Решение Верховного Суда Республики Ингушетия от 22 декабря 2020 г. N а-26/2020
Верховный Суд Республики Ингушетия в составе:
председательствующего Горокаевой Х.А.,
при секретаре ФИО8,
с участием ФИО8 прокуратуры Республики Ингушетия ФИО8-С., ФИО8 и ФИО8, ФИО8 Республики Ингушетия ФИО8, ФИО8,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Республики Ингушетия в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ФИО8 Республики Ингушетия об оспаривании отдельных положений закона Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ N-РЗ "Об административной ответственности за совершение отдельных административных правонарушений на территории Республики Ингушетия",
установил:
Народным ФИО8 Республики Ингушетия ДД.ММ.ГГГГ принят закон Республики Ингушетия "Об административной ответственности за совершение отдельных административных правонарушений на территории Республики Ингушетия", который подписан Президентом Республики Ингушетия ДД.ММ.ГГГГ за N-РЗ и опубликован в республиканской общественно-политической газете "Ингушетия" N от ДД.ММ.ГГГГ.
Закон Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ N-РЗ "О внесении изменений в Закон Республики Ингушетия "Об административной ответственности за совершение отдельных правонарушений на территории Республики Ингушетия" опубликован в республиканской общественно-политической газете "Ингушетия" N от ДД.ММ.ГГГГ.
- Закон Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ N-РЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Ингушетия в связи с принятием Закона Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ N 3-РЗП "О поправке к Конституции Республики Ингушетия" опубликован в республиканской общественно-политической газете "Ингушетия" N от ДД.ММ.ГГГГ.
- Закон Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ N-РЗ "О внесении изменений в Закон Республики Ингушетия "Об административной ответственности за совершение отдельных правонарушений на территории Республики Ингушетия" опубликован в республиканской общественно-политической газете "Ингушетия" N от ДД.ММ.ГГГГ.
- Закон Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ N-РЗ "О внесении изменений в Закон Республики Ингушетия "Об административной ответственности за совершение отдельных правонарушений на территории Республики Ингушетия" опубликован в республиканской общественно-политической газете "Ингушетия" N от ДД.ММ.ГГГГ.
Закон Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ N-РЗ "О внесении изменений в Закон Республики Ингушетия "Об административной ответственности за совершение отдельных правонарушений на территории Республики Ингушетия" опубликован в республиканской общественно-политической газете "Ингушетия" N от ДД.ММ.ГГГГ.
Закон Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ N-РЗ "О внесении изменений в Закон Республики Ингушетия "Об административной ответственности за совершение отдельных правонарушений на территории Республики Ингушетия" опубликован в республиканской общественно-политической газете "Ингушетия" N от ДД.ММ.ГГГГ.
Закон Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ N-РЗ "О внесении изменения в статью 13 Закона Республики Ингушетия "Об административной ответственности за совершение отдельных правонарушений на территории Республики Ингушетия" опубликован в республиканской общественно-политической газете "Ингушетия" N от ДД.ММ.ГГГГ.
Закон Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ N-РЗ "О внесении изменений в статью 26 Закона Республики Ингушетия "Об административной ответственности за совершение отдельных правонарушений на территории Республики Ингушетия" опубликован в республиканской общественно-политической газете "Ингушетия" N от ДД.ММ.ГГГГ.
Закон Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ N-РЗ "О внесении изменения в статью 26 Закона Республики Ингушетия "Об административной ответственности за совершение отдельных правонарушений на территории Республики Ингушетия" опубликован в республиканской общественно-политической газете "Ингушетия" N от ДД.ММ.ГГГГ.
Закон Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ N-РЗ "О внесении изменения в статью 14 Закона Республики Ингушетия "Об административной ответственности за совершение отдельных правонарушений на территории Республики Ингушетия" опубликован в республиканской общественно-политической газете "Ингушетия" N от ДД.ММ.ГГГГ.
Закон Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ N-РЗ "О внесении изменений в Закон Республики Ингушетия "Об административной ответственности за совершение отдельных правонарушений на территории Республики Ингушетия" опубликован в республиканской общественно-политической газете "Ингушетия" N от 31.12.2016.
Закон Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ N-РЗ "О внесении изменений в Закон Республики Ингушетия "Об административной ответственности за совершение отдельных правонарушений на территории Республики Ингушетия" опубликован в республиканской общественно-политической газете "Ингушетия" N от ДД.ММ.ГГГГ.
Закон Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ N-РЗ "О внесении изменения в статью 17.2 Закона Республики Ингушетия "Об административной ответственности за совершение отдельных правонарушений на территории Республики Ингушетия" опубликован в республиканской общественно-политической газете "Ингушетия" N от ДД.ММ.ГГГГ.
Закон Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ N-РЗ "О внесении изменений в Закон Республики Ингушетия "Об административной ответственности за совершение отдельных правонарушений на территории Республики Ингушетия" опубликован в республиканской общественно-политической газете "Ингушетия" N от ДД.ММ.ГГГГ.
Закон Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ N-РЗ "О внесении изменений в Закон Республики Ингушетия "Об административной ответственности за совершение отдельных правонарушений на территории Республики Ингушетия" и о признании утратившим силу Закона Республики Ингушетия "О должностных лицах, уполномоченных на составление протоколов и рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 15.14 - 15.15.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении средств местных бюджетов" опубликован в республиканской общественно-политической газете "Ингушетия" N от ДД.ММ.ГГГГ.
Закон Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ N-РЗ "О внесении изменений в Закон Республики Ингушетия "Об административной ответственности за совершение отдельных правонарушений на территории Республики Ингушетия" опубликован в республиканской общенациональной газете "Сердало" N от ДД.ММ.ГГГГ.
Закон Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ N-РЗ "О признании утратившими силу статьи 4.3 Закона Республики Ингушетия "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции на территории Республики Ингушетия" и абзаца первого статьи 17.2 Закона Республики Ингушетия "Об административной ответственности на территории Республики Ингушетия" опубликован в республиканской общенациональной газете "Сердало" N 90-91 от ДД.ММ.ГГГГ.
Закон Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ N-РЗ "О внесении изменений в статью 26 Закона Республики Ингушетия "Об административной ответственности за совершение отдельных правонарушений на территории Республики Ингушетия" опубликован в республиканской общенациональной газете "Сердало" N от ДД.ММ.ГГГГ.
Закон Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ N-РЗ "О внесении изменения в статью 15 Закона Республики Ингушетия "Об административной ответственности за совершение отдельных правонарушений на территории Республики Ингушетия" опубликован в республиканской общенациональной газете "Сердало" N (12202-12203) от ДД.ММ.ГГГГ и N от ДД.ММ.ГГГГ.
Прокурор Республики Ингушетия обратился в суд с административным исковым заявлением о признании недействующими ст. 17 и 18 Закона Республики Ингушетия от N-РЗ "Об административной ответственности за совершение отдельных административных правонарушений на территории Республики Ингушетия", предусматривающие административную ответственность за нарушение или неисполнение требований и предписаний, содержащихся в нормативных правовых актах Главы Республики Ингушетия, Правительства Республики Ингушетия, иных органов исполнительной власти Республики Ингушетия, органов местного самоуправления, в решениях местных референдумов и сходов граждан, принятых в пределах их компетенции, если эти действия (бездействие) не влекут административную ответственность в соответствии с федеральным законодательством и иными статьями настоящего Закона.
В обоснование иска указывает, что отдельные положения данного нормативного правового акта противоречат федеральному законодательству.
Так, согласно статье 17 Закона N-РЗ неисполнение или нарушение должностными лицами органов государственной власти Республики Ингушетия, иных государственных органов Республики Ингушетия, органов местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организаций, общественных объединений, а также гражданами Законов Республики Ингушетия, нормативных правовых актов Главы Республики Ингушетия, Правительства Республики Ингушетия, иных органов исполнительной власти Республики Ингушетия, принятых в пределах их полномочий, если эти действия (бездействие) не влекут административную ответственность в соответствии с федеральным законодательством и иными статьями настоящего Закона, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц - в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей.
В соответствии со статьей 18 Закона N-РЗ неисполнение требований и предписаний, содержащихся в нормативных правовых актах органов местного самоуправления, в решениях местных референдумов и сходов граждан, принятых в пределах их компетенции, если эти действия (бездействие) не влекут административную ответственность в соответствии с федеральным законодательством и иными статьями настоящего Закона, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на юридических лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей.
Из содержания приведенных норм усматривается, что они, устанавливая административную ответственность за нарушение или неисполнение региональных и муниципальных нормативных правовых актов, не содержат конкретных признаков действия (бездействия), образующего состав соответствующих преступлений.
Данные нормы предоставляют возможность привлечения лиц к ответственности при отсутствии конкретных признаков состава административного правонарушения, то есть на усмотрение правоприменителя, создают условия для нарушения прав граждан, должностных лиц и юридических лиц.
Федеральный законодатель, раскрывая в части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) понятие административного правонарушения, использовал три юридических признака: противоправность, виновность, совершение действий (бездействия), за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Региональным законом административная ответственность может быть предусмотрена за нарушение требований регионального законодательства или муниципальных правовых актов путем установления в диспозиции статьи конкретных противоправных действий (бездействия), исключающих совпадение признаков объективной стороны административного правонарушения, установленного законом субъекта Российской Федерации, с административным правонарушением, административная ответственность за совершение которого предусмотрена КоАП РФ.
В противном случае будет нарушен гарантированный частью 1 статьи 19 Конституции Российской Федерации принцип равенства всех перед законом, означающий, что любое административное правонарушение должно быть четко определено, чтобы, исходя непосредственно из текста соответствующей нормы, каждый мог предвидеть административно-правовые последствия своих действий (бездействия).
Кроме того, из положений статьи 1.1 КоАП РФ вытекает основополагающее правило о необходимости конкретизации материального основания административной ответственности непосредственно в законе об административных правонарушениях субъекта Российской Федерации, а не в отсылочном акте. То есть, правовая норма регионального закона должна отвечать требованиям определенности, ясности, недвусмысленности и согласованности с системой действующего правового регулирования.
Таким образом, статьи 17 и 18 Закона N-РЗ не отвечают принципу определенности, ясности и недвусмысленности, поскольку не несут и не содержат достаточной и необходимой информации о правовых актах Главы Республики Ингушетия, Правительства Республики Ингушетия, иных органов исполнительной власти Республики Ингушетия, нормативных правовых актах органов местного самоуправления, решениях местных референдумов и сходов граждан, что также подпадает под признаки коррупциогенности нормативного акта, установленные подпунктом "а" пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов": широта дискреционных полномочий - отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий государственного органа, органа местного самоуправления или организации (их должностных лиц).
Указанные нарушения федерального законодательства, выявленные в Законе N-РЗ, могут способствовать нарушению прав, свобод и законных интересов граждан на государственную защиту от незаконного преследования и наказания.
В соответствии с пунктом 5 статьи 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ. 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации" правовые акты органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и правовые акты их должностных лиц, нарушающие права и свободы человека и гражданина, права общественных объединений и органов местного самоуправления, могут быть обжалованы в судебном порядке.
В связи с выявленными нарушениями ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой республики был принесен протест на Закон N-РЗ, который постановлением ФИО8 Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ N признан не подлежащим удовлетворению.
В возражениях на исковое заявление ФИО8 Республики Ингушетия ФИО8 просил в удовлетворении иска отказать ввиду его необоснованности. Полагает, что статьи 17 и 18 Закона Республики Ингушетия дают отсылку на конкретную статью конкретного закона. Вследствие чего представляется, что нет необходимости уточнять каждую норму федерального закона и республиканского закона, на которую делается ссылка.
В судебном заседании ФИО8 прокуратуры Республики Ингушетия ФИО8 административное исковое заявление поддержала по основаниям, изложенным в иске.
ФИО8 Республики Ингушетия ФИО8 административный иск признала.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд находит административное исковое заявление прокурора подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Оспаривание нормативного правового акта, является самостоятельным способом защиты прав и свобод граждан и организаций и осуществляется в соответствии с правилами, предусмотренными главой 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Последствием признания судом нормативного правового акта, недействующим является его исключение из системы правового регулирования полностью или в части.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 36 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", проверяя соответствие акта, обладающего нормативными свойствами, действительному смыслу разъясняемых им нормативных положений, суд устанавливает смысл разъясняемых положений, учитывая буквальное значение содержащихся в них слов и выражений, а также их место в системе права, взаимосвязи с другими правовыми нормами, цели и условия принятия соответствующего нормативного правового акта.
Так, согласно статье 17 Закона N-РЗ неисполнение или нарушение должностными лицами органов государственной власти Республики Ингушетия, иных государственных органов Республики Ингушетия, органов местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организаций, общественных объединений, а также гражданами Законов Республики Ингушетия, нормативных правовых актов Главы Республики Ингушетия, Правительства Республики Ингушетия, иных органов исполнительной власти Республики Ингушетия, принятых в пределах их полномочий, если эти действия (бездействие) не влекут административную ответственность в соответствии с федеральным законодательством и иными статьями настоящего Закона, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц - в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей.
В соответствии со статьей 18 Закона N-РЗ неисполнение требований и предписаний, содержащихся в нормативных правовых актах органов местного самоуправления, в решениях местных референдумов и сходов граждан, принятых в пределах их компетенции, если эти действия (бездействие) не влекут административную ответственность в соответствии с федеральным законодательством и иными статьями настоящего Закона, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на юридических лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей.
Административное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Подпунктом 39 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" определено, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым названными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов установления административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, определения подведомственности дел об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, организации производства по делам об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.
Полномочие субъекта Российской Федерации по установлению административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления предусмотрено статьей 1.3.1 КоАП РФ.
В силу пункта 3 части 1 статьи 1.3 КоАП РФ ответственность за нарушение норм и правил, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, может быть установлена лишь федеральным законом.
В части 1 статьи 2.1 КоАП РФ понятием административного правонарушения, признается: противоправность, виновность, совершение действий (бездействия), предусмотренных нормами Особенной части названного кодекса или законами субъектов Российской Федерации об административной ответственности.
Приведенные законоположения в их системном единстве свидетельствуют о том, что законодатель субъекта Российской Федерации, устанавливая административную ответственность за те или иные административные правонарушения, не вправе вторгаться в сферы общественных отношений, регулирование которых составляет предмет ведения Российской Федерации, а также предмет совместного ведения при наличии по данному вопросу федерального регулирования, то есть полномочия субъекта Российской Федерации по правовому регулированию в сфере административной ответственности ограничены.
Административная ответственность законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрена исключительно за нарушение требований регионального законодательства или муниципальных правовых актов путем установления в диспозиции статьи конкретных противоправных действий (бездействия), исключающих совпадение признаков объективной стороны административного правонарушения с административным правонарушением, ответственность за совершение которого предусмотрена КоАП РФ, при условии если нарушения допущены в сфере общественных отношений, не урегулированных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В противном случае будет нарушена компетенция регионального законодателя, а также гарантированный Конституцией Российской Федерации (часть 1 статьи 19) принцип равенства всех перед законом, означающий, что любое административное правонарушение должно быть четко определено, чтобы, исходя непосредственно из текста соответствующей нормы, каждый мог предвидеть административно-правовые последствия своих действий (бездействия). Также может иметь место разная правоприменительная практика в муниципальных образованиях одного субъекта Российской Федерации, и как следствие этого ослабление гарантии государственной защиты прав, свобод и законных интересов граждан от незаконных преследования и наказания.
Между тем статьи 17 и 18 Закона N-РЗ не отвечают принципу определенности, ясности и недвусмысленности, устанавливая административную ответственность за нарушение или неисполнение региональных и муниципальных нормативных правовых актов, не содержат конкретных признаков действия (бездействия), образующего состав соответствующих правонарушений.
Данные нормы предоставляют возможность привлечения лиц к ответственности при отсутствии конкретных признаков состава административного правонарушения, создают условия для нарушения прав граждан, должностных лиц и юридических лиц.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в п. 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречат нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, руководствуясь пунктом 1 части 2, пунктом 1 части 4 статьи 215 КАС РФ, признает этот нормативный правовой акт не действующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Нормативный правовой акт или его часть могут быть признаны не действующими с того времени, когда они вошли в противоречие с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу.
Если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
При таких обстоятельствах суд, полагает необходимым признать недействующими статьи 17 и 18 Закона Республики Ингушетия от N-РЗ "Об административной ответственности за совершение отдельных административных правонарушений на территории Республики Ингушетия" со дня вступления решения суда в законную силу.
В силу требований пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ печатное издание, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт обязано, опубликовать решение суда о признании этого акта или его части недействующими, после вступления его в законную силу.
Руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 215 КАС РФ, суд
решил:
Административное исковое заявление прокурора Республики Ингушетия удовлетворить.
Признать недействующими статьи 17 и 18 Закона Республики Ингушетия от N-РЗ "Об административной ответственности за совершение отдельных административных правонарушений на территории Республики Ингушетия", предусматривающие административную ответственность за нарушение или неисполнение требований и предписаний, содержащихся в нормативных правовых актах Главы Республики Ингушетия, Правительства Республики Ингушетия, иных органов исполнительной власти Республики Ингушетия, органов местного самоуправления, в решениях местных референдумов и сходов граждан, принятых в пределах их компетенции, если эти действия (бездействие) не влекут административную ответственность в соответствии с федеральным законодательством и иными статьями настоящего Закона.
Опубликовать сообщение о принятом решении в общенациональной газете "Сердало" в течение месяца со дня вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Третий апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда Республики Ингушетия от 22 декабря 2020 г. N а-26/2020
Текст решения опубликован не был