Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утверждено
Приложение 1
к приказу министерства образования
Сахалинской области
от 07.09.2022 г. N 3.12-38
Положение о региональной системе оценки качества подготовки обучающихся в Сахалинской области
1. Общие положения
1.1. Настоящее положение определяет цели, задачи, принципы, механизмы региональной системы оценки качества подготовки обучающихся в Сахалинской области (далее - Система оценки), ее структуру и функции. Положение конкретизирует позиции Концепции региональной системы управления оценки качеством образования в Сахалинской области относительно оценки качества подготовки обучающихся.
1.2. Настоящее положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"; нормативными правовыми актами Российской Федерации, правовыми актами Правительства Российской Федерации, Министерства просвещения Российской Федерации, Правительства Сахалинской области, приказами и распоряжениями министерства образования Сахалинской области; с учетом методических рекомендаций, инструкций Минпросвещения России, Федеральной службы по надзору и контролю в сфере образования (Рособрнадзор).
1.3. В Системе оценки используются следующие понятия:
1) динамика образовательных результатов обучающихся, уровня объективности оценочных процедур - изменение в сторону улучшения/ухудшения образовательных результатов обучающихся, уровня объективности оценочных процедур;
2) качество подготовки обучающихся - комплексная характеристика подготовки обучающихся, выражающая степень соответствия их образовательных результатов требованиям федеральных государственных образовательных стандартов и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, запросам Сахалинской области;
3) оценка качества подготовки обучающихся - это комплекс процедур, проводимых с целью определения качества подготовки обучающихся;
4) механизм оценки - инструментарий, обеспечивающий проведение оценочных процедур в целях получения достоверной и объективной информации;
5) процедуры оценки качества подготовки обучающихся - официально установленные и регламентируемые правилами способы и порядки осуществления оценочных процессов.
2. Цель, задачи, принципы Системы оценки
2.1. Цель Системы оценки: способствовать совершенствованию системы управления качеством подготовки обучающихся в Сахалинской области, соответствующего требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов, потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, запросам Сахалинской области; обеспечивать Систему оценки актуальной, достоверной и объективной информацией об основных тенденциях, факторах, влияющих на уровень качества подготовки обучающихся.
2.2. Достижение поставленной цели осуществляется путем решения ряда задач:
1) исследовать динамику достижения обучающимися планируемых метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования (базового и высокого уровней) в соответствии с требованиями ФГОС НОО и выявить факторы, влияющие на уровень достижения для выработки эффективных механизмов по их улучшению;
2) исследовать динамику достижения обучающимися планируемых метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования (базового и высокого уровней) в соответствии с требованиями ФГОС ООО и выявить факторы, влияющие на уровень достижения для выработки эффективных механизмов по их улучшению;
3) исследовать динамику достижения обучающимися планируемых метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы среднего общего образования (базового и высокого уровней) в соответствии с требованиями ФГОС СОО и выявить факторы, влияющие на уровень достижения для выработки эффективных механизмов по их улучшению;
4) исследовать динамику достижения обучающимися уровней функциональной грамотности и выявить факторы, влияющие на уровень достижения для выработки эффективных механизмов по их улучшению;
5) исследовать динамику объективности процедур оценки качества образования; Всероссийской олимпиады школьников, в том числе за счет функционирования и развития объективной ВСОКО в каждой 00 региона;
6) исследовать соблюдение сбалансированных подходов при осуществлении оценочных процедур в соответствии с рекомендациями Минпросвещения и Рособрнадзора;
7) способствовать популяризации материалов исследований качества образования, проводимых на национальном уровне (НИКО, МСИ и др.) для совершенствования деятельности регионального педагогического сообщества по обеспечению достижения обучающимися метапредметных результатов ФГОС и повышению уровня функциональной грамотности обучающихся.
2.3. Данная Система оценки основывается на принципах:
1) соответствия основным федеральным требованиям и актуальным тенденциям развития общероссийской системы оценки качества образования с опорой на данные, которые генерирует общероссийская система;
2) объективности оценки - обеспечение объективности образовательных результатов при проведении оценочных процедур и проверке работ; выявление общеобразовательных организаций с необъективными результатами и профилактическая работа с ними; формирование у участников образовательных отношений позитивного отношения к объективной оценке образовательных результатов;
3) сбалансированности системы внешней и внутренней оценки - характеризуется оптимизацией проверочных работ (отказом от проведения оценочных процедур на муниципальном уровне; обоснованием целесообразности региональных оценочных процедур с наличием методологии их проведения), нацеленностью на формирование в каждой общеобразовательной организации внутренней системы оценки качества образования (ВСОКО);
4) нацеленности на оценку ключевых характеристик качества подготовки обучающихся - соответствие уровня подготовки обучающихся ФГОС и повышение уровня функциональной грамотности обучающихся;
5) учета потребностей системы образования Сахалинской области.
3. Механизмы реализации и организационная структура Системы оценки
3.1. Система оценки предполагает осуществление мониторинга качества подготовки обучающихся Сахалинской области. В рамках мониторинга предусмотрено участие в оценочных процедурах, исследованиях различного уровня (федеральные, национальные и международные исследования) и проведение региональных мероприятий, данные которых используются для определения уровня достижения значений целевых показателей:
а) участие в оценочных процедурах и исследованиях федерального и международного уровней:
- единый государственный экзамен (ЕГЭ);
- основной государственный экзамен (ОГЭ);
- национальные исследования качества образования (НИКО);
- всероссийские проверочные работы (ВПР);
- международные сравнительные исследования качества образования (МСИ);
- процедуры оценки качества образования, предусмотренные Методологией и критериями оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся;
б) проведение ряда региональных мероприятий:
- региональные исследования образовательных достижений обучающихся (включая функциональную грамотность) в форме региональных диагностических работ;
- проведение комплексного анализа качества образовательной подготовки обучающихся на различных уровнях управления образовательными системами (региональном, муниципальном, внутришкольном - ВСОКО);
- исследование внутришкольных систем оценки качества образования - ВСОКО;
- идентификация школ Сахалинской области;
- информирование всех заинтересованных сторон о результатах оценки.
3.2. Для обеспечения эффективности функционирования Системы оценки предусмотрены целевые показатели. Значения целевых показателей определяются ежегодно на основе анализа результатов за предыдущий год и утверждаются распорядительным актом министерства образования Сахалинской области 1. Мониторинг качества подготовки обучающихся осуществляется по группе показателей 2, 3:
3.2.1. Динамика достижения обучающимися планируемых метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования:
По результатам ВСОКО (2-4 классы) - с учетом объективности для отслеживания динамики:
- доля обучающихся, достигших базового уровня освоения основной образовательной программы НОО по итогам промежуточной аттестации;
- доля обучающихся, достигших уровня выше базового освоения основной образовательной программы НОО по итогам промежуточной аттестации.
По результатам ВПР (русский язык и математика, 4 класс) - с учетом объективности для отслеживания динамики:
- уровень успешности;
- индекс низких результатов;
- индекс массовых результатов;
- индекс высоких результатов;
- успешность выполнения отдельных заданий ВПР, направленных на проверку метапредметных результатов.
3.2.2. Динамика достижения обучающимися планируемых метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования:
По результатам ВСОКО (5-9 классы) - с учетом объективности для отслеживания динамики:
- доля обучающихся, достигших базового уровня освоения основной образовательной программы ООО по итогам промежуточной аттестации;
- доля обучающихся, достигших уровня выше базового освоения основной образовательной программы ООО по итогам промежуточной аттестации.
По результатам ОГЭ (русский язык и математика) для отслеживания динамики:
- индекс низких результатов;
- индекс массовых результатов;
- индекс высоких результатов;
По результатам ВПР (русский язык и математика, 5- 8 класс) - с учетом объективности для отслеживания динамики:
- уровень успешности;
- индекс низких результатов;
- индекс массовых результатов;
- индекс высоких результатов;
- успешность выполнения отдельных заданий ВПР, направленных на проверку метапредметных результатов.
3.2.3. Динамика достижения обучающимися планируемых метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы среднего общего образования:
По результатам ВСОКО (10-11 классы) - с учетом объективности для отслеживания динамики:
- доля обучающихся, достигших базового уровня освоения основной образовательной программы СОО по итогам промежуточной аттестации;
- доля обучающихся, достигших уровня выше базового освоения основной образовательной программы СОО по итогам промежуточной аттестации.
По результатам ЕГЭ (русский язык и математика) с учетом объективности для отслеживания динамики:
- индекс низких результатов;
- индекс массовых результатов;
- индекс высоких результатов;
По результатам поступления в СПО и ВПО для отслеживания динамики:
- доля выпускников, поступивших в региональные учреждения СПО и Сахалинский государственный университет.
3.2.4. Динамика достижения обучающимися уровней функциональной грамотности:
По результатам РДР (с учетом объективности) для отслеживания динамики: доля обучающихся, демонстрирующих:
- успешность выполнения работы;
- успешность в достижении базового уровня;
- успешность в достижении повышенного уровня.
По результатам ВПР (русский язык и математика) - с учетом объективности для отслеживания динамики: успешность выполнения отдельных заданий ВПР, направленных на проверку уровня функциональной грамотности.
3.2.5. Динамика объективности образовательных результатов; процедур оценки качества образования; Всероссийской олимпиады школьников в том числе за счет функционирования и развития объективной ВСОКО в каждой ОО региона:
По оценочным процедурам для отслеживания динамики:
- количество и доля ОО с необъективными показателями по осуществляемым оценочным процедурам, вошедших в федеральный перечень по ВПР, по РДР;
- количество и доля ОО, демонстрирующих необъективные показатели в течение ряда лет;
- доля оценочных процедур, обеспеченных общественным наблюдением;
- доля оценочных процедур, в которых отсутствуют замечания по соблюдению регламента и требований информационной безопасности;
- доля оценочных процедур, для которых осуществлена информационноразъяснительная работа с обучающимися и их родителями (законным представителями обучающихся).
По ВСОКО для отслеживания динамики:
- доля образовательных организаций, в которых сформирована внутренняя система оценки качества образования - ВСОКО;
- доля обучающихся, подтвердивших текущую успеваемость по результатам участия в оценочных процедурах, к текущей успеваемости по предмету.
По результатам идентификации школ для отслеживания динамики:
- повышение доли эффективных и резильентных школ (с учетом объективности по результатам оценочных процедур), за счет снижения доли депривированных и не справляющихся.
По ВСОШ для отслеживания динамики:
- доля олимпиад, охваченных общественным наблюдением;
- доля экспертов, привлекаемых к проверке работ, имеющих опыт экспертной деятельности;
- доля олимпиад, для которых осуществлена информационноразъяснительная работа со всеми заинтересованными лицами;
- количество объективных апелляций по результатам регионального этапа ВсОШ от общего количества участников регионального этапа ВсОШ, чел.;
- количество обращений граждан на подтвержденное нарушение порядка ВсОШ, чел.
3.2.6. Соблюдение подходов к сбалансированности оценочных процедур в соответствии с рекомендациями Минпросвещения и Рособрнадзора для отслеживания динамики:
- доля ОО, разместивших на сайтах сбалансированные графики проверочных и диагностических работ в соответствии с рекомендациями Минпросвещения и Рособрнадзора.
3.3. Методы сбора информации:
1) для исследования динамики достижения обучающимися планируемых предметных и метапредметных результатов используются следующие методы сбора информации:
- выгрузка статистических данных из информационных систем: ФИС ГИА и Приёма, РИС ГИА, ФИС ОКО, АИС СГО - автоматизированной информационной системы "Сетевой город. Образование"; банков данных по результатам региональных оценочных процедур - защищенные таблицы Excel с автоматизированной обработкой данных, фильтрацией информации по типам запросов.
2) для исследования динамики достижения обучающимися уровней функциональной грамотности:
- выгрузка статистических данных из информационных систем: ФИС ОКО, АИС СГО - автоматизированной информационной системы "Сетевой город. Образование"; банков данных по результатам региональных оценочных процедур - защищенные таблицы Excel с автоматизированной обработкой данных, фильтрацией информации по типам запросов.
3) для исследования динамики объективности образовательных результатов и процедур оценки качества образования; Всероссийской олимпиады школьников, изучения сбалансированности оценочных процедур:
- выгрузка статистических данных из информационных систем: ФИС ГИА и Приёма, РИС ГИА, ФИС ОКО, АИС СГО - автоматизированной информационной системы "Сетевой город. Образование"; банков данных по результатам региональных оценочных процедур и олимпиад школьников - защищенные таблицы Excel с автоматизированной обработкой данных, фильтрацией информации по типам запросов;
- анализ информации ФИОКО по результатам ВПР об ОО, демонстрирующих признаки необъективности;
- изучение протоколов наблюдений за проведением ВПР, МСИ, региональных диагностических работ и др.;
- анализ отчетов о работе апелляционных комиссий ЕГЭ, ОГЭ, ВСОШ;
4) аудит имеющихся нормативных актов, графиков оценочных процедур (документы на сайтах образовательных организаций), регламентирующих функционирование ВСОКО.
5) для идентификации школ:
- анкетирование школьной администрации, сбор данных по запросу.
6) для популяризации материалов исследований качества образования, проводимых на национальном уровне (НИКО, МСИ и др.):
- изучение аналитических материалов и отчетов по результатам исследований.
3.4. Методы обработки информации.
Полученная в ходе мониторинга качества подготовки обучающихся информация систематизируется, классифицируется, группируется с использованием кластерного подхода. В ходе анализа используется сопоставление полученных данных, трансформация отображения данных - представление в виде диаграмм, графиков, таблиц. При обработке информации используются математические методы 4: шкалирование; ранжирование; методы статистического анализа, в т. ч. методы описательной статистики (а также элементы факторного, корреляционного, регрессионного и другие виды анализа).
3.5. Периодичность и сроки.
Мониторинг качества подготовки обучающихся осуществляется ежегодно. Периодичность и сроки проведения различных видов исследования и диагностических работ в рамках мониторинга определяются с учетом графика проведения процедур оценки качества образования на федеральном (Всероссийских проверочных работ, обязательных национальных экзаменов, национальных исследований качества образования, международных сравнительных исследований) и региональном уровнях, и устанавливаются распоряжением министерства образования Сахалинской области ежегодно.
3.6. Анализ и использование результатов мониторинга.
Результаты анализа отражаются в аналитических справках, аналитических отчетах, сборниках аналитических материалов.
Аналитические материалы разрабатываются по результатам каждой оценочной процедуры. По результатам всего мониторинга осуществляется комплексный анализ в 1 квартале года, следующего за отчетным.
При анализе может применяться кластерный подход с использованием статистических, аналитических и экспертных методов анализа результатов.
На основе полученных результатов осуществляется разработка мер, направленных на повышение качества образования, разрабатываются адресные рекомендации; осуществляютс
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.