Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 3
Утверждено
приказом ФТС России
от 24 августа 2022 г. N 671
Типовое положение
о подразделении валютного контроля таможни фактического контроля
I. Общие положения
1. Подразделение валютного контроля (далее - Подразделение) является структурным подразделением таможни фактического контроля.
2. Подразделение в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, актами, составляющими право Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС), законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании, актами валютного законодательства Российской Федерации и актами органов валютного регулирования (далее - валютное законодательство), законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности в части осуществления внешнеторговых бартерных сделок, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, Уголовным кодексом Российской Федерации, Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативными актами Банка России, нормативными правовыми актами Минфина России, нормативными и иными правовыми актами ФТС России, правовыми актами регионального таможенного управления (далее - РТУ)*, таможни, Общим положением о таможне, а также настоящим типовым положением.
3. Подразделение осуществляет свою деятельность под общим, организационным и методическим руководством Управления торговых ограничений, валютного и экспортного контроля ФТС России** (далее - УТОВЭК) или службы федеральных таможенных доходов (далее - Служба) РТУ и руководством заместителя начальника таможни фактического контроля, осуществляющего координацию и контроль за деятельностью Подразделения в соответствии с распределением обязанностей между начальником таможни фактического контроля и его заместителями, утвержденным приказом таможни фактического контроля (далее - заместитель начальника таможни фактического контроля).
4. Подразделение возглавляет начальник Подразделения, который непосредственно подчиняется заместителю начальника таможни фактического контроля.
В период временного отсутствия начальника Подразделения исполнение его должностных обязанностей возлагается на заместителя начальника Подразделения или на иное должностное лицо Подразделения в установленном порядке.
5. Работа Подразделения строится на основе планов работы таможни фактического контроля и Подразделения, сочетания принципа единоначалия при решении вопросов служебной деятельности и ответственности каждого должностного лица Подразделения за состояние дел на порученном участке и за выполнение отдельных поручений.
План работы Подразделения утверждается заместителем начальника таможни фактического контроля.
6. Подразделение решает возложенные на него задачи как непосредственно, так и во взаимодействии с таможенными постами, подчиненными таможне фактического контроля (далее - подчиненные таможенные посты), и другими структурными подразделениями таможни фактического контроля.
7. Делопроизводство и мероприятия по обеспечению режима секретности в Подразделении осуществляются в соответствии с установленным порядком.
8. При осуществлении своей деятельности Подразделение соблюдает требования правовых актов ФТС России по вопросам обеспечения информационной безопасности.
II. Задачи Подразделения
9. Основными задачами Подразделения являются:
1) осуществление в пределах компетенции Подразделения контроля за соблюдением в регионе деятельности таможни фактического контроля участниками внешнеэкономической деятельности (далее - участники ВЭД) требований:
Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов;
законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании;
валютного законодательства;
законодательства Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности в части осуществления внешнеторговых бартерных сделок;
международных договоров Российской Федерации, актов, составляющих право ЕАЭС;
законодательства Российской Федерации об административных правонарушениях;
уголовного законодательства Российской Федерации;
актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;
нормативных правовых актов Минфина России, нормативных и иных правовых актов ФТС России;
2) обеспечение в пределах компетенции Подразделения реализации в регионе деятельности таможни рекомендаций Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) при принятии мер по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
3) осуществление взаимодействия с территориальными органами и агентами валютного контроля, территориальными органами правоохранительных и иных государственных органов по вопросам контроля, относящегося к компетенции Подразделения, организация взаимодействия с ними подчиненных таможенных постов по направлению деятельности Подразделения;
4) совершенствование методов, направленных на реализацию возложенных на Подразделение функций, повышение эффективности их осуществления;
5) координация деятельности подчиненных таможенных постов по направлению деятельности Подразделения.
III. Функции Подразделения
10. Подразделение выполняет следующие функции:
1) организовывает контроль за осуществлением резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями и некредитными финансовыми организациями, осуществляющими виды деятельности, указанные в Федеральном законе от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 28, ст. 2790; 2022, N 1, ст. 53), валютных операций, связанных с перемещением товаров через таможенную границу ЕАЭС, ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации, а также за соответствием проводимых валютных операций, связанных с перемещением товаров через таможенную границу ЕАЭС, ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации, условиям лицензий и разрешений (далее - контроль, относящийся к компетенции Подразделения);
2) проводит проверки соблюдения резидентами и нерезидентами валютного законодательства, а также проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов;
3) проводит проверки соблюдения резидентами требований законодательства Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности в части осуществления внешнеторговых бартерных сделок;
4) выявляет в части компетенции Подразделения по результатам проверок соблюдения участниками ВЭД валютного законодательства и законодательства Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности факты совершения участниками ВЭД действий (бездействия), содержащих признаки административного правонарушения и (или) состава преступления;
5) анализирует результаты проверок соблюдения участниками ВЭД валютного законодательства и законодательства Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности в части осуществления внешнеторговых бартерных сделок;
6) выявляет и анализирует причины и условия, способствующие нарушению участниками ВЭД требований валютного законодательства, законодательства Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности в части осуществления внешнеторговых бартерных сделок, а также вносит руководству таможни фактического контроля предложения о принятии мер, направленных на устранение таких причин и условий;
7) анализирует информацию, указывающую на возможную связь финансовых операций с противоправной деятельностью, направленной на незаконный вывод денежных средств из Российской Федерации, в том числе:
определяет причины и условия, способствующие совершению нарушений валютного законодательства;
устанавливает признаки легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма;
устанавливает факты неоднократного совершения операций или сделок, характер которых дает основание полагать, что их целью является уклонение от автоматизированной технологии контроля, относящегося к компетенции Подразделения, основанной на использовании уникальных номеров контрактов (паспортов сделок);
8) осуществляет анализ условий внешнеторговых контрактов в целях определения степени вероятности нарушения валютного законодательства и проведения финансовых операций или операций с товарами, имеющих запутанный или необычный характер, не имеющих очевидного экономического смысла или очевидной законной цели, не соответствующих целям деятельности организаций, установленным учредительными документами этих организаций, которые могут проводиться для вывода финансовых средств за рубеж и других противозаконных целей (далее - сомнительные операции);
9) выявляет схемы незаконного вывода денежных средств из Российской Федерации, в том числе в рамках мнимых (притворных) сделок, и/или с использованием номинальных лиц;
10) проводит анализ и систематизацию информации по сделкам, не подпадающим под действие автоматизированной технологии контроля, относящегося к компетенции Подразделения, основанной на использовании уникальных номеров контрактов (паспортов сделок), в целях выявления информации о сомнительных операциях;
11) составляет акт проверки соблюдения валютного законодательства, возбуждает дела об административных правонарушениях в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, выдает предписания об устранении выявленных нарушений валютного законодательства и контролирует их исполнение;
12) формирует и анализирует электронные базы данных, обеспечивающие деятельность Подразделения по осуществлению контроля, относящегося к компетенции Подразделения;
13) обеспечивает применение подчиненными таможенными постами мер по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма при проведении таможенного контроля за перемещением через таможенную границу ЕАЭС наличных денежных средств и (или) денежных инструментов в соответствии с установленной компетенцией;
14) учитывает, обобщает и анализирует данные о перемещении через таможенную границу ЕАЭС физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов;
15) выявляет признаки нарушений требований законодательства в области государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в отношении которых имеется информация об отсутствии по адресу государственной регистрации либо образовании (создании, реорганизации) их через подставных физических лиц и/или с незаконным использованием документов;
16) осуществляет внесение в информационные ресурсы таможенных органов Российской Федерации сведений о финансово-хозяйственной и внешнеэкономической деятельности резидентов, а также о выявленных признаках нарушения резидентами законодательства Российской Федерации и проведения ими сомнительных операций;
17) осуществляет деятельность по вопросам применения и совершенствования системы управления рисками в части компетенции Подразделения, в том числе:
разрабатывает и вносит в подразделение таможни фактического контроля, в компетенцию которого входит контроль за реализацией системы управления рисками, проекты профилей рисков, предложения об актуализации (отмене) профилей рисков, а также предложения об актуализации (отмене) методик анализа рисков;
применяет меры по минимизации рисков, содержащихся в профилях рисков, а также меры по минимизации рисков, которые могут применяться уполномоченными должностными лицами таможенных органов самостоятельно без указания в профиле риска;
18) осуществляет взаимодействие с территориальными органами и агентами валютного контроля, учреждениями Банка России, правоохранительными, налоговыми и иными государственными органами по вопросам контроля, относящегося к компетенции Подразделения;
19) осуществляет подготовку и направление в установленном порядке международных запросов в целях выявления нарушений валютного законодательства и противодействия сомнительным операциям;
20) подготавливает и представляет в УТОВЭК** или Службу РТУ в соответствии с установленным порядком статистические и иные отчетности по вопросам, входящим в компетенцию Подразделения;
21) подготавливает и представляет руководству таможни, в УТОВЭК** или Службу РТУ справочные и аналитические материалы о результатах деятельности Подразделения;
22) проводит функциональные проверки подчиненных таможенных постов по вопросам, входящим в компетенцию Подразделения;
23) организовывает мероприятия по обмену опытом должностных лиц подчиненных таможенных постов, в обязанности которых входят вопросы, относящиеся к компетенции Подразделения (лекции, семинары, совещания, рабочие встречи), в том числе с привлечением участников ВЭД, содействует профессиональному развитию государственных гражданских служащих и получению дополнительного профессионального образования сотрудниками из числа указанных должностных лиц;
24) организовывает в пределах компетенции Подразделения взаимодействие между подчиненными таможенными постами в решении поставленных перед ними задач, а также взаимодействие Подразделения с другими структурными подразделениями таможни фактического контроля;
25) оказывает методологическую помощь структурным подразделениям таможни фактического контроля, подчиненным таможенным постам по вопросам, относящимся к компетенции Подразделения;
26) рассматривает в пределах компетенции Подразделения обращения государственных органов, физических и юридических лиц;
27) подготавливает заключения структурным подразделениям таможни фактического контроля по жалобам, запросам и заявлениям организаций и граждан, предметом рассмотрения которых являются вопросы, относящиеся к компетенции Подразделения;
28) согласовывает (визирует) проекты решений, подготовленные структурными подразделениями таможни фактического контроля, по жалобам, заявлениям и запросам организаций и граждан в пределах компетенции Подразделения;
29) подготавливает в пределах компетенции Подразделения письменные заключения, необходимые для подготовки и принятия решений по жалобам лиц на решения, действия (бездействие) подчиненных таможенных постов и их должностных лиц;
30) участвует в пределах компетенции Подразделения в рассмотрении актов прокурорского реагирования;
31) принимает участие в мероприятиях по охране труда, гражданской обороне, обеспечению пожарной безопасности, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, реализуемых в РТУ* и таможне фактического контроля.
IV. Права Подразделения
11. Подразделение в целях реализации возложенных на него функций имеет право:
1) вносить в соответствии с установленным порядком на рассмотрение руководству таможни фактического контроля предложения по вопросам деятельности Подразделения;
2) запрашивать и получать от структурных подразделений таможни фактического контроля и подчиненных таможенных постов в соответствии с установленным порядком необходимые статистические, аналитические и другие данные, заключения и иные документы, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к компетенции Подразделения;
3) пользоваться согласно установленному порядку ведомственными информационными системами;
4) взаимодействовать в пределах компетенции Подразделения с территориальными органами других федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иными государственными органами, организациями независимо от организационно-правовых форм и гражданами;
5) запрашивать и получать от налоговых, правоохранительных и иных государственных органов, организаций и физических лиц, а также от других таможенных органов Российской Федерации документы и сведения, необходимые для выполнения задач и реализации функций Подразделения;
6) участвовать в проверках соблюдения резидентами и нерезидентами валютного законодательства, полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов, проводимых иными органами и агентами валютного контроля;
7) участвовать в применении подчиненными таможенными постами мер по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма при проведении таможенного контроля за перемещением через таможенную границу ЕАЭС наличных денежных средств и (или) денежных инструментов в соответствии с установленной компетенцией;
8) представлять (по поручениям руководства таможни фактического контроля) интересы таможни фактического контроля и подчиненных таможенных постов в государственных органах и организациях в соответствии с установленным порядком;
9) инициировать подготовку искового заявления (заявления) в судебные органы:
о ликвидации организаций любой организационно-правовой формы по основаниям, установленным законодательством Российской Федерации;
о признании сделок недействительными и применении последствий их недействительности;
10) принимать участие в обеспечении правовой защиты интересов таможни фактического контроля и подчиненных таможенных постов в судах и других государственных органах в части компетенции Подразделения;
11) подготавливать и направлять в УТОВЭК** или Службу РТУ предложения по созданию и актуализации профилей рисков;
12) подготавливать в УТОВЭК** или Службу РТУ предложения о совершенствовании нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов Минфина России, нормативных и иных правовых актов ФТС России, а также о повышении эффективности технологий контроля, относящегося к компетенции Подразделения;
13) участвовать в оперативных совещаниях, заседаниях коллегии таможни фактического контроля и иных мероприятиях, затрагивающих вопросы, относящиеся к компетенции Подразделения;
14) принимать участие в подготовке предложений об изменении штатной численности Подразделения;
15) вносить на рассмотрение руководству таможни фактического контроля предложения о техническом оснащении Подразделения и соответствующих структурных подразделений подчиненных таможенных постов;
16) пользоваться иными правами, предусмотренными международными договорами Российской Федерации, актами, составляющими право ЕАЭС, законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Минфина России, нормативными и иными правовыми актами ФТС России.
V. Заключительные положения
12. Штатная численность Подразделения устанавливается в рамках штатного расписания таможни фактического контроля, которое утверждается приказом таможни фактического контроля.
13. Начальник Подразделения и заместитель начальника Подразделения назначаются на должность и освобождаются от занимаемой должности по согласованию со Службой РТУ и УТОВЭК*** приказами таможни фактического контроля. Согласование также осуществляется при заключении контракта на новый срок.
14. Другие должностные лица Подразделения назначаются на должность и освобождаются от занимаемой должности приказом таможни фактического контроля.
15. Должностные обязанности, права и ответственность должностных лиц Подразделения утверждаются должностными инструкциями и должностными регламентами, утвержденными в установленном порядке.
16. Подразделение комплектуется из числа лиц, отвечающих установленным квалификационным требованиям.
17. Начальник Подразделения:
1) руководит деятельностью Подразделения на основе принципа единоначалия;
2) принимает участие в совещаниях, проводимых руководством таможни фактического контроля при рассмотрении вопросов, отнесенных к компетенции Подразделения;
3) распределяет обязанности между должностными лицами Подразделения;
4) участвует в подборе, расстановке кадров Подразделения и обеспечивает соблюдение должностными лицами Подразделения служебной дисциплины;
5) создает условия для профессионального развития государственных гражданских служащих и для получения дополнительного профессионального образования сотрудниками Подразделения;
6) вносит начальнику таможни фактического контроля предложения о назначении на должности должностных лиц Подразделения, а также предложения об их поощрении, наложении на них дисциплинарных взысканий;
7) принимает меры по обеспечению необходимых условий службы для должностных лиц Подразделения;
8) обеспечивает внедрение передовых приемов и методов работы;
9) представляет интересы таможни фактического контроля в государственных органах и организациях по вопросам, входящим в компетенцию Подразделения, в соответствии с установленным порядком;
10) обеспечивает осуществление возложенных на Подразделение функций, в том числе выполнение в части Подразделения программ, планов и показателей деятельности таможни фактического контроля;
11) пользуется другими правами, исполняет другие обязанности и несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
18. Возложение на Подразделение функций, не предусмотренных настоящим типовым положением, кроме специальных (адресных) поручений начальника таможни фактического контроля, не допускается.
Первый заместитель начальника |
И.Н. Плоцких |
_____________________________
* Для таможен, непосредственно подчиненных соответствующему РТУ.
** Для таможен, непосредственно подчиненных ФТС России.
*** При назначении на должность и освобождении от должности начальника Подразделения и заместителя начальника Подразделения таможен, непосредственно подчиненных ФТС России, согласование осуществляется только с УТОВЭК.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.