Распоряжение Кабинета Министров Чувашской Республики от 20 августа 2022 г. N 822-р
1. Создать государственную информационную систему "Региональная интеграционная платформа "Аппаратно-программный комплекс "Безопасный город" на территории Чувашской Республики" (далее - Система).
2. Утвердить прилагаемую Концепцию построения и развития аппаратно-программного комплекса "Безопасный город" на территории Чувашской Республики на 2022 - 2026 годы, в том числе создания государственной информационной системы "Региональная интеграционная платформа "Аппаратно-программный комплекс "Безопасный город" на территории Чувашской Республики" (далее - Концепция).
3. Определить:
Министерство цифрового развития, информационной политики и массовых коммуникаций Чувашской Республики системным интегратором и координатором работ по реализации Концепции;
Государственный комитет Чувашской Республики по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям оператором Системы;
автономное учреждение Чувашской Республики "Центр информационных технологий" Министерства цифрового развития, информационной политики и массовых коммуникаций Чувашской Республики техническим оператором Системы, ответственным за реализацию функций по эксплуатации и техническому обеспечению Системы, а также оператором информационной безопасности и сети передачи данных Системы.
4. Министерству цифрового развития, информационной политики и массовых коммуникаций Чувашской Республики:
разработать положение о государственной информационной системе "Региональная интеграционная платформа "Аппаратно-программный комплекс "Безопасный город" на территории Чувашской Республики" (далее - Положение);
разработать и утвердить типовую форму соглашения об информационном взаимодействии участников Системы в соответствии с Положением.
5. Органам исполнительной власти Чувашской Республики поручить, территориальным органам федеральных органов исполнительной власти, органам местного самоуправления в Чувашской Республике рекомендовать обеспечить подключение к Системе информационных систем мониторинга состояния жилищно-коммунального хозяйства, мониторинга пожарной обстановки, оповещения и информирования населения, экологического мониторинга (мониторинга состояния окружающей среды), видеомониторинга и видеоаналитики, в том числе на объектах транспортной инфраструктуры, навигационно-информационных систем, геоинформационных систем.
6. Рекомендовать:
территориальным органам федеральных органов исполнительной власти, органам местного самоуправления в Чувашской Республике заключить соглашения об информационном взаимодействии с участниками Системы и использовать Систему в соответствии с Положением;
юридическим и физическим лицам, являющимся собственниками объектовых систем видеонаблюдения, контроля и управления доступом, установленных в местах массового пребывания людей и других общественных местах, а также на объектах жизнеобеспечения и транспортной инфраструктуры, обеспечить условия для подключения данных систем к Системе.
7. При решении задач в сфере обеспечения комплексной безопасности среды обитания, а также при осуществлении деятельности по внедрению сегментов аппаратно-программного комплекса "Безопасный город" на территории Чувашской Республики органам исполнительной власти Чувашской Республики поручить, территориальным органам федеральных органов исполнительной власти, органам местного самоуправления в Чувашской Республике, организациям всех форм собственности рекомендовать руководствоваться положениями Концепции, утвержденной настоящим распоряжением.
8. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на Министерство цифрового развития, информационной политики и массовых коммуникаций Чувашской Республики.
Председатель Кабинета Министров |
О. Николаев |
УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Кабинета Министров
Чувашской Республики
от 20.08.2022 N 822-р
Концепция
построения и развития аппаратно-программного комплекса "Безопасный город" на территории Чувашской Республики на 2022 - 2026 годы, в том числе создания государственной информационной системы "Региональная интеграционная платформа "Аппаратно-программный комплекс "Безопасный город" на территории Чувашской Республики"
I. Общие положения
Единый системный подход к обеспечению общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания в условиях сохранения высокого уровня рисков техногенного и природного характера и продолжающейся тенденции к урбанизации является одним из важных элементов устойчивого социально-экономического развития и роста инвестиционной привлекательности Чувашской Республики.
1.1. Цели и задачи построения и развития АПК "Безопасный город"
Целью построения и развития аппаратно-программного комплекса "Безопасный город" на территории Чувашской Республики, в том числе создания государственной информационной системы "Региональная интеграционная платформа "Аппаратно-программный комплекс "Безопасный город" на территории Чувашской Республики" (далее также - АПК "Безопасный город"), является повышение общего уровня общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания за счет существенного улучшения координации сил и служб, ответственных за решение этих задач, путем внедрения на базе муниципальных образований (в соответствии с едиными функциональными и технологическими стандартами) комплексной информационной системы, обеспечивающей прогнозирование, мониторинг, предупреждение и ликвидацию возможных угроз, а также контроль устранения последствий чрезвычайных ситуаций и правонарушений с интеграцией под управлением системы действий информационно-управляющих подсистем дежурных, диспетчерских, муниципальных служб для их оперативного взаимодействия в интересах муниципального образования.
Основными задачами построения и развития АПК "Безопасный город" являются:
формирование коммуникационной платформы для органов исполнительной власти Чувашской Республики, органов местного самоуправления муниципальных образований Чувашской Республики и организаций в Чувашской Республике с целью устранения рисков в сферах обеспечения общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания на базе межведомственного взаимодействия;
разработка единых функциональных и технических требований к аппаратно-программным средствам, ориентированным на идентификацию потенциальных точек уязвимости, прогнозирование, предупреждение угроз для обеспечения безопасности муниципального образования и реагирование на них;
обеспечение информационного обмена на федеральном, региональном и муниципальном уровнях через единое информационное пространство с учетом разграничения прав доступа к информации разного характера;
создание дополнительных инструментов для оптимизации работы существующей системы мониторинга состояния общественной безопасности;
построение и развитие систем ситуационного анализа причин дестабилизации обстановки и прогнозирования существующих и потенциальных угроз для обеспечения безопасности населения муниципального образования.
Концепция построения и развития аппаратно-программного комплекса "Безопасный город" на территории Чувашской Республики на 2022 - 2026 годы, в том числе создания государственной информационной системы "Региональная интеграционная платформа "Аппаратно-программный комплекс "Безопасный город" на территории Чувашской Республики" (далее - Концепция) разработана с целью обеспечения безопасности функционирования и устойчивого развития Чувашской Республики, сохранения жизни и здоровья населения, защиты его прав и свобод в условиях внешних и внутренних опасностей и угроз.
Настоящая Концепция является основой для:
разработки стратегии и проектных решений по созданию в Чувашской Республике системы поддержки, регулирования и координации деятельности всех участников процесса обеспечения безопасности жизнедеятельности;
совершенствования и дальнейшего развития нормативно-правовой базы обеспечения безопасности личности и общества;
разработки и реализации программ по обеспечению защищенности населения от конкретных угроз;
формирования и проведения единой политики органов власти, экономических и социальных структур в сфере обеспечения безопасности жизнедеятельности.
АПК "Безопасный город" является совокупностью функциональных и технических требований к аппаратно-программным средствам, нормативным правовым актам и регламентам межведомственного взаимодействия, направленным на противодействие угрозам общественной безопасности, правопорядку и безопасности среды обитания, формирующим интеллектуальную многоуровневую систему управления безопасностью Чувашской Республики в целом и муниципального образования в частности за счет реагирования, мониторинга, прогнозирования и предупреждения возможных угроз, а также контроля устранения последствий чрезвычайных ситуаций.
1.2. Основные понятия
В настоящей Концепции используются следующие понятия:
"автоматизированная система" - система, состоящая из персонала и комплекса средств автоматизации его деятельности, реализующая информационную технологию выполнения установленных функций;
"геоинформационная система" - информационная система, оперирующая пространственными данными;
"геолокация" - обнаружение координат реального географического положения любого объекта;
"государственная система мониторинга состояния общественной безопасности" - единая межведомственная многоуровневая автоматизированная информационная система наблюдения за состоянием общественной безопасности, предназначенная для выявления, прогнозирования и оценки угроз общественной безопасности, оценки эффективности государственной политики, проводимой в сфере обеспечения общественной безопасности, а также для формирования предложений по совершенствованию состояния общественной безопасности;
"дежурный план города" - единый информационный ресурс картографических материалов в масштабе 1:500 территории муниципального образования;
"единая дежурно-диспетчерская служба муниципального образования" - орган повседневного управления местного (городского) звена единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, являющийся центральным звеном единой системы оперативно-диспетчерского управления в чрезвычайных ситуациях;
"единая транспортная диспетчерская" - специализированная диспетчерская служба, осуществляющая мониторинг работы пассажирского транспорта и оперативное реагирование на возможные нештатные ситуации;
"задача автоматизированной системы" - функция или часть функции автоматизированной системы, представляющая собой формализованную совокупность автоматических действий, выполнение которых приводит к результату заданного вида;
"интеграционная платформа" - комплекс программно-технических средств, предназначенных для комплексной автоматизации процессов преобразования (трансляции) информации в целях обеспечения информационного взаимодействия сопрягаемых разнородных компонентов;
"интегрированная автоматизированная система" - совокупность двух или более взаимосвязанных автоматизированных систем, в которой функционирование одной из них зависит от результатов функционирования другой (других) так, что эту совокупность можно рассматривать как единую автоматизированную систему;
"интероперабельность" - способность двух или более информационных систем или компонентов к обмену информацией и к использованию информации, полученной в результате обмена;
"информатизация" - организационный, социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов исполнительной власти Чувашской Республики, органов местного самоуправления муниципальных образований Чувашской Республики, организаций и общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов;
"информационно-вычислительная инфраструктура" - комплекс программно-технических средств, предназначенных для автоматизации процессов ввода, хранения и обработки информации;
"информационно-коммуникационная инфраструктура" - совокупность территориально распределенных государственных и корпоративных информационных систем, сетей связи, средств коммутации и управления информационными потоками, а также организационных структур, нормативно-правовых механизмов регулирования, обеспечивающих их эффективное функционирование;
"информационное обеспечение автоматизированной системы" - совокупность форм документов, классификаторов, нормативной базы и реализованных решений по объемам, размещению и формам существования информации, применяемой в автоматизированной системе при ее функционировании;
"информационный ресурс" - отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных и других видах информационных систем);
"инцидент" - отказ или повреждение технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, отклонение от режима технологического процесса, нарушение положений федеральных законов и иных нормативных правовых актов, а также нормативных технических документов, устанавливающих правила ведения работ на опасном производственном объекте;
"комплекс средств автоматизации автоматизированной системы" - совокупность всех компонентов автоматизированной системы, за исключением людей;
"компонент автоматизированной системы" - часть автоматизированной системы, выделенная по определенному признаку или совокупности признаков и рассматриваемая как единое целое;
"лингвистическое обеспечение автоматизированной системы" - совокупность средств и правил для формализации естественного языка, используемых при общении пользователей и эксплуатационного персонала автоматизированной системы с комплексом средств автоматизации при функционировании автоматизированной системы;
"математическое обеспечение автоматизированной системы" - совокупность математических методов, моделей и алгоритмов, примененных в автоматизированной системе;
"методическое обеспечение автоматизированной системы" - совокупность документов, описывающих технологию функционирования автоматизированной системы, методы выбора и применения пользователями технологических приемов для получения конкретных результатов при функционировании автоматизированной системы;
"мониторинг объектов и грузов" - осуществляемые непрерывно или с заданной периодичностью контроль (наблюдение, измерение, фиксация) и анализ обобщенных параметров состояния защищенности объектов и грузов и влияющих на объекты и грузы факторов с целью подготовки решений для предупреждения и ликвидации негативных последствий кризисных ситуаций природного и техногенного характера, а также вызванных проявлениями терроризма;
"муниципальное образование" - населенная территория, на которой осуществляется местное самоуправление (городское или сельское поселение, муниципальный район, муниципальный, городской округ, городской округ с внутригородским делением);
"критически важный объект" - объект, нарушение (или прекращение) функционирования которого приводит к потере управления экономикой Чувашской Республики, ее необратимому негативному изменению (или разрушению) или существенному снижению безопасности жизнедеятельности населения, проживающего на территории Чувашской Республики, на длительный период времени;
"потенциально опасные объекты" - объекты, на которых используют, производят, перерабатывают, хранят, эксплуатируют, транспортируют или уничтожают радиоактивные, пожаро- и взрывоопасные, опасные химические и биологические вещества, а также гидротехнические сооружения, создающие реальную угрозу возникновения источника кризисной ситуации;
"объекты транспортной инфраструктуры" - технологический комплекс объектов на территории Чувашской Республики, включающий в себя:
железнодорожные и автомобильные вокзалы и станции;
тоннели, эстакады, мосты;
порты, которые расположены на внутренних водных путях и в которых осуществляется посадка (высадка) пассажиров и (или) перевалка грузов повышенной опасности, судоходные гидротехнические сооружения;
аэродромы, аэропорты, объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств;
участки автомобильных дорог, железнодорожных внешних и внутренних путей, вертодромы, посадочные площадки, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование, определяемые законодательством;
"обеспечение общественной безопасности" - реализация определяемой государством системы политических, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер, направленных на противодействие преступным и иным противоправным посягательствам, а также на предупреждение, ликвидацию и (или) минимизацию последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
"общественная безопасность" - состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от общественно опасных деяний и негативного воздействия чрезвычайных обстоятельств, вызванных криминогенной ситуацией, а также чрезвычайных ситуаций, вызванных стихийными бедствиями, катастрофами, авариями, пожарами, эпидемиями и иными чрезвычайными событиями;
"оперативное управление" - деятельность, заключающаяся в выработке управляющего воздействия и его осуществлении, направленная на эффективное достижение цели деятельности при должным образом организованном контроле;
"организационное обеспечение автоматизированной системы" - совокупность документов, устанавливающих организационную структуру, права и обязанности пользователей и эксплуатационного персонала автоматизированной системы в условиях функционирования, проверки и обеспечения работоспособности автоматизированной системы;
"пользователь автоматизированной системы" - лицо, участвующее в функционировании автоматизированной системы или использующее результаты ее функционирования;
"пользователь (потребитель) информации" - субъект, обращающийся к информационной системе или посреднику за получением необходимой ему информации и пользующийся ею;
"правовое обеспечение автоматизированной системы" - совокупность правовых норм, регламентирующих правовые отношения при функционировании автоматизированной системы;
"программное обеспечение автоматизированной системы" - совокупность программ на носителях данных и программных документов, предназначенных для отладки, функционирования и проверки работоспособности автоматизированной системы;
"силы обеспечения общественной безопасности" - уполномоченные государственные органы, а также органы местного самоуправления в Чувашской Республике, иные органы и организации, принимающие участие в обеспечении общественной безопасности на основании законодательства Российской Федерации;
"система обеспечения общественной безопасности" - силы и средства обеспечения общественной безопасности;
"система сбора результатов технического мониторинга и контроля объектов транспортной инфраструктуры" - автоматизированная система сбора информации о состоянии объектов транспортной инфраструктуры для информационного обеспечения деятельности уполномоченных органов исполнительной власти Чувашской Республики в сфере транспортной безопасности;
"системный интегратор" - орган исполнительной власти Чувашской Республики, реализующий функции по разработке и внедрению комплексных IT-решений для автоматизации деятельности, направленной на реализацию полномочий органов исполнительной власти Чувашской Республики, в части создания и функционирования АПК "Безопасный город";
"специальное программное обеспечение" - программная часть автоматизированной системы, представляющая собой совокупность программ, разработанных при создании такой автоматизированной системы;
"среда обитания" - совокупность объектов, явлений и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, определяющая условия жизнедеятельности человека;
"средства обеспечения общественной безопасности" - технологии, а также технические, программные, лингвистические, правовые и организационные средства, включая телекоммуникационные каналы и автоматизированные системы управления процессами, используемые для сбора, формирования, обработки, передачи или приема информации о состоянии общественной безопасности и мерах по ее укреплению;
"телекоммуникационная инфраструктура" - совокупность взаимодействующих подсистем, которые решают задачу передачи различной информации;
"техническое обеспечение автоматизированной системы" - совокупность всех технических средств, используемых при функционировании автоматизированной системы;
"угроза общественной безопасности" - прямая или косвенная возможность нанесения ущерба правам и свободам человека и гражданина, материальным и духовным ценностям общества;
"уровень информатизации" - степень обеспеченности объекта информатизации информационными ресурсами;
"ущерб" - потери субъектом или группой субъектов части или всех своих ценностей;
"функция автоматизированной системы" - совокупность действий автоматизированной системы, направленных на достижение определенной цели;
"функциональный заказчик" - орган исполнительной власти Чувашской Республики, непосредственно в интересах поддержки (автоматизации) выполнения функций которого создается АПК "Безопасный город";
"центр обработки вызовов" - совокупность аппаратных и программных средств и алгоритмов, предназначенных для регистрации заявок пользователей (поступающих по телефону или с помощью других средств связи), их маршрутизации, контроля решения задач и выдачи информации пользователю;
"численность населения" - абсолютная моментная величина, отражающая количественные размеры общества, проживающего на определенной территории;
"чрезвычайная ситуация" - обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которая может повлечь или повлекла за собой человеческие жертвы, а также ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей;
"эксплуатационный персонал автоматизированной системы" - персонал, обеспечивающий функционирование автоматизированной системы.
II. Предпосылки построения и развития АПК "Безопасный город"
Особая значимость и актуальность мероприятий, направленных на обеспечение комплексной безопасности населения и территории Чувашской Республики, обусловлена существующими рисками возникновения угроз природного, техногенного, биолого-социального, экологического и другого характера.
Основная предпосылка построения и развития АПК "Безопасный город" - это не только важность вопросов безопасности, но и сложность их реализации ввиду разобщенности бюджетов, необходимости централизованно координировать решение этих вопросов. Подойти к подобному централизованному решению можно за счет создания единой инфраструктуры информационно-коммуникационных ресурсов в целях решения вопросов комплексной безопасности органов исполнительной власти Чувашской Республики. Это позволит консолидировать затраты регионального и муниципальных бюджетов и получить поддержку на реализацию комплексной информационной системы в рамках реализации профильных федеральных, региональных и муниципальных программ.
Особая актуальность проблематики обеспечения безопасности связана с сохраняющейся угрозой террористических действий, активностью преступных элементов, а также с нарушениями в работе производств и коммунальных служб из-за изношенности основных фондов. Внутренней напряженности и низкому уровню безопасности способствуют некоторые нежелательные процессы, наблюдающиеся в экономике, политике, социальной, культурной сферах, а также постоянно растущая загруженность автомобильных трасс.
Назрела необходимость оснащения сил и служб, ответственных за решение задач в сфере общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания, техническими средствами с применением современных наукоемких информационных технологий, позволяющих повысить оперативность реагирования, раскрываемость правонарушений и преступлений, эффективность мер по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
На решение указанной задачи значительно могут повлиять современные информационные технологии. Уровень их развития позволяет создавать интеллектуальные межведомственные территориально распределенные системы, способные регистрировать, обрабатывать, хранить и анализировать значительные объемы разнородной информации. Эти системы дают возможность осуществлять достаточно эффективный контроль над обстановкой в регионе и таким образом влиять на уровень безопасности. Важным элементом такой комплексной системы является возможность осуществления глобального видеонаблюдения за обстановкой, включая как общественные места, коммуникации, так и жилые кварталы.
Основной эффект будет достигаться за счет интеграции двух факторов - наличия информации в реальном времени и возможности информационных систем по ее автоматизированной обработке и анализу. При этом видеоинформация может дополняться телеметрической информацией с различных датчиков (в том числе охранной и пожарной сигнализации), контрольных устройств (пунктов пропуска) и систем связи (вызова экстренных оперативных служб по линиям "101", "102", "103", "104", "112").
АПК "Безопасный город" позволит эффективно осуществлять следующие функции:
непрерывный мониторинг обстановки в местах массового пребывания людей, общественных местах, включая улицы и площади, административные здания, детские, образовательные, спортивные и культурные учреждения, дворовые территории, авто- и железнодорожные вокзалы, аэропорты, подвижной состав транспорта;
контроль за оставленными предметами, оперативное информирование дежурных служб в случаях нарушений общественного порядка, коммунальных аварий и техногенных катастроф;
визуальный контроль в отдельных местах с применением технологии автоматизированной идентификации лиц по изображению и сравнения с эталонной базой данных для проведения оперативно-розыскных мероприятий, выявления криминальных связей, предотвращения незаконного оборота наркотиков и т.п. Такой контроль может осуществляться как в реальном времени, так и по архивным материалам видеонаблюдения. При этом могут решаться задачи обнаружения и задержания разыскиваемых или подозреваемых лиц и предотвращения будущих инцидентов;
контролируемый доступ на федеральные, республиканские, муниципальные и ведомственные объекты; контроль передвижения автотранспортных средств, включая общую обстановку на дорогах, въездах (выездах) на объекты и в контролируемые зоны, поддержку операций по обнаружению и задержанию разыскиваемых транспортных средств;
видеонаблюдение за стоянками, тоннелями и транспортными развязками; обеспечение экстренной связи с правоохранительными органами и службами спасения с визуальным контролем;
мониторинг критически важных объектов;
мониторинг экологического состояния на территории Чувашской Республики;
информирование граждан об угрозе (факте) чрезвычайной ситуации, правилах поведения в экстремальных ситуациях, доведение до населения правил обеспечения безопасности жизнедеятельности.
Разработка мер по повышению безопасности и механизма их реализации должна осуществляться с учетом угроз интересам граждан, социальных групп, населенного пункта в целом.
Наиболее характерными являются следующие группы угроз: информационные, коммунально-бытовые, криминальные, политические, природные, психологические, социальные, террористические, техногенные, экологические, экономические, эпидемиологические. Эти угрозы носят комплексный, взаимосвязанный характер и в большинстве своем имеют трансграничные масштабы. Уровни опасности угроз различного вида зависят от политической обстановки в стране и мире, стабильности социально-экономического развития Российской Федерации и Чувашской Республики и в разные периоды могут изменяться.
III. Основные принципы построения и развития АПК "Безопасный город"
АПК "Безопасный город" реализуется в соответствии со следующими базовыми принципами:
настоящая Концепция предполагает максимальное использование существующей инфраструктуры и всех результатов, ранее достигнутых в рамках государственной программы Чувашской Республики "Повышение безопасности жизнедеятельности населения и территорий Чувашской Республики", утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 15 ноября 2018 г. N 459;
построение и развитие АПК "Безопасный город" не предполагает отмену уже выполняемых и финансируемых республиканских и федеральных программ, направленных на создание и развитие информационной инфраструктуры в части обеспечения безопасности, но предусматривает создание дополнительных факторов роста эффективности их использования и интеграции в АПК "Безопасный город";
АПК "Безопасный город" базируется на интеграционной платформе и обеспечивает сквозную передачу и обработку информации, целостность и согласованность потоков информации и процедур в рамках межведомственного взаимодействия с учетом ограничений прав доступа согласно регламентирующим документам соответствующих ведомств;
эксплуатация АПК "Безопасный город" осуществляется за счет средств федерального бюджета (при выделении), республиканского бюджета Чувашской Республики и бюджетов муниципальных районов, муниципальных и городских округов Чувашской Республики, а также внебюджетных источников, выделяемых и привлекаемых для построения и развития АПК "Безопасный город", финансирование которого осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством Чувашской Республики;
настоящая Концепция предполагает широкое использование космических систем навигации, дистанционного зондирования Земли, связи и управления, гидрометеорологического, топогеодезического и других видов космического обеспечения, а также создаваемых на их основе отечественных геоинформационных систем;
в ходе построения и развития АПК "Безопасный город" приоритет будет отдаваться программным и аппаратным средствам отечественного производства при подтверждении их конкурентных характеристик.
Региональный уровень является базовым уровнем единой межведомственной информационной среды, создаваемой в рамках построения и развития АПК "Безопасный город". В реализации задач обеспечения общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания населения участвуют все органы местного самоуправления муниципальных образований Чувашской Республики, органы исполнительной власти Чувашской Республики и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти.
В рамках построения и развития АПК "Безопасный город" предполагается достичь единого уровня информатизации муниципальных образований, степень технической оснащенности всех органов местного самоуправления муниципальных образований Чувашской Республики телекоммуникационной инфраструктурой и информационными ресурсами должна соответствовать рекомендуемым техническим требованиям АПК "Безопасный город".
На региональном уровне агрегированная информация консолидируется на базе информационно-коммуникационной платформы, обеспечивающей органам исполнительной власти Чувашской Республики возможность:
контроля над оперативной обстановкой в регионе;
координации межведомственного взаимодействия на региональном уровне;
обеспечения оперативного управления службами и ведомствами при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций и критических ситуациях.
Для эффективного межведомственного взаимодействия в рамках АПК "Безопасный город" в части определения последовательности доступа должно быть произведено категорирование объектов (жилых, общественных и административных зданий, объектов промышленного и сельскохозяйственного производства, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, технических сооружений и систем коммунального хозяйства (водо-, газо-, тепло-, электроснабжения), систем водоотведения, природных ресурсов и др.), информации, происшествий и чрезвычайных ситуаций.
IV. Функции АПК "Безопасный город"
Реализация мероприятий по построению и развитию АПК "Безопасный город" должна создать условия для:
моделирования различных сценариев возникновения потенциальных угроз безопасности населения и принятия мер по устранению таких угроз;
регистрации и отслеживания статусов контролируемых этапов реагирования и сообщений о проводимых мероприятиях по ликвидации последствий всевозможных происшествий (аварий на предприятиях, на транспорте, пожаров, несчастных случаев, дорожно-транспортных происшествий, преступлений и т.д.);
улучшения имиджа органов исполнительной власти Чувашской Республики;
предоставления органам исполнительной власти Чувашской Республики эффективных и прозрачных инструментов решения задач в сфере обеспечения общественной безопасности и безопасности среды обитания на основе оптимального взаимодействия органов исполнительной власти Чувашской Республики, специализированных служб, предприятий, учреждений и населения;
оптимизации транспортных потоков в городских условиях;
обеспечения возможности оперативного взаимодействия населения, органов исполнительной власти Чувашской Республики и органов местного самоуправления в Чувашской Республике по вопросам безопасности;
составления комплексных и взаимосвязанных планов проведения различных работ в сфере обеспечения безопасности или работ, влияющих на безопасность;
агрегирования информации через единую информационную среду на муниципальном уровне для органов местного самоуправления в Чувашской Республике, региональном уровне для органов исполнительной власти Чувашской Республики и федеральном уровне для федеральных органов исполнительной власти в рамках обеспечения интероперабельности информационных систем Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, посредством которых автоматизируется деятельность органов управления Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Базовые функциональные требования к АПК "Безопасный город" сгруппированы по следующим блокам:
безопасность населения и муниципальной (коммунальной) инфраструктуры;
безопасность на транспорте;
экологическая безопасность;
координация работы служб и ведомств и их взаимодействие.
4.1. Безопасность населения и муниципальной (коммунальной) инфраструктуры
4.1.1. Обеспечение правопорядка и профилактика правонарушений на территории муниципального образования предусматривают:
а) осуществление видеонаблюдения и видеофиксации, в том числе снятие, обработку и передачу видеопотока с камер видеонаблюдения о правонарушениях и ситуациях чрезвычайного характера, в том числе повреждениях коммуникаций, инфраструктуры и имущества;
б) анализ видео- и аудиопотоков, включая:
автоматическую регистрацию событий в базе системы видеоанализа потока;
видеоанализ событий;
анализ видеопотока в режиме реального времени;
идентификацию и распознавание лиц;
в) позиционирование подвижных объектов.
4.1.2. Предупреждение и защита муниципального образования от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечение пожарной безопасности предусматривают:
а) контроль качества работы коммунальных служб и состояния коммунальной инфраструктуры, включая:
сбор и обработку информации с датчиков;
учет актуальных данных о состоянии муниципальной (коммунальной) инфраструктуры;
автоматическое уведомление о событиях в сфере функционирования муниципальной (коммунальной) инфраструктуры;
предоставление доступа к видеопотоку соответствующих камер видеонаблюдения;
б) обеспечение пожарной безопасности, включая:
сбор и обработку данных в режиме реального времени для подготовки прогностической и фактической информации о состоянии пожарной безопасности муниципальных объектов;
геолокацию в режиме реального времени очагов возгорания и работ экстренных и оперативных служб (машин скорой помощи, пожарных машин) вокруг очага возгорания;
предоставление доступа к видеопотоку соответствующих камер видеонаблюдения;
моделирование сценариев развития ситуаций и реагирования оперативных служб и населения на чрезвычайные ситуации;
поддержку принятия решений и обеспечение возможности оперативного управления пожарно-спасательными подразделениями с использованием пространственной информации;
в) обеспечение промышленной безопасности, включая:
оперативный мониторинг состояния опасных производственных объектов, а также используемых, производимых, перерабатываемых, хранимых и транспортируемых радиоактивных, пожаро- и взрывоопасных, опасных химических и биологических веществ;
мониторинг гидротехнических сооружений;
мониторинг соблюдения условий лицензирования опасных производственных объектов;
обеспечение производственного контроля за соблюдением требований к обеспечению промышленной безопасности;
моделирование чрезвычайных ситуаций и управление рисками на опасных производственных объектах;
планирование и контроль необходимых мероприятий и действий;
мониторинг соблюдения нормативных требований, осуществление комплексного управления операционными рисками, связанными с экологией и промышленной безопасностью;
г) мониторинг доступа на охраняемые государственные объекты, включая:
организацию доступа к видеопотоку камер, принадлежащих государственным объектам;
фиксацию событий несанкционированного проникновения в охраняемую зону (нарушение периметра) и уведомление о нем соответствующих служб;
геолокацию в режиме реального времени экстренных ситуаций несанкционированного доступа на объекты;
д) обеспечение экстренной связи, включая:
обеспечение возможности предоставления прямой, экстренной связи со службами экстренного реагирования посредством специальных устройств (типа "гражданин - полиция"), расположенных на территории муниципального образования, в том числе в местах частого скопления людей и потенциально опасных местах;
геолокацию точки вызова экстренной службы;
отслеживание ситуации через доступ к видеопотоку в режиме реального времени;
е) создание системы индикаторов и профилей риска возникновения чрезвычайных ситуаций, включая:
категорирование рисков по ряду критериев;
формирование базы данных профилей по каждому риску;
формирование базы данных по уже произошедшим чрезвычайным ситуациям, их последствиям и мероприятиям по устранению;
прогнозирование сценариев развития чрезвычайных ситуаций с учетом различных индикаторов, моделирование сценариев предотвращения чрезвычайных ситуаций.
4.2. Безопасность на транспорте
4.2.1. Обеспечение правопорядка и профилактика правонарушений на дорогах, объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах предусматривают:
а) видеонаблюдение и видеофиксацию, включая:
круглосуточную регистрацию фактов нарушения правил дорожного движения;
фиксацию в автоматическом режиме правонарушений в области дорожного движения и передачу полученной информации в центры автоматизированной фиксации нарушений правил дорожного движения;
б) видеоанализ, включая:
выявление потенциально опасных ситуаций на дорогах и объектах транспортной инфраструктуры железнодорожного, водного, воздушного и автомобильного транспорта, дорожного хозяйства;
восстановление хронологии происшествий;
отслеживание маршрутов транспортных средств.
4.2.2. Обеспечение безопасности дорожного движения предусматривает:
а) управление логистикой общественного и личного транспорта;
б) организацию и управление муниципальным парковочным пространством;
в) моделирование транспортных потоков на основе анализа прогнозируемой дорожной ситуации;
г) динамическое прогнозирование дорожной ситуации на базе поступающих в режиме реального времени данных с видеокамер, датчиков и контроллеров дорожного движения;
д) геолокацию и фиксацию событий (инцидентов) на дорогах с визуализацией на карте города;
е) обеспечение функций общественного контроля над работой представителей правоохранительных структур на местах.
4.3. Экологическая безопасность
Мониторинг муниципальной застройки и уже существующих объектов с учетом данных по экологической ситуации предусматривает мониторинг предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух предприятиями, чьи технологические процессы связаны с возможностью вредных выбросов загрязняющих веществ в окружающую среду.
4.3.1. Контроль в области обращения с отходами предусматривает:
а) контроль процессов сбора, транспортировки, переработки и утилизации отходов;
б) мониторинг состояния окружающей среды в районах размещения отходов и мониторинг экологической обстановки территорий городов в целях предотвращения и выявления несанкционированных мест размещения и захоронения отходов.
4.3.2. Комплексный мониторинг природных явлений и прогнозирование чрезвычайных ситуаций и их последствий предусматривают:
а) мониторинг загрязнения окружающей среды;
б) мониторинг состояния суши;
в) мониторинг водных ресурсов;
г) мониторинг невозобновляемых природных ископаемых;
д) контроль состояния почв;
е) мониторинг сейсмической активности и обеспечение сейсмической безопасности;
ж) мониторинг гидрологической обстановки и обеспечение безопасности при наводнениях;
з) мониторинг гидрометеорологической обстановки;
и) мониторинг лесопожарной опасности;
к) прогнозирование сценариев развития и последствий природных и техногенных инцидентов с учетом погодных условий;
л) мониторинг экологической обстановки на особо охраняемых природных территориях местного значения.
4.4. Координация работы служб и ведомств и их взаимодействие
4.4.1. Обеспечение возможностей оперативного реагирования с учетом разграничения прав доступа предусматривает:
а) прием и обработку обращений по всем текущим вопросам жизнеобеспечения города, включая:
автоматическую регистрацию всех входящих и исходящих звонков;
автоматическую регистрацию всех входящих и исходящих электронных писем;
хранение информации об обращениях и об инициаторе обращения;
статическую и интеллектуальную маршрутизацию обращения (организацию очереди и маршрутизацию по номеру абонента);
геолокацию и визуализацию на рабочей станции оператора информации о поступившем звонке и карточке вызова (происшествия);
контроль качества работы операторов;
планирование расписания рабочих смен операторов;
б) мониторинг статусов обращений, включая:
контроль обработки и исполнения заявки со стороны федеральных, региональных и муниципальных служб;
оперативное предоставление всем службам доступа к оперативной и архивной информации, касающейся инцидента, в соответствии с правами доступа;
контроль качества исполнения заявки муниципальными службами (организация обратной связи о качестве работы всех служб и ведомств);
в) геофиксацию событий на электронной карте с возможностью фильтрации по типу событий, а также с возможностью детализации информации по любым запросам различной тематической направленности.
4.4.2. Организация межведомственного взаимодействия предусматривает:
а) управление взаимодействием муниципальных служб, включая:
создание единого информационного пространства, в котором любой инцидент оперативно доводится до всех служб оперативного реагирования и муниципальных служб, отвечающих за проведение работы над инцидентом;
организацию межведомственного взаимодействия на уровне служб оперативного реагирования и муниципальных служб;
формирование поручений на основе заранее подготовленных шаблонов и сценариев реагирования;
контроль хода исполнения поручения;
обеспечение сценариев информирования при угрозе срыва срока исполнения поручения;
б) обеспечение безопасного хранения и обработки данных, включая:
обеспечение защищенного доступа к информации с использованием средств криптографической защиты информации;
автоматическое архивирование и обеспечение хранения видео- и отчетной информации об инцидентах и всей сопутствующей информации;
формирование отчетных форм для органов повседневного управления территориальной подсистемы Чувашской Республики единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - ТП РСЧС Чувашской Республики), органов местного самоуправления муниципальных образований Чувашской Республики, бизнеса, населения с гибким механизмом настройки и расширения возможностей, позволяющим формировать шаблон отчетных форм за любой период времени;
обеспечение возможности формирования сводных отчетов по нескольким аналитическим измерениям;
обеспечение качественного обмена информацией о результатах непрерывного мониторинга услуг связи и измерения эксплуатационных показателей сети, оперативное уведомление о нарушениях связи между объектами инфраструктуры или об отклонении ее качества от требуемого уровня.
V. Целевая архитектура и основные системы АПК "Безопасный город"
5.1. Принципиальная техническая архитектура АПК "Безопасный город"
АПК "Безопасный город" базируется на инфраструктуре, объединяющей информационные и телекоммуникационные системы по созданию, передаче, хранению и анализу информации в рамках обеспечения общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания.
Единая (общая) информационно-коммуникационная инфраструктура АПК "Безопасный город" строится по модульному принципу с возможностью включения в единый контур управления и информационного обмена элементов уже существующей инфраструктуры муниципальных образований в рамках реализации федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти Чувашской Республики, органами местного самоуправления муниципальных образований Чувашской Республики и хозяйствующими субъектами в Чувашской Республике собственных программ, обеспечивающих общественную безопасность, правопорядок и безопасность среды обитания.
Инфраструктура АПК "Безопасный город" базируется на единых для всех субъектов взаимодействия комплекса функциональных и технических требованиях к компонентам АПК "Безопасный город" и форматах обмена данными между элементами инфраструктуры.
Принципиальная техническая архитектура АПК "Безопасный город" объединяет системные компоненты, реализуемые в соответствии с уровнями вертикали управления.
5.2. Уровни инфраструктуры АПК "Безопасный город"
5.2.1. На уровне муниципального образования (муниципальном уровне) инфраструктура АПК "Безопасный город" включает в себя:
а) телекоммуникационную инфраструктуру, предназначенную для обеспечения процессов передачи информации между территориально распределенными компонентами АПК "Безопасный город";
б) комплекс периферийных устройств, включающий оконечные устройства, аппаратное и программное обеспечение, телекоммуникационное оборудование, обеспечивающие возможность приема, распределенной обработки и передачи данных;
в) информационно-вычислительную инфраструктуру АПК "Безопасный город", в том числе:
интеграционную платформу обмена данными, которая в соответствии с определенными правилами и алгоритмами обеспечивает передачу и обработку данных между компонентами АПК "Безопасный город", а также системами федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти Чувашской Республики (включая систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112", государственную автоматизированную информационную систему "ЭРА-ГЛОНАСС", региональные навигационно-информационные системы, систему сбора результатов комплексного мониторинга и контроля объектов, автоматизированные системы Центра управления в кризисных ситуациях Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Чувашской Республике - Чувашии и др.);
интеграционную платформу управления видеопотоками, обеспечивающую обработку, управление и первичный анализ видеопотоков;
геоинформационную интеграционную платформу, обеспечивающую пространственное отражение данных из различных компонентов АПК "Безопасный город";
единую систему электронного документооборота и контроля поручений в рамках АПК "Безопасный город";
систему обработки и хранения данных с поддержкой распределенного хранения данных;
прикладные функциональные системы, предназначенные для обеспечения эффективного решения управленческих задач пользователями АПК "Безопасный город";
пользовательские прикладные информационные решения, обеспечивающие взаимодействие органов местного самоуправления муниципальных образований Чувашской Республики, органов исполнительной власти Чувашской Республики, федеральных органов исполнительной власти и населения, включая информационно-справочные интранет- и интернет-порталы и мобильные приложения;
г) комплекс информационной безопасности в составе аппаратных и программных средств защиты информации, мониторинга качества каналов и услуг связи;
д) инженерную инфраструктуру, предназначенную для обеспечения устойчивого функционирования компонентов АПК "Безопасный город", в составе систем кондиционирования, пожаротушения, энергоснабжения, резервного электропитания, контроля и управления доступом.
5.2.2. На уровне Чувашской Республики (региональном уровне) инфраструктура АПК "Безопасный город" включает в себя:
а) телекоммуникационную инфраструктуру, предназначенную для обеспечения процессов передачи информации между территориально распределенными компонентами АПК "Безопасный город" в муниципальных образованиях и компонентами АПК "Безопасный город" на уровне Чувашской Республики;
б) информационно-вычислительную инфраструктуру АПК "Безопасный город", в том числе:
интеграционную платформу обмена данными, обеспечивающую передачу и обработку данных между компонентами АПК "Безопасный город" в соответствии с определенными правилами и алгоритмами;
интеграционную платформу управления видеопотоками, обеспечивающую обработку, управление и первичный анализ видеопотоков;
геоинформационную интеграционную платформу, обеспечивающую пространственное отражение данных из различных компонентов АПК "Безопасный город";
единую систему электронного документооборота и контроля поручений в рамках АПК "Безопасный город";
систему обработки и хранения данных с поддержкой распределенного хранения данных;
прикладные функциональные системы регионального уровня, предназначенные для обеспечения эффективного решения управленческих задач пользователей АПК "Безопасный город" на уровне Чувашской Республики;
пользовательские прикладные информационные решения, обеспечивающие взаимодействие органов местного самоуправления муниципальных образований Чувашской Республики, органов исполнительной власти Чувашской Республики, федеральных органов исполнительной власти и населения, включая информационно-справочные интранет- и интернет-порталы, мобильные приложения;
в) комплекс информационной безопасности в составе аппаратных и программных средств защиты информации, мониторинга качества каналов и услуг связи;
г) инженерную инфраструктуру, предназначенную для обеспечения устойчивого функционирования компонентов АПК "Безопасный город" на уровне Чувашской Республики.
5.3. Прикладные функциональные системы АПК "Безопасный город"
5.3.1. Безопасность населения и муниципальной (коммунальной) инфраструктуры предусматривает:
а) сегмент обеспечения правопорядка и профилактики правонарушений, включающий следующие компоненты:
управление видеопотоками;
мониторинг и видеоанализ предупреждения и профилактики правонарушений;
оценка качества деятельности представителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, ответственных за обеспечение общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания;
позиционирование и управление мобильным персоналом (управление нарядами, включенными в состав комплексных сил по обеспечению правопорядка на улицах и в иных общественных местах);
обеспечение безопасности охраняемых объектов, придомовых территорий и объектов социального назначения;
фиксация правонарушений и контроль обеспечения правопорядка;
б) сегмент предупреждения и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности, включающий следующие компоненты:
мониторинг и управление работой по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
мониторинг ремонтных работ на объектах муниципальной (коммунальной) инфраструктуры;
предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций, возникающих при нарушении правил пожарной безопасности;
обеспечение экстренной связи по единому номеру вызова экстренных оперативных служб "112";
система информирования и оповещения населения;
моделирование предпосылок и оценка последствий при возникновении чрезвычайных ситуаций и др.;
в) сегмент взаимодействия с информационными реестрами, включающий следующие компоненты:
земельный муниципальный реестр;
реестр электросетей;
реестр сетей и сооружений водоснабжения;
реестр тепловых сетей;
реестр дорог;
реестр телекоммуникаций;
социальный реестр;
реестр мест обработки и утилизации отходов;
реестр природоохранных и рекреационных зон и паркового хозяйства;
г) сегмент взаимодействия с комплексом градоуправления, включающий следующие компоненты:
электронный план города;
дежурный план города;
социальная безопасность в составе:
медицинской геоинформационной системы;
ветеринарной геоинформационной системы;
реестра объектов социальной инфраструктуры и др.
5.3.2. Обеспечение безопасности на транспорте предусматривает:
а) сегмент обеспечения правопорядка на дорогах, включающий следующие компоненты:
фиксация правонарушений на дорогах;
видеоанализ происшествий;
б) сегмент обеспечения безопасности дорожного движения, включающий следующие компоненты:
интеллектуальное управление светофорами;
геоинформационная система планирования дорожной сети;
геоинформационная система мониторинга дорожной обстановки;
автоматическая фиксация событий на дорогах;
управление парковочным пространством.
5.3.3. Обеспечение экологической безопасности предусматривает:
а) сегмент геоэкологического планирования, включающий следующие компоненты:
реестр природопользователей;
геоинформационная система экологии;
мониторинг выполнения предписаний, выданных по результатам муниципального экологического контроля;
отчетно-аналитическая система природопользователей;
нормативно-справочная база природопользователей;
отчетный комплекс природопользователей;
б) сегмент предоставления гидрометеорологической информации, включающий следующие компоненты:
предоставление оперативной гидрометеорологической информации;
геоинформационная система гидрологии;
в) сегмент экомониторинга, включающий следующие компоненты:
геоинформационная система мониторинга экологической обстановки, в том числе подсистемы мониторинга состояния суши, водных ресурсов, невозобновляемых природных ископаемых, контроль состояния почв;
геоинформационная система мониторинга природных явлений;
геоинформационная система мест захоронения отходов;
система контроля транспортных средств, осуществляющих вывоз и утилизацию отходов.
5.3.4. Управление оперативной обстановкой в городе предусматривает:
а) единый центр оперативного реагирования, включающий следующие компоненты:
ситуационный центр;
управление многофункциональным центром обработки вызовов;
регистрация и обработка обращений;
контроль поручений;
управление инцидентами;
геомониторинг муниципальных служб;
оперативное управление логистикой оперативных служб и др.;
б) единую информационную систему города, включающую следующие компоненты:
межведомственное взаимодействие;
геоинформационная система оперативного градостроительного комплекса;
официальный сайт единой информационной системы города;
в) систему безопасного хранения и обработки данных, включающую следующие компоненты:
архивный комплекс;
отчетно-аналитический комплекс;
комплекс информационной безопасности.
5.3.5. На уровне Чувашской Республики пользовательский функционал систем АПК "Безопасный город" органов исполнительной власти Чувашской Республики, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти обеспечивается в соответствии с правами доступа, определяемыми нормативными правовыми документами и регламентами. Для оперативного обмена информацией между органами местного самоуправления муниципальных образований Чувашской Республики и органами исполнительной власти Чувашской Республики предполагаются наличие (либо внедрение) подсистемы государственной информационной системы "Региональная интеграционная платформа "Аппаратно-программный комплекс "Безопасный город" на территории Чувашской Республики" (далее - ГИС "РИП "АПК "Безопасный город") и сопряжение ее с соответствующими системами на муниципальном уровне. Доступ заинтересованных органов исполнительной власти Чувашской Республики к данным обеспечивается путем организации маршрутизации данных на автоматизированные рабочие места соответствующих пользователей (должностных лиц) через подсистему ГИС "РИП "АПК "Безопасный город".
Мероприятия по реализации настоящей Концепции предполагают организацию согласованного и эффективного взаимодействия территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Чувашской Республики и органов местного самоуправления муниципальных образований Чувашской Республики.
VI. Взаимодействие в рамках АПК "Безопасный город"
В Чувашской Республике координатором создания, развития и функционирования АПК "Безопасный город" выступает Министерство цифрового развития, информационной политики и массовых коммуникаций Чувашской Республики.
В соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Чувашской Республики обеспечение координации деятельности органов повседневного управления ТП РСЧС Чувашской Республики (в том числе управления силами и средствами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, силами и средствами гражданской обороны), организации информационного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Чувашской Республики, органов местного самоуправления в Чувашской Республике и организаций при решении задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны, а также при осуществлении мер информационной поддержки принятия решений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны на региональном уровне осуществляет Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Чувашской Республике - Чувашии, на который возложены функции по обеспечению организации взаимодействия органов повседневного управления, сил и средств ТП РСЧС Чувашской Республики с применением подсистем АПК "Безопасный город".
Министерство цифрового развития, информационной политики и массовых коммуникаций Чувашской Республики:
1) обеспечивает координацию проведения работ по созданию и функционированию АПК "Безопасный город";
2) осуществляет координацию действий операторов связи по подготовке инфраструктуры сети связи общего пользования для обеспечения работы АПК "Безопасный город";
3) участвует в разработке типовых программно-технических требований и решений по созданию АПК "Безопасный город";
4) осуществляет контроль и обеспечивает бесперебойность функционирования телекоммуникационной подсистемы;
5) обеспечивает функционирование информационно-коммуникационной подсистемы в части хранения и актуализации баз данных и возможности получения информации о происшествии из архива в оперативном режиме;
6) обеспечивает функционирование геоинформационной подсистемы, подсистемы мониторинга и подсистемы обеспечения информационной безопасности АПК "Безопасный город";
7) организует круглосуточную техническую поддержку пользователей АПК "Безопасный город";
8) обеспечивает автоматизированное формирование статистической и аналитической информации о функционировании системы;
9) проводит обучение пользователей АПК "Безопасный город" по вопросам функционирования программного обеспечения на стадии внедрения системы;
10) осуществляет контроль функционирования подсистем при эксплуатации АПК "Безопасный город".
Государственный комитет Чувашской Республики по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям:
1) разрабатывает и вносит в установленном порядке на рассмотрение Главы Чувашской Республики и Кабинета Министров Чувашской Республики проекты правовых актов Чувашской Республики по вопросам организации взаимодействия органов повседневного управления, сил и средств ТП РСЧС Чувашской Республики с применением подсистем АПК "Безопасный город";
2) осуществляет контроль за актуализацией баз данных специального программного обеспечения АПК "Безопасный город" по вопросам, отнесенным к ведению Государственного комитета Чувашской Республики по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям;
3) проводит обучение пользователей АПК "Безопасный город" по вопросам использования специального программного обеспечения в повседневной деятельности на стадии эксплуатации системы.
Целями координатора мероприятий по построению и развитию АПК "Безопасный город" являются:
реализация настоящей Концепции;
контроль за техническим состоянием, совершенствованием и обслуживанием комплексной системы безопасности;
взаимодействие в технической части реализации настоящей Концепции и дальнейшей эксплуатации АПК "Безопасный город";
приобретение оборудования и программного обеспечения;
эксплуатационные расходы (оплата каналов связи между компонентами комплекса, услуг по передаче данных в информационно-телекоммуникационной сети);
привлечение бизнес-структур для приобретения и установки на объектах систем видеонаблюдения с техническими характеристиками, обеспечивающими выполнение задач по назначению и последующую интеграцию в общую систему АПК "Безопасный город";
разработка технических рекомендаций по установке систем видеонаблюдения на объектах;
иные цели, необходимые для реализации настоящей Концепции.
К функциям координатора на уровне Чувашской Республики относятся:
утверждение целевых значений критериев и показателей оценки эффективности использования АПК "Безопасный город" и его сегментов в муниципальных образованиях;
формирование региональных программ, обеспечивающих финансирование мероприятий по внедрению и развитию сегментов АПК "Безопасный город";
мониторинг реализации плана мероприятий по функционированию и развитию аппаратно-программного комплекса "Безопасный город" на территории Чувашской Республики в рамках внедрения и развития сегментов АПК "Безопасный город" на региональном и муниципальном уровнях;
контроль выполнения критериев и показателей эффективности использования АПК "Безопасный город", установленных главным координатором (Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий) для Чувашской Республики.
Соисполнителями мероприятий по построению и развитию АПК "Безопасный город" могут являться:
территориальные органы федеральных органов исполнительной власти:
Управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Чувашской Республике (по согласованию);
Министерство внутренних дел по Чувашской Республике (по согласованию);
Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Чувашской Республике - Чувашии (по согласованию);
Управление Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Чувашской Республике (по согласованию);
Центр специальной связи и информации Федеральной службы охраны Российской Федерации в Чувашской Республике (по согласованию);
органы исполнительной власти Чувашской Республики:
Министерство здравоохранения Чувашской Республики;
Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской Республики;
Министерство экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики;
Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики;
Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики;
Министерство транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики;
Министерство финансов Чувашской Республики и др.;
органы местного самоуправления муниципальных образований Чувашской Республики (по согласованию);
собственники объектов (по согласованию);
операторы связи (по согласованию).
К функциям соисполнителей на региональном уровне отнесены реализация мероприятий по построению АПК "Безопасный город" в рамках выполнения плана мероприятий по функционированию и развитию аппаратно-программного комплекса "Безопасный город" на территории Чувашской Республики по соответствующим ведомственным направлениям, а также осуществление контроля за актуализацией баз данных специального программного обеспечения АПК "Безопасный город".
Соисполнители в рамках построения и развития АПК "Безопасный город" на муниципальном уровне определяются в зависимости от организационной структуры муниципальных образований.
К функциям соисполнителей на муниципальном уровне относятся:
определение приоритетных направлений информатизации муниципального образования согласно утвержденным главным координатором функциональным и техническим требованиям построения и развития сегментов АПК "Безопасный город";
формирование муниципальных программ, предусматривающих финансирование построения и развития сегментов АПК "Безопасный город" на муниципальном уровне;
реализация мероприятий в рамках исполнения утвержденного плана построения и развития АПК "Безопасный город" на муниципальном уровне в соответствии с заданными главным координатором функциональными и техническими стандартами;
достижение целевых значений критериев и показателей оценки эффективности использования АПК "Безопасный город" и его сегментов, установленных в Чувашской Республике;
обеспечение и координация взаимодействия с коммерческими предприятиями в рамках мероприятий по реализации настоящей Концепции;
обеспечение функционирования и эксплуатации АПК "Безопасный город" и его сегментов на муниципальном уровне.
VII. План реализации Концепции
Мероприятия, необходимые для эффективного достижения целей обеспечения общественной безопасности и безопасности среды обитания, в рамках настоящей Концепции могут быть разделены на следующие основные группы:
подготовка нормативно-правовой и регламентной базы для реализации настоящей Концепции;
формирование источников финансирования настоящей Концепции;
формирование технической базы для реализации настоящей Концепции;
реализация мероприятий по построению и развитию АПК "Безопасный город".
Реализация настоящей Концепции осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также путем подготовки соответствующих нормативных правовых актов на республиканском и муниципальном уровнях, направленных на создание условий эффективного межведомственного взаимодействия, возможности интеграции с другими информационными и техническими системами и программами для оптимального использования бюджетных средств за счет исключения дублирования различных систем.
Реализация настоящей Концепции предполагается в 3 этапа.
В рамках первого этапа (сентябрь - декабрь 2022 года) запланированы следующие мероприятия:
разработка плана мероприятий по реализации настоящей Концепции на 2022 - 2026 годы;
подготовка перечня внешних (ведомственных) информационных систем в сфере обеспечения безопасности среды обитания, подлежащих интеграции;
проведение аудита имеющихся систем мониторинга исходя из имеющихся природных и техногенных рисков на территории муниципальных образований Чувашской Республики;
разработка и утверждение единого реестра мест, подлежащих оснащению камерами видеонаблюдения, видеоаналитики на территории муниципальных образований Чувашской Республики, в том числе с пересмотром мест установки уже эксплуатируемых камер видеонаблюдения с учетом эффективности их использования в целях профилактики и раскрытия преступлений и правонарушений;
разработка проекта региональной интеграционной системы уличного видеонаблюдения, видеоаналитики и ее сегментов в муниципальных образованиях Чувашской Республики;
разработка проектной документации на создание АПК "Безопасный город" и его сегментов в пилотных городских округах Чебоксары и Новочебоксарск;
подготовка предложений по совершенствованию нормативно-правовой базы;
подготовка предложений по обеспечению финансирования мероприятий, предусмотренных настоящей Концепцией.
В рамках второго этапа (январь - декабрь 2023 года) запланированы следующие мероприятия:
создание опытных участков систем АПК "Безопасный город" в пилотных городских округах Чебоксары и Новочебоксарска, в том числе создание ГИС "РИП "АПК "Безопасный город";
создание региональной интеграционной системы уличного видеонаблюдения, видеоаналитики и ее сегментов в муниципальных образованиях Чувашской Республики;
апробация опытных участков систем АПК "Безопасный город" в пилотной зоне;
анализ эффективности реализованных в пилотной зоне решений, проведение оценки результатов и разработка оптимизационных решений при необходимости.
В рамках третьего этапа (январь 2024 - декабрь 2026 года) запланированы следующие мероприятия:
внесение изменений в подпрограмму "Построение (развитие) аппаратно-программного комплекса "Безопасный город" на территории Чувашской Республики" государственной программы Чувашской Республики "Повышение безопасности жизнедеятельности населения и территорий Чувашской Республики", утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 15 ноября 2018 г. N 459, и подготовка муниципальных программ построения и развития АПК "Безопасный город" в муниципальных образованиях Чувашской Республики (по необходимости);
тиражирование архитектуры опытных участков систем АПК "Безопасный город" в пилотных городских округах Чебоксары и Новочебоксарск на муниципальные образования Чувашской Республики (по необходимости);
построение и развитие АПК "Безопасный город" во всех муниципальных образованиях Чувашской Республики;
в процессе эксплуатации в рамках развития АПК "Безопасный город" наращивание функционала, его сегментов и подсистем в соответствии с изменениями в федеральном нормативном регулировании в сфере безопасности, обеспечение интероперабельности АПК "Безопасный город" и новых (принятых в эксплуатацию) внешних мониторинговых и информационных систем в сфере безопасности;
мониторинг и контроль эффективности реализованных мероприятий по построению и развитию АПК "Безопасный город".
VIII. Критерии и показатели оценки эффективности использования АПК "Безопасный город" и его сегментов
8.1. Критериями и показателями оценки эффективности использования АПК "Безопасный город" по основным направлениям обеспечения безопасности жизнедеятельности населения и общественной безопасности являются:
а) повышение готовности органов управления и сил ТП РСЧС Чувашской Республики к выполнению возложенных задач, включая:
повышение оперативности служб экстренного реагирования;
повышение уровня готовности объектов мобилизационного значения к выполнению задач;
профилактику и повышение уровня готовности объектов оповещения к выполнению задач;
снижение времени мобилизации человеческих ресурсов и техники;
б) повышение эффективности систем мониторинга и предупреждения чрезвычайных ситуаций, происшествий и правонарушений, включая:
охват всех потенциальных рисков для среды обитания, в том числе мониторинг критически важных или потенциально опасных объектов, муниципальной (коммунальной) инфраструктуры, социальной сферы;
повышение точности прогнозирования и эффективности управления рисками при разноплановых угрозах общественной безопасности, реагирования на криминальные и террористические угрозы, обеспечения предупреждения техногенных аварий, устойчивого функционирования органов управления, транспортной и коммуникационной инфраструктуры, важных и особо важных объектов, объектов жизнеобеспечения;
повышение качества системы поддержки принятия решений;
в) снижение количества чрезвычайных ситуаций, пожаров, правонарушений, погибших и травмированных людей, включая:
снижение количества правонарушений на 100 000 жителей (снижение количества преступлений, связанных с оборотом наркотиков, увеличение доли раскрытых преступлений в общем количестве совершенных незаконных действий, увеличение числа предотвращенных чрезвычайных ситуаций, увеличение числа раскрытых экономических преступлений, снижение количества нарушений в сфере экологии и природопользования);
снижение количества жертв и объема ущерба при чрезвычайных ситуациях (увеличение числа спасенных на одного погибшего при чрезвычайных ситуациях, повышение доли чрезвычайных ситуаций, устраненных без жертв, в общем количестве произошедших чрезвычайных ситуаций);
г) усиление социально-экономической эффективности программ, реализуемых на территории Чувашской Республики, включая:
минимизацию ущерба от чрезвычайных ситуаций (оценка в рублях на площадь зоны чрезвычайных ситуаций, кв. метров);
прямую экономическую эффективность от реализации настоящей Концепции, достигаемую за счет повышения скорости реагирования участников АПК "Безопасный город" на происшествия и чрезвычайные ситуации, а также сокращения времени устранения последствий чрезвычайных ситуаций и происшествий;
косвенную экономическую эффективность от сокращения экономического ущерба, в том числе недополученного дохода консолидированного бюджета за счет гибели людей, увечий и травм людей при происшествиях и чрезвычайных ситуациях, за счет материального ущерба, рассчитываемого как сумма прямого и косвенного ущерба от происшествий и чрезвычайных ситуаций.
В дополнение к общим целевым критериям целесообразно использовать следующие частные критерии (в сравнении с предыдущими годами):
динамика количества зарегистрированных преступлений на улицах и в других общественных местах, в том числе тяжких и особо тяжких;
динамика дорожно-транспортных происшествий и тяжести их последствий;
уровень аварийности на промышленных предприятиях, объектах жизнеобеспечения и транспорта;
динамика количества зарегистрированных пожаров, тяжести их последствий;
динамика чрезвычайных ситуаций, в том числе на водных объектах пилотных городских округов Чебоксары и Новочебоксарска и на объектах проведения спортивных и культурных мероприятий с массовым участием граждан;
динамика выявленных преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, совершенных в местах массового досуга населения и в образовательной среде;
динамика зарегистрированных преступлений, совершенных иногородними и иностранными гражданами.
По предварительным оценкам, реализация Концепции должна привести к:
снижению количества террористических акций, их последствий и, как следствие, напряженности в обществе, вызванной угрозой терроризма;
сокращению количества лиц, привлеченных к ответственности за совершение преступлений общеуголовной направленности в состоянии наркотического опьянения;
снижению уровня наркотизации общества, в том числе сокращению количества лиц, умерших от отравления наркотиками (при оценке использовать результаты социологических и научно-медицинских исследований, проведенных для определения уровня наркотизации различных социальных слоев общества);
сокращению количества несовершеннолетних лиц, привлеченных к ответственности за совершение преступлений общеуголовной направленности, в том числе в состоянии алкогольного и наркотического опьянения; сокращению количества случаев рецидивной преступности среди несовершеннолетних, а также количества правонарушений, совершенных при участии лиц, не достигших 18-летнего возраста;
снижению уровня аварийности на объектах инфраструктуры Чувашской Республики, а также материальных потерь для экономики;
улучшению пожароопасной обстановки на территории Чувашской Республики;
повышению эффективности работы органов исполнительной власти Чувашской Республики и органов местного самоуправления муниципальных образований Чувашской Республики по обеспечению безопасности;
повышению доверия граждан к органам охраны правопорядка и государственной власти;
повышению уровня безопасности граждан.
8.2. Целевые значения по каждому из указанных критериев эффективности устанавливаются:
а) для органов местного самоуправления муниципальных образований Чувашской Республики - главами администраций муниципальных районов, городских округов и главами муниципальных округов с учетом текущего положения и ресурсов конкретного муниципального образования;
б) для органов исполнительной власти Чувашской Республики - Кабинетом Министров Чувашской Республики с учетом текущего положения и ресурсов Чувашской Республики.
IX. Финансирование
В соответствии с Концепцией построения и развития аппаратно-программного комплекса "Безопасный город", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 г. N 2446-р, финансирование и ресурсное обеспечение мероприятий по построению и развитию АПК "Безопасный город" будут осуществляться за счет средств федерального бюджета (при выделении), республиканского бюджета Чувашской Республики и бюджетов муниципальных районов, муниципальных и городских округов Чувашской Республики, а также внебюджетных источников, выделяемых и привлекаемых для построения и развития АПК "Безопасный город". Финансирование указанных мероприятий осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством Чувашской Республики.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Кабинета Министров Чувашской Республики от 20 августа 2022 г. N 822-р
Текст распоряжения опубликован на Портале органов власти Чувашской Республики (www.cap.ru) 22 августа 2022 г., в газете "Вести Чувашии" от 2 сентября 2022 г. N 34 (1810)
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Распоряжение Кабинета Министров Чувашской Республики от 7 июня 2023 г. N 591-р