Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утверждено
Приложение 7
к приказу министерства образования
Сахалинской области
от 07.09.2022 N 3.12-38
Положение о региональной системе организации воспитания обучающихся
1. Общие положения
1.1. Настоящее положение определяет цели, задачи, принципы функционирования системы организации воспитания обучающихся (далее - Система) в образовательных организациях Сахалинской области, показатели, методы сбора и обработки информации.
1.2. Положение разработано в соответствии со следующими нормативно-правовыми актами:
- Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года".
- Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
- Государственной программой Российской Федерации "Развитие образования", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 N 1642.
- Распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 N 996-р "Об утверждении стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года".
- Распоряжением министерства образования Сахалинской области от 14.07.2021 N 3.12-939-р "Об утверждении концепции развития воспитания в системе образования Сахалинской области на период до 2030 года".
1.3. Основные понятия, используемые в Положении:
Воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма и гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам
героев Отечества, к закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, к природе и окружающей среде.
Социализация - взаимодействие человека с окружающей средой, предполагающее усвоение и воспроизводство социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвитие и самореализацию личности в том обществе, к которому он принадлежит (М.И. Рожков); развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой в процессе усвоения и воспроизводства социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, к которому он принадлежит (Ф.А. Мустаев).
Служба школьной медиации - служба, созданная в образовательной организации и состоящая из работников образовательной организации, учащихся и их родителей, прошедших необходимую подготовку и обучение основам метода школьной медиации и медиативного подхода.
Волонтёрство - добровольная безвозмездная деятельность на благо общества и отдельных граждан (используется синонимично с русскоязычным аналогом - добровольчество), бескорыстный (предполагается отсутствие именно денежного вознаграждения), добровольный труд по решению социально значимых проблем.
2. Цель, задачи, принципы Системы
Цель Системы - формирование единого подхода к воспитанию подрастающего поколения, повышение уровня сформированности ценностных ориентаций обучающихся образовательных организаций региона, согласование действий и обеспечение преемственности всех субъектов воспитательного процесса в решении задач воспитания обучающихся Сахалинской области.
2.1. Для достижения поставленной цели определены следующие задачи;
- создание условий для саморазвития и самореализации личности каждого обучающегося посредством включения в реализацию различных социальных практик, участие в конкурсном и олимпиадном движении;
- создание условий для формирования и развития духовно-нравственных, гражданско-патриотических личностных ориентиров обучающегося, его приверженности нормам здорового и безопасного образа жизни, уважения и любви к труду;
- создание в образовательных организациях условий для защиты обучающихся от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие;
- создание условий для эффективной адаптации детей мигрантов, распространения эффективных практик языковой и социокультурной адаптации;
- формирование мотивации к активному и ответственному участию в общественной жизни страны и региона;
- создание условий для роста профессиональной компетентности педагогических работников образовательных организаций Сахалинской области, осуществляющих воспитание обучающихся;
- организация воспитательной работы с обучающимися в период каникулярного отдыха;
- организация совместной деятельности органов исполнительной власти, в том числе КДН и ЗП, и 00 региона по вопросам профилактики, выявления правонарушений, совершаемых несовершеннолетними обучающимися и пресечения фактов безнадзорности;
- поддержка, укрепление и защита семьи и ценностей семейной жизни, повышение педагогической культуры родителей (законных представителей).
2.2. Система основывается на следующих принципах:
- принцип учета возрастных, гендерных и индивидуальных особенностей детей в воспитании предполагает, что воспитание должно согласовываться с общими законами человеческого развития и строиться сообразно полу, возрасту и иным индивидуальным особенностям ребенка;
- принцип социального партнерства в воспитании ориентирует всех субъектов воспитания на равноправное сотрудничество, поиск согласия, достижение консенсуса и оптимизацию отношений в интересах развития личности и общества;
- принцип культуро-сообразности воспитания предполагает максимальное использование в решении воспитательных задач культурного потенциала региона;
- принцип воспитания в коллективе, который предполагает, что воспитание, осуществляясь в детско-взрослых общностях различного типа, дает растущему человеку положительный опыт социальной жизни и создает благоприятные условия для позитивно направленных самопознания, самоопределения и самореализации;
- принцип преемственности в воспитании указывает на непрерывность процесса воспитания (как на уровне поколений, так и на уровне системы образования), на необходимость личностного присвоения воспитанниками культурно-исторических региональных и российских ценностей и традиций;
- принцип государственно-общественного управления воспитанием предполагает разделение полномочий и консолидацию усилий органов государственной власти и общественных институтов в решении проблем воспитания подрастающего поколения.
3. Механизмы реализации и организационная структура Системы
3.1. Оценка эффективности системы организации воспитания осуществляется по двум направлениям, которые имеют свои аспекты работы:
3.1.1. Формирование ценностных ориентаций обучающихся.*
- гражданское воспитание и патриотическое воспитание, формирование российской идентичности;
- духовное и нравственное воспитание на основе российских традиционных ценностей;
- приобщение обучающихся к культурному наследию;
- физическое воспитание и формирование культуры здорового образа жизни;
- трудовое воспитание и профессиональное самоопределение;
- экологическое воспитание;
- развитие волонтёрства;
- обеспечение физической, информационной и психологической безопасности;
- обеспечение роста профессиональной компетенции педагогов, занимающихся воспитанием;
- создание условий для выявления и развития талантливых детей;
- создание условий для эффективной адаптации учащихся, для которых русский язык не является родным;
- организация различных форм деятельности в каникулярный период;
- повышение педагогической культуры родителей (законных представителей) обучающихся.
3.1.2. Профилактика деструктивного поведения обучающихся:
- выявление групп социального риска среди обучающихся;
- учет обучающихся с деструктивными проявлениями;
- работа по профилактике деструктивного поведения.
3.2. Центральное место в оценке эффективности региональной системы воспитания занимает ежегодный мониторинг, который проводится в сентябре текущего года.
В качестве методов сбора информации выступают:
- анализ информации о проводимых воспитательных мероприятиях, их участниках;
- информационно-целевой анализ документов (включая информационные материалы официальных сайтов образовательных организаций).
Источники данных, используемые для сбора информации в Системе:
- паспорт системы воспитания Сахалинской области;
- автоматизированная система обработки результатов социальнопсихологического тестирования;
- ПФДО;
- информационные письма министерства социальной защиты Сахалинской области;
- информационные письма, справки, отчеты;
- постановления, информационные письма КДН и ЗП Сахалинской области.
Методы обработки информации:
- нематематические методы: группировка; классификация; обобщение; трансформация отображения аналитических данных; сопоставление; кластеризация.
- математические методы: шкалирование; ранжирование; методы статистического анализа, в т. ч. методы описательной статистики (а также факторный, корреляционный, регрессионный и другие виды анализа).
3.3. Анализ и использование результатов мониторинга.
На основании данных мониторинга фиксируется состояние работы Системы. Результаты анализа данных мониторинга являются основанием для принятия обоснованных управленческих решений.
Управленческие решения оформляются документально и утверждаются министерством образования Сахалинской области в виде решений, приказов, распоряжений, комплекса мер, договоров о сотрудничестве и взаимодействии.
3.4. Организационная структура и функции субъектов Системы.
1) на региональном уровне:
министерство образования Сахалинской области:
- осуществляет координацию работы Системы;
- направляет рекомендации в адрес органов местного самоуправления муниципальных образований Сахалинской области, осуществляющих управление в сфере образования, по вопросам воспитательной работы;
- информирует органы местного самоуправления муниципальных образований Сахалинской области, осуществляющих управление в сфере образования, о межрегиональных, всероссийских и международных программах и проектах по воспитанию обучающихся;
- инициирует и проводит межведомственные и межмуниципальные мероприятия в сфере воспитания обучающихся Сахалинской области.
ГБУ "Региональный центр оценки качества образования Сахалинской области" (далее - ГБУ РЦОКОСО):
- готовит информационные материалы;
- координирует и осуществляет работу по выявлению и сопровождению одаренных детей.
ГАУ СО "Агентство по развитию человеческого капитала" (далее - ГАУ СО АРЧК):
- способствует функционированию и развитию единого информационного пространства в сфере сопровождения профессионального самоопределения и профессиональной ориентации Сахалинской области (центр цифровой трансформации образования);
- проводит мероприятия профориентационной направленности регионального уровня.
ГАОУ ДПО "Институт развития образования Сахалинской области" имени Заслуженного учителя РФ В.Д. Гуревича (далее - ГАОУ ДПО ИРОСО им. Заслуженного учителя РФ В.Д. Гуревича):
- оказывает методическую поддержку системы воспитания Сахалинской области на региональном уровне;
организует работу по переподготовке и повышению квалификации руководителей и специалистов, осуществляющих воспитательную деятельность; участвует в процессе методического сопровождения региональной системы воспитания обучающихся; организует и проводит курсы по повышению педагогической культуры родителей (законных представителей);
- готовит информационные и аналитические материалы.
ГБОУ ДО "Областной центр внешкольной воспитательной работы" (далее - ГБОУ ДО ОЦВВР):
- проводит областные мероприятия в сфере воспитания обучающихся Сахалинской области;
- проводит аналитические исследования и мониторинг эффективности воспитательной системы Сахалинской области;
- готовит информационные и аналитические материалы.
ГБУ "Центр психолого-педагогической помощи семье и детям" (далее -
ГБУ ЦПППСиД):
- готовит информационные и аналитические материалы;
- проводит работу по профилактике деструктивного поведения детей и подростков.
2) на муниципальном уровне:
- органы местного самоуправления муниципальных образований, осуществляющие управление в сфере образования:
- осуществляют координацию работы муниципальной системы воспитания обучающихся;
- инициируют и проводят муниципальные мероприятия в сфере воспитания;
- информируют и содействуют в участии образовательных организаций, расположенных на территории муниципального образования Сахалинской области, в региональных, межрегиональных, всероссийских и международных мероприятиях воспитательной направленности;
- обеспечивают методическое сопровождение системы воспитания на уровне муниципального образования Сахалинской области;
- организуют межведомственное и межуровневое взаимодействие в реализации муниципальных программ и проектов по воспитанию в соответствии с региональными, муниципальными и локальными планами;
- проводят мониторинг эффективности муниципальной системы воспитательной работы;
- принимают управленческие решения по результатам проведения мероприятий, направленных на развитие системы воспитания, обеспечивающие достижение установленных значений показателей.
3) на институциональном уровне: образовательные организации:
- проводят мероприятия, направленные на формирование ценностных ориентаций обучающихся;
- проводят мероприятия, направленные на профилактику деструктивного поведения обучающихся;
- осуществляют межведомственное и межуровневое взаимодействие в реализации программ и проектов по воспитанию;
- проводят мероприятия по повышению педагогической культуры родителей (законных представителей);
- участвуют в мониторинге эффективности системы воспитательной работы;
- изучают, обобщают и распространяют передовой опыт построения, функционирования и развития системы воспитания образовательной организации;
- принимают управленческие решения по результатам участия в мероприятиях, направленных на развитие системы воспитания на уровне образовательной организации, обеспечивающие повышение качества образования.
4. Планируемые результаты функционирования системы
4.1. Увеличение количества обучающихся, включенных в реализацию различных социальных практик, активно участвующих в конкурсном и олимпиадном движении.
4.2. В 100% образовательных организаций созданы условия для формирования и развития духовно-нравственных, гражданско-патриотических личностных ориентиров обучающегося, его приверженности нормам здорового и безопасного образа жизни, уважения и любви к труду.
4.3. В 100% образовательных организаций созданы условия для защиты обучающихся от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.
4.4. Увеличение количества детей мигрантов, охваченных эффективными практиками языковой и социокультурной адаптации.
4.5. Увеличение количества обучающихся, принимающих активное участие в общественной жизни региона, муниципалитета, школы.
4.6. Созданы условия для роста профессиональной компетентности педагогических работников образовательных организаций Сахалинской области, осуществляющих воспитание обучающихся.
4.7. Увеличение охвата обучающихся различными формами каникулярного отдыха.
4.8. Уменьшение количества обучающихся, состоящих на различных видах профилактического учета, в результате организованной межведомственной деятельности по вопросам профилактики, выявления правонарушений, совершаемых несовершеннолетними обучающимися и пресечения фактов безнадзорности.
4.9. Увеличение количества родителей, регулярно принимающих участие в мероприятиях, направленных на поддержку, укрепление и защиту семьи и ценностей семейной жизни, повышение педагогической культуры.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.