Определение Верховного Суда Республики Алтай от 22 марта 2022 г. N 9а-9/2022
Судья Верховного суда Республики Алтай, рассмотрев административное исковое заявление Г.Д.А. о признании недействующим Распоряжения Правительства Республики Алтай от 18 марта 2020 года N 144-р "О введении режима "Повышенная готовность" и мерах по противодействию распространению новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) на территории Республики Алтай", установил:
Г.Д.А. обратилась в Верховный суд Республики Алтай с административным исковым заявлением к Правительству Республики Алтай о признании недействующим Распоряжения Правительства Республики Алтай от 18 марта 2020 года N 144-р "О введении режима "Повышенная готовность" и мерах по противодействию распространению новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) на территории Республики Алтай".
Согласно пункту 1 части 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном данным Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части.
В силу части 1 статьи 210 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судья отказывает в принятии административного искового заявления о признании нормативного правового акта недействующим по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 128 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 128 названного Кодекса судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если заявление подлежит рассмотрению в порядке конституционного или уголовного судопроизводства, производства по делам об административных правонарушениях либо не подлежит рассмотрению в судах.
В соответствии с частью 5 статьи 208 данного Кодекса административные исковые заявления о признании нормативных правовых актов недействующими в порядке, предусмотренном данным Кодексом, не подлежат рассмотрению в суде, если проверка конституционности этих правовых актов в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами отнесена к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту "б" части 2 статьи 125 Конституции Российской Федерации и подпункту "б" пункта 1 части 1 статьи 3 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 года N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" к полномочиям Конституционного Суда Российской Федерации отнесено разрешение дел о соответствии Конституции Российской Федерации конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Обращаясь в суд с настоящим административным исковым заявлением, административный истец просит признать недействующим Распоряжение Правительства Республики Алтай от 18 марта 2020 года N 144-р, ссылаясь на то, что данное распоряжение, ограничивающее права и свободы граждан в период распространения коронавирусной инфекции COVID-19, противоречит статьям 19, 20, 21, 41, 55, 56 Конституции Российской Федерации.
Поскольку в силу приведенных правовых норм проверка конституционности оспариваемого нормативного правового акта относится к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, у судьи имеется предусмотренное пунктом 1 части 1 статьи 128 и частью 1 статьи 210 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основание для отказа в принятии административного искового заявления.
Учитывая изложенное, административное исковое заявление Г.Д.А. к Правительству Республики Алтай о признании недействующим Распоряжения Правительства Республики Алтай от 18 марта 2020 года N 144-р "О введении режима "Повышенная готовность" и мерах по противодействию распространению новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) на территории Республики Алтай" в части оспаривания нормативного правового акта по мотиву его противоречия Конституции Российской Федерации подлежит отказу в его принятии.
Административное исковое заявление Г.Д.А. о признании недействующим Распоряжения Правительства Республики Алтай от 18 марта 2020 года N 144-р "О введении режима "Повышенная готовность" и мерах по противодействию распространению новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) на территории Республики Алтай" в оставшейся части так же подлежит отказу в принятии по следующим основаниям.
На основании пункта 4 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если имеется вступившее в законную силу решение суда по административному спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям, определение суда о прекращении производства по данному административному делу в связи с принятием отказа административного истца от административного иска, утверждением соглашения о примирении сторон или имеется определение суда об отказе в принятии административного искового заявления.
Как следует из содержания административного искового заявления, административный истец просит признать недействующим Распоряжение Правительства Республики Алтай от 18 марта 2020 года N 144-р "О введении режима "Повышенная готовность" и мерах по противодействию распространению новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) на территории Республики Алтай" в части п. 7.2 и п. 7.2.1. данного Распоряжения, в редакции Распоряжения Правительства Республики Алтай от 09.03.2022 N 118-р "О внесении изменений в распоряжение Правительства Республики Алтай от 18 марта 2020 г. N 144-р" "О введении режима "Повышенная готовность" и мерах по противодействию распространению новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) на территории Республики Алтай".
Пункт 7.2 Распоряжения Правительства Республики Алтай от 18 марта 2020 года N 144-р "О введении режима "Повышенная готовность" и мерах по противодействию распространению новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) на территории Республики Алтай" был введен в действие Распоряжением Правительства Республики Алтай от 12.05.2020 N 276-р "О внесении изменений в распоряжение Правительства Республики Алтай от 18 марта 2020 года N 144-р" "О введении режима "Повышенная готовность" и мерах по противодействию распространению новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) на территории Республики Алтай".
В пункте 7.2 указано, что "гражданам обязательно соблюдать масочный режим при нахождении во всех видах транспорта общего пользования, в том числе такси, а также при посещении: а) аптек и аптечных пунктов, а также помещений магазинов, осуществляющих розничную торговлю, других организаций, связанных с обслуживанием граждан, в том числе связанных с оказанием услуг, деятельность которых не приостановлена в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 11 мая 2020 года N 319 "Об определении порядка продления действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в субъектах Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)"; б) территориальных органов федеральных органов государственной власти, расположенных на территории Республики Алтай, государственных органов Республики Алтай, органов местного самоуправления в Республике Алтай; в) автовокзалов, аэропортов, станций и остановок всех видов транспорта общего пользования; г) иных мест общественного пользования".
Пункт 7.2.1 введен в действие Распоряжением Правительства Республики Алтай от 20.10.2020 N 615-р "О внесении изменения в распоряжение Правительства Республики Алтай от 18 марта 2020 года N 144-р" "О введении режима "Повышенная готовность" и мерах по противодействию распространению новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) на территории Республики Алтай".
Пунктом 7.2.1. "запрещено гражданам, не соблюдающим масочный режим, нахождение во всех видах транспорта общего пользования, в том числе такси, посещение зданий, строений, сооружений, помещений, используемых для функционирования объектов, указанных в пункте 7.2 настоящего распоряжения, а также запрещено обслуживание указанных граждан. Ответственность за обеспечение соблюдения настоящего запрета возложено на собственников (владельцев, пользователей) зданий, строений, сооружений, помещений".
Распоряжением Правительства Республики Алтай от 18 марта 2020 года N 144-р (в редакции Распоряжения Правительства Республики Алтай от 28 октября 2020 года N 648-р "О внесении изменений в распоряжение Правительства Республики Алтай от 18 марта 2020 года N 144-р" п. 7.2 и п. 7.2.1 изложены в новой редакции. Пунктом 7.2 установлено "лицам, находящимся на территории Республики Алтай, обеспечить ношение гигиенических масок для защиты органов дыхания в местах массового пребывания людей, в общественном транспорте, такси, на парковках, в лифтах, а также при посещении ..."; пунктом 7.2.1 "запрещено гражданам, не осуществляющим ношение гигиенических масок для защиты органов дыхания, нахождение в местах массового пребывания людей, в общественном транспорте, такси, на парковках, в лифтах ...".
Ранее Верховным судом Республики Алтай 06 апреля 2021 года рассмотрено административное дело N 3а-5/2021 о признании недействующими пунктов 7.2, 7.2.1 Распоряжения Правительства Республики Алтай от 18 марта 2020 года N 144-р "О введении режима "Повышенная готовность" и мерах по противодействию распространению новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) на территории Республики Алтай".
Решением Верховного суда Республики Алтай административное исковое заявление ФИО7 и других граждан к Главе Республики Алтай, Председателю Правительства Республики Алтай, Правительству Республики Алтай о признании недействующим п. 7.2 Распоряжения Правительства Республики Алтай от 18 марта 2020 года N 144-р (в редакции Распоряжения Правительства Республики Алтай от 12 мая 2020 года N 276-р "О внесении изменений в распоряжение Правительства Республики Алтай от 18 марта 2020 года N 144-р" (опубликованном на официальном портале Республики Алтай http://www.altai-republic.ru, 12 мая 2020 года) "О введении режима "Повышенная готовность" и мерах по противодействию распространению новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) на территории Республики Алтай", опубликованным на официальном портале Республики Алтай http://www.altai-republic.ru, 18 марта 2020 года, с 12 мая 2020 года; признании недействующим п. 7.2.1 Распоряжения Правительства Республики Алтай от 18 марта 2020 года N 144-р (в редакции Распоряжения Правительства Республики Алтай от 20 октября 2020 года N 615-р "О внесении изменения в распоряжение Правительства Республики Алтай от 18 марта 2020 года N 144-р" (опубликованном на официальном портале Республики Алтай http://www.altai-republic.ru, 20 октября 2020 года) "О введении режима "Повышенная готовность" и мерах по противодействию распространению новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) на территории Республики Алтай", опубликованным на официальном портале Республики Алтай http://www.altai-republic.ru, 18 марта 2020 года, с 20 октября 2020 года; признании недействующими п. 7.2 и п. 7.2.1 Распоряжения Правительства Республики Алтай от 18 марта 2020 года N 144-р (в редакции Распоряжения Правительства Республики Алтай от 28 октября 2020 года N 648-р "О внесении изменений в распоряжение Правительства Республики Алтай от 18 марта 2020 года N 144-р" (опубликованном на официальном портале Республики Алтай http://www.altai-republic.ru, 28 октября 2020 года) "О введении режима "Повышенная готовность" и мерах по противодействию распространению новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) на территории Республики Алтай", опубликованным на официальном портале Республики Алтай http://www.altai-republic.ru, 18 марта 2020 года, с 28 октября 2020 года, оставлено без удовлетворения.
Административное исковое заявление ФИО8. к Главе Республики Алтай, Председателю Правительства Республики Алтай, Правительству Республики Алтай о признании недействующим п. 7.2 Распоряжения Правительства Республики Алтай от 18 марта 2020 года N 144-р (в редакции Распоряжения Правительства Республики Алтай от 12 мая 2020 года N 276-р "О внесении изменений в распоряжение Правительства Республики Алтай от 18 марта 2020 года N 144-р" (опубликованном на официальном портале Республики Алтай http://www.altai-republic.ru, 12 мая 2020 года) "О введении режима "Повышенная готовность" и мерах по противодействию распространению новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) на территории Республики Алтай", опубликованным на официальном портале Республики Алтай http://www.altai-republic.ru, 18 марта 2020 года; признании недействующим п. 7.2.1 Распоряжения Правительства Республики Алтай от 18 марта 2020 года N 144-р (в редакции Распоряжения Правительства Республики Алтай от 20 октября 2020 года N 615-р "О внесении изменения в распоряжение Правительства Республики Алтай от 18 марта 2020 года N 144-р" (опубликованном на официальном портале Республики Алтай http://www.altai-republic.ru, 20 октября 2020 года) "О введении режима "Повышенная готовность" и мерах по противодействию распространению новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) на территории Республики Алтай", опубликованным на официальном портале Республики Алтай http://www.altai-republic.ru, 18 марта 2020 года, оставлено без удовлетворения.
Решение суда вступило в законную силу 05 августа 2021 года.
Анализируя содержание Распоряжения Правительства Республики Алтай от 18 марта 2020 года N 144-р "О введении режима "Повышенная готовность" и мерах по противодействию распространению новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) на территории Республики Алтай", судья приходит к выводу о том, что положения п. 7.2 и п. 7.2.1 в связи с последующим изменением редакций данного распоряжения, вплоть до принятия Распоряжения Правительства Республики Алтай от 09.03.2022 N 118-р "О внесении изменений в распоряжение Правительства Республики Алтай от 18 марта 2020 г. N 144-р" "О введении режима "Повышенная готовность" и мерах по противодействию распространению новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) на территории Республики Алтай" изменению не подвергались, являются идентичными, за исключением изменений, внесенных в подп. "а" п. 7.2, в части номера Указа Президента Российской Федерации от 11 мая 2020 года "Об определении порядка продления действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в субъектах Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", номер "319" заменен на номер "316" (в ред. Распоряжения Правительства Республики Алтай от 11.01.2021 N 1-р "О внесении изменений в распоряжение Правительства Республики Алтай от 18 марта 2020 года N 144-р" "О введении режима "Повышенная готовность" и мерах по противодействию распространению новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) на территории Республики Алтай").
В абзаце 7 пункта 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" указано, что судья отказывает в принятии заявления об оспаривании нормативного правового акта или акта, обладающего нормативными свойствами, в соответствии с частью 1 статьи 128, частью 1 статьи 210 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае, если имеется вступившее в законную силу решение суда, которым проверена законность того же нормативного правового акта или акта, обладающего нормативными свойствами, либо той же его части, поскольку при рассмотрении и разрешении дела суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении, и выясняет обстоятельства, имеющие значение для дела, в полном объеме, независимо от указания на них лицами, участвующими в деле (часть 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации). В случае, когда акт или часть акта, законность которых уже проверена судом, оспариваются другими лицами, требования которых основаны на иных доводах, не обсуждавшихся судом первой инстанции, в принятии административного искового заявления также должно быть отказано. Данные доводы могут быть приведены этими лицами при обжаловании решения суда в суд кассационной или надзорной инстанции.
Учитывая изложенное, принимая во внимание, что административный истец оспаривает положения п. 7.2 и п. 7.2.1 Распоряжения Правительства Республики Алтай от 18 марта 2020 года N 144-р "О введении режима "Повышенная готовность" и мерах по противодействию распространению новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) на территории Республики Алтай", иные положения указанного распоряжения не оспаривает, судья приходит к выводу об отказе в принятии административного искового заявления, поскольку законность оспариваемых пунктов распоряжения уже была предметом судебной проверки и данный нормативный акт признан принятым в пределах полномочий Правительства Республики Алтай, в надлежащей форме, в соответствии с установленным порядком, не противоречит нормативным актам, имеющим большую юридическую силу.
Уплаченную Г.Д.А. государственную пошлину за обращение в суд с настоящим административным иском в сумме 300 рублей (чек-ордер ПАО Сбербанк Горно-Алтайское отделение 8558/3 от 12.03.2022 16:32:31) надлежит возвратить по основаниям ч. 2 ст. 128 КАС РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 128, 208, 210 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судья определил:
В принятии административного искового заявления Г.Д.А. о признании недействующим Распоряжения Правительства Республики Алтай от 18 марта 2020 года N 144-р "О введении режима "Повышенная готовность" и мерах по противодействию распространению новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) на территории Республики Алтай", отказать.
Отказ административному истцу в принятии административного искового заявления препятствует повторному обращению в суд с таким административным исковым заявлением.
Возвратить Г.Д.А. уплаченную государственную пошлину в сумме 300 рублей (чек-ордер ПАО Сбербанк Горно-Алтайское отделение 8558/3 от 12.03.2022 16:32:31).
На определение может быть подана частная жалоба в Судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции через Верховный Суд Республики Алтай в течение пятнадцати дней со дня вынесения определения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Верховного Суда Республики Алтай от 22 марта 2022 г. N 9а-9/2022
Текст определения предоставлен Верховным Судом Республики Алтай по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании