Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утверждено
Приложение 7
к приказу министерства образования
Сахалинской области
от 07.09.2022 N 3.12-38
Положение о региональной системе организации воспитания обучающихся
1. Общие положения
1.1. Настоящее положение определяет цели, задачи, принципы функционирования системы организации воспитания обучающихся (далее - Система) в образовательных организациях Сахалинской области, показатели, методы сбора и обработки информации.
1.2. Положение разработано в соответствии со следующими нормативно-правовыми актами:
- Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года".
- Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
- Государственной программой Российской Федерации "Развитие образования", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 N 1642.
- Распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 N 996-р "Об утверждении стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года".
- Распоряжением министерства образования Сахалинской области от 14.07.2021 N 3.12-939-р "Об утверждении концепции развития воспитания в системе образования Сахалинской области на период до 2030 года".
1.3. Основные понятия, используемые в Положении:
Воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма и гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам
героев Отечества, к закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, к природе и окружающей среде.
Социализация - взаимодействие человека с окружающей средой, предполагающее усвоение и воспроизводство социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвитие и самореализацию личности в том обществе, к которому он принадлежит (М.И. Рожков); развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой в процессе усвоения и воспроизводства социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, к которому он принадлежит (Ф.А. Мустаев).
Служба школьной медиации - служба, созданная в образовательной организации и состоящая из работников образовательной организации, учащихся и их родителей, прошедших необходимую подготовку и обучение основам метода школьной медиации и медиативного подхода.
Волонтёрство - добровольная безвозмездная деятельность на благо общества и отдельных граждан (используется синонимично с русскоязычным аналогом - добровольчество), бескорыстный (предполагается отсутствие именно денежного вознаграждения), добровольный труд по решению социально значимых проблем.
2. Цель, задачи, принципы Системы
Цель Системы - формирование единого подхода к воспитанию подрастающего поколения, повышение уровня сформированности ценностных ориентаций обучающихся образовательных организаций региона, согласование действий и обеспечение преемственности всех субъектов воспитательного процесса в решении задач воспитания обучающихся Сахалинской области.
2.1. Для достижения поставленной цели определены следующие задачи;
- создание условий для саморазвития и самореализации личности каждого обучающегося посредством включения в реализацию различных социальных практик, участие в конкурсном и олимпиадном движении;
- создание условий для формирования и развития духовно-нравственных, гражданско-патриотических личностных ориентиров обучающегося, его приверженности нормам здорового и безопасного образа жизни, уважения и любви к труду;
- создание в образовательных организациях условий для защиты обучающихся от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие;
- создание условий для эффективной адаптации детей мигрантов, распространения эффективных практик языковой и социокультурной адаптации;
- формирование мотивации к активному и ответственному участию в общественной жизни страны и региона;
- создание условий для роста профессиональной компетентности педагогических работников образовательных организаций Сахалинской области, осуществляющих воспитание обучающихся;
- организация воспитательной работы с обучающимися в период каникулярного отдыха;
- организация совместной деятельности органов исполнительной власти, в том числе КДН и ЗП, и 00 региона по вопросам профилактики, выявления правонарушений, совершаемых несовершеннолетними обучающимися и пресечения фактов безнадзорности;
- поддержка, укрепление и защита семьи и ценностей семейной жизни, повышение педагогической культуры родителей (законных представителей).
2.2. Система основывается на следующих принципах:
- принцип учета возрастных, гендерных и индивидуальных особенностей детей в воспитании предполагает, что воспитание должно согласовываться с общими законами человеческого развития и строиться сообразно полу, возрасту и иным индивидуальным особенностям ребенка;
- принцип социального партнерства в воспитании ориентирует всех субъектов воспитания на равноправное сотрудничество, поиск согласия, достижение консенсуса и оптимизацию отношений в интересах развития личности и общества;
- принцип культуро-сообразности воспитания предполагает максимальное использование в решении воспитательных задач культурного потенциала региона;
- принцип воспитания в коллективе, который предполагает, что воспитание, осуществляясь в детско-взрослых общностях различного типа, дает растущему человеку положительный опыт социальной жизни и создает благоприятные условия для позитивно направленных самопознания, самоопределения и самореализации;
- принцип преемственности в воспитании указывает на непрерывность процесса воспитания (как на уровне поколений, так и на уровне системы образования), на необходимость личностного присвоения воспитанниками культурно-исторических региональных и российских ценностей и традиций;
- принцип государственно-общественного управления воспитанием предполагает разделение полномочий и консолидацию усилий органов государственной власти и общественных институтов в решении проблем воспитания подрастающего поколения.
3. Механизмы реализации и организационная структура Системы
3.1. Оценка эффективности системы организации воспитания осуществляется по двум направлениям, которые имеют свои аспекты работы:
3.1.1. Формирование ценностных ориентаций обучающихся.*
- гражданское воспитание и патриотическое воспитание, формирование российской идентичности;
- духовное и нравственное воспитание на основе российских традиционных ценностей;
- приобщение обучающихся к культурному наследию;
- физическое воспитание и формирование культуры здорового образа жизни;
- трудовое воспитание и профессиональное самоопределение;
- экологическое воспитание;
- развитие волонтёрства;
- обеспечение физической, информационной и психологической безопасности;
- обеспечение роста профессиональной компетенции педагогов, занимающихся воспитанием;
- создание условий для выявления и развития талантливых детей;
- создание условий для эффективной адаптации учащихся, для которых русский язык не является родным;
- организация различных форм деятельности в каникулярный период;
- повышение педагогической культуры родителей (законных представителей) обучающихся.
3.1.2. Профилактика деструктивного поведения обучающихся:
- выявление групп социального риска среди обучающихся;
- учет обучающихся с деструктивными проявлениями;
- работа по профилактике деструктивного поведения.
3.2. Центральное место в оценке эффективности региональной системы воспитания занимает ежегодный мониторинг, который проводится в сентябре текущего года.
В качестве методов сбора информации выступают:
- анализ информации о проводимых воспитательных мероприятиях, их участниках;
- информационно-целевой анализ документов (включая информационные материалы официальных сайтов образовательных организаций).
Источники данных, используемые для сбора информации в Системе:
- паспорт системы воспитания Сахалинской области;
- автоматизированная система обработки результатов социальнопсихологического тестирования;
- ПФДО;
- информационные письма министерства социальной защиты Сахалинской области;
- информационные письма, справки, отчеты;
- постановления, информационные письма КДН и ЗП Сахалинской области.
Методы обработки информации:
- нематематические методы: группировка; классификация; обобщение; трансформация отображения аналитических данных; сопоставление; кластеризация.
- математические методы: шкалирование; ранжирование; методы статистического анализа, в т. ч. методы описательной статистики (а также факторный, корреляционный, регрессионный и другие виды анализа).
3.3. Анализ и использование результатов мониторинга.
На основании данных мониторинга фиксируется состояние работы Системы. Результаты анализа данных мониторинга являются основанием для принятия обоснованных управленческих решений.
Управленческие решения оформляются документально и утверждаются министерством образования Сахалинской области в виде решений, приказов, распоряжений, комплекса мер, договоров о сотрудничестве и взаимодействии.
3.4. Организационная структура и функции субъектов Системы.
1) на региональном уровне:
министерство образования Сахалинской области:
- осуществляет координацию работы Системы;
- направляет рекомендации в адрес органов местного самоуправления муниципальных образований Сахалинской области, осуществляющих управление в сфере образования, по вопросам воспитательной работы;
- информирует органы местного самоуправления муниципальных образований Сахалинской области, осуществляющих управление в сфере образования, о межрегиональных, всероссийских и международных программах и проектах по воспитанию обучающихся;
- инициирует и проводит межведомственные и межмуниципальные мероприятия в сфере воспитания обучающихся Сахалинской области.
ГБУ "Региональный центр оценки качества образования Сахалинской области" (далее - ГБУ РЦОКОСО):
- готовит информационные материалы;
- координирует и осуществляет работу по выявлению и сопровождению одаренных детей.
ГАУ СО "Агентство по развитию человеческого капитала" (далее - ГАУ СО АРЧК):
- способствует функционированию и развитию единого информационного пространства в сфере сопровождения профессионального самоопределения и профессиональной ориентации Сахалинской области (центр цифровой трансформации образования);
- проводит мероприятия профориентационной направленности регионального уровня.
ГАОУ ДПО "Институт развития образования Сахалинской области" имени Заслуженного учителя РФ В.Д. Гуревича (далее
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.