Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утверждено
Приложение 3
к приказу министерства образования
Сахалинской области
от 07.09.2022 N 3.12-38
Положение о региональной системе выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи Сахалинской области
1. Общие положения
1.1. Настоящее положение о региональной системе выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи Сахалинской области (далее - Положение) определяет цели, задачи и принципы функционирования системы в образовательных организациях, в том числе дошкольных, подведомственных министерству образования Сахалинской области (далее - ОО), показатели, а также методы сбора и обработки информации.
1.2. Положение разработано на основании и в соответствии со следующими нормативно-правовыми актами:
- Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- "Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа", утвержденная Президентом Российской Федерации 04 февраля 2010 N Пр-271;
- "Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов", утвержденная Президентом Российской Федерации 03 апреля 2012 N Пр-82;
- Постановление Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2015 N 1239 "Об утверждении Правил выявления детей, проявивших выдающиеся способности, сопровождения и мониторинга их дальнейшего развития";
- Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 N 1642;
- иными нормативными правовыми актами, регламентирующими оценку качества функционирования системы выявления, поддержки и развития талантов у детей и молодежи (далее - Система).
1.3. В Системе используются следующие понятия: задатки, способность, талант, одарённость, творчество.
Задатки - это предпосылки развития, которые лишь во взаимодействии с другими условиями, прежде всего с социальной средой, могут оказаться включенными - в ходе жизни, в деятельности - в формирование способностей.
Способность - это индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определённой деятельностью.
Талант - это выдающиеся способности, высокая степень одарённости в какой-либо деятельности. Чаще всего талант проявляется в какой-то определённой сфере.
Одарённость - это генетически обусловленный компонент способностей, развивающийся в соответствующей деятельности или деградирующий при ее отсутствии.
Творчество - мышление в его высшей форме, выходящее за пределы требуемого для решения возникшей задачи уже известными способами.
2. Цель, задачи, принципы Системы
2.1. Цель Системы - создать условия для выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи Сахалинской области, в том числе с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ).
2.2. Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
- обеспечить доступность дополнительного образования для детей и молодежи Сахалинской области, в том числе детей с ОВЗ;
- обеспечить возможность участия в конкурсном и олимпиадном движении детей и молодежи Сахалинской области, в том числе детей с ОВЗ;
- создать условия, обеспечивающие развитие способностей и талантов у детей и молодежи Сахалинской области, в том числе детей с ОВЗ;
- создать условия, способствующие развитию системы поддержки способностей и талантов у детей и молодёжи Сахалинской области, в том числе детей с ОВЗ;
- создать условия для развития способностей и талантов у детей и молодёжи Сахалинской области с учетом индивидуальных потребностей личности, запросом региона и Российской Федерации;
- создать условия, обеспечивающие формирование и развитие профессиональных компетенций педагогических работников, работающих со способными и талантливыми детьми и молодежью;
- создать систему психолого-педагогического сопровождения способных и талантливых детей и молодежи;
- повысить уровень межведомственного и межуровневого взаимодействия по вопросам выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи;
- обеспечить информированность родителей по вопросам воспитания и поддержки способных и талантливых детей;
- обеспечить открытость и прозрачность проведения мероприятий, направленных на выявление, поддержку и развитие способных и талантливых детей, в том числе детей с ОВЗ.
2.3. Система основывается на следующих принципах:
- приоритет интересов личности ребенка, молодого человека, его права на свободу выбора профессии, забота о его здоровье;
- доступность и открытость;
- опора на высококвалифицированные кадры, лучшие образовательные учреждения, передовые методики обучения;
- индивидуальный подход в обучении, непрерывность и преемственность на всех уровнях образования;
- межведомственное и сетевое взаимодействие;
- общественный и профессиональный контроль;
- сочетание государственных и общественных инициатив и ресурсов.
3. Механизмы реализации и организационная структура Системы
3.1. Оценка Системы предполагает проведение ежегодного регионального мониторинга "Система выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи Сахалинской области" (далее - Мониторинг) по направлениям:
- развитие способностей обучающихся в соответствии с их потребностями;
- организация работы с талантливыми детьми и молодежью.
3.2. В соответствии с направлениями Мониторинга определен перечень целевых показателей с алгоритмом расчета 1.
3.3. Установлены значения целевых показателей на период до 2024 года 2 - это в соответствии с Мониторингом.
3.4. Организатором проведения Мониторинга является министерство образования Сахалинской области (далее - Сахминобр).
3.5. Мониторинг проводится один раз в год, во втором квартале, по итогам текущего учебного года.
3.6. Методы сбора информации:
- аудит имеющихся нормативных актов, других документов (документы на сайтах образовательных организаций и муниципальных органов, осуществляющих управление в сфере образования);
- социологические методы исследования: опрос (интервьюирование), анкетирование, наблюдение;
- изучение аналитических материалов и отчетов по результатам мероприятий;
- изучение отчетов, другой информации по запросу;
- сбор статистических данных;
- работа с базами данных с использованием возможностей информационных систем: выгрузка статистических данных из федеральной информационной системы обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся и приема граждан в образовательные организации (ФИС ГИА и Приёма), региональной информационной системы обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся (РИС ГИА), автоматизированной информационной системы "Сетевой город. Образование"; региональных информационных систем (АИС СГО), государственный информационный ресурс о лицах, проявивших выдающиеся способности, автоматизированной информационной системы "Персонифицированное финансирования дополнительного образования" (АИС ПФДО), паспорт воспитательной системы и др.
3.7. Методы обработки информации:
- нематематические методы: группировка; классификация; обобщение; трансформация отображения аналитических данных; сопоставление; кластеризация;
- математические методы: шкалирование, ранжирование, методы статистического анализа, в том числе методы описательной статистики (а также факторный, корреляционный, регрессионный и другие виды анализа).
3.8. Анализ и использование результатов Мониторинга.
3.8.1. Статистический и аналитические отчеты формируются в третьем квартале по результатам Мониторинга, которые утверждаются на уровне организации, ответственной за формирование данных отчетов.
3.8.2. Аналитический отчет рассматривается на заседании Координационного совета, созданного при Сахминобр.
3.8.3. Аналитический отчет является основанием для принятия обоснованных управленческих решений, направленных на совершенствование системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи Сахалинской области.
3.8.4. Управленческие решения оформляются документально и утверждаются Сахминобр в виде решений, приказов, распоряжений, комплекса мер, договоров о сотрудничестве и взаимодействии.
3.8.5. Анализ эффективности принятых мер осуществляется на основе результатов мониторинга эффективности принятых управленческих решений в течение учебного года, следующего за отчетным периодом.
3.8.6. Анализ эффективности управленческих решений является основанием для корректировки имеющихся и/или постановки новых задач системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи Сахалинской области.
3.9. Организационная структура и функции субъектов Системы:
3.9.1 Стратегию управления региональной системой формирует Сахминобр.
3.9.2. Функции субъектов Системы в рамках реализации полного управленческого цикла:
3.9.2.1. На региональном уровне:
Деятельность Сахминобр по управлению Системой:
- обеспечивает формирование, функционирование и развитие региональной Системы;
- разрабатывает нормативные правовые акты, относящиеся к обеспечению функционирования региональной Системы;
- обеспечивает проведение мероприятий по вопросам выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи;
- принимает управленческие решения по результатам проведения мероприятий для выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, обеспечивающие достижение значений целевых показателей.
Деятельность и полномочия в рамках своих компетенций государственного бюджетного учреждения "Региональный центр оценки качества Образования Сахалинской области":
- организует и проводит мероприятия, направленные на функционирование и развитие Системы;
- проводит Мониторинг;
- осуществляет сбор, обработку, хранение и предоставление информации о состоянии и динамике развития региональной Системы;
- анализирует результаты проведения мероприятий, направленных на выявление, поддержку и развитие способностей и талантов у детей и молодежи и формирует предложения по совершенствованию Системы;
- обеспечивает взаимодействие субъектов Системы.
Деятельность и полномочия в рамках своих компетенций Государственного автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования "Институт развития образования Сахалинской области" имени Заслуженного учителя Российской Федерации В. Д. Гуревича:
- обеспечивает организационную, методическую, экспертно-консультационную поддержку педагогических работников, осуществляющих деятельность по выявлению, поддержке и развитию детей и молодежи. Деятельность и полномочия в рамках своих компетенций Государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования "Областной центр внешкольной воспитательной работы:
- обеспечивает организационную, методическую, экспертно-консультационную поддержку участников Системы в сфере дополнительного образования.
3.9.2.2. На муниципальном уровне:
Органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования:
- обеспечивают формирование, функционирование и развитие муниципальной Системы;
- разрабатывают нормативные правовые акты, относящиеся к обеспечению функционирования муниципальной Системы;
- обеспечивают проведение мероприятий по вопросам выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи;
- принимают управленческие решения по результатам проведения мероприятий для выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, обеспечивающие достижение установленных значений показателей.
Муниципальные методические объединения и службы и/или информационно-методические центры муниципальных образований:
- организуют и проводят мероприятия, направленные на функционирование и развитие муниципальной Системы;
- проводят муниципальный Мониторинг;
- осуществляют сбор, обработку, хранение и предоставление информации о состоянии и динамике развития муниципальной Системы;
- анализируют результаты проведения мероприятий, направленных на выявление, поддержку и развитие способностей и талантов у детей и молодежи и формируют предложения по совершенствованию муниципальной Системы;
- обеспечивают взаимодействие субъектов муниципальной Системы.
3.9.2.3. На институциональном уровне (деятельность и полномочия образовательных организаций):
- разрабатывают и реализуют программы развития ОО, включая систему выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи;
- участвуют в разработке критериев и показателей, характеризующих состояние и динамику развития ОО;
- обеспечивают проведение в ОО мероприятий, направленных на выявление, поддержку и развитие способностей и талантов у детей и молодежи (в том числе всероссийскую олимпиаду школьников);
- осуществляют сбор, обработку, хранение и предоставление информации о состоянии и динамике развития ОО;
- анализируют результаты участия одаренных школьников в мероприятиях на уровне ОО и муниципалитета;
- разрабатывают мероприятия и готовят предложения, направленные на совершенствование системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи ОО, участвуют в этих мероприятиях;
- формируют информационную среду для родителей/законных представителей обучающихся по вопросам одаренности детей;
- поощряют и поддерживают родителей/законных представителей одаренных детей;
- принимают локальные нормативные правовые акты, относящиеся к обеспечению функционирования системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи в пределах своей компетенции;
- изучают, обобщают и распространяют передовой опыт построения, функционирования и развития системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи 00;
- проводят самообследование ОО;
- обеспечивают функционирование внутренней системы оценки качества образования;
- принимают управленческие решения по результатам участия в мероприятиях, направленных на выявление, поддержку и развитие способностей и талантов у детей и молодежи на уровне 00, обеспечивающие повышение качества образования;
- ведут учет результатов индивидуальных достижений обучающихся.
4. Планируемые результаты функционирования Системы
4.1. Увеличение охвата школьников, в том числе с ОВЗ, дополнительным образованием в разнообразных видах и формах на различных уровнях (образовательной организации, муниципальном, региональном).
4.2. Увеличение охвата способных и талантливых школьников, участвующих в конкурсном и олимпиадном движении, организуемых на различных уровнях (образовательной организации, муниципальном, региональном).
4.3. Увеличение количества детей, результативно участвующих в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях регионального, российского и международного уровней.
4.4. Увеличение количества детей, получивших различные формы поддержки способностей и талантов у детей и молодёжи.
4.5. Увеличение количества обучающихся, поступивших на обучение по программам ПО и ВО в выбранной сфере деятельности.
4.6. Увеличение количества педагогов, эффективно работающих со способными и талантливыми детьми и молодежью.
4.7. 100% способных и талантливых детей и молодежи, охваченных мероприятиями психолого-педагогического сопровождения, организуемых на различных уровнях (образовательного учреждения, муниципальном, региональном).
4.8. Увеличение количества обучающихся, охваченных мероприятиями межведомственного уровня, направленных на выявление, поддержку и развитие способностей и талантов у детей и молодежи.
4.9. Сформированная информационная среда на официальных Интернет-ресурсах образовательных организаций, муниципальных образований, региона, а также в популярных социальных сетях, автоматизированной информационной системе "Персонифицированное финансирования дополнительного образования".
4.10. 100% открытость и прозрачность проводимых в регионе мероприятий, включенных в перечень Министерства просвещения РФ, направленных на выявление и поддержку способных и талантливых детей.
-----------------------------
1Приложение 3.1. "Целевые показатели системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов детей и молодежи Сахалинской области"
2Приложение 3.2. "Значение целевых показателей системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов детей и молодежи Сахалинской области"
-----------------------------
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.