Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утверждено
Приложение 4
к приказу министерства образования
Сахалинской области
от 07.09.2022 N 3.12-38
Положение о региональной системе работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся и молодежи в Сахалинской области
1. Общие положения
1.1. Настоящее положение определяет цели, задачи, механизмы региональной системы работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся и молодежи в Сахалинской области (далее - Система профориентационной работы), ее структуру и функции.
1.2. Настоящее положение разработано в соответствии со следующими документами:
Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- Закон Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации";
- Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года (разработан Минэкономразвития России);
- Стратегия развития национальной системы квалификации Российской Федерации на период до 2030 года (одобрена Национальным советом при Президенте РФ по профессиональным квалификациям (протокол от 12 марта 2021 года N 51);
- Указ Президента Российской Федерации от 07 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";
- Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";
- Концепция развития дополнительного образования до 2030 года;
- Распоряжение Правительства РФ от 05.03.2015 N 366-р "Об утверждении плана мероприятий, направленных на популяризацию рабочих и инженерных профессий";
- Распоряжение Правительства РФ от 26 декабря 2017 года N 1642 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования";
- Стратегия социально-экономического развития Сахалинской области на период до 2035 года, утвержденная постановлением Правительства Сахалинской области от 24.12.2019 N 618.
1.3. В Системе профориентационной работы используются следующие понятия:
Профессиональное самоопределение - процесс формирования личностью своего отношения к профессионально-трудовой среде и способ ее самореализации, предполагает выбор профессиональной карьеры, сферы приложения сил и личностных возможностей.
Организационно-педагогическое сопровождение - совокупность организационных действий, направленных на управление и координацию деятельности, распределение полномочий и ответственности субъектов системы профессиональной ориентации населения (организационная составляющая) по определению содержания, форм и методов сопровождения профессионального самоопределения граждан, программно-методического и информационного обеспечения, адекватного целям, принципам организации данного вида деятельности (педагогическая составляющая).
Организационно - педагогическое сопровождение профессионального самоопределения - система управленческих действий, направленных на создание условий для эффективной реализации задач психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в образовательных учреждениях различного уровня и типа.
Педагогическая поддержка профессионального самоопределения обучающихся - компенсация недостаточности и несогласованности внешних и внутренних ресурсов саморазвития при последовательном принятии жизнеопределяющих решений, в том числе, связанных с послешкольным образовательно-профессиональным маршрутом.
2. Цель, задачи, принципы Системы профориентационной работы
2.1. Целью Системы профориентационной работы является обеспечение возможностей для реализации осознанного профессионального самоопределения обучающихся Сахалинской области с учетом потребностей личности, общества и региона.
Система профориентационной работы в Сахалинской области реализуется на трех уровнях:
- на уровне начального и основного общего образования;
- на уровне среднего общего образования;
- на уровне среднего профессионального образования.
Поэтому цель можно дифференцировать по данным уровням с учетом возрастных особенностей обучающихся:
- цель на уровне начального и основного общего образования - создание региональной среды, способствующей формированию и развитию у обучающихся НОО и ООО интереса к ранней профориентации, а также развитию представлений о профессиях и собственных интересах и возможностях самореализации в различных профессиональных сферах;
- цель на уровне среднего общего образования - создание региональной среды, способствующей формированию осознанного выбора выпускником будущей профессиональной деятельности;
- цель на уровне среднего профессионального образования - создание региональной профориентационной среды, включающей в себя межуровневое и межведомственное взаимодействие, удовлетворяющее потребность Сахалинской области в необходимых кадрах.
Показатели, на основании которых оцениваются достижения поставленных целей, приведены в Приложении 4.1.
2.2. Для достижения цели решаются следующие задачи:
- создание условий для выявления предпочтений обучающихся в области профессиональной ориентации через осуществление на регулярной и научной основе диагностики способностей и компетенций обучающихся, необходимых для продолжения образования и выбора профессии;
- создание условий для обеспечения организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся через систему работы педагогических работников, сотрудничество с базовыми предприятиями, профессиональными образовательными организациями, организациями высшего образования, организациями дополнительного образования, государственным автономным учреждением Сахалинской области "Агентство по развитию человеческого капитала" (далее - АРЧК), территориальными центрами занятости населения, совместную деятельность с родителями (законными представителями);
- создание информационной среды по вопросам профориентации;
- создание условий для проведения ранней профориентации обучающихся с целью их подготовки к профильному обучению;
- создание условий для реализации профильного обучения на основе профессиональных интересов, обучающихся;
- создание условий для осуществления профориентационной работы с инвалидами/лицами с ОВЗ;
- создание условий для увеличения количества выпускников ПОО и 00 ВО, трудоустроенных по специальности в Сахалинской области;
- создание условий, способствующих увеличению количества обучающихся Сахалинской области разных возрастов, вовлеченных в конкурсы профориентационной направленности различного уровня.
2.3. Система профориентационной работы основывается на следующих принципах:
- равные возможности получения профориентационных услуг независимо от места проживания, учебы, возраста, пола, национальности и
религиозного мировоззрения;
- доступность профессиональной и иной информации, необходимой для выбора или перемены профессии, формы обучения и трудоустройства;
- добровольность получения профориентационных услуг для всех социальных групп;
- конфиденциальный и рекомендательный характер профессиональных консультаций и профессионального подбора, соблюдение специалистами профессиональной этики;
- непрерывность профориентационного процесса, пролонгированные наблюдения за процессами профессионального становления и развития;
- приоритет интересов и возможностей личности, гуманистический характер профориентации.
3. Механизмы оценки и организационная структура
3.1. Предполагается ежегодное проведение мониторинга системы работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся образовательных организаций Сахалинской области во II квартале текущего года.
3.2. Анализ и использование результатов Мониторинга.
3.2.1. По результатам мониторинга составляется статистико-аналитический отчет, который утверждается на уровне организации, ответственной за его формирование.
3.2.2. Статистико-аналитический отчет рассматривается в рамках ежегодного Августовского совещания на профильной секции.
3.2.3. Статистико-аналитический отчет является основанием для принятия обоснованных управленческих решений, направленных на совершенствование системы профориентационной работы в Сахалинской области.
3.2.4. Управленческие решения оформляются документально и утверждаются министерстве образования Сахалинской области в виде решений, приказов, распоряжений, резолюций и др.
3.2.5. Анализ эффективности принятых мер осуществляется на основе результатов мониторинга эффективности принятых управленческих решений в течение учебного года, следующего за отчетным периодом.
3.2.6. Анализ эффективности управленческих решений является основанием для корректировки имеющихся и/или постановки новых задач системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи Сахалинской области.
3.3. Субъекты системы оценки и их функции:
1) на региональном уровне:
Министерство образования Сахалинской области (далее - Сахминобр):
- осуществляет координацию работы по сопровождению профессионального самоопределения;
- вырабатывает рекомендации для органов местного самоуправления муниципальных образований Сахалинской области, осуществляющих управление в сфере образования, и профессиональных образовательных организаций по вопросам сопровождения профессионального самоопределения обучающихся;
- информирует образовательные организации, расположенные на территории Сахалинской области, о межрегиональных, всероссийских и международных программах и проектах по сопровождению профессионального самоопределения обучающихся;
- обеспечивает необходимые условия для методического сопровождения системы сопровождения профессионального самоопределения обучающихся Сахалинской области;
- инициирует и проводит межведомственные и межмуниципальные мероприятия в сфере сопровождения профессионального самоопределения обучающихся Сахалинской области.
ГБУ "Региональный центр оценки качества образования Сахалинской области" (далее - РЦОКОСО):
- проводит аналитические исследования и мониторинг эффективности профориентационной деятельности;
- готовит информационные и аналитические материалы.
ГАУ СО АРЧК:
- способствует функционированию и развитию единого информационного пространства в сфере сопровождения профессионального самоопределения и профессиональной ориентации Сахалинской области (центр цифровой трансформации образования);
- проводит мероприятия профориентационной направленности регионального уровня.
ГАОУ ДПО "Институт развития образования Сахалинской области" имени Заслуженного учителя РФ В.Д. Гуревича (далее - ИРОСО им. Заслуженного учителя РФ В.Д. Гуревича):
- оказывает методическую поддержку сопровождения социально-профессионального самоопределения обучающихся;
- организуют работу по переподготовке и повышению квалификации руководителей и специалистов, осуществляющих сопровождение профессионального самоопределения детей и молодёжи;
- участвуют в процессе методического сопровождения региональной системы сопровождения профессионального самоопределения обучающихся.
ГБОУДО "Областной центр внешкольной воспитательной работы" (далее - ОЦВВР):
- проводит областные мероприятия в сфере сопровождения профессионального самоопределения обучающихся Сахалинской области.
2) на муниципальном уровне:
органы местного самоуправления муниципальных образований, осуществляющие управление в сфере образования:
- осуществляют координацию работы по сопровождению профессионального самоопределения обучающихся на уровне городских округов;
- инициирует и проводит городские мероприятия в сфере сопровождения профессионального самоопределения обучающихся Сахалинской области;
- информируют и содействуют в участии образовательных организаций, расположенных на территории муниципального образования Сахалинской области, в региональных, межрегиональных, всероссийских и международных мероприятиях по сопровождению профессионального самоопределения обучающихся;
- обеспечивают условия для методического сопровождения системы сопровождения профессионального самоопределения обучающихся на уровне муниципального образования Сахалинской области;
- организуют взаимодействие с органами местного самоуправления, общественными молодежными объединениями и организациями, военными комиссариатами, медицинскими организациями, учебными заведениями и работодателями в реализации муниципальных программ и проектов целевой направленности по сопровождению профессионального самоопределения в соответствии с региональными, муниципальными и локальными планами.
3) на институциональном уровне:
- муниципальные образовательные организации, государственные образовательные организации Сахалинской области:
- создают условия для проведения работы по сопровождению профессионального самоопределения обучающихся всех возрастов;
- предусматривают включение в образовательные программы раздела по сопровождению профессионального самоопределения и его качественную реализацию на основе соответствующих планов работы;
- обеспечивают организационно-техническое сопровождение освоения обучающимися сетевых практикоориентированных программ (профессиональное тестирование, профессиональные пробы и другое);
- обеспечивают профессиональную ориентацию содержания учебных предметов;
- проводят мероприятия для обучающихся и их родителей по сопровождению профессионального самоопределения в соответствии с региональными и муниципальными планами;
- разрабатывают и реализуют программы, направленные на развитие социально ориентированного молодежного предпринимательства, в том числе, в рамках профильных классов.
Профессиональные образовательные организации Сахалинской области, подведомственные Сахминобру:
- участвуют в реализации сетевых практикоориентированных программ по сопровождению профессионального самоопределения для обучающихся общеобразовательных организаций;
- обеспечивают обучающихся общеобразовательных организаций и их родителей полной и объективной информацией о профессиях и специальностях, обучение которым осуществляется в данной образовательной организации, а также об условиях обучения;
- разрабатывают и реализуют программы по запросу работодателя и планы работы по сопровождению профессионального самоопределения для разных категорий и возрастов обучающихся;
- создают условия для проведения работы по сопровождению профессионального самоопределения обучающихся;
- реализуют индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение обучающихся, направленное на их профессионально-образовательный выбор;
- участвуют в разработке и реализации дополнительных образовательных программ предпрофессиональной направленности;
- участвуют в организации и проведении мероприятий различного уровня по сопровождению профессионального самоопределения обучающихся;
- разрабатывают и реализуют дополнительные программы, направленные на развитие социально ориентированного молодежного предпринимательства.
3.4. Методы сбора и обработки информации, порядок информирования заинтересованных сторон.
Ежегодно проводится мониторинг системы работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся общеобразовательных организаций Сахалинской области, целью которого является анализ состояния работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся общеобразовательных организаций Сахалинской области для подготовки адресных рекомендаций по повышению результативности этой деятельности.
В качестве методов сбора информации выступают:
- анализ информации о проводимых профориентационных мероприятиях, их участниках;
- информационно-целевой анализ документов, включая информационные материалы официальных сайтов образовательных организаций.
4. Результаты системы работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся в Сахалинской области
- Ежегодно не менее 80% обучающихся и молодежи проходят профориентационную диагностику с целью выявления предпочтений в области профессиональной ориентации;
- Ежегодно не менее 80% обучающихся и молодежи охвачены психолого-педагогической поддержкой, консультационная помощь по
вопросам профессиональной ориентации оказывается обучающимся и их законным представителям;
- Не менее 80% 00 заключили договоры о взаимодействии/сотрудничестве по вопросам профориентационной работы с образовательными организациями профессионального, высшего и дополнительного образования, предприятиями и работодателями;
- Не менее 80% ОО имеют на своих официальных сайтах информацию по вопросам профориентации;
- В не менее 80% общеобразовательных организациях создана система профориентационной работы, включающая в себя раннюю профориентацию, предпрофильное и профильное обучение;
- Ежегодно не менее 70% обучающихся с ОВЗ и инвалидов включено в профориентационную среду;
- Ежегодно не менее 55% выпускников ПОО и ОО ВО трудоустраиваются по специальности в Сахалинской области;
- Не менее 30% обучающихся различных возрастов охвачены системой конкурсов профориентационной направленности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.