Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 5
к приказу Министерства экономики и
территориального развития
Свердловской области
от 06.09.2022 N 90
Утверждены
приказом Министерства экономики и
территориального развития
Свердловской области
от 29.03.2018 N 17
"Об утверждении методических рекомендации по
составлению уведомления о проведении
публичных консультаций и заключения об
оценке регулирующего воздействия, методики
оценки стандартных издержек субъектов
предпринимательской и иной экономической
деятельности, возникающих в связи с исполнением
требований регулирования, а также методических
рекомендаций по проведению публичных консультаций"
Методические рекомендации
по проведению публичных консультаций
Глава 1. Общие положения
1. Настоящие методические рекомендации разработаны во исполнение пункта 6 статьи 5 Закона Свердловской области от 14 июля 2014 года N 74-ОЗ "Об оценке регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Свердловской области и проектов муниципальных нормативных правовых актов и экспертизе нормативных правовых актов Свердловской области и муниципальных нормативных правовых актов" (далее - Закон Свердловской области от 14 июля 2014 года N 74-ОЗ), в соответствии с постановлением Правительства Свердловской области от 26.11.2014 N 1051-ПП "О проведении оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Свердловской области и экспертизы нормативных правовых актов Свердловской области" (далее - постановление Правительства Свердловской области от 26.11.2014 N 1051-ПП).
2. Настоящие методические рекомендации предназначены для применения исполнительными органами государственной власти Свердловской области при проведении публичных консультаций в рамках оценки регулирующего воздействия (далее - ОРВ) проектов нормативных правовых актов Свердловской области в качестве разработчика, в случае разработки проекта акта (далее - разработчик), и в качестве профильного органа, уполномоченного в соответствующей сфере деятельности, затрагиваемой новым регулированием, в случае проведения ОРВ проекта нормативного правового акта (далее - проект акта), направленного Законодательным Собранием Свердловской области, прокуратурой Свердловской области и иными субъектами законодательной инициативы (далее - профильный орган).
3. Целью настоящих методических рекомендаций является систематизация подходов к проведению публичных консультаций, развитие практики применения дополнительных форм обсуждений помимо обязательных публичных консультаций на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет http://regulation.midural.ru/ (далее - официальный сайт), предназначенном для размещения информации об оценке регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Свердловской области и экспертизе нормативных правовых актов Свердловской области с целью проведения публичных консультаций, совершенствование форм взаимодействия с участниками публичных консультаций и учет результатов публичных консультаций.
4. Положения настоящих методических рекомендаций распространяются на организацию и проведение публичных консультаций в отношении проектов нормативных правовых актов Свердловской области, подлежащих ОРВ в соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона Свердловской области от 14 июля 2014 года N 74-ОЗ.
5. Задачами публичных консультаций являются:
1) информирование широкого круга заинтересованных лиц о разрабатываемых проектах актов, разъяснение своей позиции по отношению к проблеме, требующей принятия регуляторного решения;
2) консультирование с органами государственной власти Свердловской области, органами местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, субъектами общественного контроля, гражданами и организациями, интересы которых затрагиваются вводимым (действующим) регулированием (далее - заинтересованные лица), в целях уточнения масштаба, причин и негативных эффектов проблемы, требующей государственного вмешательства, путем принятия нормативного правового акта, поиску возможных способов и альтернатив ее решения, а также определению оптимальных способов и альтернатив (далее - регуляторное решение, предлагаемое регулирование);
3) соблюдение баланса интересов при принятии регуляторного решения;
4) сокращение возможных негативных последствий и усиление положительных последствий принятого регуляторного решения.
6. Основными принципами проведения публичных консультаций являются:
1) максимальное вовлечение в процесс публичных консультаций (обсуждений) всех заинтересованных лиц;
2) максимальный учет интересов заинтересованных лиц;
3) прозрачность и ясность процедур, подотчетность, объективность и независимость выбора участников публичных консультаций (обсуждений);
4) соблюдение разумных сроков проведения публичных консультаций.
7. В рамках ОРВ предусмотрено проведение публичных консультаций:
1) по вопросу о подготовке проекта акта (в рамках предварительной ОРВ);
2) по проекту акта.
Глава 2. Рекомендации по проведению публичных консультаций по вопросу о подготовке проекта акта Правительства Свердловской области или исполнительного органа государственной власти Свердловской области
8. Публичные консультации по вопросу о подготовке проекта акта проводятся в рамках предварительной ОРВ по проектам акта Правительства Свердловской области или исполнительного органа государственной власти Свердловской области, имеющим высокую степень регулирующего воздействия (в соответствии с главами 3 и 4 Порядка проведения публичных консультаций по проектам нормативных правовых актов Свердловской области и подготовки заключений об оценке регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Свердловской области, утвержденного постановлением Правительства Свердловской области от 26.11.2014 N 1051-ПП (далее - Порядок проведения публичных консультаций)). По таким проектам актов ОРВ проводит профильный орган.
Для иных проектов актов Правительства Свердловской области и исполнительных органов государственной власти Свердловской области предварительная оценка регулирующего воздействия проводится по решению руководителя (заместителя руководителя) профильного органа.
9. Целью проведения публичных консультаций по вопросу о подготовке проекта акта является подтверждение наличия выявленной проблемы, анализ целесообразности введения государственного регулирования для ее решения, сбор предложений об альтернативных мерах для достижения целей, предполагаемых новым регулированием, а также предложений и планируемый к разработке проект акта.
10. Публичные консультации по вопросу о подготовке проекта акта содержат следующие этапы:
1) формирование перечня заинтересованных лиц;
2) подготовка и размещение уведомления о подготовке проекта акта на официальном сайте для публичных консультаций;
3) рассылка извещений о проведении публичных консультаций по вопросу о подготовке проекта акта;
4) анализ поступивших предложений, принятие решения по итогам публичных консультаций (обсуждений), формирование сводки предложений, размещённой на официальном сайте.
11. При составлении перечня заинтересованных лиц профильному органу рекомендуется определить сферы общественных отношений, затрагиваемые предлагаемым регулированием, учесть референтные группы, сформированные при исполнительных органах государственной власти Свердловской области по направлениям деятельности, общественный совет при исполнительном органе государственной власти Свердловской области (далее - общественный совет), подведомственные организации, отраслевые союзы и т.д.
12. Круг участников публичных консультаций определяется профильным органом с учетом необходимости максимального вовлечения заинтересованных лиц в процесс подготовки и принятия решения о целесообразности введения предлагаемого регулирования.
13. В целях проведения публичных консультаций профильный орган составляет уведомление о подготовке проекта акта, в который включаются сведения, предусмотренные пунктом 31 Порядка проведения публичных консультаций.
14. Профильный орган размещает на официальном сайте уведомление о подготовке проекта акта, перечень вопросов для участников публичных консультаций, а также, при необходимости, статистические, аналитические и другие документы (справки).
15. Одновременно с размещением документов профильному органу рекомендуется извещать заинтересованных лиц, в том числе с использованием программных средств официального сайта. При этом необходимо указать сведения о месте такого размещения на официальном сайте (полный электронный адрес), срок приема предложений и контакты профильного органа для их направления.
Уполномоченным органом в обязательном порядке извещаются организации, заключившие соглашения о сотрудничестве при проведении ОРВ, а также эксперты, подписавшиеся на рассылку на официальном сайте.
16. Профильному органу рекомендуется использовать дополнительные способы оповещения заинтересованных лиц о проведении публичных консультаций, в том числе направлять соответствующую информацию в электронном виде и (или) на бумажном носителе в адрес заинтересованных лиц.
17. В целях охвата большего количества заинтересованных лиц рекомендуется дополнительно использовать такие формы проведения публичных консультаций, как открытые заседания общественно-консультативных органов и комиссий, в том числе общественных советов, опросы заинтересованных лиц, в том числе проводимые на официальном сайте профильного органа в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, а также на иных площадках в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, заседания экспертных групп, совещания с заинтересованными лицами и другие формы. При выборе дополнительных форм проведения публичных консультаций в отношении уведомления профильному органу рекомендуется обеспечить объективность выбранных им форм проведения публичных консультаций, независимость выбора участников публичных консультаций, а также достаточность срока представления участниками публичных консультаций своих предложений.
18. Минимальный срок проведения публичных консультаций утвержден пунктом 32 Порядка проведения публичных консультаций.
19. Профильному органу рекомендуется предоставить возможность направления предложений участниками публичных консультаций в отношении уведомления посредством официального сайта, а также в электронном виде или на бумажном носителе, в том числе в форме:
1) писем;
2) протоколов заседаний общественно-консультативных органов и совещаний;
3) анкет и опросных форм.
20. Участникам публичных консультаций рекомендуется направлять свои предложения с использованием программных средств официального сайта.
Направляемые предложения рекомендуется подписывать руководителем организации, его заместителем или специально уполномоченным представителем организации. В противном случае предложения могут расцениваться как личная позиция автора предложений.
21. С целью анализа и обработки поступивших предложений профильному органу рекомендуется систематизировать (структурировать) полученную информацию, рассмотреть возможность учета, результаты оформить в виде сводки предложений. При этом привести подробное обоснование в случае частичного учета либо отклонения предложений. Типовая форма сводки предложений предусмотрена Методическими рекомендациями по составлению уведомления о проведении публичных консультаций и заключения о проведении оценки регулирующего воздействия.
Глава 3. Рекомендации по проведению публичных консультаций по проекту акта
22. Публичные консультации по проекту акта содержат следующие этапы:
1) формирование перечня заинтересованных лиц;
2) составление перечня вопросов, которые целесообразно обсудить в рамках публичных консультаций;
3) подготовка и размещение уведомления о проекте акта на официальном сайте;
4) рассылка извещений о проведении публичных консультаций по вопросу проекта акта;
5) анализ поступивших предложений, принятие решения по итогам публичных консультаций (обсуждений), составление сводки предложений, размещённой на официальном сайте.
23. Перечень вопросов в обязательном порядке включает вопросы в соответствии с приложением N 2 к Методическим рекомендациям по составлению уведомления о проведении публичных консультаций и заключения о проведении оценки регулирующего воздействия. Профильный орган вправе включить в перечень дополнительные вопросы, позволяющие получить необходимую для него информацию.
При составлении перечня вопросов рекомендуется включать вопросы, исходя из специфики предлагаемого регулирования.
24. В целях проведения публичных консультаций по проекту акта профильный орган, согласно Инструкции для разработчиков проектов НПА по работе с интернет-порталом для публичного обсуждения проектов и действующих нормативных актов Свердловской области (далее - инструкции для разработчиков), размещает на официальном сайте (http://regulation.midural.ru/):
1) проект акта;
2) пояснительную записку к нему (при наличии);
3) уведомление о проведении публичных консультаций;
4) действующий правовой акт (в случае внесения изменений в уже существующий правовой акт);
5) сравнительную таблицу (в случае внесения изменений в уже существующий нормативный правовой акт);
6) Проект акта в режиме правок (в случае внесения изменений в уже существующий нормативный правовой акт).
При этом сведения, указанные в подпунктах 4 и 5, формируются в единый документ и размещаются на официальном сайте в поле "приложение".
25. При подведении итогов публичных консультаций по проекту акта профильный орган обязан рассмотреть все поступившие в установленный срок предложения, относящиеся к предмету предлагаемого регулирования, направленные средствами официального сайта. К итогам публичных консультаций также следует относить результаты рассмотрения проекта акта координационными органами, в том числе общественными советами, созданными при исполнительных органах государственной власти Свердловской области.
Рекомендуется включать в сводку предложений заключения и предложения Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Свердловской области, поступившие в рамках публичных консультаций, а также в период после завершения публичных консультаций до дня формирования сводки предложений на официальном сайте.
Предложения, направленные участниками публичных консультаций посредством официального сайта, оформляются в виде сводки установленной формы автоматически, согласно инструкции для разработчиков и дорабатывается с учетом пункта 20 Методических рекомендаций по составлению уведомления о проведении публичных консультаций и заключения о проведении оценки регулирующего воздействия.
В случае направления участниками публичных консультаций своих замечаний и предложений без аргументированного обоснования своей позиции, профильный орган оставляет за собой право не учитывать данные предложения с обоснованием причины их не учета, отраженной в сводке предложений.
26. В случае если участник публичных консультаций по проекту акта обнаружил отсутствие своих предложений в сводке предложений и (или) в указанной сводке предложений информации об учете или причинах отклонения и отсутствует обоснование частичного учета либо отклонения предложений, ему рекомендуется обратиться в адрес профильного органа с мотивированным запросом о разъяснении сложившейся ситуации.
27. В случае принятия профильным органом решения о проведении повторных публичных консультаций по проекту акта такие публичные консультации рекомендуется проводить в соответствии с пунктом 28 настоящих методических рекомендаций с извещением об их проведении участников проведенных публичных консультаций.
28. В случае проведения согласительного совещания, оно назначается по решению руководителя (заместителя руководителя) профильного органа. Профильный орган определяет место и время проведения согласительного совещания, состав участников, в число которых рекомендуется включать независимых экспертов.
Организациям, участвовавшим в публичных консультациях, рекомендуется направлять для участия в согласительных совещаниях руководителя, заместителей руководителя или специально уполномоченного представителя организации, подписавших предложения от организации.
Профильный орган направляет участникам публичных консультаций и в уполномоченный орган уведомление о проведении согласительного совещания не позднее чем за 3 рабочих дня до дня проведения такого совещания.
Во время проведения согласительного совещания рекомендуется осуществлять аудиозапись.
29. По результатам проведения согласительного совещания составляется протокол, который содержит мнения всех участников по каждому рассматриваемому предложению и выводы об учете, частичном учете либо отклонении предложений с приведением обоснования. В протоколе необходимо указывать неустраненные разногласия (при наличии). Протокол подготавливается и утверждается в порядке и сроки, установленные пунктом 26-1 Порядка проведения публичных консультаций.
Глава 4. Общественный контроль качества проведения публичных консультаций
30. Общественный контроль в сфере ОРВ выражается в общественной оценке эффективности деятельности профильного органа по организации и проведению публичных консультаций в соответствии с законодательством, а также учету их результатов (далее - общественная оценка).
31. Общественный контроль в сфере ОРВ осуществляется в целях выявления нарушений проведения процедур публичных консультаций со стороны профильного органа, выделения основных проблем, с которыми он сталкивается в процессе их проведения, для их минимизации и дальнейшего устранения.
32. Общественный контроль в сфере ОРВ рекомендуется осуществлять общественным советам в рамках имеющихся полномочий.
33. В целях проведения общественного контроля исполнительным органам государственной власти Свердловской области, проводившим ОРВ, рекомендуется раз в полугодие формировать информационную справку о результатах проведения публичных консультаций (далее - информационная справка), в которую в том числе рекомендуется включать следующие сведения за отчетный период:
1) об общем количестве проектов актов, по которым проведены публичные консультации;
2) о количестве граждан и организаций, извещенных о проведении публичных консультаций;
3) о количестве участников публичных консультаций;
4) о количестве поступивших предложений от участников публичных консультаций;
5) о количестве учтенных, частично учтенных и отклоненных предложений от участников публичных консультаций, наличии обоснований в случае отклонения предложений о доработке проектов актов;
6) о количестве и результатах согласительных совещаний;
7) о количестве обращений (жалоб), поступивших от участников публичных консультаций, о результатах их рассмотрения исполнительным органом государственной власти Свердловской области;
8) о соблюдении сроков размещения на официальном сайте для публичных консультаций итоговых документов ОРВ (заключений и сводок предложений).
Информационные справки размещаются на сайте "Административная реформа в Свердловской области" не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом.
34. Исполнительному органу государственной власти Свердловской области рекомендуется представлять по запросу общественного совета дополнительные материалы, информацию, разъяснения.
35. При проведении общественного контроля на заседании общественного совета могут:
1) рассматриваться информационные справки;
2) проводиться анкетирования членов общественного совета по сути вопроса;
3) при недостатке информации приниматься решения о направлении дополнительных запросов;
4) заслушиваться по сути вопроса представители исполнительного органа государственной власти Свердловской области;
5) формироваться общественная оценка и утверждаться протоколом заседания;
6) проводиться рассмотрение планов нормотворческой деятельности разработчика (профильного органа) и планирование участия членов общественного совета в обсуждении проектов правовых актов, включенных в план.
На заседания общественного совета рекомендуется приглашать участников публичных консультаций по проектам нормативных правовых актов, проводимых профильным органом.
36. В общественной оценке рекомендуется отражать выводы об эффективности проведения профильным органом публичных консультаций, включая наличие обоснованности частичного учета либо отклонения предложений, а также о соответствии действий профильного органа требованиям законодательства об ОРВ.
37. Результаты общественной оценки рекомендуется размещать на официальном сайте исполнительного органа государственной власти Свердловской области, в том числе в разделе "Общественный совет", в течение 10 рабочих дней со дня их поступления в исполнительный орган государственной власти Свердловской области.
38. Координационным советом по оценке регулирующего воздействия, могут быть предусмотрены поручения в адрес профильного органа по устранению нарушений, выявленных в ходе общественного контроля.
<< Приложение N 4 |
||
Содержание Приказ Министерства экономики и территориального развития Свердловской области от 6 сентября 2022 г. N 90 "О внесении... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.