Решение Челябинского областного суда от 9 июля 2021 г. по делу N 3а-215/2021
Челябинский областной суд в составе председательствующего Феофиловой, при ведении протокола помощником судьи Ноготковой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Жилищная управляющая компания" к Собранию депутатов Копейского городского округа Челябинской области о признании незаконным и недействующим решения Собрания депутатов Копейского городского округа "Об утверждении Правил благоустройства территории Копейского городского округа" установил:
общество с ограниченной ответственностью "Жилищная управляющая компания" (далее - ООО "ЖУК", Общество) обратилось в суд с административным исковым заявлением к Собранию депутатов Копейского городского округа Челябинской области о признании незаконным и недействующим с момента принятия решения Собрания депутатов Копейского городского округа Челябинской области от 3 июля 2020 года N 897-МО "Об утверждении Правил благоустройства территории Копейского городского округа" (далее - Правила), в случае соблюдения порядка принятия оспариваемого решения, признании противоречащими действующему законодательству и недействующими со дня вступления в законную силу решения суда пункта 36, подпункта 4 пункта 38, подпункта 1 пункта 43, пункта 46, пункта 99, пункта 109 Правил.
В обоснование заявленных требований указали, что положения Правил нарушают права Общества, как управляющей компании, осуществляющей управление и обслуживание многоквартирных домов в городе Копейске. Административным ответчиком нарушена процедура принятия решения, поскольку публичные слушания по проекту Правил благоустройства территории не проводились, мотивированное обоснование принятого решения отсутствует.
В результате принятия Правил, пункта 36, пункта 38, подпункта 1 пункта 43, пункта 109 на территории муниципального образования создано такое правовое регулирование, при котором на хозяйствующих субъектов, не являющихся собственниками земельных участков, возлагаются обязанности по благоустройству прилегающих территорий (25 метров от границы отведенного земельного участка), в том числе охрана и содержание зеленых насаждений. Границы прилегающих территорий (схемы) не разработаны. Возложение на собственников, владельцев, пользователей земельных участков обязанности по содержанию территории, прилегающей к их земельным участкам, может быть осуществлено только на основании федерального закона, либо договора. Подпункт 13 пункта 2 статьи 45.1 Федерального закона N 131-ФЗ, часть 9 статьи 55.25 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) допускает участие собственников зданий (помещений в них) в благоустройстве прилегающих территорий, но не предусматривает полное возложение на них обязанностей по содержанию таких территорий помимо их воли.
Пунктом 46 в совокупности с подпунктом 4 пункта 38 Правил на управляющую компанию возлагается обязанность по уборке и вывозу мусора от сноса (обрезки) зеленых насаждений в границах и за границами сформированного земельного участка по МКД, тогда как такая обязанность Федеральным законом от 29 декабря 2014 года N 458-ФЗ возложена на регионального оператора по вывозу ТКО - ООО "Центр коммунального сервиса".
Пунктом 109 Правил на лиц, обязанных производить работы по благоустройству и содержанию территории в границах прилегающей территории для многоквартирных домов, то есть на управляющую компанию, возложена обязанность по ликвидации несанкционированных свалок, вместе с тем подпункт 24 пункта 43 Правил устанавливает, что выполнение мероприятий, направленных на недопущение образования несанкционированных свалок на территории КГО, их ликвидацию при выявлении, обеспечивает администрация Копейского городского округа.
Представители административного истца ООО "ЖУК" Иванова Е.В., Сазикова Т.В., действующие на основании доверенностей от 22 января 2021 года (том 2, л.д. 150 - 155), в судебном заседании на удовлетворении административных исковых требований настаивали.
Представитель административного ответчика Собрания депутатов Копейского городского округа (далее - Собрание депутатов КГО) Ахмадулина Э.Р., действующая на основании доверенности от 26 января 2021 года (том 3, л.д. 47 - 48, 51), в судебном заседании административные исковые требования полагала не подлежащими удовлетворению по основаниям, изложенным в письменных возражениях (том 1, л.д. 45 - 50, том 2, л.д. 241 - 244).
Представитель заинтересованного лица администрации Копейского городского округа (далее - администрация КГО) Власова Д.О., действующая на основании доверенности от 30 декабря 2020 года (том 3, л.д. 49 - 50) в удовлетворении административных исковых требований просила отказать, представила мнение на административное исковое заявление (том 2, л.д. 200 - 201).
Представитель заинтересованного лица ООО "Центр коммунального сервиса" (далее - ООО "ЦКС") Суюндукова Ж.А., действующая на основании доверенности от 11 января 2021 года (том 3, л.д. 46, том 2, л.д. 103 - 104), с административными исковыми требованиями не согласилась в части доводов административного иска об обязанности ООО "Центр коммунального сервиса" производить вывоз отходов в виде обрези деревьев (сухих веток) за счет тарифа на вывоз ТБО (письменное мнение, том 2, л.д. 49 - 50).
Заслушав участников процесса, заключение прокурора, полагавшего административные исковые требования частичному удовлетворению, исследовав материалы дела, заслушав, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Согласно материалам дела, ООО "ЖУК" осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами (том 1, л.д. 35).
Согласно ст. 12 Конституции РФ в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно.
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии его осуществления установлены Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ).
В соответствии с чч. 1, 4 ст. 7 названного Федерального закона по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В силу п. 25 ст. 16 Закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся утверждение правил благоустройства территории муниципального, городского округа, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории муниципального, городского округа в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах муниципального, городского округа.
Утверждение правил благоустройства территории муниципального образования пунктом 11 части 10 статьи 35 Закона N 131-ФЗ отнесено к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.
Под Правилами благоустройства территории муниципального образования в ч. 1 ст. 2 упомянутого выше Федерального закона понимается муниципальный правовой акт, устанавливающий на основе законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации требования к благоустройству и элементам благоустройства территории муниципального образования, перечень мероприятий по благоустройству территории муниципального образования, порядок и периодичность их проведения.
В соответствии с названной правовой нормой в подп. 31 п. 3 ст. 29 Устава Копейского городского округа закреплено, что утверждение правил благоустройства территории городского округа находится в компетенции Собрания депутатов.
Решением Собрания депутатов Копейского городского округа от 3 июля 2020 года N 897-МО утверждены Правила благоустройства территории Копейского городского округа.
Согласно Протоколу заседания Собрания депутатов Копейского городского округа от 3 июля 2020 года N 70 решение принято единогласно при наличии кворума (том 1, л.д. 85 - 89), подписано главой Копейского городского округа.
Решение опубликовано в газете "Копейский рабочий" N 28 от 10 июля 2020 года (том 1, л.д. 90 - 102) с недостатками в виде ошибочной нумерации пунктов, повторно опубликовано в газете Копейский рабочий 27 ноября 2020 года (том 3, л.д. 22 - 32).
Проверяя соблюдение административным ответчиком процедуры принятия Правил суд установил следующее.
Согласно пункту 5 статьи 28 Закона N 131-ФЗ по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам, предусматривающим внесение изменений в один из указанных утвержденных документов, проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, порядок организации и проведения которых определяется уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования с учетом положений законодательства о градостроительной деятельности.
Аналогичное положение содержится в Уставе Копейского городского округа (пункт 5 статьи 17).
В соответствии с Постановлением администрации КГО от 29 апреля 2020 года N 842-МО публичные слушания по проекту решения Собрания депутатов Копейского городского округа "Об утверждении Правил благоустройства территории Копейского городского округа" были назначены на 15 июня 2020 года в 11-00. Определен порядок ознакомления с проектом решения: на официальном сайте администрации КГО в электронном виде, в здании администрации КГО в бумажном виде. Данное постановление опубликовано в газете "Копейский рабочий" 1 мая 2020 года N 18 (том 1, л.д. 72 - 75).
Кроме того, руководителям организаций и предприятий Копейского городского округа, деятельность которых связана с соблюдением Правил, в том числе административному истцу, администрацией КГО направлено письменное сообщение о проведении публичных слушаний по проекту решения Собрания депутатов КГО "Об утверждении правил благоустройства территории Копейского городского округа" и приглашение принять участие в публичных слушаниях (том 1, л.д. 183).
Согласно заключению о публичных слушаниях, в связи с распоряжением Правительства Челябинской области от 11 июня 2020 г. N 415-рп "О продлении режима повышенной готовности" публичные слушания, назначенные на 15 июня 2020 решено провести в порядке проведения общественных обсуждений, прием письменных предложений к проекту решения продлен до 12.00 часов 19 июня 2020 года (том 1, л.д. 56).
Заключение размещено на официальном сайте администрации КГО 15 июня 2020 года (том 2, л.д. 11), направлено в организации, в том числе административному истцу, электронной почтой (том 2, л.д. 34).
До окончания срока приема письменных предложений к проекту в администрацию КГО от ООО "ЖУК" поступили письменные предложения (том 1, л.д. 184 - 187).
В материалы дела представлен протокол публичных слушаний от 15 июня 2020 года (том 2, л.д. 35), протокол общественного обсуждения от 22 июня 2020 года (том 1, л.д. 57), заключение на общественное обсуждение от 22 июня 2020 года (том 2, л.д. 36).
Данные протоколы и заключение опубликованы на сайте администрации КГО (л.д. 37 - 40).
В соответствии с пунктом 29 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" при проверке соблюдения порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта суд выясняет, соблюдены ли существенные положения нормативного правового акта, регулирующие процедуру принятия актов данного вида. При этом надлежит иметь в виду, что положения нормативного правового акта, регламентирующие данный порядок, не могут противоречить положениям нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, регулирующим эти же процедурные вопросы.
Из приведенного разъяснения следует, что не любые нарушения процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта могут служить основанием для признания его недействующим, поскольку только несоблюдение существенных положений нормативного правового акта, регулирующего процедуру принятия актов данного вида, может служить таким основанием.
Учитывая изложенное, принимая во внимание, что проект решения Собрания депутатов КГО об утверждении Правил надлежащим образом доведен до сведения населения муниципального образования "Копейский городской округ", соблюдены все условия по проведению процедуры выявления коллективного мнения, либо расхождений во мнениях, заинтересованные лица воспользовались правом представить возражения по отдельным положениям Правил, публичные слушания заменены на общественные обсуждения по объективной причине - в связи с продлением в Челябинской области режима повышенной готовности, при этом срок для приема письменных предложений продлен, что явилось дополнительной гарантией обеспечения прав заинтересованных лиц, фактически общественные обсуждения проведены.
Учитывая меры, принятые для обеспечения прав жителей Копейского городского округа на предоставление своей позиции по проекту Правил, замена публичных слушаний на общественные обсуждения, отсутствие опубликования в газете "Копейский рабочий" заключения о результатах общественных обсуждений не может быть признано существенным нарушением процедуры принятия нормативного правового акта, которое могло бы служить самостоятельным и достаточным поводом для признания оспариваемого решения недействующим.
С учетом указанных правовых норм суд признает, что Правила приняты Собранием депутатов КГО в соответствии с представленными законом полномочиями, с соблюдением процедуры принятия актов данного вида.
Правилами благоустройства Копейского городского округа (далее - Правила) установлены понятия:
Придомовая территория - примыкающий к дому земельный участок с элементами озеленения и благоустройства, иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенными на указанном земельном участке объектами благоустройства;
Прилегающая территория - территория общего пользования, которая прилегает к зданию, строению, сооружению, земельному участку в случае, если такой земельный участок образован, и границы которой определены правилами благоустройства территории муниципального образования в соответствии с порядком, установленным законом субъекта Российской Федерации.
Согласно п. 36 Правил юридические и физические лица, в том числе собственники индивидуальных жилых домов, индивидуальные предприниматели, проживающие или пребывающие на территории Копейского городского округа, обеспечивают содержание отведенной и прилегающей территории, объектов благоустройства в соответствии с настоящими Правилами.
В силу подпункта 4 пункта 38 Правил при осуществлении мероприятий по содержанию и благоустройству территории границы прилегающей территории определяются исходя из следующих параметров: для нежилых зданий (комплекса зданий), многоквартирных домов - 25 метров от границ отведенного земельного участка или от ограждения по периметру.
Подпунктом 1 пункта 43 Правил установлено, что работы по благоустройству и содержанию осуществляют на земельных участках, находящихся в собственности, постоянном (бессрочном) и безвозмездном пользовании, аренде физических и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, и прилегающих к ним территориях - данные физические и юридические лица, индивидуальные предприниматели.
Пунктом 109 Правил установлено, что в случае сброса мусора, отходов, снега, грунта на территории городского округа вне установленных для этого мест лица, допустившие подобные нарушения, за свой счет принимают меры по незамедлительной уборке загрязненной территории, а при необходимости, по рекультивации земельного участка. В случае невозможности установления лиц, разместивших отходы производства и потребления на несанкционированных свалках, удаление отходов производства и потребления, рекультивация территории свалок производится за счет лиц, обязанных проводить работы по благоустройству и содержанию территорий.
Административный истец полагает, что на него как на управляющую компанию, обязанную выполнять работы по содержанию общего имущества собственников помещений многоквартирного дома и, соответственно, работы по содержанию придомовой территории многоквартирного дома, данными пунктами Правил возлагаются дополнительные обязанности по содержанию территории, прилегающей к придомовой, что противоречит ст. 210 Гражданского кодекса РФ, ст. 39, 158 Жилищного кодекса РФ, ст. 40 - 42 Земельного кодекса РФ, ст. 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Правилам содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года N 491.
Проверяя оспариваемые положения на соответствие правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд отмечает следующее.
В силу прямого указания ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации именно собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Исходя из положений ст. ст. 40, 41 и 42 Земельного кодекса Российской Федерации правом на использование земельных участков наделены собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков, на которых возложена обязанность по соблюдению при использовании земельных участков требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, не допущению загрязнения, истощения, деградации, порчу, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы.
Следовательно, по общему правилу, содержание земельного участка осуществляется непосредственно лицом, которому этот земельный участок принадлежит на вещном праве или договоре аренде, если иное не предусмотрено законом или договором.
Между тем Федеральным законом от 29 декабря 2017 года N 463-ФЗ Закон N 131-ФЗ дополнен ст. 45.1, предусматривающей содержание правил благоустройства территории муниципального образования. В части 2 названной статьи перечислены вопросы, которые могут регулировать правила благоустройства территории муниципального образования, в частности вопросы: участия, в том числе финансового, собственников и (или) иных законных владельцев зданий, строений, сооружений, земельных участков (за исключением собственников и (или) иных законных владельцев помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам таких домов) в содержании прилегающих территорий (п. 13); определения границ прилегающих территорий в соответствии с порядком, установленным законом субъекта Российской Федерации (п. 14).
Кроме этого, Федеральным законом от 29 декабря 2017 года N 463-ФЗ ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) дополнена п. 37, согласно которому прилегающая территория - территория общего пользования, которая прилегает к зданию, строению, сооружению, земельному участку в случае, если такой земельный участок образован, и границы которой определены правилами благоустройства территории муниципального образования в соответствии с порядком, установленным законом субъекта Российской Федерации, а ст. 55.25 ГрК РФ, регламентирующая обязанности лица, ответственного за эксплуатацию здания, сооружения, дополнена ч. 9, согласно которой лицо, ответственное за эксплуатацию здания, строения, сооружения (за исключением собственников и (или) иных законных владельцев помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам таких домов), обязано принимать участие, в том числе финансовое, в содержании прилегающих территорий в случаях и порядке, которые определяются правилами благоустройства территории муниципального образования.
Из приведенных норм следует, что со дня вступления в силу 28 июня 2018 года абзацев 17 - 18 п. 8 ст. 1, абз. 3 под. "б" п. 1, п. 2 ст. 3 Федерального закона от 29 декабря 2017 года N 463-ФЗ (ч. 3 ст. 4 этого федерального закона), которыми Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ГрК РФ дополнены упомянутыми выше правовым нормами, на собственников и (или) иных законных владельцев зданий, строений, сооружений, лиц, ответственных за эксплуатацию здания, строения, сооружения может быть возложена обязанность по содержанию прилегающей территории, т.е. территории общего пользования, которая прилегает к зданию, строению, сооружению, и границы которой определены правилами благоустройства территории муниципального образования в соответствии с порядком, установленным законом субъекта Российской Федерации.
Аналогичная позиция применительно к обязанности собственников помещений в многоквартирном доме содержать территорию, находящуюся за границами земельного участка, на котором расположен данный дом и относящегося к общему имуществу собственников помещений в данном доме, изложена в апелляционном определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 20 марта 2019 N 19-АПА19-1.
Порядок определения границ территорий общего пользования, которые прилегают к зданиям, строениям, сооружениям, земельным участкам в случае, если такие земельные участки образованы, в целях реализации мероприятий по благоустройству и содержанию таких территорий, установлен Законом Челябинской области от 3 июля 2018 года N 748-ЗО "О порядке определения границ прилегающих территорий".
В соответствии с ч. 1 ст. 2 названного Закона Челябинской области границы прилегающих территорий определяются правилами благоустройства территории муниципального образования (далее - правила благоустройства) в случае, если правилами благоустройства предусмотрено участие, в том числе финансовое, собственников и (или) иных законных владельцев зданий, строений, сооружений, земельных участков (за исключением собственников и (или) иных законных владельцев помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам таких домов) в содержании прилегающих территорий.
Согласно ч. 6 ст. 2 этого же Закона Челябинской области правилами благоустройства могут быть определены следующие способы определения границы прилегающей территории:
1) отображение на схеме границы прилегающей территории;
2) отображение на карте-схеме границы прилегающей территории, представляющей собой схематическое изображение границы прилегающей территории;
3) определение в метрах расстояния от внутренней до внешней границы прилегающей территории, порядок определения которого устанавливается правилами благоустройства.
Исследовав содержание оспариваемых Положений Правил, суд полагает, что правовое регулирование, предусматривающее возложение нормативным правовым актом на юридических и физических лиц, индивидуальных предпринимателей обязанности по содержанию прилегающей территории, введения порядка определения границ прилегающей территории не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, однако доводы административного истца о незаконном возложении такой обязанности на собственников и (или) иных законных владельцев помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам таких домов, заслуживают внимание.
Как ранее отмечалось, в соответствии с частью 9 статьи 55.25 ГрК РФ лицо, ответственное за эксплуатацию здания, строения, сооружения, (за исключением собственников и (или) иных законных владельцев помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам таких домов), обязано принимать участие, в том числе финансовое, в содержании прилегающих территорий в случаях и порядке, которые определяются правилами благоустройства территории муниципального образования, то есть нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу для собственников и (или) иных законных владельцев помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам таких домов предусмотрено исключение из общего правила об обязанности принимать участие, в том числе финансовое, в содержании прилегающих территорий.
Аналогичные положения содержатся в п. 13 ст. 45.1 Закона N 131-ФЗ, п. 1 ст. 2 Закона Челябинской области от 03.07.2018 N 748-ЗО "О порядке определения границ прилегающих территорий".
Вместе с тем оспариваемыми положениями Правил исключений для собственников и (или) иных законных владельцев помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам таких домов, в содержании прилегающих территорий, не предусмотрено.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что пункт 36, подпункт 4 пункта 38, подпункт 1 пункта 43, пункт 109 Правил не соответствует части 9 статьи 55.25 ГрК РФ, пункту 13 статьи 45.1 Закона N 131-ФЗ, пункту 1 статьи 2 Закона Челябинской области от 3 июля 2018 года N 748-ЗО "О порядке определения границ прилегающих территорий" в части, не устанавливающей исключений в обязанности принимать участие, в том числе финансовое, в содержании прилегающих территорий для собственников и (или) иных законных владельцев помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам таких домов.
ООО "ЖУК" оспариваются положения пункта 46 Правил в части возложения на собственников помещений МКД и управляющие компании обязанности по уборке и вывозу отходов в виде обрези деревьев (сухие ветки), образованных после санитарной опиловки зеленых насаждений, полагают, что такая обязанность в силу закона возложена на регионального оператора по вывозу твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) на ООО "ЦКС".
Согласно п. 46 Правил, уборка отходов от сноса (обрезки) зеленых насаждений осуществляется организациями, производящими работы по сносу (обрезке) данных зеленых насаждений.
Уборка и вывоз отходов от сноса (обрезки) зеленых насаждений, удаление пней после сноса зеленых насаждений в границах земельного участка под многоквартирным домом, объектов для обслуживания, эксплуатации, благоустройства данного дома, оформленных в соответствии с требованиями жилищного, земельного, градостроительного законодательства, осуществляется собственниками помещений в данном многоквартирном доме либо организациями, с которыми собственники помещений заключили договор на управление/эксплуатацию многоквартирным домом.
Вывоз отходов от сноса (обрезки) зеленых насаждений производится в течение рабочего дня - с территорий вдоль основных улиц и в течение суток с момента начала работ - с улиц второстепенного значения и иных территорий.
Пни, оставшиеся после сноса зеленых насаждений, удаляются в течение суток с момента начала работ на основных улицах городского округа и в течение трех суток - на улицах второстепенного значения и придомовых территориях.
Упавшие деревья удаляются собственником (пользователем) земельного участка либо специализированной организацией немедленно с проезжей части дорог, тротуаров, от токонесущих проводов, фасадов жилых и производственных зданий, а с других территорий - в течение суток с момента обнаружения упавшего дерева или получения информации Единой дежурно-диспетчерской службы Копейского городского округа (далее - ЕДДС).
Не допускается складирование спила, упавших деревьев, веток, опавшей листвы и смета на площадках для сбора и временного хранения твердых коммунальных отходов.
Федеральный закон от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ) определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
В качестве отходов производства и потребления Федеральный закон N 89-ФЗ рассматривает вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с данным Федеральным законом.
Федеральный закон N 89-ФЗ определяет твердые коммунальные отходы как отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами (статья 1).
Твердые коммунальные отходы являются одним из видов отходов. Вид отходов представляет собой совокупность отходов, которые имеют общие признаки в соответствии с системой классификации отходов.
Условием образования твердых коммунальных отходов является смешение различных материалов и изделий при утрате ими потребительских свойств, что обусловливает схожесть компонентного состава видов отходов, относящихся к твердым коммунальным отходам, вне зависимости от источника образования, и агрегатное состояние "смесь материалов и изделий". Условия образования твердых коммунальных отходов обусловливают также особенность их удаления, которое осуществляется в основном путем захоронения, в ряде случаев с предварительной сортировкой.
Из содержания пункта 1 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" следует, что отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" предусматривает установление нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (статья 18).
Статьей 5 Федерального закона N 89-ФЗ предусмотрено, что к полномочиям Российской Федерации в области обращения с отходами относится установление правил определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов. Порядок определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов согласно пункту 4 статьи 24.10 названного Федерального закона устанавливается Правительством Российской Федерации.
Во исполнение требований федерального законодателя постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2016 года N 269 утверждены Правила определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, которые устанавливают порядок определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, включающий в себя процедуры сбора, анализа и расчета данных о массе и объеме накапливаемых отходов с учетом их сезонных изменений (пункт 1 Правил).
Согласно пункту 3 Правил определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, в целях определения нормативов накопления ТКО в составе отходов учитываются также отходы, образующиеся при уборке придомовой территории.
Правительство Российской Федерации, осуществляя нормативно-правовое регулирование по нормированию, в состав отходов, подлежащих учету, включило такие отходы, которые образуются при уборке придомовой территории, что не предполагает произвольного утверждения нормативов накопления твердых коммунальных отходов.
По смыслу пункта 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации придомовая территория представляет собой земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.
В соответствии с минимальным перечнем услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2013 года N 290, работы по содержанию придомовой территории в теплый период года включают в себя: подметание и уборку придомовой территории, очистку от мусора и промывку урн, установленных возле подъездов, уборку и выкашивание газонов, прочистку ливневой канализации, уборку крыльца и площадки перед входом в подъезд, а также очистку металлической решетки и приямка.
С учетом вышеперечисленных норм права и разъяснений, уличный смет, образующийся при уборке придомовой территории, растительные отходы при уходе за газонами, цветниками и растительные отходы при уходе за древесно-кустарниковыми посадками относятся к ТКО, их сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение на территории Российской Федерации обеспечивается региональным оператором, в связи с чем фактическое возложение Правилами обязанности по их вывозу на иных лиц путем запрета складирования на площадках для сбора и временного хранения твердых коммунальных отходов противоречит законодательству, имеющему большую юридическую силу.
При этом растительные отходы, образованные при уходе за древесно-кустарниковыми посадками (порубочные остатки (кряжи, ветви), образовавшиеся в результате проведения работ по валке, корчевке и обрезке деревьев и кустарников), не относятся к ТКО, не учитываются в нормативах накопления ТКО, соответственно обращение с такими отходами обеспечивается лицами (организациями), обладающими соответствующей разрешительной документацией по нерегулируемой цене, а положение Правил о том, что указанные работы осуществляются собственниками помещений в многоквартирном доме либо управляющими организациями указывает на их финансовое участие в содержании прилегающих территорий, что не противоречит действующему законодательству.
Согласно пункту 99 Правил физические и юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие содержание территории, здания, строения, сооружения:
1) обеспечивают устройство площадок для сбора и временного хранения ТКО и оборудование их контейнерами (мусоросборниками) либо заключают договор на обращение с отходами с собственником контейнерной площадки или организацией, обслуживающей площадки для сбора и временного хранения ТКО, в соответствии с законодательством;
2) содержат площадки для сбора и временного хранения ТКО и прилегающую к ним территорию в чистоте и порядке, очищают их от мусора согласно графику;
3) не допускают переполнение контейнеров (мусоросборников) отходами;
4) принимают меры по предотвращению возгорания отходов в контейнерах (мусоросборниках), а в случае возгорания отходов своевременно принимают меры по тушению пожара в соответствии с законодательством;
5) осуществляют раздельный сбор ТКО;
6) организовывают вывоз (транспортирование) и размещение (обработку, утилизацию, обезвреживание) отходов из мест сбора и временного хранения ТКО в соответствии с законодательством;
7) принимают меры для недопущения образования несанкционированных свалок.
В силу п. 1 ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 13.4 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" предусмотрено, что накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (пункт 4).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 года N 1039 утверждены Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение их реестра.
Согласно пункту 3 данных Правил места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
В случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с органом местного самоуправления (далее соответственно - заявитель, уполномоченный орган) на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом (пункт 4).
В Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в МКД, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 года N 290, входят работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок. Указанные работы не включают уборку мест погрузки ТКО, под которой понимаются действия по подбору оброненных (просыпавшихся и др.) при погрузке ТКО и перемещению их в мусоровоз (пункт 26(1) Минимального перечня услуг).
Пунктом 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 года N 170, установлено, что организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, в том числе организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов, содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории.
Подпунктом 24 пункта 1 статьи 6 Устава Копейского городского округа к вопросам местного значения отнесена организация сбора, вывоза, утилизация и переработка бытовых и промышленных отходов.
Из материалов дела следует, что в собственности администрации КГО находится значительное число мест накопления ТКО (том 3, л.д. 69 - 107).
Пунктом 19 Постановления Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановления Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года N 641" потребители обязаны осуществлять разделение твердых коммунальных отходов по видам отходов и складирование сортированных твердых коммунальных отходов в отдельных контейнерах для соответствующих видов твердых коммунальных отходов.
Согласно ответу Законодательного Собрания Челябинской области на запрос Собрания депутатов КГО, случай, при котором потребители обязаны осуществлять раздельное накопление ТКО, установлен статьей 2.1 Закона Челябинской области "Об отходах производства и потребления" (введена Законом Челябинской области от 6 марта 2020 года N 112-ЗО): если в местах (на площадках) накопления ТКО установлены отдельные контейнеры для соответствующих видов ТКО (том 3, л.д. 68).
Из приведенного правового регулирования следует, что обязанность по участию в организации деятельности по сбору твердых коммунальных отходов на территории городского округа, в частности обязанность по содержанию площадок для сбора и временного хранения ТКО и прилегающей к ним территории в чистоте и порядке, очистке их от мусора согласно графику, возложена не только на физических и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих содержание территории, здания, строения, сооружения, но и на иных лиц; обязанность по раздельному сбору ТКО может быть возложена на потребителей только в случае установления отдельных контейнеров для соответствующих видов ТКО.
В то же время пункт 99 Правил обязанность по содержанию площадок возлагает исключительно на физических и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих содержание территории, здания, строения, сооружения, устанавливает для них безусловную обязанность по осуществлению раздельного сбора ТКО, что противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
В соответствии с пунктом 38 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречат нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд, руководствуясь пунктом 1 части 2, пунктом 1 части 4 статьи 215 КАС РФ, признает этот нормативный правовой акт не действующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
Учитывая, что Правила применялись до вынесения решения суда, решение Собрания депутатов КГО в оспариваемой части следует признать не действующим со дня вступления в силу настоящего решения суда.
В соответствии с частью 4 статьи 215 КАС Российской Федерации, сообщение о принятии решения суда подлежит опубликованию в газете "Копейский рабочий" в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст. 215 КАС РФ, суд решил:
административные исковые требования общества с ограниченной ответственностью "Жилищная управляющая компания" удовлетворить частично.
Признать противоречащими действующему законодательству и недействующими с момента вступления решения суда в законную силу положения Правил благоустройства территории Копейского городского округа, утвержденных решением Собрания депутатов Копейского городского округа Челябинской области от 3 июля 2020 года N 897-МО:
пункт 36, подпункт 4 пункта 38, подпункт 1 пункта 43, пункт 109 в части, не устанавливающей для собственников и (или) иных законных владельцев помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам таких домов, исключения и предусматривающей их участие, в том числе финансовое, в содержании прилегающих территорий;
пункт 46 в части, запрещающей складирование смета, образующегося при уборке придомовой территории, на площадках для сбора и временного хранения твердых коммунальных отходов;
пункт 99 в части, возлагающей на физических и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих содержание территории, здания, строения, сооружения, обязанность по обеспечению содержания площадок для сбора и временного хранения ТКО и прилегающей к ним территории в чистоте и порядке, очистке их от мусора согласно графику, а также в части обязанности по осуществлению раздельного сбора ТКО в случаях, когда такая обязанность в силу закона отсутствует.
В удовлетворении остальной части административных исковых требований открытого акционерного общества с ограниченной ответственностью "Жилищная управляющая компания" отказать.
Обязать Собрание депутатов Копейского городского округа опубликовать сообщение о принятии решения в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в газете "Копейский рабочий".
Решение может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Челябинский областной суд.
Мотивированное решение изготовлено 23 июля 2021 года.
Председательствующий |
Л.В. Феофилова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Челябинского областного суда от 9 июля 2021 г. по делу N 3а-215/2021 Ключевые темы: правила благоустройства - придомовая территория - места накопления ТКО
Текст решения опубликован в газете "Копейский рабочий" от 3 сентября 2021 г. N 37 (сообщение)