЕР, ФЕРр, ФЕРм, ФЕРмр и ФЕРп, до перехода на ресурсно-индексный метод выполняется в сметных расчетах на отдельные виды затрат в соответствии с положениями подпункта "б" пункта 10 Методики с последующим включением сметной стоимости оплаты труда рабочих, материальных ресурсов и оборудования, эксплуатации машин и механизмов (включая оплату труда машинистов), определенной в базисном уровне цен по состоянию на 1 января 2000 г., в соответствующие строки отдельных позиций локальных сметных расчетов (смет), составляемых по рекомендуемым образцам, приведенным в Приложении N 2 к Методике.".
23. Пункт 42 изложить в следующей редакции:
"42. Результаты вычислений (построчные) и итоговые данные указываются в локальных сметных расчетах (сметах), в сметных расчетах на отдельные виды затрат в рублях с округлением до двух знаков после запятой (до копеек), в объектных сметных расчетах (сметах), сводном сметном расчете стоимости строительства и сводке затрат - в тысячах рублей с округлением до двух знаков после запятой.".
24. В пункте 45:
а) после слов "регистрационный N 55869)" дополнить словами "(далее - Методика N 326/пр)";
б) подпункт "б" изложить в следующей редакции:
"б) индексы к элементам прямых затрат применяются в порядке, аналогичном порядку применения индексов к СМР, установленному пунктами 5, 5.1, 5.2, 5.5, 5.6, 6, 6.1 и 6.2 Методики N 326/пр:
к итоговым стоимостным показателям элементов прямых затрат в целом по ЛСР (ЛС) - сметной стоимости эксплуатации машин и механизмов (в том числе оплате труда машинистов) и сметной стоимости материальных ресурсов;
к итоговым стоимостным показателям элементов прямых затрат по каждой расценке и (или) позиции, включенной в ЛСР (ЛС), - к сметной стоимости оплаты труда, сметной стоимости затрат на перевозку грузов для строительства и затрат на погрузочно-разгрузочные работы;";
в) подпункт "е" изложить в следующей редакции:
"е) индексы на перевозку применяются к сметной стоимости затрат на перевозку грузов для строительства автомобильным транспортом, в том числе на дополнительное расстояние сверх учтенного сметными ценами на материальные ресурсы и оборудование, в соответствии с типом автотранспортных средств по каждой позиции ЛСР (ЛС).
Затраты на перевозку грузов для строительства автомобильным транспортом, в том числе на дополнительное расстояние сверх учтенного сметными ценами на материальные ресурсы и оборудование, при отсутствии индексов на перевозку, определяются в текущем уровне цен с использованием индекса к СМР, а при его отсутствии - рассчитываемого для применения к сметной стоимости эксплуатации машин и механизмов.
Затраты на погрузочно-разгрузочные работы определяются в текущем уровне цен по каждой позиции ЛСР (ЛС) с использованием индекса к СМР, а при его отсутствии - рассчитываемого для применения к сметной стоимости эксплуатации машин и механизмов.
Определение затрат на перевозку грузов для строительства отдельными видами транспорта, учитываемых в сметной документации по данным конъюнктурного анализа, в базисном уровне цен выполняется обратным счетом путем деления текущей стоимости таких затрат на индекс к СМР, а при его отсутствии - рассчитываемого для применения к сметной стоимости эксплуатации машин и механизмов.".
25. Дополнить пунктом 52.1 следующего содержания:
"52.1. При определении дополнительных затрат на перевозку грузов для строительства автомобильным транспортом в горной местности сверх расстояния, учтенного сметными ценами на материальные ресурсы и оборудование и индексами изменения сметной стоимости, при составлении локального сметного расчета (сметы) к сметным ценам на перевозку грузов для строительства автомобильным транспортом по состоянию на 1 января 2000 г. применяются следующие коэффициенты:
а) на высоте свыше 1500 до 2500 м над уровнем моря - 1,25;
б) на высоте свыше 2500 до 3000 м над уровнем моря - 1,35;
в) на высоте свыше 3000 м над уровнем моря - 1,50.".
26. Дополнить пунктом 53.1 следующего содержания:
"53.1. В целях применения коэффициентов, приведенных в Приложении N 10 к Методике, при обосновании применения указанных коэффициентов в проектной документации учитывается, что:
а) вредные условия труда определяются в соответствии со статьей 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 52, ст. 6991; 2016, N 18, ст. 2512);
б) охранные зоны вдоль воздушных линий электропередачи определяются в соответствии с подпунктом "а" приложения к Правилам установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. N 160 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 10, ст. 1220);
в) стесненные условия населенных пунктов определяются наличием трех из перечисленных факторов: интенсивное движение городского транспорта и пешеходов в непосредственной близости (в пределах 50 м) от зоны производства работ; сети подземных коммуникаций, подлежащие перекладке или подвеске; расположение объектов капитального строительства и сохраняемых зеленых насаждений в непосредственной близости (в пределах 50 м) от зоны производства работ; стесненные условия или невозможность складирования материалов; ограничение поворота стрелы грузоподъемного крана в соответствии с данными проекта организации строительства;
г) к работам, выполняемым в подземных условиях, в том числе относятся монтажные и демонтажные работы систем инженерно-технического обеспечения, выполняемые после устройства перекрытия при строительстве тоннелей и метрополитенов открытым способом (тоннели, сооружения, устройства и станционные помещения, находящиеся ниже уровня первой ступени эскалатора (лестничного марша) наземного вестибюля станции, и сам вестибюль станции (с тоннелями, сооружениями, устройствами и станционными помещениями), вход в который расположен в подземном (подуличном) переходе);
д) эксплуатируемыми объектами капитального строительства являются объекты, введенные в эксплуатацию;
е) к рабочим процессам относятся производственные процессы на предприятиях и в организациях различных видов деятельности (производственного и непроизводственного назначения);
ж) к кровлям средней сложности относятся кровли с прямолинейными поверхностями (шатровые, вальмовые, вальмовые с переломом скатов и мансардные, полувальмовые, с фонарем, четырехщипцовые, а также кровли Г- и Т-образного очертания в плане, складчатые, кровли совмещенные с уклоном свыше 10%) или кровли с количеством скатов от трех до пяти. К сложным кровлям относятся также кровли с криволинейными поверхностями (куполообразные, сводчатые, конусообразные, сферические, шпилеобразные, крыши с крестовым сводом) или кровли с количеством скатов более пяти.".
27. Дополнить пунктом 60.1 следующего содержания:
"60.1. При разработке локальных сметных расчетов (смет) на строительство объектов обороны и безопасности, особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, включая линейные объекты капитального строительства, для которых в ФГИС ЦС отсутствуют утвержденные в установленном порядке среднемесячные размеры оплаты труда рабочего первого разряда, занятого в строительной отрасли, учитывающие отраслевую специфику, применяются поправочные коэффициенты к показателям оплаты труда рабочих и машинистов в размере 1,25.".
28. В пункте 61 слова "пункте 58" заменить словами "пунктах 58 и 60.1".
29. Пункт 62 после слов "строительных конструкций и оборудования," дополнить словами "а также оборачиваемых материалов и конструкций (при соответствующем указании в разделе "Общие положения" сборников сметных норм (единичных расценок),".
30. Пункты 63 и 64 изложить в следующей редакции:
"63. При соответствующем обосновании в проектной и (или) иной технической документацией при определении дополнительных затрат на перевозку грузов для строительства автомобильным транспортом сверх расстояния, учтенного сметными ценами на материальные ресурсы и оборудование и индексами изменения сметной стоимости, при составлении локального сметного расчета (сметы) затраты на перевозку грузов для строительства, учтенные сметными ценами и индексами изменения сметной стоимости, исключаются, а затраты на перевозку грузов для строительства на расстояние, указанное в проектной и (или) иной технической документации, включаются с учетом объема перевозимых грузов.
Затраты на перевозку грузов для строительства на дополнительное расстояние, а также на погрузочно-разгрузочные работы в случаях, предусмотренных сметными нормативами, сведения о которых включены в ФРСН, приводятся в локальных сметных расчетах (сметах) отдельными строками с одновременным указанием кода строительного ресурса, к которому относятся указанные затраты. Дополнительные затраты на перевозку, а также на погрузо-разгрузочные работы материальных ресурсов в локальных расчетах (сметах) относятся к сметной стоимости материалов. Дополнительные затраты на перевозку и погрузочно-разгрузочные работы оборудования в локальных расчетах (сметах) включаются в сметную стоимость оборудования.
64. Сметная стоимость перебазировки машин с базы механизации на строительную площадку и обратно со строительной площадки на базу механизации, по которым данные затраты не включены в сметную цену эксплуатации машин и механизмов, но обоснованы проектной и (или) иной технической документацией, учитывается дополнительно отдельной строкой в главе 9 "Прочие работы и затраты" сводного сметного расчета (графы 7 и 8). Указанные затраты определяются на основании расчета, выполненного в соответствии со сметными нормативами, сведения о которых включены в ФРСН.".
31. Пункт 65 после слов "сведения о которых включены в ФРСН" дополнить словами "либо в соответствии с положениями и размерами, указанными в разделах "Общие положения" и "Приложения" сметных норм, единичных расценок".
32. Пункт 71 изложить в следующей редакции:
"71. В случае, если проектной документацией предусмотрено применение годных для повторного использования (ранее использованных один и более раз) материальных ресурсов, их стоимость в текущем уровне цен определяется заказчиком с учетом оценки возможного повторного использования, в размерах, не превышающих сметные цены соответствующих новых материальных ресурсов в текущем уровне цен, с учетом степени их износа на основании локальных нормативных актов, утвержденных заказчиком.".
33. Абзац первый пункта 73 после слов "энергетической системы России" дополнить словами ", относимая на стоимость материальных ресурсов".
34. Пункт 74 после слов "учитываются в локальных сметных расчетах дополнительно" дополнить словами "отдельной строкой".
35. Пункты 77 и 78 изложить в следующей редакции:
"77. В локальных сметных расчетах по каждой позиции приводятся итоговые данные составляющих сметных прямых затрат, оборудования, накладных расходов и сметной прибыли.
78. Итоги по разделам и по локальному сметному расчету (смете) включают данные о сметной стоимости прямых затрат, включая затраты на перевозку, накладных расходов, сметной прибыли, оборудования и суммарные итоги по разделу (смете), при этом сметная стоимость материальных ресурсов и оборудования, определенная на основании конъюнктурного анализа в соответствии с пунктами 13 - 22 Методики, указывается дополнительно отдельно.".
36. В пункте 79:
а) в абзаце пятом показатель "СЩ Гк" заменить показателем "";
б) в абзаце седьмом символ "+" заменить символом "".
37. Абзац четвертый пункта 80 изложить в следующей редакции:
"Размер средств на оплату труда машинистов (ОТ Мтек) определяется по формуле (1.1):
(1.1),
где:
ЗТ ki - затраты труда машиниста по каждой k-ой машине на измеритель сметной нормы по i-ой сметной норме, чел.-ч;
СЦ k - сметная цена на затраты труда машиниста соответствующего среднего разряда по каждой k-ой машине в текущем уровне цен, руб./чел.-ч;
V i - объем работ по i-ой сметной норме в соответствии с ее измерителем;
i = 1 - I, где:
I - количество сметных норм в локальном сметном расчете (смете);
k = 1 - К, где:
К - количество машин в i-ой сметной норме.".
38. В пункте 81:
а) в абзаце пятом показатель "СЦэмк ек" заменить показателем "";
б) в абзаце шестом символ "+" заменить на символ "".
39. Абзац шестой пункта 82 изложить в следующей редакции:
"В случаях, когда проектной и (или) иной технической документацией обосновано применение грузоподъемного крана, технические характеристики которого отличаются от учтенных сметными нормами в связи с отличием технологических и организационных схем производства работ, используемых при строительстве (реконструкции) объекта капитального строительства по сравнению с учтенными при разработке сметных норм, в сметной документации допускается корректировка таких сметных норм и (или) разработанных на их основе единичных расценок в части замены крана, если это предусмотрено положениями разделов соответствующих сборников сметных норм. При обосновании проектной и (или) иной технической документацией время эксплуатации машин и механизмов и (или) оплата труда машинистов определяются с применением коэффициентов, учитывающих усложняющие факторы и условия производства работ, в соответствии с положениями пунктов 52-61 Методики.".
40. Пункт 83 изложить в следующей редакции:
"83. Сметные цены на эксплуатацию машин и механизмов () определяются на основании данных ФГИС ЦС. При этом, сметные цены на эксплуатацию несерийных строительных машин в текущем уровне цен (С маш.р) определяются по формуле (3.1):
(3.1),
где:
Ц а - суточная арендная плата за временное пользование несерийными строительными машинами, определяемая по коммерческим предложениям, полученным от юридических лиц, оказывающих услуги по предоставлению в аренду несерийных строительных машин (арендодатели). При этом, размер суточной арендной платы, если он не выделен отдельно в коммерческом предложении, определяется путем деления полной стоимости аренды на срок аренды в сутках, руб. в сутки;
Т с - продолжительность работы несерийной строительной машины в соответствии в ПОС, часов в сутки.
В коммерческих предложениях на аренду несерийных строительных машин учитываются следующие затраты:
а) арендная плата за временное пользование несерийными строительными машинами (далее - арендная плата), определяемая как минимальное значение арендной платы по коммерческим предложениям, полученным от арендодателей;
б) затраты на техническое обслуживание (в том числе стоимость комплекта запасных частей на весь срок аренды). В тех случаях, когда затраты на техническое обслуживание не учтены арендной платой, они определяются на основании коммерческих предложений, полученных от юридических лиц, оказывающих соответствующие услуги;
в) затраты на оплату труда машинистов (в том числе инженерно-технических работников). В тех случаях, когда затраты на оплату труда машинистов не учтены арендной платой, данные затраты определяются на основании коммерческих предложений, полученных от юридических лиц, оказывающих соответствующие услуги. При этом, коммерческие предложения должны учитывать все затраты, связанные с обеспечением пребывания машинистов на объекте строительства;
г) затраты на перебазировку. В тех случаях, когда затраты на перебазировку не учтены арендной платой, данные затраты определяются на основании коммерческих предложений, полученных от юридических лиц, оказывающих соответствующие услуги.
Указанные затраты могут быть учтены единым коммерческим предложением вместе с затратами на приведение несерийных строительных машин в рабочее состояние и разборку при перебазировке;
д) затраты на приведение несерийных строительных машин в рабочее состояние и разборку при перебазировке. В тех случаях, когда затраты на приведение в рабочее состояние и разборку несерийных строительных машин при их перебазировке не учтены арендной платой, данные затраты определяются на основании коммерческих предложений, полученных от юридических лиц, оказывающих соответствующие услуги.
Указанные затраты могут быть учтены единым коммерческим предложением вместе с затратами на перебазировку;
е) затраты на энергоносители, смазочные материалы и другие технические жидкости.
В тех случаях, когда энергоносители и смазочные материалы не учтены арендной платой, их стоимость определяется в соответствии с методическими документами по определению сметных цен на эксплуатацию машин и механизмов, включенными в ФРСН.
Вместо коммерческих предложений за обоснование вышеперечисленных затрат могут быть приняты договоры, заключенные в период, не превышающий 6 месяцев до момента определения сметных цен.
Показатель часовой стоимости затрат, составляющих арендную плату, если он не выделен в соответствующих коммерческих предложениях, определяется путем деления их полной стоимости на продолжительность аренды несерийной строительной машины в сутках с последующим делением на продолжительность работы несерийной строительной машины в часах, определяемой в соответствии с ПОС.
Затраты на эксплуатацию техники, не учтенной ФЕР и ФСЭМ, определяются на основании отдельных коммерческих предложений от юридических лиц на оказание соответствующих услуг и не включаются в стоимость эксплуатации несерийных строительных машин, а учитывается в главе 9 сводного сметного расчета.
Несерийные строительные машины включаются в государственные элементные сметные нормы, сборники федеральных расценок на эксплуатацию машин, механизмов и автотранспортных средств без указания сметных цен на их эксплуатацию.".
41. В абзаце шестом пункта 85 символ "+" заменить символом "".
42. Пункт 88 после слов "для оборудования также - стоимости комплекта запасных частей на гарантийный срок эксплуатации)," дополнить словами "снабженческие наценки, а также расходы на уплату пошлин, налогов и сборов, другие таможенные платежи (в случаях, установленных законодательством),".
43. Пункт 90 дополнить абзацем следующего содержания:
"В случае, когда проектной и (или) иной технической документацией предусмотрено использование оборудования импортного производства (включая случаи, когда требуется замена такого оборудования на аналогичное), сметная стоимость такого оборудования в текущем уровне цен определяется на основании результатов выполненного в соответствии с положениями пунктов 13 - 21 Методики конъюнктурного анализа текущих цен не менее 2 (двух) (при наличии) производителей и (или) поставщиков, а в случае безальтернативного (единственного) производителя и (или) поставщика для данного оборудования - на основании данных по 1 (одному) такому производителю и (или) поставщику.".
44. Пункт 92 дополнить абзацем следующего содержания:
"При определении сметной стоимости воды, пара, электроэнергии, сжатого воздуха заготовительно-складские расходы не начисляются.".
45. Абзац первый пункта 100 изложить в следующей редакции:
"100. При формировании сметной стоимости в локальных сметных расчетах (сметах) и (или) разделах локальных сметных расчетов (смет) отдельно определяется сметная стоимость:".
46. Пункт 102 изложить в следующей редакции:
"102. К технологическому оборудованию в локальных сметных расчетах (сметах) относится функциональное оборудование, используемое в технологических процессах переработки, выпуска продукции предприятий производственного назначения, оборудование, используемое для оказания услуг (медицинское оборудование, мультимедийное обучающее и развивающее оборудование и другое оборудование) для объектов непроизводственного назначения.
Необходимость учета в сметной документации затрат на приобретение технологического оборудования, в том числе для первоначального оснащения зданий и сооружений, указывается в задании на проектирование.".
47. В пункте 120:
в абзаце первом слова "лабораторного оборудования и мебели," заменить словами "лабораторного оборудования, производственного и хозяйственного инвентаря";
в абзаце втором слова "лабораторное оборудование и мебель" заменить словами "лабораторное оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь";
в абзаце третьем слова "лабораторное оборудование и мебель" заменить словами "лабораторное оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь";
в абзаце четвертом слова "лабораторное оборудование и мебель" заменить словами "лабораторное оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь".
48. В пункте 121:
в абзаце первом слово "оборудования" заменить словами "лабораторного оборудования, производственного и хозяйственного инвентаря";
абзац второй изложить в следующей редакции:
"Затраты, определенные в соответствии с пунктом 120 и настоящим пунктом Методики, относятся на сметную стоимость лабораторного оборудования, производственного и хозяйственного инвентаря и учитывают все расходы, связанные с их установкой, в том числе затраты по их перемещению до места их установки (до проектных отметок).".
49. Пункты 122 и 123 изложить в следующей редакции:
"122. Сметная стоимость пусконаладочных работ определяется на основании программы и графика выполнения пусконаладочных работ.
При разработке сметной документации для объектов производственного назначения и непроизводственного назначения, связанных с получением дохода от реализации товаров и (или) услуг, сметная стоимость пусконаладочных работ разделяется на затраты "вхолостую" и "под нагрузкой".
В случае, если на этапе составления сметной документации отсутствуют программа и график выполнения пусконаладочных работ, сметная стоимость пусконаладочных работ может определяться на основании программы (типовой программы или положений программы по схожим видам работ) пусконаладочных работ, составленной по объектам-аналогам (договорам), в случае если такое решение принято заказчиком.
При отсутствии информации об объектах-аналогах стоимость пусконаладочных работ может определяться на основании данных конъюнктурного анализа цен с учетом требований пункта 13 Методики в целом по объекту с разбивкой по комплексам пусконаладочных работ, в случае если такое решение принято заказчиком.
123. При отнесении стоимости пусконаладочных работ к затратам "вхолостую" и "под нагрузкой" следует применять структуру полного комплекса пусконаладочных работ (усредненную), приведенную в Приложении N 8 к Методике. По оборудованию, отсутствующему в указанном приложении, отнесение стоимости пусконаладочных работ к затратам "вхолостую" и "под нагрузкой" выполняется по данным, представляемым заказчиком.
Сметная стоимость пусконаладочных работ "вхолостую" по объектам производственного назначения и непроизводственного назначения, связанных с получением дохода от реализации товаров и (или) услуг, определяется сметными расчетами, разработанными по рекомендуемым образцам, приведенным в Приложениях N 2 - 6 к Методике, и учитывается в главе 9 (графы 7 и 8) сводного сметного расчета. В соответствии с заданием заказчика и при обосновании программами пусконаладочных работ (комплексного опробования оборудования) в сметной стоимости пусконаладочных работ "вхолостую" дополнительно могут учитываться стоимость материальных (в том числе энергетических) ресурсов, сырья и полуфабрикатов, используемых при проведении пусконаладочных работ, а также оплата труда эксплуатационного персонала, привлекаемого на этапе проведения пусконаладочных работ "вхолостую".".
50. Пункты 127 и 128 изложить в следующей редакции:
"127. При разработке сметной документации для объектов непроизводственного назначения, не связанных с получением дохода от реализации товаров и (или) услуг, все затраты на проведение пусконаладочных работ (без разделения на затраты "вхолостую" и "под нагрузкой") определяются сметными расчетами и оформляются в соответствии с рекомендуемыми образцами, приведенным в Приложениях N 2 - 6 к Методике, и включаются в главу 9 (графы 7 и 8) сводного сметного расчета.
128. При определении сметной стоимости строительства особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства необходимость учета в главе 9 (графы 7 и 8) сводного сметного расчета затрат "под нагрузкой", определенных сметными расчетами, разработанными по рекомендуемым образцам, приведенным в Приложениях N 2 - 6 к Методике, устанавливается заказчиком по согласованию с главным распорядителем средств соответствующего бюджета (за исключением случаев, когда заказчиком является главный распорядитель бюджетных средств).".
51. Пункт 136 дополнить абзацем следующего содержания:
"Затраты, учитываемые в главах 8-12 сводного сметного расчета, а также резерв средств на непредвиденные работы и затраты, определяемые в сметной документации с применением нормативов (показателей), выраженных в процентах, при формировании сметной стоимости базисно-индексным методом рассчитываются с применением таких нормативов к базисному и к текущему уровням цен в отдельных сводных сметных расчетах (за исключением случаев, когда нормативными правовыми актами Российской Федерации предусмотрен иной порядок пересчета отдельных видов затрат из базисного в текущий уровень цен).".
52. В пункте 137 слова "титульных временных зданий и сооружений, а также сетей инженерно-технического обеспечения, относящихся к объекту строительства" заменить словами "сетей инженерно-технического обеспечения, относящихся к объекту строительства, а также временных зданий и сооружений".
53. Пункт 142 изложить в следующей редакции:
"142. За итогом глав 1 - 12 сводного сметного расчета приводятся резерв средств на непредвиденные работы и затраты и сумма НДС.".
54. В пункте 143 слова "налога на добавленную стоимость" заменить словом "НДС".
55. Пункты 153 - 155 изложить в следующей редакции:
"153. В главу 8 сводного сметного расчета включаются затраты на устройство и ликвидацию временных зданий и сооружений, за исключением временных специальных вспомогательных сооружений и устройств, учитываемых дополнительно непосредственно в объектных сметных расчетах (сметах) соответствующих глав сводного сметного расчета в соответствии со сметными нормативами, сведения о которых включены в ФРСН.
154. Размер средств, предназначенных на строительство титульных временных зданий и сооружений, определяется в соответствии с пунктом 21 Методики определения затрат на строительство временных зданий и сооружений, включаемых в сводный сметный расчет стоимости строительства объектов капитального строительства, утвержденной приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 19 июня 2020 г. N 332/пр (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 29 октября 2020 г., регистрационный N 60665) (далее - Методика N 332/пр), одним из способов:
а) нормативным методом с применением нормативов затрат на строительство титульных временных зданий и сооружений;
б) расчетным методом на основании данных ПОС, в соответствии с указанным в нем перечнем и характеристиками титульных временных зданий и сооружений.
Затраты на устройство и ликвидацию временных специальных вспомогательных сооружений и устройств определяются дополнительно в соответствии с пунктом 27 Методики N 332/пр.
На основании данных ПОС по решению заказчика нормативный метод определения затрат на строительство титульных временных зданий и сооружений может применяться независимо от места их расположения.
155. При определении размера средств, предназначенных на устройство и ликвидацию титульных временных зданий и сооружений, расчетным методом на основании данных ПОС осуществляется разработка локальных сметных расчетов (смет) и калькуляций затрат.".
56. Пункты 157 и 158 изложить в следующей редакции:
"157. Затраты на устройство и ликвидацию титульных временных зданий и сооружений включаются:
а) в графы 4, 5 и 8 сводного сметного расчета стоимости строительства отдельными строками для соответствующих объектов капитального строительства при определении затрат нормативным методом;
б) в графы 4-8 сводного сметного расчета стоимости строительства при определении затрат расчетным методом на основании данных ПОС, а расходы на их содержание и эксплуатацию учитываются в графе 7 главы 9 сводного сметного расчета, за исключением расходов на содержание и эксплуатацию, учтенных нормативами накладных расходов.
Затраты, не учтенные нормативами затрат на строительство титульных временных зданий и сооружений, определяются дополнительно в соответствии со сметными нормативами, сведения о которых включены в ФРСН, и учитываются в соответствующих главах сводного сметного расчета стоимости строительства.
158. При производстве работ вахтовым методом средства на устройство вахтового поселка определяются на основании данных ПОС в соответствии со сметными нормативами, сведения о которых включены в ФРСН, и учитываются в графах 4-8 главы 8 сводного сметного расчета.".
57. В пункте 159 слово "стоимости" исключить.
58. Дополнить пунктами 161.1 и 161.2 следующего содержания:
"161.1. По решению заказчика в главе 9 сводного сметного расчета сверх затрат, учтенных нормативами накладных расходов, могут быть учтены дополнительные расходы на разработку проектов производства работ (далее - ППР) для объектов капитального строительства, отнесенных в соответствии со статьей 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации к особо опасным и технически сложным и уникальным, в размере 20% от стоимости разработки разделов (части разделов) рабочей документации, на основании которой выполняются строительно-монтажные работы, перечень которых определяется заказчиком и качественное выполнение которых невозможно без разработки такого ППР. При этом стоимость разработки части (разделов) рабочей документации, необходимая для определения стоимости ППР, рассчитывается в соответствии со сметными нормативами, сведения о которых включены в ФРСН.
161.2. В случае, установленном законодательством Российской Федерации, в главе 9 сводного сметного расчета могут быть предусмотрены средства на выплату премий за досрочный ввод в эксплуатацию построенного объекта.
Указанные средства определяются расчетом в размере 2% от суммы итогов строительно-монтажных работ, сложившихся по графам 4 и 5 глав 1 - 7 сводного сметного расчета, в случаях, когда продолжительность строительства в соответствии с графиком производства работ, разрабатываемым в составе ПОС по объекту, не превышает рекомендуемые нормативные сроки строительства таких объектов согласно документам в области стандартизации и срок исполнения таких контрактов сокращен не менее чем на 10 (десять) процентов от продолжительности, установленной в ПОС.".
59. Пункт 162 после слов "(графы 7 и 8)" дополнить словами ", в том числе для организаций, осуществляющих функции единого заказчика по строительству объектов капитального строительства".
60. В пункте 167:
слова "(графы 4, 5, 6)" заменить словами "(графы 4, 5, 6 и 7)", слова "(графы 7, 8)" заменить словами "(графы 7 и 8)";
дополнить абзацем следующего содержания:
"В главе 9 сводного сметного расчета дополнительно к затратам на осуществление функций строительного контроля, определяемым в соответствии с пунктом 166 Методики, могут учитываться затраты, связанные с проведением дополнительного строительного контроля заказчика инструментальными и лабораторными методами в объемах, предусмотренных действующими документами в области стандартизации и технического регулирования соответствующих работ, а также нормативными правовыми актами Российской Федерации, в случае если такое решение принято заказчиком.".
61. В пункте 171:
а) подпункт "г" изложить в следующей редакции:
"г) на работы по инженерным изысканиям для архитектурно-строительного проектирования (основные и специальные виды инженерных изысканий, дополнительные и специальные работы (услуги), включая затраты на подготовку предложений и рекомендаций по организации и проведению мониторингов, предусмотренных требованиями технических регламентов, а также проводимых по решению заказчика при согласовании с главным распорядителем средств соответствующего бюджета (за исключением случаев, когда заказчиком является главный распорядитель бюджетных средств));";
б) подпункт "д" после слов "рабочей документации" дополнить словами ", в том числе на строительство временных зданий и сооружений";
в) подпункт "л" после слов "по результатам экспертного сопровождения" дополнить словами ", а также на проведение государственной историко-культурной экспертизы проектной документации на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия";
г) во втором абзаце подпункта "м" слова "подпунктах "а" - "л"" заменить словами "подпунктах "а" - "м"".
62. Пункт 176 после слов "некоторые акты Правительства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 21, ст. 3015; 2020, N 2, ст. 190)" дополнить словами ", на проведение государственной историко-культурной экспертизы - в соответствии с Положением о государственной историко-культурной экспертизе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2009 г. N 569 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 30, ст. 3812; 2021, N 39, ст. 6710)".
63. Дополнить пунктом 176.1 следующего содержания:
"176.1. Затраты по проведению государственной историко-культурной экспертизы проектной документации на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия не учитываются в сводном сметном расчете в случае, если оплата указанных услуг производится за счет и в пределах бюджетных ассигнований, предусматриваемых федеральному органу исполнительной власти в федеральном бюджете на обеспечение его деятельности.".
64. Во втором абзаце подпункта "в" пункта 179 слово "стоимости" исключить.
65. В пункте 180 слова "налога на добавленную стоимость" заменить словом "НДС".
66. В пункте 181:
а) слова "налога на добавленную стоимость" заменить словом "НДС";
б) дополнить абзацем следующего содержания:
"При определении сметной стоимости работ (услуг) по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, указанных в подпункте 15 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 32, ст. 3340; 2021, N 24, ст. 4217), работы (услуги), не подлежащие налогообложению, включающие в себя консервационные, противоаварийные, ремонтные, реставрационные работы, работы по приспособлению объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия для современного использования, спасательные археологические полевые работы, в том числе научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ на объектах культурного наследия, выявленных объектах культурного наследия, в расчет НДС не включаются за исключением сметной стоимости материальных ресурсов, оборудования и эксплуатации машин и механизмов (без учета оплаты труда машинистов).".
67. Пункт 186 дополнить абзацем следующего содержания:
"После перехода на ресурсно-индексный метод определения сметной стоимости строительства в соответствии с Постановлением N 1452 при внесении изменений в сметную документацию, составленную базисно-индексным методом, использование калькулирования в соответствии с подпунктом "б" пункта 10 Методики допускается только в части корректировки объемов ранее учтенных видов работ, добавление новых видов работ с использованием такого калькулирования не допускается.".
68. В пункте 187:
а) в абзаце пятом слова "по цене его, его приобретения" заменить словами "по цене его приобретения";
б) абзац шестой после слов "В случае внесения изменений в сметную документацию" дополнить словами ", разработанную на основании сметных нормативов, федеральных единичных расценок, в том числе их отдельных составляющих, сведения о которых внесены в ФРСН, и сметных цен строительных ресурсов, действующих на дату пересчета сметной стоимости,";
в) абзац восьмой изложить в следующей редакции:
"для материальных ресурсов и оборудования, учтенных в сметной документации по данным конъюнктурного анализа - с применением к текущей стоимости соответствующих ресурсов, указанной в сметной документации, получившей положительное заключение государственной экспертизы, индексов цен на продукцию (затраты, услуги) инвестиционного назначения по видам экономической деятельности (строительство) по Российской Федерации, публикуемых Федеральной службой государственной статистики для соответствующего периода. Стоимость таких материальных ресурсов и оборудования также может быть определена по результатам конъюнктурного анализа текущих цен таких ресурсов, выполненного в соответствии с пунктами 13 - 22 Методики, в случае, если такое решение принято заказчиком. Стоимость таких материальных ресурсов и оборудования в базисном уровне цен определяется обратным счетом путем деления их текущей стоимости на индекс изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ для соответствующего вида строительства и (или) оборудования, действующий на дату пересчета сметной стоимости;";
г) дополнить абзацем следующего содержания:
"В случае внесения по решению застройщика изменений в сметную документацию, разработанную на основании ранее действовавших сметных нормативов, федеральных единичных расценок, в том числе их отдельных составляющих, сведения о которых внесены в ФРСН, и сметных цен строительных ресурсов, без изменений физических объемов работ, конструктивных, организационных-технологических и других решений, предусмотренных проектной документацией (актом, утвержденным застройщиком или техническим заказчиком и содержащим перечень дефектов оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения с указанием качественных и количественных характеристик таких дефектов, и заданием на проектирование в зависимости от содержания работ) после получения положительного заключения государственной экспертизы, но до даты заключения государственного (муниципального) контракта (договора), предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства, сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, пересчет сметной стоимости строительства объектов капитального строительства выполняется с учетом сметных нормативов, федеральных единичных расценок, в том числе их отдельных составляющих, сведения о которых внесены в ФРСН, и сметных цен строительных ресурсов.".
69. Пункт 189 изложить в следующей редакции:
"189. К сметной документации дополнительно прилагаются сопоставительные ведомости объемов работ, подготовленные в соответствии с Приложением N 12 к Методике. По требованию заказчика к сметной документации прилагаются сопоставительные ведомости изменения сметной стоимости, подготовленные в соответствии с Приложением N 13 к Методике, при этом детализация изменений определяется заказчиком и приводится в разрезе глав сводного сметного расчета стоимости строительства или объектных сметных расчетов (смет) или локальных сметных расчетов (смет).".
70. Дополнить пунктами 190 - 192 следующего содержания:
"190. В случае принятия застройщиком или техническим заказчиком решения о консервации объекта капитального строительства затраты на проведение работ по консервацию такого объекта определяются с использованием сметных нормативов, сведения о которых включены в ФРСН, на основании технической документации, разрабатываемой в соответствии с Правилами проведения консервации объекта капитального строительства, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2011 г. N 802 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 41, ст. 5739; 2022, N 16, ст. 2695) (далее - Правила проведения консервации ОКС) и включаются в сводный сметный расчет.
191. В случае принятия застройщиком или техническим заказчиком решения о возобновлении строительства (реконструкции) законсервированного объекта проводится техническое обследование объекта, по результатам которого определяются необходимый объем и стоимость работ по восстановлению утраченных или разрушенных за период консервации конструктивных элементов или деталей объекта, а также внесение (при необходимости) изменений в ранее подготовленную проектную документацию с последующим проведением государственной экспертизы и государственной экологической экспертизы этих изменений, если законодательством Российской Федерации предусмотрено проведение такой экспертизы, либо подготовку новой проектной документации.
Затраты на проведение технического обследования объекта и разработку (корректировку) проектной документации, а также на выполнение работ, связанных с приведением ранее законсервированного объекта в состояние, при котором возможно продолжение его строительства (реконструкции), определяются с использованием сметных нормативов, сведения о которых включены в ФРСН, и включаются в сводный сметный расчет.
192. Если строительство (реконструкция) объекта было приостановлено на срок более 6 месяцев, но решение о его консервации не было принято в порядке, установленном Правилами проведения консервации ОКС, либо в случае перерыва в работах, связанного с передачей объекта другому техническому заказчику, то в случае возобновления строительства (реконструкции) такого объекта осуществляются мероприятия, установленные пунктами 12, 13 Правил проведения консервации ОКС. Стоимость таких мероприятий, связанных с приведением объекта в состояние, при котором возможно продолжение строительства (реконструкции), включается в сметную стоимость строительства (реконструкции) объекта.".
71. Дополнить Методику разделом XII следующего содержания:
"XII. Особенности определения сметной стоимости работ по сохранению объектов культурного наследия
193. Определение сметной стоимости работ по сохранению объектов культурного наследия на этапе архитектурно-строительного проектирования базисно-индексным методом осуществляется с применением Сборника цен на научно-проектные работы по памятникам истории и культуры (далее - Сборник СЦНПР-91) и сборников сметных норм и единичных расценок на реставрационно-восстановительные работы по памятникам истории и культуры г. Москвы (ССН-84)" (далее - Сборники ССН-84), сведения о которых включены в ФРСН.
194. Пересчет в текущий уровень цен стоимости научно-проектных работ по памятникам истории и культуры, определенных с использованием Сборника СЦНПР-91, выполняется с применением индексов изменения сметной стоимости изыскательских работ к уровню цен по состоянию на 1 января 1991 г., включаемых в ФРСН и размещаемых в ФГИС ЦС в соответствии с пунктом 2 Постановления N 1452.
195. При определении сметной стоимости работ по сохранению объектов культурного наследия на этапе архитектурно-строительного проектирования базисно-индексным методом с применением Сборников ССН-84 в базисном уровне цен 1984 года для объектов, расположенных на всей территории Российской Федерации, выполняется расчет:
а) накладных расходов при определении сметной стоимости ремонтно-реставрационных работ в размере 21,9% от стоимости прямых затрат;
б) накладных расходов при определении сметной стоимости работ по архитектурно-художественной реставрации в размере 85% от оплаты труда, учитываемой в прямых затратах;
в) сметной прибыли в размере 8% от общей стоимости прямых затрат и накладных расходов;
г) расходов на эксплуатацию строительных машин и механизмов при определении сметной стоимости ремонтно-реставрационных работ в размере 10% от оплаты труда, учитываемой в прямых затратах (в случае, если нормами Сборника ССН-84 такие затраты не учтены), в отношении работ, выполняемых с использованием машин и механизмов, определенных в проектной документации.
196. Пересчет в уровень цен сметно-нормативной базы 2001 года стоимости ремонтно-реставрационных работ, определенных с использованием Сборников ССН-84, выполняется с применением к сметной стоимости в базисном уровне цен 1984 года коэффициентов изменения стоимости ремонтно-реставрационных работ от уровня цен 1984 года к уровню цен 2001 года, приведенных в таблице N 1 к Методике, в соответствии с пунктом 205 Методики или коэффициентов изменения стоимости ремонтно-реставрационных работ по элементам прямых затрат от уровня цен 1984 года к уровню цен 2001 года, приведенных в таблице N 2 к Методике, в соответствии с пунктом 206 Методики.
197. Пересчет в текущий уровень цен стоимости ремонтно-реставрационных работ, определенной в уровне цен сметно-нормативной базы 2001 года, выполняется с применением индексов по видам объектов, сведения о которых включены в ФРСН, с учетом положений пункта 199 Методики.
При этом, в случае, если сметная стоимость работ по сохранению объектов культурного наследия на этапе архитектурно-строительного проектирования определена с одновременным использованием ФЕР (или ТЕР) и Сборников ССН-84, пересчет в текущий уровень цен осуществляется с использованием индексов по видам объектов к ФЕР (или ТЕР соответственно).
В случае, если сметная стоимость работ по сохранению объектов культурного наследия на этапе архитектурно-строительного проектирования определена с использованием только Сборников ССН-84 (без использования ФЕР (или ТЕР), пересчет в текущий уровень цен осуществляется с использованием индексов по видам объектов к ФЕР, а при их отсутствии - к ТЕР.
Применение индексов по видам объектов выполняется в соответствии с положениями Методики N 326/пр.
198. В случае, когда пересчет в текущий уровень цен сметной стоимости работ по сохранению объектов культурного наследия выполняется с использованием индексов к элементам прямых затрат:
а) накладные расходы и сметная прибыль в текущем уровне цен определяются в порядке, предусмотренном подпунктами "а" - "в" пункта 195 Методики от стоимости соответствующих затрат (прямых затрат, оплаты труда, прямых затрат и накладных расходов) в текущем уровне цен;
б) расходы на эксплуатацию строительных машин и механизмов в текущем уровне цен определяются с применением индекса, рассчитываемого для применения к сметной стоимости эксплуатации машин и механизмов.
199. При отсутствии в Сборниках ССН-84 необходимых единичных расценок на ремонтно-реставрационные работы аналогичные технологическим процессам в новом строительстве стоимость таких работ определяется по соответствующим единичным расценкам, включенным в сборники ФЕР (или ТЕР).
При определении сметной стоимости работ по сохранению объектов культурного наследия на этапе архитектурно-строительного проектирования с применением ФЕР (или ТЕР) и Сборников ССН-84 локальные сметные расчеты (сметы) составляются отдельно на ремонтно-реставрационные работы сметная стоимость которых определена с использованием Сборников ССН-84 и работы, сметная стоимость которых определена с использованием ФЕР (или ТЕР).
200. Стоимость отдельных материальных ресурсов, отсутствующих в Сборниках ССН-84, сборнике ФССЦ (ТССЦ), сведения о котором включены в ФРСН, в текущем уровне цен определяется по наиболее экономичному варианту на основании сбора информации о текущих ценах (конъюнктурный анализ) в соответствии с пунктами 13-24 Методики.
201. При определении сметной стоимости работ по сохранению объектов культурного наследия на этапе архитектурно-строительного проектирования базисно-индексным методом с применением Сборников ССН-84 в базисном уровне цен 1984 года сметные расчеты рекомендуется оформлять в соответствии с рекомендуемыми образцами форм локального сметного расчета (сметы) для базисно-индексного метода при определении сметной стоимости работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Российской Федерации (формы N 3 и N 4), приведенным в Приложении N 2 к Методике, с учетом положений пунктов 199 - 203 Методики.
202. При определении сметной стоимости ремонтно-реставрационных работ базисно-индексным методом заполнение рекомендуемых образцов форм локального сметного расчета (сметы) для базисно-индексного метода при определении сметной стоимости работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Российской Федерации (формы N 3 и N 4), приведенные в Приложении N 2 к Методике, рекомендуется осуществлять с учетом следующих особенностей:
а) в строках "ЭМ" соответствующих единичных расценок в графе 8 указываются расходы на эксплуатацию строительных машин и механизмов в размере 10% от оплаты труда, указанной в графе 8 по строкам "ОТ" таких расценок, при этом строки "в т.ч. ОТм" и "ФОТ" не заполняются;
б) в строках "НР <вид работ>" к соответствующим единичным расценкам в графе 10 указываются величины накладных расходов в размере 21,9% от стоимости прямых затрат таких расценок, указанных по строке "Итого по расценке" в графе 10.
203. При определении сметной стоимости работ по архитектурно-художественной реставрации базисно-индексным методом рекомендуемые образцы форм локального сметного расчета (сметы) для базисно-индексного метода при определении сметной стоимости работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Российской Федерации (формы N 3 и N 4), приведенные в Приложении N 2 к Методике, заполняются с учетом особенностей по определению величины накладных расходов: в строках "НР <вид работ>" к соответствующим единичным расценкам в графе 10 указываются величины накладных расходов в размере 85% от оплаты труда, указанной в графе 10 по строкам "ОТ" таких расценок.
204. При определении сметной стоимости ремонтно-реставрационных работ величина сметной прибыли к соответствующим единичным расценкам указывается в строках "СП <вид работ>" в графе 10 в размере 8% от общей стоимости прямых затрат, указанных в графе 10 по строке "Итого по расценке" таких расценок, и накладных расходов, указанных по строке "НР <вид работ>" в графе 10, к соответствующим единичным расценкам.
205. В случае, если пересчет сметной стоимости ремонтно-реставрационных работ, определенной с использованием Сборников ССН-84 в базисном уровне цен 1984 года, в текущий уровень цен выполняется с применением индекса к СМР, то в графе 11 рекомендуемого образца формы локального сметного расчета (сметы) для базисно-индексного метода при определении сметной стоимости работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Российской Федерации (форма N 3), приведенного в Приложении N 2 к Методике, по строкам "ремонтно-реставрационные работы в базисном уровне цен 1984 года с пересчетом в уровень цен сметно-нормативной базы 2001 года" и "ремонтно-реставрационные работы в уровне цен сметно-нормативной базы 2001 года с пересчетом в текущий уровень цен", указываются соответственно коэффициент изменения стоимости ремонтно-реставрационных работ от уровня цен 1984 года к уровню цен 2001 года, приведенный в таблице N 1 к Методике, и индекс к СМР, выбранный в соответствии с пунктом 197 Методики. В графе 12 указывается сметная стоимость ремонтно-реставрационных работ в текущем уровне цен, рассчитанная как произведение граф 10 и 11, с округлением до двух знаков после запятой. Значение в графах 10 и 12 по строке "ВСЕГО ремонтно-реставрационные работы" определяется суммированием значений, указанных в графах 10 и 12 по строкам "ремонтно-реставрационные работы в базисном уровне цен 1984 года с пересчетом в уровень цен сметно-нормативной базы 2001 года" и "ремонтно-реставрационные работы в уровне цен сметно-нормативной базы 2001 года с пересчетом в текущий уровень цен".
206. В случае, если пересчет сметной стоимости ремонтно-реставрационных работ, определенной с использованием Сборников ССН-84 в базисном уровне цен 1984 года, в текущий уровень цен выполняется с применением индексов к элементам прямых затрат, в графе 11 рекомендуемого образца формы локального сметного расчета (сметы) для базисно-индексного метода при определении сметной стоимости работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Российской Федерации (форма N 4), приведенного в Приложении N 2 к Методике, по строкам "ОТ", "ЭМ" "М", указываются индексы, рассчитанные как произведение коэффициентов изменения стоимости ремонтно-реставрационных работ по элементам прямых затрат от уровня цен 1984 года к уровню цен 2001 года, приведенных в таблице N 2 к Методике, и соответствующих индексов к элементам прямых затрат, выбранных в соответствии с пунктом 197 Методики, с округлением полученного результата до двух знаков после запятой, при этом в графе 11 по строке "ЭМ" указывается индекс, рассчитываемый для применения к сметной стоимости эксплуатации машин и механизмов. В графе 12 по строкам "ОТ", "ЭМ", "М" указывается сметная стоимость в текущем уровне цен, рассчитанная как произведение граф 10 и 11 по соответствующей строке. В графе 12 по строке "Итого по расценке" указывается сметная стоимость в текущем уровне цен, рассчитываемая суммированием сметной стоимости элементов прямых затрат, указанной в графе 12, по такой расценке.
При определении сметной стоимости ремонтно-реставрационных работ в текущем уровне цен в строках "НР <вид работ>" к соответствующим единичным расценкам в графе 12 указываются величины накладных расходов в размере 21,9% от стоимости прямых затрат, указанной в графе 12 по строке "Итого по расценке".
При определении сметной стоимости работ по архитектурно-художественной реставрации в текущем уровне цен в строках "НР <вид работ>" к соответствующим единичным расценкам в графе 12 указываются величины накладных расходов в размере 85% от оплаты труда, указанной в графе 12 по строкам "ОТ" таких расценок.
Величина сметной прибыли в текущем уровне цен к соответствующим единичным расценкам указывается в строках "СП <вид работ>" в графе 12 в размере 8% от общей стоимости прямых затрат, указанных в графе 12 по строке "Итого по расценке" таких расценок, и накладных расходов, указанных по строке "НР <вид работ>" в графе 12 к соответствующим единичным расценкам.
Коэффициент
изменения стоимости ремонтно-реставрационных работ от уровня цен 1984 года к уровню цен 2001 года
Таблица 1
Наименование субъекта Российской Федерации |
Коэффициент изменения стоимости ремонтно-реставрационных работ от уровня цен 1984 года к к уровню цен 2001 года |
1 |
2 |
Московская область |
37,65 |
Коэффициенты
изменения стоимости ремонтно-реставрационных работ по элементам прямых затрат от уровня цен 1984 года к уровню цен 2001 года
Таблица 2
Наименование субъекта Российской Федерации |
Коэффициенты изменения стоимости ремонтно-реставрационных работ по элементам прямых затрат от уровня цен 1984 года к уровню цен 2001 года |
||
Оплата труда |
Эксплуатация машин и механизмов |
Материальные ресурсы |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
Московская область |
15,39 |
41,32 |
77,64 |
".
72. Приложение N 1 "Конъюнктурный анализ" изложить в редакции согласно Приложению N 1 к настоящим изменениям.
73. Приложение N 2 "Формы локального сметного расчета (сметы) для базисно-индексного метода" изложить в редакции согласно Приложению N 2 к настоящим изменениям.
74. Приложение N 3 "Форма локального сметного расчета (сметы) для ресурсно-индексного метода" изложить в редакции согласно Приложению N 3 к настоящим изменениям.
75. Приложение N 4 "Форма локального сметного расчета (сметы), разработанного ресурсным методом" изложить в редакции согласно Приложению N 4 к настоящим изменениям.
76. Приложение N 5 "Объектный сметный расчет (смета) N ОС" изложить в редакции согласно Приложению N 5 к настоящим изменениям.
77. Примечание к таблице Приложения N 6 "Сводный сметный расчет стоимости строительства N ССРСС" дополнить пунктом 2 следующего содержания:
"2. Графы сводного сметного расчета стоимости строительства заполняются при наличии данных.".
78. Приложение N 7 "Сводка затрат" изложить в редакции согласно Приложению N 6 к настоящим изменениям.
79. Приложение N 9 "Рекомендуемый перечень работ и затрат, учитываемых в главах 1 и 9 сводного сметного расчета стоимости строительства" изложить в редакции согласно Приложению N 7 к настоящим изменениям.
80. Приложение N 10 "Коэффициенты для учета в сметной документации влияния условий производства работ, предусмотренных проектной и (или) иной технической документацией" изложить в редакции согласно Приложению N 8 к настоящим изменениям.
81. Приложение N 12 "Сопоставительная ведомость объемов работ" изложить в редакции согласно Приложению N 9 к настоящим изменениям.
82. Приложение N 13 "Сопоставительная ведомость изменения сметной стоимости" изложить в редакции согласно Приложению N 10 к настоящим изменениям.
<< Назад |
Приложение >> N 1 |
|
Содержание Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 7 июля 2022 г. N 557/пр "О внесении изменений в... |