Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к постановлению администрации
Кавалеровского муниципального района
от 08.10.2021 г. N 207
Порядок
ликвидации, локализации технологических нарушений и взаимодействия тепло-, электро-, топливо-, водоснабжающих и других органов, организаций и служб ЖКХ Кавалеровского муниципального района при устранении аварий и инцидентов
1. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок ликвидации, локализации технологических нарушений и взаимодействия тепло-, электро-, топливо-, водоснабжающих организаций, абонентов (потребителей), ремонтных, строительных, транспортных предприятий, а также служб жилищно-коммунального хозяйства и других органов Кавалеровского муниципального района при устранении аварий и инцидентов (далее - Порядок) разработан в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, регулирующим правоотношения в области предоставления коммунальных услуг потребителям, а именно:
- Федеральным законом от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
- Федеральным законом от 27.07.2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении";
- Жилищным Кодексом Российской Федерации от 29.12.204 г. N 188-ФЗ;
- Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов",
- Приказа Министерства энергетики Российской Федерации 12.03.2013 N 103 "Об утверждении Правил оценки готовности к отопительному периоду",
- Приказа министерства энергетики Российской Федерации от 24.03.2003 N 115 "Об утверждении правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок".
1.2. Действие Порядка распространяется на организации всех форм собственности, участвующих в процессе обеспечения и предоставлении коммунальных услуг потребителям Кавалеровского муниципального района.
1.3. В настоящем Порядке используются следующие понятия и определения:
"потребитель" - физическое или юридическое лицо, использующее коммунальные услуги;
"коммунальные ресурсы" - холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, бытовой газ в баллонах, тепловая энергия, твердое топливо, используемые для предоставления коммунальных услуг;
"коммунальные услуги" - деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания и жизнедеятельности потребителей;
"предприятие жизнеобеспечения" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по обслуживанию систем жизнеобеспечения и предоставлению коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, для обеспечения комфортных условия проживания и жизнедеятельности потребителей;
"авария" - опасное техногенное происшествие, создающее на объекте, определенной территории или акватории угрозу жизни и здоровью людей и приводящее к разрушению зданий, сооружений, оборудования и транспортных средств, нарушению производственного или транспортного процесса, а также к нанесению ущерба окружающей природной среде;
Потребители тепловой энергии по надежности теплоснабжения делятся на три категории:
"первая категория" - потребители, в отношении которых не допускается перерывов в подаче тепловой энергии и снижения температуры воздуха в помещениях ниже значений, предусмотренных техническими регламентами и иными обязательными требованиями (школы, детские сады, больницы);
"вторая категория" - потребители, в отношении которых допускается снижение температуры в отапливаемых помещениях на период ликвидации аварии, но не более 54 ч.:
жилых и общественных зданий до 12 градусов Цельсия;
промышленных зданий до 8 градусов Цельсия;
"третья категория" - остальные потребители.
Авариями в тепловых сетях считаются:
- разрушение (повреждение) зданий, сооружений, трубопроводов тепловой сети в период отопительного сезона при отрицательной среднесуточной температуре наружного воздуха, восстановление работоспособности, которых продолжается более 36 часов;
- повреждение трубопроводов тепловой сети, оборудования насосных станций, вызвавшее перерыв теплоснабжения потребителей I категории (по отоплению) на срок более 8 часов, прекращение теплоснабжения или общее снижение более чем на 50% отпуска тепловой энергии потребителям продолжительностью более 16 часов.
Технологическими отказами в тепловых сетях считаются:
- неисправности трубопроводов тепловой сети, оборудования насосных станций, котельных, поиск утечек, вызвавшие перерыв в подаче тепла потребителям I категории (по отоплению) свыше от 4 до 8 часов, прекращение теплоснабжения (отопления) объектов соцкультбыта на срок, превышающий условия в соответствии с Приложением 1, Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов",
Функциональными отказами (инцидентами) в тепловых сетях считаются нарушения режима, не вызвавшие последствий, а также отключение горячего водоснабжения, осуществляемое для сохранения режима отпуска тепла на отопление при ограничениях в подаче топлива, электро- и водоснабжении.
Инцидентами в тепловых сетях не являются повреждения трубопроводов и оборудования, выявленные во время испытаний, проводимых в неотопительный период.
Не являются инцидентами потребительские отключения, к которым относятся отключения:
- теплопровода и системы теплопотребления объектов, находящихся на балансе потребителя, если оно произошло не по вине персонала теплоснабжающей организации.
Авариями в электрических сетях считаются:
- разрушение (повреждение) зданий, основного оборудования подстанций (силовые трансформаторы; оборудование распределительных устройств напряжением 10 (6) кВ и выше), восстановление работоспособности которых может быть произведено в срок более 7 суток после выхода из строя;
- повреждение питающей линии электропередачи от центра питания до распределительного пункта или прямой линии связи между распределительными пунктами напряжением 10 (6) кВ и выше, которая была восстановлена после выхода ее из строя:
1) воздушная линия за период более 3 суток;
2) кабельная линия за период более 10 суток;
- неисправности оборудования и линии электропередачи, вызвавшие перерыв электроснабжения:
1) одного и более потребителей I категории, превышающих время действия устройств автоматического повторного включения (АПВ) и автоматического включения резерва (АВР) электроснабжающей организации. При несоответствии схемы питания потребителей I категории требованиям правил устройства электроустановок (ПУЭ) аварией считается перерыв электроснабжения этих потребителей продолжительностью более 10 часов, если нарушение электроснабжения этих потребителей произошло по вине персонала предприятия электрических сетей;
2) одного и более потребителей II категории продолжительностью более 10 часов, если нарушение электроснабжения произошло по вине персонала предприятия электрических сетей;
3) одного и более потребителей III категории продолжительностью более 24 часов, если нарушение электроснабжения произошло по вине персонала предприятия электрических сетей.
Технологическими отказами в электрических сетях считаются:
- неисправности основного оборудования, восстановление работоспособности которого может быть произведено в течение не более 7 суток после выхода из строя;
- неисправности питающей линии электропередачи от центра питания до распределительного пункта или прямой линии связи между распределительными пунктами напряжением 10 (6) кВ и выше, которая была восстановлена после выхода ее из строя:
1) воздушная линия за период от 12 часов до 3 суток;
2) кабельная линия за период от 2 до 10 суток;
- неисправности оборудования в линии электропередачи, вызвавшие перерыв электроснабжения:
1) одного и более потребителей I категории при несоответствии схемы их питания требованиям ПУЭ, продолжительностью от 3 до 10 часов, если нарушение электроснабжения потребителей произошло по вине персонала предприятия электрических сетей;
2) одного и более потребителей II категории продолжительностью от 3 до 10 часов;
3) одного и более потребителей III категории продолжительностью от 10 до 24 часов.
Функциональными отказами (инцидентами) в электрических сетях считаются нарушения режима работы, не вызвавшие последствий, а также:
- выход из строя измерительных трансформаторов, разрядников, трансформаторов и др., не относящихся к основному оборудованию;
- выход из строя устройств АПВ, АВР, релейной защиты, телемеханики.
Не относится к инцидентам в электрических сетях:
вывод из работы оборудования по оперативной заявке для устранения мелких дефектов и неисправностей (замена элементов опоры, подтяжка бандажей, чистка изоляции, устранение течи масла в трансформаторах силовых и масляных выключателях, подтяжка болтовых соединений в распределительных пунктах (РП), трансформаторных подстанциях (ТП), выправка опор, устранение других неисправностей, угрожающих нормальной эксплуатации электроустановок или электроснабжения потребителей и т.д.), выявленных при профилактическом осмотре и контроле.
- линии электропередачи, подстанции, находящиеся на балансе потребителя, если отключение произошло не по вине энергоснабжающей организации;
- линии электропередачи, подстанции, находящиеся на балансе предприятия электрических сетей, из-за повреждения оборудования, неправильных действий персонала потребителя или устройства защиты на установке потребителя;
Электроприемники аварийной брони электроснабжения - дежурное и охранное освещение, охранная и пожарная сигнализация, насосы пожаротушения, связь, аварийная вентиляция, отопление в зимнее время.
1.4. Основными направлениями предупреждения технологических нарушений и аварий и поддержания постоянной готовности предприятия жизнеобеспечения к их ликвидации являются:
- постоянная подготовка персонала к ликвидации возможных технологических нарушений путем своевременного проведения противоаварийных тренировок, повышения качества профессиональной подготовки;
- создание необходимых аварийных запасов материалов и оборудования;
- обеспечение персонала средствами связи, пожаротушения, автотранспортом и другими механизмами, необходимыми средствами защиты;
- своевременное обеспечение рабочих мест схемами технологических трубопроводов, инструкциями по ликвидации технологических нарушений, программами переключений;
- тестирование персонала при приеме на работу, а также в процессе трудовой деятельности по готовности к оперативной работе.
2. Порядок ликвидации аварий и технологических нарушений на объектах жизнеобеспечения Кавалеровского муниципального района
2.1. Руководители предприятий жизнеобеспечения, осуществляющие реконструкцию, капитальный ремонт или эксплуатацию зданий, сооружений, сетей, на которых произошла авария, должны немедленно передать донесения в единую дежурную диспетчерскую службу администрации Кавалеровского муниципального района (далее - ЕДДС).
2.2. ЕДДС администрации Кавалеровского муниципального района в течение часа направляет информацию о возникновении аварии:
- в отдел жизнеобеспечения Министерства жилищно-коммунального хозяйства Приморского края;
- в систему мониторинга и контроля устранения аварий и инцидентов на объектах жилищно-коммунального хозяйства (далее - Система МКА ЖКХ)
- в диспетчерские службы предприятий жизнеобеспечения Кавалеровского муниципального района.
2.3. Передача донесений в отдел жизнеобеспечения Министерства жилищно-коммунального хозяйства Приморского края и в государственное казенное учреждение Приморского края по пожарной безопасности и ГОЧС может производиться по телефонным, телеграфным и радиоканалам связи с использованием различных систем передачи информации (модемной, факсимильной и т.п.).
2.4. В донесении должны содержаться следующие сведения:
- полное наименование и техническая характеристика объекта;
- наименование эксплуатационной организации;
- место расположения объекта;
- дата и время аварии;
- характер и объем разрушений,
- сведения о пострадавших и погибших;
- обстоятельства, при которых произошла авария;
- сведения о назначении соответствующей комиссии и вероятной причине аварии.
Информация предприятия жизнеобеспечения должна содержать следующие сведения:
- наименование населенного пункта, наименование и адрес объекта аварии;
- краткое описание причин и характера аварии;
- время начала прекращения подачи энергоресурсов (водоснабжения), потребителям;
- перечень объектов, подлежащих отключению от энергоресурсов (водоснабжения), и объектов, которым прекращена подача энергоресурсов (водоснабжения);
- объем повреждений и разрушений, состояние коммуникаций, вышедших из строя, в том числе по видам:
Наименование коммуникаций, энергосистем |
Показатели параметров состояния |
ЛЭП (распределительные сети) |
Мощность (кВ), протяжённость (км), количество опор (шт), количество трансформаторных подстанций (шт) |
Линии связи |
Протяжённость (км), характеристика линий связи |
Системы водоснабжения и канализации |
Протяжённость (км), тип, диаметр труб (км), давление, для оборудования - мощность, тип и количество |
Системы теплоснабжения |
Протяжённость (км), тип, диаметр труб (км), давление, для оборудования - мощность, тип и количество |
- время начала работ по ликвидации аварии;
- количество аварийных бригад и их численность;
- ответственное лицо предприятия жизнеобеспечения за организацию и ход работы на объекте аварии;
- контактный телефон;
- планируемое время прекращения работ.
2.5. Предприятия жизнеобеспечения на территории Кавалеровского муниципального района должны иметь диспетчерскую службу (далее - ДС).
2.6. Основными задачами диспетчерского управления при ликвидации технологических нарушений являются:
- предотвращение развития нарушений, предупреждение травм персонала и повреждения оборудования, не затронутого технологическим нарушением;
- создание наиболее надежной послеаварийной схемы и режима работы системы в целом и ее частей;
- выяснение состояния отключившегося и отключенного оборудования и, при возможности, включение его в работу;
- включение оборудования в работу и восстановление схемы сети, работоспособности оборудования.
2.7. На каждом диспетчерском пункте, щите управления организации должна находиться:
- инструкция (порядок) по предотвращению и ликвидации технологических нарушений и аварий, которая составляется в соответствии с типовой инструкцией;
- планы ликвидации технологических нарушений и аварий (в сетях, топливном хозяйстве и котельных и т.п.).
2.8. ДС предприятий жизнеобеспечения согласовывают документы, определяющие их взаимодействие при ликвидации технологических нарушений в смежных предприятиях жизнеобеспечения и органах местного самоуправления Кавалеровского муниципального района.
2.9. В случае возникновения аварий и технологических нарушений на объектах жизнеобеспечения Кавалеровского муниципального района ДС предприятия жизнеобеспечения должны руководствоваться утвержденным на предприятии "Порядком ликвидации аварий и технологических нарушений на объектах жизнеобеспечения", составленным в соответствии с действующим законодательством.
2.10. ДС предприятия жизнеобеспечения фиксирует время завершения работ по ликвидации аварий и возобновления подачи энергоснабжения потребителей и направляет соответствующую информацию в органы местного самоуправления Кавалеровского муниципального района в единую дежурную диспетчерскую службу (ЕДДС).
2.11. Предприятие жизнеобеспечения при организации работ по ликвидации аварий и технологических нарушений взаимодействует со смежными предприятиями жизнеобеспечения и органами местного самоуправления Кавалеровского муниципального района. При этом предприятие жизнеобеспечения, на сетях (системах) которого произошла авария, разрабатывает и осуществляет необходимые мероприятия по устранению причин, препятствующих нормальному энергоснабжению (водоснабжению).
2.12. В установленный законодательством срок смежные предприятия жизнеобеспечения и органы местного самоуправления Кавалеровского муниципального района, должны принять меры к безаварийному прекращению технологического процесса, меры по обеспечению безопасности людей, по охране окружающей среды и сохранности оборудования в связи с прекращением подачи энергоресурсов (водоснабжения).
2.13. Предприятие жизнеобеспечения обязано организовать временное обеспечение энергоресурсов (водоснабжения) потребителям из резервных источников, для снижения негативных последствий аварии и ущерба.
2.14. На время ликвидации аварии и технологических нарушений предприятие жизнеобеспечения по согласованию с органами местного самоуправления Кавалеровского муниципального района, организует подачу энергоресурсов (водоснабжения) в отдельные районы населенного пункта по графикам с обязательным оповещением потребителей о режимах их обеспечения (отпуска).
2.15. Органы местного самоуправления Кавалеровского муниципального района, ведут контроль над ходом работ по ликвидации аварий и взаимодействием предприятий жизнеобеспечения в целях ликвидации негативных последствий аварий.
3. Предоставление оперативной информации
3.1. Ресурсоснабжающие организации информируют "Единую Дежурную Диспетчерскую Службу" (далее - ЕДДС) администрации Кавалеровского муниципального района по тел. 9-10-19:
3.1.1. Теплоснабжающая организация ежедневно, с момента начала отопительного сезона в 6.00 часов предоставляет информацию:
- о температуре теплоносителя (в подающем и обратном трубопроводах);
- о давлении теплоносителя (подающего и обратного трубопровода). В случае нарушения гидравлического режима, снижения или ограничения температуры теплоносителя или возникновения аварийной ситуации теплоснабжающая организация информирует ЕДДС администрации Кавалеровского муниципального района по тел. 9-10-19 в течение 15 минут;
3.1.2. Организация, оказывающая услуги по водоснабжению и водоотведению, ежедневно в 7.00 часов информирует:
- о давлении холодной воды (на выходе головных сооружений насосной станции) по показаниям приборов учета водопотребления и водоотведения на магистральных участках сетей, а также показатели потерь;
- о соответствии состава и свойств воды санитарным нормам и правилам. В случае нарушения режима водоподачи, несоответствия состава и свойств воды по санитарным нормам и правилам или возникновении аварийной ситуации водоснабжающая организация информирует ЕДДС администрации Кавалеровского муниципального района по тел. 9-10-19 в течение 15 минут;
3.1.3. Электроснабжающие организации ежедневно в 7.00 часов информируют о состоянии электроснабжения городского округа. При нарушении режима электроснабжения, наступлении аварийной ситуации электроснабжающие организации информируют ЕДДС администрации Кавалеровского муниципального района по тел. 9-10-19 в течение 15 минут;
3.1.4. Управляющие организации, товарищества собственников жилья (далее - ТСЖ), собственники многоквартирных домов или лица, оказывающие услуги и (или) выполняющие работы по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, ежедневно в 8.00 часов предоставляют оперативную информацию о ремонтных работах, проводимых на внутридомовых инженерных системах многоквартирных жилых домов (перечень адресов жилых домов) и сроках выполнения работ.
3.2. В случае наступления аварийных ситуаций все ресурсоснабжающие организации, управляющие организации, товарищества собственников жилья (далее - ТСЖ), собственники многоквартирных домов или лица, оказывающие услуги и (или) выполняющие работы по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, информируют ЕДДС администрации Кавалеровского муниципального района по тел. 9-10-19, отдел жизнеобеспечения администрации Кавалеровского муниципального района (далее - ОЖО) по тел.9-14-72:
- о факте наступления аварийной ситуации - в течение 5 минут;
- о причинах и принимаемых мерах - в течение 30 минут;
- в течение часа предоставляют в ЕДДС администрации Кавалеровского муниципального района письменный доклад по форме, установленной Министерством жилищно-коммунального хозяйства Приморского края: - при наличии аварий, сбоев указывать время, место, последствия, количество жилищного фонда, населения, объектов соцкультбыта, попавших под отключение, меры, принимаемые для устранения аварий, сбоев (количество бригад, человек, техники), ориентировочное время устранения.
3.3. При возникновении крупномасштабной аварии, срок ликвидации
последствий более 12 часов.
- При ликвидации последствий аварийных ситуаций применяется электронное моделирование аварийной ситуации с использованием имеющихся программных комплексов и автоматических систем управления.
4. Взаимодействие организаций жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Кавалеровского муниципального района при ликвидации и локализации аварийных ситуаций
4.1. При возникновении аварийной ситуации на наружных инженерных системах электро-, водо-, теплоснабжения, водоотведения, ресурсоснабжающая организация обязана:
4.1.1. Силами аварийно-восстановительных бригад и групп в течение 15 минут приступить к ликвидации и локализации создавшейся аварийной ситуации;
4.1.2. В течение получаса предупредить о характере аварии и ориентировочном времени её устранения:
- ЕДДС администрации Кавалеровского муниципального района;
- Соответствующую управляющую организацию, ТСЖ, собственников многоквартирных домов или лицо, оказывающие услуги и (или) выполняющие работы по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома;
4.1.3. После ликвидации и локализации аварии оповестить о моменте подключения ЕДДС Кавалеровского муниципального района, управляющие организации, ТСЖ, собственников многоквартирных домов или лицо, оказывающие услуги и (или) выполняющие работы по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома (при непосредственном способе управления) по договору;
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.