Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 4.1.
к приложению 4 приказа министерства
образования Сахалинской области
от 07.09.2022 N 3.12-38
Целевые показатели по системе работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся и молодежи в Сахалинской области на 2022 год
Пояснительная записка
Мониторинг показателей по системе работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся и молодежи в Сахалинской области будет проводиться впервые, поэтому цель мониторинга в 2022 году - зафиксировать "стартовые" значения. Результаты достижения показателей данного мониторинга в 2023 и 2024 гг. позволят оценить динамику результативности профориентационной работы в регионе.
Категория показателей 1.
Выявление предпочтений обучающихся в области профессиональной ориентации
Предпочтения определяют направленность личности на те или иные аспекты жизни, ее предрасположенность к той или иной сфере деятельности. Поэтому выявление предпочтений обучающихся в области профессиональной ориентации позволит ребенку адекватно выстраивать свою профориентационную траекторию, а образовательной организации позволит разработать адекватную потребностям современных школьников систему мероприятий, позволяющую обучающимся конструктивно строить жизненные перспективы, планировать свою активность.
Показатель дифференцирован по уровням обучения, т.к. он проходит через два уровня реализации системы профориентации (уровень начального и основного общего образования и уровень среднего общего образования).
Категория показателей 2.
Сопровождение профессионального самоопределения обучающихся
Данный целевой ориентир является стержневой составляющей в системе работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся, т.к. его достижение предполагает поступательное обновление всей системы реализации профориентационной работы, включая дополнительные общеразвивающие программы по особо востребованным направлениям в регионе, профилизацию среднего общего образования, тем самым способствуя развитию системы образования в регионе. Кроме этого, построение системы сопровождения профессионального самоопределения обучающихся предполагает формирование практики постоянного изучения потребностей регионального рынка труда педагогическими работниками с целью использования этой информации в работе с обучающимися.
Категория показателей 3.
Проведение ранней профориентации обучающихся
Мониторинг данного целевого ориентира позволит установить динамику готовности обучающихся к осознанному выбору профиля дальнейшего обучения, что дает возможность снизить риски неудовлетворенности обучающихся образованием в дальнейшем. Это обусловлено тем, что ранняя профориентация направлена на выявление интересов и склонностей, способностей школьников; на оказание психолого-педагогической помощи школьникам в выборе профиля образования; на развитие широкого спектра познавательных интересов и познавательной активности; на формирование способности принимать адекватное решение о выборе дальнейшего направления образования.
Категория показателей 4.
Осуществление профориентационной работы с обучающимися с ОВЗ
Важной является задача по обеспечению равного доступа к учебе и профориентационным возможностям системы образования, отвечающим и удовлетворяющим особым потребностям всех категорий детей и молодежи. Адаптивная профориентационная среда, поддерживаемая специалистами (педагогами, психологами, логопедами, дефектологами и др.), создает равные возможности для всех категорий детей и молодежи в профессиональном самоопределении с учетом потребностей и возможностей региона.
Категория показателей 5.
Осуществление взаимодействия образовательных организаций с учреждениями/предприятиями, с ПОО и ОО ВО
Данный целевой ориентир обусловлен построением открытого вариативного образования, которое основано на интеграции программ, структур, организаций для взаимодействия субъектов образования на основе добровольных и взаимовыгодных условий. В этом открытом пространстве вариативного образования диагностика потребности региона в профессиональных кадрах становится основанием для построения взаимодействия образовательных организаций с предприятиями региона.
Категория показателей 6.
Эффективность профориентационной работы в профильных классах и классах с углубленным изучением отдельных предметов (далее - УИОП)
Профилизация среднего общего образования формирует у выпускника школы компетенции, связанные с ответственным выбором и построением своего профессионального будущего. Мотивированный, профессионально подготовленный специалист - залог успешного развития региона, поэтому мониторинг данного показателя является важным при анализе системы профориентационной работы в регионе.
Категория показателей 7.
Эффективность профессионального образования в вопросе удовлетворения потребности рынка труда региона
Одной из главных целей построения региональной модели профориентационной работы является удовлетворение потребности рынка труда в кадрах. И послешкольное профессиональное образование является своеобразным зеркалом для оценивания эффективности работы системы образования региона в данном направлении.
Категория показателей 8.
Развитие конкурсного движения профориентационной направленности
Участие обучающихся образовательных организаций в конкурсах профориентационной направленности способствует формированию положительного отношения к трудовой деятельности, делает более расширенной и доступной информацию об особенностях различных профессий, а иногда является своеобразной профпробой для обучающегося. Поэтому увеличение количества обучающихся Сахалинской области разных возрастных категорий, вовлеченных в конкурсы профориентационной направленности, является эффективным инструментом в формировании профессиональных интересов обучающегося.
Категория показателей 9.
Обеспечение информированности обучающихся и молодежи об особенностях и возможностях профессионального самоопределения
Наличие единой информационной системы по вопросам профориентации, доступной обучающимся и их законным представителям, дает возможность получать информацию об особенностях различных сфер профессиональной деятельности, возможностях реализации профессиональных интересов индивида в Сахалинской области и является эффективным механизмом, который обеспечивает педагогическое сопровождение профессионального самоопределения обучающихся и молодежи.
N п/п |
Категории показателей / Показатели |
Единица измерения |
Результаты достижения показателя по годам |
||
2022 |
2023 |
2024 |
|||
|
1. Выявление предпочтений обучающихся в области профессиональной ориентации |
||||
1.1. |
Доля обучающихся 5-9 классов, прошедших профориентационное тестирование и получивших индивидуальные рекомендации |
% |
|
|
|
1.2. |
Доля обучающихся 10-11 классов, прошедших профориентационное тестирование и получивших индивидуальные рекомендации |
% |
|
|
|
1.3. |
Доля обучающихся 10 классов, обучающихся по профилю, соответствующему выявленным в ходе диагностики профессиональным предпочтениям |
% |
|
|
|
2. Сопровождение профессионального самоопределения обучающихся | |||||
2.1. |
Доля обучающихся, охваченных психолого-педагогической поддержкой, консультационной помощью по вопросам профессиональной ориентации |
% |
|
|
|
2.2. |
Доля обучающихся, охваченных дополнительными общеобразовательными программами в разрезе направленностей |
% |
|
|
|
2.3. |
Доля обучающихся, принявших участие в профориентационных мероприятиях различного уровня |
% |
|
|
|
2.4. |
Доля педагогических работников 5-11 классов, повысивших компетентность по современным методам, формам и технологиям сопровождения профессионального самоопределения обучающихся |
% |
|
|
|
3. Проведение ранней профориентации обучающихся | |||||
3.1. |
Доля выпускников начальной школы, у которых представление о профессии людей и ее значимости сформировано: |
% |
|
|
|
3.1.1. |
полностью (справились с задание 8 ВПР окружающий мир на 3 балла) |
% |
|
|
|
3.1.2 |
частично (справились с задание 8 ВПР окружающий мир на 2 или 1 балл) |
% |
|
|
|
3.2. |
Доля обучающихся, принявших участие в цикле Всероссийских уроков проекта "ПроеКТОриЯ" |
% |
|
|
|
3.4. |
Доля обучающихся, принявших участие в проекте "Билет в будущее" |
% |
|
|
|
3.5. |
Доля обучающихся, принявших участие в региональном чемпионате WorldSkills Russia Juniors |
% |
|
|
|
4. Осуществление профориентационной работы с обучающимися с ОВЗ | |||||
4.1. |
Доля родителей обучающихся с ОВЗ/инвалидов, которым в общеобразовательной организации оказана адресная психолого-педагогическая помощь по вопросам профориентационного самоопределения детей и молодёжи, от общего количества родителей обучающихся с ОВЗ/инвалидов (считается только один родитель) |
% |
|
|
|
4.2. |
Доля обучающихся с ОВЗ/инвалидов, участвующих в региональном этапе чемпионата по профессиональному мастерству "Абилимпикс", от общего количества обучающихся с ОВЗ/инвалидов |
% |
|
|
|
4.3. |
Доля обучающихся с ОВЗ/инвалидов, участвующих в профориентационных мероприятиях, от общего количества обучающихся с ОВЗ/инвалидов |
% |
|
|
|
4.4. |
Доля выпускников с ОВЗ, инвалидов, поступивших в ПОО |
% |
|
|
|
5. Осуществление взаимодействия образовательных организаций с учреждениями/предприятиями, с ПОО и ОО ВО | |||||
5.1. |
Число договоров/соглашений о взаимодействии по вопросам профессиональной ориентации, заключенных общеобразовательными организациями с учреждениями/предприятиями (исключая договоры/соглашения с ПОО и ООВО) |
В единицах |
|
|
|
5.2. |
Число договоров/соглашений о взаимодействии по вопросам профессиональной ориентации, заключенных общеобразовательной организацией с ПОО и ОО ВО |
В единицах |
|
|
|
6. Эффективность профориентационной работы в профильных классах и классах с УИОП | |||||
6.1. |
Доля обучающихся, выбравших для сдачи ГИА по программам СОО учебные предметы, изучавшиеся на профильном/ углубленном уровне |
% |
|
|
|
6.2. |
Доля выпускников 11 классов, продолживших обучение в вузе, ПОО в соответствии с профилем обучения на ступени СОО |
% |
|
|
|
6.3. |
Количество открытых профильных классов по приоритетным для региона направлениям: |
В единицах |
|
|
|
- техническое |
|
|
|
|
|
- аграрное |
|
|
|
|
|
- медицинское |
|
|
|
|
|
- педагогическое |
|
|
|
|
|
7. Эффективность профессионального образования в вопросе удовлетворения потребности рынка труда региона | |||||
7.1. |
Доля выпускников профессиональных образовательных организаций, трудоустроившихся по профессии/специальности в течении года после выпуска |
% |
|
|
|
7.2. |
Доля выпускников 9 классов, поступивших в ПОО на обучение по профессиям/специальностям из перечня "ТОП-Регион" |
% |
|
|
|
7.3. |
Доля выпускников, получивших среднее общее образование и поступивших в ОО ВО по приоритетным для региона направлениям: |
% |
|
|
|
- техническое |
|
|
|
|
|
- аграрное |
|
|
|
|
|
- медицинское |
|
|
|
|
|
- педагогическое |
|
|
|
|
|
8. Развитие конкурсного движения профориентационной направленности | |||||
8.1. |
Доля обучающихся, участвующих в конкурсах, проектах профориентационной направленности для школьников |
% |
|
|
|
9. Обеспечение информированности обучающихся и молодежи об особенностях и возможностях профессионального самоопределения. | |||||
9.1. |
Доля образовательных организаций, имеющих на официальных сайтах информационные вкладки, посвященные вопросам профориентационной работы |
% |
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.