Решение Омского областного суда от 13 июля 2022 г. N 3а-466/2022
"О признании не действующим со дня вступления в силу настоящего решения приложение N 32 к приказу Региональной энергетической комиссии Омской области от 20 июня 2016 года N 59/27 "Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению на территории города Омска и Омской области" в части утвержденного норматива потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях на территории Черлакского муниципального района Омской области для трехэтажных многоквартирных и жилых домов со стенами из камня, кирпича после 1999 года постройки"
Омский областной суд
в составе председательствующего судьи Ланцовой М.В.
при секретаре Зварич Е.Ш.
с участием прокурора Бородич А.С., Маркович О.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании 13 июля 2022 г. административное дело по административному исковому заявлению Федерального государственного казенного учреждения "Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Омской области" к Региональной энергетической комиссии Омской области о признании не действующим в части приказа Региональной энергетической комиссии Омской области от 20 июня 2016 года N 59/27 "Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению на территории города Омска и Омской области", установил:
приказом Региональной энергетической комиссии Омской области (далее - РЭК Омской области) от 20 июня 2016 года N 59/27 - "Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению на территории города Омска и Омской области" (далее - Приказ N 59/27) утверждены нормативы потребления указанной коммунальной услуги на территории города Омска и муниципальным районам Омской области (т 2 л.д. 8-27)
В приложении N 32 к приказу нормативы установлены применительно к жилым помещениям на территории Черлакского муниципального района Омской области. (т. 2 л.д. 25)
Приказ опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 20 июня 2016 года. (т. 2 л.д. 28).
Федеральное государственное казенное учреждение "Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Омской области" (далее также - Пограничное управление) обратилось в суд с административным исковым заявлением (с учетом уточнения иска) о признании не действующим приложения N 32 к Приказу N 59/27 в части утвержденного норматива потребления коммунальной услуги по отоплению для 3-х этажных домов со стенами из камня, кирпича после 1999 года постройки на территории Черлакского муниципального района Омской области - 0,0295 Гкал на 1 кв. м общей площади всех помещений в многоквартирном доме или жилого дома в месяц, (т. 1 л.д. 3-8, т. 2 л.д. 140-141).
В обоснование требований указано, что административный истец на праве оперативного управления владеет двумя многоквартирными жилыми домами, расположенными на территории р.п. Черлак Черлакского муниципального района Омской области, жилые помещения в которых используются для проживания сотрудников, проходящих службу в Пограничном управлении. Расчет платы за коммунальную услугу по отоплению осуществляется на основании оспариваемого норматива, который утвержден с нарушением требований действующего законодательства в сфере тарифного регулирования.
В судебном заседании представители Пограничного управления Шалабанов А.А. Гребенюк В.Р., после перерыва Есипов Е.А. заявленные требования поддержали.
Представитель РЭК Омской области Стельмашек Б.Н. против удовлетворения требований возражал, ссылаясь на принятие приказа в пределах компетенции и с соблюдением установленного порядка, отсутствие нарушений при установлении оспариваемого норматива, (письменный отзыв т. 2 л.д 1522-154).
Выслушав лиц, участвующих, в деле, изучив, материалы дела, заслушав заключение прокурора Маркович О.С., полагавшей, что имеются правовые основания для удовлетворения административного искового заявления, суд приходит к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Положением о Региональной энергетической комиссии Омской области, утвержденным постановлением Правительства Омской области от 2 ноября 2011 года N 212-п, указанная комиссия является органом исполнительной власти Омской области, осуществляющим государственное регулирование цен, тарифов, платы, наценок, ставок, надбавок на товары и услуги, регулирование которых в соответствии с федеральным законодательством осуществляется органами исполнительной власти Омской области (пункт 1 Положения о Региональной энергетической комиссии Омской области, утвержденного постановлением Правительства Омской области от 2 ноября 2011 года N 212-п). К полномочиям РЭК Омской области относится установление нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (подпункт 9 пункта 16 Положения о Региональной энергетической комиссии Омской области, утвержденного постановлением Правительства Омской области от 2 ноября 2011 года N 212-п)
Согласно пункту 3 данного Положения РЭК Омской области издает правовые акты в форме приказов и распоряжений по вопросам, отнесенным к ее компетенции федеральным и областным законодательством.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о принятии оспариваемого нормативного правового акта уполномоченным органом в предусмотренной форме и с соблюдением порядка опубликования, установленного пунктом 3 Указа Губернатора Омской области от 30 марта 2004 года N 74 "О порядке опубликования и вступления в силу правовых актов Губернатора Омской области, Правительства Омской области, других органов исполнительной власти Омской области". Данные обстоятельства лицами, участвующими в деле, не оспариваются.
Проверяя оспариваемое положение на предмет его соответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд учитывает следующее.
Как следует из материалов дела многоквартирные жилые дома, расположенные в р.п. Черлак Черлакского муниципального района Омской области по ул. Ленина, д. 201 и ул. Мельникова, д. 198А, находятся в собственности Российской Федерации, право оперативного управления зарегистрировано за Пограничным управлением. (т. 1 л.д. 56-59, 60, 61, 144-225).
Многоквартирный жилой дом по адресу: р.п. Черлак Черлакского муниципального района Омской области по ул. Ленина, д. 201 имеет кадастровый номер 55:31:111102:3560, год завершения постройки 2010, количество этажей - 3, материалы стен - кирпичные, (т. 1 л.д. 186-225, т. 2 л.д. 146-149)
Многоквартирный жилой дом по адресу: р.п. Черлак Черлакского муниципального района Омской области по ул. Мельникова, д. 198А, имеет кадастровый номер 55:31:111102:3856, год завершения постройки 2010, количество этажей - 3, материалы стен - кирпичные. (т. 1 л.д. 144-184, т. 2 л.д. 142-145)
Жилые помещения в указанных многоквартирных домах используются для. проживания лиц, проходящих службу в Пограничном управлении и членов их семей, (т. 1 л.д. 126-131).
Также административный истец на праве оперативного управления владеет тепловыми сетями, расположенными в р.п. Черлак Черлакского муниципального района Омской области, на балансе Пограничного управления находятся две блочно-модульные котельные (т. 1 л.д. 62-70)
Административный истец предоставляет коммунальную услугу по теплоснабжению указанных многоквартирных домов. С 2018 года в отношении организации органом регулирования принимаются тарифные решения; действующим в настоящее время приказом РЭК Омской области от 14 декабря 2021 года N 549/91 установлены тарифы на тепловую энергию для потребителей Пограничного управления (т. 2 л.д. 191-194); расчет платы за коммунальную услугу по отоплению осуществляется на основании оспариваемого норматива. (т. 1 л.д. 114-125)
В связи с чем суд приходит к выводу о том, что нормативный правовой акт в оспариваемой части затрагивает права и законные интересы административного истца, Пограничное управление вправе обратиться в суд с иском об оспаривании Приказа N 59/27.
По приведенным мотивам суд полагает ошибочными изложенные в отзыве на иск суждения административного ответчика о том, что поскольку Пограничное управление не является потребителем коммунальной услуги в объёме оспариваемого норматива, административный истец не наделен правом на обращение в суд.
В соответствии с положениями ст. 156 и 157 Жилищного Кодекса РФ постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года N 306 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила N 306).
Согласно пункту 4 Правил N 306 при определении нормативов потребления коммунальных услуг учитываются следующие конструктивные и технические параметры многоквартирного дома или жилого дома в отношении отопления - материал стен, крыши, объем жилых помещений, площадь ограждающих конструкций и окон, износ внутридомовых инженерных систем.
Нормативы потребления коммунальных услуг и нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме определяются в расчете на месяц потребления соответствующего коммунального ресурса. (пункт 5)
В качестве параметров, характеризующих степень благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, применяются показатели, установленные техническими и иными требованиями в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации. (пункт 6)
Согласно пункту 7 Правил N 306 при выборе единицы измерения нормативов потребления коммунальных услуг в отношении отопления в жилых помещениях используется показатель - Гкал на 1 кв. метр общей площади всех помещений в многоквартирном доме или жилого дома.
Установление нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме производится по инициативе уполномоченных органов или ресурсоснабжающих организаций. (пункт 9)
Из материалов дела следует, что оспариваемый приказ принят по инициативе уполномоченного органа. Распоряжением РЭК Омской области от 10 сентября 2015 года N Р-15/РЭК-144 определен состав рабочей группы по определению и установлению нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению. (л.д. 2 л.д. 169-170)
Установление нормативов предусматривает соблюдение последовательности установленных процедур.
Согласно пункту 10 Правил N 306 нормативы потребления устанавливаются в отношении коммунальных услуг, предоставляемых в жилых помещениях, - по каждому виду предоставляемых коммунальных услуг, которые определяются степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома.
Нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях, и нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания; общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства, а также расположенных в аналогичных климатических условиях. При различиях в конструктивных и технических параметрах, степени благоустройства, а также климатических условиях, в которых расположены многоквартирные дома или жилые дома, указанные нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются в соответствии с категориями многоквартирных домов и жилых домов, предусмотренными приложением N 2 к настоящим Правилам (пункт 11 Правил).
Таблица 6 приложения N 2 к Правилам предусматривает форму для установления нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению, содержащую дифференциацию норматива в зависимости от года постройки дома, материала стен, этажности.
Как следует из оспариваемого Приказа N 59/27, протокола заседаний правления РЭК Омской области от 20 июня 2016 года N 27 (т. 2 л.д 29-30) в соответствии с пунктом 13 Правил N 306 при установлении нормативов по отоплению в жилых помещениях на территориях муниципальных районов Омской области использован расчетный метод, который согласно пункту 22 Правил N 306 применяется в случае невозможности применения метода аналогов по причине отсутствия или недостаточности данных приборного учета потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах, отвечающих условиям представительности выборки для проведения необходимых измерений.
Таким образом, метод аналогов имеет приоритет над расчетным методом, поэтому регулирующий орган вправе выбрать расчетный метод только в случае, если невозможно применить метод аналогов по вышеуказанной причине.
До установления оспариваемых нормативов РЭК Омской области была запрошена и получена информация в муниципальных районах о жилых домах, оборудованных/не оборудованных общедомовыми приборами учета тепловой энергии; о наличии категорий жилых домов, для которых необходимо установить норматив отопления. (т. 2 л.д. 55-59, 64-67).
Ввиду недостаточности данных приборного учета потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах применение органом регулирования расчетного метода в рассматриваемом случае суд полагает правильным, что также не оспаривалось лицами, участвующими в деле.
В ходе рассмотрения дела установлено, что оспариваемый норматив принят на основании данных об одном 3-х этажном доме со стенами из панелей, расположенном по адресу: р.п. Черлак, ул. Мельникова д. 200, корп. 2. (т. 2 л.д. 155) Информация об указанном доме поступила в РЭК Омской Области из Администрации Черлакского муниципального района Омской области (т. 2 л.д. 62).
Расчет норматива выполнен в соответствии с формулами 18, 19, 20 и таблицей 4 приложения N 1 к Правилам N 306. (т. 2 л.д. 153-154)
Установленные Приказом N 59/27 нормативы приняты на основании экспертного заключения ЗАО "Научно-исследовательский центр муниципальной экономики" во исполнение государственного контракта от 24 февраля 2016 года N 1154-02-ЭК/2016. (т. 2 л.д. 70-129, 166-168)
Администрацией Черлакского муниципального района Омской области информация о жилых домах, расположенных по адресам: р.п. Черлак Черлакского муниципального района Омской области по ул. Ленина, д. 201 и Мельникова, д. 198А, в РЭК Омской области представлена не была; в прилагаемой к запросу форме показатель для 3-х этажных многоквартирных жилых домов со стенами из камня, кирпича, после 1999 года постройки не заполнен (т. 2 л.д. 60-63, 68-69)
На запрос суда о причине непредставления информации об указанных жилых домах Администрацией Черлакского муниципального района Омской области сообщено о невозможности дать ответ ввиду отсутствия в настоящее время работников, ответственных за направление сведений в 2015 году. (т. 2 л.д. 163)
Таким образом, в ходе рассмотрения дела установлено, что реагирующий орган при расчете нормативов не учитывал сведения по 3-х этажным многоквартирным жилым домам после 1999 года постройки со стенами из кирпича на территории р.п. Черлак Черлакского муниципального района Омской области.
По смыслу пункта 11 Правил N 306 и пункта 18 приложения N 1 к названным правилам нормативы рассчитываются в отношении всех домов, к которым предполагается их применить в дальнейшем.
Информация об указанных многоквартирных жилых домах подлежала учету административным ответчиком при расчете оспариваемого норматива.
Согласно ориентировочному расчету РЭК Омской области в случае учета информации о жилых домах, находящихся в оперативном управлении административного истца, размер норматива составил бы 0,02054 Гкал на 1 кв. м, вместо утвержденного 0,0295 Гкал на 1 кв. м. (т. 2 л.д. 165).
То обстоятельство, что РЭК Омской области не располагала соответствующей информацией, не свидетельствует о соблюдении требований законодательства, регулирующего порядок принятия Приказа N 59/27.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд принимает решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Поскольку рассматриваемый приказ в его оспариваемой части принят с нарушением приведенных норм, регламентирующих порядок установления нормативов, имеются основания для признания его не действующим.
В связи с тем, что оспариваемые положения нормативного правового акта применялись гражданами и Пограничным управлением при расчетах за оплату коммунальных услуг, оспариваемое положение подлежит признанию не действующим со дня вступления в законную силу настоящего решения, что будет соответствовать требованиям пункта 1 части 2 статьи 215 КАС и разъяснениям, содержащимся в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами".
С учетом положений пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ сообщение о принятии решения суда подлежит официальному опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании, в котором был опубликован оспоренный нормативный правовой акт, или ином печатном издании, в котором подлежат опубликованию нормативные правовые акты органов исполнительной власти Омской области.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175 - 180, 215, 217 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
административное исковое заявление Федерального государственного казенного учреждения "Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Омской области" удовлетворить.
Признать не действующим со дня вступления в силу настоящего решения приложение N 32 к приказу Региональной энергетической комиссии Омской области от 20 июня 2016 года N 59/27 "Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению на территории города Омска и Омской области" в части утвержденного норматива потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях на территории Черлакского муниципального района Омской области для трехэтажных многоквартирных и жилых домов со стенами из камня, кирпича после 1999 года постройки.
Возложить на Региональную энергетическую комиссию Омской области обязанность принять новый нормативный правовой акт, заменяющий признанный не действующим в части.
Сообщение о принятии решения подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании, в котором был опубликован оспоренный нормативный правовой акт, или ином печатном издании, в котором подлежат опубликованию нормативные правовые акты органов исполнительной власти Омской области.
На решение суда могут быть поданы апелляционные жалоба, представление в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Омский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья |
М.В. Ланцова |
Мотивированное решение изготовлено 18 июля 2022 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Омского областного суда от 13 июля 2022 г. N 3а-466/2022 "О признании недействующим приложения N 32 к приказу Региональной энергетической комиссии Омской области от 20.06.2016 N 59/27 в части норматива потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях на территории Черлакского муниципального района Омской области для трехэтажных многоквартирных и жилых домов со стенами из камня, кирпича после 1999 года постройки"
Текст решения опубликован на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) 7 сентября 2022 г. N 5503202209070001