Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утверждено
Приложение 8
к приказу министерства образования
Сахалинской области
от 07.09.2022 N 3.12-38
Положение о региональной системе мониторинга качества дошкольного образования Сахалинской области
1. Общие положения
1.1. Настоящее положение определяет цели, задачи, механизмы региональной системы мониторинга качества дошкольного образования в Сахалинской области (далее - система), ее структуру и функции.
1.2. Настоящее положение разработано в соответствии с:
1. Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ;
2. Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования РФ, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155;
3. Примерной основной образовательной программой дошкольного образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию от 20 мая 2015 г. N 2/15;
4. Концепцией мониторинга качества дошкольного образования Российской Федерации/И.Е. Федосова, Москва: Издательство "Национальное образование", 2020;
5. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. N 28. Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";
6. Законом об образовании в Сахалинской области от 18.03.2014 года N 9-30 (принят Сахалинской областной Думой, 6 марта 2014 года, в ред. Законов Сахалинской области от 10.07.2015 г. N 73-30, от 24.02.1016 г. N 1530, от 29.03.2016 г. N 18-30);
7. Решением Коллегии министерства образования Сахалинской области от 22.03.2019 г. "Об утверждении Концепции региональной системы оценки качества образования в Сахалинской области";
8. Распоряжением министерства образования Сахалинской области от 11.12.2019 г. N 3.12-14.87-р "Об утверждении плана мероприятий ("Дорожной карты") по развитию региональной системы оценки качества образования и региональных механизмов управления качеством образования в Сахалинской области на 2019 - 2025 годы).
В Системе используются следующие понятия:
- внутренняя система оценки качества образования (ВСОКО) - совокупность организационных структур, норм и правил, диагностических и оценочных процедур, обеспечивающих на единой концептуально-методологической основе оценку образовательных достижений обучающихся, оценку эффективности деятельности образовательной организации;
- присмотр и уход за детьми - комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытого обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня.
- дошкольная организация (ДО) - организация, осуществляющая образовательную деятельность в сфере дошкольного образования;
- основная образовательная программа дошкольного образования (ООП ДО) - это нормативно-управленческий документ дошкольной образовательной организации, характеризующий специфику содержания образования и особенности организации воспитательно-образовательного процесса.
- обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья (обучающиеся с ОВЗ) - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий;
- развивающая предметно-пространственная среда (РППС) - часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т.п.), материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития;
- федеральный государственный образовательный стандарт ДО (ФГОСДО) - представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию (к структуре программы и ее объему, условиям реализации и результатам освоения программы).
2. Цель, задачи, принципы системы
2.1. Целью региональной системы мониторинга качества дошкольного образования Сахалинской области является получение объективных и достоверных данных о качестве ООП и условиях ее реализации в ДОО, подразумевающих охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, а также профессиональный рост педагогических работников, являющийся приоритетным направлением политики Сахалинской области.
Достижение поставленной цели осуществляется путем решения ряда задач:
2.1.1. Разработать адресные рекомендации по итогам комплексного анализа качества образовательных условий в ДОО (кадровые условия, развивающая предметно-пространственная среда, психолого-педагогические условия, взаимодействие с семьей);
2.1.2. Повысить качество содержания и реализации образовательных программ дошкольного образования, в том числе адаптированных программ для детей с ОВЗ и инвалидов;
2.1.2. Повысить качество содержания образовательной деятельности в ДОО (социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественноэстетическое, физическое развитие);
2.1.4. Создать условия в ДОО, соответствующие ФГОС ДО (развивающей предметно-пространственной среды, кадровых, психолого-педагогических условий; условий, обеспечивающих здоровье, безопасность воспитанников);
2.1.5. Обеспечить качественное взаимодействие с семьей (участие семьи в образовательной деятельности, удовлетворенность семьи образовательными услугами, индивидуальная поддержка развития детей в семье).
2.2. Оценка качества дошкольного образования Сахалинской области является результатом совокупности оценивания по следующим областям:
2.2.1. образовательные ориентиры;
2.2.2. образовательная программа;
2.2.3. содержание образовательной деятельности;
2.2.4. образовательный процесс;
2.2.5. образовательные условия;
2.2.6. условия получения дошкольного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами;
2.2.7. взаимодействия с родителями;
2.2.8. здоровье, безопасность и повседневный уход;
2.2.9. управление и развитие.
2.3. Система основывается на следующих принципах:
2.3.1. объективность, достоверность значений используемых показателей и индикаторов;
2.3.2. приоритет независимых источников информации;
2.3.3. последовательный переход на автоматизацию процесса сбора, обработки информации, представления аналитических итогов;
2.3.4. интеграция информации в рамках мониторинга с другими системами мониторинга (региональной, федеральной);
2.3.5. стабильность (неизменность) в течение 2 лет базовых показателей и индикаторов с целью создания условий по повышению эффективности руководителей образовательных организаций Сахалинской области в соответствии с рекомендациями, подготовленными по результатам мониторинга, и для обеспечения преемственности мониторинговых данных.
3. Механизмы и организационная структура системы
3.1. В соответствии с целью системы предусмотрена поэтапная реализация полного управленческого цикла:
Обоснование цели |
Создание системы мониторинга оценки качества дошкольного образования Сахалинской области обусловлено следующими обстоятельствами: - повышение качества образовательных программ дошкольного образования; - повышение качества содержания образовательной деятельности в дошкольных образовательных организациях (социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие); - повышение качества образовательных условий в дошкольных образовательных организациях (кадровые условия, развивающая предметно-пространственная среда, психолого-педагогические условия); - взаимодействие с семьей (участие семьи в образовательной деятельности, удовлетворенность семьи образовательными услугами, индивидуальная поддержка развития детей в семье); - обеспечение здоровья, безопасности и качеству услуг по присмотру и уходу; - повышение качества управления в дошкольных образовательных организациях. |
Показатели |
См. приложение 8.1. |
Описание методов сбора информации |
В обеспечении системы качества дошкольных образовательных организаций Сахалинской области в качестве методов сбора и обработки информации может быть использован анализ: - официально обобщенных статистических данных (отчеты по проведению оценочных процедур); Аудит нормативных актов, других документов (документы на сайтах образовательных организаций и муниципальных органов, осуществляющих управление в сфере образования), предполагающий изучение полноты состава и качества содержания, установление непротиворечивости представленных документов, согласованности и преемственности их содержания; Работа с базами данных с использованием информации опубликованной на сайте ДОО. |
Мониторинг показателей |
Целью мониторинга качества дошкольного образования Сахалинской области является изучение количественных и качественных показаний образовательных программ дошкольного образования, образовательных условий в дошкольных образовательных организациях (кадровые условия, развивающая предметно-пространственная среда, психолого-педагогические условия), взаимодействие с семьей (участие семьи в образовательной деятельности, удовлетворенность семьи образовательными услугами, индивидуальная поддержка развития детей в семье), обеспечение здоровья, безопасности и качеству услуг по присмотру и уходу, управления в дошкольных образовательных организациях. |
Сроки мониторинга |
Ежегодно в период с 01.07. по 01.10. |
Анализ результатов мониторинга |
Анализ результатов мониторинга качества дошкольного образования проводится по следующим направлениям: - анализ качества образовательных ориентиров ДОО и ее педагогами современных образовательных задач в области дошкольного образования; - анализ качества документальной основы и регламентации образовательной деятельности и деятельности по присмотру и уходу за воспитанниками ДОО, планирования образовательной деятельности и выстраивания ее содержания; - анализ качества образовательного процесса в ДОО; - анализ качества взаимоотношений и взаимодействия участников образовательных отношений, в том числе с родителями / законными представителями воспитанников ДОО; - анализ качества образовательных условий ДОО, включая качество организации пространства и его оснащения (предметно-пространственной среды во внутреннем помещении и на внешней территории); - анализ качества образования детей с ОВЗ в ДОО; - анализ качества процессов и условий по присмотру и уходу за воспитанниками ДОО (здоровье, безопасность и повседневный уход); - анализ качества процессов управления и развития ДОО; - анализ качества муниципальной политики в области дошкольного образования, созданных условий для реализации образовательной деятельности ДОО на уровне органов муниципального самоуправления, качества управления муниципальными ДОО и развития системы дошкольного образования муниципалитета; - анализ качества региональной политики в области дошкольного образования, созданных условий для реализации образовательной деятельности ДОО на уровне субъектов Российской Федерации, качества управления региональными ДОО и развития системы дошкольного образования субъекта РФ; - анализ федеральной образовательной политики как рамочного условия образовательной деятельности в сфере дошкольного образования, качества управления и развития системы дошкольного образования Российской Федерации. По итогам комплексного анализа качества образовательной деятельности составляются аналитические отчеты на уровне ДОО, муниципалитетов, субъектов РФ и на федеральном уровне. |
Адресные рекомендации по результатам анализа |
Адресные рекомендации могут быть направлены: - руководителем образовательных организаций; - педагогическим коллективам образовательных организаций, - управленческим командам образовательных организаций; - структурам различного уровня управления системой образования (регионального, муниципального, институционального). |
Мероприятия, меры, управленческие решения |
На уровне образовательной организации: - по организации научно-методического сопровождения и адресной помощи административно-управленческому персоналу; - по организации и проведению круглых столов, семинаров, вебинаров с педагогическими работниками дошкольных организаций; - по созданию сети стажировочных площадок, профессиональных сообществ для обмена опытом по вопросам организации дошкольного образования. - по оказанию адресной поддержки руководителям образовательных организации, в т.ч. посредством совершенствования управленческой системы работы на муниципальном уровне и уровне образовательной организации (разработка навигаторов руководителей, атласов управленческих практик); - по проведению конкурсов на лучшую образовательную программу дошкольного образования и профессионального мастерства среди педагогических работников ДОО. - по развитию вариативных форм дошкольного образования (режим полного дня, группы кратковременного пребывания, обучение на дому, образование детей с ОВЗ инклюзивно и в специализированных группах (комбинированной, компенсирующей направленности). - По проведению капитального ремонта ДОО, переоснащение отдельных групп ДОО, участков для прогулок. На уровне ГАОУ ДПО "Институт развития образования Сахалинской области" имени Заслуженного учителя РФ В.Д. Гуревича (далее - ГАОУ ДПО ИРОСО им. Заслуженного учителя РФ В.Д. Гуревича): - проведение курсов повышения квалификации по актуальным направлениям с учетом выявленных профессиональных дефицитов педагогических работников ДОО: - организация и проведение стажировок, методическое сопровождение молодых педагогов; посткурсовое сопровождение; - проведение обучающих мероприятий (курсы повышения квалификации, семинары, вебинары, стажировки и пр.) для руководителей ДОО по вопросам управления дошкольной образовательной организацией; - организация методического сопровождения руководителей ДОО по вопросам оценки качества образования в дошкольной образовательной организации. На уровне ГБУ "Региональный центр оценки качества образования Сахалинской области" (далее - ГБУ РЦОКОСО): - по проведению по отдельным вопросам оценочных процедур эффективности руководителей образовательных организаций; - по организации и проведению исследований и разработок в области качества образования; - по разработке диагностического инструментария для диагностики и мониторинга условий, процессов, результатов внутридошкольных механизмов обучения и воспитания, и кадрового резерва; - по организации и проведению круглых столов, семинаров, вебинаров по вопросам оценки качества образования. На уровне министерства образования Сахалинской области: - по разработке и реализации площадки обмена опытом и подведения итогов применения адресных рекомендаций и анализа эффективности принятых мер (в рамках ежегодного августовского педагогического совещания); - создание территориальных психолого-медико-педагогических комиссий в отдельных муниципалитетах; - формирование кадрового резерва из числа лучших воспитателей ДОО, обучение, консультирование. |
Анализ эффективности принятых мер |
- результаты анализа эффективности принятых мер не реже 1 раза в год представляются на заседании коллегии Сахминобр и/или в рамках ежегодного августовского педагогического совещания; - мероприятия и управленческие решения, представленные в виде отдельных документов, размещаются на официальном сайте Сахминобр, ГАОУ ДПО ИРОСО, утверждаются протоколом и направляются в муниципальные органы управления образованием. |
3.2. Субъекты системы оценки и их функции:
на региональном уровне: |
Министерство образования Сахалинской области - формирует стратегию региональной системы мониторинга качества дошкольного образования Сахалинской области, обеспечивает функционирование региональной системы мониторинга качества дошкольного образования Сахалинской области; ГАОУ ДПО ИРОСО им. Заслуженного учителя РФ В.Д. Гуревича - осуществляет аналитическое и методическое сопровождение функционирования региональной системы мониторинга качества дошкольного образования Сахалинской области, организует проведение необходимых контрольно-оценочных процедур и мониторинговых исследований для объективной оценки профессиональной деятельности дошкольных образовательных организаций; ГБУ РЦОКОСО - осуществляет организацию и проведение исследований и разработок по отдельным вопросам оценочных процедур деятельности дошкольных образовательных организаций. |
на муниципальном уровне: |
органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, расположенные на территории Сахалинской области - обеспечивают функционирование муниципальной системы мониторинга качества дошкольного образования Сахалинской области, обеспечивают проведение необходимых контрольно-оценочных процедур в образовательных организациях и мониторинговых исследованиях для объективной оценки деятельности дошкольных образовательных организаций; - муниципальные методические объединения и службы, и/или информационно-методические центры муниципальных образований Сахалинской области - осуществляют аналитическое и методическое сопровождение функционирования муниципальной системы мониторинга качества дошкольного образования Сахалинской области. |
на институциональном уровне: |
образовательные организации, осуществляющие образовательную деятельность на территории муниципальных образований Сахалинской области - обеспечивают функционирование и развитие внутренней системы оценки качества дошкольного образования, воспитания и формирования кадрового резерва управленческих и педагогических кадров. |
4. Планируемые результаты функционирования системы
С учетом обозначенных целей и задач, поставленных системой мониторинга оценки качества дошкольного образования Сахалинской области, по завершению заданного периода (2022 - 2023 г.) предполагается получение следующих результатов:
1. Доля ДОО достигших оценки "базовый уровень" и выше по качеству содержания и реализации образовательных программ дошкольного образования, в том числе адаптированных программ для детей с ОВЗ и инвалидов не менее 80%.
2. Доля ДОО достигших оценки "базовый уровень" и выше по качеству содержания образовательной деятельности в образовательных областях.
3. Доля ДОО достигших оценки "базовый уровень" и выше по созданию условий, соответствующие ФГОС ДО (развивающей предметно-пространственной среды, кадровых, психолого-педагогических условий; условий, обеспечивающих здоровье, безопасность воспитанников).
4. Доля ДОО достигших оценки "базовый уровень" и выше по обеспечению качественного взаимодействия с семьей (участие семьи в образовательной деятельности, удовлетворенность семьи образовательными услугами, индивидуальная поддержка развития детей в семье) не менее 80%.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.