Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел VIII.
Формы и механизмы общественного участия в принятии решений и реализации проектов комплексного благоустройства и развития территории
8.1. Общие положения. Задачи, эффективность и формы общественного участия.
8.1.1. Вовлеченность в принятие решений и реализацию проектов, реальный учет мнения всех субъектов, повышает их удовлетворенность благоустройством, формирует положительный эмоциональный фон, ведет к повышению субъективного восприятия качества жизни (реализуя базовую потребность человека быть услышанным, влиять на происходящее в его среде жизни).
8.1.2. Общественное участие на этапе планирования и проектирования снижает количество и глубину несогласованностей, противоречий и конфликтов, снижает возможные затраты по их разрешению, повышает согласованность и доверие между органами государственной и муниципальной власти и горожанами, формирует лояльность со стороны населения и создаёт кредит доверия на будущее, а в перспективе превращает жителей и других субъектов в партнёров органов власти.
8.1.3. Приглашение к участию в развитии территории талантливых активных горожан, местных профессионалов, представителей сообществ и различных организаций ведёт к учёту различных мнений, объективному повышению качества решений, открывает скрытые ресурсы всех субъектов развития, содействует развитию местных кадров, предоставляет новые возможности для повышения социальной связанности, развивает социальный капитал муниципального округа, способствует учету различных мнений, повышению интереса и участия населения, в том числе, финансовым и трудовым участием, иными ресурсами, для повышения качества жизни в целом.
8.2. Основные решения.
8.2.1. В целях обеспечения широкого участия всех заинтересованных сторон и оптимального сочетания общественных интересов и профессиональной экспертизы, рекомендуется проводить следующие процедуры:
1 этап: максимизация общественного участия на этапе выявления общественного запроса, формулировки движущих ценностей и определения целей рассматриваемого проекта;
2 этап: совмещение общественного участия и профессиональной экспертизы в выработке альтернативных концепций решения задачи, в том числе с использованием механизма проектных семинаров и открытых конкурсов;
3 этап: рассмотрение созданных вариантов с вовлечением всех субъектов, имеющих отношение к данной территории и данному вопросу;
4 этап: передача выбранной концепции на доработку специалистам, вновь и рассмотрение финального решения, в том числе усиление его эффективности и привлекательности с участием всех заинтересованных субъектов.
8.3. Принципы организации общественного соучастия.
8.3.1. Все формы общественного соучастия направлены на наиболее полное включение всех заинтересованных сторон.
8.3.2. Открытое обсуждение проектов благоустройства территорий необходимо организовывать на этапе формулирования задач проекта и по итогам каждого из этапов проектирования.
8.3.3. Все решения, касающиеся благоустройства и развития территорий должны приниматься открыто и гласно, с учетом мнения жителей соответствующих территорий.
8.3.4. Обеспечить свободный доступ в сети "Интернет" к основной проектной и конкурсной документации.
8.4. Формы общественного соучастия
8.4.1. При благоустройстве территории общего пользования учитываются потребности и запросы населения муниципального округа, в том числе с учетом мнения законных представителей детей с ограниченными возможностями здоровья.
Участие жителей муниципального округа в подготовке проектов по благоустройству территорий общего пользования может быть прямым или опосредованным через общественные организации, в том числе организации, объединяющие профессиональных проектировщиков - архитекторов, ландшафтных архитекторов, дизайнеров, а также ассоциации и объединения предпринимателей
8.4.2. Для осуществления участия населения в процессе принятия решений и реализации проектов комплексного благоустройства рекомендуется следовать следующим форматам:
- совместное определение целей и задач по развитию территории, инвентаризация проблем и потенциалов среды;
- определение основных видов активностей, функциональных зон и их взаимного расположения на выбранной территории;
- обсуждение и выбор типа оборудования, некапитальных объектов, малых архитектурных форм, включая определение их функционального назначения, соответствующих габаритов, стилевого решения, материалов;
- консультации в выборе типов покрытий, с учетом функционального зонирования территории;
- консультации по предполагаемым типам озеленения;
- консультации по предполагаемым типам освещения и осветительного оборудования;
- участие в разработке проекта, обсуждение решений с архитекторами, проектировщиками и другими профильными специалистами;
- согласование проектных решений с участниками процесса проектирования и будущими пользователями, включая местных жителей (взрослых и детей), предпринимателей, собственников и других заинтересованных сторон;
- осуществление общественного контроля над процессом реализации проекта (включая как возможность для контроля со стороны любых заинтересованных сторон, так и формирование рабочей группы, общественного совета проекта, либо наблюдательного совета проекта);
- осуществление общественного контроля над процессом эксплуатации территории (включая как возможность для контроля со стороны любых заинтересованных сторон, так и формирование рабочей группы, общественного совета проекта, либо наблюдательного совета проекта для проведения регулярной оценки эксплуатации территории).
8.4.3. При реализации проектов необходимо обеспечить информирование общественности о планирующихся изменениях, а также возможности и порядка участия в этом процессе.
8.4.4. Регулярное информирование о ходе проекта, с публикацией фото, видео и текстовых отчетов по итогам проведения общественных обсуждений на официальном сайте муниципального округа.
8.4.5. Работа с местными СМИ, охватывающими широкий круг людей разных возрастных групп и потенциальные аудитории проекта.
8.4.6. Вывешивание афиш и объявлений на информационных досках, расположенных в непосредственной близости к проектируемому объекту, а также на специальных стендах на самом объекте; в местах притяжения и скопления людей, в холлах значимых и социальных инфраструктурных объектов, расположенных по соседству с проектируемой территории или на ней (медицинские учреждения, ДК, библиотеки), на площадке проведения общественных обсуждений (в зоне входной группы, на специальных информационных стендах).
8.4.7. Информирование местных жителей через школы и детские сады. В том числе школьные проекты: организация конкурса рисунков. Сборы пожеланий, сочинений, макетов, проектов, распространение анкет и приглашения для родителей учащихся.
8.4.8. Использование социальных сетей и интернет-ресурсов для обеспечения донесения информации до различных сообществ.
8.4.9. Установка интерактивных стендов с устройствами для заполнения и сбора небольших анкет, установка стендов с генпланом территории для проведения картирования и сбора пожеланий в центрах общественной жизни и местах пребывания большого количества людей.
8.4.10. Установка специальных информационных стендов в местах с большой проходимостью, на территории самого объекта проектирования.
8.5. Механизмы общественного участия
8.5.1. Обсуждение проектов должно происходить в интерактивном формате, а также всеми способами, предусмотренными Федеральным законом от 21.07.2014 N 212-ФЗ "Об основах общественного контроля в Российской Федерации".
8.5.2. Рекомендуется использовать следующие инструменты: анкетирование, опросы, интервьюирование, картирование, проведение фокус-групп, работа с отдельными группами пользователей, организация проектных семинаров, организация проектных мастерских (воркшопов), проведение общественных обсуждений, проведение дизайн-игр с участием взрослых и детей, организация проектных мастерских со школьниками, школьные проекты (рисунки, сочинения, пожелания, макеты), проведение оценки эксплуатации территории.
8.5.3. На каждом этапе проектирования необходимо выбирать максимально подходящие для конкретной ситуации механизмы, они должны быть простыми и понятными для всех заинтересованных в проекте сторон.
8.5.4. По итогам встреч, проектных семинаров, воркшопов, дизайн-игр и любых других форматов общественных обсуждений должен быть сформирован отчет о встрече, а также видеозапись самой встречи и выложены в публичный доступ как на информационных ресурсах проекта, так и на официальном сайте органов местного самоуправления для того, чтобы граждане могли отслеживать процесс развития проекта, а также комментировать и включаться в этот процесс на любом этапе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.