Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утверждено
Приложение 1
к приказу министерства образования
Сахалинской области
от 07.09.2022 г. N 3.12-38
Положение о региональной системе оценки качества подготовки обучающихся в Сахалинской области
1. Общие положения
1.1. Настоящее положение определяет цели, задачи, принципы, механизмы региональной системы оценки качества подготовки обучающихся в Сахалинской области (далее - Система оценки), ее структуру и функции. Положение конкретизирует позиции Концепции региональной системы управления оценки качеством образования в Сахалинской области относительно оценки качества подготовки обучающихся.
1.2. Настоящее положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"; нормативными правовыми актами Российской Федерации, правовыми актами Правительства Российской Федерации, Министерства просвещения Российской Федерации, Правительства Сахалинской области, приказами и распоряжениями министерства образования Сахалинской области; с учетом методических рекомендаций, инструкций Минпросвещения России, Федеральной службы по надзору и контролю в сфере образования (Рособрнадзор).
1.3. В Системе оценки используются следующие понятия:
1) динамика образовательных результатов обучающихся, уровня объективности оценочных процедур - изменение в сторону улучшения/ухудшения образовательных результатов обучающихся, уровня объективности оценочных процедур;
2) качество подготовки обучающихся - комплексная характеристика подготовки обучающихся, выражающая степень соответствия их образовательных результатов требованиям федеральных государственных образовательных стандартов и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, запросам Сахалинской области;
3) оценка качества подготовки обучающихся - это комплекс процедур, проводимых с целью определения качества подготовки обучающихся;
4) механизм оценки - инструментарий, обеспечивающий проведение оценочных процедур в целях получения достоверной и объективной информации;
5) процедуры оценки качества подготовки обучающихся - официально установленные и регламентируемые правилами способы и порядки осуществления оценочных процессов.
2. Цель, задачи, принципы Системы оценки
2.1. Цель Системы оценки: способствовать совершенствованию системы управления качеством подготовки обучающихся в Сахалинской области, соответствующего требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов, потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, запросам Сахалинской области; обеспечивать Систему оценки актуальной, достоверной и объективной информацией об основных тенденциях, факторах, влияющих на уровень качества подготовки обучающихся.
2.2. Достижение поставленной цели осуществляется путем решения ряда задач:
1) исследовать динамику достижения обучающимися планируемых метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования (базового и высокого уровней) в соответствии с требованиями ФГОС НОО и выявить факторы, влияющие на уровень достижения для выработки эффективных механизмов по их улучшению;
2) исследовать динамику достижения обучающимися планируемых метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования (базового и высокого уровней) в соответствии с требованиями ФГОС ООО и выявить факторы, влияющие на уровень достижения для выработки эффективных механизмов по их улучшению;
3) исследовать динамику достижения обучающимися планируемых метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы среднего общего образования (базового и высокого уровней) в соответствии с требованиями ФГОС СОО и выявить факторы, влияющие на уровень достижения для выработки эффективных механизмов по их улучшению;
4) исследовать динамику достижения обучающимися уровней функциональной грамотности и выявить факторы, влияющие на уровень достижения для выработки эффективных механизмов по их улучшению;
5) исследовать динамику объективности процедур оценки качества образования; Всероссийской олимпиады школьников, в том числе за счет функционирования и развития объективной ВСОКО в каждой 00 региона;
6) исследовать соблюдение сбалансированных подходов при осуществлении оценочных процедур в соответствии с рекомендациями Минпросвещения и Рособрнадзора;
7) способствовать популяризации материалов исследований качества образования, проводимых на национальном уровне (НИКО, МСИ и др.) для совершенствования деятельности регионального педагогического сообщества по обеспечению достижения обучающимися метапредметных результатов ФГОС и повышению уровня функциональной грамотности обучающихся.
2.3. Данная Система оценки основывается на принципах:
1) соответствия основным федеральным требованиям и актуальным тенденциям развития общероссийской системы оценки качества образования с опорой на данные, которые генерирует общероссийская система;
2) объективности оценки - обеспечение объективности образовательных результатов при проведении оценочных процедур и проверке работ; выявление общеобразовательных организаций с необъективными результатами и профилактическая работа с ними; формирование у участников образовательных отношений позитивного отношения к объективной оценке образовательных результатов;
3) сбалансированности системы внешней и внутренней оценки - характеризуется оптимизацией проверочных работ (отказом от проведения оценочных процедур на муниципальном уровне; обоснованием целесообразности региональных оценочных процедур с наличием методологии их проведения), нацеленностью на формирование в каждой общеобразовательной организации внутренней системы оценки качества образования (ВСОКО);
4) нацеленности на оценку ключевых характеристик качества подготовки обучающихся - соответствие уровня подготовки обучающихся ФГОС и повышение уровня функциональной грамотности обучающихся;
5) учета потребностей системы образования Сахалинской области.
3. Механизмы реализации и организационная структура Системы оценки
3.1. Система оценки предполагает осуществление мониторинга качества подготовки обучающихся Сахалинской области. В рамках мониторинга предусмотрено участие в оценочных процедурах, исследованиях различного уровня (федеральные, национальные и международные исследования) и проведение региональных мероприятий, данные которых используются для определения уровня достижения значений целевых показателей:
а) участие в оценочных процедурах и исследованиях федерального и международного уровней:
- единый государственный экзамен (ЕГЭ);
- основной государственный экзамен (ОГЭ);
- национальные исследования качества образования (НИКО);
- всероссийские проверочные работы (ВПР);
- международные сравнительные исследования качества образования (МСИ);
- процедуры оценки качества образования, предусмотренные Методологией и критериями оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся;
б) проведение ряда региональных мероприятий:
- региональные исследования образовательных достижений обучающихся (включая функциональную грамотность) в форме региональных диагностических работ;
- проведение комплексного анализа качества образовательной подготовки обучающихся на различных уровнях управления образовательными системами (региональном, муниципальном, внутришкольном - ВСОКО);
- исследование внутришкольных систем оценки качества образования - ВСОКО;
- идентификация школ Сахалинской области;
- информирование всех заинтересованных сторон о результатах оценки.
3.2. Для обеспечения эффективности функционирования Системы оценки предусмотрены целевые показатели. Значения целевых показателей определяются ежегодно на основе анализа результатов за предыдущий год и утверждаются распорядительным актом министерства образования Сахалинской области 1. Мониторинг качества подготовки обучающихся осуществляется по группе показателей 2, 3:
3.2.1. Динамика достижения обучающимися планируемых метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования:
По результатам ВСОКО (2-4 классы) - с учетом объективности для отслеживания динамики:
- доля обучающихся, достигших базового уровня освоения основной образовательной программы НОО по итогам промежуточной аттестации;
- доля обучающихся, достигших уровня выше базового освоения основной образовательной программы НОО по итогам промежуточной аттестации.
По результатам ВПР (русский язык и математика, 4 класс) - с учетом объективности для отслеживания динамики:
- уровень успешности;
- индекс низких результатов;
- индекс массовых результатов;
- индекс высоких результатов;
- успешность выполнения отдельных заданий ВПР, направленных на проверку метапредметных результатов.
3.2.2. Динамика достижения обучающимися планируемых метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования:
По результатам ВСОКО (5-9 классы) - с учетом объективности для отслеживания динамики:
- доля обучающихся, достигших базового уровня освоения основной образовательной программы ООО по итогам промежуточной аттестации;
- доля обучающихся, достигших уровня выше базового освоения основной образовательной программы ООО по итогам промежуточной аттестации.
По результатам ОГЭ (русский язык и математика) для отслеживания динамики:
- индекс низких результатов;
- индекс массовых результатов;
- индекс высоких результатов;
По результатам ВПР (русский язык и математика, 5- 8 класс) - с учетом объективности для отслеживания динамики:
- уровень успешности;
- индекс низких результатов;
- индекс массовых результатов;
- индекс высоких результатов;
- успешность выполнения отдельных заданий ВПР, направленных на проверку метапредметных результатов.
3.2.3. Динамика достижения обучающимися планируемых метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы среднего общего образования:
По результатам ВСОКО (10-11 классы) - с учетом объективности для отслеживания динамики:
- доля обучающихся, достигших базового уровня освоения основной образовательной программы СОО по итогам промежуточной аттестации;
- доля обучающихся, достигших уровня выше базового освоения основной образовательной программы СОО по итогам промежуточной аттестации.
По результатам ЕГЭ (русский язык и математика) с учетом объективности для отслеживания динамики:
- индекс низких результатов;
- индекс массовых результатов;
- индекс высоких результатов;
По результатам поступления в СПО и ВПО для отслеживания динамики:
- доля выпускников, поступивших в региональные учреждения СПО и Сахалинский государственный университет.
3.2.4. Динамика достижения обучающимися уровней функциональной грамотности:
По результатам РДР (с учетом объективности) для отслеживания динамики: доля обучающихся, демонстрирующих:
- успешность выполнения работы;
- успешность в достижении базового уровня;
- успешность в достижении повышенного уровня.
По результатам ВПР (русский язык и математика) - с учетом объективности для отслеживания динамики: успешность выполнения отдельных заданий ВПР, направленных на проверку уровня функциональной грамотности.
3.2.5. Динамика объективности образовательных результатов; процедур оценки качества образования; Всероссийской олимпиады школьников в том числе за счет функционирования и развития объективной ВСОКО в каждой ОО региона:
По оценочным процедурам для отслеживания динамики:
- количество и доля ОО с необъективными показателями по осуществляемым оценочным процедурам, вошедших в федеральный перечень по ВПР, по РДР;
- количество и доля ОО, демонстрирующих необъективные показатели в течение ряда лет;
- доля оценочных процедур, обеспеченных общественным наблюдением;
- доля оценочных процедур, в которых отсутствуют замечания по соблюдению регламента и требований информационной безопасности;
- доля оценочных процедур, для которых осуществлена информационноразъяснительная работа с обучающимися и их родителями (законным представителями обучающихся).
По ВСОКО для отслеживания динамики:
- доля образовательных организаций, в которых сформирована внутренняя система оценки качества образования - ВСОКО;
- доля обучающихся, подтвердивших текущую успеваемость по результатам участия в оценочных процедурах, к текущей успеваемости по предмету.
По результатам идентификации школ для отслеживания динамики:
- повышение доли эффективных и резильентных школ (с учетом объективности по результатам оценочных процедур), за счет снижения доли депривированных и не справляющихся.
По ВСОШ для отслеживания динамики:
- доля олимпиад, охваченных общественным наблюдением;
- доля экспертов, привлекаемых к проверке работ, имеющих опыт экспертной деятельности;
- доля олимпиад, для которых осуществлена информационноразъяснительная работа со всеми заинтересованными лицами;
- количество объективных апелляций по результатам регионального этапа ВсОШ от общего количества участников регионального этапа ВсОШ, чел.;
- количество обращений граждан на подтвержденное нарушение порядка ВсОШ, чел.
3.2.6. Соблюдение подходов к сбалансированности оценочных процедур в соответствии с рекомендациями Минпросвещения и Рособрнадзора для отслеживания динамики:
- доля ОО, разместивших на сайтах сбалансированные графики проверочных и диагностических работ в соответствии с рекомендациями Минпросвещения и Рособрнадзора.
3.3. Методы сбора информации:
1) для исследования динамики достижения обучающимися планируемых предметных и метапредметных результатов используются следующие методы сбора информации:
- выгрузка статистических данных из информационных систем: ФИС ГИА и Приёма, РИС ГИА, ФИС ОКО, АИС СГО - автоматизированной информационной системы "Сетевой город. Образование"; банков данных по результатам региональных оценочных процедур - защищенные таблицы Excel с автоматизированной обработкой данных, фильтрацией информации по типам запросов.
2) для исследования динамики достижения обучающимися уровней функциональной грамотности:
- выгрузка статистических данных из информационных систем: ФИС ОКО, АИС СГО - автоматизированной информационной системы "Сетевой город. Образование"; банков данных по результатам региональных оценочных процедур - защищенные таблицы Excel с автоматизированной обработкой данных, фильтрацией информации по типам запросов.
3) для исследования динамики объективности образовательных результатов и процедур оценки качества образования; Всероссийской олимпиады школьников, изучения сбалансированности оценочных процедур:
- выгрузка статистических данных из информационных систем: ФИС ГИА и Приёма, РИС ГИА, ФИС ОКО, АИС СГО - автоматизированной информационной системы "Сетевой город. Образование"; банков данных по результатам региональных оценочных процедур и олимпиад школьников - защищенные таблицы Excel с автоматизированной обработкой данных, фильтрацией информации по типам запросов;
- анализ информации ФИОКО по результатам ВПР об ОО, демонстрирующих признаки необъективности;
- изучение протоколов наблюдений за проведением ВПР, МСИ, региональных диагностических работ и др.;
- анализ отчетов о работе апелляционных комиссий ЕГЭ, ОГЭ, ВСОШ;
4) аудит имеющихся нормативных актов, графиков оценочных процедур (документы на сайтах образовательных организаций), регламентирующих функционирование ВСОКО.
5) для идентификации школ:
- анкетирование школьной администрации, сбор данных по запросу.
6) для популяризации материалов исследований качества образования, проводимых на национальном уровне (НИКО, МСИ и др.):
- изучение аналитических материалов и отчетов по результатам исследований.
3.4. Методы обработки информации.
Полученная в ходе мониторинга качества подготовки обучающихся информация систематизируется, классифицируется, группируется с использованием кластерного подхода. В ходе анализа используется сопоставление полученных данных, трансформация отображения данных - представление в виде диаграмм, графиков, таблиц. При обработке информации используются математические методы 4: шкалирование; ранжирование; методы статистического анализа, в т. ч. методы описательной статистики (а также элементы факторного, корреляционного, регрессионного и другие виды анализа).
3.5. Периодичность и сроки.
Мониторинг качества подготовки обучающихся осуществляется ежегодно. Периодичность и сроки проведения различных видов исследования и диагностических работ в рамках мониторинга определяются с учетом графика проведения процедур оценки качества образования на федеральном (Всероссийских проверочных работ, обязательных национальных экзаменов, национальных исследований качества образования, международных сравнительных исследований) и региональном уровнях, и устанавливаются распоряжением министерства образования Сахалинской области ежегодно.
3.6. Анализ и использование результатов мониторинга.
Результаты анализа отражаются в аналитических справках, аналитических отчетах, сборниках аналитических материалов.
Аналитические материалы разрабатываются по результатам каждой оценочной процедуры. По результатам всего мониторинга осуществляется комплексный анализ в 1 квартале года, следующего за отчетным.
При анализе может применяться кластерный подход с использованием статистических, аналитических и экспертных методов анализа результатов.
На основе полученных результатов осуществляется разработка мер, направленных на повышение качества образования, разрабатываются адресные рекомендации; осуществляются мероприятия по повышению качества образования, по преодолению/снижению факторов, обуславливающих низкие результаты обучения; принимаются управленческие решения на различных уровнях управления системой образования. Данные меры (по результатам отдельных оценочных процедур и комплексного анализа по результатам мониторинга) утверждаются распоряжениями министерства образования Сахалинской области; распорядительными актами органов местного самоуправления, осуществляющих управление системой образования; приказами на уровне образовательных организаций и сопровождаются инструктивно-методическими материалами и адресными рекомендациями учреждений, подведомственных министерству образования Сахалинской области. Адресные рекомендации разрабатываются ГБУ "Региональный центр оценки качества образования Сахалинской области" (далее - РЦОКОСО) (по результатам мониторинга показателей) и ГАОУ ДПО "Институт развития образования Сахалинской области" имени Заслуженного учителя РФ В.Д. Гуревича (далее - ГАОУ ДПО ИРОСО имени Заслуженного учителя РФ В.Д. Гуревича) (методический анализ) и направляются сопроводительными письмами в организации, подведомственные министерству образования Сахалинской области; муниципальные органы, осуществляющие управление в сфере образования; образовательные организации.
После осуществления мероприятий исследуется эффективность принятых мер. Эффективность принятых мер обсуждается на областных и муниципальных педагогических форумах, совещаниях, Коллегии министерства образования Сахалинской области; педагогических советах образовательных организаций и представляется ежегодно в виде докладов министра образования Сахалинской области, докладов начальников отделов по управлению образованием на муниципальном уровне, отчетов о самообследовании образовательных организаций.
Результаты обсуждения эффективности принятых мер ложатся в основу планирования значений целевых показателей на следующий управленческий год.
Анализ результатов мониторинга, а также все последующие управленческие действия, представленные в виде отдельных документов, размещаются на официальных сайтах министерства образования Сахалинской области и учреждений, подведомственных министерству образования Сахалинской области; направляются в органы местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования; в образовательные организации в виде сопроводительных инструктивно-методических писем.
В целях информирования всех заинтересованных сторон о качестве образовательных результатов также осуществляются следующие мероприятия: публикации в средствах массовой информации; общественно-профессиональное обсуждение результатов функционирования и развития системы общего образования Сахалинской области в Министерстве образования Сахалинской области и подведомственных ему организациях, на конференциях, совещаниях, семинарах, круглых столах и т.п.
3.7. Субъекты системы оценки и их функции:
1) на региональном уровне:
- Министерство образования Сахалинской области - формирует стратегию развития системы оценки качества подготовки обучающихся, осуществляет управление системой оценки качества подготовки обучающихся на уровне региона;
- государственное бюджетное учреждение "Региональный центр оценки качества образования Сахалинской области" - осуществляет организационно-технологическое, инструктивно-методическое сопровождение оценки качества подготовки обучающихся, разработку аналитических управленческих материалов по результатам оценочных процедур;
- государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Институт развития образования Сахалинской области" - осуществляет методический анализ результатов оценочных процедур, методическое сопровождение деятельности по реализации мер, направленных на повышение качества подготовки обучающихся.
2) на муниципальном уровне:
- органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, расположенные на территории Сахалинской области - формируют стратегию развития системы оценки качества подготовки обучающихся, осуществляют управление системой оценки качества подготовки обучающихся на муниципальном уровне; осуществляют организационно-технологическое и аналитическое сопровождение оценки качества подготовки обучающихся на муниципальном уровне;
- муниципальные методические объединения и службы, и/или информационно-методические центры муниципальных образований Сахалинской области - осуществляют аналитическое и методическое сопровождение оценки качества подготовки обучающихся на муниципальном уровне.
3) на институциональном уровне:
- образовательные организации, осуществляющие образовательную деятельность на территории муниципальных образований Сахалинской области, в том числе подведомственные Министерству образования Сахалинской области - обеспечивают функционирование и развитие внутришкольной системы оценки качества образования.
4. Планируемые результаты функционирования системы
Настоящая система оценки будет способствовать:
- эффективному функционированию и развитию сбалансированной системы управления и оценки качества подготовки обучающихся, обеспеченной актуальными, достоверными и объективными данными; учитывающей потребности общества, региональные особенности и способствующей повышению качества регионального образования;
- обеспечению позитивной динамики достижения обучающимися планируемых метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования (базового и высокого уровней) в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов на основе выявленных факторов, влияющих на уровень достижения и реализованных эффективных мер по их улучшению;
- обеспечению позитивной динамики достижения обучающимися уровней функциональной грамотности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов на основе выявленных факторов, влияющих на уровень достижения и реализованных эффективных мер по их улучшению;
- обеспечению позитивной динамики объективности образовательных результатов; процедур оценки качества образования; Всероссийской олимпиады школьников, в том числе за счет функционирования и развития объективной ВСОКО в каждой 00 региона;
- соблюдению принципа сбалансированности оценочных процедур в соответствии с рекомендациями Минпросвещения и Рособрнадзора;
- совершенствованию деятельности регионального педагогического сообщества по обеспечению достижения обучающимися метапредметных результатов ФГОС и повышению уровня функциональной грамотности с учетом использования материалов исследований качества образования, проводимых на национальном уровне (НИКО, МСИ и др.);
- осуществлению процедур своевременного информирования всех заинтересованных сторон (органов управления образованием, обучающихся и их родителей - законных представителей, общественности и др.) о процессах, происходящих в региональном образовании, о достигаемых образовательных результатах, формированию позитивного отношения к объективной оценке результатов образования.
-----------------------------
1Приложение 1.1. "Целевые показатели качества подготовки обучающихся на текущий год"
2Приложение 1.2. "Модель математической обработки результатов по показателям мониторинга качества подготовки обучающихся"
3Приложение 1.3. "Методика идентификации школ Сахалинской области на основе комплексного анализа"
4Приложение 1.2. "Модель математической обработки результатов по показателям мониторинга качества подготовки обучающихся"
-----------------------------
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.