Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утверждено
Приложение 2
к приказу министерства образования
Сахалинской области
от 07.09.2022 N 3.12-38
Положение о региональной системе работы со школами с низкими результатами обучения и школами, функционирующими в неблагоприятных социальных условиях
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение (далее - Положение) определяет содержательно-целевые и организационно-технологические составляющие региональной системы работы со школами с низкими результатами обучения и школами, функционирующими в неблагоприятных социальных условиях (далее - Система ШНОР/ШНСУ).
Повышение качества результатов образования является одним из системных приоритетов образовательной политики, как в РФ, так и в Сахалинской области. Актуальными остаются проблемы обеспечения равного доступа к качественному образованию для всех обучающихся. В этой связи особого внимания требуют общеобразовательные организации, устойчиво демонстрирующие низкие результаты обучения, а также школы, функционирующие в неблагоприятных социальных условиях. Именно эта категория школ должна находиться в фокусе мер, направленных на повышение качества образования.
1.2. Настоящее положение разработано в соответствии с:
1) Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в РФ";
2) Концепцией региональной системы оценки качества образования в Сахалинской области;
3) Приложением к распоряжению министерства образования Сахалинской области от 11.12.2019 N 3.12-1487-р "Об утверждении Плана мероприятий ("дорожной карты") по развитию региональной системы оценки качества образования и региональных механизмов управления качеством образования в Сахалинской области на 2019 - 2025 годы".
1.3. В региональной Системе ШНОР/ШНСУ используются следующие понятия:
ШНОР - школы, которые в течение продолжительного периода демонстрируют по определенным показателям образовательные результаты ниже, чем все школы в кластере, к которому они относятся.
ШНСУ - школы, обладающие рядом показателей социальноэкономического неблагополучия и ресурсных дефицитов.
"ЭФФЕКТИВНЫЕ ШКОЛЫ" - школы: 1 подгруппа - показывающие высокие образовательные результаты и находящиеся в благоприятных социальных условиях (ШВОР + ШБСУ); 2 подгруппа - показывающие средние образовательные результаты и находящиеся в благоприятных социальных условиях (ШСОР + ШБСУ).
"РЕЗИЛЬЕНТНЫЕ ШКОЛЫ" - школы: 1 подгруппа - показывающие высокие образовательные результаты и находящиеся в сложных социальных условиях (ШВОР + ШНСУ); 2 подгруппа - показывающие средние образовательные результаты и находящиеся в сложных социальных условиях (ШСОР + ШНСУ).
"НЕ СПРАВЛЯЮЩИЕСЯ ШКОЛЫ" - школы, находящиеся в благоприятных социальных условиях, но при этом показывающие низкие образовательные результаты (ШНОР + ШБСУ).
"ДЕПРИВИРОВАННЫЕ ШКОЛЫ" - школы с одновременно низкими образовательными результатами и находящиеся в сложных социальных условиях (ШНОР +ШНСУ).
ИОР - индекс образовательных результатов.
ИСБШ - индекс социального благополучия школы.
ИДЕНТИФИКАЦИЯ ШКОЛ - выделение на основе базы результатов независимых оценочных процедур (результативные показатели) и контекстной информации (факторные показатели) типологических групп школ с низкими результатами обучения и/или школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях.
ДИНАМИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
ОБУЧАЮЩИХСЯ - изменение в сторону улучшения/ухудшения образовательных результатов обучающихся.
2. Цель, задачи, принципы Системы ШНОР/ШНУС
2.1. Обоснование цели: в системе образования Сахалинской области на начало 2021/2022 учебного года функционируют 158 общеобразовательных
организаций, в которых обучается по программам начального, основного и среднего общего образования 61 346 человек, в том числе 2 740 обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, осваивающих адаптированные основные общеобразовательные программы как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах в общеобразовательных организациях.
Особенности развития системы образования Сахалинской области обусловлены территориальной и социально-экономической спецификой региона: более 45% в общей численности общеобразовательных организаций (далее - 00) составляют сельские школы и малокомплектные школы - 53% от сельских школ, в том числе расположенные в отдаленных труднодоступных территориях; долей детей с миграцией, не владеющих или слабо владеющих русским языком, в отдельных 00 приближается к 6%; высока доля обучающихся, родители которых являются безработными.
Ежегодно проводимая в Сахалинской области идентификация школ с низкими образовательными результатами обучения и школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, на основе мониторинга результатов независимых оценочных процедур (ВПР, ОГЭ, ЕГЭ и др. процедур) свидетельствует о наличии в области 00, демонстрирующих устойчиво низкие результаты обучения. По данным идентификации в 2022 году, таких школ в регионе более 30.
Ежегодно проводимый в течение 3-х лет на основе результатов независимых оценочных процедур (ВПР, ОГЭ, ЕГЭ и др. процедуры) мониторинг качества общеобразовательной подготовки обучающихся в школах с низкими результатами обучения и школах, функционирующих в сложных социальных условиях, позволяет сделать следующие выводы:
- есть ухудшение результатов обучения при переходе из начальной школы в основную;
- анализ результатов по предметам позволяет говорить об устойчивости низких результатов в ряде 00, что позволяет связать результаты обучения школьников с условиями реализации учебного процесса, с педагогическими и управленческими практиками.
Сочетание факторов неблагополучия, усиленное негативными социально-экономическими показателями территории, оказывает в ряде 00 существенное влияние на снижение качества образования.
Таким образом, констатируем, что в Сахалинской области сложилась группа школ с устойчиво низкими результатами обучения и/или функционирующих в сложных социальных условиях.
Проблема данной категории школ нашла отражение в региональных
документах (Аналитические материалы по результатам идентификации общеобразовательных организаций Сахалинской области в 2021 году).
Опыт реализации мероприятий по поддержке школ с низкими результатами обучения и/или школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, позволил сократить их количество на 30%. Если в 2018 г. таких 00 было 59, то в 2022 г. - 36, 4 из которых попали в федеральный проект "500+".
На основе анализа результатов независимых оценочных процедур скорректированы содержание и формы дополнительных профессиональных программ повышения квалификации (далее - ДПП ПК), разработаны новые программы, в том числе дополнительных профессиональных программ профессиональной переподготовки (далее - ДПП ПП).
На базе школ, демонстрирующих высокие образовательные результаты, проводятся стажировки по представлению опыта командообразования, новых форм внутришкольного повышения квалификации, профессионального развития педагогов, работы с родителями.
Разработаны методические рекомендации по повышению качества образования в ШНОР/ШНСУ.
В регионе проводятся конкурсы профессионального мастерства.
В целях повышения методических ресурсов школ-участников проекта в Сахалинской области работает платформа Битрикс-24.
Педагоги области участвуют в работе профессиональных объединений и сетевых сообществ.
Методическая поддержка также осуществляется через проведение вебинаров, семинаров, стратегических сессий. Открыт Центр непрерывного профессионального педагогического мастерства педагогических работников (далее - ЦНППМ ПР) на базе Государственного автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования "Институт развития образования Сахалинской области" имени Заслуженного учителя Российской Федерации В.Д. Гуревича (далее - ГАОУ ДПО ИРОСО им. Заслуженного учителя РФ В.Д. Гуревича).
Практика по принятию управленческих решений состоит в проведении на регулярной основе заседаний Коллегии Министерства образования Сахалинской области.
Но есть проблемы:
- отсутствие устойчивых механизмов взаимодействия всех служб региона для обеспечения поддержки ШНОР/ШНСУ;
- недостаточно глубоко изучены и технологизированы педагогические и управленческие практики, приводящие к более высоким результатам в условиях ШНОР/ШНСУ;
- недостаточно ведется целевая подготовка управленческих и педагогических команд для работы в неблагоприятных социальных условиях;
- педагоги недостаточно владеют методиками, техниками и приёмами работы со сложными обучающимися;
- недостаточно проработана методика комплексного анализа по процедурам оценки качества образования на основе кластерного подхода с учётом контекстной информации.
2.2. Цель Системы ШНОР/ШНСУ - создание условий для предоставления качественного базового образования во всех общеобразовательных организациях Сахалинской области независимо от их места территориального расположения и контингента обучающихся.
2.3. Задачи Системы ШНОР/ШНСУ:
- адресная поддержка школ с низкими образовательными результатами;
- организация работы со школами, функционирующими в зоне риска снижения образовательных результатов;
- методическое сопровождение ОО Сахалинской области с целью профилактики статуса ШНОР/ШНСУ с использованием системы наставничества эффективных и резильентных школ.
2.4. Система работы со школами с низкими результатами обучения и школами, функционирующими в неблагоприятных социальных условиях, основывается на следующих принципах:
- объективности, достоверности, полноты (необходимости и достаточности) и системности информации;
- открытости и информационной безопасности;
- ориентации на запросы всех сторон, заинтересованных в качестве регионального образования;
- учета текущих и перспективных потребностей системы образования в соответствии с социально-экономическими особенностями Сахалинской области;
- применения научно-обоснованного, стандартизированного и технологичного инструментария оценки;
- информатизации процессов сбора, обработки и анализа данных;
- сопоставимости системы показателей с общероссийскими и международным аналогами;
- использования замкнутой системы полного управленческого цикла для эффективности системы оценки и управления качеством образования;
- соблюдения морально-этических норм при осуществлении оценочных процедур, корректного использования результатов оценки.
3. Механизм реализации и организационная структура Системы ШНОР/ШНСУ
3.1. Предполагается ежегодное проведение мониторинга.
Цель мониторинга - изучение и отслеживание изменений в количественных и качественных показателях результативности деятельности ШНОР/ШНСУ в процессе реализации комплекса мероприятий по работе с данной категорией школ, направленных на повышение информационного обслуживания управления, эффективности принятия управленческих решений на региональном, муниципальном и институциональном уровне для повышения качества образования.
Организатором мониторинга является Министерство образования Сахалинской области (далее - Сахминобр).
По решению Сахминобра организационно-техническое сопровождение мониторинга может осуществлять Государственного бюджетного учреждения "Региональный центр оценки качества образования Сахалинской области" (далее - ГБУ РЦОКОСО); научно-методическое сопровождение мониторинга может осуществлять ГАОУ ДПО ИРОСО им. Заслуженного учителя РФ В.Д. Гуревича в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
К основным направлениям мониторинга относятся:
- идентификация школ (выявление ШНОР/ШНСУ) и определение перечня ОО (ШНОР/ШНСУ), нуждающихся в поддержке;
- определение эффективности реализации мер поддержки ШНОР/ШНСУ (включая оценку методической помощи ОО);
- разработка и реализация мероприятий по повышению эффективности поддержки ШНОР/ШНСУ на региональном и муниципальных уровнях;
- выявление динамики образовательных результатов в ШНОР/ШНСУ;
- разработка адресных рекомендаций по повышению образовательной результативности;
- создание и развитие региональной инфраструктуры обеспечения поддержки ШНОР/ШНСУ;
- совершенствование нормативного правового обеспечения поддержки ШНОР/ШНСУ;
оказание методического сопровождения муниципальных "дорожных карт" по переходу в эффективный режим функционирования 00 и методической помощи ШНОР/ШНСУ в разработке и реализации программ перехода в эффективный режим функционирования;
- поддержание профессионального развития педагогических и управленческих команд ШНОР/ШНСУ, в том числе организацию тьюторского сопровождения профессионального развития педагогов ШНОР/ШНСУ, горизонтальное обучения педагогов внутри профессиональных сообществ, организация обучения по индивидуальным образовательным маршрутам (далее - ИОМы) через ЦНППМ ПР;
- укрепление взаимодействия и информирования педагогической общественности в процессе реализации региональной "дорожной карты" по переходу в эффективный режим функционирования 00 Сахалинской области;
- осуществление мер методической поддержки изучения учебных предметов, направленных на предупреждение неуспешности освоения обучающимися основных образовательных программ НОО, ООО и СОО, разработанных и реализуемых на основании методического анализа результатов государственной итоговой аттестации;
- проектирование и внедрение в практику общеобразовательных организаций эффективных педагогических практик построения личностно-развивающей образовательной среды, способствующей развитию личностного потенциала и формированию компетенций XXI века у субъектов педагогического процесса;
- внедрение новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий, обеспечивающих освоение обучающимися базовых навыков и умений, повышает их мотивацию к обучению и вовлеченность в образовательный процесс;
- обновление материально-технической базы ОО (в том числе посредством интеграции проекта "500+" с проектами "Цифровая образовательная среда" и "Современная школа").
3.2. Субъекты системы оценки и их функции:
Субъекты на региональном уровне:
- Сахминобр - формирует стратегию управления региональной системой работы со школами с низкими результатами обучения и школами, функционирующими в неблагоприятных социальных условиях;
- ГБУ РЦОКОСО - осуществляет организацию и проведение исследований и разработок по отдельным вопросам оценочных процедур региональной системы работы со школами с низкими результатами обучения и школами, функционирующими в неблагоприятных социальных условиях;
- ГАОУ ДПО ИРОСО им. Заслуженного учителя РФ В.Д. Гуревича
- осуществляет аналитическое и методическое сопровождение функционирования региональной системы работы со школами с низкими результатами обучения и школами, функционирующими в неблагоприятных социальных условиях.
Субъекты на муниципальном уровне:
- органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, расположенные на территории Сахалинской области - обеспечивают функционирование муниципальной системы работы со школами с низкими результатами обучения и школами, функционирующими в неблагоприятных социальных условиях;
- муниципальные методические объединения и службы и/или информационно-методические центры муниципальных образований Сахалинской области - осуществляют аналитическое и методическое сопровождение функционирования муниципальной системы работы со школами с низкими результатами обучения и школами, функционирующими в неблагоприятных социальных условиях.
Субъекты на институциональном уровне:
- образовательные организации, осуществляющие образовательную деятельность на территории муниципальных образований Сахалинской области - обеспечивают реализацию антирисковых проектов и программ, направленных на переход ОО в эффективный режим функционирования путём развития сетевого взаимодействия, повышения квалификации (далее - ПК) педагогов и внедрения эффективных управленческих и педагогических практик резильентных школ.
3.3. Методы сбора и обработки информации, порядок информирования заинтересованных сторон.
Ежегодно проводится мониторинг Системы ШНОР/ШНСУ, состоящий из следующих оценочных процедур:
- анкетирование ОО;
- выгрузка из единой системы данных о динамике образовательных результатов в данной категории школ;
- сбор статистических данных о предметных и методических компетенциях педагогических работников ШНОР/ШНСУ;
- результаты опроса педагогических работников ШНОР/ШНСУ об удовлетворенности качеством методической помощи.
Результирующим продуктом мониторинга Системы ШНОР/ШНСУ является база статистических данных и аналитических материалов, позволяющих судить об эффективности реализации комплекса мер и оперативно принимать решения по корректировке и предупреждению нежелательных эффектов. Также продуктом будет база для анализа эффективности принятых мер.
3.4. Анализ результатов мониторинга региональных показателей предполагает:
- выявление ШНОР/ШНСУ в соответствии с разработанной методикой выявления ОО, имеющих низкие образовательные результаты обучающихся, на основе комплексного анализа данных об ОО, в том числе данных о качестве образованиям. Результирующим продуктом данного действия является определение перечня ШНОР/ШНСУ, нуждающихся в поддержке;
- отслеживание динамики образовательных результатов ШНОР/ШНСУ;
- оценку предметных и метапредметных компетенций педагогических работников ШНОР/ШНСУ с целью выявления профессиональных дефицитов, на преодоление которых должна быть направлена система методической работы на всех уровнях (включая организацию сопровождения индивидуальных маршрутов непрерывного развития профессионального мастерства педагогов и руководителей ШНОР/ШНСУ);
- оценку методической помощи ШНОР/ШНСУ с целью получения информации о результативности мер по преодолению профессиональных дефицитов (профессиональному развитию кадров ШНОР/ШНСУ) и об удовлетворенности педагогических и руководящих работников реализуемыми в рамках методической помощи на разных уровнях мероприятиями и предупреждения негативных последствий.
3.5. По результатам проведенного анализа результатов мониторинга региональных показателей разрабатываются адресные рекомендации.
3.5.1. На уровне ОО:
для педагогов:
- по улучшению качества преподавания и преодолению профессиональных дефицитов (разработке/корректировке индивидуального плана профессионального роста); по развитию у обучающихся учебной мотивации; по работе с определенными группами детей (неуспешные дети; дети с девиантным поведением, дети с ОВЗ и др.);
- по включению обучающихся в проектную, творческую деятельность; по учету социального контекста при организации образовательного процесса и взаимодействии с родителями и социумом и т.п.;
для управленческих команд:
- по разработке/корректировке и реализации ОО программ перехода в эффективный режим функционирования;
- по организации горизонтального обучения в целях преодоления профессиональных дефицитов педагогов и улучшения качества преподавания;
- по включению участников образовательных отношений в управление ОО;
- по организации/развитию наставничества;
- по развитию сетевого взаимодействия;
- по совершенствованию системы методической работы на уровне образовательной организации и др.;
для управленческой команды ОО и родителей:
- по рассмотрению актуальных вопросов повышения качества образования в ОО, в том числе по формированию мотивации учебной деятельности в семье;
- по взаимодействию семьи и школы;
- по содействию в создании в ОО оптимальных условий и форм организации образовательного процесса и др.
3.5.2. На уровне школ-кураторов:
- по построению адресной программы сопровождения ОО;
- по организации сетевого взаимодействия, совместных профессиональных объединений педагогов, наставничества;
- по организации консультативной помощи административной команде ШНОР/ШНСУ в разработке и принятии управленческих решений по вопросам повышения качества образования;
- по реализации различных форм методического взаимодействия с педагогами и управленческой командой ШНОР/ШНСУ в целях повышения образовательных результатов, внедрения эффективных педагогических технологий и методик работы с обучающимися и др.
3.5.3. На уровне ГАОУ ДПО ИРОСО им. Заслуженного учителя РФ В.Д. Гуревича:
- по разработке и реализации дополнительных профессиональных программ (ДПП ПК и ДПП ПП), направленных на преодоление профессиональных дефицитов педагогических работников ШНОР/ШНСУ;
- по организации научно-методического сопровождения и адресной помощи ШНОР и ШНСУ;
- по организации и проведению круглых столов, семинаров, вебинаров по вопросам оценки качества образования в ШНОР и ШНСУ;
- по разработке методических рекомендаций по вопросам повышения качества образования в ШНОР и ШНСУ;
- по оказанию экспертных услуг (экспертиза, анализ, рецензирование программ перехода в эффективный режим функционирования программ развития, образовательных и рабочих программ ШНОР и ШНСУ и др.);
- по созданию сети стажировочных площадок, профессиональных сообществ для обмена опытом по вопросам повышения качества образования и управления ШНОР и ШНСУ.
3.5.4. На уровне ГБУ РЦОКОСО:
- по проведению по отдельным вопросам оценочных процедур в ШНОР и ШНСУ;
- по организации и проведению исследований и разработок в области качества образования;
- по разработке диагностического инструментария для диагностики и мониторинга условий, процессов, результатов образовательной деятельности;
- по оказанию экспертных услуг для ШНОР и ШНСУ (экспертиза, анализ, рецензирование образовательных программ, оценочных и других учебно-методических материалов);
- по организации независимой оценки учебных и внеучебных достижений обучающихся ШНОР и ШНСУ; диагностики готовности выпускников к государственной итоговой аттестации;
- по организации и проведению круглых столов, семинаров, вебинаров по вопросам оценки качества образования в ШНОР и ШНСУ.
3.5.5. На уровне муниципальных органов, осуществляющих управление образованием:
- по разработке и реализации муниципальных "дорожных карт" перехода в эффективный режим функционирования ОО Сахалинской области;
- по оказанию адресной поддержки ШНОР и ШНСУ, в том числе посредством модернизации системы методической работы на муниципальном уровне и уровне ОО;
- по привлечению резильентных школ в качестве ресурсных центров по вопросам качества обучения;
- по развитию сетевого взаимодействия для помощи ШНОР и ШНСУ;
- по совершенствованию методической работы на муниципальном уровне.
3.5.6. На уровне Сахминобр:
- по корректировке региональной программы поддержки ШНОР и ШНСУ ("дорожной карты");
- по разработке и реализации региональных проектов по повышению качества образования в ШНОР и ШНСУ;
- по интеграции региональных проектов по поддержке ШНОР и ШНСУ и проектов, нацеленных на развитие региональной системы образования;
- по организации независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности школами, отнесенными к типу ШНОР и ШНСУ;
- по внесению изменений в государственные задания государственных учреждений ГАОУ ДПО ИРОСО им. Заслуженного учителя РФ В.Д. Гуревича, ГБУ РЦОКОСО.
3.6. На основе анализа результатов мониторинга принимаются управленческие решения о совершенствовании системы работы со ШНОР и ШНСУ.
3.7. Совершенствование системы работы со ШНОР и ШНСУ обеспечивается за счет:
- разработки и реализации комплекса мер, направленных на преодоление факторов, обусловливающих низкие образовательные результаты (в том числе предопределяющих школьную неуспешность обучающихся) и/или неблагоприятные социальные условия;
- совершенствования комплекса критериев, показателей и инструментов оценки качества системы работы со ШНОР/ШНСУ;
- оптимизации региональной инфраструктуры поддержки ШНОР/ШНСУ;
- организации повышения квалификации педагогов и управленческих команд ШНОР/ШНСУ, направленной на преодоление профессиональных дефицитов, выявленных в рамках тестинга компетенций;
- системы мер методической поддержки изучения общеобразовательных предметов, построенной на основе анализа данных ГИА;
- разработки пакета нормативно-правовых документов поддержки ШНОР/ШНСУ на региональном и муниципальном уровнях;
- организации и осуществления сетевого взаимодействия между всеми субъектами системы (ГАОУ ДПО ИРОСО им. Заслуженного учителя РФ В.Д. Гуревича, ГБУ РЦОКОСО, МОУО, ШНОР/ШНСУ, школы-кураторы и другие участники);
- разработки и реализации на практике методических рекомендаций по повышению качества образования в ШНОР/ШНСУ;
3.8. Управленческие решения могут приниматься на разных уровнях. Управленческие решения по результатам анализа данных мониторингов оформляются через приказы, распоряжения, указания, либо в формате документа рекомендательного характера (информационно-методическое письмо).
4. Планируемые результаты функционирования Системы ШНОР/ШНУС
4.1. В Сахалинской области создана единая система идентификации ШНОР и ШНУС (данный результат возможно проверить при условии, если в регионе проведена идентификация ОО; выделены группы ОО - ШНОР/ШНУС; определены ОО, устойчиво демонстрирующие высокое качество образования);
4.2. Определены условия для оказания методического сопровождения ШНОР и ШНУС (данный результат возможно проверить при условии, если в регионе на постоянной основе осуществляется замер предметных и методических компетенций педагогов, реализуются корректирующие мероприятия по устранению ресурсных дефицитов);
4.3. Сформирован механизм обмена эффективными педагогическими и управленческими практиками по переходу в эффективный режим функционирования ШНОР/ШНУС (данный результат возможно проверить при условии, если в регионе ежегодно увеличивается количество резильентных и эффективных школ, готовых реализовывать практики наставничества);
4.4. Выявлены условия для сетевого взаимодействия ШНОР/ШНУС с резильентными и эффективными ОО (данный результат возможно проверить при условии, если в регионе ежегодно увеличивается количество резильентных и эффективных школ, ШНОР/ШНСУ, осуществляющих сетевое взаимодействие по профилактике снижения различных рисков);
4.5. Ежегодно в регионе сокращается количество ШНОР/ШНУС на 3% от общего числа идентифицированных (данный результат возможно проверить при условии, если в регионе ежегодно увеличивается общее количество резильентных и эффективных ОО).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.