Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Информация Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" "Единый порядок и формы обмена информацией государств - участников СНГ по вопросам перемещения радиоактивных источников" (по состоянию на 1 сентября 2022 г.)

Информация Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом"
"Единый порядок и формы обмена информацией государств - участников СНГ по вопросам перемещения радиоактивных источников"

(по состоянию на 1 сентября 2022 г.)

 

1. Введение

 

1.1 Единый порядок и формы обмена информацией о перемещении радиоактивных источников разработаны Комиссией государств-участников СНГ по использованию атомной энергии в мирных целях (далее - Комиссия) во исполнение [статьи 4] Соглашения государств - участников СНГ по вопросам перемещения радиоактивных источников (далее - Соглашение).

1.2 Единый порядок и формы обмена информацией о перемещении радиоактивных источников предназначены для:

- гармонизации согласованного контроля над закрытыми радиоактивными источниками 1 и 2 категории радиационной опасности при их перемещении между государствами - участниками СНГ в целях обеспечения безопасного обращения с ними в условиях упрощения принятия решений о разрешении трансграничных перемещений за счет эффективной организации обмена информацией на этапе согласования предварительных уведомлений о готовности к экспорту/импорту ЗРИ, а также использования национальных реестров ЗРИ;

- сведения к минимуму вероятности утраты контроля над ЗРИ 1 и 2 категории радиационной опасности в случае их трансграничного перемещения, а также содействия в установлении контроля над ЗРИ в чрезвычайных ситуациях с ними, включая оперативное реагирование с целью восстановления контроля над бесхозными источниками.

1.3 В условиях разнообразия нормативных правовых основ организации и функционирования национальных систем учета и контроля источников ионизирующего излучения в государствах-участниках СНГ положения в отношении единого порядка и форм обмена информацией о перемещении радиоактивных источников носят руководящий характер и, образуя единую платформу информационного обмена, применяются в условиях информационной безопасности, определяемых в статье 3 Соглашения, с соблюдением законодательства государств-участников СНГ.

 

2. Определения

 

2.1 В целях реализации Соглашения государств-участников СНГ по вопросам перемещения радиоактивных источников:

а) "уполномоченные (компетентные) органы" означают государственные органы государств - участников СНГ, на которые возлагается реализация Соглашения, включая организацию информационного обмена на системной основе.

б) термины "радиоактивный источник", "закрытый источник", "обращение", "официальное разрешение", "экспорт", "импорт", "получатель", "экспортирующий субъект", "экспортирующее государство", "импортирующее государство", "пункт связи", "категория радиационной опасности", используются в соответствии с определениями, установленными в документах Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) "Кодекс поведения по обеспечению безопасности и сохранности радиоактивных источников" (IAEA/CODEOC/2004), "Руководящие материалы по импорту и экспорту радиоактивных источников" (IAEA/CODEOC/IMP-EXP/2005), "Глоссарий МАГАТЭ по вопросам безопасности: терминология, используемая в области ядерной безопасности и радиационной защиты" (STI/PUB/1290).

в) "Кодекс" означает документ МАГАТЭ "Кодекс поведения по обеспечению безопасности и сохранности радиоактивных источников", IАЕА/СОDЕОС/2004.

 

3. Пункты связи

 

В целях реализации единого порядка обмена информацией уполномоченные (компетентные) органы сторон Соглашения сообщают друг другу сведения о тех пунктах связи, на которые возложена задача направления и получения сведений в соответствии с установленными в настоящем документе формами и порядком. Сводный перечень пунктов связи уполномоченных (компетентных) органов, на которые возлагается реализация Соглашения с указанием контактных лиц, обеспечивающих взаимодействие в рамках Соглашения, размещается на портале Комиссии.

Пункты связи должны быть постоянно готовы к взаимодействию. Компетентные органы незамедлительно уведомляют друг друга, а также Секретариат Комиссии об изменениях сведений, касающихся пунктов связи.

Если уполномоченным (компетентным) органом назначается более одного пункта связи, ему следует указать, какой из этих пунктов связи является основным для выполнения определяемых Соглашением функций. Остальные пункты связи следует относить к вспомогательным пунктам, которые используются в определяемых уполномоченными органами условиях.

К вспомогательным могут относиться пункты связи, созданные на базе подконтрольных уполномоченным (компетентным) органам государств-участников СНГ:

организаций, на которые в обеспечение условий статьи 1 Соглашения принятыми в этих государствах правовыми актами возложена функция ведения национального реестра источников ионизирующего излучения, включая реестры ЗРИ 1 и 2 категории радиационной опасности, т.е. организациями информационного обеспечения;

организаций, на которые возложено осуществление мер, направленных на предотвращение или ограничение, а также устранение радиологических последствий аварий или злоумышленных актов, связанных с радиоактивными источниками, т.е. организациями, которые обеспечивают аварийную готовность и реагирование.

При назначении уполномоченным (компетентным) органом нескольких пунктов связи порядок информационного обмена между ними определяется внутренними организационно-распорядительными документами, обеспечивающими полноту и своевременность предоставления данных в рамках Соглашения.

Средства связи и коммуникации, используемые для передачи информации между пунктами связи государств - участников СНГ, определяются по согласованию сторон Соглашения с учетом принятых ими законодательных и других нормативных правовых актов в области информационной безопасности.

 

4. Состав информации и порядок ее предоставления

 

Основу единых форм обмена информацией составляют требования к составу информации, необходимой для достижения целей, поставленных Соглашением, и с учетом рекомендованных Комиссией Типовых требований к реестрам источников ионизирующего излучения государств - участников СНГ.

В состав информации, предоставляемой в порядке информационного обмена, входят:

4.1 Общие сведения об организации и функционировании национальных систем безопасности в области использования атомной энергии в государствах - участниках СНГ, предоставляемые в порядке взаимного информирования (в соответствии с п. 11 Кодекса, п. 8b руководящих материалов по импорту и экспорту радиоактивных источников - IАЕА/СОDЕОС/IМР-ЕХР/2005, а также ст. 8 Соглашения), включая:

сведения о назначении и наделении полномочиями регулирующих органов;

сведения о создании системы уведомления, выдачи разрешений и контроле за радиоактивными источниками при их перемещении;

данные о создании и ведении национальных реестров или инвентарных перечней радиоактивных источников, организации и функционировании национальных систем учета и контроля по крайней мере радиоактивных источников категории 1 и 2 для согласования форматов своих реестров с целью обеспечения эффективности обмена информацией;

сведения о программных и технических решениях, влияющих на информационное взаимодействие государств-участников СНГ в рамках Соглашения.

Указанная информация является чувствительной с точки зрения организации единого порядка информационного обмена в рамках Соглашения, и предоставляется уполномоченными (компетентными) органами в Секретариат Комиссии для размещения на портале Комиссии. Актуализация свода документов выполняется по мере их изменения, в том числе, в части вопросов, относящихся к трансграничному перемещению радиоактивных источников.

4.2 Сведения о пунктах связи уполномоченных (компетентных) органов, на которые возлагается реализация Соглашения с указанием контактных лиц, обеспечивающих эффективное сотрудничество в рамках Соглашения.

Информация, определяющая основные пункты связи уполномоченных (компетентных) органов, предоставляется уполномоченными (компетентными) органами в Секретариат Комиссии для размещения на портале Комиссии. Перечень уполномоченных (компетентных) органов формируется по данным, предоставленным в депозитарий Соглашения одновременно с уведомлением о выполнении внутригосударственных процедур, необходимых для вступления его в силу.

Дополнительные сведения об основных и вспомогательных пунктах связи, предоставляются уполномоченными (компетентными) органами государств-участников СНГ в Секретариат Комиссии с определением того, в каких условиях вспомогательные пункты связи используются.

4.2.1 Сведения о пункте связи уполномоченных (компетентных) органов в свой состав включают:

наименование уполномоченного (компетентного) органа;

адрес уполномоченного (компетентного) органа;

имя и должность контактного лица;

контактные реквизиты (без ограничения):

телефон;

телефакс;

адрес электронной почты;

дополнительные сведения об уполномоченном (компетентном) органе (в том числе, условия, в которых используются вспомогательные пункты связи).

4.2.2 Актуализация перечня пунктов связи уполномоченных (компетентных) органов обеспечивается в соответствии с положениями статьи 2 Соглашения.

4.3 Сведения, отражаемые в формах предварительного уведомления (запросах на подтверждение), используемых в едином порядке информационного обмена участников внешней экономической деятельности о предстоящих перемещениях радиоактивных источников 1 и 2 категории радиационной опасности.

В состав форм предварительных уведомлений входят:

форма предварительного уведомления экспортирующего государства, требующая подтверждения согласия импортирующего государства импортировать радиоактивные источники 1 или 2 категории или импортировать источники 1 и 2 категории в условиях исключительных обстоятельств (запрос на подтверждение), - в соответствии с пунктами 6, 7, 14, 15 и 16 Руководства МАГАТЭ об импорте и экспорте радиоактивных источников и пунктами 23-25 Кодекса;

форма предварительного уведомления импортирующему государству об отправке экспортирующим государством радиоактивных источников 1 или 2 категории (уведомление перед отправлением), - в соответствии с пунктами 9 и 12 Руководства МАГАТЭ об импорте и экспорте радиоактивных источников и пунктом 23 Кодекса.

4.3.1 Основу содержания формы предварительного уведомления (запроса) для подтверждения согласия импортирующего государства на экспорт составляют требования Руководящих материалов по импорту и экспорту радиоактивных источников - IАЕА/СОDЕОС/IМР-ЕХР/2005 (пп. 6, 7, 14, 15 и 16) и положения Кодекса (пп. 23-25) МАГАТЭ.

В состав данных (без ограничения) входят:

а) сведения об адресате: сведения об уполномоченном (компетентном) органе импортирующего государства с указанием реквизитов основного пункта связи в формате, установленном в п. 4.2.1;

б) сведения, предоставленные экспортирующим государством или экспортирующим субъектом (с уведомлением об этом экспортирующего государства), включая:

уникальный идентификационный номер запроса на согласие;

наименование получателя (с возможным указанием для получателя номера официального разрешения (лицензии) и срока его действия);

место нахождения получателя с указанием юридического адреса или адреса, по которому осуществляется деятельность;

характеристики экспортируемых источников, включая: радионуклидный состав, количество источников одного радионуклидного состава, максимальную номинальную активность одного источника, максимальную общую номинальную активность;

предлагаемые сроки для принятия решения по запросу;

дополнительная информация с указанием следующих сведений:

наименование и контактные данные конечного пользователя (адрес, тел., факс, e-mail) и области применения источника(ов);

сведения о контракте (заказе/спецификации) на поставку/возврат источников, изъятых из употребления (с указанием номера, даты);

страна-изготовитель источника(ов) - при возврате источника(ов), изъятых из употребления на переработку;

наименование экспортирующего субъекта;

наименование уполномоченного (компетентного) органа, представляющего экспортирующее государство (действующего от имени экспортирующего государства) с указанием контактных данных ответственного лица);

подпись ответственного лица со стороны экспортирующего государства и дата подписи;

в) информация, предоставленная импортирующим государством экспортирующему государству:

отметка о согласии/несогласии на импорт с указанием срока действия согласия (дата) в случае предоставления согласия;

сведения о наличии у получателя разрешения (лицензии) на обращение с источниками, указанными в п. (б), с указанием даты окончания срока действия разрешения (лицензии) или приложением копии документа (при наличии);

наименование организации, представляющей импортирующее государство, с указанием данных ответственного лица;

подпись ответственного лица со стороны уполномоченного (компетентного) органа импортирующего государства и дата подписи.

4.3.2 Форма предварительного уведомления для подтверждения согласия импортирующего государства импортировать радиоактивные источники 1 или 2 категории или импортировать радиоактивные источники 1 и 2 категории в условиях исключительных обстоятельств заполняется контактным лицом компетентного (уполномоченного) органа экспортирующего государства по данным, предоставленным экспортирующим субъектом, и направляется по согласованным сторонами каналам связи по адресу пункта связи уполномоченного (компетентного) органа импортирующего государства. В случае невозможности дать ответ на запрос в установленные в запросе сроки уполномоченному (компетентному) органу импортирующего государства рекомендуется сообщить о возможной задержке с ответом для решения проблем, которые могут возникнуть в связи с этим у экспортирующего субъекта.

После того, как решение о согласии на экспорт принято, со стороны компетентного органа импортирующего государства заполняется та часть формы предварительного уведомления (запроса) для подтверждения согласия на экспорт, которая относится к сведениям о принятом решении, и запрос возвращается в адрес уполномоченного (компетентного) органа экспортирующего государства в установленные в запросе сроки.

Образец бланка для формы предварительного уведомления (запроса) для подтверждения согласия уполномоченного (компетентного) органа импортирующего государства на экспорт приведен в приложении 1.

4.3.3 Основу содержания формы предварительного уведомления импортирующему государству об отправке экспортирующим государством радиоактивных источников 1 или 2 категории (уведомление перед отправлением) составляют требования Руководящих материалов по импорту и экспорту радиоактивных источников - IАЕА/СОDЕОС/IМР-ЕХР/2005 (пп. 9 и 12), а также положения п. 23 Кодекса МАГАТЭ. В состав данных (без ограничения) входят:

а) сведения об уполномоченном (компетентном) органе импортирующего государства с указанием реквизитов основного пункта связи в формате, установленном в п. 4.2,

б) сведения, предоставленные от имени экспортирующего государства или экспортирующего субъекта (с уведомлением об этом экспортирующего государства), включая:

уникальный идентификационный номер согласия, полученного от импортирующего государства с приложением, по возможности, копии этого согласия;

самая ранняя дата поставки (определяемая временем упреждения продаж и временем транспортировки с учетом рабочих часов, где время упреждения продаж - время, затрачиваемое с момента получения заказа и до отправки номенклатуры);

наименование экспортирующего субъекта;

наименование получателя и адрес по которому осуществляется поставка;

вид деятельности получателя (производитель, поставщик, пользователь, обращение с радиоактивными отходами, включая переработку);

номер лицензии получателя на вид деятельности с указанием срока ее действия; радионуклидный состав и общая активность радиоактивных источников;

совокупный уровень активности (не обязательный показатель, агрегированное A/D- отношение, определяемое в соответствии с положениями. § 3.5 руководства по безопасности МАГАТЭ "Категоризация радиоактивных источников", - RS-G-1.9);

количество радиоактивных источников и доступные для контроля однозначные идентификаторы (в качестве идентификаторов могут быть указаны типы и серийные номера упаковок (контейнеров), в которых осуществляется поставка).

в) дополнительные сведения - раздел, в котором предполагается более детальное описание однозначных идентификаторов радиоактивных источников, а также ассоциированного с ними оборудования с указанием следующих характеристик источников:

номер паспорта (сертификата);

тип (модель, тип капсулы);

заводской номер;

радионуклид(ы);

дата выпуска;

активность на дату выпуска (если источник содержит ядерные материалы, следом за значением активности в скобках указывается содержание ядерных материалов в граммах);

категория;

наименование, адрес изготовителя (с указанием страны и адреса места нахождения);

номер и срок действия сертификата - разрешения на РВ особого вида.

Для каждого источника или группы источников приводятся сведения об ассоциированном оборудовании (контейнере, приборе, установке) в следующем составе:

наименование;

тип;

идентификационный номер;

год выпуска;

наличие обедненного урана в конструкции оборудования с указанием его массы в килограммах.

г) наименование уполномоченного (компетентного) органа экспортирующего государства или экспортирующего субъекта (действующего от имени экспортирующего государства) с указанием контактных данных ответственного лица, его имени и должности);

д) подпись ответственного лица с указанием даты подписи.

4.3.4 Форма уведомления перед отправлении может быть направлена по согласованным сторонами каналам связи, как уполномоченным (компетентным) органом экспортирующего государства, так и экспортирующим субъектом. В последнем случае копия уведомления направляется экспортирующим субъектом в адрес уполномоченного (компетентного) органа экспортирующего государства. Насколько это практически возможно, данное уведомление должно быть получено уполномоченным (компетентным) органом импортирующего государства, по крайней мере, за 7 календарных дней до отправления.

4.3.5 Копия уведомления перед отправлением источника(ов) ионизирующего излучения с подтверждением их фактического получения направляется импортирующим государством в пункт связи экспортирующего государства в течение 10 календарных дней после внесения информации в национальный реестр источников ионизирующего излучения импортирующего государства. Допускается отправка копии уведомления перед отправлением с подтверждением их фактического получения через вспомогательные пункты связи в организациях, на которые возложена функция ведения национального реестра источников ионизирующего излучения, включая реестры ЗРИ 1 и 2 категории радиационной опасности.

В состав данных, указываемых в подтверждении фактического получения источника(ов), предоставляемое импортирующим государством входят:

а) отметка о подтверждении фактического получения источника(ов), в соответствии с данными, приведенными в уведомлении перед отправлением, а также информированием о возможных отклонениях от этих данных в примечании;

б) дата получения источника(ов);

г) наименование уполномоченного (компетентного) органа импортирующего государства с указанием контактных данных ответственного лица, предоставившего подтверждение, его имени и должности;

д) подпись ответственного лица с указанием даты направления подтверждения.

Образец бланка для формы уведомления перед отправлением с дополнительным разделом подтверждения фактического получения источников, сведения о которых указаны в данной форме уведомления, приведен в приложении 2.

4.3.6 По форме указанные в пп. 4.3.1 - 4.3.5 предварительные уведомления носят рекомендательный характер, то есть допускается использование форм предоставления данных (бланков), отличных от приведенных в приложении 1 и 2.

4.3.7 Требования к составу данных в уведомлении перед отправлением с дополнительным разделом подтверждения фактического получения источников, а также регламенту информационного обмена этими данными носят обязательный характер.

4.4. Стороны Соглашения в соответствии с положениями п. 12 Кодекса осуществляют информационное взаимодействие, обмениваясь данными, которые необходимы для обеспечения аварийного реагирования в случаях любой утраты контроля за радиоактивными источниками или любого инцидента с потенциальными трансграничными последствиями, связанными с радиоактивными источниками. В этих целях возможно затребование сторонами Соглашения информации в объеме, большем, чем это предусмотрено в разделе 4.3. Состав сведений в таких случаях ограничен рекомендациями, изложенными в документе "Типовые требования к реестрам источников ионизирующего излучения государств-участников СНГ", а также данными, подлежащими регистрации в национальных реестрах источников ионизирующего излучения в соответствии с действующими в этих государствах нормативными правовыми актами.

Обмен доступной информацией осуществляется между основными/вспомогательными (при наличии) пунктами связи уполномоченных (компетентных) органов по запросам с соблюдением установленных норм и правил в области информационной безопасности.

 

 

Росатом представил единый порядок и формы обмена информацией государств - участников СНГ по вопросам перемещения радиоактивных источников по состоянию на 1 сентября 2022 г. Они предназначены для:

- гармонизации согласованного контроля над закрытыми радиоактивными источниками (ЗРИ) 1 и 2 категории радиационной опасности при их перемещении между государствами - участниками СНГ;

- сведения к минимуму вероятности утраты контроля над ЗРИ 1 и 2 категории в случае их трансграничного перемещения, а также содействия в установлении контроля над ЗРИ в ЧС.


Информация Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" "Единый порядок и формы обмена информацией государств - участников СНГ по вопросам перемещения радиоактивных источников" (по состоянию на 1 сентября 2022 г.)


Опубликование:

-