Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 5 августа 2022 г. N 03-07-07/76232
Вопрос: Акционерное общество (далее - Банк 1), просит разъяснить порядок применения НДС при осуществлении им комплекса действий, направленных на обеспечение Банком 2 переводов денежных средств, принятых им от плательщиков - физических лиц, в адрес получателей - поставщиков услуг жилищно-коммунального хозяйства (далее - ЖКХ).
В рамках взаимодействия с Банком 2 Банк 1 на основе сведений о поставщиках услуг ЖКХ, полученных от Банка 2, в своей автоматизированной системе обработки переводов (далее - АСОП) осуществляет сбор и обработку информации о принятых Банком 2 денежных средствах по единому платежному документу (далее - ЕПД), в котором указаны услуги ЖКХ, оказываемые поставщиками услуг. По результатам обработки этих сведений Банк 1 производит рассылку информации Банку 2 для обеспечения осуществления им переводов денежных средств каждому получателю, услуги которого поименованы в ЕПД.
При этом, Банком 1 выполняются следующие действия:
- настройка АСОП и обеспечение ее бесперебойного функционирования с целью обеспечения возможности приема платежей Банком 2, формирования отчетных форм, сводной выписки и т.п.;
- обработка информации о принятых Банком 2 от физических лиц переводах с целью дробления (распределения) платежа по ЕПД на суммы, подлежащие дальнейшему перечислению Банком 2 на счета получателей - поставщиков услуг ЖКХ;
- формирование макета расчетных (платежных) документов, включая платежные поручения с приложением электронного реестра в виде электронных файлов, и макета бухгалтерских проводок.
Также Банк 1 предоставляет Банку 2 доступ к АСОП и сопровождает в АСОП базы данных по заявкам Банка 2.
При этом, денежные расчеты, связанные с приемом и переводом средств в пользу поставщиков услуг ЖКХ, осуществляет Банк 2, Банк 1 не принимает участия в данном процессе, он взаимодействует только с Банком 2, выполняя вышеуказанный функционал.
За оказанные услуги Банк 1 получает от Банка 2 комиссию, которая рассчитывается в процентах от суммы совершенных операций посредством обработки в АСОП в соответствии с реестром принятых платежей.
Согласно пп. 4 п. 3 ст. 149 НК РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) НДС операции, осуществляемые организациями, обеспечивающими информационное и технологическое взаимодействие между участниками расчетов, включая оказание услуг по сбору, обработке и предоставлению участникам расчетов информации по операциям с банковскими картами.
В связи с изложенным, правильно ли понимает Банк 1, что поскольку договор между сторонами заключен в целях осуществления информационного и технологического взаимодействия, связанного с загрузкой, обменом и обработкой информации, необходимой для осуществления приема и перевода Банком 2 денежных средств за услуги ЖКХ, то к услугам Банка 1, оказываемым в рамках вышеуказанного взаимодействия, применяются нормы пп. 4 п. 3 ст. 149 НК РФ, и они освобождаются от налогообложения НДС на основании данной нормы НК РФ?
Ответ: В связи с письмом о применении банком освобождения от налога на добавленную стоимость, предусмотренного подпунктом 4 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), Департамент налоговой политики сообщает.
На основании указанного подпункта пункта 3 статьи 149 Кодекса от налога на добавленную стоимость освобождаются услуги, осуществляемые организациями по обеспечению информационного и технологического взаимодействия между участниками расчетов, включая оказание услуг по сбору, обработке и рассылке участникам расчетов информации по операциям с банковскими картами.
К таким услугам, по нашему мнению, относятся в том числе оказываемые одним банком другому банку услуги по информационному и технологическому взаимодействию, связанные с загрузкой, обменом и обработкой информации, необходимой для осуществления другим банком операций по приему и переводу денежных средств плательщиков - физических лиц за коммунальные услуги, оказанные поставщиками этим физическим лицам.
Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
В.А. Прокаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
От НДС освобождаются услуги, оказываемые организациями по обеспечению информационного и технологического взаимодействия между участниками расчетов.
Минфин считает, что к таким услугам относятся оказываемые одним банком другому банку услуги по информационному и технологическому взаимодействию, связанные с загрузкой, обменом и обработкой данных, необходимых для приема и перевода другим банком средств плательщиков-физлиц за коммунальные услуги.
Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 5 августа 2022 г. N 03-07-07/76232
Опубликование:
-