Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утверждено
Приложение 5
к приказу министерства образования
Сахалинской области
от 07.09.2022 N 3.12-38
Положение о региональной системе управления качеством деятельности руководителей образовательных организаций Сахалинской области
1. Общие положения
1.1. Настоящее положение определяет цели, задачи, механизмы региональной системы управления качеством деятельности руководителей образовательных организаций в Сахалинской области (далее - система), ее структуру и функции.
1.2. Настоящее положение разработано в соответствии с:
- Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2013 N 662 "Об осуществлении мониторинга системы образования" с изменениями и дополнениями;
- Федеральным проектом "Современная школа" национального проекта "Образование";
- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.09.2017 N 955 "Об утверждении показателей мониторинга системы образования";
- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 06.05.2019 N 219/590 "Об утверждении Методологии и критериев оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся";
- паспортом национального проекта "Образование", утвержденным президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 года N 16);
- постановлением Правительства Сахалинской области от 30.05.2020 N 272-р "Об утверждении Плана мероприятий по реализации
Стратегии социально-экономического развития Сахалинской области на период до 2035 года";
- постановлением Правительства Сахалинской области от 28.06.2013 N 331 "Об утверждении государственной программы Сахалинской области "Развитие образования в Сахалинской области" с изменениями на 01.03.2022 года.
1.3. В Системе используются следующие понятия:
- внутренняя система оценки качества образования (ВСОКО) - совокупность организационных структур, норм и правил, диагностических и оценочных процедур, обеспечивающих на единой концептуально-методологической основе оценку образовательных достижений обучающихся, оценку эффективности деятельности образовательной организации;
- качество деятельности руководителя образовательной организации;
- степень достижения планируемых результатов руководителем образовательной организации в заданный период времени;
- обязательный показатель деятельности руководителя образовательной организации в заданный период времени - целевой показатель, определяемый в заданный период времени, невыполнение которого (значение 0) позволяет отнести руководителя к категории неэффективных;
- эффективный руководитель образовательной организации - это руководитель образовательной организации, достижения результатов управленческой деятельности которого по всем обязательным показателям превышают значение 0;
- неэффективный руководитель образовательной организации - это руководитель образовательной организации, достижения результатов управленческой деятельности которого по одному и более обязательным показателям составляет значение 0;
- качество образовательной деятельности и подготовки обучающихся - степень соответствия образовательной деятельности и подготовки обучающихся федеральным государственным образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, а также экономических и социальных интересов региона;
- образовательная организация (ОО) - некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана;
- обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья (обучающиеся с ОВЗ) - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий;
- оценка профессиональной деятельности руководителей образовательных организаций - комплекс процедур, проводимых для определения качества управленческой деятельности руководителей образовательных организаций;
- профессиональная компетентность руководителя образовательной организации - совокупность знаний, умений, профессионально важных личных качеств, обеспечивающих эффективность и оптимальность выполнения руководителем своих профессиональных функций и достижения планируемых результатов образовательной организации;
- управление качеством деятельности руководителей образовательных организаций - комплекс мер, направленных на повышение эффективности, результативности, контроль и оценку деятельности руководителя в конкретной образовательной организации в конкретный период в области качества образования и воспитания;
- федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС)
- совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных в зависимости от уровня образования федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, или федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования;
- индивидуальный образовательный маршрут руководителя (ИОМ)
- это технология профессионального развития руководителя образовательной организации, применяемая для разработки эффективной и структурированной программы ликвидации профессиональных дефицитов руководителя и достижения им личного профессионального роста и мастерства.
2. Цель, задачи, принципы системы
2.1. Целью системы является создание объективной многоуровневой оценки профессиональной деятельности руководителей образовательных организаций, выступающих гарантом реализации региональной политики в сфере образования Сахалинской области, для последующей выработки обоснованных управленческих решений, направленных на повышение качества и доступности образования на территории Сахалинской области. Система предполагает пересмотр целевых показателей 1 раз в 2 года.
Достижение поставленной цели осуществляется путем решения ряда
задач.
2.1.1. Обеспечение повышения эффективности подбора, утверждения и/или замены руководителей образовательных организаций Сахалинской области, а также стимулирования их профессионального роста.
2.1.2. Обеспечение адресного подхода к повышению квалификации руководителей образовательных организаций Сахалинской области, принявших участие в процедуре определения профессиональных дефицитов.
2.1.3. Выявление руководителей образовательных организаций Сахалинской области с высоким качеством управленческой деятельности с целью распространения лучших практик реализации программ образования и воспитания, а также продуктивных моделей управления.
2.1.4. Формирование пула лидеров из числа педагогических и управленческих работников образовательных организаций Сахалинской области с высоким уровнем деловой инициативы и компетентности для формирования кадрового резерва.
2.2. Объективная многоуровневая оценка профессиональной деятельности руководителей образовательных организаций Сахалинской области является интегрированной категорией, результатом совокупности оценивания по следующим направлениям:
2.2.1. по уровню сформированности профессиональных компетенций;
2.2.2. по результатам управленческой деятельности;
2.2.3. по качеству подготовки обучающихся;
2.2.4. по организации получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ);
2.2.5. по объективности результатов внешней оценки;
2.2.6. по условиям осуществления образовательной деятельности;
2.2.7. по организации профессиональной ориентации и дополнительного образования обучающихся;
2.2.8. по формированию резерва управленческих кадров;
2.2.9. на предмет выявления лучших управленческих практик на основе оценки эффективности деятельности руководителей.
2.3. Система основывается следующих на принципах:
2.3.1. объективность, достоверность значений используемых показателей и индикаторов;
2.3.2. приоритет независимых источников информации;
2.3.3. последовательный переход на автоматизацию процесса сбора, обработки информации, представления аналитических итогов;
2.3.4. интеграция информации в рамках мониторинга с другими системами мониторинга (региональной, федеральной);
2.3.5. стабильность (неизменность) в течение 2 лет базовых показателей и индикаторов с целью создания условий по повышению эффективности руководителей образовательных организаций Сахалинской области в соответствии с рекомендациями, подготовленными по результатам мониторинга и для обеспечения преемственности мониторинговых данных.
3. Механизмы и организационная структура системы
3.1. В соответствии с целью системы предусмотрена поэтапная реализация полного управленческого цикла:
Обоснование цели |
Создание срочной (на период от 1 года до 2 лет) системы управления качеством деятельности руководителя образовательной организации Сахалинской области обусловлено следующими обстоятельствами: - необходимость повышения ответственности за результаты труда руководителей образовательных организаций; - реализация федеральных и региональных образовательных проектов на надлежаще высоком уровне; - формирование системы организационных мер, осуществляемых по результатам оценочных процедур, предполагающей объективное повышение качества и доступности образования; - максимальное использование потенциала образовательной организации, в том числе ее коллектива. |
|
Показатели |
См. приложение 5.1. |
|
Описание методов сбора информации |
В обеспечении системы управления качеством деятельности руководителей образовательных организаций Сахалинской области в качестве методов сбора и обработки информации могут быть использованы: - анализ официально обобщенных статистических данных (отчеты по проведению оценочных процедур); - аудит нормативных актов, других документов: (документы на сайтах образовательных организаций и муниципальных органов, осуществляющих управление в сфере образования), предполагающий изучение полноты состава и качества содержания, установление непротиворечивости представленных документов, согласованности и преемственности их содержания; - работа с базами данных с использованием возможностей информационных систем: выгрузка статистических данных из ФИС ГИА, автоматизированной информационной системы "Сетевой город. Образование". |
|
Мониторинг показателей |
Целью мониторинга эффективности руководителей образовательных организаций Сахалинской области является изучение достижения количественных и качественных показателей результативности деятельности в процессе реализации внутришкольных механизмов обучения и воспитания, а также кадрового резерва образовательной организации, направленных на повышение эффективности принятия управленческих решений на региональном, муниципальном и институциональном уровне. |
|
Сроки мониторинга |
Ежегодно в период с 01.07. по 01.10. |
|
Анализ результатов мониторинга |
Анализ результатов мониторинга региональных показателей предполагает: - определение, в соответствии с разработанными показателями, внутришкольных механизмов обучения и воспитания; - определение, в соответствии с разработанными показателями, эффективности работы кадрового резерва образовательной организации (управленческих команд); - оценку профессиональных и личностных компетенций руководителей образовательных организаций с целью выявления профессиональных дефицитов, на преодоление которых должна быть направлена система сопровождения непрерывного развития профессионального мастерства, разработка ИОМ и обеспечение мероприятий, предложенных в ИОМ; - оценку применения адресных рекомендаций с целью получения информации о результативности мер по преодолению профессиональных дефицитов (профессиональному развитию кадров и предупреждения негативных последствий). При анализе также может применяться кластерный подход с использованием статистических, аналитических и экспертных методов анализа результатов. На основе полученных результатов осуществляется разработка мер, направленных на повышение качества образования, разрабатываются адресные рекомендации, осуществляются мероприятия по повышению качества образования, по преодолению/снижению факторов, обуславливающих низкие результаты обучения, принимаются управленческие решения на различных уровнях управления системой образования. |
|
Адресные рекомендации по результатам анализа |
Адресные рекомендации могут быть направлены: - руководителям образовательных организаций; - педагогическим коллективам образовательных организаций; - управленческим командам образовательных организаций; - структурам различного уровня управления системой образования (регионального, муниципального, институционального). |
|
Мероприятия, меры, управленческие решения |
На уровне образовательной организации: - по организации научно-методического сопровождения и адресной помощи административно-управленческому персоналу; - по организации и проведению круглых столов, семинаров, вебинаров по вопросам внутришкольных механизмов обучения и воспитания и кадрового резерва; - по созданию сети стажировочных площадок, профессиональных сообществ для обмена опытом по вопросам внутришкольных механизмов обучения и воспитания и кадрового резерва; - по оказанию адресной поддержки руководителям образовательных организации, в т.ч. посредством совершенствования управленческой системы работы на муниципальном уровне и уровне образовательной организации (разработка навигаторов руководителей, атласов управленческих практик); - по привлечению резильентных школ в качестве ресурсных центров по вопросам качества управления образовательной организацией. На уровне ГБУ "Региональный центр оценки качества образования Сахалинской области" (далее - ГБУ РЦОКОСО): - по проведению по отдельным вопросам оценочных процедур эффективности руководителей образовательных организаций; - по организации и проведению исследований и разработок в области качества образования; - по разработке диагностического инструментария для диагностики и мониторинга условий, процессов, результатов внутришкольных механизмов обучения и воспитания и кадрового резерва; - по организации и проведению круглых столов, семинаров, вебинаров по вопросам оценки качества образования. На уровне министерства образования Сахалинской области: - по разработке и реализации площадки обмена опытом и подведения итогов применения адресных рекомендаций и анализа эффективности принятых мер (в рамках ежегодного августовского педагогического совещания). |
|
Анализ эффективности принятых мер |
- Результаты анализа эффективности принятых мер не реже 1 раза в год представляются на заседании коллегии Сахминобр и/или в рамках ежегодного августовского педагогического совещания). - Мероприятия и управленческие решения, представленные в виде отдельных документов, размещаются на официальном сайте Сахминобр, ГАОУ ДПО "Институт развития образования Сахалинской области" им. Заслуженного учителя РФ В.Д. Гуревича (далее - ГАОУ ДПО ИРОСО им. Заслуженного учителя РФ В.Д. Гуревича), утверждаются протоколом и направляются в муниципальные органы управления образованием. |
3.2. Субъекты системы оценки и их функции:
на региональном уровне: |
Министерство образования Сахалинской области - формирует стратегию управления качеством деятельности руководителей образовательных организаций Сахалинской области, обеспечивают функционирование региональной системы управления качеством деятельности руководителей образовательных организаций. ГАОУ ДПО ИРОСО им. Заслуженного учителя РФ В.Д. Гуревича - осуществляет аналитическое и методическое сопровождение функционирования региональной системы управления качеством деятельности руководителей образовательных организаций, организует проведение необходимых контрольно-оценочных процедур и мониторинговых исследований для объективной оценки профессиональной деятельности руководителей образовательных организаций. ГБУ РЦОКОСО - осуществляет организацию и проведение исследований и разработок по отдельным вопросам оценочных процедур эффективности руководителей образовательных организаций. |
на муниципальном уровне: |
Органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, расположенные на территории Сахалинской области - обеспечивают функционирование муниципальной системы управления качеством деятельности руководителей образовательных организаций, обеспечивают проведение необходимых контрольно-оценочных процедур в образовательных организациях и мониторинговых исследований для объективной оценки профессиональной деятельности руководителей образовательных организаций. Муниципальные методические объединения и службы, и/или информационно-методические центры муниципальных образований Сахалинской области - осуществляют аналитическое и методическое сопровождение функционирования муниципальной системы управления качеством деятельности руководителей образовательных организаций. |
на институциональном уровне |
Образовательные организации, осуществляющие образовательную деятельность на территории муниципальных образований Сахалинской области - обеспечивают функционирование и развитие внутришкольной системы оценки качества образования, воспитания и формирования кадрового резерва управленческих и педагогических кадров. |
4. Планируемые результаты функционирования системы
С учетом обозначенных целей и задач, поставленных системой управления качеством деятельности руководителей образовательных организаций Сахалинской области, по завершению заданного периода (20222023 г.) предполагается получение следующих результатов:
1. Эффективно функционирующая система управления качеством деятельности руководителей образовательных организаций в Сахалинской области, в которой доля эффективных руководителей образовательных организаций Сахалинской области достигает значения не менее чем 80% от общего числа руководителей образовательных организаций Сахалинской области.
2. Сформирован и функционирует кадровый резерв управленческого звена для образовательных организаций Сахалинской области, в котором доля подготовленных специалистов, демонстрирующих готовность к оперативному участию в кадровых заменах и назначениях, составляет не менее 80% от общего числа специалистов, включенных в кадровый резерв Сахалинской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.