Решение Верховного Суда РФ от 21 июля 2022 г. N АКПИ22-337
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе
судьи Верховного Суда Российской Федерации Назаровой А.М.
при секретаре Котович Ю.А.
с участием прокурора Русакова И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Кулика Михаила Федоровича о признании недействующими пункта 88 Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий предоставления государственной услуги по государственной регистрации маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, утвержденного приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 15 августа 2021 г. N 566, подпунктов 3-5 пункта 22 Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий предоставления государственной услуги по освидетельствованию маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, утвержденного приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 15 августа 2021 г. N 567,
установил:
приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России) от 15 августа 2021 г. N 566 (далее - Приказ N 566) утвержден Административный регламент Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий предоставления государственной услуги по государственной регистрации маломерных судов, используемых в некоммерческих целях (далее - Административный регламент N 566), нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации (далее - Минюст России) 15 октября 2021 г., N 65445, и официально опубликован 18 октября 2021 г. на "Официальном интернет-портале правовой информации" (http://pravo.gov.ru).
Приказом МЧС России от 15 августа 2021 г. N 567 (далее - Приказ N 567) утвержден Административный регламент Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий предоставления государственной услуги по освидетельствованию маломерных судов, используемых в некоммерческих целях (далее - Административный регламент N 567), нормативный правовой акт 13 октября 2021 г. зарегистрирован в Минюсте России, N 65388, и официально опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (http://pravo.gov.ru).
Пунктом 88 Административного регламента N 566 установлено, что в процессе осмотра маломерного судна осуществляется проверка соответствия типа, модели и подлинности заводских номеров двигателей или подвесных лодочных моторов данным технического паспорта или судового билета (абзац первый). Проверка соответствия типа, модели и подлинности заводских номеров двигателей или подвесных лодочных моторов данным технического паспорта или судового билета производится путем сравнения данных, представленных в документах, необходимых для предоставления государственной услуги, с фактическими данными (абзац второй).
Согласно пункту 22 Административного регламента N 567 для прохождения освидетельствования маломерного судна заявитель представляет: заявление по форме согласно приложению N 1 к данному административному регламенту (подпункт 1); документ, подтверждающий право собственности на маломерное судно (подпункт 2); техническую документацию на маломерное судно (подпункт 3); технический паспорт двигателя или подвесного лодочного мотора с данными о заводском номере и техническими характеристиками (подпункт 4); свидетельство о классификации маломерного судна или сертификат соответствия (за исключением маломерных судов, на которые действие технического регламента Таможенного союза "О безопасности маломерных судов", принятого решением Совета Евразийской экономической комиссии от 15 июня 2012 г. N 33, не распространяется) (подпункт 5); конструкторскую и (или) построечную документацию, включая расчеты прочности, остойчивости и непотопляемости (для судов индивидуальной постройки) (подпункт 6); конструкторскую документацию по изменениям, внесенным в конструкцию корпуса или двигателя маломерного судна (в случае проведения модернизации маломерного судна) (подпункт 7); судовой билет, выданный до вступления в силу Приказа N 567 (при наличии) (подпункт 8); ранее выданные акты или заключения по результатам проведения освидетельствования маломерного судна (при наличии) (подпункт 9).
Кулик М.Ф. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующими пункта 88 Административного регламента N 566, подпунктов 3-5 пункта 22 Административного регламента N 567, ссылаясь на то, что они противоречат требованиям статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Федеральный закон N 210-ФЗ), поскольку при предоставлении государственных услуг по государственной регистрации и освидетельствованию маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, вводят не предусмотренные законом требования к гражданину о представлении документов, указанных в подпунктах 3-5 пункта 22 Административного регламента N 22. Как утверждает административный истец, в действующем законодательстве Российской Федерации отсутствует точное определение и/или перечень "технической документации на маломерное судно", а также "технического паспорта двигателя или подвесного лодочного мотора с данными о заводском номере и техническими характеристиками", которые был бы обязан иметь или получить законным способом гражданин, владеющий маломерным судном. По мнению административного истца, законодательство Российской Федерации не устанавливает ни формы этих документов, ни обязательности их наличия для допуска к эксплуатации двигателей и моторов маломерных судов, при этом отсутствует законодательный запрет эксплуатации маломерных судов при отсутствии такой документации. Указанные нарушения создают правовую неопределенность и возможность двоякого толкования норм права должностными лицами МЧС России, участвующими в оказании государственной услуги по освидетельствованию маломерных судов, а также грубо нарушают права граждан свободно пользоваться и распоряжаться своим имуществом, ущемляют право на получение государственных услуг в соответствии с требованиями Федерального закона N 210-ФЗ.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "Административного регламента N 22" имеется в виду "Административного регламента N 567"
В обоснование своего требования административный истец указал, что владеет маломерным моторным судном с подвесным лодочным мотором. В силу пункта 7 Положения о классификации и освидетельствовании маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2022 г. N 132, он обязан не реже, чем один раз в пять лет представлять свое судно для проведения освидетельствования в Государственную инспекцию по маломерным судам МЧС России, куда в том числе должен представить технические документы на маломерное судно и его мотор, форма и перечень которых не установлены законодательством Российской Федерации. Однако без представления этих документов пройти периодическое освидетельствование судна не представляется возможным, что исключает возможность административного истца свободно пользоваться и распоряжаться своим имуществом по его прямому назначению и по своему усмотрению, чем нарушается его право, закрепленное статьей 35 Конституции Российской Федерации и статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Кулик М.Ф., надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте проведения судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Административный ответчик МЧС России и заинтересованное лицо Минюст России в письменных возражениях на административный иск указали, что оспариваемые нормативные правовые акты изданы уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, оспариваемые положения не противоречат актам большей юридической силы и не нарушают права, свободы и законные интересы административного истца.
В судебном заседании представитель МЧС России Кутайцев В.В. просил отказать в удовлетворении административного искового заявления, поддержав изложенную в возражениях правовую позицию.
Минюст России заявил о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Выслушав представителя МЧС России, обсудив доводы административного истца, исследовав материалы дела, в том числе отзыв заинтересованного лица по существу заявленного требования, проверив оспариваемые положения на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Русакова И.В., полагавшего, что административный иск не подлежит удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия (далее - органы местного самоуправления), регулируются Федеральным законом N 210-ФЗ (часть 1 статьи 1).
По смыслу пункта 1 статьи 2 данного закона, под государственной услугой, предоставляемой федеральным органом исполнительной власти, органом государственного внебюджетного фонда, исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органом местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - государственная услуга), понимается деятельность по реализации функций соответственно федерального органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - органы, предоставляющие государственные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги.
Предоставление государственных и муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административным регламентом - нормативным правовым актом, устанавливающим порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги, разработка проекта которого осуществляется органом, предоставляющим государственную услугу, или органом, предоставляющим муниципальную услугу (пункт 4 статьи 2, часть 1 статьи 12, часть 1 статьи 13 Федерального закона N 210-ФЗ).
Порядок разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг установлен Правилами разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 г. N 373, в соответствии с пунктом 1 которых регламентом является нормативный правовой акт федерального органа исполнительной власти, органа государственного внебюджетного фонда, государственной корпорации, наделенных в соответствии с федеральным законом полномочиями по предоставлению государственных услуг в установленной сфере деятельности (далее - органы, предоставляющие государственные услуги), устанавливающий сроки и последовательность административных процедур (действий), осуществляемых органами, предоставляющими государственные услуги, в процессе предоставления государственной услуги в соответствии с требованиями Федерального закона N 210-ФЗ.
Отношения, возникающие между организациями внутреннего водного транспорта Российской Федерации, грузоотправителями, грузополучателями, пассажирами и другими физическими и (или) юридическими лицами при осуществлении судоходства на внутренних водных путях Российской Федерации, регулирует Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации (далее - Кодекс), который определяет их права, обязанности и ответственность (пункт 1 статьи 1).
Законодательство в области внутреннего водного транспорта Российской Федерации состоит из Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Кодекса, иных федеральных законов. Отношения, связанные с деятельностью на внутреннем водном транспорте Российской Федерации, регулируются также соответствующими нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, которые не должны противоречить Кодексу и иным федеральным законам (статья 2 Кодекса).
В силу статьи 4 Кодекса государственное регулирование в области внутреннего водного транспорта осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта (далее - федеральный орган исполнительной власти в области транспорта), непосредственно или через находящиеся в его ведении государственные организации, а также другими федеральными органами исполнительной власти в пределах предоставленных им полномочий (пункт 1).
Статьей 41 этого кодекса закреплено, что контроль за соблюдением обязательных требований, установленных Кодексом и иными нормативными правовыми актами в области внутреннего водного транспорта, международными договорами Российской Федерации в области судоходства, в целях обеспечения безопасности внутреннего водного транспорта осуществляется посредством федерального государственного контроля (надзора) в области торгового мореплавания и внутреннего водного транспорта (далее - федеральный контроль) уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в соответствии с положением, утверждаемым Правительством Российской Федерации.
Судно - самоходное или несамоходное плавучее сооружение, предназначенное для использования в целях судоходства, в том числе судно смешанного (река - море) плавания, паром, дноуглубительный и дноочистительный снаряды, плавучий кран и другие технические сооружения подобного рода (статья 3 Кодекса).
Согласно статье 16 Кодекса судно подлежит государственной регистрации в одном из указанных в этом пункте реестров судов Российской Федерации (далее также - реестры судов): Государственном судовом реестре; реестре маломерных судов; реестре арендованных иностранных судов; Российском международном реестре судов; реестре строящихся судов.
Государственная регистрация маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, осуществляется в реестре маломерных судов уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Порядок государственной регистрации этих судов в реестре маломерных судов устанавливается указанным органом (пункт 2 статьи 17).
Маломерные суда, подлежащие государственной регистрации и используемые в некоммерческих целях, подлежат классификации и освидетельствованию уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 3 статьи 35 Кодекса).
Статья 35 Кодекса определяет порядок классификации и освидетельствования судов и плавучих объектов. По смыслу данной статьи, маломерные суда, подлежащие государственной регистрации и используемые в некоммерческих целях, подлежат классификации и освидетельствованию уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом, исполнительной власти (пункт 3).
Правительство Российской Федерации постановлением от 8 февраля 2022 г. N 132 утвердило Положение о классификации и освидетельствовании маломерных судов, используемых в некоммерческих целях (далее - Положение о классификации); Положение о Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствии стихийных бедствий (далее - Положение о Государственной инспекции), а также Правила государственного надзора за маломерными судами, используемыми в некоммерческих целях.
Пунктом 2 Положения о классификации установлено, что классификация и освидетельствование маломерных судов проводятся уполномоченными подразделениями Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - Государственная инспекция).
Государственная инспекция в силу пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. N 868 "Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" и пункта 1 Положения о Государственной инспекции входит в систему МЧС России.
Положением о Государственной инспекции закреплено, что Государственная инспекция по маломерным судам осуществляет свою деятельность в числе прочих и в отношении маломерных судов, используемых в некоммерческих целях (подпункт "а" пункта 4), к функциям Государственной инспекции отнесено проведение классификации и освидетельствования маломерных судов в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации; осуществление классификации маломерных судов на соответствие требованиям технического регламента Таможенного союза "О безопасности маломерных судов"; оказание государственной услуги по государственной регистрации маломерных судов; осуществление учета маломерных судов и ведение реестра маломерных судов, государственного учета выдаваемых удостоверений на право управления маломерными судами, регистрационных и иных документов, необходимых для допуска маломерных судов и судоводителей к участию в плавании; проведение в установленном порядке регулярных проверок маломерных судов на соответствие техническим нормативам выбросов в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ; представление в соответствии с законодательством Российской Федерации в налоговые органы сведений о маломерных судах, зарегистрированных и исключенных из реестра маломерных судов, и лицах, на которые зарегистрированы эти маломерные суда; участие в разработке нормативных правовых актов и технических регламентов в области пользования маломерными судами и безопасности людей на водных объектах (подпункты "в", "г", "д", "ж", "з", "о", "с" пункта 6).
МЧС России, реализуя предоставленные полномочия, утвердило Административный регламент N 566 и Административный регламент N 567.
Административный регламент N 566 определяет сроки и последовательность административных процедур (действий) при предоставлении подразделениями Государственной инспекции государственной услуги по государственной регистрации маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, и устанавливает порядок взаимодействия между структурными подразделениями МЧС России, их должностными лицами, а также с заявителями, органами государственной власти, организациями при предоставлении государственной услуги.
Административный регламент N 567 определяет сроки и последовательность административных процедур (действий) при предоставлении подразделениями Государственной инспекции государственной услуги по освидетельствованию маломерных судов и устанавливает порядок взаимодействия между структурными подразделениями МЧС России, их должностными лицами, а также с заявителями, органами государственной власти, организациями при предоставлении государственной услуги.
Процедура издания, введения в действие и опубликования приказов N 566 и 567, утвердивших оспариваемые административные регламенты, соответствует положениям Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" и Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009.
Следовательно, оспариваемые в части нормативные правовые акты приняты полномочным федеральным органом исполнительной власти с соблюдением формы и порядка введения его в действие.
Результатом предоставления государственной услуги при государственной регистрации маломерного судна и (или) права собственности на маломерное судно является формирование регистрационной записи о государственной регистрации маломерного судна и (или) праве собственности на маломерное судно (подпункт 1 пункта 16 Административного регламента N 566).
Результатом предоставления государственной услуги при прохождении освидетельствования маломерного судна является допуск маломерного судна к эксплуатации или отказ в допуске маломерного судна к эксплуатации (подпункт 1 пункта 16 Административного регламента N 567).
В отношении выпускаемых в обращение на единой таможенной территории государств-членов Таможенного союза маломерных судов, спасательных средств и (или) оборудования для маломерных судов действует Технический регламент.
Пунктом 8 статьи 3 Технического регламента закреплено, что маломерные суда, спасательные средства и (или) оборудование для маломерных судов допускаются к обращению на рынке при их соответствии Техническому регламенту, что подтверждается их маркировкой единым знаком обращения продукции на рынке государств-членов Таможенного союза в соответствии со статьей 8 Технического регламента. Документами, удостоверяющими соответствие требованиям Технического регламента при выпуске в обращение, являются: для маломерных судов, оценка (подтверждение) соответствия которых проводилась в форме классификации, - свидетельство о классификации маломерного судна; для маломерных судов, спасательных средств и (или) оборудования для маломерных судов, оценка (подтверждение) соответствия которых проводилась в форме сертификации, - сертификат соответствия.
Таким образом, при выпуске в обращение маломерного судна, на которое распространяется действие Технического регламента, в обязательном порядке должно быть получено свидетельство о классификации маломерного судна или сертификат соответствия. Данный документ получается ранее строителем или продавцом маломерного судна, до ввода маломерного судна в эксплуатацию, и в соответствии с пунктом 8 Правил оформления свидетельства о классификации, выдаваемого при выпуске в обращение маломерного судна, отвечающего требованиям технического регламента, утвержденных решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 28 февраля 2017 г. N 23, содержит сведения о документах, подтверждающих соответствие продукции требованиям Технического регламента (заключение на техническую документацию, документы, содержащие сведения о результатах проверки соответствия требованиям технического регламента, и (или) иные документы, представленные заявителем в качестве доказательства соответствия продукции требованиям технического регламента).
Пунктом 81 Технического регламента установлено, что на стадии эксплуатации оценка соответствия производится в форме технического освидетельствования и классификации. Порядок проведения процедур оценки соответствия объектов регулирования, находящихся в эксплуатации, а также формы документов о подтверждающих соответствие требованиям к объектам регулирования, находящимся в эксплуатации, устанавливаются законодательством государств-членов Таможенного союза.
Классификация и освидетельствование маломерного судна, проводимая уполномоченными подразделениями Государственной инспекции, включают комплекс мероприятий, проводимых для присвоения маломерному судну категории сложности района плавания, а также установления возможности безопасного плавания маломерного судна в соответствии с присвоенной категорией сложности района плавания (пункты 2 и 5 Положения о классификации).
Маломерное судно подлежит первичной классификации и освидетельствованию перед государственной регистрацией маломерного судна в реестре маломерных судов. Классификация и освидетельствование маломерного судна проводятся не реже чем 1 раз в 5 лет. Пятилетний срок классификации и освидетельствования маломерного судна исчисляется со дня проведения последних классификации и освидетельствования. Классификация маломерного судна осуществляется при проведении Государственной инспекцией освидетельствования маломерного судна без выдачи свидетельства о классификации, предусмотренного Техническим регламентом (пункты 6-8 Положения о классификации).
В пункте 4 Положения о классификации приведен перечень оснований для проведения классификации и освидетельствования маломерного судна, к которым отнесены: а) предъявление маломерного судна для первичной классификации и освидетельствования; б) наличие изменений в конструкции корпуса маломерного судна, влекущих изменение ранее присвоенной категории сложности района плавания, или установка двигателя на маломерное судно сверх допустимой мощности; в) устранение повреждений конструкции корпуса или двигателя маломерного судна, угрожающих безопасности плавания маломерного судна; г) модернизация маломерного судна; д) истечение 5-летнего срока со дня проведения последней классификации и освидетельствования маломерного судна.
Результаты классификации и освидетельствования маломерного судна оформляются актом освидетельствования, в котором указывается категория сложности района плавания или подтверждается ранее присвоенная категория сложности района плавания, а также дается заключение о годности маломерного судна к плаванию. Указанная информация вносится в судовой билет (пункт 15 Положения о классификации).
В соответствии с пунктом 18 Правил государственной регистрации маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, утвержденных приказом МЧС России от 1 июня 2021 г. N 355, по результатам внесения регистрационной записи в реестр маломерных судов заявителю выдается судовой билет по форме, установленной приложением N 2 к этим правилам, в который вносится следующая информация: идентификационный номер, фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии) собственника, адрес собственника, год и место постройки, тип и модель судна, категория сложности района плавания, строительный идентификационный номер (при наличии), материал корпуса, количество водонепроницаемых отсеков, главные размерения (длина корпуса судна наибольшая (м), ширина корпуса судна наибольшая (м), максимальная осадка (м), водоизмещение (т), максимальное количество людей на борту, наибольшая нагрузка (дедвейт) (т), максимальная площадь парусов (м), масса укомплектованного судна (кг), максимальная высота волны (м), минимальный надводный борт (м), двигатели: тип, модель, дата освидетельствования, орган освидетельствования.
Статья 7 Федерального закона N 210-ФЗ закрепляет, что органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги.
В пункте 22 Административного регламента N 567 содержится перечень документов, представляемых для освидетельствования маломерного судна как первичного, так и последующего. Приведенные в подпунктах 3-5 этого пункта документы (техническая документация на маломерное судно, технический паспорт двигателя или подвесного лодочного мотора с данными о заводском номере и техническими характеристиками, свидетельство о классификации маломерного судна или сертификат соответствия (за исключением маломерных судов, на которые действие Технического регламента не распространяется) предоставляются при первичном освидетельствовании маломерного судна, когда Государственная инспекция не располагает какой-либо информацией и документами в отношении маломерного судна.
В случае, если заявитель обращается с заявлением о проведении освидетельствования маломерного судна по иным основаниям, предусмотренным подпунктами "б"-"е" пункта 4 Положения о классификации, в Государственную инспекцию представляется судовой билет.
Пунктом 4 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации на Государственную инспекцию как на орган, осуществляющий государственную регистрацию транспортных средств, возложена обязанность сообщать в налоговые органы сведения о зарегистрированных маломерных судах (выступающих в качестве транспортных средств в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации) и об их владельцах в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации.
При этом информация о двигателях маломерного судна учитывается при определении налоговым органом налоговой базы, в связи с чем информация о двигателях маломерных судов требует проверки на достоверность в процессе осмотра маломерного судна с целью исключения фактов дальнейшего представления в налоговые органы недостоверной информации.
Установка двигателя на маломерное судно сверх допустимой мощности в соответствии с пунктом 4 Положения о классификации является самостоятельным основанием для проведения классификации и освидетельствования маломерного судна.
Следовательно, установленное в пункте 88 Административного регламента N 566 требование о проверке в процессе осмотра маломерного судна соответствия типа, модели и подлинности заводских номеров двигателей или подвесных лодочных моторов данным технического паспорта или судового билета путем сравнения данных, представленных в документах, необходимых для предоставления государственной услуги, с фактическими данными соответствует действующему законодательству Российской Федерации.
Оспариваемые положения нормативных правовых актов отвечают требованиям правовой определенности и не возлагают на граждан какой-либо обязанности по представлению не установленных законодательством Российской Федерации документов при предоставлении государственных услуг по государственной регистрации маломерного судна и по освидетельствованию маломерного судна.
Учитывая, что оспариваемые предписания административных регламентов N 566 и 567 не противоречат актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушают права, свободы и законные интересы административного истца, в удовлетворении заявленного требования следует отказать в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
в удовлетворении административного искового заявления Кулика Михаила Федоровича о признании недействующими пункта 88 Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий предоставления государственной услуги по государственной регистрации маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, утвержденного приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 15 августа 2021 г. N 566, подпунктов 3-5 пункта 22 Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий предоставления государственной услуги по освидетельствованию маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, утвержденного приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 15 августа 2021 г. N 567, отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
А.М. Назарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РФ от 21 июля 2022 г. N АКПИ22-337
Текст решения опубликован не был