Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
Утверждено
приказом ФТС России
от 24 августа 2022 г. N 671
Типовое положение
о подразделении валютного контроля службы федеральных таможенных доходов таможни
I. Общие положения
1. Подразделение валютного контроля является структурным подразделением службы федеральных таможенных доходов (далее соответственно - Подразделение, Служба) таможни, имеющей в структуре таможенные посты - центры электронного декларирования и иные таможенные посты (далее - таможня).
2. Подразделение в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, актами, составляющими право Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС), законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании, актами валютного законодательства Российской Федерации и актами органов валютного регулирования (далее - валютное законодательство), законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности в части осуществления внешнеторговых бартерных сделок, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, Уголовным кодексом Российской Федерации, Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативными актами Банка России, нормативными правовыми актами Минфина России, нормативными и иными правовыми актами ФТС России, правовыми актами регионального таможенного управления (далее - РТУ)*, таможни, Общим положением о таможне, а также настоящим типовым положением.
3. Подразделение осуществляет свою деятельность под общим, организационным и методическим руководством Управления торговых ограничений, валютного и экспортного контроля ФТС России** (далее - УТОВЭК) или Службы РТУ и руководством заместителя начальника таможни - начальника Службы (далее - заместитель начальника таможни).
4. Подразделение возглавляет начальник Подразделения, который непосредственно подчиняется заместителю начальника таможни.
В период временного отсутствия начальника Подразделения исполнение его должностных обязанностей возлагается на заместителя начальника Подразделения или на иное должностное лицо Подразделения в установленном порядке.
5. Работа Подразделения строится на основе планов работы таможни, Службы таможни и Подразделения, сочетания принципа единоначалия при решении вопросов служебной деятельности и ответственности каждого должностного лица Подразделения за состояние дел на порученном участке и за выполнение отдельных поручений.
План работы Подразделения утверждается заместителем начальника таможни.
6. Подразделение решает возложенные на него задачи как непосредственно, так и во взаимодействии с таможенными постами, подчиненными таможне (далее - подчиненные таможенные посты), и другими структурными подразделениями таможни.
7. Делопроизводство и мероприятия по обеспечению режима секретности в Подразделении осуществляются в соответствии с установленным порядком.
8. При осуществлении своей деятельности Подразделение соблюдает требования правовых актов ФТС России по вопросам обеспечения информационной безопасности.
II. Задачи Подразделения
9. Основными задачами Подразделения являются:
1) осуществление в пределах компетенции Подразделения контроля за соблюдением в регионе деятельности таможни участниками внешнеэкономической деятельности (далее - участники ВЭД) требований:
Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов;
законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании;
валютного законодательства;
законодательства Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности в части осуществления внешнеторговых бартерных сделок;
международных договоров Российской Федерации, актов, составляющих право ЕАЭС;
законодательства Российской Федерации об административных правонарушениях;
уголовного законодательства Российской Федерации;
актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;
нормативных правовых актов Минфина России, нормативных и иных правовых актов ФТС России;
2) обеспечение в пределах компетенции Подразделения реализации в регионе деятельности таможни рекомендаций Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) при принятии мер по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
3) осуществление взаимодействия с территориальными органами и агентами валютного контроля, территориальными органами правоохранительных и иных государственных органов по вопросам, входящим в компетенцию Подразделения, обеспечение взаимодействия с ними подчиненных таможенных постов по направлению деятельности Подразделения;
4) совершенствование методов, направленных на реализацию возложенных на Подразделение функций, повышение эффективности их осуществления;
5) координация деятельности подчиненных таможенных постов по направлению деятельности Подразделения.
III. Функции Подразделения
10. Подразделение выполняет следующие функции:
1) организовывает контроль за осуществлением резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями и некредитными финансовыми организациями, осуществляющими виды деятельности, указанные в Федеральном законе от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 28, ст. 2790; 2022, N 1, ст. 53), валютных операций, связанных с перемещением товаров через таможенную границу ЕАЭС, ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации, а также за соответствием проводимых валютных операций, связанных с перемещением товаров через таможенную границу ЕАЭС, ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации, условиям лицензий и разрешений (далее - контроль, относящийся к компетенции Подразделения);
2) проводит проверки соблюдения резидентами и нерезидентами валютного законодательства, а также проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов;
3) проводит проверки соблюдения резидентами требований законодательства Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности в части осуществления внешнеторговых бартерных сделок;
4) выявляет в части компетенции Подразделения по результатам проверок соблюдения участниками ВЭД валютного законодательства и законодательства Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности факты совершения участниками ВЭД действий (бездействия), содержащих признаки административного правонарушения и (или) состава преступления;
5) анализирует результаты проверок соблюдения участниками ВЭД валютного законодательства и законодательства Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности в части осуществления внешнеторговых бартерных сделок;
6) выявляет финансовые операции или операции с товарами, имеющие запутанный или необычный характер, не имеющие очевидного экономического смысла или очевидной законной цели, не соответствующие целям деятельности организаций, установленным учредительными документами этих организаций, которые могут проводиться для вывода финансовых средств за рубеж и других противозаконных целей (далее - сомнительные операции);
7) осуществляет анализ деятельности участников ВЭД, а также внешнеторговых и валютных операций в целях определения вероятности нарушения ими валютного законодательства и проведения сомнительных операций, в том числе связанных с заявлением недостоверных сведений о товарах, ввозимых в Российскую Федерацию или вывозимых из Российской Федерации без уплаты таможенных пошлин, налогов;
8) устанавливает факты неоднократного совершения операций или сделок, характер которых дает основание полагать, что их целью является уклонение от автоматизированной технологии валютного контроля, основанной на использовании уникальных номеров контрактов (паспортов сделок);
9) выявляет информацию, указывающую на возможную связь финансовых операций с противоправной деятельностью, направленной на незаконный вывод денежных средств из Российской Федерации, в том числе:
определяет причины и условия, способствующие совершению нарушений валютного законодательства;
устанавливает признаки легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма;
10) проводит анализ и систематизацию информации по сделкам, не подпадающим под действие автоматизированной технологии контроля, относящегося к компетенции Подразделения, основанной на использовании уникальных номеров контрактов (паспортов сделок), в целях выявления информации о сомнительных операциях;
11) выявляет схемы незаконного вывода денежных средств из Российской Федерации, в том числе в рамках мнимых (притворных) сделок и/или с использованием номинальных лиц;
12) выявляет признаки нарушений требований законодательства в области государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в отношении которых имеется информация об отсутствии по адресу государственной регистрации либо образовании (создании, реорганизации) их через подставных физических лиц и/или с незаконным использованием документов;
13) осуществляет направление в установленном порядке международных запросов в целях выявления нарушений валютного законодательства и противодействия сомнительным операциям;
14) осуществляет внесение в информационные ресурсы таможенных органов Российской Федерации сведений о финансово-хозяйственной и внешнеэкономической деятельности резидентов, а также о выявленных признаках нарушения резидентами законодательства Российской Федерации и проведения ими сомнительных операций;
15) осуществляет деятельность по вопросам применения и совершенствования системы управления рисками в части компетенции Подразделения, в том числе:
совершает действия по идентификации риска, анализу риска и определению уровня риска по направлению валютного контроля;
подготавливает предложения по выявлению и управлению рисками, с учетом особенностей региона деятельности таможни и направление их в подразделение, в компетенцию которого входит контроль за реализацией системы управления рисками;
разрабатывает и вносит в подразделение, в компетенцию которого входит контроль за реализацией системы управления рисками, предложения об актуализации (отмене) профилей рисков, а также предложения об актуализации (отмене) методик анализа рисков;
применяет меры по минимизации рисков, содержащихся в профилях рисков, а также меры по минимизации рисков, которые могут применяться уполномоченными должностными лицами таможенных органов самостоятельно без указания в профиле риска;
участвует в контроле учета результатов применения мер по минимизации рисков;
участвует в проведении анализа результатов и оценки эффективности применения мер по минимизации рисков;
16) обеспечивает применение мер по противодействию легализации (отмыванию) денежных средств, полученных преступным путем, во внешнеторговой деятельности;
17) обеспечивает применение подчиненными таможенными постами мер по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма при проведении таможенного контроля за перемещением через таможенную границу ЕАЭС наличных денежных средств и (или) денежных инструментов в соответствии с установленной компетенцией;
18) учитывает, обобщает и анализирует данные о перемещении через таможенную границу ЕАЭС физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов;
19) осуществляет контроль за соблюдением правильности заявления в декларации на товары сведений, необходимых для целей валютного контроля, при декларировании товаров в электронной форме;
20) составляет акт проверки соблюдения валютного законодательства, возбуждает дела об административных правонарушениях в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, выдает предписания об устранении выявленных нарушений валютного законодательства и контролирует их исполнение;
21) подготавливает и представляет в УТОВЭК** или Службу РТУ в соответствии с установленным порядком статистические и иные отчетности по вопросам, входящим в компетенцию Подразделения;
22) подготавливает и представляет руководству таможни, в УТОВЭК** или Службу РТУ справочные и аналитические материалы о результатах деятельности Подразделения;
23) осуществляет взаимодействие с территориальными органами и агентами валютного контроля, учреждениями Банка России, правоохранительными, налоговыми и иными государственными органами по вопросам контроля, относящегося к компетенции Подразделения, и противодействия сомнительным операциям, направленным на незаконный вывод денежных средств из Российской Федерации, а также обеспечение взаимодействия с ними подчиненных таможенных постов по направлению деятельности Подразделения;
24) проводит функциональные проверки деятельности подчиненных таможенных постов по вопросам, относящимся к компетенции Подразделения;
25) организовывает мероприятия по обмену опытом должностных лиц подчиненных таможенных постов, в обязанности которых входят вопросы, относящиеся к компетенции Подразделения (лекции, семинары, совещания, рабочие встречи), в том числе с привлечением участников ВЭД, содействует профессиональному развитию государственных гражданских служащих и получению дополнительного профессионального образования сотрудниками из числа указанных должностных лиц;
26) организовывает в пределах компетенции Подразделения взаимодействие между подчиненными таможенными постами в решении поставленных перед ними задач, а также взаимодействие Подразделения с другими структурными подразделениями таможни;
27) оказывает методологическую помощь структурным подразделениям таможни, подчиненным таможенным постам по вопросам, относящимся к компетенции Подразделения;
28) рассматривает в пределах компетенции Подразделения обращения физических и юридических лиц;
29) подготавливает заключения структурным подразделениям таможни по жалобам, запросам и заявлениям организаций и граждан, предметом рассмотрения которых являются вопросы, относящиеся к компетенции Подразделения;
30) согласовывает (визирует) проекты решений, подготовленные структурными подразделениями таможни, по жалобам, заявлениям и запросам организаций и граждан в пределах компетенции Подразделения;
31) подготавливает в пределах компетенции Подразделения письменные заключения, необходимые для подготовки и принятия решений по жалобам лиц на решения, действия (бездействие) подчиненных таможенных постов и их должностных лиц;
32) участвует в пределах компетенции Подразделения в рассмотрении актов прокурорского реагирования;
33) проводит мониторинг функционирования информационно-программных средств Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов, используемых таможней и подчиненными таможенными постами при выполнении возложенных на них функций, и подготавливает предложения по совершенствованию работы информационно-программных средств;
34) принимает участие в мероприятиях по охране труда, гражданской обороне, обеспечению пожарной безопасности, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, реализуемых в РТУ* и таможне.
IV. Права Подразделения
11. Подразделение в целях реализации возложенных на него функций имеет право:
1) вносить в соответствии с установленным порядком на рассмотрение руководству таможни предложения по вопросам деятельности Подразделения;
2) запрашивать и получать от структурных подразделений таможни и подчиненных таможенных постов в соответствии с установленным порядком необходимые статистические, аналитические и другие данные, заключения и иные документы, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к компетенции Подразделения;
3) пользоваться согласно установленному порядку ведомственными информационными системами;
4) взаимодействовать в пределах компетенции Подразделения с территориальными органами других федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иными государственными органами, организациями независимо от организационно-правовых форм и гражданами;
5) запрашивать и получать от подчиненных таможенных постов и иных таможенных органов Российской Федерации, а также организаций и физических лиц документы и сведения, необходимые для выполнения задач и реализации функций Подразделения;
6) участвовать в проверках соблюдения резидентами и нерезидентами валютного законодательства, полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов, проводимых иными органами и агентами валютного контроля;
7) участвовать в применении подчиненными таможенными постами мер по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма при проведении таможенного контроля за перемещением через таможенную границу ЕАЭС наличных денежных средств и (или) денежных инструментов в соответствии с установленной компетенцией;
8) представлять (по поручениям руководства таможни) интересы таможни и подчиненных таможенных постов в государственных органах и организациях в соответствии с установленным порядком;
9) инициировать подготовку искового заявления (заявления) в судебные органы:
о ликвидации организаций любой организационно-правовой формы по основаниям, установленным законодательством Российской Федерации;
о признании сделок недействительными и применении последствий их недействительности;
10) принимать участие в обеспечении правовой защиты интересов таможни и подчиненных таможенных постов в судах и других государственных органах в части компетенции Подразделения;
11) подготавливать в УТОВЭК** или Службу РТУ предложения о совершенствовании нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов Минфина России, нормативных и иных правовых актов ФТС России, а также о повышении эффективности технологий контроля, относящегося к компетенции Подразделения;
12) участвовать в оперативных совещаниях, заседаниях коллегии таможни и иных мероприятиях, затрагивающих вопросы, относящиеся к компетенции Подразделения;
13) принимать участие в подготовке предложений об изменении штатной численности в пределах компетенции Подразделения;
14) вносить на рассмотрение руководству таможни предложения о техническом оснащении Подразделения;
15) пользоваться иными правами, предусмотренными международными договорами Российской Федерации, актами, составляющими право ЕАЭС, законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Минфина России, нормативными и иными правовыми актами ФТС России.
V. Заключительные положения
12. Штатная численность Подразделения устанавливается в рамках штатного расписания таможни, которое утверждается приказом таможни.
13. Начальник Подразделения и заместитель начальника Подразделения назначаются на должность и освобождаются от занимаемой должности по согласованию со Службой РТУ и УТОВЭК*** приказами таможни. Согласование также осуществляется при заключении контракта на новый срок.
14. Другие должностные лица Подразделения назначаются на должность и освобождаются от занимаемой должности приказом таможни.
15. Должностные обязанности, права и ответственность должностных лиц Подразделения регламентируются должностными инструкциями и должностными регламентами, утвержденными в установленном порядке.
16. Подразделение комплектуется из числа лиц, отвечающих установленным квалификационным требованиям.
17. Начальник Подразделения:
1) руководит деятельностью Подразделения на основе принципа единоначалия;
2) принимает участие в совещаниях, проводимых руководством таможни, при рассмотрении вопросов, отнесенных к компетенции Подразделения;
3) распределяет обязанности между должностными лицами Подразделения;
4) участвует в подборе, расстановке кадров Подразделения и обеспечивает соблюдение должностными лицами Подразделения служебной дисциплины;
5) создает условия для профессионального развития государственных гражданских служащих и для получения дополнительного профессионального образования сотрудниками Подразделения;
6) вносит начальнику таможни предложения о назначении на должности должностных лиц Подразделения, а также предложения об их поощрении, наложении на них дисциплинарных взысканий;
7) принимает меры по обеспечению необходимых условий службы для должностных лиц Подразделения;
8) обеспечивает внедрение передовых приемов и методов работы;
9) представляет интересы таможни в государственных органах и организациях по вопросам, входящим в компетенцию Подразделения, в соответствии с установленным порядком;
10) обеспечивает осуществление возложенных на Подразделение функций, в том числе выполнение в части Подразделения программ, планов и показателей деятельности таможни;
11) пользуется другими правами, исполняет другие обязанности и несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
18. Возложение на Подразделение функций, не предусмотренных настоящим типовым положением, кроме специальных (адресных) поручений начальника таможни, не допускается.
Первый заместитель начальника |
И.Н. Плоцких |
_____________________________
* Для таможен, непосредственно подчиненных соответствующему РТУ.
** Для таможен, непосредственно подчиненных ФТС России.
*** При назначении на должность и освобождении от должности начальника Подразделения и заместителя начальника Подразделения таможен, непосредственно подчиненных ФТС России, согласование осуществляется только с УТОВЭК.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.